МОТИВ ПОКОЯ В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В.ГОГОЛЯ В СВЕТЕ ХРИСТИАНСКОГО ИДЕАЛА
|
ВВЕДЕНИЕ С. 3
ГЛАВА 1. Мотив покоя в повести «Старосветские помещики» С. 12
1.1 История создания и изучения повести «Старосветские
помещики» С. 12
1.2 Выявление мотива покоя в повести «Старосветские
помещики» С. 18
ГЛАВА 2. Эволюция мотива покоя в повести «Портрет» С. 25
2.1 К вопросу об истории создания повести «Портрет» С. 25
2.2 Мотив покоя в повести «Портрет» С. 30
ГЛАВА 3. Особенности функционирования мотива покоя в поэме
«Мертвые души» С. 45
3.1 История создания поэмы «Мертвые души» С. 45
3.2 Выявление мотива покоя в поэме «Мертвые души» С. 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ С. 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА 1. Мотив покоя в повести «Старосветские помещики» С. 12
1.1 История создания и изучения повести «Старосветские
помещики» С. 12
1.2 Выявление мотива покоя в повести «Старосветские
помещики» С. 18
ГЛАВА 2. Эволюция мотива покоя в повести «Портрет» С. 25
2.1 К вопросу об истории создания повести «Портрет» С. 25
2.2 Мотив покоя в повести «Портрет» С. 30
ГЛАВА 3. Особенности функционирования мотива покоя в поэме
«Мертвые души» С. 45
3.1 История создания поэмы «Мертвые души» С. 45
3.2 Выявление мотива покоя в поэме «Мертвые души» С. 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ С. 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Гоголь был художником высочайшего уровня, но он обладал и обострённой религиозной одарённостью. В конце концов, она возобладала в нём над чисто художественной жаждой творчества. Гоголь сознавал: искусство, как бы высоко оно ни возносилось, останется пребывать среди сокровищ на земле. Для Гоголя же основной интерес представляли сокровища на небе.
Совершенная истина жизни в повестях Гоголя тесно соединяется с простотой вымысла. Он не льстит жизни, но и не клевещет на нее; он рад изобразить все, что есть в ней прекрасного, человеческого, и в то же время не скрывает ни мало и ее безобразия. В том и другом случае он верен жизни до последней степени. Гоголь представляет настоящий её портрет.
В нравственной области Гоголь был гениально одарён; ему было суждено круто повернуть всю русскую литературу от эстетики к религии. Все черты, характеризующие "великую русскую литературу", ставшую мировой, были намечены Гоголем: её религиозно-нравственный строй, её гражданственность и общественность, её боевой и практический характер, её пророческий пафос и мессианство.
Одна из важных проблем исследования творчества Н.В. Гоголя - рассмотрение различных мотивов в его произведениях. Предметом нашего исследования является мотив покоя.
Мотив (лат. двигаю) - термин, перешедший в литературоведение из музыковедения. Аналогии с музыкой, где данный термин - ключевой при анализе композиции произведения, помогают уяснить свойства мотива в литературном произведении: его вычленяемость из целого и повторяемость в многообразии вариаций.
Понятие мотива как простейшей повествовательной единицы было впервые теоретически обосновано в «Поэтике сюжетов» А. Н. Веселовского.
«Под мотивом я разумею простейшую повествовательную единицу, образно ответившую на разные вопросы первобытного ума или бытового наблюдения» . Веселовский считал мотивы простейшими формулами, которые могли зарождаться у разных племен независимо друг от друга: «признак мотива - его образный одночленный механизм».
Мотив часто рассматривается как категория сравнительно-исторического литературоведения. Выявляются мотивы, имеющие очень древние истоки, ведущие к первобытному сознанию и вместе с тем получившие развитие в условиях высокой цивилизации разных стран. Таковы мотивы блудного сына, гордого царя, договора с дьяволом и т. д.
В современном литературоведении термин «мотив» используется в разных методологических контекстах и с разными целями, что в значительной степени объясняет расхождения в толковании понятия, его важнейших свойств.
Общепризнанным показателем мотива является его повторяемость.
«В роли мотива в произведении может выступать,— считает Б. Гаспаров,— любой феномен, любое смысловое «пятно» — событие, черта характера, элемент ландшафта, любой предмет, произнесенное слово, краска, звук и т. д.; единственное, что определяет мотив,— это его репродукция в тексте, так что в отличие от традиционного сюжетного повествования, где заранее более или менее определено, что можно считать дискретными компонентами («персонажами» или «событиями»), здесь не существует заданного «алфавита» — он формируется непосредственно в развертывании структуры и через структуру».
Ведущий мотив в одном или во многих произведениях писателя может определяться как лейтмотив.
Лейтмотив может рассматриваться на уровне темы и образной структуры произведения. Можно говорить об особой роли как лейтмотива, так и мотива в организации второго, тайного смысла произведения, другими словами — подтекста, подводного течения.
В нашей работе мы выявим те самые подводные течения, созданные мотивом покоя, которые можно обнаружить, взглянув на них в свете христианского идеала.
При исследовании мотива покоя в произведениях Гоголя, нам необходимо определить всю многозначность данного понятия.
Категория покоя получает в русской культуре как религиозно- онтологическое, так и художественное осмысление. Религиозно-онтологическая семантика покоя раскрывается в книгах Ветхого и Нового Завета. Покой воспринимается здесь и как завершение миротворения, и как «субботний» покой, и как «акт творчества в духе». Покой трактуется и как наличие высшего Божественного замысла о мире и человеке и его воплощение в совместной деятельности Бога и человека, как «примирение Бога и человека в акте творческой „ 4 синэргии».
В. А. Котельников размышлял о покое как парадигмальном понятии для русской культуры. Обращаясь к Ветхому Завету и святоотеческой традиции, исследователь отмечал: «Премирный покой — любовное, “художественное” созерцание Богом бытия в его завершенности. Созидание мира — акт бытийственного оформления в материи, покой же — акт творчества в духе; из первого проистекает природная и историческая динамика, из второго — внутреннее движение к сверхприродному конечному совершенству». Вместе с тем покой — реальная область и состояние, где мир соприкасается и сливается с Богом.
О начале веры как рождении во Христе размышлял святой Антоний Великий: «Как тело, пока в нем душа, проходит три возраста, именно: юность, мужество и старость, так же три возраста проходит душа, сокрытая в теле: начало веры, преуспевание в ней и совершенство». В первом, когда начинает душа веровать, она рождается во Христе, как говорится в Евангелии.
Категория покоя в светской книжной культуре XVIII - начала XIX в. получает иное значение и развивается в основном в трех направлениях. Это высокая ораторская и одическая традиция, которая понимает покой, прежде всего, как общественное благо, как воплощение общественного согласия и гармонии. Другая линия - горацианско-эпикурейская - трактует покой одновременно как чувственное и интеллектуальное наслаждение, в котором личность обретает нравственную чистоту и внутреннюю цельность. Третья, сентименталистская, линия видит в покое гармоническое слияние «внутреннего человека» с миром природы и культуры, непосредственное переживание «невыразимого».
Для того чтобы разобраться с самим словом «покой», мы обратились к словарям: Ожегова, Даля, Энциклопедическому словарю «Христианство» и др. Выяснили, что это понятие многозначно, оно может обозначать: во-первых, недвижность; бездействие, отдых, мир, тишину, безмятежное состоянье; во- вторых, связан со смертью: заупокойный, относящийся к усопшему и к упокою души его, в Полном церковнославянском словаре Т.С. Олейникова покой также рассматривается как отсутствие смущений, отсутствие страхов, согласие, благополучие, простор.
Особое значение это слово имеет в христианстве - покой понимается как высшая степень молитвенного предстояния, как дар Божий и одновременно как плод духовной жизни человека, стяжать который можно только усиленной работой над собой и исполнением евангельских заповедей.
Отметим, что в рамках нашей работы чрезвычайно продуктивным оказалось обращение к семантически близкому понятию покоя понятию тишины, которому также следует дать подробное толкование.
Тишина - это феномен природы, который существовал еще до человека. В русском языке тишина - это характеристика беззвучного мира, которая зачастую ассоциируется с покоем и тихой печалью.
В русской культуре (уже - в литературе) тишина также обозначает отсутствие шума повседневной жизни, что не означает полного беззвучия: исчезновение шума помогает услышать едва уловимое дыхание природы.
Понятие тишины в произведениях русских писателей и поэтов нередко встречается в контексте мотива смерти. Контекстуальная близость двух понятий - «смерти» и «тишины» позволила метафорически переносить качества одного из них при характеристике другого. Близость мотива «смерти» мотиву «тишины» уходит корнями в традиции и верования русского народа. Так, в доме, где находится покойник, не принято громко разговаривать, в память об умерших объявляют минуту молчания (минуту тишины), на кладбищах царит тишина.
Кроме того, тишина - это одна из частых характеристик русского церковного, православного пространства. При этом тишина присутствует не только в конкретных церковных локусах, например, в храме или церкви, но и при традиционных обрядах, проходящих вне этого пространства. Тишина создает фон для общения с Богом, для духовного поиска.
Тишина и покой во всех условиях, во всех частях существа - первая ступень на пути к Богу. Покой является первым условием, без которого все остальное не сможет быть стабильным. За тишиной и покоем приходят Свет, Сила и Любовь, способные привести человека к истинной вере.
Таким образом, мы можем заключить, что мотив покоя связан с религиозно-философской проблематикой, во многом определяющей мировоззрение и, соответственно, все творчество Н.В. Гоголя.
Одним из первых заговорил о необходимости изучать произведения Гоголя в неразрывной связи с религиозными убеждениями писателя, вчитаться в его духовные творения и обнаружить в них ключ к пониманию художественных произведений Владимир Алексеевич Воропаев. Именно Воропаев вместе со своим учеником и единомышленником Игорем Алексеевичем Виноградовым выпустили образцовые критические издания духовной прозы Гоголя: «Выбранные места из переписки с друзьями», «Размышления о Божественной литургии», «Авторская исповедь» и другие.
В своей работе Воропаев закладывает основы изучения Гоголя как писателя-христианина, извлекает из небытия забытые факты и соединяет их в выверенную до мелочей систему, которая сокрушает устаревшие представления о писателе.
Если масштабная работа профессора Воропаева сосредоточена, в основном, на вопросе о значении Православия в жизни Гоголя, то Виноградов обнаруживает тяготение Гоголя к христианству в малороссийских повестях писателя. В статье «...И по ту, и по эту сторону Диканьки» ученый предлагает новое прочтение «Вечеров на хуторе близ Диканьки», которые, по словам автора работы, помогают «понять и то, почему писатель так и не связал себя, по обыкновению, семейными узами, но оставался до конца своих дней “монахом в миру”». Виноградов бросает вызов традиционным представлениям об исключительно карнавальной природе ранних повестей. С помощью точного анализа исследователь вскрывает мощный пласт религиозной проблематики.
Рассматривая творчество Гоголя по этапам, очень важно показать закономерность перехода писателя от цикла преимущественно романтических повестей «Вечеров» к циклу преимущественно реалистических повестей «Миргорода». В 1835 г. Гоголь издает сразу 2 цикла своих произведений: «Миргород, повести, служащие продолжением Вечеров на хуторе близ Диканьки» и «Арабески. Поскольку ранние повести Гоголя отличаются преобладанием фантастически-романтического начала, мы сосредоточили свое внимание в рамках данной работы на реалистических произведениях писателя. Этот выбор обусловлен тем, что фольклорное начало, ярко выраженное в произведениях раннего периода творчества Гоголя, требует отдельного детального изучения в рамках христианского контекста.
Таким образом, объектом исследования нашей работы являются произведения Н.В. Гоголя «Старосветские помещики», «Портрет», «Мертвые души».
Предмет исследования: мотив покоя в вышеуказанных произведениях, его развитие и функционирование.
Важно сказать, что в современном литературоведении интерес к творчеству Гоголя в срезе религиозной проблематики не ослабевает. Доказательством тому стал выход по благословению патриарха Кирилла нового «Полного собрания сочинений и писем Гоголя в семнадцати томах» в 2010 году. Это издание стало не только наиболее полным неакадемическим собранием гоголевских произведений и переписки (как принадлежащей перу писателя, так и адресованной ему), но и своеобразным свидетельством зрелости для православного гоголеведения. Были впервые представлены и обстоятельно прокомментированы как художественные, научные и литературно-критические тексты Гоголя, так и его духовная проза, выписки из Отцов Церкви и богослужебных книг. В 2012 году вышел сборник под названием «Творчество Н.В. Гоголя в контексте православной традиции». (Ижевск: Изд-во Удмуртского университета, 2012.) Учеными, авторами коллективной монографии, рассматриваются произведения Гоголя «Шинель», «Портрет», «Мертвые души», «Тарас Бульба» и другие. Заглавие сборника указывает не только на его тематику, но также на специфический метод, который здесь применяется. Авторы статей представляют «научное направление, связанное с изучением кардинального для русской словесности православного типа духовности». Активное исследование этого направления в творчестве Гоголя обуславливает актуальность нашей работы.
Историко-литературный аспект актуальности обусловлен тем, что, изучив ряд произведений, принадлежащих к разным периодам творчества Гоголя, мы можем выявить характерные особенности творчества, отражающие становление мировосприятия Н. В. Гоголя, его убеждения.
Не будем забывать о том, что и для гуманитаристики в общем на данном этапе очень важно изучение вопросов, так или иначе посвященных внутреннему перерождению человека, его духовному становлению. Таким образом, изучение произведений, мотивов, сюжетов в свете религиозно-философской мысли становится особенно актуальным.
Новизна нашей работы заключается в том, что среди всех мотивов, выделяемых исследователями за все время, мотив покоя не выделен, не рассмотрен отдельно, и, соответственно, при упоминании данного мотива не учитывается христианский аспект. Так, в монографии Ю. В. Манна «Поэтика Гоголя» рассматриваются важнейшие проблемы поэтики Гоголя, его художественного мастерства: соотношение фантастики и реальности, принципы построения характеров и сюжетов, особенности стиля, а также своеобразие комизма. Творчество Гоголя разбирается на широком фоне русской (А. Пушкин, В. Одоевский, А. Погорельский, М. Погодин, О. Сомов и т. д.) и мировой литературы (Аристофан, Рабле; Мольер, Гофман, Тик, Шамиссо и т. д.), анализируются такие мотивы как: мотив омертвения, кукольности, мотив чуда и фантастики в духе Гофмана и проч.
Т.А. Волоконская посвятила свою статью мотиву пристального взгляда как попытке достижения покоя в Петербургском цикле Н. В. Гоголя. В.Ш. Кривонос среди прочих выделил близкие в срезе христианского аспекта мотивы «омертвления» и «воскресения» гоголевских героев, но мотив покоя не был выделен исследователями отдельно.
Поскольку творчество Гоголя именно в христианском аспекте изучается в данный момент времени достаточно активно, целью нашей работы является
рассмотрение мотива покоя в творчестве Гоголя в свете христианского идеала. Мы исследовали произведения Гоголя с точки зрения наличия в текстах мотива покоя, рассмотрели и проанализировали функционирование и развитие данного мотива, его роль и значение для понимания христианского контекста.
Для достижения этой цели в ходе работы нами были поставлены следующие задачи:
1. Исследовать понятие покоя в христианстве.
2. Проанализировать тексты произведений, рассмотрев мотив покоя, учитывая христианский аспект.
3. Определить роль данного мотива в художественной системе писателя.
В работе был применен аксеологический подход к литературному произведению, а также элементы системного подхода - рассмотрены слова- образы тишина, покой, выделен и исследован соответствующий мотив.
Основными методами исследования были выбраны генетический, изучающий закономерности возникновения и развития мотива покоя в творчестве Гоголя, психологический, направленный на изучение связи и соотношения образов и характеров персонажей в свете данного мотива с миром вообще внутри произведения, а также сравнительно-типологический.
Цели и задачи определили структуру нашей работы, состоящей из:
1) введения, содержащего общую характеристику работы, ее задачи и цели, обоснование актуальности темы, обзор литературы по теории вопроса, освещение изученных критических и теоретических работ.
2) основной части, состоящей из трех глав, в которых непосредственно анализируются исследуемые произведения, а также содержится обзор научно-критической литературы.
3) заключения, в котором отражены основные выводы по итогам работы, и намечены ее дальнейшие перспективы.
Совершенная истина жизни в повестях Гоголя тесно соединяется с простотой вымысла. Он не льстит жизни, но и не клевещет на нее; он рад изобразить все, что есть в ней прекрасного, человеческого, и в то же время не скрывает ни мало и ее безобразия. В том и другом случае он верен жизни до последней степени. Гоголь представляет настоящий её портрет.
В нравственной области Гоголь был гениально одарён; ему было суждено круто повернуть всю русскую литературу от эстетики к религии. Все черты, характеризующие "великую русскую литературу", ставшую мировой, были намечены Гоголем: её религиозно-нравственный строй, её гражданственность и общественность, её боевой и практический характер, её пророческий пафос и мессианство.
Одна из важных проблем исследования творчества Н.В. Гоголя - рассмотрение различных мотивов в его произведениях. Предметом нашего исследования является мотив покоя.
Мотив (лат. двигаю) - термин, перешедший в литературоведение из музыковедения. Аналогии с музыкой, где данный термин - ключевой при анализе композиции произведения, помогают уяснить свойства мотива в литературном произведении: его вычленяемость из целого и повторяемость в многообразии вариаций.
Понятие мотива как простейшей повествовательной единицы было впервые теоретически обосновано в «Поэтике сюжетов» А. Н. Веселовского.
«Под мотивом я разумею простейшую повествовательную единицу, образно ответившую на разные вопросы первобытного ума или бытового наблюдения» . Веселовский считал мотивы простейшими формулами, которые могли зарождаться у разных племен независимо друг от друга: «признак мотива - его образный одночленный механизм».
Мотив часто рассматривается как категория сравнительно-исторического литературоведения. Выявляются мотивы, имеющие очень древние истоки, ведущие к первобытному сознанию и вместе с тем получившие развитие в условиях высокой цивилизации разных стран. Таковы мотивы блудного сына, гордого царя, договора с дьяволом и т. д.
В современном литературоведении термин «мотив» используется в разных методологических контекстах и с разными целями, что в значительной степени объясняет расхождения в толковании понятия, его важнейших свойств.
Общепризнанным показателем мотива является его повторяемость.
«В роли мотива в произведении может выступать,— считает Б. Гаспаров,— любой феномен, любое смысловое «пятно» — событие, черта характера, элемент ландшафта, любой предмет, произнесенное слово, краска, звук и т. д.; единственное, что определяет мотив,— это его репродукция в тексте, так что в отличие от традиционного сюжетного повествования, где заранее более или менее определено, что можно считать дискретными компонентами («персонажами» или «событиями»), здесь не существует заданного «алфавита» — он формируется непосредственно в развертывании структуры и через структуру».
Ведущий мотив в одном или во многих произведениях писателя может определяться как лейтмотив.
Лейтмотив может рассматриваться на уровне темы и образной структуры произведения. Можно говорить об особой роли как лейтмотива, так и мотива в организации второго, тайного смысла произведения, другими словами — подтекста, подводного течения.
В нашей работе мы выявим те самые подводные течения, созданные мотивом покоя, которые можно обнаружить, взглянув на них в свете христианского идеала.
При исследовании мотива покоя в произведениях Гоголя, нам необходимо определить всю многозначность данного понятия.
Категория покоя получает в русской культуре как религиозно- онтологическое, так и художественное осмысление. Религиозно-онтологическая семантика покоя раскрывается в книгах Ветхого и Нового Завета. Покой воспринимается здесь и как завершение миротворения, и как «субботний» покой, и как «акт творчества в духе». Покой трактуется и как наличие высшего Божественного замысла о мире и человеке и его воплощение в совместной деятельности Бога и человека, как «примирение Бога и человека в акте творческой „ 4 синэргии».
В. А. Котельников размышлял о покое как парадигмальном понятии для русской культуры. Обращаясь к Ветхому Завету и святоотеческой традиции, исследователь отмечал: «Премирный покой — любовное, “художественное” созерцание Богом бытия в его завершенности. Созидание мира — акт бытийственного оформления в материи, покой же — акт творчества в духе; из первого проистекает природная и историческая динамика, из второго — внутреннее движение к сверхприродному конечному совершенству». Вместе с тем покой — реальная область и состояние, где мир соприкасается и сливается с Богом.
О начале веры как рождении во Христе размышлял святой Антоний Великий: «Как тело, пока в нем душа, проходит три возраста, именно: юность, мужество и старость, так же три возраста проходит душа, сокрытая в теле: начало веры, преуспевание в ней и совершенство». В первом, когда начинает душа веровать, она рождается во Христе, как говорится в Евангелии.
Категория покоя в светской книжной культуре XVIII - начала XIX в. получает иное значение и развивается в основном в трех направлениях. Это высокая ораторская и одическая традиция, которая понимает покой, прежде всего, как общественное благо, как воплощение общественного согласия и гармонии. Другая линия - горацианско-эпикурейская - трактует покой одновременно как чувственное и интеллектуальное наслаждение, в котором личность обретает нравственную чистоту и внутреннюю цельность. Третья, сентименталистская, линия видит в покое гармоническое слияние «внутреннего человека» с миром природы и культуры, непосредственное переживание «невыразимого».
Для того чтобы разобраться с самим словом «покой», мы обратились к словарям: Ожегова, Даля, Энциклопедическому словарю «Христианство» и др. Выяснили, что это понятие многозначно, оно может обозначать: во-первых, недвижность; бездействие, отдых, мир, тишину, безмятежное состоянье; во- вторых, связан со смертью: заупокойный, относящийся к усопшему и к упокою души его, в Полном церковнославянском словаре Т.С. Олейникова покой также рассматривается как отсутствие смущений, отсутствие страхов, согласие, благополучие, простор.
Особое значение это слово имеет в христианстве - покой понимается как высшая степень молитвенного предстояния, как дар Божий и одновременно как плод духовной жизни человека, стяжать который можно только усиленной работой над собой и исполнением евангельских заповедей.
Отметим, что в рамках нашей работы чрезвычайно продуктивным оказалось обращение к семантически близкому понятию покоя понятию тишины, которому также следует дать подробное толкование.
Тишина - это феномен природы, который существовал еще до человека. В русском языке тишина - это характеристика беззвучного мира, которая зачастую ассоциируется с покоем и тихой печалью.
В русской культуре (уже - в литературе) тишина также обозначает отсутствие шума повседневной жизни, что не означает полного беззвучия: исчезновение шума помогает услышать едва уловимое дыхание природы.
Понятие тишины в произведениях русских писателей и поэтов нередко встречается в контексте мотива смерти. Контекстуальная близость двух понятий - «смерти» и «тишины» позволила метафорически переносить качества одного из них при характеристике другого. Близость мотива «смерти» мотиву «тишины» уходит корнями в традиции и верования русского народа. Так, в доме, где находится покойник, не принято громко разговаривать, в память об умерших объявляют минуту молчания (минуту тишины), на кладбищах царит тишина.
Кроме того, тишина - это одна из частых характеристик русского церковного, православного пространства. При этом тишина присутствует не только в конкретных церковных локусах, например, в храме или церкви, но и при традиционных обрядах, проходящих вне этого пространства. Тишина создает фон для общения с Богом, для духовного поиска.
Тишина и покой во всех условиях, во всех частях существа - первая ступень на пути к Богу. Покой является первым условием, без которого все остальное не сможет быть стабильным. За тишиной и покоем приходят Свет, Сила и Любовь, способные привести человека к истинной вере.
Таким образом, мы можем заключить, что мотив покоя связан с религиозно-философской проблематикой, во многом определяющей мировоззрение и, соответственно, все творчество Н.В. Гоголя.
Одним из первых заговорил о необходимости изучать произведения Гоголя в неразрывной связи с религиозными убеждениями писателя, вчитаться в его духовные творения и обнаружить в них ключ к пониманию художественных произведений Владимир Алексеевич Воропаев. Именно Воропаев вместе со своим учеником и единомышленником Игорем Алексеевичем Виноградовым выпустили образцовые критические издания духовной прозы Гоголя: «Выбранные места из переписки с друзьями», «Размышления о Божественной литургии», «Авторская исповедь» и другие.
В своей работе Воропаев закладывает основы изучения Гоголя как писателя-христианина, извлекает из небытия забытые факты и соединяет их в выверенную до мелочей систему, которая сокрушает устаревшие представления о писателе.
Если масштабная работа профессора Воропаева сосредоточена, в основном, на вопросе о значении Православия в жизни Гоголя, то Виноградов обнаруживает тяготение Гоголя к христианству в малороссийских повестях писателя. В статье «...И по ту, и по эту сторону Диканьки» ученый предлагает новое прочтение «Вечеров на хуторе близ Диканьки», которые, по словам автора работы, помогают «понять и то, почему писатель так и не связал себя, по обыкновению, семейными узами, но оставался до конца своих дней “монахом в миру”». Виноградов бросает вызов традиционным представлениям об исключительно карнавальной природе ранних повестей. С помощью точного анализа исследователь вскрывает мощный пласт религиозной проблематики.
Рассматривая творчество Гоголя по этапам, очень важно показать закономерность перехода писателя от цикла преимущественно романтических повестей «Вечеров» к циклу преимущественно реалистических повестей «Миргорода». В 1835 г. Гоголь издает сразу 2 цикла своих произведений: «Миргород, повести, служащие продолжением Вечеров на хуторе близ Диканьки» и «Арабески. Поскольку ранние повести Гоголя отличаются преобладанием фантастически-романтического начала, мы сосредоточили свое внимание в рамках данной работы на реалистических произведениях писателя. Этот выбор обусловлен тем, что фольклорное начало, ярко выраженное в произведениях раннего периода творчества Гоголя, требует отдельного детального изучения в рамках христианского контекста.
Таким образом, объектом исследования нашей работы являются произведения Н.В. Гоголя «Старосветские помещики», «Портрет», «Мертвые души».
Предмет исследования: мотив покоя в вышеуказанных произведениях, его развитие и функционирование.
Важно сказать, что в современном литературоведении интерес к творчеству Гоголя в срезе религиозной проблематики не ослабевает. Доказательством тому стал выход по благословению патриарха Кирилла нового «Полного собрания сочинений и писем Гоголя в семнадцати томах» в 2010 году. Это издание стало не только наиболее полным неакадемическим собранием гоголевских произведений и переписки (как принадлежащей перу писателя, так и адресованной ему), но и своеобразным свидетельством зрелости для православного гоголеведения. Были впервые представлены и обстоятельно прокомментированы как художественные, научные и литературно-критические тексты Гоголя, так и его духовная проза, выписки из Отцов Церкви и богослужебных книг. В 2012 году вышел сборник под названием «Творчество Н.В. Гоголя в контексте православной традиции». (Ижевск: Изд-во Удмуртского университета, 2012.) Учеными, авторами коллективной монографии, рассматриваются произведения Гоголя «Шинель», «Портрет», «Мертвые души», «Тарас Бульба» и другие. Заглавие сборника указывает не только на его тематику, но также на специфический метод, который здесь применяется. Авторы статей представляют «научное направление, связанное с изучением кардинального для русской словесности православного типа духовности». Активное исследование этого направления в творчестве Гоголя обуславливает актуальность нашей работы.
Историко-литературный аспект актуальности обусловлен тем, что, изучив ряд произведений, принадлежащих к разным периодам творчества Гоголя, мы можем выявить характерные особенности творчества, отражающие становление мировосприятия Н. В. Гоголя, его убеждения.
Не будем забывать о том, что и для гуманитаристики в общем на данном этапе очень важно изучение вопросов, так или иначе посвященных внутреннему перерождению человека, его духовному становлению. Таким образом, изучение произведений, мотивов, сюжетов в свете религиозно-философской мысли становится особенно актуальным.
Новизна нашей работы заключается в том, что среди всех мотивов, выделяемых исследователями за все время, мотив покоя не выделен, не рассмотрен отдельно, и, соответственно, при упоминании данного мотива не учитывается христианский аспект. Так, в монографии Ю. В. Манна «Поэтика Гоголя» рассматриваются важнейшие проблемы поэтики Гоголя, его художественного мастерства: соотношение фантастики и реальности, принципы построения характеров и сюжетов, особенности стиля, а также своеобразие комизма. Творчество Гоголя разбирается на широком фоне русской (А. Пушкин, В. Одоевский, А. Погорельский, М. Погодин, О. Сомов и т. д.) и мировой литературы (Аристофан, Рабле; Мольер, Гофман, Тик, Шамиссо и т. д.), анализируются такие мотивы как: мотив омертвения, кукольности, мотив чуда и фантастики в духе Гофмана и проч.
Т.А. Волоконская посвятила свою статью мотиву пристального взгляда как попытке достижения покоя в Петербургском цикле Н. В. Гоголя. В.Ш. Кривонос среди прочих выделил близкие в срезе христианского аспекта мотивы «омертвления» и «воскресения» гоголевских героев, но мотив покоя не был выделен исследователями отдельно.
Поскольку творчество Гоголя именно в христианском аспекте изучается в данный момент времени достаточно активно, целью нашей работы является
рассмотрение мотива покоя в творчестве Гоголя в свете христианского идеала. Мы исследовали произведения Гоголя с точки зрения наличия в текстах мотива покоя, рассмотрели и проанализировали функционирование и развитие данного мотива, его роль и значение для понимания христианского контекста.
Для достижения этой цели в ходе работы нами были поставлены следующие задачи:
1. Исследовать понятие покоя в христианстве.
2. Проанализировать тексты произведений, рассмотрев мотив покоя, учитывая христианский аспект.
3. Определить роль данного мотива в художественной системе писателя.
В работе был применен аксеологический подход к литературному произведению, а также элементы системного подхода - рассмотрены слова- образы тишина, покой, выделен и исследован соответствующий мотив.
Основными методами исследования были выбраны генетический, изучающий закономерности возникновения и развития мотива покоя в творчестве Гоголя, психологический, направленный на изучение связи и соотношения образов и характеров персонажей в свете данного мотива с миром вообще внутри произведения, а также сравнительно-типологический.
Цели и задачи определили структуру нашей работы, состоящей из:
1) введения, содержащего общую характеристику работы, ее задачи и цели, обоснование актуальности темы, обзор литературы по теории вопроса, освещение изученных критических и теоретических работ.
2) основной части, состоящей из трех глав, в которых непосредственно анализируются исследуемые произведения, а также содержится обзор научно-критической литературы.
3) заключения, в котором отражены основные выводы по итогам работы, и намечены ее дальнейшие перспективы.
Изучив мотив покоя в свете христианского идеала в произведениях Н. В. Гоголя, мы пришли к следующим заключениям.
Категория покоя получает в русской культуре как религиозно- онтологическое, так и художественное осмысление. Покой трактуется и как наличие высшего Божественного замысла о мире и человеке и его воплощение в совместной деятельности Бога и человека.
Категория покоя в светской книжной культуре XVIII - начала XIX в. получает иное значение. Это высокая ораторская и одическая традиция, которая понимает покой как воплощение общественного согласия и гармонии. Другая линия - горацианско-эпикурейская - трактует покой как чувственное и интеллектуальное наслаждение, в котором личность обретает нравственную чистоту и внутреннюю цельность. Третья, сентименталистская, линия видит в покое гармоническое слияние «внутреннего человека» с миром природы и культуры, переживание «невыразимого».
Понятие «покой» многозначно, оно может обозначать: во-первых, недвижность; бездействие, отдых, мир, тишину, безмятежное состоянье; во- вторых, связан со смертью: заупокойный, относящийся к усопшему и к упокою души его. Особое значение это слово имеет в христианстве - покой понимается как высшая степень молитвенного предстояния, как дар Божий и одновременно как плод духовной жизни человека, стяжать который можно только усиленной работой над собой и исполнением евангельских заповедей.
Тишина же ассоциируется с тихой печалью, часто обозначает отсутствие шума повседневной жизни, что помогает услышать дыхание природы.
Понятие тишины в произведениях русских писателей и поэтов нередко встречается в контексте мотива смерти. Кроме того, тишина - это одна из частых характеристик русского церковного, православного пространства. Тишина создает фон для общения с Богом.
Таким образом, покой - более позитивен, чем тишина, поскольку тишина может быть негативной, являясь только отсутствием волнения или беспокойства, но покой - это всегда нечто позитивное, приносящее не просто освобождение, как это делает тишина, но некую собственную радость.
Тишина и покой во всех условиях - первая ступень на пути к Богу. Таким образом, мотив покоя и тишины связан с религиозно-философской проблематикой, во многом определяющей мировоззрение, а соответственно и творчество Н. В. Гоголя.
В творчестве Гоголя мотив тишины и покоя является довольно значимым, кроме того, он представлен в разных аспектах.
Прежде всего, необходимо отметить иллюзорную природу покоя в изученных произведениях. Установление покоя в повести «Старосветские помещики» направлено исключительно во внешний мир, следовательно, покой легко разрушается, не имея под собой религиозно-нравственной опоры. Вышесказанное подчеркивается и тем, что в тексте произведения слова, обозначающие уединение, мир, покой, встречаются со словами и образами, обозначающими смерть и страх. Герои «Старосветских помещиков» живут некоторым образом механически, обращаются к Богу, не имея веры, а главной целью жизни видят удовлетворение элементарных человеческих потребностей, забывая о душе.
В повести «Портрет» мотив покоя усложняется.
Во-первых, мотив покоя срастается с мотивом бесчувствия и опустошения. Также то, что должно ассоциироваться с состоянием покоя по определению, приобретает в произведении противоположное значение - появляются пугающие сны Чарткова и страх перед покойными.
Во-вторых, герои повести убеждены, что обрести покой можно, утолив жажду тщеславия и алчные устремления. В действительности, этот мнимый покой разрушается и приводит к кризису личности героя.
Таким образом, утверждается третий тезис о том, что истинный покой достигается исключительно трудом. Покой - есть труд, так же, как и талант - есть труд. Здесь же проявляется понимание покоя, как единение с Богом, а тишины - как божественной музыки. Искусство, по убеждению живописца, направлено в мир для того, чтобы дарить состояние покоя и предавать безмолвную молитву Богу.
Особенностью реализации мотива покоя в поэме «Мертвые души» является то, что нам не открываются новые аспекты мотивов, все они переходят из вышеупомянутых повестей «Старосветские помещики» и «Портрет» с одной оговоркой - религиозный аспект мотива покоя в поэме проявляется не сразу, раскрываясь в конце первого и во втором её томе.
Состояние покоя, проявляемого героями, по-прежнему иллюзорное, легко разрушаемое, не содержащее в себе духовной опоры. Нами также было обнаружено, что покой в поэме часто приобретает значение «заупокойного», а тишина характеризует умирание и несет в себе негативный, напряженный подтекст. Выявлено, что мотив покоя не искажается и воспринимается близко к его религиозному пониманию в первом томе исключительно в образах Петрушки и Селифана. Во втором томе поэмы мы впервые встречаемся с пониманием покоя, как обретением гармонии между человеком и окружающим его миром.
Изучив мотив покоя в свете христианского идеала в произведениях Н. В. Гоголя, мы пришли к следующим выводам. Данный мотив играет важную роль в каждом из изученных произведений, поскольку с его помощью мы не только проясняем особенности внутреннего мира героев, но и обнаруживаем религиозно - философскую проблематику текстов. В ходе работы была выявлена многогранность данного мотива, связанная с множеством толкований самого понятия «покой». Отметим, что в творчестве Гоголя мотив покоя функционирует по определенной схеме, постепенно усложняясь и тем самым углубляя смысл и подтекст произведения. Начинаясь проявлением бытового, несколько низменного понимания покоя, мотив усложняется, сталкивается в тексте произведений с понятиями и символами страха, оцепенения и смерти. Затем, пройдя через эту высшую кризисную точку, мотив выходит на уровень понимания покоя как божественного дара, обретенного через понимание христианских истин. Таким образом, мотив покоя отражает и проясняет религиозный пласт произведения.
Дальнейшей перспективой работы может стать исследование мотива покоя в других произведениях Н.В.Гоголя.
Категория покоя получает в русской культуре как религиозно- онтологическое, так и художественное осмысление. Покой трактуется и как наличие высшего Божественного замысла о мире и человеке и его воплощение в совместной деятельности Бога и человека.
Категория покоя в светской книжной культуре XVIII - начала XIX в. получает иное значение. Это высокая ораторская и одическая традиция, которая понимает покой как воплощение общественного согласия и гармонии. Другая линия - горацианско-эпикурейская - трактует покой как чувственное и интеллектуальное наслаждение, в котором личность обретает нравственную чистоту и внутреннюю цельность. Третья, сентименталистская, линия видит в покое гармоническое слияние «внутреннего человека» с миром природы и культуры, переживание «невыразимого».
Понятие «покой» многозначно, оно может обозначать: во-первых, недвижность; бездействие, отдых, мир, тишину, безмятежное состоянье; во- вторых, связан со смертью: заупокойный, относящийся к усопшему и к упокою души его. Особое значение это слово имеет в христианстве - покой понимается как высшая степень молитвенного предстояния, как дар Божий и одновременно как плод духовной жизни человека, стяжать который можно только усиленной работой над собой и исполнением евангельских заповедей.
Тишина же ассоциируется с тихой печалью, часто обозначает отсутствие шума повседневной жизни, что помогает услышать дыхание природы.
Понятие тишины в произведениях русских писателей и поэтов нередко встречается в контексте мотива смерти. Кроме того, тишина - это одна из частых характеристик русского церковного, православного пространства. Тишина создает фон для общения с Богом.
Таким образом, покой - более позитивен, чем тишина, поскольку тишина может быть негативной, являясь только отсутствием волнения или беспокойства, но покой - это всегда нечто позитивное, приносящее не просто освобождение, как это делает тишина, но некую собственную радость.
Тишина и покой во всех условиях - первая ступень на пути к Богу. Таким образом, мотив покоя и тишины связан с религиозно-философской проблематикой, во многом определяющей мировоззрение, а соответственно и творчество Н. В. Гоголя.
В творчестве Гоголя мотив тишины и покоя является довольно значимым, кроме того, он представлен в разных аспектах.
Прежде всего, необходимо отметить иллюзорную природу покоя в изученных произведениях. Установление покоя в повести «Старосветские помещики» направлено исключительно во внешний мир, следовательно, покой легко разрушается, не имея под собой религиозно-нравственной опоры. Вышесказанное подчеркивается и тем, что в тексте произведения слова, обозначающие уединение, мир, покой, встречаются со словами и образами, обозначающими смерть и страх. Герои «Старосветских помещиков» живут некоторым образом механически, обращаются к Богу, не имея веры, а главной целью жизни видят удовлетворение элементарных человеческих потребностей, забывая о душе.
В повести «Портрет» мотив покоя усложняется.
Во-первых, мотив покоя срастается с мотивом бесчувствия и опустошения. Также то, что должно ассоциироваться с состоянием покоя по определению, приобретает в произведении противоположное значение - появляются пугающие сны Чарткова и страх перед покойными.
Во-вторых, герои повести убеждены, что обрести покой можно, утолив жажду тщеславия и алчные устремления. В действительности, этот мнимый покой разрушается и приводит к кризису личности героя.
Таким образом, утверждается третий тезис о том, что истинный покой достигается исключительно трудом. Покой - есть труд, так же, как и талант - есть труд. Здесь же проявляется понимание покоя, как единение с Богом, а тишины - как божественной музыки. Искусство, по убеждению живописца, направлено в мир для того, чтобы дарить состояние покоя и предавать безмолвную молитву Богу.
Особенностью реализации мотива покоя в поэме «Мертвые души» является то, что нам не открываются новые аспекты мотивов, все они переходят из вышеупомянутых повестей «Старосветские помещики» и «Портрет» с одной оговоркой - религиозный аспект мотива покоя в поэме проявляется не сразу, раскрываясь в конце первого и во втором её томе.
Состояние покоя, проявляемого героями, по-прежнему иллюзорное, легко разрушаемое, не содержащее в себе духовной опоры. Нами также было обнаружено, что покой в поэме часто приобретает значение «заупокойного», а тишина характеризует умирание и несет в себе негативный, напряженный подтекст. Выявлено, что мотив покоя не искажается и воспринимается близко к его религиозному пониманию в первом томе исключительно в образах Петрушки и Селифана. Во втором томе поэмы мы впервые встречаемся с пониманием покоя, как обретением гармонии между человеком и окружающим его миром.
Изучив мотив покоя в свете христианского идеала в произведениях Н. В. Гоголя, мы пришли к следующим выводам. Данный мотив играет важную роль в каждом из изученных произведений, поскольку с его помощью мы не только проясняем особенности внутреннего мира героев, но и обнаруживаем религиозно - философскую проблематику текстов. В ходе работы была выявлена многогранность данного мотива, связанная с множеством толкований самого понятия «покой». Отметим, что в творчестве Гоголя мотив покоя функционирует по определенной схеме, постепенно усложняясь и тем самым углубляя смысл и подтекст произведения. Начинаясь проявлением бытового, несколько низменного понимания покоя, мотив усложняется, сталкивается в тексте произведений с понятиями и символами страха, оцепенения и смерти. Затем, пройдя через эту высшую кризисную точку, мотив выходит на уровень понимания покоя как божественного дара, обретенного через понимание христианских истин. Таким образом, мотив покоя отражает и проясняет религиозный пласт произведения.
Дальнейшей перспективой работы может стать исследование мотива покоя в других произведениях Н.В.Гоголя.
Подобные работы
- проблемы мотива, его спецификой, функциональностью в художественном тексте, реализованном в работе на материале лирики
М.Ю.Лермонтова.
Магистерская диссертация, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 5000 р. Год сдачи: 2017 - “ПОЧВЕННОЕ” НАПРАВЛЕНИЕ В РУССКОЙ ПОЭЗИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА: ТИПОЛОГИЯ И ЭВОЛЮЦИЯ
Диссертация , история . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003



