ВВЕДЕНИЕ С. 3
ГЛАВА 1. Мотив покоя в повести «Старосветские помещики» С. 12
1.1 История создания и изучения повести «Старосветские
помещики» С. 12
1.2 Выявление мотива покоя в повести «Старосветские
помещики» С. 18
ГЛАВА 2. Эволюция мотива покоя в повести «Портрет» С. 25
2.1 К вопросу об истории создания повести «Портрет» С. 25
2.2 Мотив покоя в повести «Портрет» С. 30
ГЛАВА 3. Особенности функционирования мотива покоя в поэме
«Мертвые души» С. 45
3.1 История создания поэмы «Мертвые души» С. 45
3.2 Выявление мотива покоя в поэме «Мертвые души» С. 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ С. 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Гоголь был художником высочайшего уровня, но он обладал и обострённой религиозной одарённостью. В конце концов, она возобладала в нём над чисто художественной жаждой творчества. Гоголь сознавал: искусство, как бы высоко оно ни возносилось, останется пребывать среди сокровищ на земле. Для Гоголя же основной интерес представляли сокровища на небе.
Совершенная истина жизни в повестях Гоголя тесно соединяется с простотой вымысла. Он не льстит жизни, но и не клевещет на нее; он рад изобразить все, что есть в ней прекрасного, человеческого, и в то же время не скрывает ни мало и ее безобразия. В том и другом случае он верен жизни до последней степени. Гоголь представляет настоящий её портрет.
В нравственной области Гоголь был гениально одарён; ему было суждено круто повернуть всю русскую литературу от эстетики к религии. Все черты, характеризующие "великую русскую литературу", ставшую мировой, были намечены Гоголем: её религиозно-нравственный строй, её гражданственность и общественность, её боевой и практический характер, её пророческий пафос и мессианство.
Одна из важных проблем исследования творчества Н.В. Гоголя - рассмотрение различных мотивов в его произведениях. Предметом нашего исследования является мотив покоя.
Мотив (лат. двигаю) - термин, перешедший в литературоведение из музыковедения. Аналогии с музыкой, где данный термин - ключевой при анализе композиции произведения, помогают уяснить свойства мотива в литературном произведении: его вычленяемость из целого и повторяемость в многообразии вариаций.
Понятие мотива как простейшей повествовательной единицы было впервые теоретически обосновано в «Поэтике сюжетов» А. Н. Веселовского.
«Под мотивом я разумею простейшую повествовательную единицу, образно ответившую на разные вопросы первобытного ума или бытового наблюдения» . Веселовский считал мотивы простейшими формулами, которые могли зарождаться у разных племен независимо друг от друга: «признак мотива - его образный одночленный механизм».
Мотив часто рассматривается как категория сравнительно-исторического литературоведения. Выявляются мотивы, имеющие очень древние истоки, ведущие к первобытному сознанию и вместе с тем получившие развитие в условиях высокой цивилизации разных стран. Таковы мотивы блудного сына, гордого царя, договора с дьяволом и т. д.
В современном литературоведении термин «мотив» используется в разных методологических контекстах и с разными целями, что в значительной степени объясняет расхождения в толковании понятия, его важнейших свойств.
Общепризнанным показателем мотива является его повторяемость.
«В роли мотива в произведении может выступать,— считает Б. Гаспаров,— любой феномен, любое смысловое «пятно» — событие, черта характера, элемент ландшафта, любой предмет, произнесенное слово, краска, звук и т. д.; единственное, что определяет мотив,— это его репродукция в тексте, так что в отличие от традиционного сюжетного повествования, где заранее более или менее определено, что можно считать дискретными компонентами («персонажами» или «событиями»), здесь не существует заданного «алфавита» — он формируется непосредственно в развертывании структуры и через структуру».
Ведущий мотив в одном или во многих произведениях писателя может определяться как лейтмотив.
Лейтмотив может рассматриваться на уровне темы и образной структуры произведения. Можно говорить об особой роли как лейтмотива, так и мотива в организации второго, тайного смысла произведения, другими словами — подтекста, подводного течения.
В нашей работе мы выявим те самые подводные течения, созданные мотивом покоя, которые можно обнаружить, взглянув на них в свете христианского идеала.
При исследовании мотива покоя в произведениях Гоголя, нам необходимо определить всю многозначность данного понятия.
Категория покоя получает в русской культуре как религиозно- онтологическое, так и художественное осмысление. Религиозно-онтологическая семантика покоя раскрывается в книгах Ветхого и Нового Завета. Покой воспринимается здесь и как завершение миротворения, и как «субботний» покой, и как «акт творчества в духе». Покой трактуется и как наличие высшего Божественного замысла о мире и человеке и его воплощение в совместной деятельности Бога и человека, как «примирение Бога и человека в акте творческой „ 4 синэргии».
В. А. Котельников размышлял о покое как парадигмальном понятии для русской культуры. Обращаясь к Ветхому Завету и святоотеческой традиции, исследователь отмечал: «Премирный покой — любовное, “художественное” созерцание Богом бытия в его завершенности. Созидание мира — акт бытийственного оформления в материи, покой же — акт творчества в духе; из первого проистекает природная и историческая динамика, из второго — внутреннее движение к сверхприродному конечному совершенству». Вместе с тем покой — реальная область и состояние, где мир соприкасается и сливается с Богом.
О начале веры как рождении во Христе размышлял святой Антоний Великий: «Как тело, пока в нем душа, проходит три возраста, именно: юность, мужество и старость, так же три возраста проходит душа, сокрытая в теле: начало веры, преуспевание в ней и совершенство». В первом, когда начинает душа веровать, она рождается во Христе, как говорится в Евангелии.
Категория покоя в светской книжной культуре XVIII - начала XIX в. получает иное значение и развивается в основном в трех направлениях. Это высокая ораторская и одическая традиция, которая понимает покой, прежде всего, как общественное благо, как воплощение общественного согласия и гармонии. Другая линия - горацианско-эпикурейская - трактует покой одновременно как чувственное и интеллектуальное наслаждение, в котором личность обретает нравственную чистоту и внутреннюю цельность. Третья, сентименталистская, линия видит в покое гармоническое слияние «внутреннего человека» с миром природы и культуры, непосредственное переживание «невыразимого».
Для того чтобы разобраться с самим словом «покой», мы обратились к словарям: Ожегова, Даля, Энциклопедическому словарю «Христианство» и др. Выяснили, что это понятие многозначно, оно может обозначать: во-первых, недвижность; бездействие, отдых, мир, тишину, безмятежное состоянье; во- вторых, связан со смертью: заупокойный, относящийся к усопшему и к упокою души его, в Полном церковнославянском словаре Т.С. Олейникова покой также рассматривается как отсутствие смущений, отсутствие страхов, согласие, благополучие, простор.
Особое значение это слово имеет в христианстве - покой понимается как высшая степень молитвенного предстояния, как дар Божий и одновременно как плод духовной жизни человека, стяжать который можно только усиленной работой над собой и исполнением евангельских заповедей.
Отметим, что в рамках нашей работы чрезвычайно продуктивным оказалось обращение к семантически близкому понятию покоя понятию тишины, которому также следует дать подробное толкование.
Тишина - это феномен природы, который существовал еще до человека. В русском языке тишина - это характеристика беззвучного мира, которая зачастую ассоциируется с покоем и тихой печалью.
В русской культуре (уже - в литературе) тишина также обозначает отсутствие шума повседневной жизни, что не означает полного беззвучия: исчезновение шума помогает услышать едва уловимое дыхание природы.
Понятие тишины в произведениях русских писателей и поэтов нередко встречается в контексте мотива смерти. Контекстуальная близость двух понятий - «смерти» и «тишины» позволила метафорически переносить качества одного из них при характеристике другого. Близость мотива «смерти» мотиву «тишины» уходит корнями в традиции и верования русского народа. Так, в доме, где находится покойник, не принято громко разговаривать, в память об умерших объявляют минуту молчания (минуту тишины), на кладбищах царит тишина.
Кроме того, тишина - это одна из частых характеристик русского церковного, православного пространства. При этом тишина присутствует не только в конкретных церковных локусах, например, в храме или церкви, но и при традиционных обрядах, проходящих вне этого пространства. Тишина создает фон для общения с Богом, для духовного поиска.
Тишина и покой во всех условиях, во всех частях существа - первая ступень на пути к Богу. Покой является первым условием, без которого все остальное не сможет быть стабильным. За тишиной и покоем приходят Свет, Сила и Любовь, способные привести человека к истинной вере.
Таким образом, мы можем заключить, что мотив покоя связан с религиозно-философской проблематикой, во многом определяющей мировоззрение и, соответственно, все творчество Н.В. Гоголя.
Одним из первых заговорил о необходимости изучать произведения Гоголя в неразрывной связи с религиозными убеждениями писателя, вчитаться в его духовные творения и обнаружить в них ключ к пониманию художественных произведений Владимир Алексеевич Воропаев. Именно Воропаев вместе со своим учеником и единомышленником Игорем Алексеевичем Виноградовым выпустили образцовые критические издания духовной прозы Гоголя: «Выбранные места из переписки с друзьями», «Размышления о Божественной литургии», «Авторская исповедь» и другие.
В своей работе Воропаев закладывает основы изучения Гоголя как писателя-христианина, извлекает из небытия забытые факты и соединяет их в выверенную до мелочей систему, которая сокрушает устаревшие представления о писателе.
Если масштабная работа профессора Воропаева сосредоточена, в основном, на вопросе о значении Православия в жизни Гоголя, то Виноградов обнаруживает тяготение Гоголя к христианству в малороссийских повестях писателя. В статье «...И по ту, и по эту сторону Диканьки» ученый предлагает новое прочтение «Вечеров на хуторе близ Диканьки», которые, по словам автора работы, помогают «понять и то, почему писатель так и не связал себя, по обыкновению, семейными узами, но оставался до конца своих дней “монахом в миру”». Виноградов бросает вызов традиционным представлениям об исключительно карнавальной природе ранних повестей. С помощью точного анализа исследователь вскрывает мощный пласт религиозной проблематики.
Рассматривая творчество Гоголя по этапам, очень важно показать закономерность перехода писателя от цикла преимущественно романтических повестей «Вечеров» к циклу преимущественно реалистических повестей «Миргорода». В 1835 г. Гоголь издает сразу 2 цикла своих произведений: «Миргород, повести, служащие продолжением Вечеров на хуторе близ Диканьки» и «Арабески. Поскольку ранние повести Гоголя отличаются преобладанием фантастически-романтического начала, мы сосредоточили свое внимание в рамках данной работы на реалистических произведениях писателя. Этот выбор обусловлен тем, что фольклорное начало, ярко выраженное в произведениях раннего периода творчества Гоголя, требует отдельного детального изучения в рамках христианского контекста.
Таким образом, объектом исследования нашей работы являются произведения Н.В. Гоголя «Старосветские помещики», «Портрет», «Мертвые души».
Предмет исследования: мотив покоя в вышеуказанных произведениях, его развитие и функционирование.
Важно сказать, что в современном литературоведении интерес к творчеству Гоголя в срезе религиозной проблематики не ослабевает. Доказательством тому стал выход по благословению патриарха Кирилла нового «Полного собрания сочинений и писем Гоголя в семнадцати томах» в 2010 году. Это издание стало не только наиболее полным неакадемическим собранием гоголевских произведений и переписки (как принадлежащей перу писателя, так и адресованной ему), но и своеобразным свидетельством зрелости для православного гоголеведения. Были впервые представлены и обстоятельно прокомментированы как художественные, научные и литературно-критические тексты Гоголя, так и его духовная проза, выписки из Отцов Церкви и богослужебных книг. В 2012 году вышел сборник под названием «Творчество Н.В. Гоголя в контексте православной традиции». (Ижевск: Изд-во Удмуртского университета, 2012.) Учеными, авторами коллективной монографии, рассматриваются произведения Гоголя «Шинель», «Портрет», «Мертвые души», «Тарас Бульба» и другие. Заглавие сборника указывает не только на его тематику, но также на специфический метод, который здесь применяется. Авторы статей представляют «научное направление, связанное с изучением кардинального для русской словесности православного типа духовности». Активное исследование этого направления в творчестве Гоголя обуславливает актуальность нашей работы.
Историко-литературный аспект актуальности обусловлен тем, что, изучив ряд произведений, принадлежащих к разным периодам творчества Гоголя, мы можем выявить характерные особенности творчества, отражающие становление мировосприятия Н. В. Гоголя, его убеждения.
Не будем забывать о том, что и для гуманитаристики в общем на данном этапе очень важно изучение вопросов, так или иначе посвященных внутреннему перерождению человека, его духовному становлению. Таким образом, изучение произведений, мотивов, сюжетов в свете религиозно-философской мысли становится особенно актуальным.
Новизна нашей работы заключается в том, что среди всех мотивов, выделяемых исследователями за все время, мотив покоя не выделен, не рассмотрен отдельно, и, соответственно, при упоминании данного мотива не учитывается христианский аспект. Так, в монографии Ю. В. Манна «Поэтика Гоголя» рассматриваются важнейшие проблемы поэтики Гоголя, его художественного мастерства: соотношение фантастики и реальности, принципы построения характеров и сюжетов, особенности стиля, а также своеобразие комизма. Творчество Гоголя разбирается на широком фоне русской (А. Пушкин, В. Одоевский, А. Погорельский, М. Погодин, О. Сомов и т. д.) и мировой литературы (Аристофан, Рабле; Мольер, Гофман, Тик, Шамиссо и т. д.), анализируются такие мотивы как: мотив омертвения, кукольности, мотив чуда и фантастики в духе Гофмана и проч.
Т.А. Волоконская посвятила свою статью мотиву пристального взгляда как попытке достижения покоя в Петербургском цикле Н. В. Гоголя. В.Ш. Кривонос среди прочих выделил близкие в срезе христианского аспекта мотивы «омертвления» и «воскресения» гоголевских героев, но мотив покоя не был выделен исследователями отдельно.
Поскольку творчество Гоголя именно в христианском аспекте изучается в данный момент времени достаточно активно, целью нашей работы является
рассмотрение мотива покоя в творчестве Гоголя в свете христианского идеала. Мы исследовали произведения Гоголя с точки зрения наличия в текстах мотива покоя, рассмотрели и проанализировали функционирование и развитие данного мотива, его роль и значение для понимания христианского контекста.
Для достижения этой цели в ходе работы нами были поставлены следующие задачи:
1. Исследовать понятие покоя в христианстве.
2. Проанализировать тексты произведений, рассмотрев мотив покоя, учитывая христианский аспект.
3. Определить роль данного мотива в художественной системе писателя.
В работе был применен аксеологический подход к литературному произведению, а также элементы системного подхода - рассмотрены слова- образы тишина, покой, выделен и исследован соответствующий мотив.
Основными методами исследования были выбраны генетический, изучающий закономерности возникновения и развития мотива покоя в творчестве Гоголя, психологический, направленный на изучение связи и соотношения образов и характеров персонажей в свете данного мотива с миром вообще внутри произведения, а также сравнительно-типологический.
Цели и задачи определили структуру нашей работы, состоящей из:
1) введения, содержащего общую характеристику работы, ее задачи и цели, обоснование актуальности темы, обзор литературы по теории вопроса, освещение изученных критических и теоретических работ.
2) основной части, состоящей из трех глав, в которых непосредственно анализируются исследуемые произведения, а также содержится обзор научно-критической литературы.
3) заключения, в котором отражены основные выводы по итогам работы, и намечены ее дальнейшие перспективы.
Изучив мотив покоя в свете христианского идеала в произведениях Н. В. Гоголя, мы пришли к следующим заключениям.
Категория покоя получает в русской культуре как религиозно- онтологическое, так и художественное осмысление. Покой трактуется и как наличие высшего Божественного замысла о мире и человеке и его воплощение в совместной деятельности Бога и человека.
Категория покоя в светской книжной культуре XVIII - начала XIX в. получает иное значение. Это высокая ораторская и одическая традиция, которая понимает покой как воплощение общественного согласия и гармонии. Другая линия - горацианско-эпикурейская - трактует покой как чувственное и интеллектуальное наслаждение, в котором личность обретает нравственную чистоту и внутреннюю цельность. Третья, сентименталистская, линия видит в покое гармоническое слияние «внутреннего человека» с миром природы и культуры, переживание «невыразимого».
Понятие «покой» многозначно, оно может обозначать: во-первых, недвижность; бездействие, отдых, мир, тишину, безмятежное состоянье; во- вторых, связан со смертью: заупокойный, относящийся к усопшему и к упокою души его. Особое значение это слово имеет в христианстве - покой понимается как высшая степень молитвенного предстояния, как дар Божий и одновременно как плод духовной жизни человека, стяжать который можно только усиленной работой над собой и исполнением евангельских заповедей.
Тишина же ассоциируется с тихой печалью, часто обозначает отсутствие шума повседневной жизни, что помогает услышать дыхание природы.
Понятие тишины в произведениях русских писателей и поэтов нередко встречается в контексте мотива смерти. Кроме того, тишина - это одна из частых характеристик русского церковного, православного пространства. Тишина создает фон для общения с Богом.
Таким образом, покой - более позитивен, чем тишина, поскольку тишина может быть негативной, являясь только отсутствием волнения или беспокойства, но покой - это всегда нечто позитивное, приносящее не просто освобождение, как это делает тишина, но некую собственную радость.
Тишина и покой во всех условиях - первая ступень на пути к Богу. Таким образом, мотив покоя и тишины связан с религиозно-философской проблематикой, во многом определяющей мировоззрение, а соответственно и творчество Н. В. Гоголя.
В творчестве Гоголя мотив тишины и покоя является довольно значимым, кроме того, он представлен в разных аспектах.
Прежде всего, необходимо отметить иллюзорную природу покоя в изученных произведениях. Установление покоя в повести «Старосветские помещики» направлено исключительно во внешний мир, следовательно, покой легко разрушается, не имея под собой религиозно-нравственной опоры. Вышесказанное подчеркивается и тем, что в тексте произведения слова, обозначающие уединение, мир, покой, встречаются со словами и образами, обозначающими смерть и страх. Герои «Старосветских помещиков» живут некоторым образом механически, обращаются к Богу, не имея веры, а главной целью жизни видят удовлетворение элементарных человеческих потребностей, забывая о душе.
В повести «Портрет» мотив покоя усложняется.
Во-первых, мотив покоя срастается с мотивом бесчувствия и опустошения. Также то, что должно ассоциироваться с состоянием покоя по определению, приобретает в произведении противоположное значение - появляются пугающие сны Чарткова и страх перед покойными.
Во-вторых, герои повести убеждены, что обрести покой можно, утолив жажду тщеславия и алчные устремления. В действительности, этот мнимый покой разрушается и приводит к кризису личности героя.
Таким образом, утверждается третий тезис о том, что истинный покой достигается исключительно трудом. Покой - есть труд, так же, как и талант - есть труд. Здесь же проявляется понимание покоя, как единение с Богом, а тишины - как божественной музыки. Искусство, по убеждению живописца, направлено в мир для того, чтобы дарить состояние покоя и предавать безмолвную молитву Богу.
Особенностью реализации мотива покоя в поэме «Мертвые души» является то, что нам не открываются новые аспекты мотивов, все они переходят из вышеупомянутых повестей «Старосветские помещики» и «Портрет» с одной оговоркой - религиозный аспект мотива покоя в поэме проявляется не сразу, раскрываясь в конце первого и во втором её томе.
Состояние покоя, проявляемого героями, по-прежнему иллюзорное, легко разрушаемое, не содержащее в себе духовной опоры. Нами также было обнаружено, что покой в поэме часто приобретает значение «заупокойного», а тишина характеризует умирание и несет в себе негативный, напряженный подтекст. Выявлено, что мотив покоя не искажается и воспринимается близко к его религиозному пониманию в первом томе исключительно в образах Петрушки и Селифана. Во втором томе поэмы мы впервые встречаемся с пониманием покоя, как обретением гармонии между человеком и окружающим его миром.
Изучив мотив покоя в свете христианского идеала в произведениях Н. В. Гоголя, мы пришли к следующим выводам. Данный мотив играет важную роль в каждом из изученных произведений, поскольку с его помощью мы не только проясняем особенности внутреннего мира героев, но и обнаруживаем религиозно - философскую проблематику текстов. В ходе работы была выявлена многогранность данного мотива, связанная с множеством толкований самого понятия «покой». Отметим, что в творчестве Гоголя мотив покоя функционирует по определенной схеме, постепенно усложняясь и тем самым углубляя смысл и подтекст произведения. Начинаясь проявлением бытового, несколько низменного понимания покоя, мотив усложняется, сталкивается в тексте произведений с понятиями и символами страха, оцепенения и смерти. Затем, пройдя через эту высшую кризисную точку, мотив выходит на уровень понимания покоя как божественного дара, обретенного через понимание христианских истин. Таким образом, мотив покоя отражает и проясняет религиозный пласт произведения.
Дальнейшей перспективой работы может стать исследование мотива покоя в других произведениях Н.В.Гоголя.
1. Гоголь Н.В. Старосветские помещики //Полн. собр. соч. и писем: В 17 т. - М., 2009. - Т. 2. - С. 281-302.
2. Гоголь Н.В. Портрет //Полн. собр. соч. и писем: В 17 т. - М., 2009. - Т. 3. - С. 65-116.
3. Гоголь Н.В. Мертвые души //Полн. собр. соч. и писем: В 17 т. - М., 2009. - Т. 5. - С. 6-485.
Научно-теоретическая литература:
4. Бахтин М.М, Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. / М. М. Бахтин. - М., 1975.- С. 373-384.
5. Веселовский А. Н. Историческая поэтика // Поэтика сюжета / А. Н. Веселовский. - М.: Художественная литература, 1940. - С. 493-507.
6. Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы: Очерки русской литературы XX века /Б. М. Гаспаров. - М., 1994. С. 30-31.
Научно-критическая литература:
7. Алдошина С. П. Истоки повести Н. В. Гоголя «Старосветские помещики»/ С. П. Алдошина, Ж. Г. Прасолова// Альманах современной науки и образования. - 2008. - № 8-1. - С. 8-10.
8. Белинский В. Г. О русской повести и повестях г. Гоголя / В.Г. Белинский// Полн. собр. соч.:В 13 т. М.: Изд.АН СССР, 1953. С. 259-307
9. Белый А. Мастерство Гоголя./А. Белый. - М.-Л.: ГИХЛ, 1934. - 322 с.
10. "Боже, дай полюбить ещё больше людей" [Текст] / Н. В. Гоголь // Наука и религия. - 2009. - №3. - С. 20-21.
11. Вайскопф М.Я. Сюжет Гоголя. Морфология. Идеология. Контекст./ М. Я. Вайскопф. - М., РГГУ, 2004. - 686 с.
12. Виноградов В.В. Язык Гоголя / В.В. Виноградов // Язык и стиль русских писателей. От Карамзина до Гоголя: Избранные труды/ - М.: Наука, 1990. - С. 271-330.
13. Владимирцев В. «Оказывать помощь душевную другим»: [Гоголь и психология человека] / В. Владимирцев // Наука и религия. - 2009. - № 3. - С. 16¬19.
14. Волоконская Т. А. Мотив пристального взгляда в Петербургском цикле повестей Н. В. Гоголя/ Т. А. Волоконская// Известия Саратовского университета.Филология. Журналистика. - 2014.- т. 14. №1. - С. 57-50.
15. Воропаев В.А. Духом схимник сокрушенный: жизнь и творчество Н.В. Гоголя в свете Православия /В.А. Воропаев// Прометей. - 1990. - № 16. - С. 262 - 272.
16. Гаричева Е.А. Движение к покою в лирике Я.П. Полонского/ Е. А. Гаричева // Евангельский текст в русской литературе XVIII - XX веков: цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр: сб. научн. тр. - Петрозаводск, 2008. - С .374-384.
17. Гончаров С.А. Творчество Гоголя в религиозно-мистическом контексте/ С. А. Гончаров. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1998. - 177 с.
18. Грабарь-Пассек М.Е. Буколическая поэзия эллинистич. эпохи М. Е. Грабарь-Пассек// Феокрит. Мосх. Бион. Идиллии и эпиграммы. - М., 1958. - С. 211-242.
19. Гуковский Г.А. Реализм Гоголя./ Г.А. Гуковский — М - Л.: ГИХЛ, 1959. - 529 с.
20. Дубровин Р.С. Рай без бога?: [о повести Н. В. Гоголя «Старосветские помещики»] / Р.С. Дубровин // Лит. в шк. - 2008. - № 12. - С. 33-34.
21. Дунаев М.М. Николай Васильевич Гоголь // Вера в горниле сомнений: Православие и русская литература в XVII—XX веках/ М. М. Дунаев - М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2003. - С. 72-88.
22. Духовная проза [Текст] / Н. В. Гоголь: сост. и коммент.: В. А. Воропаева, И. А. Виноградова. - М.: Русская книга, 1992. - 560 с.
23. Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе/ И. А. Есаулов// Проблемы исторической поэтики. - 1994. - №13. - с. 32-60.
24. Есаулов И.А. Спектр адекватности в истолковании литературного произведения («Миргород» Н.В. Гоголя). / И. А. Есаулов. - М.: Изд-во РГГУ, 1995. - 102 с.
25. Иваницкий А.И. Гоголь. Морфология земли и власти (к вопросу о культурно-исторических основах подсознательного) / А.И. Иваницкий. - М.: Изд. РГГУ, 2000. - 188 с.
26. Котельников В.А. «Покой» в религиозно-философских и художественных контекстах / В. А. Котельников//Русская литература.- 1994. - № 1. - С. 3-41.
27. Кривонос В.Ш. Мотивы художественной прозы Гоголя/ В.Ш. Кривнос - СПб., 1999.- 252 с.
28. Кривонос В.Ш. Притча о назначении человека: о втором томе «Мертвых душ» Н.В. Гоголя / В.Ш. Кривонос // Лит. в шк. - 2009. - № 2. - С. 11-15.
29. Лазарева А.Н. Духовный опыт Гоголя/ А. Н. Лазарева. - РАН, Ин-т философии. - М.: ИФРАН, 1993. - 163 с.
30. Лепахин В.В. Живопись и иконопись в повести Гоголя «Портрет» // Икона в изящной словесности. Икона, иконопись, иконописцы. - М, 2002. С.164-199.
31. Манн Ю. В. Поэтика Гоголя. — 2-е изд., доп. / Ю. В. Манн — М.: Худож. лит., 1988. — 413 с.
32. Манн Ю.В. В поисках живой души: «Мертвые души». Писатель - критика - читатель/ Ю. В. Манн - М.: Книга, 1984. - 351 с.
33. Манн Ю.В. Художник и «ужасная действительность» (О двух редакциях повести «Портрет») // Творчество Гоголя. Смысл и форма/ Ю. В. Манн. - СПб., 2007. - С. 362-370.
34. Машинский С. И Художественный мир Гоголя/ С. И. Машинский - М.: Просвещение, 1979. - 432 с.
35. Мережковский Д.С. Гоголь и черт/ Д. С Мережковский // В тихом омуте: статьи и исследования разных лет. -М. «Советский писатель», 1991. - С. 213-309.
36. Мордовченко Н.В. Гоголь в работе над «Портретом» / Н. В. Мордовиченко// Уч. зап. ЛГУ. Серия филолог. наук. - 1939.- №. 4.- с. 112-114.
37. Моторин A.B. Духовные направления в русской словесности первой половины XIX века/ А. В. Моторин - Новгород, 1998. - 212 с.
38. Мочульский К.В. Духовный путь Гоголя // Гоголь. Соловьев. Достоевский/
К. В. Мочульский.- М.: Изд-во «Республика», 1995. - С. 5-60.
39. Никишов Ю.М. Святогор: Гоголь и его «Мертвые души» / Ю.М. Никишов. - Тверь: Научная книга, 2006. - С. 100-155.
40. Павлинов С.А. Философские притчи Гоголя: Петербургские повести / С. А. Павлинов. - М., 1977. - 78 с.
41. Поплавская И.А. Мотив покоя в раннем творчестве В.А. Жуковского /И. А. Поплавская // Вестник Томского Государственного Университета. Филология, литературоведение. - 1999. - № 268. - С. 34-37.
42. Сазонова Л.И. Литературная родословная гоголевской птицы-тройки/ Л. И. Сазонова // Изв. АН. Серия лит. и яз. - 2000. -Т. 59. № 2. - С. 40-47.
43. Софронова Л.А. Мифопоэтика раннего Гоголя Л. А. Софронова//
Славяноведение. -2009-. № 6.- С. 3-14.
44. Творчество Н.В. Гоголя в контексте православной традиции: [сб. статей / науч. ред., сост. Г. В. Мосалева]. - Ижевск: Удмурт. ун-т, 2012. - 454с.
Справочная, библиографическая и учебная литература:
45. Введение в литературоведение: Учеб. пособие / Л.В. Чернец, В.Е. Хализев, А.Я. Эсалнек [и др.]; Под ред. Л.В. Чернец. - М., 2004. - 556 с.
46. Сугай Л. А. Хрестоматия по литературной критике/ Л. А. Сугай. - М., 1999.
- С. 338-340.
47. Хализев В.Е. Теория литературы. / В. Е. Хализев. - М., 2002. - С. 170-175.
Интернет-ресурсы
48. Православный словарь. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vidania.ru/slovar/pokoj.html,свободный. - Проверено 07.06.2016.
49. Словарь Даля [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://slovar- dalja.ru/slovar-dalya/pokoj/28890/,свободный. Проверено 07.06.2016.
50. Словарь Ожегова [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.ozhegov.org/words/24881 .shtml,свободный. Проверено 07.06.2016.
51. Фундаментальная электронная библиотека [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://feb-web.ru/feb/gogol/critics/gvs/gvs-3402.htm,свободный. Проверено 07.06.2016.