Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проблема человека в философии Иммануила Канта и фолософско-педагогических концепциях русских мыслителей второй половины Х1Х - первой трети ХХ века

Работа №8238

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

философия

Объем работы137стр.
Год сдачи2002
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
819
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ И.КАНТА 10
1.1. Формирование антропологической проблематики в «докритический период» 10
1.2. Теоретический разум 19
1.3. Практический разум 29
1.4. Надежды и предназначение человека 41
Глава 2. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФСКО -
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УЧЕНИЯХ РУССКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ 62
2.1. Концепция воспитания «истинного человека» в философско-педагогическом учении Н.И.Пирогова 62
2.2. Педагогическая антропология К.Д.Ушинского 80
2.3. Философско-педагогическое учение П.Ф.Каптерева 100
2.4. «Философия образования» С.И.Гессена 112
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 122
БИБЛИОГРАФИЯ 125




Актуальность исследования обусловлена тем, что в конце XX - начале XXI века проблема человека, его природы и назначения стала центральной проблемой философии. Девальвация ценностей культуры, резкое ухудшение экологической и демографической ситуации, порабощение людей созданными ими техническими средствами и артефактами, усиливающееся отчуждение личности, возрастание в социуме тоталитарных и авторитарных тенденций и другие тревожные симптомы остро поставили вопрос о самом существовании человека, его экономическом, социальном, политическом, нравственном и духовном выживании.
На рубеже тысячелетий стало ясно, что кризис современной цивилизации оказался кризисом самого человека, его антропологически ориентированного мира, что закономерно приводит к попыткам осмыслить глубинные основания человеческого бытия. По справедливому замечанию выдающегося немецкого философа Макса Шелера, «мы еще очень мало знаем о том, что это вообще такое - “человек”»1.
На этом фоне обращение к истокам антропологического способа мышления, в частности, к философии Иммануила Канта (1824-1804 гг.) и философско-педагогическим концепциям русских мыслителей, выявление и реализация их еще далеко не исчерпанного гносеологического, методологического, нравственно-практического, гуманистического, педагогического потенциала представляются весьма актуальными задачами.
И.Кант впервые в истории европейской философской мысли разработал целостное учение о человеке - философскую антропологию . «Все интересы моего разума,- писал он,- объединяются в следующих трех вопросах: 1. Что я могу знать? 2. Что я должен делать? 3. На что я могу надеяться?»4. Впоследствии к упомянутым трем вопросам кенигсбергский мыслитель добавил еще и четвертый вопрос: «Что такое человек?», который объявил основным вопросом философии: «На первый вопрос отвечает метафизика, на второй - мораль, на третий - религия, и на четвертый - антропология. Но в сущности все это можно было бы свести к антропологии, ибо три первых вопроса относятся к последнему»5. И.Кант был убежден в том, что основная задача философии состоит в познании жизни, а «самый главный предмет в мире, к которому
эти познания могут быть применены,- это человек, ибо он для себя своя последняя цель» .
Выбор персоналий отечественных мыслителей для историко-философского исследования обусловлен культурно-антропологической направленностью философско-педагогических концепций Николая Ивановича Пирогова (1810¬1881 гг.), Константина Дмитриевича Ушинского (1824-1870 гг.), Петра Федо¬ровича Каптерева (1849-1922 гг.), Сергея Иосифовича Гессена (1887-1950 гг.), наличием в их трудах позитивного опыта решения проблемы человека, определения сущностных характеристик и средств духовно-нравственного совершенствования личности как фактора общественного прогресса. Философско- педагогические концепции этих русских философов во многом созвучны идеям немецкого философа И.Канта, поскольку обращены на развитие человека как свободного и нравственного существа, способного к совершенствованию.
Степень разработанности проблемы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подвергнув критическую анализу глубинные основания человеческого бытия, И.Кант совершил «коперниканский переворот» в философии и гуманитарных науках, поместив человека в центр мироздания. Знаменитые кантовские вопросы о человеке очертили интеллектуальную вселенную великого кенигсбержца. Создавая трансцендентальный вариант философской антропологии, ядром которой является практическая философия, немецкий мыслитель одновременно разрабатывал и специальные отрасли человековедения - педагогическую антропологию и историческую антропологию, призванные помочь индивиду и обществу развить свои задатки и способности, воплотить в жизнь заложенный в практическом разуме нравственный идеал.
Гуманистические идеи И.Канта оказали огромное влияние не только на немецкую классическую мысль, но и на последующее развитие всей духовной жизни человечества. Можно смело утверждать, что после И. Канта в течение не¬скольких десятилетий в Европе изменился весь стиль мышления. Антропологическая ориентация его учения проникла не только в философию, но и в другие формы общественного сознания и культуры.
В конце XIX - начале XX века система И.Канта стала объектом пристального внимания со стороны немецкого неокантианства, ориентированного на реформирование «критической философии». Именно в это время в Германии возникло и получило свое развитие так называемое «трансцендентальное на-правление», которое в основном было представлено деятельностью марбургской и баденской школ.
В отечественной философии второй половины XIX - первой трети XX века так и не сложилось отдельной школы кантианства, однако кантианские мотивы в той или иной степени звучат в наиболее значительных теоретических по¬строениях русских мыслителей. Воздействие философско-антропологического учения И.Канта на русскую общественно-философскую мысль происходило не столько путем заимствования основных положений трансцендентализма, скольсколько путем усвоения критического метода философии, а также разработки оригинальных антропологических концепций. Осваивая богатейшее интеллектуальное наследие великого кенигсбержца, русские философы и педагоги пытались найти пути и способы формирования и развития личности и общества путем воспитания и образования, для чего требовалось понять человеческую при¬роду и выявить условия и возможности ее усовершенствования.


1. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995. 448с.
2. Гессен С.И. Мое жизнеописание // Вопросы философии. 1994. № 7-8. С. 150-187.
3. Гессен С.И. Правовое государство и социализм // Гессен С.И. Избр. соч. М., 1998. С. 147-542.
4. Гессен С. И. Добро и зло в понимании русских мыслителей // Гессен С.И. Избр. соч. М., 1998. С. 545-703.
5. Кант И. Всеобщая естественная история и теория неба. 1755 // Соч.: В 6 т. М., 1963. Т. 1. С. 115-262.
6. Кант И. Новое освещение первых принципов метафизического познания. 1755 // Соч.: В 6 т. М., 1963. Т. 1. С. 263-314.
7. Кант И. Уведомление о расписании лекций на зимнее полугодие 1765/66 г. // Соч.: В 6 т. М., 1964. Т. 2. С. 277-289.
8. Кант И. Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного. 1764 // Соч.: В 6 т. М., 1964. Т. 2. С. 125-183.
9. Кант И. Заметки в книге «Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного». 1764 // Соч.: В 8 т. М., 1994. Т. 2. С. 353-392.
10. Кант И. О форме и принципах чувственно воспринимаемого и умопостигаемого мира. 1770 // Соч.: В 6 т. М., 1964. Т. 2. С. 381-425.
11. Кант И. - М.Герцу от 7 июня 1771 г. // Кант И. Трактаты и письма. М., 1980. С. 523-526.
12. Кант И. Две статьи относительно «филантропина». 1776-1777 // Соч.: В 8 т. М., 1994. Т. 2. С. 345-352.
13. Кант И. Критика чистого разума // Соч.: В 6 т. М., 1964. Т. 3. С. 69¬756.
14. Кант И. Критика чистого разума. М., 1998. 655 с.
125

15. Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане. 1784 // Соч.: В 6 т. М., 1966. Т. 6. С. 5-23.
16. Кант И. Основоположения метафизики нравов. 1785 // Соч.: В 8 т. М., 1994. Т. 4. С. 153-246.
17. Кант И. Критика практического разума. 1788 // Соч.: В 8 т. М., 1994. Т. 4. С. 373-565.
18. Кант И. Критика способности суждения. 1790 // Соч.: В 8 т. М., 1994. Т. 5. С. 5-372.
19. Кант И. Критика способности суждения 1790 // Соч. на немецком и русском языках. М., 2001. Т. 4. 1120 с.
20. Кант И. Метафизика нравов в двух частях. 1797 // Соч.: В 8 т. М., 1994. Т. 6. С. 223-540.
21. Кант И. К вечному миру // Соч.: В 8 т. М., 1994. Т. 7. С. 6-56.
22. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. 1798 // Соч.: В 6 т. М., 1966. Т. 6. С. 349-588.
23. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. 1798 // Соч.: В 8 т. М., 1994. Т. 7. С. 137-376.
24. Кант И. О педагогике. 1803 // Кант И. Трактаты и письма. М., 1980. С. 445-504.
25. Кант И. Ответ на вопрос: Что такое Просвещение? 1784 // Соч.: В 6 т. М., 1966. Т. 6. С. 25-35.
26. Кант И. Основы метафизики нравственности. 1785 // Соч.: В 6 т. М., 1965. Т. 4. Ч. 1. C. 219-310.
27. Кант И. Логика. Пособие к лекциям. 1800 // Кант И. Трактаты и письма. М., 1980. С. 319-444.
28. Кант И. Религия в пределах только разума // Кант И. Трактаты. СПб., 1996. С.259-424.
29. Кант И. Письмо Кристиану Генриху Вольке от 8 марта 1776 года // Бим-Бад Б. М. Путь к спасению: Педагогическая антропология Иммануила Кан¬та сегодня. М., 1994. С. 40-41.
126

30. Кант И. Определение понятия человеческой расы. Пер с нем. И.Г. Черненок // Кантовский сборник: Межвуз. темат. сб. науч. тр. / Калинингр. ун-т. Калининград, 1997. Вып. 20. С. 147-162.
31. Каптерев П.Ф. Метод и его применение // Избр. педагогические соч. М., 1982. С. 35-48.
32. Каптерев П.Ф. Педагогика - наука или искусство? // Избр. педагоги¬ческие соч. М., 1982. С. 49-62.
33. Каптерев П.Ф. Педагогический процесс // Избр. педагогические соч. М., 1982. С.163-231.
34. Каптерев П.Ф. Дидактические очерки // Избр. педагогические соч. М., 1982. С.271-652.
35. Каптерев П.Ф. О детских играх и развлечениях // Избр. педагогиче¬ские соч. М., 1982 С. 109-146.
36. Каптерев П.Ф. О нравственном закаливании // Избр. педагогические соч. М., 1982. С.147-163.
37. Пирогов Н.И. Вопросы жизни // Избр. педагогические соч. М., 1985. С. 29-51.
38. Пирогов Н.И. О ходе просвещения в Новороссийском крае и о во¬пиющей необходимости преобразования учебных заведений // Избр. педагоги¬ческие соч. М., 1985. С. 56 - 70.
39. Пирогов Н.И. О создании педагогической семинарии при Решильев- ском лицее в Одессе // Избр. педагогические соч. М., 1985. С. 83-90.
40. Пирогов Н.И. Быть и казаться // Избр. педагогические соч. М., 1985. С. 91-98.
41. Пирогов Н.И. Чего мы желаем? // Избр. педагогические соч. М., 1985. С.112-143.
42. Пирогов Н.И. О предметах суждений и прений педагогических сове¬тов гимназий // Избр. педагогические соч. М., 1985. С. 166-172.
43. Пирогов Н.И. Образование и воспитание // Избр. педагогические соч. М., 1985. С. 172-176.
127

44. Пирогов Н.И. Школа и жизнь // Избр. педагогические соч. М., 1985. С. 198-209.
45. Пирогов Н.И. Мысли и замечания о проекте устава училищ, состоя¬щих в ведомстве Министерства народного просвещения // Избр. педагогические соч. М., 1985. С. 217-238.
46. Пирогов Н.И. Об уставе новой гимназии, предполагаемой проектом преобразования морских учебных заведений // Избр. педагогические соч. М., 1985. С. 271-283.
47. Пирогов Н.И. Университетский вопрос // Избр. педагогические соч. М., 1985. С. 320-384.
48. Пирогов Н.И. Из дневника старого врача (1879-1881) // Избр. педаго-гические соч. М., 1985. С. 442-467.
49. Ушинский К.Д. Психологические монографии // Собр. соч.: в 11 т. М.; Л., 1948. Т. 2. С. 362-424.
50. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Собр. соч.: В 11 т. М.; Л., 1948. Т. 2. С. 69-166.
51. Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении // Собр. соч.: В 11 т. М.; Л., 1948. Т. 2. С. 333-361.
52. Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании // Собр. соч.: В 11 т. М.; Л., 1948. Т. 2. С. 425-488.
53. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения Н.И.Пирогова // Собр. соч.: В 11 т. М; Л., 1948. Т. 3. С. 11-86.
54. Ушинский К.Д. Детский мир // Собр. соч. М.; Л., 1948. Т. 4. 679 с.
55. Ушинский К.Д. Родное слово // Собр. соч.: В 11 т. М.; Л., 1949. Т. 6. С. 237-336.
56. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Т. 1 // Собр. соч.: В 11 т. М.; Л., 1950. Т. 8. 776 с.
57. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Т. 2 // Собр. соч.: В 11 т. М.; Л., 1950. Т. 9. 628 с.
128



Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ