Введение 3
I. Юмор и ирония как стилистические средства 7
1.1. Стилистические приемы и их классификации 7
1.2 Юмор 14
1.3. Ирония 24
Выводы по Главе 1 28
II. Ирония и юмор в произведениях Чака Паланика «Бойцовский клуб» 31
2.1. Творчество Чака Паланика 31
2.2. Авторский стиль и графический роман 41
2.3. Критика 45
2.4. Анализ лингвистической особенности иронии, употребленной в
произведениях «Бойцовский клуб» 46
2.5. Анализ лингвистических особенностей юмора, употребленного в
произведениях «Бойцовский клуб» 52
2.5.1. Языковая реализация черного юмора 52
2.5.2. Языковая реализация сарказма 60
Выводы по Главе II 79
Заключение 83
Список использованной литературы
Творчество современных писателей является почти неизученным. Это объясняется не только тем, что в современном обществе им мало уделяется внимания, так как многие занимаются исследованием их предшественников, но и тем, что их работы трудно соотнести к какому-либо определенному течению, жанру. Они сочетают в себе черты, как массовой литературы, так и элитарной литературы, что делает их доступными для широкого круга читателей. Из этого следует, что сейчас наблюдается тенденция к стиранию границ как между жанрами, так и стилями написания, что делает изучение работ современных писателей интересней и увлекательней. После прочтения таких работ возникает вопрос о том, к какому же жанру отнести тот или иной рассказ, как понять относится ли это к массовой литературе или же представляет собой довольно серьезное и весомое произведение, где заканчивается эта массовость и где начинается «качественная» литература.
Другим интересным фактом в изучении таких произведений является то, что никто не может сказать точно, когда закончился модернизм и произошел переход к постмодернизму, существуют лишь примерные даты.
Одним из ярких представителей постмодернизма является Чак Паланик, произведения которого вызвали неоднозначные эмоции и мнения: кто-то считает его массовым писателем, а кто-то культовым. Данная научная работа посвящена изучению работ Чака Паланика, который считается основателем контркультуры. Наше исследование начнется с анализа книги «Бойцовский клуб», которая прославила этого автора и стала одним из самых ярких протестов против современной потребительской культуры.
Актуальность выбранной темы поясняется тем, что данный писатель является представителем постмодернизма, что обуславливает малоизученность его работ, также проблемы, освещенные в романе и комиксах «Бойцовский клуб» носят современный характер и отражают волнения людей, живущих на сегодняшний день не только в США, но и других странах. Этот роман позволяет проследить развитие человека, его освобождение от оков потребительского общества и становление как личность. Нельзя жить в обществе и быть свободным от него, но главный герой доказал, что каждый человек это индивидуальность и может войти в историю, будь это разнорабочий или офисный работник.
В этой работе автор прибегает к помощи иронии и юмора, которые становятся самым сильным оружием в осмеянии человеческих пороков и влияния общества, стирающего индивидуальность человека и навязывающего ему ценности, удобные обществу потребителей, а не ему самому.
Юмор в литературе имеет несколько форм, в которых может выражаться: сарказм, гротеск, сатира. Отдельное место в нашей жизни также занимает ирония и черный юмор, которые превалируют в произведениях Чака Паланика.
Объектом изучения данной работы являются ирония и юмор в романе и комиксах Чака Паланика «Бойцовский клуб».
В качестве предмета исследования выступают способы реализации иронии и таких форм юмора как черный юмор, сарказм, их лексическая наполняемость.
Целью работы является выявление тенденции употребления иронии и юмора в рассматриваемых произведениях и форм языковой реализации данных тропов.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
• изучить жизнь и творческую деятельность Чака Паланика;
• рассмотреть юмор и иронию в литературе;
• исследовать реализацию иронии и юмора в произведениях Чака Паланика «Бойцовский клуб»;
• рассмотреть случаи употребления иронии и юмора в произведениях Чака Паланика «Бойцовский клуб» с точки зрения их лексической наполняемости.
Эмпирическим материалом исследования стали произведения «Бойцовский клуб» и серия (10 выпусков) комиксов «Бойцовский клуб 2». Данный материал был тщательно проанализирован нами на предмет употребления иронии и юмора, выявление их стилистических форм и языковой наполняемости.
Для достижения цели исследования мы воспользуемся следующими методами:
- контекстуальный анализ способствует выявлению значений и оттенков значений языковой единицы, реализованных под влиянием определенного контекста;
- семный анализ - семем, актуализированных в конкретном контексте;
- стилистический анализ - стилистических особенностей употребления языковых единиц;
- описательный анализ применяется для описания хода, выводов и заключений исследования;
- статистический анализ - для установления частотности употребления тех или иных языковых единиц и тропов.
Теоретическую базу иследования составляют работы Шеллинга В.Ф., Шлегеля Ф., Гегеля В.Ф. и Третьяковой Е.Ю., которые занимались исследованием реализации иронии; Гальперина И.Р., Знаменской Т.А., Скребнева Ю.М., Максимова В.И., Дж.Лича, изучавшие стилистические средства, Аристотеля, Платона, Цицерона, Квинтиллиона, Томаса Гоббса, Артура Шопенгауэра, Замятина Е., Фролова В., Карасик В.И. и др., рассматривавшие иронию и юмор с точки зрения философии.
Апробация работы. Основные результаты диссертационного исследования представлены на
1. Итоговой научно-образовательной конференции студентов Института филологии и межкультурной коммуникации 10 апреля 2015 г.;
2. Международной конференции «Первые весенние научные чтения». - Киев, 30 апреля 2015 г.
По теме диссертации опубликованы 3 статьи, одна из которых вышла в журнале рекомендуемом ВАК РФ:
• Ильдарханова Г.Р., Аюпова Р.А. Языковая реализация иронии в произведении Чака Паланика «Бойцовский клуб». Збхрник наукових праць «Велес». Киев.:Центр наукових публшацш - 2015.
•Ильдархавнова Г.Р. Реализация юмора в произведении Чака Паланика "Бойцовский клуб". Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2015 года. сб. статей: в 7 т./ Мин-во обр. и науки; Казанский (приволжский) федеральный ун-т. - Казань: изд-во Казан.ун-та. 2015. - Т.4: Институт филологии и межкультурной коммуникации, Институт психологии и образования. - 346 с.
• Ильдарханова Г.Р., Аюпова Р.А. Реализация юмора в произведении Чака Паланика "Бойцовский клуб". Филологические науки. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК). Тамбов: Грамота, 2016. № 6. Ч. 1. С. 80¬83.
Чак Паланик является одним из самых известных представителей Поколения Х, которые не просто потеряли связь с культурными идолами поколения демографического взрыва, но стали озлобленнее, потеряли веру в бога, человечество, что и нашло отражение в его творчестве. Главными героями Чака Паланика являются люди среднего класса, аутсайдеры, ищущие себя в этом мире.
Своеобразие авторского стиля Чака Паланика заключается в том, что он использует короткие предложения для создания динамики произведения. Также в книгах встречается повторение определенных строк в течение всей работы, которых сам писатель называет «припевами», они являются своего рода связками, соединяющими переход от одной мысли к другой. Главные герои произведений ведут философские диалоги и высказывают множество теории о детстве, этике, статуса родителей, смерти.
В последнее время Чак Паланик получает в основном положительные отзывы критиков о своих работах. Многие причисляют его к нигилистам, хотя сам автор утверждает, что он романтик, а ошибочное предположение базируется на его смелых предположениях, непринимаемых обществом.
В результате проведенного анализа произведений «Бойцовский клуб» и «Бойцовский клуб 2» можно заключить, что в создании таких ярких и неоднозначных образов, которыми характеризуются данные произведения, основную роль играют сарказм (126 примера), ирония и самоирония (40 примеров), и черный юмор (21 примеров). Анализ данных произведений показал, что сарказм превалирует, он был использован в 3 раза чаще иронии и самоиронии, 6 раз чаще чем черный юмор. Это означает, что «Бойцовский клуб» и «Бойцовский клуб 2» построены на сатирическом изобличении современного общества. Сарказм характерен как для художественной литературы так и публицистики что еще раз подтверждает то, что Чак Паланик включает элементы публицистики в свои произведения.
Анализируемые случаи употребления юмора и ирония выражаются следующими стилистическими средствами:
- антитеза (39);
- сравнение (18);
- повтор (15);
- метафора (14);
- аллюзия (12);
- гипербола (11);
- катахреза (8) и т.д.
Проанализировав их языковую реализацию, мы пришли к выводу, что в большинстве случаев они основываются на:
- табурованной лексике,
- сочетании слов с несовместимыми семантическими характеристиками и словами.
Проведенное исследование позволяет утверждать, что юмор является сильным средством формирования общественного мнения и влияния на поведение людей, а также частью жизни каждого человека, т.к. он охватывает все сферы его деятельности: мировоззрение, межличностное общение, работа и т.д. С данной точки зрения, в приведенных примерах наблюдаются:
- заявление человеком своего превосходства над мертвыми;
- шутка над всевышним;
- пренебрежительное отношение к человеческой жизни, считая ее никчёмной, смерть - классной, допуская возможность съесть человека по ошибке, раскрасить стены его мозгами;
- пренебрежительное отношение людей друг к другу.
Языковая реализация иронии и юмора осуществляется при помощи таких тропов, как:
- антифразис,
- антитеза,
- персонификация и
-эпитет.
Лексическая наполняемость данных фигур речи отличается сочетанием семантически несочетаемых языковых единиц и употреблением субколлоквиальной и табуированной лексики вне зависимости от жанра произведения. Как в рассказе, так и графическом романе можно выделить такого рода тропы, разница будет заключаться лишь в том, что в комиксах все реплики лаконичнее чем в тексте, они легче воспринимаются, т.к. комиксы являются жанром массовой культуры. Однако в настоящее время действительно наблюдаются колоссальные изменения в идеологии этого жанра: он становится более реалистичным, теряет свою комичность, освещает глобальные проблемы человечества, и, приобретая мрачный характер повествования, перенимает черты нигилизма, теряя всякие иллюзии и надежду на светлое будущее, заменяет супергероев на антигероев, стремящихся взять власть в свои руки и вершить их правосудие.
AbbyyLingvo. Online Dictioanry. URL: http://www.lingvo-
online. ru/ru/T ranslate/en-ru/set(дата обращения 10.03.2016)
Billig Michael. Laughter and Ridicule: Towards a Social Critique of Humour. London: Sage, 2005. -272p.
Cambridge Dictionaries Online. URL:
http://dictionary.cambridge.org/dictionary/english/black-humour. (дата
обращения 10.03.2016)
Dark Horse Comics. URL:http://www.darkhorse.com/(дата обращения: 22.02.2016)
Freud S. Jokes and their Relation to the Unconsciousness. Trans. James
Srachey. -New York: Norton, 1960. -230p.
Longman Dictioanry of English Language and Culture. - N. Y.: Longman, 2002. - 1568p.
Malamud B. Talking House. - New York, 1997. -231p.
Marika Muller. Die Ironie: Kulturgeschichte und Textgestallt. - Wurzburg: Konigshausen und Neumann, 1995. - 262 S.
New York State Writer Institute. Chuck Palahniuk. URL: http://www.albany.edu/writers-inst/webpages4/archives/palahniuk chuck.html(дата обращения: 30.04.2016)
Palahniuk Chuck. Fight Club. London: Vintage books. 2006. - 218p.
Palahniuk Chuck, Stewart Cameron. Fight Club 2. #0. URL:
http://www.darkhorse.com/(дата обращения: 05.05.2015)
Palahniuk Chuck, Stewart Cameron. Fight Club 2. #1. URL:
http://www.darkhorse.com/(дата обращения: 30.05.2015)
Palahniuk Chuck, Stewart Cameron. Fight Club 2. #2. URL:
http://www.darkhorse.com/(дата обращения: 27.06.2015)
Palahniuk Chuck, Stewart Cameron. Fight Club 2. #3. URL:
http://www.darkhorse.com/(дата обращения: 26.08.2015)
Palahniuk Chuck, Stewart Cameron. Fight Club 2. #4. URL:
http://www.darkhorse.com/(дата обращения: 17.08.2015)
Palahniuk Chuck, Stewart Cameron. Fight Club 2. #5. URL:
http://www.darkhorse.com/(дата обращения: 29.09.2015)
Palahniuk Chuck, Stewart Cameron. Fight Club 2. #6. URL:
http://www.darkhorse.com/(дата обращения: 04.10.2015)
Palahniuk Chuck, Stewart Cameron. Fight Club 2. #7. URL:
http://www.darkhorse.com/(дата обращения: 26.11.2015)
Palahniuk Chuck, Stewart Cameron. Fight Club 2. #8. URL:
http://www.darkhorse.com/(дата обращения: 27.12.2015)
Palahniuk Chuck, Stewart Cameron. Fight Club 2. #9. URL:
http://www.darkhorse.com/(дата обращения: 30.04.2016)
Palahniuk Chuck, Stewart Cameron. Fight Club 2. #10. URL:
http://www.darkhorse.com/(дата обращения: 25.05.2016)
Raskin V. Semantic Mechanisms of Humor. URL:
https://www.researchgate.net/publication/273946710 Semantic Mechanisms ofHumor(дата обращения: 22.12.2015)
Spiritus-Temporus. Chuck Palahniuk. Criticism. URL:http ://www. spiritus-temporis.com/chuck-palahniuk/criticism.html(дата обращения: 25.05.2016)
The cult: Russian Edition: Чак Паланик (элементы биографии) URL: http://palahniuk.info/author/biography.html(дата обращения: 22.12.2012)
The Oxford Dictionary and Thesaurus.Edited by Sara Tulloch. - Oxford: Oxford University Press, 1997. - 1920p.
Thomson A. K. Irony. A Historical Introduction. - London, 1926. - 242p.
Академик. Словари и энциклопедии. // URL:
http: //dic. academic. ru/dic. nsf/ruwiki/81341(дата обращения: 15.04.2016)
Аникст. А. Теория драмы от Гегеля до Маркса. М.:1983 - 142 с.
Аристотель. Гоч. В 4-х тт., т.4. М., 1984 - 650 с.
Викисловарь. URL: https://ru.wiktionary.org/wiki/ (дата обращения
23.03.2015).
Гегель В.Ф. Эстетика. т.4: М.,1973. - 186 с.
Глинка К.. Теория юмора. URL: http://e-lub.net/annuals/ht4.htm(дата обращения 02.02.2015).
Гоббс Т. Избр. пр-я, т.1., М., 1964. - 252 с.
Знаменская Т.А. Стилистика английского языка. Основы курса: Учебное пособие. Изд.4-е, испр. и доп. - М.: КомКнига, 2006. - 224 с.
Ильдарханова Г.Р., Аюпова Р.А. Языковая реализация иронии в произведении Чака Паланика «Бойцовский клуб». Зб1рник наукових праць «Велес». Киев.: Центр наукових публшацш - 2015.
Ильдарханова Г.Р., Аюпова Р.А. Реализация юмора в произведении Чака Паланика "Бойцовский клуб". Филологические науки. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК). Тамбов: Грамота, 2016. № 6. Ч. 1. С. 80¬83.
Институт философии российской академии наук: новая философская энцмклопедия. URL:http ://iph. ras. ru/elib/2764. html(дата обращения
23.03.2015).
Исторический словарь галлицизмов русского языка. URL: http://gallicismes.academic.ru(дата обращения 23.03.2015).
Капацинская В.М. комический текст. - Нижний Новгород: Нижегородский филиал университета РАО, 2001. - 119 с.
Климент Александрийский. Педагог. URL:
http://azbyka.ru/otechnik/Kliment Aleksandrijskij/pedagog/(дата обращения 23.03.2015).
Максимов В.И. Огилистика и литературное редактирование. М.: Гардарики, 2004. - 651с.
Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat. URL: http://www.dissercat.com/content/lingvostilisticheskie-i-semioticheskie-
osobennosti-amerikanskoi-literatury-chernogo-yumora#ixzz41p2yI3PY (дата
обращения 03.03.2015)
Ницше Ф. "По ту сторону добра и зла". URL: http://bookmate.com/r#d=SBqUjB5L( дата обращения: 03.04.2013)
Ницше Ф. "Так говорил Заратустра". URL:
http://www.lib.ru/NICSHE/zaratustra.txt( дата обращения: 03.04.2013)
Онлайн энциклопедия Кругосвет: Постмодернизм в литературе. URL: http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/POSTMODERNIZ M.html?page=0,1#part-2 (дата обращения: 24.12.2012)
Паланик Чак (элементы биографии). URL:
http://ru.wikipedia.org/wiki/ПаланиК-Чак(дата обращения: 22.12.2012).
Пивоев В.М. Ирония как эстетическая категория//Философские науки. 1982, №4, с.58 URL:http://www.urgi.info/urgiinfofiles/sites/pigulevsky-ironiya/01 paragraf1-2.htm(дата обращения: 22.12.2014).
Постмодернизм в литературе. Поэтика постмодернизма и постмодернистский роман. URL: http://otmart.net/node/103(дата обращения: 25.01.2013)
Проект история юмора. URL:http://art.ioso.ru/wiki/index.php(дата обращения: 22.12.2014).
Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха. - М.:Лабиринт, 2002. - 192с
Самчелкина Н.В. Научные статьи/языкознание. Агнонимия как языковое явление. URL: http: //cyberleninka.ru/article/n/agnonimiya-kak-
yazykovoe-yavlenie(дата обращения: 22.12.2014).
Семинары по культурологи. URL: http://gendocs.ru/v184/?cc=6( дата
обращения: 03.04.2013)
Скребнев Ю.М. Тропы и фигуры как объекты
классификации(проблемы экспрессивной стилистики). Ростов-на-дону: изд- во Ростов, 1992г. - 247 c.
^^истече^ий энциклопедический словарь русского языка. URL: http://stylistics.academic.ru/199(дата обращения 01.02.2015).
Сусов И.П. Лингвистическая прагматика. URL:
http://homepages.tversu.ru/~ips/Pragmh.html(дата обращения 02.02.2015).
Третьякова Е.Ю. Ирония в структуре художественного текста. URL: http://cheloveknauka.com/sredstva-reprezentatsii-ironii-v-hudozhestvennom-tekste(дата обращения 01.02.2015).
Флеонова О. Л. Лингвостилистические и семиотические особенности американской литературы черного юмора. Дисс. канд. филол. наук. М., 2003. - 154с.
Фундаментальная электронная библиотека. http://feb-web.ru/feb/kps/kps- abc/kps/kps-0412.htm(дата обращения 23.03.2015).
Чак Паланик. URL:https://ru. wikipedia. org/wiki?curid=22681(дата обращения 10.03.2015).
Черемухин А.Г. и Черемухин Д.Г. Конструирование юмора. Монография. 4-е издание, дополненное. М.:Воентехиниздат,2008. - 245 с.
Шеллинг В.Й. Философия искусства: М.,1996. - 420 с.
Шлегель Ф.Эстетика.Философия.Критика, т.1: М.,1983. - 282 с.