Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


НАДЗОР ПРОКУРОРА В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

Работа №82366

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы71
Год сдачи2016
Стоимость4255 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
262
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
§ 1. История развития прокурорского надзора 9
§ 2. Предмет и пределы прокурорского надзора за соблюдением законности в местах лишения свободы 17
§ 3. Виды мест лишения свободы 25
§ 4. Правовое регулирование прокурорского надзора в местах лишения свободы 27
§ 5. Прокурорский надзор за приемом осужденных в местах лишения
свободы 33
§ 6. Прокурорский надзор за соблюдением законности и обоснованности перемещений осужденных из одного исправительного учреждения в другое 38
Глава 2. Организация прокурорского надзора за исполнением законов в местах лишения свободы.
§ 1. Сущность и значение организации прокурорского надзора по
обеспечению законности в местах лишения свободы 48
§ 2. Формы организации прокурорского надзора за соблюдением законности в местах лишения свободы 54
Заключение 65
Список использованных нормативно - правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы

Актуальность исследования. Правовой статус человека и гражданина всегда представлял огромную ценность во времена СССР и в Российской Федерации, а также в любой другой стране. Степень их соблюдения и гарантированности считается признаком современного уровня цивилизованности общества и одним из компонентов правового - главного интереса государства. Людской социум образовал государство, правление им, для того чтобы осуществлять свое жизненное проживание, выработал и утвердил нормативно-правовые акты. Это все с течением времени сформировало единые правила, указало на нужную концепцию санкций как мер принуждения с целью соблюдения общепризнанных норм, а следовательно образовало систему наказаний за их несоблюдение. Никак не подлежит сомнению то, что и в местах лишения свободы индивид остается гражданином, имеет многочисленные права на охрану, защиту прав и легитимных интересов.
Понимание данного привело к слиянию усилий множества государственных образований в решении проблем исправления осужденных и приближению обстоятельств их нахождения, содержания в исправительных учреждениях к общим международным регламентам, сконцентрированным на уважении их людского достоинства, произошло усовершенствование контролирования и надзора как функции за соблюдением прав и интересов приговоренных к осуждению.
Россия как Федерация в интересах формирования правового государства на первый план установила охрану и защиту прав и свобод человека и гражданина (статья 2 Конституции Российской Федерации). Доказательством выдвижения такого положения считается и юридический факт подписания Российской Федерацией международных правовых документов в сфере прав граждан, ее вхождение в Совет Европы и первоначальные усилия в области реализации основных положений Ассамблеи Совета Европы. Но законодательное фиксирование прав и свобод человека и гражданина, установление гарантированности их соблюдения еще никак не значит их реального соблюдения. В связи с вышеизложенными факторами особенную важность в местах лишения свободы обретают институты прокурорского надзора, дознания и следствия в раскрытии преступлений, совершаемых в исправительных учреждениях. Несмотря на это отмеченные направления государственной деятельности предполагают собой самостоятельные независимые институты, обладают едиными свойствами, а также они взаимозависимы и взаимодополняемы, что делает возможным и допустимым их коллективный анализ. С иной стороны, их общее исследование важно для целей достижения дипломного изучения и, в общем, вопросов рассматриваемых институтов. В связи с этим, их синхронное исследование допустимо и необходимо в силу перечисленных выше факторов. В частности, единство данных изучаемых институтов выражается в нижеследующем:
1) целостность вопросов, стоящих перед ними, а конкретно: гарантировать исполнения принципа законности, прав и интересов граждан, принудить к ответственности индивидов, преступивших закон;
2) целостность временных пределов их реализации. Таким образом, обстоятельство возбуждения уголовного дела предполагает о начальном этапе как следствия, так и прокурорского надзора за указанной деятельностью; единство субъекта (предварительное расследование и прокурорский надзор уполномочен осуществлять прокурор);
3) целостность объекта их направления (места лишения свободы). Таким образом, формируются пределы как прокурорского надзора, так и следствия в целом, а кроме того обусловливаются их единые характерные особенности.
Взаимный характер исследуемых институтов выражается, во-первых, в том, что прокурорский надзор представляет предварительное расследование гарантом его законности; во-вторых, предварительное расследование как институт считается объектом деятельности прокурорского надзора; в-третьих, несколько уголовно-процессуальных полномочий реализуются только лишь в процессе общих действий прокурора и следователя либо органа дознания (например, окончание производства по уголовному делу следователем в связи с переменой обстановки исполняется с согласия прокурора).
Общее исследование прокурорского надзора и расследования преступлении важно в связи с тем, что с одной стороны, предоставляет сформировать предложения, нацеленные на усовершенствование отмеченных направлений общегосударственной деятельности, и подобным образом достигнуть целей выпускного квалификационного исследования, с иной - способствует решению задач, стоящих перед прокурором, так как результативность прокурорского надзора в большом значении зависит от знания им существа деятельности согласно расследованию преступлений.
Аргументируя необходимость параллельного анализа прокурорского надзора и предварительного расследования, следует отметить, что надзор за законностью - основная функция прокуратуры, а иные' функции только развивают и дополняют ее. В уголовном судопроизводстве прокурор выполняет две самостоятельные функции: основную - надзор за исполнением законов и производную от нее, дополнительную - уголовное преследование. Таким образом, все направления прокурорской деятельности, закрепленные в Федеральном законе Российской Федерации от 17 января 1992 года «О прокуратуре Российской Федерации» , могут быть сгруппированы в две вышеуказанные группы, которые не поглощают друг друга, поэтому их необходимо рассматривать отдельно, но во взаимодействии, так как они дополняют друг друга.
Вопросами прокурорского надзора за пределами мест лишения свободы занимались Арабян И.А., Бакаев Д.М., Басков В.И., Белякин М.М., Бровик Г.И., Верховский В.К., Гуценко К.Ф, Ильина Н.Н., Ковалев М.А., Колос М.И., Михайлов В.Т., Михлин А.С. Пономарев П.Г., Самсонов В.З., Сафонов А.П., Селиверстов В.И., Спиридонов Б.М., Стручков М.А., Ткачевский Ю.М., Томасевич Ф.А., Ульянова Л.Т., Финько В.Д., Шмаров И.В. Подписание международных договоров и утверждение нового Уголовного кодекса РФ, вступление в действие с 1 июля 1997 года Уголовно-исполнительного кодекса РФ призывают проведения до сих пор разносторонних теоретических изучений, сопряженных с научной и практической оправданностью новых включаемых норм в закон. Данное, в общем, и обусловило подбор этой темы в моей дипломной работе. Цели изучения заключаются в рассмотрении предпосылок формирования и улучшения в условиях создания действующей экономики в стране и базисного обновления правовой концепции государства такого направления государственной деятельности, выступающего в роли эффективного гаранта соблюдения законности, прав и свобод человека и гражданина. Для выполнения указанных целей ставятся последующие ниже задачи:
- исследовать историю развития и формирования института прокурорского надзора за соблюдением законности в местах лишения свободы;
- установить определение предмета и пределы, структуру и методы прокурорского надзора в этой области и возможности его формирования;
- раскрыть специфику процессуального положения различных субъектов уголовного процесса при расследовании уголовных дел о преступлениях, совершенных в учреждениях уголовно-исполнительной системы;
- выявить характерные' черты поводов и оснований к возбуждению уголовных дел согласно преступлениям подобного рода, применения мер уголовно процессуального принуждения, а также совершения других следственных действий;
- сформировать мнение к рекомендациям следователей и лицам, производящим дознание, согласно исполнению данной деятельности.
Эмпирическую основу работы составляют итоги обобщения 150 уголовных дел, рассмотренных районными, областными судами, материалов прекращенных производством дел, исследование надзорных производств и постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел за период с 2005 года по 2012 год, а кроме того сведения размен юных непосредственных социологических исследований.
Научное новшество выпускной квалификационной работы заключается в том, что она предполагает собой общее изучение институтов прокурорского надзора и органов следствия в местах лишения свободы, инициированное с учетом новейшего уголовного, уголовно-исполнительного законодательства и изменений Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. В исследовании выносятся последующие положения:
1) прокурорский надзор как форма государственной деятельности считается эффективным средством обеспечения законности в местах лишения свободы;
2) прокурорский надзор за исполнением законов в местах лишения свободы - это подотрасль прокурорского надзора, применяемая в рамках такой отрасли, как надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу и назначаемые судом меры принудительного характера;
3) требования соблюдения законности в местах лишения свободы: обеспечиваются:
а) формированием и деятельностью специализированных прокуратур по надзору за соблюдением законности в исправительных учреждениях;
б) наделением прокуроров соответствующими полномочиями, формами прокурорского предупреждения нарушений закона (проведение наиболее значимых процессуальных действий только с разрешения прокурора - санкция, согласие, утверждение) и формами прокурорского реагирования на нарушения закона (протест, представление, постановление, требование);
в) обязательностью рассмотрения и принятия мер по обращениям прокурора;
4) одной из задач прокуратуры является совершенствование законодательства, и учитывая, что ее деятельность распространяется на все области правоотношений, и именно прокуратура чаще других органов и должностных лиц выявляет законодательные пробелы, представляется целесообразным наделить Генерального прокурора Российской Федерации правом законодательной инициативы;
5) особенности дислокации исправительных учреждений, изоляции
осужденных, запрета свободного доступа посторонних лиц в места лишения свободы, ограничения прав и свобод осужденных, производства процессуальных действий (обыск помещений, прослушивание телефонных переговоров, использование в качестве понятых осужденных или сотрудников исправительных учреждений) требуют соответствующих законодательных изменений, касающихся порядка расследования преступлений, совершенных в местах лишения свободы.
Теоретическая и практическая важность проделанного изучения проявляется в том, что на базе заключении, сформулированных в процессе изучения теоретических проблем и исследования судебной и следственной практики можно аргументировать предписания и советы:, которые могут быть применены при совершенствовании уголовно-процессуального законодательства и практики уголовного судопроизводства. Законодательная и практическая реализация итогов изучения способна содействовать усилению прокурорского надзора за соблюдением законности в местах лишения свободы, способствовать увеличению уровня деятельности органов дознания, предварительного следствия при расследовании преступлений, совершенных осужденными. Использованные материалы дипломной работы могут иметь все шансы во включение в преподавание курсов «Уголовный процесс» и «Прокурорский надзор».
Структура и содержание работы: определяются кругом рассмотренных проблем и проведенных научных исследований. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, в том числе и правовых актов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. Рекомендованные с целью рассмотрения в работе вопросов и проблем теории и практики, реализации прокурорского надзора, проведение заблаговременного следствия в отношении преступлений, совершенных в местах лишения свободы, разрешения в суде уголовных дел и вопросов, возникающих в стадии исполнения вердикта, приводят к последующим заключениям.
2. Выход России на мировой - международный уровень, вхождение в
Совет Европы, подписание определенных международных соглашений и договоров влечет возложение на Россию обязательств приведения условий содержания в российских исправительных учреждениях к международным стандартам,
регламентам, внедрения новейших гарантий соблюдения прав и законных интересов осужденных лиц, изменения норм российского законодательства, улучшения в целом прокурорского надзора как формы, обеспечивающей соблюдение законности. Экономическая, политическая, социальная неустойчивость государства, действие в местах лишения свободы неформальных правил, значимость которых в исправительных учреждениях, порой, превышает значение закона снижают эффективность прокурорского надзора и, в целом, препятствуют проведению в жизнь мероприятий по совершенствованию пенитенциарной системы страны.
3. Недостаток финансирования исправительных учреждений, мер воспитательного влияния на осужденных, нарушения жилищных, бытовых общепризнанных норм содержания осужденных, упадок производства, рост психиатрических заболеваний среди осужденных позволяют прийти к выводу, что наказание лиц, совершивших преступление, не всегда служит целям их исправления. Возникает необходимость снижения уровня применения такого вида наказания, как лишение свободы, и использования альтернативных форм воздействия, позволяющих достигнуть цели .
4. Представляется целесообразным наделить Генерального прокурора РФ правом законодательной инициативы. Задача прокуратуры - выявить нарушения закона и принять меры по устранению причин и условий, способствующих их совершению. На сегодняшний день эти меры носят эпизодический характер, поскольку прокурор применяет формы прокурорского реагирования на нарушения закона в конкретном случае, но не в масштабах всей страны, поэтому причины и условия, способствующие нарушению закона, в целом, не исключаются.
5. В целях четкого разграничения функций прокуратуры и администрации мест лишения свободы и с учетом действия правила о невмешательстве прокурора в хозяйственную, административную деятельность поднадзорного органа, учреждения, территориальной удаленности специализированных прокуратур по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от мест лишения свободы предлагается свести к минимуму формы участия прокурора в принятии административных решений руководством исправительного учреждения. Подобное ведомственное правотворчество отвечает потребностям практики. Прокуроры различных регионов и уровней также высказываются за расширение координационных полномочий, осуществление координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью и иными правонарушениями. Прокуроры, проводя комплексный анализ состояния законности и правопорядка на территориях регионов, городов и районов, рассматривают на координационных совещаниях вопросы о правонарушениях несовершеннолетних, о распространении наркомании, пьянства.
В целях рационализации производства предварительного расследования преступлений, совершенных в местах лишения свободы, предлагается:
- создать в исправительных учреждениях отделения дознания, что позволит освободить оперативных сотрудников от несвойственных им функций по расследованию преступлений;
- при производстве предварительного расследования особо сложных преступлений, повлекших появление большого числа потерпевших, свидетелей, создавать оперативно-следственную группу. Это позволит быстро, одновременно производить процессуальные действия в разных исправительных учреждениях и избежать нарушений закона о допустимости осуществления этих действий только уполномоченными лицами. Функционирование оперативно-следственной группы, определение плана расследования с выдвижением версий, проводимых мероприятий, их места, времени, исполнителя исключает необходимость оформления отдельного поручения и придает законную силу действиям членов группы по производству процессуальных действий;
- осуществлять изоляцию в отдельные помещения осужденных, совершивших преступления в исправительном учреждении, а также свидетелей, потерпевших в целях предотвращения возможного взаимного воздействия их друг на друга, реализации нормы закона об обязанности следователя исключить общение между ними;
- при наличии угрозы жизни, здоровью свидетелей и потерпевших, подозреваемых и обвиняемых, которые отбывают наказание в исправительных учреждениях, органы внутренних дел обязаны принять меры для обеспечения безопасности указанных лиц путем их перевода в безопасное место, срок нахождения в котором включается в срок отбывания наказания. После вынесения судом приговора лицо, содействующее правосудию, может быть переведено в другое исправительное учреждение;
- ввиду ограничения доступа посторонних лиц в места лишения свободы представляется целесообразным при производстве следственных действий в колониях использовать в качестве понятых именно осужденных;
- чем положительно характеризующихся и не подлежащих освобождению в ближайшее время, а не сотрудников исправительных учреждений, не отвлекая последних от выполнения своих обязанностей по охране и обеспечению деятельности колонии;
- реализация предлагаемых правил на практике позволит исключить выявленные Нарушения закона, ввести новые гарантии соблюдения законности, прав и интересов граждан, оптимизировать практику прокурорского надзора, придать предварительному расследованию преступлений, совершенных в местах лишения свободы, эффективный характер.



1. Всеобщая декларация прав человека от 1948. Международное право в документах. - М.,1982. -21с.
2. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. // Права человека. Сборник универсальных и региональных международных документов. - М., 2009. -325с.
3. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета.- 1993.- 25 декабря; Собрание законодательства РФ.- 2009.-№4.-ст. 445.
4. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 года № 1- ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - №9. - Ст. 1011.
5. О прокуратуре Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 17 ноября 1995 года N 168-ФЗ) (с изменениями на 28 ноября 2015 года)
6. Уголовный кодекс РФ (УК РФ) от 13.06.1996. № 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 17.06.1996, № 25, ст. 2954.
7. Уголовно-исполнительный кодекс РФ (УИК РФ) от 08.01.1997. № 1- ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 13.01.1997, № 2, Ст. 198.
8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства
Российской Федерации от 7 января 2002 г. № 1 (часть I) ст. 1.
9. Федеральный закон от 15 июля 1995 года «О международных договорах Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 29. - Ст. 2757.
10. Федеральный закон от 21.07.93 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» // Ведомости СНД и ВС РФ.-1993.-№ 33.- ст. 1316.
11. Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 30.11.1994. № 51-ФЗ. Часть 1 // Собрание законодательства Российской Федерации. 05.12.94, № 32, Ст. 3301.
12. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. -№ 31. - ст. 3215.
13. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 30. - Ст. 3590.
14. Указ Президента РФ от 09 марта 2004., № 314 (в ред. От 20.05.04. - № 649) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. - 2004. - №11. - Ст.945, - №21. - Ст. 2023.
15. Указ Президента РФ от 13.10.2004 № 1314 (ред. от 14.05.2010)
"Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний"// Собрание законодательства РФ.2004.-№ 42.-ст. 4109.
Учебная литература:
Основная
16. Прокурорский надзор: учебник / под. общ. ред. Винокурова Ю.Е. - М.: «Юрайт», 2011. - 490 с.
17. Прокурорский надзор : учебник для бакалавров / В. К. Бобров. — М. : Издательство Юрайт, 2014.
Дополнительная
18. Азаров А.Я. Права человека / А.Я. Азаров. - М.: Новое знание, 2009. - 453с.
19. Басков И. А. Прокурорский надзор. Учебник для вузов / И. А. Басков. - М., 2010. - 512 с.
20. Бессарабов В.Г. Прокурорский надзор: Учебник - М.: Издательство Велби Проспект, 2009. - 544 с.
21. Бородкин В.И. Порядок исполнения судебных актов // Бухгалтер и закон. - 2011. - № 11. - С. 32 - 39.
22. Бочарова С.Н. Совершенствование прокурорского надзора в исполнительном производстве: проблемы теории и практики : дис. канд. юрид. наук / Бочарова С.Н. - М., 2011. - 147 с.
23. Здравомыслов Б. В. Уголовное право России / Б.В. Здравомыслов. М.: Юристь, 2010. - 632с.
24. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / Под ред. Зубкова А.И. 4-е изд., перераб. М.: Норма,
2010. - 496 с.
25. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Общая часть / Под ред. Ю. И. Скуратова и В. М. Лебедева. М.: Норма-Инфра-М.2011.- 926 с.
26. Курс прокурорского надзора: Учебник / Басков В.И., Коробейников Б.В.
- М.: ИКД «Зерцало-М», 2012. - 512 с.
27. Курс прокурорского надзора: Учебник / Басков В.И., Коробейников Б.В.
- М.: ИКД «Зерцало-М», 2011 - 512 с.
28. Лебедев В. М. Комментарий к Уголовному кодексу РФ / В.М. Лебедев. М.: Юрист, 2012 - 832с.
29. Пионтковский А. А., Меньшагин В. Д. Курс уголовного права. Особенная часть Т. 1 / А. А. Пионтковский, В. Д. Меньшагин. М.: Юридическая литература, 2013. - 832с.
30. Правоохранительные органы: учебник /Под ред. Сыдорука И.И.-М.: Юнити, 2010.- 479 с.
31. Правоохранительные органы: Учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред. К. Ф. Гуценко. - М.: Издательство «ЗЕРЦАЛО», 2007. - 440 с.
32. Практика прокурорского надзора при рассмотрении судами уголовных дел: Сборник документов. М.: Юридическая литература, 2009. - 342с.
33. Прокурорский надзор: Учебник / Под ред. Винокурова Ю.Е. - М.: Юрайт-М, 2008. - 460 с.
34. Уголовно-исполнительное право России: теория, законодательство, международные стандарты, отечественная практика конца XIX-начала XXI века. Под ред. Зубкова А.И. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2009. — 720 с.
35. Ястребов В.Б. Прокурорский надзор: Учебник. - М.: Городец-издат, 2013. - 400 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ