Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Криминологические проблемы борьбы с антигосударственным терроризмом в дореволюционной России, 1861 - 1917 гг.

Работа №8235

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

Объем работы411стр.
Год сдачи2000
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
672
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Понятие антигосударственного терроризма и криминологическая характеристика его составляющих
§ 1. Государственная власть в пореформенной России
и характеристика антигосударственного терроризма 16
§ 2. Социальные характеристики государства
и их влияние на терроризм 55
§ 3. Территория как признак государства и пределы
его функционирования. Территориальные характеристики терроризма ....94
Глава II. Механизм развития антигосударственного террора
§ 1. Экстремистские идеи как основа развития
антигосударственного терроризма и механизм их развития 126
§ 2. Механизм формирования субъектов антигосударственного террора ..159 § 3. Обеспечение деятельности
организационно-террористических формирований 197
Глава III. Роль государства в борьбе с антигосударственным терроризмом
§ 1. Общегосударственные меры борьбы
с антигосударственным терроризмом 233
§ 2. Развитие субъектов антитеррора 268
§ 3. Меры предупреждения терроризма 301
Заключение 343
Список использованных источников 351
Приложения 390



В противоречивых условиях происходящих в России политико¬экономических и социальных преобразований началось возрождение и после¬дующая активизация антигосударственного терроризма. Начавшись в форме захвата самолетов и заложников, террор в России очень быстро перерос в деятельность организационно-террористических и военно-террористических формирований, действующих на территории Северного Кавказа.
Правоохранительным органам и вооруженным силам России с трудом удается сдерживать волну антигосударственного террора. Захват заложников чеченскими террористами в 1995 году в г.Буденовске и в поселке Первомайском прошел успешно для террористов. На Северном Кавказе контртеррористические операции переросли затем в полнокровные военные столкновения с использованием авиации, бронетехники, артиллерии.
В настоящее время террор на территории России оказывает влияние на ее внутреннюю и внешнюю политику. Развитие антигосударственного терроризма не является «криминальным достижением» лишь России. На протяжении последних 200 лет антигосударственный терроризм становился все более распространенным универсальным криминальным способом решения политических и иных задач. Криминологический анализ происходящих в России политико-экономических, социальных и иных процессов позволяет выделить ряд факторов, способствующих развитию антигосударственного терроризма. Их сохранение позволяет сделать прогноз о том, что проблемы антигосударственного терроризма еще долгое время будут актуальны для России. К числу таких факторов, на наш взгляд, можно отнести следующие:
а) высокая результативность достижения цели с использованием форм и методов террора;
б) востребованность террора различными политическими, этническими, религиозными и иными субъектами, в том числе субъектами экономической деятельности;
в) дефункционализация государственной власти, недостаточно эффективная деятельность либо бездеятельность которой создают предпосылки для развития антигосударственного террора;
г) сепаратистские тенденции, проявляющиеся в деятельности руководителей отдельных субъектов федерации;
д) эрозия морально-политических, этических, правовых и иных норм в сознании многих людей и формирование у них криминальных (низменных) мотивационных установок (в том числе при участии СМИ);
е) доступность ранее закрытых специальных знаний, касающихся ди-версионно-террористической деятельности;
ж) появление значительного числа лиц, обладающих знаниями и навыками совершения диверсионно-террористических актов;
з) проницаемость государственных границ и возможность перемещения на территорию России криминальных элементов из других стран;
и) появление новых специальных видов оружия, которое может применяться при совершении диверсионно-террористических актов.
Все это требует активной разработки проблем антигосударственного террора для эффективной борьбы с ним. Органичной частью этой проблема¬тики является глубокое изучение вопросов борьбы с антигосударственным терроризмом в прошлом.
Состояние научной разработки проблемы
Уголовное законодательство Российской Федерации определяет терроризм как «совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения на¬селения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях» Закон РФ «О борьбе с терроризмом» значительно расширяет перечень преступлений, подпадающих под понятие терроризма. Однако ни в Российской Федерации, ни в мире в целом нет правового понятия терроризма.
В научной литературе как России, так и зарубежья до сих пор не разработано достаточно обоснованно само понятие терроризма. Принятие закона Российской Федерации «О борьбе с терроризмом» практически не внесло ясности в понятие «терроризм», равно как и в определение мер борьбы с ним. В результате, как пишет Т. Боголюбова, «в настоящее время понятие терроризма получает все более широкое толкование, что не только не соответствует целям борьбы с терроризмом, но и может привести к серьезным нарушениям прав и законных интересов граждан, к нагнетанию атмосферы страха и истерии и... к эскалации насилия»
Было бы неверным считать, что теоретические аспекты террора не рассматривались в научной литературе. Представители самых разных отраслей науки обращались к проблемам террора.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование криминолого-исторических проблем борьбы с антигосударственным терроризмом в Российской империи в пореформенный период позволяет сформулировать ряд выводов.
1. Российская империя в конце XIX — начале XX века представляла собой развитую самодержавную монархию, вся полнота власти в которой принадлежала Императору и Правящему Дому. Император обладал абсолют¬ной властью и имел рычаги влияния на происходящие в империи политико-экономические процессы. Уровень развития антигосударственного терроризма в Российской империи во многом объясняется объективной и субъективной неспособностью Императора и Правящего Дома вырабатывать и проводить криминологическую политику на территории империи. Правящий Дом Романовых и Император несут ответственность за развитие в России антигосударственного террора, гражданской войны и иностранной военной интервенции, уничтожение миллионов граждан; разрушение экономики и т.п. В этой связи возникает недоумение по поводу попыток наследников Дома заявлять права на Российский Престол.
2. В исторической литературе и публицистике часто высказывается мнение о том, что Российская империя и Россия являются родиной международного террора.
В рассматриваемый период ряд зарубежных государств использовали террор как криминальную форму международной политики для «корректировки» внутренней и внешней политики империи. Террор на территории Рос¬сии во многом носил заказной характер. Основные лидеры организационно-террористических формирований проходили подготовку на территориях за-рубежных государств. Государства-«заказчики» осуществляли внешнее финансирование и материально-техническое снабжение организационно-террористических формирований. На территории зарубежных государств находились различного рода базовые центры террористических формирований. Зарубежные государства осуществляли информационное сопровождение и информационную защиту русских террористов. Следовательно, организационно-террористическое движение на территории Российской империи следует рассматривать как вид криминально-интервенционистского вмешательства зарубежных государств во внутреннюю политику империи, а саму империю
— как полигон развития антигосударственного террора зарубежных стран. В настоящее время на территории республик Северного Кавказа также происходит интервенционистское вмешательство ряда стран исламского региона во внутренние дела России.


1. Официальные документы и нормативные акты
1.1. Всеподданнейший отчет о действиях военно-полицейского управления в Царстве Польском. За 1865 год. Варшава, 1866. 214 с.
1.2. Доклад комиссии, избранной Советом императорского Московского университета 28 февраля 1901 года для выяснения причин студенческих вол¬нений и мер к упорядочению университетской жизни. М., 1901. 238 с.
1.3. Журнал Высочайше учрежденной Комиссии при министерстве внутренних дел для пересмотра и согласования всех изданных для противо¬действия социально-революционному движению временных мер по охране¬нию государственного порядка и общественного спокойствия. Б.м., б.г. 85 с.
1.4.Законы о полиции. Законы административные, положения о судеб¬но-следственных и исполнительных действиях чинов полиции / Сост.
Н.Волков. М.: Правоведение, 1910. 680 с.
1.5.Записка об украинском движении за 1914—1916 годы с кратким очерком истории этого движения как сепаратистско-революционного течения среди населения Малороссии. Спб., 1916. 78 с.
1.6.Записки по истории революционного движения. Для курсов при штабе Отдельного корпуса жандармов. 1912—1913 гг. Спб.: Типография Штаба Отдельного корпуса жандармов, 1913. 203 с.
1.7.Записки по истории революционного движения в России (до 1913 г.) / Составил подполковник Ф.Ф.Рожанов. Спб.: Изд. Департамента по¬лиции, 1913. 510 с.
1.8. Инструкция агентам наружного наблюдения, наряжаемым на ж.-д. станции и пароходные пристани в районе Высочайшего пребывания. Спб., 1914.4 с.
1.9. Инструкция по осмотру владений, выходящих на пути Высочай¬ших проездов. Спб., 1914. 4 с.

352
1.10. Инструкция полицейским надзирателям при отделении по охране¬нию общественной безопасности и порядка в Москве. Б.м., б.г. 15 с.
1.11 .Инструкция чинам секретной охраны при проследовании Их Им-ператорских Величеств по г.Москве. М.: Тип. градоначальства, 1912. 16 с.
1.12. Инструкция чинам уездной полиции Костромской губернии по ох¬ране их Императорских Величеств во время Высочайшего путешествия по реке Волге в пределах Костромской губернии. Кострома, 1913. 13 с.
1.13. Краткий очерк существующих в городе Варшаве и Привислинском крае антиправительственных организаций с указанием на их программы, так¬тику и взаимные отношения. Варшава, 1912. 29 с.
1.14. Краткий систематический свод действующих законоположений и циркулярных распоряжений, относящихся до обязанностей чинов губернских жандармских управлений по наблюдению за местным населением и по про¬изводству дознаний. Спб., 1903. 378 с.
1.15. Краткие списки высших чинов Министерства внутренних дел, подведомственных ему учреждений и чиновников особых поручений при ми-нистре. С 20 мая 1905 г. по июль 1917 г. Б.м., б.г. 144 с.
1.16. Материалы по пересмотру установленных для охраны государст¬венного порядка исключительных законоположений. II: Разъяснение и до¬полнение Положения о мерах к охранению государственного порядка и об-щественного спокойствия. Спб., 1905. 156 с.
1.17. Материалы по пересмотру установленных для охраны государст¬венного порядка исключительных законоположений. IV. Спб., 1905. 115 с.
1.18. Материалы по пересмотру установленных для охраны государст¬венного порядка исключительных законоположений. VII. Дополнительные данные и справки. Спб., 1905. 187 с.
1.19. Материалы по пересмотру установленных для охраны государст¬венного порядка исключительных законоположений. VIII. Дополнительные данные и справки. Спб., 1905. 210 с.

353
1.20. Материалы по пересмотру установленных для охраны государст¬венного порядка исключительных законоположений. XI. Спб., 1906. 66 с.
1.21. Материалы по пересмотру установленных для охраны государст¬венного порядка исключительных законоположений. XI. Дополнительные указания. Спб., 1906. 28 с.
1.22. Министерство внутренних дел. Центральные учреждения. Мест¬ные учреждения. Управление корпуса жандармов. Земское и городское управления. Крестьянское управление. Управление иностранных вероиспове¬даний. Наместничество Дальнего Востока. Управление Финляндии. Круг ве¬домства. Права и обязанности должностных лиц. Алфавитный указатель. Спб., 1904. 240 с.
1.23.Обзор важнейших дознаний, возникших в разных местностях им¬перии в 1898 году. Б. м, б. г. 78 с.
1.24.Обзор важнейших дознаний, производившихся в жандармских управлениях империи по делам о государственных преступлениях за время с
1 октября 1881 г. по 1-е января 1882 г. Т. 1. Спб., 1882. 63 с.
1.25.Обзор важнейших дознаний, производившихся в жандармских управлениях империи по делам о государственных преступлениях за время с
1 октября 1881 г. по 1-е января 1882 г. Т. 2. Б.м., б.г. 32 с.
1.26.Обзор важнейших дознаний, производившихся в жандармских управлениях империи по делам о государственных преступлениях за 1900 год. Б.м., б.г. 72 с.
1.27.Обзор важнейших дознаний, производившихся в жандармских управлениях за 1901 год. Ростов-на-Дону, б.г. 115 с.
1.28.Обзор важнейших дознаний, производившихся в жандармских управлениях за 1902 год. Ростов-на-Дону, 1906. 124 с.
1.29.Общий состав управлений и чинов Отдельного корпуса жандармов на 1883 г. Спб., 1883. 238 с.
1. 30.Общий состав управлений и чинов Отдельного корпуса жандармов на 1916 г. Спб., 1916. 264 с.

354
1.31. Обязанности жандармской ж.-д. полиции по жандармско- полицейской части. Изд. 2-е, перераб. и дополн. Спб.: Тип. МВД, 1912. 1195 с.
1.32.0 преобразовании полиции в империи. Министерство внутренних дел. Департамент полиции. В Государственную Думу. Спб., 1913. 8 с.
1.33.Основные Государственные законы // Междодумье. Вып. 1: Сбор¬ник материалов для характеристики политического положения перед созывом второй Думы / Сост. А.Н.Брянчанинов. Спб., 1907. С. 44—67.
1.34. Памятная книжка помощника начальника штаба Отдельного кор¬пуса жандармов. Б.м., б.г. 935 с.
1.35. Сборник узаконений для руководства чинов полиции и жандармов. Спб.; М., 1875.297 с.
1.36. Сборник узаконений, постановлений и распоряжений, касающихся полиции. Спб.: Тип. А.А.Краевского, 1869. 768 с.
1.37. Сборник узаконений и распоряжений правительства, касающихся обязанностей полиции. Спб., 1880. 1200 с.
1.38. Сборник циркуляров и инструкций МВД. Т. 1. Спб., 1854. 991 с.
1.39. Сборник циркуляров и инструкций МВД. Т. 8. Спб., 1854. 837 с.
1.40. Свод военных постановлений 1869 г. Раздел V. Изд. 2. Спб., 1890.
318с.
1.41. Свод узаконений, распоряжений и указаний для нижних чинов жандармских полицейских управлений железных дорог. Дополнен по 1 июля 1891 г. Спб., б.г. 278 с.
1.42. Список чинов Департамента полиции. Спб., 1913. 335 с.
1.43. Справка о положении уголовного сыска в империи и мерах его развития. Спб., 1913. 78 с.
1.44. Уголовное уложение. 22 марта 1903 г. / Издание Н.С.Таганцева. Спб., 1904.476 с.
1.45. Уголовное уложение (Статьи, введенные в действие). Спб., 1909.

355
1.46. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных. 1885 года / Издано Н.С.Таганцевым. Спб., 1892. 328 с.
1.47. Устав о предупреждении и пресечении преступлений. Спб., 1890.
78 с.
1.48. Финляндия и общегосударственное законодательство: Доклад X съезду уполномоченных дворянских обществ 39 губерний, прочитанный 4 марта 1914 года председателем комиссии по систематизации финляндских законов Н. Корево. Петроград: Тип. Глав, управл. уделов, 1914. 38 с.
1.49. Хроника социалистического движения в России. 1878 — 1887: Официальный отчет. М., 1906. 217 с.
1.50.Заявление Государственной Думы Федерального Собрания Рос-сийской Федерации от 12 июля 1996 г. «Об актах терроризма на территории Российской Федерации». Принято Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации № 551-П ГД от 12 июля 1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 30. Ст. 3600.


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ