Криминологические проблемы борьбы с антигосударственным терроризмом в дореволюционной России, 1861 - 1917 гг.
|
Введение 3
Глава 1. Понятие антигосударственного терроризма и криминологическая характеристика его составляющих
§ 1. Государственная власть в пореформенной России
и характеристика антигосударственного терроризма 16
§ 2. Социальные характеристики государства
и их влияние на терроризм 55
§ 3. Территория как признак государства и пределы
его функционирования. Территориальные характеристики терроризма ....94
Глава II. Механизм развития антигосударственного террора
§ 1. Экстремистские идеи как основа развития
антигосударственного терроризма и механизм их развития 126
§ 2. Механизм формирования субъектов антигосударственного террора ..159 § 3. Обеспечение деятельности
организационно-террористических формирований 197
Глава III. Роль государства в борьбе с антигосударственным терроризмом
§ 1. Общегосударственные меры борьбы
с антигосударственным терроризмом 233
§ 2. Развитие субъектов антитеррора 268
§ 3. Меры предупреждения терроризма 301
Заключение 343
Список использованных источников 351
Приложения 390
Глава 1. Понятие антигосударственного терроризма и криминологическая характеристика его составляющих
§ 1. Государственная власть в пореформенной России
и характеристика антигосударственного терроризма 16
§ 2. Социальные характеристики государства
и их влияние на терроризм 55
§ 3. Территория как признак государства и пределы
его функционирования. Территориальные характеристики терроризма ....94
Глава II. Механизм развития антигосударственного террора
§ 1. Экстремистские идеи как основа развития
антигосударственного терроризма и механизм их развития 126
§ 2. Механизм формирования субъектов антигосударственного террора ..159 § 3. Обеспечение деятельности
организационно-террористических формирований 197
Глава III. Роль государства в борьбе с антигосударственным терроризмом
§ 1. Общегосударственные меры борьбы
с антигосударственным терроризмом 233
§ 2. Развитие субъектов антитеррора 268
§ 3. Меры предупреждения терроризма 301
Заключение 343
Список использованных источников 351
Приложения 390
В противоречивых условиях происходящих в России политико¬экономических и социальных преобразований началось возрождение и после¬дующая активизация антигосударственного терроризма. Начавшись в форме захвата самолетов и заложников, террор в России очень быстро перерос в деятельность организационно-террористических и военно-террористических формирований, действующих на территории Северного Кавказа.
Правоохранительным органам и вооруженным силам России с трудом удается сдерживать волну антигосударственного террора. Захват заложников чеченскими террористами в 1995 году в г.Буденовске и в поселке Первомайском прошел успешно для террористов. На Северном Кавказе контртеррористические операции переросли затем в полнокровные военные столкновения с использованием авиации, бронетехники, артиллерии.
В настоящее время террор на территории России оказывает влияние на ее внутреннюю и внешнюю политику. Развитие антигосударственного терроризма не является «криминальным достижением» лишь России. На протяжении последних 200 лет антигосударственный терроризм становился все более распространенным универсальным криминальным способом решения политических и иных задач. Криминологический анализ происходящих в России политико-экономических, социальных и иных процессов позволяет выделить ряд факторов, способствующих развитию антигосударственного терроризма. Их сохранение позволяет сделать прогноз о том, что проблемы антигосударственного терроризма еще долгое время будут актуальны для России. К числу таких факторов, на наш взгляд, можно отнести следующие:
а) высокая результативность достижения цели с использованием форм и методов террора;
б) востребованность террора различными политическими, этническими, религиозными и иными субъектами, в том числе субъектами экономической деятельности;
в) дефункционализация государственной власти, недостаточно эффективная деятельность либо бездеятельность которой создают предпосылки для развития антигосударственного террора;
г) сепаратистские тенденции, проявляющиеся в деятельности руководителей отдельных субъектов федерации;
д) эрозия морально-политических, этических, правовых и иных норм в сознании многих людей и формирование у них криминальных (низменных) мотивационных установок (в том числе при участии СМИ);
е) доступность ранее закрытых специальных знаний, касающихся ди-версионно-террористической деятельности;
ж) появление значительного числа лиц, обладающих знаниями и навыками совершения диверсионно-террористических актов;
з) проницаемость государственных границ и возможность перемещения на территорию России криминальных элементов из других стран;
и) появление новых специальных видов оружия, которое может применяться при совершении диверсионно-террористических актов.
Все это требует активной разработки проблем антигосударственного террора для эффективной борьбы с ним. Органичной частью этой проблема¬тики является глубокое изучение вопросов борьбы с антигосударственным терроризмом в прошлом.
Состояние научной разработки проблемы
Уголовное законодательство Российской Федерации определяет терроризм как «совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения на¬селения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях» Закон РФ «О борьбе с терроризмом» значительно расширяет перечень преступлений, подпадающих под понятие терроризма. Однако ни в Российской Федерации, ни в мире в целом нет правового понятия терроризма.
В научной литературе как России, так и зарубежья до сих пор не разработано достаточно обоснованно само понятие терроризма. Принятие закона Российской Федерации «О борьбе с терроризмом» практически не внесло ясности в понятие «терроризм», равно как и в определение мер борьбы с ним. В результате, как пишет Т. Боголюбова, «в настоящее время понятие терроризма получает все более широкое толкование, что не только не соответствует целям борьбы с терроризмом, но и может привести к серьезным нарушениям прав и законных интересов граждан, к нагнетанию атмосферы страха и истерии и... к эскалации насилия»
Было бы неверным считать, что теоретические аспекты террора не рассматривались в научной литературе. Представители самых разных отраслей науки обращались к проблемам террора.
Правоохранительным органам и вооруженным силам России с трудом удается сдерживать волну антигосударственного террора. Захват заложников чеченскими террористами в 1995 году в г.Буденовске и в поселке Первомайском прошел успешно для террористов. На Северном Кавказе контртеррористические операции переросли затем в полнокровные военные столкновения с использованием авиации, бронетехники, артиллерии.
В настоящее время террор на территории России оказывает влияние на ее внутреннюю и внешнюю политику. Развитие антигосударственного терроризма не является «криминальным достижением» лишь России. На протяжении последних 200 лет антигосударственный терроризм становился все более распространенным универсальным криминальным способом решения политических и иных задач. Криминологический анализ происходящих в России политико-экономических, социальных и иных процессов позволяет выделить ряд факторов, способствующих развитию антигосударственного терроризма. Их сохранение позволяет сделать прогноз о том, что проблемы антигосударственного терроризма еще долгое время будут актуальны для России. К числу таких факторов, на наш взгляд, можно отнести следующие:
а) высокая результативность достижения цели с использованием форм и методов террора;
б) востребованность террора различными политическими, этническими, религиозными и иными субъектами, в том числе субъектами экономической деятельности;
в) дефункционализация государственной власти, недостаточно эффективная деятельность либо бездеятельность которой создают предпосылки для развития антигосударственного террора;
г) сепаратистские тенденции, проявляющиеся в деятельности руководителей отдельных субъектов федерации;
д) эрозия морально-политических, этических, правовых и иных норм в сознании многих людей и формирование у них криминальных (низменных) мотивационных установок (в том числе при участии СМИ);
е) доступность ранее закрытых специальных знаний, касающихся ди-версионно-террористической деятельности;
ж) появление значительного числа лиц, обладающих знаниями и навыками совершения диверсионно-террористических актов;
з) проницаемость государственных границ и возможность перемещения на территорию России криминальных элементов из других стран;
и) появление новых специальных видов оружия, которое может применяться при совершении диверсионно-террористических актов.
Все это требует активной разработки проблем антигосударственного террора для эффективной борьбы с ним. Органичной частью этой проблема¬тики является глубокое изучение вопросов борьбы с антигосударственным терроризмом в прошлом.
Состояние научной разработки проблемы
Уголовное законодательство Российской Федерации определяет терроризм как «совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения на¬селения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях» Закон РФ «О борьбе с терроризмом» значительно расширяет перечень преступлений, подпадающих под понятие терроризма. Однако ни в Российской Федерации, ни в мире в целом нет правового понятия терроризма.
В научной литературе как России, так и зарубежья до сих пор не разработано достаточно обоснованно само понятие терроризма. Принятие закона Российской Федерации «О борьбе с терроризмом» практически не внесло ясности в понятие «терроризм», равно как и в определение мер борьбы с ним. В результате, как пишет Т. Боголюбова, «в настоящее время понятие терроризма получает все более широкое толкование, что не только не соответствует целям борьбы с терроризмом, но и может привести к серьезным нарушениям прав и законных интересов граждан, к нагнетанию атмосферы страха и истерии и... к эскалации насилия»
Было бы неверным считать, что теоретические аспекты террора не рассматривались в научной литературе. Представители самых разных отраслей науки обращались к проблемам террора.
Проведенное исследование криминолого-исторических проблем борьбы с антигосударственным терроризмом в Российской империи в пореформенный период позволяет сформулировать ряд выводов.
1. Российская империя в конце XIX — начале XX века представляла собой развитую самодержавную монархию, вся полнота власти в которой принадлежала Императору и Правящему Дому. Император обладал абсолют¬ной властью и имел рычаги влияния на происходящие в империи политико-экономические процессы. Уровень развития антигосударственного терроризма в Российской империи во многом объясняется объективной и субъективной неспособностью Императора и Правящего Дома вырабатывать и проводить криминологическую политику на территории империи. Правящий Дом Романовых и Император несут ответственность за развитие в России антигосударственного террора, гражданской войны и иностранной военной интервенции, уничтожение миллионов граждан; разрушение экономики и т.п. В этой связи возникает недоумение по поводу попыток наследников Дома заявлять права на Российский Престол.
2. В исторической литературе и публицистике часто высказывается мнение о том, что Российская империя и Россия являются родиной международного террора.
В рассматриваемый период ряд зарубежных государств использовали террор как криминальную форму международной политики для «корректировки» внутренней и внешней политики империи. Террор на территории Рос¬сии во многом носил заказной характер. Основные лидеры организационно-террористических формирований проходили подготовку на территориях за-рубежных государств. Государства-«заказчики» осуществляли внешнее финансирование и материально-техническое снабжение организационно-террористических формирований. На территории зарубежных государств находились различного рода базовые центры террористических формирований. Зарубежные государства осуществляли информационное сопровождение и информационную защиту русских террористов. Следовательно, организационно-террористическое движение на территории Российской империи следует рассматривать как вид криминально-интервенционистского вмешательства зарубежных государств во внутреннюю политику империи, а саму империю
— как полигон развития антигосударственного террора зарубежных стран. В настоящее время на территории республик Северного Кавказа также происходит интервенционистское вмешательство ряда стран исламского региона во внутренние дела России.
1. Российская империя в конце XIX — начале XX века представляла собой развитую самодержавную монархию, вся полнота власти в которой принадлежала Императору и Правящему Дому. Император обладал абсолют¬ной властью и имел рычаги влияния на происходящие в империи политико-экономические процессы. Уровень развития антигосударственного терроризма в Российской империи во многом объясняется объективной и субъективной неспособностью Императора и Правящего Дома вырабатывать и проводить криминологическую политику на территории империи. Правящий Дом Романовых и Император несут ответственность за развитие в России антигосударственного террора, гражданской войны и иностранной военной интервенции, уничтожение миллионов граждан; разрушение экономики и т.п. В этой связи возникает недоумение по поводу попыток наследников Дома заявлять права на Российский Престол.
2. В исторической литературе и публицистике часто высказывается мнение о том, что Российская империя и Россия являются родиной международного террора.
В рассматриваемый период ряд зарубежных государств использовали террор как криминальную форму международной политики для «корректировки» внутренней и внешней политики империи. Террор на территории Рос¬сии во многом носил заказной характер. Основные лидеры организационно-террористических формирований проходили подготовку на территориях за-рубежных государств. Государства-«заказчики» осуществляли внешнее финансирование и материально-техническое снабжение организационно-террористических формирований. На территории зарубежных государств находились различного рода базовые центры террористических формирований. Зарубежные государства осуществляли информационное сопровождение и информационную защиту русских террористов. Следовательно, организационно-террористическое движение на территории Российской империи следует рассматривать как вид криминально-интервенционистского вмешательства зарубежных государств во внутреннюю политику империи, а саму империю
— как полигон развития антигосударственного террора зарубежных стран. В настоящее время на территории республик Северного Кавказа также происходит интервенционистское вмешательство ряда стран исламского региона во внутренние дела России.



