Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ

Работа №82338

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы61
Год сдачи2016
Стоимость4220 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
25
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1. Речевая коммуникация и ее основные аспекты 5
1.1. Основные понятия теории речевой коммуникации 5
1.2. Стратегии и тактики речевой коммуникации 18
Глава 2. Гендер в лингвистике
2.1. История и развитие гендерных лингвистических исследований, специфика. Междисциплинарный аспект
2.2. Анализ стратегий, тактик и особенностей речевой коммуникации на
материале интернет-ресурсов 49
Заключение 59
Список литературы 60

Данная работа освещает теорию коммуникации применительно к особенностям функционирования в языке гендерных особенностей речевого поведения в современном преимущественно русскоязычном обществе. А также обзору истории возникновения, развития и начальному этапу становления такой относительно молодой лингвистической, психологической и культурной категории, как гендер. В данной работе будут рассмотрены основные компоненты понятия «гендер», в последнее время ставшее особенно актуальным. Этот изначально социолингвистический термин ассоциируется с половой дифференциацией и признаками, по которым и образуется дифферренциация и
противопоставление «мужское - женское». В человеческом обществе всегда существовало архетипичиское разделение социума на две группы - мужчин и женщин, поскольку имеет под собой первичную очевидную дифференциацию по биологическому принципу. Таким образом, за каждым индивидом в социуме закрепился полоролевой гендерный стереотип, в соответствии с которым человек себя ведет (в том числе в речевой деятельности), самоидентифицируется для себя самого, а так же то, ожидания социума от индивида в качестве исполнения половой роли.
В связи с резко меняющимися функциями мужчины и женщины в современном обществе возникает острая необходимость изучения гендерных стереотипов и особенностей уже на уровне речевой деятельности.
Цель исследования: выявить стратегии, тактики и особенности
коммуникации в гендерном аспекте.
Для этого были поставлены задачи:
1. Изучить теоретический материал по вопросу.
2. Дать обзор научных исследований по проблемам, связанным с гендерным вопросом в целом, и особенностями речевых тактик и коммуникаций в частности.
3. Осветить полоролевые стереотипы.
4. Выявить характерные особенности речевой коммуникации с точки зрения гендерной дихотомии.
Актуальность исследования обусловлена тем, что мы живем в стремительно меняющемся обществе, где происходит смена, разрушение общественных парадигм и стереотипов, появление новых. Происходит переосмысление гендерной парадигмы и пересмотрение полоролевых моделей. И в связи с этим логичен интерес к гендерной лингвистике.
Новизна заключается в подборе и анализе ранее не изученного материала с точки зрения коммуникативного поведения в гендерном аспекте.
Методы исследования: сопоставительный, описательный, метод лингвистического анализа.
Материалом исследования послужили популярные интернет-ресурсы.
Структурно дипломная работа состоит из введения, двух глав и заключения.
В первой главе даны основные понятия теории речевой коммуникации, стратегии и тактики, рассмотрены работы ученых по этим темам.
Во второй главе освещен гендерный аспект в культуре вообще и лингвистике в частности, развитие гендерных исследований, а также лингвистический анализ коммуникативного поведения на основе ранее не изученного материала.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итоги нашей работе хочется сказать. что роль гендерной дихотомии в нашем обществе достаточно высока. Гендер, в основе которого лежит архетипическая оппозиция «мужское - женское», имеет двойную функцию. С одной стороны, он представляет собой инструмент, с помощью которого как индивидуальное, так и коллективное сознание воспринимает и оценивает мир, все многообразие человеческих отношений в котором сводится к истории главной пары - Мужчины и Женщины. С другой стороны, в ходе исторического и социально-культурного развития он подвергается процессу моделирования, «ломая» старые стереотипы и формируя новые традиционные установки, отражающие понимание роли, места и функций мужчин и женщин как в отдельно взятом обществе, так и в мировом сообществе в целом.
И на данном этапе исторического развития в русскоязычном обществе мы по прежнему наблюдаем достаточно четкие дихотомические различия мужчина-женщина контексте самовоспризводящихся инерционных культурных установок поведения и сфер интересов, когда речь касается широкого среза совокупности социальных слоёв и групп. Проанализировав материал современных площадок для интернет-общения, мы видим, что в как в частной тактической реализации, так и на стратегическом уровне противоречий почти нет за редкими перекосами некоторых аспектов. Наибольшие различия нашлись исключительно на тематико-идеалогическом уровне, который, что примечательно, мы изначально не планировали освещать, отдавая эту тему социологам, культурологам.
Список



1. Кирилина А. В. Развитие гендерных исследований в лингвистике// Филологические науки. - 2003. - №5. - с. 51 - 56;
2. Горошко Е.И. " Языковое сознание: гендерная
парадигма"[Электронный ресурс]. URL: www.textology.ru(дата обращения: 10.05.2014)
3. Горошко Е. И. "Эмоция - ассоциация" и их связь со спецификой русского языкового сознания // Язык и образование, Курск: КГПУ, 1999, с.с. 40-59.
4. Ощепкова Е. С. Психологческие особенности мужчин и женщин, проявляющиеся в письменной речи // Доклады Первой Международной конференции "Гендер: Язык, Культура, Коммуникация", М.: МГЛУ, 2001, с.с. 279-289.
5. Халеева И.И. Гендер как интрига познания // Гендер как интрига познания. Сборник статей. - М., 2000.- С. 9-18;
6. Городникова М.Д. Гендерный фактор и распределение социальных ролей в современном обществе. В кн.: Гендерный фактор в языке и коммуникации. Иваново, 1999. С. 23-27;
7. Пушкарёва Н. Л. Гендерные исследования: рождение,
становление, методы и перспективы // Вопросы истории. 1998. № 6
8. Теория и методология гендерных исследований: курс лекций / под общ. ред. О. А. Ворониной / Московский центр гендерных исследований, Московская высшая школа социальных и экономических наук. М., 2001. С. 68.
9. Горошко Е. И. Квир-лингвистика: нужна ли она отечественной
лингвистической гендерологии?[Электронный ресурс]. URL:
www.textology.ru(дата обращения: 10.05.2016)
10. Рафаил Нудельман.
Расшифровка Х-хромосомы[Электронный ресурс].
http://wsyachina.narod.ru/index.html(дата обращения: 10.05.2016)
11. Ван Дейк, Т.А. Язык, познание, коммуникация. М., 1989.
12. Виноградов С. И, Граудина В. Е. «Культура русской речи». Изд. М., 1998.
13. Гойхман О.Я., Надеена Т.М. Речевая коммуникация: Учебник.- 2-е изд.,- М.: ИНФРА-М, 2007.
14. Гойхман О.Я. и др., Теория и практика референтской деятельности. Учебное пособие, М.: «Тахома», 2000 12) Дейк Т. А. Стратегии понимания связного текста // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1998.
15. Женщины в науке: Реферативный сборник / Под ред. Л. Н. Кулькина. - М., 1989
16. Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой
коммуникации. М.: Дело, 1999.
17. Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. Омск, 1999.
18. Теория и методология гендерных исследований. М.: МЦГИ, 2001
19. Хрестоматия по курсу "Основы гендерных исследований" М.: МЦГИ, 2000
20. Антология гендерных исследований. Сб. пер. / Сост. и
комментарии Е. И. Гаповой и А. Р. Усмановой. Минск: Пропилеи, 2000.
21. Хрестоматия феминистских текстов. Переводы / Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. СПб.: Дмитрий Буланин, 2000.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ