СПЕЦИФИКА ТРАНСФОРМАЦИИ СЮЖЕТНО-КОМПОЗИЦИОННОЙ И ОБРАЗНОЙ СТРУКТУРЫ ГОТИЧЕСКОГО РОМАНА В СОВРЕМЕННОЙ РОМАНТИЧЕСКОЙ ФЭНТЕЗИ (НА МАТЕРИАЛЕ РОМАНОВ «ПРИСВОЕННАЯ» М. БАГИРОВОЙ И Н. БАРХАТ, «ИЛЛИРИЯ» М. СОЛОВЬЕВОЙ).
Введение 3
Глава 1. Сюжет и хронотоп романтического фэнтези в аспекте влияния готического романа (на материале романов Н. Бархат, М. Багировой «Присвоенная» и М. Соловьевой «Иллирия») 11
Глава 2. Система образов в фэнтези М. Соловьевой «Иллирия» и Н. Бархат, М. Багировой «Присвоенная» в аспекте влияния готического
романа 28
Заключение 51
Список использованной литературы
Актуальность исследования жанра романтической фэнтези в аспекте влияния готического романа связана с двумя причинами.
Первая - специфика функционирования самого жанра. Во-первых, несмотря на достаточно обширную исследовательскую литературу, в отечественном литературоведении до сих пор не сложилось его единого определения. Во-вторых, продолжается активное развитие жанра, и появление все новых жанровых разновидностей вызывает трудности в создании типологии поджанров. В-третьих, отдельные жанровые разновидности остаются недостаточно исследованными. В-четвертых, появление новых произведений данного жанра и их экранизации свидетельствуют о растущей популярности подобной литературы среди массового читателя.
Вторая причина - формирование в XXI веке идеи, согласно которой жесткое разделение массовой и элитарной литератур невозможно. Сегодня массовая литература признана социокультурным явлением, которое в условиях отсутствия идеала невозможно адекватно оценить, используя метод соотнесения с какими-либо канонами.
Дж. Кавелти одним из первых поставил проблему преодоления стереотипов восприятия литературного «верха» и «низа», выдвинув идею узости элитарной литературы [Кавелти 1996: 61].
Об этом позже пишут и отечественные исследователи. В. Хализев призывает признать явление «целостной неоднородности» в связи с относительностью самих категорий «литературного "верха" и "низа"» и выдвигает идею разграничения массовой литературы в узком смысле на литературный низ и срединную область [Хализев 2002: 166]. М. Черняк, развернув перед читателем панораму точек зрения на массовую литературу, обозначает специфику ее функции в современном обществе, указывая, например, на то, что жанр любовного романа демонстрирует «модель личности нового века» [Черняк 2007: 86].
В 2000-е годы актуализировался термин пост-массовая культура, обозначающий трансформацию массовой культуры в рамках культуры постмодернизма. Основное его отличие от собственно массовой культуры исследователями определяется как толерантность по отношению к контрагенту и собственным ценностям и приемам [Скокова 2009].
В настоящее время, когда продукты массовой литературы плотно вписались в читательскую реальность, уже поднимается вопрос о пост- постмассовой культуре, на формирование которой оказало влияние развитие технологий и повышение роли интернета в жизни современного общества.
Именно в 2010-ых годах возник настоящий бум в развитии феномена интернет-литературы. Она заняла значительное место в системе массовой литературы. Так, например, сейчас активно функционирует феномен текста интернет-произведения, который создается совместно стараниями всех желающих пользователей интернета. Данный факт иллюстрирует также активное развитие и функционирование жанра фанфикшн. Фанфик - вторичное произведение, созданное на основе уже существующего произведения, причем, не только книги, но и фильма, сериала, игры и т. д. Авторов таких произведений называют фикрайтеры, и они чаще всего недавние потребители результатов массовой культуры, а также фанаты книги, фильма, игры и т. д.
Другой модной тенденцией, связанной с книгой традиционного формата, является движение буккроссинга. Оно преследует те же цели, что и размещение текстов литературы в сети, - повышение доступности книг для читателя, ознакомление максимального количества читателей с интересными книгами.
Таким образом, одним из феноменов развития интернет-литературы является необыкновенная активность роли читателя. Современные интернет- читатели предъявляют к массовому тексту вполне традиционные требования: отчетливость адресации, занимательность, ясность утверждаемых ценностей [Черняк 2007: 92]. Однако, не найдя текста, который полностью соответствует их требованиям, они либо создают такой текст самостоятельно, включаясь в процесс творчества, либо адресуют эти требования писателям напрямую, что стало более возможно в век интернета, когда писатель и читатель могут находиться в процессе прямой коммуникации.
Однако для исследования истории литературы примечательным становится то, на какие литературные каноны ориентируется массовая литература, какие жанровые особенности она эксплуатирует.
Жанром, который давно и активно функционирует в массовой литературе, является фэнтези. По жанру фэнтези существует большое количество работ, авторы которых ставят перед собой различные задачи. Споры вокруг феномена фэнтези, вызванные соотношением с термином «фантастика», проблемами генезиса жанра, типологии, заставляют исследователей искать все новые пути решения этих задач. Безоговорочно принятая всеми исследователями дефиниция фэнтези отсутствует.
Сегодня мы располагаем рядом определений фэнтези, зачастую узких, а и иногда противоречащих друг другу. Существует несколько подходов к определению термина фэнтези. Ряд исследователей приравнивают этот жанр к волшебной сказке. Р. И. Кабаков в своей диссертации по творчеству Дж. Р. Р. Толкиена пользуется термином, предложенным самим писателем для обозначения жанра как своих произведений, так и подобных им - «fairy-tales» - «волшебные сказки» [Кабаков 1989]. Писатель Э. Геворкян определяет фэнтези как «сказочную фантасмагорию вымышленных миров» [Геворкян 1989], сходные определения дают С. Л. Кошелев [Кошелев: http://www.kulichki.com/tolkien/arhiv/manuscr/koshel85.shtml] и А. Д. Гусарова [Гусарова 2004]. Фэнтези как разновидность фантастической сказки в энциклопедическом справочнике «Фантастика от “А” до “Я”» [Осипов 1999: 320].
Третья группа соотносит фэнтези с фантастикой. В «Новейшем словаре иностранных слов и выражений» фэнтези определяется как научная фантастика [НСИСВ 2005: 871], в то время как в «Словаре
литературоведческих терминов» С. П. Белокуровой - как фантастика ненаучная [Белокурова 2006: 190].
На сегодняшний день исследователи склонны относить к фэнтези произведения разных жанров («Первый толковый БЭС» [ПТЭС 2006: 1939]), интерпретируя их как сложные синтетические жанровые конструкции: «.фантастический философский роман с элементами волшебной сказки и героической эпопеи» [Ковтун 2008] или «современная героико-мифологическая эпопея, созданная в традициях северной мифологии.» [Гусарова 2004].
С. С. Галиев, проанализировав различные определения жанра и произведения, выделил основополагающие признаки любых вариаций жанра фэнтези, по которому его можно узнать: 1) принцип синтетизма; 2) принцип параллельности; 3) принцип мифологизма [Галиев 2010].
Яковенко сформулировал сходные черты, всех поджанров данного жанра: 1) принадлежность произведений фэнтези к возможным мирам; 2) наличие средневекового антуража; 3) высокая степень фантастичности; 4) ненаучность, иррациональность, обусловленная наличием магии [Яковенко 2008]
Вопрос типологии является открытым наряду с вопросом определения. Сегодня существует несколько классификаций, признанных учеными, но ни одна из них не может быть признана основной.
В «Энциклопедии фантастики» под редакцией В. Гакова выделяются следующие виды фэнтези: 1) сказочная, 2) мифологическая, 3) героическая, 4) фантастика меча и волшебства, 5) ужасная, 6) черная (в противоположность «высокой»), 7) игровая [Энциклопедия фантастики 1995]. Е. Н. Ковтун дает иную типологию: 1) мистико-философская фэнтези, 2) метафорическая фэнтези, 3) чёрное фэнтези (литература ужасов), 4)
героическое фэнтези [Ковтун 2008]. По классификации Р. Шидфара существуют: 1) героическое фэнтези, 2) фольклорно-сказочное фэнтези, 3) героико-эпическое фэнтези, 4) мифообразующее фэнтези. С. Алексеев и М. Батшев классифицируют 1) классическую фэнтези, 2) историческую фэнтези и 3) Science fantasy. Е. Афанасьева выделяет разные принципы классификации. Сюжетно-тематический принцип позволяет ей выделить эпическое, романтическое, мистическое, «чёрное» и мифологическое фэнтези. Национальная специфика, с ее точки зрения, обуславливает появление национально окрашенных подвидов: славянское, скандинавское и др. По времени действия выделяются городское и историческое фэнтези; аксиологическая плоскость определяет героическую и юмористическую фэнтези; мировоззренческое начало: христианскую (сакральную), техномагию (science fantasy) и «философский боевик»; адресат произведения тоже может являться фактором появления подвидовых особенностей (например, детское фэнтези) [Афанасьева 2007].
Хотя классификация Е. Афанасьевой на сегодняшний день является наиболее исчерпывающей, внутренняя классификация жанра постепенно утрачивает свою четкость, так как многие произведения создаются на стыке различных поджанров,
Одним из поджанров фэнтези, который достаточно интенсивно развивается в рамках интернет-литературы, является романтическое фэнтези. Все авторы статей и высказываний, посвященных его характеристике, сходятся в том, он - производное от слияния фэнтези и любовного романа.
В целом высказывания критиков по поводу этого жанра касаются его гендерной специфики. Так, Б. Невский, в целом довольно невысоко оценивая «фантастику, написанную женщинами», считает ее ответвлением жанра любовного романа, но все же отмечает некоторые привлекательные черты. К ним критик относит «подчеркнутое внимание к внутренним переживаниям героев», «психологически достоверные портреты», «детализация», «становление героини и поиск места в жизни» в качестве центральных
проблем [Невский 2008: 4]. О. Громыко, утверждая право романтического фэнтези на существование, резко критикует непрофессиональных авторов, пишущих по распространенному сейчас и очень некачественному, банальному шаблону [Громыко:
http://www.liveinternet.ru/users/1585071/post109030679/]. Д. Трускиновская видит основную причин низкого качества женской фантастики по сравнению с мужской в том, что «...мужчины пишут о мужчинах, которые ведут себя как мужчины. Женщины же пытаются писать о женщинах, которые ведут себя как мужчины...» [Интервью:http://arnaut-katalan.narod.ru/haetsk80.html]. Е. Хаецкая придерживается мнения, что фантастика должна быть универсальной, и хорошая фантастика - это гармоничное сочетание мужской и женской фантастики в пропорциях, зависимых от жанра. Она же высказалась, что женские персонажи по большей части ущербны, так как писатели используют для их изображения стандартные ходы [Интервью: http: //arnaut-katalan.narod.ru/haetsk80.html ].
Н. Первухина и Я. Гроссман сходятся во мнении, что мужская фантастика более жесткая, агрессивная, ориентирована на вопрос «Что делать?», а женская на вопрос «Кто виноват?» [Интервью:http://arnaut-katalan. narod.ru/haetsk80.html].
Характеристика жанровой модели романтической фэнтези с указанием на ее стереотипность дается в высказываниях Лейлы Аитовой, Светланы Медведевой и Марии Васильевой выстроили ироническую модель самой типичнейшей, соответствующей всем стереотипам романтической фэнтези.
Лейла Аитова перечислила все признаки романтического фэнтези, которые обнаружила [Аитова: http://www.proza.ru/2009/03/30/1282]. Мария Васильева выстроила сюжетно-образную модель, опираясь на которую, любой может написать такую же, как сотни существующих, банальную историю. По схожему пути пошла и Светлана Медведева [Медведева: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-19186/]. Оригинальная и ироничная статья принадлежит перу Ирины Соколовой, которая создала зарисовку на тему беседы героини романтического фэнтези и автора произведения этого жанра [Соколова: http: //zhurnal .lib. ru/s/sokolowa_i_w/zhenskoeromanticheskoefentezi. shtml].
Важным для понимания специфики исследуемого жанра является необходимость различения таких жанров, как любовно-фантастический роман и романтическое фэнтези. Принципиальная разница здесь заключается в сюжетной доминанте. Так, в любовно-фантастическом романе преобладает любовная линия, для которой фантастика является лишь фоном. Фэнтези же нацелена на то, чтобы создать модель мира.
Новизну работы определяет отсутствие исследований романтического фэнтези в целом и специфики функционирования в нем черт готического романа в частности.
Цель - выявить специфику функционирования черт готического романа в романтическом фэнтези на материале романов «Иллирия» М. Соловьевой и «Присвоенная» Н. Бархат. М. Багировой.
Задачи:
1. Выявить черты готического романа в произведениях «Иллирия» М. Соловьевой и «Присвоенная» Н. Бархат, М. Багировой в аспекте специфики сюжетных мотивов и хронотопа;
2. Выявить черты готического романа в произведениях «Иллирия» М. Соловьевой и «Присвоенная» Н. Бархат, М. Багировой в аспекте специфики системы образов героев;
3. Рассмотреть трансформацию канона готического романа в
исследуемых произведениях;
4. Определить функции используемых авторами исследуемых произведений структур готического романа в аспекте их принадлежности к массовой литературе.
Объект исследования - романы «Иллирия» М. Соловьевой и «Присвоенная» Н. Бархат, М. Багировой.
Предмет исследования - специфика функционирования черт готического романа в романтическом фэнтези.
Теоретическая основа: работы М. М. Бахтина по исторической поэтике, Е. Афанасьевой, О. Яковенко по теории жанра фэнтези, Т. Поляковой, Е. Заломкиной по теории готического романа, Б. Дубина, М. Лотмана, Д. Кавелти, Т. Скоковой по теории массовой литературы.
Метод: сравнительного анализа.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав и заключения. Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, цель и задачи исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость данной работы.
В первой главе выявляются черты готического романа в произведениях «Иллирия» М. Соловьевой и «Присвоенная» Н. Бархат, М. Багировой в аспекте специфики сюжетных мотивов и хронотопа.
Во второй главе черты готического романа в произведениях «Иллирия»
М. Соловьевой и «Присвоенная» Н. Бархат, М. Багировой в аспекте специфики системы образов героев.
В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам.
Жанр романтического фэнтези ориентируется на жанровый канон готического романа в двух аспектах: сюжетно-композиционной структуры и хронотопа и образной структуры.
В романах «Иллирия» М. Соловьевой и «Присвоенная» Н. Бархат, М. Багировой реализованы два варианта следования готической традиции: буквальное воспроизведение и частичное заимствование. Можно отметить доминирование второго варианта.
Авторы обоих романов в целом воспроизводят канонический сюжет готического романа, связанный с прохождением героем испытаний, раскрытием тайны, столкновением с ирреальным. Они используют клишированные формы готического романа, такие как драматизация, доминирование мотива тайны, то, что основу пути героев составляет стремление к запретному знанию. Все это связано именно с ориентированностью произведений на массового читателя.
Трансформации канона тем не менее тоже имеют сходные причины, корректируя структуру в плане восприятия современного читателя. Сюжеты романов «Иллирия» и «Присвоенная», в отличие от традиционно свойственного готическому роману, не разворачиваются вокруг одного события. Причиной этого становится требование событийной насыщенности, характерное для массового фэнтези. Изменение касается и финалов произведений. На первый взгляд, в них тоже утверждается торжество фатума, однако обнаруживается, что такое завершение событий становится результатом свободного выбора героев.
Готический топос в романтической фэнтези используется и для создания особой атмосфер ынапряжения и тайны, как и в готическом романе, и для дополнения представления о герое.
И в «Иллирии» и в «Присвоенной» время и пространство, подобно времени и пространству в готическом романе, воспринимаются в единстве, подчеркивая условность, смоделированность представленных событий.
На уровне выстраивания системы образов романтическое фэнтези соединяет в себе черты психологического dark fantasy, выводя эмоциональные переживания на первый план, и fantasy romance, воплощающего основные идеи (свободы, равенства) через эмоциональный пласт, а так же отчасти вампирского романа.
Образы антигероев романов «Иллирия» и «Присвоенная» наделены каноническими чертами антигероев готических романов. Прежде всего, они становятся частью структурной оппозиции хищник - жертва, характерной для готического романа. Отсюда проистекают свойственные им демонизм, хищность, красота, властность, гордость, порочность, склонность к игре. Однако в каждом из романов эти признаки трансформируются. Антигерой готического романа был пассивным бунтарем, уходящим от действительности в себя, в XXI же веке читатель жаждет персонажа, имеющего достаточно силы духа, чтобы противостоять действительности, и в то же время быть живым, вызывающим эмоции. Именно поэтому антигерой, актуализируясь в веке нынешнем, трансформировался в героя-циника, сохраняя имморализм, демонизм как черты. Он становится частью этого мира, не противопоставляя себя ему, видит все проблемы и пороки, сохраняя хладнокровие, порой доходящее до равнодушия.
Герой романтического фэнтези является своеобразным отражением ощущения себя в мире человеком, который колеблется между стремлением к добру и жестокой действительностью, где нельзя показывать слабость, нужно уметь быть хитрее, жестче, беспринципнее.
Герои-спасители в романах «Иллирия» и «Присвоенная» тоже соотнесены с каноном героя готического романа. Однако для них характерна большая активность и способность противоборствовать обстоятельствам.
Однако авторы романов, создавая образы этих героев, ориентируются на разные литературные типы: тип героя-плута стал определяющей моделью при создании образа Викензо в «Иллирии», а тип средневекового рыцаря - образа Кайла в «Присвоенной».
Наиболее существенную трансформацию приобретает образ героини. Она тоже наделена узнаваемыми признаками, такими как чувствительность и одиночество. Однако, в отличие от героини готического романа, имеет достаточно сложный характер, определенное мировоззрение. Это связано с претензией романтического фэнтези на своеобразную воспитательно-просветительскую роль по отношению к женской аудитории.
Можно говорить о том, что романтическое фэнтези представляет собой своеобразный антилюбовный роман, главной задачей которого становится нивелирование влияние любовного романа, несущего в себе ложные ценности. Именно поэтому антилюбовный роман маскируется под романтическое фэнтези: фантастическое начало позволяет избежать открытой дидактики, а сюжет позволяет ввести ряд проблем, поднимаемых феминизмом и донести их до читателя с антифеминистическим взглядом на жизнь. В дальнейшем это позволит должно позволить читателям по-другому взглянуть на многие стереотипы, преодолеть узость мышления.
Перспективами исследования могут стать соотнесение романтического фэнтези с жанром любовного романа, его сравнительный анализ с другими жанровыми разновидностями фэнтези.
1. Багирова М. Присвоенная / М. Багирова, Н. Бархат // Электронные книги. Онлайн-библиотека для android [Электронный ресурс]. - URL: http://android-ebook.ru/lubovnye-romany/1014-nina-barhat-prisvoennaya.html(Дата обращения 15.10.2015).
2. Дом с призраками: английские готические рассказы. - СПб.: Издательская Группа «Азбука Классика», 2009. - 576 с.
3. Мужские игры: интервью с писательницами-фантастами [Электронный ресурс]. - URL: http://arnaut-katalan.narod.ru/haetsk80.html (Дата обращения 12.03.2016).
4. Рэдклифф А. Тайны Удольфского замка. В 2 т. / А. Рэдклифф. - М.: АМЕХ Лорис, 1993. - Т. 1. - 342 с.
5. Соловьева М. Иллирия / М. Соловьева // Журнал «Самиздат» [Электронный ресурс]. - URL: http://samlib.ru/m/marija_solowxewa/illiriya-all.shtml (Дата обращения 01.03.2016).
6. Уолпол Г. Замок Отранто / Г. Уолпол [Электронный ресурс]. - URL: http://librebook.ru/the_castle_of_otranto (Дата обращения 14.12.2015).
7. Шелли М. Франкенштейн, или Современный Прометей / М. Шелли // Комната с гобеленами. Английская готическая проза. - М.: Правда, 1991. - 260 с.
8.Эксклюзивное интервью с Ниной Бархат - Ульяна Соболева [Электронный ресурс]. - URL: Dark
vamp.http: //darkvamp.clan. su/publ/vse_o_vampirakh/vampiry/6 -1-1 (Дата
обращения 17.02.2016).
Научно-теоретическая литература:
9. Афанасьева Е. Жанр фэнтези: проблема классификации / Е. Афанасьева // Фантастика и технологии (памяти Станислава Лема). - Самара: Самарск. гос. ун-т, 2009. - С. 86-93.
10. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе: очерки по исторической поэтике / М. М. Бахтин. - М.: Худ. литература, 1986. - 198 с.
11. Дубин Б. В. Слово - письмо - литература / Б. В. Дубин. - М.: Новое литературное обозрение, 2001. - 416 с.
12.Заломкина Г. В. Поэтика пространства и времени в готическом сюжете / Г. В. Заломкина: дисс. ... канд. филол. наук: 10.01.08. - Самара, 2003. - 224 с.
13. Кавелти Д. Изучение литературных формул / Д. Кавелти // Новое литературное обозрение. - 1996. - № 22. - С. 33-63.
14. Лотман Ю. М. Массовая литература как историко-культурная проблема / Ю. М. Лотман // Лотман Ю. М. Избранные статьи: в 3 т. Таллинн: Александра, 1993. - Т. 3. - С. 380-389.
15. Полякова Н. А. Готический роман: жанровый канон и типологические разновидности / Н. А. Полякова // Судьба жанра в литературном процессе. - Иркутск: Иркутск. гос. ун-т, 2005. - Вып. 2. - С. 145-156.
16. Скокова Т. А. Специфика массовой литературы в эпоху постмодернизма / Т. А. Скокова // Вестник ВГУ. - Сер.: Филология. Журналистика. - 2009. - № 2. - С. 95-100.
17. Федоров Ф. П. Романтический художественный мир: пространство и время / Ф. П. Федоров. - Рига: Зинатне, 1988. - 456 с.
18. Федоров Ф. П. Человек в романтической литературе / Ф. П. Федоров. - Рига: Латв. гос. ун-т, 1987. - 118 с.
19.Чернышева Т. А. Природа фантастики / Т. А. Чернышева. - Иркутск: Иркутск. ун-т, 1984. - 331 с.
Научно-критическая литература:
20. Аитова Лейла Женское романтическое фэнтези: законы жанра / Лейла
Аитова [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.proza.ru/2009/03/30/1282(Дата обращения 12.02.2016).
21. Асмолов К. В. Введение в структурную вампирологию. Библиотека Vito [Электронный ресурс]. - URL: http://vampires-vito.ucoz.ru. (Дата обращения 20. 01. 2016).
22. Багаув Ю. Д. Неоготические сюжеты в современной художественной культуре / Ю. Д. Багаув // Гуманитарный вектор. Серия: Филология, востоковедение. - 2013. - №4 (36). - С. 23-34.
23. Вацуро В. Э. Готический роман в России / В. Э. Вацуро. - М.: НЛО, 2002.
- 544 с.
24. Вольха Московская Вольха Редная и ее многочисленные клоны
[Электронный ресурс]. - URL:
http://subscribe.ru/archive/lit.review.mytopfiction/200801/16040407.html(Дата обращения 24.03.2016)
25. Галиев С. С. Классификация жанра фэнтези. Произведения Дж. Р. Р.
Толкина / С. С. Галиев // Литература XX века: итоги и перспективы изучения. Материалы Восьмых Андреевских чтений / под ред. Н. Т. Пахсарьян. - М.: ЭКОН-ИНФОРМ, 2010. - URL:
http://www.proza.ru/2011/08/13/1098. Дата обращения 18. 05. 2014.
26. Геворкян Э. Чем вымощена дорога в рай? / Э. Геворкян // Антиутопии XX века. - М.: Книжная палата, 1989. - С. 5-12.
27. Готическая традиция в русской литературе / В. Б. Зусева [и др.]. - М.: РГГУ, 2008. - 349 с.
28. Громыко О. Ода плагиату / О. Громыко [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.liveinternet.ru/users/1585071/post109030679/(Дата обращения
12.02.2016).
29. Григорьева Е. В. Готический роман и своеобразие фантастического в прозе английского романтизма / Е. В. Григорьева: дисс. ... канд. филол. наук.
- Ростов-на-Дону, 1988. - 193 с.
30. Гудков Л. Д. Массовая литература как проблема. Для кого? / Л. Д. Гудков // Новое литературное обозрение. - 1996. - № 22. - С. 78-100.
31. Гусарова А. Д. Формула фэнтези (Принцип героя) / А. Д. Гусарова // Проблемы детской литературы и фольклор. - Петрозаводск: ПетрГУ, 2004. - С. 152-158.
32. Жирмунский В. М. Английский предромантизм / В. М. Жирмунский // Жирмунский В. М. Из истории западноевропейских литератур. - Л.: Наука, 1981. - 174 с.
ЗЗ.Заломкина Г. В. Пространственная доминанта в готическом типе сюжетного развертывания / Г. В. Заломкина // Вестник Самарского государственного университета. - Самара: Самарск. гос. ун-т, 1999. - № 3 (13). - С. 78-88.
34. Интервью с авторами «женского фэнтези» (Елена Малиновская, Ольга Громыко, Мария Вересень, Елизавета Шумская) [Электронный ресурс]. - URL: //www.labirint.ru/news/4538/(Дата обращения 12.02.2016).
35. Кабаков Р. И. «Повелитель Колец» Дж. Р. Р. Толкиена и проблема современного литературного мифотворчества / Р. И. Кабаков: автореф. дис. . канд. филол. наук. - Л., 1989. - 24 с.
36. Ковтун Е. Н. Художественный вымысел в литературе 20 века / Е. Н. Ковтун. - М.: Высшая школа, 2008. - 405 с.
37. Кошелев С. Л. Жанровая природа «Повелителя Колец» Дж. Р.Р. Толкина /
С. Л. Кошелев // Жанровое своеобразие литературы Англии и США XX в. [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.kulichki.com/tolkien/arhiv/manuscr/koshel85.shtml(Дата обращения 14. 02. 2014).
38. Купина Н. А. Массовая литература сегодня: Учебное пособие / Н. А. Купина, М. А. Литовская, Н. А. Николина. - М.: Флинта: Наука, 2009. - 424 с.
39. Ладыгин М. Б. Английский готический роман и проблемы предромантизма / М. Б. Ладыгин: дисс. .канд. филол. наук. - М., 1978. - 208 с.
40. Макарова Л. С. Дидактизм и развлекательное начало в готическом романе конца XVIII века / Л. С. Макарова // Сборник материалов XI ежегодной международной конференции российской ассоциации преподавателей английской литературы. - Тамбов, 2001. - С. 23-57.
41. Мартиндейл Э. Готика / Э. Мартиндейл. - М.: Слово, 2001. - 287 с.
Массовая культура: современные западные исследования. - М.: Фонд
научных исследований «Прагматика культуры», 2005. - 339 с.
42. Медведева С. Традиционное женское фэнтези: что это такое? / С. Медведева // Школа жизни. ru [Электронный ресурс] URL: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-19186/(Дата обращения 23.03.2016).
43. Напцок Б. Р. Английский «готический» роман: к вопросу об истории и поэтике жанра / Б. Р. Напцок // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение . - Майкоп: Адыгейск. гос. ун-т, 2008. - №10. - С. 75-88.
44. Напцок Б. Р. Литературные источники и реминисценции в «готическом» романе С. Ли «Убежище, или Повесть иных времен» / Б. Р. Напцок // Вестник Адыгейского государственного университета. - Сер. Филология и искусствоведение. - Майкоп: Адыгейск. гос. ун-т, 2012. - Вып. 1 (96). - С. 66-72.
45. Невский Б. Ее фантастическое величество «женская» фантастика / Б. Невский // Мир фантастики. - №30. - 2006 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.mirf.ru/Articles/art1123.htm. (Дата обращения 14.02.2014).
46. Невский Б. Темная сторона магии Dark Fantasy / Б. Невский // Мир фантастики. - №23. - 2005 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.mirf.ru/Articles/art812.htm. (Дата обращения 14.02.2014).
47. Писательницы-фантасты: интервью [Электронный ресурс]. - URL:
http://old.mirf.ru/Articles/art649.htm(Дата обращения 12.02.2016).
48. Погорелова Н. А. Таинственный мир готики: от «канона» к «наследникам» / Н. А. Погорелова // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. IV междунар. студ. науч.-практ. конф. - № 4. [Электронный ресурс]. - URL: sibac.info/archive/humanities/4.pdf (Дата обращения: 16.04.2016)
49. Прокофьева Е. В. Готический роман и своеобразие фантастического в прозе английского романтизма (фантастическое в романе Мери Шелли «Франкенштейн» и своеобразие фантастического в творчестве В. Скотта) / Е. В. Прокофьева: дис. ... канд. филол. наук. - М., 2005. - 207 с.
50. Соколова И. Женское романтическое фэнтези / И. Соколова [Электронный
ресурс]. - URL:
http: //zhurnal .lib. ru/s/sokolowa_i_w/zhenskoeromanticheskoefentezi. shtml (Дата обращения 12.02.2016).
51. Соловьева Н. А. Английский предромантизм и формирование романтического метода / Н. А. Соловьева. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 146 с.
52. Соловьева H. A. В лабиринте фантазии / Н. А. Соловьева // Комната с гобеленами. Английская готическая проза. - М.: Правда, 1991. - С. 6.
53. Сукале Р. Готика / Р. Сукале, М. Венигер, М. Вундрам. - М.: Арт-родник,
2007. - 96 с.
54. Фишман Л. Г. Фантастика и гражданское общество / Л. Г. Фишман. - Екатеринбург: УРО РАН, 2002. - 168 с.
55. Фриче В. Очерк развития западно-европейских литератур / В. Фриче. - М.-Л., 1930
56. Хачатуров С. В. «Готический вкус» в русской художественной культуре XIII века / С. В. Хачатуров. - М.: Прогресс-Традиция, 1999. - 184 с.
57.Черняк М. А. Массовая литература ХХ века / М. А. Черняк. - М.: Флинта: Наука, 2007. - 432 с.
58.Эволюция образа вампира в литературе и кино. Библиотека ужасов [Электронный ресурс]. - URL:http://myst-library.ru/page/evolyuciya-obraza-vampira-v-literature-i-kino. (Дата обращения 12. 03. 2014).
59. Яковенко О. К. Жанровые особенности фэнтези (на основе словарных дефиниций и научной фантастики) / О. К. Яковенко // Вестник ИГЛУ. -
2008. - №1. - С. 140-167.
Учебная и справочная литература:
60. Белокурова С. П. Словарь литературоведческих терминов / С. Н.
Белокурова. - СПб.: Паритет, 2006. - 320 с.
61. Большой энциклопедический словарь / глав. ред. А. М. Прохоров. - М.: Большая российская энциклопедия, 1997. - 1456 с.
62. Луков В. А. История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Луков. - 5-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 512 с.
Массовая культура: Учебное пособие / К. З. Акопян, А. В. Захаров, С. Я. Кагарлицкая и др. - М.: Альфа-М: Инфра-М, 2004. - 304 с.
63. Новейший словарь иностранных слов и выражений. - М.: Современный литератор, 2005. - 976 с.
64. Осипов А. Н. Фантастика от «А» до «Я» (Основные понятия и термины):
краткий энциклопедический справочник / А. Н. Осипов. -
Можайск: Дограф, 1999. - 351 с.
65. Пашкуров А. Н. История русской литературы XVIII века: в 2 частях / А. Н. Пашкуров, А. И. Разживин. Ч. 2. - Елабуга: Изд-во Елабужск. гос. пед. ун-та, 2011. - 448 с.
66. Соловьева Н. А. История зарубежной литературы: Предромантизм / Н. А. Соловьева. - М: Издательский центр «Академия», 2005. - 272 с.
67. Хализев В. Е. Теория литературы / В. Е. Хализев. - М.: Высшая школа, 2007. - 437 с.
68. Энциклопедия фантастики / Под ред. Вл. Гакова. - Минск: ИКО «Галаксиас», 1995. - 694 с.