Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Изучение гендерно-обусловленного аспекта комплимента как речевого акта на старшем этапе обучения иностранному языку (на материале английских и итальянских художественных кинофильмов)

Работа №82310

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы59
Год сдачи2016
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
218
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы исследования комплимента в системе речевых актов и речевого этикета 8
1.1. Характеристика комплимента как речевого акта 8
1.2. Основные комплиментируемые признаки в гендерном аспекте 15
Выводы по главе 1 24
Глава 11. Функциональная специфика реализации комплиментарных высказываний в английской и итальянской языковых культурах 26
2.1. Стилистические особенности речевого акта комплимента на
примере художественных фильмов 26
2.2. Методологические разработки по применению комплиментарных
высказываний на старшем этапе обучения иностранному языку 37
Выводы по главе II 45
Заключение 47
Список литературы 50
Приложение 1 55
Приложение 2

В настоящее время в лингвистике активно проводятся исследования, посвящённые функционированию различных форм речевого этикета. Одним из сложных, но интересных и эффективных элементов речевого акта является комплимент. Комплимент как речевой акт существует во многих культурах и языках и выполняет в них сходные функции. Однако, в зависимости от языковых и культурных особенностей, варьируются объекты, темы, виды комплимента, а также способы его принятия. В связи с этим, мы считаем важным изучение комплиментов в гендерно-обусловленном аспекте в английской и итальянской межкультурной коммуникации.
Актуальность лингвистического исследования комплимента, обусловлена всё возрастающей значимостью проблем межличностного вербального общения и взаимодействия людей между собой. Комплимент является неотъемлемой частью речевого этикета. Как форма речевого этикета комплимент используется в различных речевых ситуациях: во время встречи, прощания, поздравления и т.д. Подобные формы речевого общения национально обусловлены, обладают гендерными особенностями и вписываются в актуальные проблемы современной лингвистики. Актуальность данной работы также обусловлена недостаточной изученностью комплиментной интеракции как формы коммуникативного и социального поведения субъектов процесса коммуникации, учитывая гендерные особенности, национальные стереотипы и набор стереотипных речевых действий.
Целью данного исследования является выявление особенностей речевого акта комплимента в гендерном аспекте на материале английских и итальянских художественных кинофильмов.
В соответствии с поставленной целью исследования в работе ставятся следующие задачи:
1. Рассмотреть особенности комплимента в системе речевых актов;
3
2. Выявить основные признаки использования комплимента в гендерном аспекте;
3. На материале английских и итальянских кинофильмов исследовать и сопоставить случаи проявления комплимента как речевого акта.
Объектом исследования являются гендерно-обусловленный аспект комплимента в системе речевого этикета.
Предметом данной работы является комплимент как речевой акт в системе речевого этикета.
Теоретико-методологической базой исследования послужили исследования отечественных лингвистов, таких как С. Г. Тер-Минасова, В. З. Демьянков, Н. И. Формановская. Зарубежные учёные Д. Мэйнс, Д. Холмс, Н. Волфсон внесли вклад в развитие теории речевых актов и комплиментарных высказываний.
В качестве эмпирической базы выступают английские и итальянские художественные кинофильмы «Gentlemen prefer blondes» («Джентльмены предпочитают блондинок») Ховарда Хоукса, «La dolce vita» («Сладкая жизнь) Федерико Феллини и фразы ежедневного обихода, включающие комплиментарные высказывания.
Методы исследования:
- сравнительно-сопоставительный, с помощью которого исследуются общие и уникальные языковые особенности сопоставляемых английских и итальянских кинофильмов;
- метод сплошной выборки, позволяющий выбрать точные, примеры для иллюстрации языковых явлений;
- описательно-аналитический;
- метод лингвостилистического анализа, используемый для изучения функциональных особенностей комплимента как речевого акта в гендерном аспекте.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования вносят вклад в теорию речевых актов в аспекте комплиментарных высказываний, речевого этикета и гендерного речевого поведения.
Практическая ценность работы заключается в возможности использования теоретического материала и выводов в разных областях наук по проблемам речевой коммуникации, в области общего языкознания, на курсах лингвокультурологии, лингвострановедения, межкультурной коммуникации английского и итальянского языков.
Научная новизна заключается в рассмотрении речевого акта комплимента как способа развития коммуникативной компетентности и речевого этикета учащихся старшего этапа обучения.
Апробация работы. Основные положения и результаты данного исследования обсуждались на различных конференциях:
1. Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2015, тема: «Гендерно-обусловленный аспект комплимента как речевого акта (на примере художественных кинофильмов)»
2. Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2016, тема: «Комплимент как субжанр флирта (на материале английских и русских литературных произведений) ».
По материалам исследования опубликованы тезисы в сборниках научных трудов:
1. Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2014: сборник тезисов: в 2 т. - Т1. - Казань: Изд-во Казан.ун-та, 2014. - 492 с.
2. Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2015: сборник тезисов: в 3 т. - Т2. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2015. - 458 с.
3. Право публикации тезисов в сборнике «Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2016 года».
На защиту выносятся следующие положения:
1. Комплимент как речевой акт представляет собой форму речевого этикета, направленный на установление и поддержание контакта между адресантом и адресатом, то есть участниками комплиментной интеракции.
2. В качестве комплиментируемых признаков в ходе коммуникации могут выступать различные актуальные или существующие и приписываемые, т.е. несуществующие признаки и свойства.
3. Речевой акт комплимента, как и иные речевые акты, имеет лексические особенности и строится по определенным синтаксическим схемам-конструкциям.
4. Комплиментарное высказывание имеет двустороннюю направленность, таким образом, комплимент предполагает ответные реакции, такие как принятие (accept), отрицание (reject) и игнорирование (ignore).
5. Комплиментарные высказывания имеют различия с точки зрения гендерных особенностей адресанта и адресата. Комплименты делятся на мужские и женские. Различия проявляются в выборе темы, предмета, и объекта комплиментарного высказывания.
Структура выпускной квалификационной работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Во введении дается обоснование актуальности темы, раскрываются цель, задачи и методы исследования.
В первой главе «Теоретические основы исследования комплимента в системе речевых актов и речевого этикета» комплимент рассматривается как речевой акт, описываются характерные черты, и приводится классификация комплиментарных высказываний.
Во второй главе «Методологические разработки по применению комплиментарных высказываний на старшем этапе обучения иностранному языку» проводится анализ художественных кинофильмов, с целью выявления комплиментарных высказываний для дальнейшей классификации по темам, используемым стилистическим и синтаксическим приёмам. Во второй части главы предлагаются методологические разработки по реализации речевого акта комплимента на старшем этапе обучения иностранному языку на основе субтитров к английским и итальянским художественным кинофильмам.
В заключении подводятся итоги проведенного исследования

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе нами был проведён анализ комплимента с позиции теории речевых актов и особенности его проявления в английской и итальянской языковых культурах. Комплимент - это разновидность речевого акта, который обладает рядом характеристик: комплимент может быть выражен вербально и невербально, он обладает интенциями и воздействует на собеседника.
По своему содержанию комплимент представлен следующими разновидностями: комплимент-похвала, комплимент-лесть, комплимент- ирония и насмешка. Комплимент направленный на выражение благодарности, сочувствия. Комплимент-поздравление, комплимент- приветствие, комплимент-прощание, комплимент-просьба, комплимент- извинение являются примерами комплиментарных высказываний в системе речевых актов.
По синтаксическому выражению комплимент имеет формы: комплимент-обращение, комплимент-сравнение, комплимент-вопрос, комплимент-восклицание. В зависимости от направленности комплимента, выделяются прямой комплимент, косвенный комплимент, взаимонаправленный комплимент, комплимент самому себе.
Комплимент представляет собой проявление речевого этикета и обладает возрастной, национальной, гендерной спецификой. Основным адресантом комплиментарного высказывания в итальянской лингвокультуре является мужчина, а в английской - женщина.
Тематическая направленность комплимента в итальянской и английской лингвокультурах имеет сходные черты: внутренние и внешние качества адресата, отношение адресанта к адресату, вещи, хобби, близкие люди адресата. Однако английские комплименты более обобщенные, а итальянские комплименты более разнообразны и детализированы в перечисленных группах.
Комплименты имеют прямую, косвенную, а также рефлексивную направленность. Таким образом, комплимент может быть направлен адресату-рецепиенту, то есть прямо принимающему комплимент; третьему лицу, который является или не является участником процесса коммуникации; и комплимент может быть направлен на самого себя, рефлексивный комплимент, который воспринимается как самовосхваление.
В ходе исследования были выявлены гендерные особенности комплиментарных высказываний. Итальянские и английские половые речевые тактики имеют существенные различия. Проведённый анализ позволяет говорить о том, что женский комплимент в английской лингвистической культуре отличается эмоциональностью. А большая экспрессивность комплиментарных высказываний принадлежит носителям итальянского языка мужского пола. Особенностью мужского комплимента в английской лингвистической культуре является то, что он используется не с целью создания эмоциональной гармонии в отношениях с адресатом, а для реализации этикетной функции. Причиной этому может служить то, что для мужчин общение - это прежде всего процесс обмена информацией. Для женщин это скорее обмен чувствами и впечатлениями.
Комплимент выражается вербальными и невербальными средствами. Вербальные средства выражения комплимента имеют много общего в обеих лингвокультурах: эмотивные прилагательные, существительные, глаголы, имя адресата, междометия, вокативы, интенсификаторы, наречия- интенсификаторы, кванторные слова.
Основные различия состоят в том, что в итальянской языковой культуре доминируют уменьшительно-ласкательные суффиксы, используется большое количество вокативов. Для английской лингвокультуры характерно употребление противоположных по значению единиц. Несомненно, невербальные средства общения, жесты, мимика более употребительны для итальянской лингвокультуры, чем для английской.
В исследовании комплимент рассматривался частное проявление речевого этикета и как прагматическое речевое действие, что несёт в себе методологическую значимость. Важнейшей формой речевого взаимодействия является диалогическая речь, в ходе которого коммуниканты вступают в лингвистическое взаимодействие. Было доказано, что речевой акт комплимента представляет собой особую ценность в формировании коммуникативной компетенции учащихся. Комплимент является одним из самых тонких «инструментов», помогающих участнику диалогического взаимодействия правильно настроить партнера по общению, предотвратить коммуникативное несогласие или сбой в диалоге, снять напряжение, улучшить настрой собеседника и общую атмосферу взаимодействия.
В частности, несомненный интерес с практической точки зрения представляет разграничение реакций на комплименты на принятие и отклонение, игнорирование. В ходе исследования были выявлены причины «неудавшихся» комплиментов в процессе диалогического взаимодействия.
Выводы, полученные в ходе исследования, несут практическую значимость, и предоставляют возможность использования изученного материала в педагогическом процессе.



1. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека / Н.Д. Арутюнова. - М.: Языки русской культуры, 1999. - 896 с.
2. Бахтин М.М. Антрополингвистика / М.М. Бахтин, В.Н. Волошинов. - М: Лабиринт, 2010. - 256 с.
3. Безменова Л.Э. Функционально-семантические и прагматические особенности речевых актов (на материале комплиментов в современном английском языке): Дисс. канд. филол. наук / Л.Э. Безменова. - Самара, 2001. - 174 с.
4. Богова М.Г. К вопросу об особенностях литературного речевого акта / М.Г. Богова // Речевые акты в лингвистике и методике. - Пятигорск, 1986. - С. 21- 26.
5. Ван Дейк Т.А. Познание. Коммуникация / Т.А. Ван Дейк. - М.: Прогресс, 1989. - С. 268-304.
6. Вежбицкая А. Речевые акты / А. Вежбицкая // Новое в зарубежной лингвистике: лингвистическая прагматика. - 1985. - №16 - С. 251-275.
7. Винокур Т.Г. Закономерности стилистического использования
языковых единиц/Т.Г. Винокур. - М: Либроком, 2009. - 242 с.
8. Воробьев В.В. Лингвокультурологическая парадигма личности / В.В. Воробьев. - М.: Рос. ун-т дружбы народов, 2002. — 170 с.
9. Германова Н.Н. Коммуникативные стратегии комплимента и проблема типологии речевых этикетов/ Н.Н. Германова // Язык и модель мира. - М.: ООО «Типография Саарма», 1993. - С.27-39.
10. Гольдин В.Е. Обращение. Теоретические проблемы / В.Е. Гольдин. - М: Либроком, 2009. - 134 с.
11. Грайс Г.П. Логика и речевое общение / Г.П. Грайс // Новое в зарубежной лингвистике: лингвистическая прагматика. - 1985. - №16 - C. 217-237.
12. Демьянков В.З. «Теория речевых актов» в контексте современной зарубежной лингвистической литературы (Обзор направлений) / В.З. Демьянков // Новое в лингвистике. Теория речевых актов. - 1986. - №17. - С. 223-235.
13. Иссерс О.С. Речевая тактика комплимента в разговорной речи / О.С. Иссерс // Речь города. Тезисы докладов Всероссийской межвузовской научной конференции. - Омск, 1995.
14. Кобозева И.М. Теория речевых актов как один из вариантов теории речевой деятельности / И.М. Кобозева // Новое в зарубежной лингвистике. - М.: Прогресс, 1986. - №17. - С. 7-21.
15. Крейдлин Г.Е. Мужчина и женщина в невербальной коммуникации / Г.Е. Крейдлин. - М.: Языки славянской культуры, 2005. - 224 с.
16. Ларина Т.В. Фатические эмотивы и их роль в коммуникации / Т.В. Ларина // Эмоции в языке и речи: Сборник научных статей / под. ред. Шаронова И.А. - М.: РГГУ, 2005. - С. 150-160.
17. Леонтьев В.В. Женские комплименты в английской лингвокультуре / В.В. Леонтьев // Вестник ВолГУ. Сер.2: Языкознание. - 2001. - №1 - С. 118-123.
18. Макаров М.Л. Основы теории дискурса / М.Л.Макаров. - М.: Гнозис, 2003. - 280 с.
19. Мудрова Е.В. Комплимент как первичный речевой жанр: автореф. дис.... канд. филол. наук: 10. 02. 01 / Е.В. Мудрова — Таганрог, 2007. - 25 с.
20. Овшиева Н.Л. О стереотипном речевом поведении / Н.Л. Овшиева. - Вестник ОГУ. Гуманитарные науки. - 2002. - №6. - С. 145-148.
21. Почепцов Г.Г. О коммуникативной типологии адресата. / Г.Г. Почепцов // Речевые акты в лингвистике и методике. - Пятигорск,1986. - С. 10-17.
22. Романов А.А. Коммуникативная инициатива говорящего в диалоге/
A. А. Романова // Текст как структура. М., 1992. - С. 55-76.
23. Седов К.Ф. Коммуникативные стратегии дискурсивного поведения и становления языковой личности / К.Ф. Седов // Языковая личность: социолингвистические и эмотивные аспекты : сб. науч. ст. - Волгоград, 1998. - С. 9-20.
24. Серебрякова Р.В. Национальная специфика комплимента и похвалы в русской и английской коммуникативных культурах / Р.В. Серебрякова // Язык, коммуникация и социальная среда. - 2001. - №1 - 5 с.
25. Словарь современного русского литературного языка (ССРЛЯ): в 17 т. - М., 1956. - 1918 с.
26. Стернин И.А. Коммуникативное поведение как предмет описания / И.А. Стернин // Тверской лингвистический меридиан.- Тверь, 1998. - №1 - С. 93-98.
27. Сурова Е.А. К вопросу о критериях типологизации высказываний в комплиментном дискурсе / Е.А. Сурова //www.tverlingua.by.ru.
28. Тарасов Е.Ф. К построению теории речевой коммуникации / Е.Ф. Тарасов // Теоретические и прикладные проблемы речевого общения. М.: Наука, 1979. - С. 2-125.
29. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация / С.Г. Тер- Минасова - М.: Слово, 2000. - 624 с.
30. Токарева И.И. Этнокультурные стереотипы коммуникативного поведения / И.И. Токарева.- Автореф. дисс. ... докт. филол. наук / И.И. Токарева. - Минск, 1999. - 21 с.
31. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения / Н.И. Формановская. - М.: Высшая школа, 1989. - С. 44-45.
32. Шейнов В.П. Мужчина и женщина: Энциклопедия взаимоотношений /
B. П. Шейнов. - С.-Пб.,1997. - 64 c.
33. Шаховский В.И. Языковая личность в эмоциональной коммуникативной ситуации / В.И. Шаховский // Филологические науки. - 2002. - № 4. - С. 59-67.
34. Cameron D. Feminism and Linguistic Theory Text / D. Cameron. - 1985 - 123 pp.
35. Daikuhara M. A study of compliments from a cross-cultural perspective: Japanese vs American English/ M. Daikuhara // Working Papers in Educational Linguistics. - 1986. - P. 103-134.
36. Golato A. Studying compliment responses: A comparison of DCTS and recordings of naturally occurring talk / A. Golato // Applied Linguistics. - 2003. - P. 90-121.
37. Hatch E. Discourse and Language Education New York: CUP / E. Hatch - 1992. - рр. 31.
38. Herbert R. The ethnography of English compliments and compliment responses: A contrastive sketch / R. Herbert // Contrastive pragmatics. - 1989. - P. 3-35
39. Holmes J. Women, Men and Politeness / J. Holmes. - 1995. - 42 рр.
40. Holmes J. Paying compliments: A sex preferential politeness strategy / J. Holmes. // Journal of Pragmatics. - Vol. 12 # 6. - 1988. - P. 147.
41. Holmes J. Teachers and students learning about compliments / J. Holmes, D. Brown // TESOL Quarterly. - 1987. - P. 523-546.
42. Knapp M. Compliments: A Descriptive Taxonomy / M. Knapp // Journal of Communication. - 1984. - Vol. 34. - P. 12-31.
43. Knapp M. Taxonomy / M. Knapp, R. Hopper, R. Bell // Journal of Communication. - 1984. - P. 19-31.
44. Manes J. The compliment as a social strategy / J. Manes, N. Wolfson // Papers in Linguistics. - 1983. - Vol. 13 # 3. - P. 54-61.
45. Manes J. The compliment formula / J. Manes, N. Wolfson // Conversational routine. - The Hague; Paris : Mouton, 1981. - 123 p.
46. Pomerants A. Compliment responses: notes on the cooperation on multiple constraints. Studies in the Organization of conversational interaction / A. Pomerants // Ed.by J.Schenkein, N.Y. - 1978. - 141 рр.
47. Rose K. Compliments and compliment responses in film: Implications for pragmatics research and language teaching / K. Rose // IRAL. - 2001. - P. 309-326.
48. Unger R.K. Sex in Psychological Paradigms - From Behavior to
Cognition / R.K. Unger // Social Constructions of Gender. Amityville, NY: Baywood. - 1989. - pp 17.
49. Wolfson N. An Empirically Based Analysis of Complimenting in American English / N. Wolfson, E. Judd // Sociolinguistics and Language Acquisition. - Rowley : Newbury, 1983. - P. 82-95.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ