Введение 3
1. Экономико-теоретические основы финансовых результатов от
продажи продукции (работ, услуг) 7
1.1. Экономическая сущность финансового результата организации от
продажи продукции (работ, услуг) 7
1.2. Формирование финансового результата от продажи продукции
(работ, услуг) 15
1.3. Задачи учета финансового результата от продажи продукции (работ, услуг) 22
2. Организация учета и анализа финансовых результатов от продажи продукции (работ, услуг) на примере ООО «АСИ-Агро» 27
2.1. Документальное оформление и аналитический учет продажи
продукции (работ, услуг) 27
2.2. Определение и учет финансового результата от продажи продукции (работ, услуг) 32
2.3. Организация контроля за финансовым результатом от продажи 42 продукции (работ, услуг)
2.4. Отражение финансового результата от продажи продукции (работ, 47 услуг)
3. Анализ финансового результата от продажи продукции (работ, услуг) на примере ООО «АСИ-Агро» 52
3.1. Задачи и информационная база анализа финансового результата от продажи продукции (работ, услуг)
3.2. Общая оценка динамики и факторный анализ финансового 54
результата от реализации продукции (работ, услуг)
3.3. Анализ рентабельности продаж продукции (работ, услуг) 62
3.4. Рекомендации по увеличению финансового результата от продажи продукции (работ, услуг)
Заключение 72
Список использованной литературы 77
Приложения 83
Целью деятельности любого коммерческого предприятия является получение прибыли, которая является источником развития предприятия, получения дохода и платой за предпринимательский риск.
Прибыль - это обобщающий показатель, наличие которого свидетельствует об эффективности производства, о благополучном финансовом состоянии. Как экономическая категория прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства, и выполняет ряд функций.
Во-первых, прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Получение прибыли на предприятии означает, что полученные доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью.
Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Это связано с тем, что прибыль является одновременно не только финансовым результатом, но и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Поэтому предприятие заинтересовано в получении максимальной прибыли, так как это является основой для расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников.
В-третьих, прибыль является одним из важнейших источников формирования бюджетов разных уровней.
Основной составляющей положительного финансового результата деятельности предприятия является прибыль от продажи продукции (работ, услуг). Продажи являются основой благополучия любого коммерческого предприятия и, то ради чего эта деятельность ведется. Прибыль от продаж при этом является результатом хорошей работы или внешних объективных и субъективных факторов, а убыток - результатом плохой работы или внешних отрицательных факторов.
Вышесказанное обуславливает актуальность выбранной темы и важность ее исследования для финансовой системы предприятия и ее стабильного развития.
Объект исследования, то есть финансовый результат от продажи продукции (работ, услуг), процесс его формирования и учета, являются для организации, существующей в экономической среде рыночных механизмов, первоосновной.
Предметом исследования является бухгалтерский учет, контроль и анализ финансовых результатов деятельности организации.
В условиях современного развития России для эффективного управления хозяйственной деятельностью предприятия возрастает роль информационной базы, имеющейся у руководителя, важную часть которой занимают сведения о финансовых результатах. Деятельность каждого хозяйствующего субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результате его функционирования. На основании доступной им отчетно-учетной информации указанные лица стремятся оценить финансовое положение предприятия. Основным инструментом для этого служит финансовый анализ, при помощи которого можно объективно оценить внутренние и внешние отношения анализируемого объекта: охарактеризовать его платежеспособность, эффективность и доходность деятельности, перспективы развития, а затем по его результатам принять обоснованные решения.
Выпускная квалификационная работа выполнена на примере ООО «АСИ- Агро», которая занимается оптовой и розничной торговлей удобрений и семян.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена целью и задачами, поставленными перед автором, и представляет собой последовательность следующих этапов исследования.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
Первая глава работы посвящена рассмотрению экономико-теоретических основ определения финансового результата от продажи продукции (работ, услуг). Раскрывается содержание основных элементов, благодаря которым складывается финансовый результат. Особое внимание уделено формирование финансового результата деятельности организации в соответствии с базовыми принципами учета.
Во второй главе выпускной квалификационной работы изложен порядок учета и определения финансового результата. В данной главе рассмотрены следующие направления: состав и структура балансовой прибыли, прибыль от продажи продукции (работ, услуг) и от прочей реализации; прибыли (убытки) от внереализационных операций; формирование налогооблагаемой прибыли предприятия; направления использования прибыли. Большое внимание в работе уделено документальному оформлению продажи продукции (работ, услуг), составлению отчетности и правильности отражения прибыли в регистрах бухгалтерского учета.
В третьей главе проведен анализ финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия. Рассмотрены резервы увеличения финансового результата на примере рассматриваемого предприятия - ООО «АСИ-Агро».
Информация о финансовых результатах деятельности организации формируется главным образом в виде отчетов о прибылях и убытках. Эти данные необходимы для оценки потенциальных изменений в ресурсах организации, при прогнозировании формирования денежных потоков на основании имеющихся ресурсов и при обосновании эффективности использования дополнительных ресурсов.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование действующей методики учета, контроля и анализа финансовых результатов деятельности организации.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
а) раскрыть экономическую сущность финансового результата организации;
б) определить в бухгалтерском учете порядок формирования финансовых результатов от реализации продукции;
в) определить факторы, влияющие на прибыль (убыток);
г) рассмотреть задачи учета финансового результата деятельности организации и исследовать определение и учет финансового результата от продаж работ и услуг ООО «АСИ-Агро»;
д) исследовать отражение финансового результата деятельности организации в отчетности
е) оценка возможных резервов дальнейшего увеличения финансового результата на основе оптимизации процесса продаж.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили нормативные и законодательные акты, материалы монографий и периодической печати, прочая литература по исследуемой проблеме отечественных авторов, ресурсы Интернета, а также годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность исследуемой организации.
Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать вывод, что финансовый результат от реализации является главной характеристикой финансового положения организации и важнейшим показателем эффективности его деятельности.
Финансовое состояние предприятия, его устойчивость и стабильность зависят от результатов его коммерческой и финансовой деятельности. Устойчивое финансовое состояние не является игрой случая, а итогом грамотного, умелого управления всем комплексом факторов, определяющих результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Устойчивое финансовое положение, в свою очередь, положительно влияет на объемы основной деятельности. Поэтому финансовая деятельность как составная часть хозяйственной деятельности должна быть направлена на обеспечение планомерного построения и расходования денежных ресурсов, выполнения расчетной дисциплины, достижения рациональных пропорций собственного и заемного капитала и наиболее эффективное его использование.
Важнейшей составной частью информации о финансовом положении организации являются данные о формировании финансовых результатов, возникающих в процессе хозяйственной деятельности организаций.
Показатели финансовых результатов характеризуют эффективность хозяйственной деятельности предприятия по всем основным направлениям ее работы. Они составляют базу развития организации, являются наиболее важными в системе оценки итогов работы предприятия, в оценке надежности и его финансового благополучия.
В выпускной квалификационной работе изложены теоретические и практические вопросы, касающиеся бухгалтерского учета, анализа и контроля финансовых результатов организации от реализации.
На примере предприятия ООО "АСИ-Агро" произведен анализ формирования финансовых результатов и поиск резервов для повышения эффективности работы предприятия, увеличения объемов реализации, снижения себестоимости продаж и роста прибыли.
В результате проведенного исследования было выявлено, что на предприятии в 2015 году прибыль от продаж уменьшилась в три раза по сравнению с 2014 годом. Любой бизнес имеет цель получения прибыли, так как это является основной составляющей для выживания и роста компании. Именно поэтому важно было рассмотреть показатели, которые повлияли на уменьшение прибыли в отчетном году и резервы увеличения финансовых результатов от продаж.
Для того чтобы рассмотреть сущность финансового результата в ВКР было освещено понятие прибыли и продаж - как основы развития организации. Было рассмотрено законодательное и нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ, изучены задачи учета и анализа финансовых результатов в условиях перехода к рыночной экономике. Раскрыты принципы лежащие в основе финансового результата, как в российском учете, так и в международной практике.
Реальные условия функционирования предприятия обусловливают необходимость проведения объективного и всестороннего финансового анализа реализации продукции и финансовых результатов, который позволяет определить особенности его деятельности, недостатки в работе и причины их возникновения, а также на основе полученных результатов выработать конкретные рекомендации по оптимизации деятельности.
В исследуемом предприятии был рассмотрен алгоритм расчета финансового результата от продажи товаров (работ, услуг) и какие факторы в большей части повлияли на этот результат. Так, в ходе исследования было выявлено, что наибольшее влияние на финансовый результат ООО «АСИ- Агро» оказали коммерческие и управленческие расходы, которые увеличились более чем на 150 % по сравнению с предыдущим годом.
Для оптимизации затрат и увеличения прибыли, были предложены следующие мероприятия:
а) уменьшение штата сотрудников, а именно замена некоторых лиц услугами аутсортинговых компаний, что поможет сэкономить около 280 000 рублей в год;
б) экономия ресурсов организации, а именно переход на универсально - передаточный акт при реализации, который заменяет сразу два документа, уменьшает документооборот и снижает трудозатраты на заполнение документов;
в) расширения ассортимента товаров;
г) замена недоступных для покупателей импортных товаров российскими аналогами;
д) увеличения количества предоставляемых услуг сельхозтовапроизводителям в соответствии с реальным состоянием дефицитной техники на полях;
е) ведение плана продаж для предопределения уровня доходов компании и финансового плана расходов и доходов;
При анализе продаж предприятия были выявлены товары, продажи которых падают год из года, но которые можно оставить в номенклатуре товаров для поддержания ассортимента, но при условии, что данные препараты будут приобретаться в более выгодной таре, как для перепродавца, так и для покупателя.
Так же в ходе исследования было выявлено, что предприятие может экономить на налогах, перечисленных в бюджет. ООО «АСИ-Агро» отвечает всем критериям, чтобы находится на упрощенной системе налогообложения. Если бы предприятие находилось на УСН в 2015 году, то сумма налогов за период была бы меньше почти на 150 000 рублей, чем при общей системе налогообложения.
В ходе исследования были рассмотрены методы списания материально - производственных запасов и было определено, что метод которым пользуется организация, а именно оценка МПЗ по средней стоимости, является оптимальной для организации. Оценка МПЗ в ООО «АСИ-Агро» производится автоматизировано в программе 1С: Бухгалтерия 8.3. Так же при помощи 75
данной программы автоматически формируется различные формы бухгалтерской и налоговой отчетности.
Применение автоматизированной системы бухгалтерского учета позволяет экономить время бухгалтера за счет автоматизации повторяющихся операций, найти арифметические ошибки в учете и отчетности, провести анализ текущего финансового положения организации и оценить его перспективы. Кроме того, автоматизированные системы бухгалтерского учета способны помочь сохранить в электронном виде первичные и отчетные документы, а также бланки форм с уже сформированными реквизитами.
В ходе исследования, была выявлена крайняя необходимость правильного оформления первичной документации, так как ООО «АСИ-Агро» приходится регулярно обращаться в суд для взыскания задолженностей по договорам, и надлежащим образом оформленные документы являются залогом успеха в судебном разбирательстве.
В целях уменьшения расходов необходимо избегать «общих» коммерческих расходов, как это происходит сейчас в ООО «АСИ-Агро». Необходимо проанализировать свои расходы и отнести их целевым образом на каждого конкретного клиента. Это не простая задача и небольшая погрешность или упрощения допустимы, зато в итоге возможно посчитать рентабельность каналов. В целом, в бюджете предприятия не должно оставаться «общих» расходов.
На основании проведенного исследования, можно сделать вывод, что на исследуемом предприятии в целом организация учета доходов и расходов ведется в соответствии с действующими нормативными документами и правилами, и соответствует требованиям законодательства в области бухгалтерского учета, в том числе Федерального Закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 6 декабря 2011 года. ООО «АСИ-Агро» получает основную часть прибыли от продажи продукции, товаров, работ и услуг (реализационный финансовый результат). Поэтому фирме очень важно оптимизировать процесс продаж для увеличения своего благополучия и обращать внимание на контроль финансовых результатов от реализации.
Для изучения сущности организации контроля за финансовыми результатами на предприятии были рассмотрены задачи и методика внутреннего контроля финансовых результатов, и международная практика по этому вопросу.
Методика внутреннего контроля финансовых результатов основана на проведении проверок и применении контрольных процедур на этапах формирования в учете показателей доходов и расходов. Контроль за финансовыми результатами является ключевым направлением контроля организации в целом, так как именно от формирования положительного финансового результата зависит благополучие предприятия.
Постоянной задачей руководителя предприятия является введение в повседневную практику поиск путей уменьшения затрат. Порой налаженный учет и анализ издержек обращения приводит к значительному сокращению расходной части. Комплексный подход по всем статьям затрат поможет значительно уменьшить расходы и повысить прибыль компании, увеличить финансовый результат.
Выполнение указанных выше рекомендаций позволит фирме добиться не только стабильного дохода, но и увеличение его величины в 2016 году. Так же предложенные мероприятия должны способствовать решению острой проблемы фирмы, а именно уменьшению расходов. С учетом планов организации начать производство сельскохозяйственных культур в 2017 году, решения вопроса о сокращении издержек, является первостепенной для дальнейшего развития фирмы
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 2) от 19 июля 2000 года № 117-ФЗ.
2. Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ (ред. от 23.11.2009) "О бухгалтерском учете" (принят ГД ФС РФ 23.02.1996)
3. Федеральный Закон № 402 от 6 декабря 2011 года (ред. от 04.11.2014) «О бухгалтерском учете» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 50, ст. 7344.
4. Международные стандарты финансовой отчетности 1998: издание на русском языке. - М.: Аскери-АССА, 1998. - 889 с.
5. МСФО (IAS) 18 «Выручка» (в ред. от 18.07.2012) [Электронный ресурс] - Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс»
6. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации от 29 июля 1998 г. № 34н.
7. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ
9/99). Утв. Приказом Министерства финансов РФ от 27.04.2012 № 55н.
[Электронный ресурс] - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»
8. Приказ об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению от 31 октября 2000 г. № 94н;
9. Методические рекомендаций по бухгалтерскому учету затрат на производство и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в сельскохозяйственных организация, утверждены приказом Минсельхоза РФ от 6 июня 2003. № 792.
10. Методические рекомендации по учету затрат на производство продукции, работ, услуг. Проект Министерства финансов РФ, 2003. [Электронный ресурс]. URL: http://www ib.ru/ibs/iprav /info-pravo/baselaw-max/ 03_accounting/ standards/ mf_prolect_mu_zatrat. html (дата обращения 01.02.2016).
11. Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов от 28 декабря 2001 г. № 119н (на основе ПБУ 5/01);
12. Акатьева М.Д. Учет расходов на продажу: теоретические и практические аспекты // Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии. 2015. № 2. С. 2-6.
13. Анохин С.А., Локтев А.И. Анализ качества достижения финансовых результатов от продаж коммерческой организации / В сборнике: Апрельские научные чтения имени профессора Л. Т. Гиляровской / Материалы III Международной научно-практической конференции. - Воронеж: Воронежский государственный университет, Экономический факультет; научные редакторы: Д. А. Ендовицкий, Н. Г. Сапожникова. 2014. С. 19-22.
14. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: учеб, пособие / под ред. проф. Ю.И. Сигидова и проф. А. И. Трубилина. М.: ИНФРА-М, 2015. 366 с.
15. Бакадоров В. Л., Алексеев П. Д. Финансово-экономическое состояние предприятия. Практическое пособие. М.:Издательство «ПРИОР», 2010. 495 с.
16. Вертоградов В. Управление продажами. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2011. - 236 с.
17. Гафурова Г. Н. Основные положения финансового учета и отчетности // Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии. 2013. - №4. С. 6-10.
18. Гашинова А. С. Взаимосвязь МСФО и РСБУ по вопросам учета продажи продукции (работ, услуг). // Материалы Международной научно¬практической конференции. - Ростов-на Дону: Изд-во Донского ГАУ, 2014. - 392 с.
19. Еремина Н.В. Порядок отражения результатов от продажи продукции, работ и услуг в отчете о финансовых результатах // В сборнике: Экономическая наука в XXI веке: проблемы, перспективы, информационное обеспечение / Материалы III международной научной конференции аспирантов, магистрантов и преподавателей. Составители: Ю. И. Сигидов, Г.Н. Ясменко, В. В. Башкатов. 2015. С. 289.
20. Загней М.К. Анализ финансовых результатов от продажи продукции //
В сборнике: Стратегия социально-экономического развития общества:
управленческие, правовые, хозяйственные аспекты / Ответственный редактор: Горохов А.А.. 2015. С. 189.
21. Зироян А.А., Карягина Т.В. Экономическая сущность учета продаж продукции // Человеческий капитал. 2015. № 7. С. 112.
22. Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский управленческий учет. - М.:
Экономистъ, 2004. - 618 с.
23. Иоффе, Л. Годовой отчет /Л. Иоффе // Практический бухгалтерский учет. - 2012. - № 2. С. 245.
24. Клишевич Н.Б. Финансы организаций: менеджмент и анализ: учебное пособие / Н.Б. Клишевич. - М.: КНОРУС, 2015. - 304 с.
25. Колчина Н.В. Финансы организаций (предприятий) / Н.В Колчина - 7¬е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТА-ДАНА, 2016. - 407 с.
26. Комплексный экономический анализ. - Орел: Издательство ОрелГАУ, 2015. 40 с.
27. Круш З.А. Организация финансов предприятия: учебное пособие / З.А. Круш, И.В. Седлов, А Л. Лавлинская // Воронеж: ФГБОУ ВПО ВГАУ им. Императора Петра I, 2012. - 250 с.
28. Кузнецов И.Н. Управление продажами. - М.: Дашков и Ко, 2012. - 492 с.
29. Кузьминская Т.П. Анализ финансовых результатов деятельности организации: учебное пособие / Т.П. Кузьминская, В.Ю. Автонова. - Ростов- н/Д: Издательский центр ДГТУ, 2014. - 80 с.
30. Кулаева Н.С. Определение выручки от продаж в бухгалтерском учете / Н.С. Кулаева // Все для бухгалтера. - 2007. - №6. - С.86.
31. Куриленко Ю.В. Оценка влияния выручки от продаж на финансовый результат деятельности коммерческой организации // Финансовый вестник. 2015. № 2. С. 96.
32. Любушин Н.П. Экономический анализ / Н.П. Любушин - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТА-ДАНА, 2014. - 575 с.
33. Макарова В.И., Веткасов В.С. Анализ финансовых результатов и планирование продаж продукции промышленного предприятия // В сборнике: Молодежь и XXI век - 2016 Материалы VI Международной молодежной научной конференции: в 4-х томах. 2016. С. 365.
34. Маркарьян, Э.А, Экономический анализ хозяйственной деятельности: учебник/ Маркарьян, Э.А, Герасименко Г.П., С.Э. Маркарьян. - Ростов-на- Дону: издат.Феникс, 2005,- 386 с.
35. Маркарьян, Э.А, Финансовый анализ: учеб, пособие/ Маркарьян, Э.А, Герасименко Г.П., С.Э. Маркарьян. - М: издат.КноРус, 2011,- 307 с.
36. Мирошниченко Т.А. Бухгалтерский финансовый учет и отчетность (продвинутый уровень): Учебник. - п. Персиановский: Изд-во ДонГАУ, 2015. - 257 с.
37. Орлова Е.В. Распределение чистой прибыли отчетного года // Российский налоговый курьер. - 2010, - №12. - С. 36.
38. Палий, В.Ф. Международные стандарты учета и финансовой отчет¬ности: учеб.пособие / В. Ф. Палий - М.: Издательство «Инфра-М», 2011, - 127 с.
39. Пономарева Н.А. Формирование себестоимости продаж как ключевого показателя финансовых результатов // В сборнике: Молодежная наука 2015: технологии, инновации Всероссийская научно-практическая конференция. 2015. С. 165.
40. Рахматуллин Ю.Я. Проблемы формирования прибылей и убытков в отечественной и зарубежной практике // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2013. № 3 (41). С. 315.
41. Рахматуллин Ю.Я. Теоретические и практические аспекты учёта финансовых результатов от продаж на примере сельскохозяйственных организаций: монография. Уфа: РИЦ БашГУ, 2014. 152 с.
42. Руденко И.В. Управление продажами: истоки, сущность, подходы // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2012. №4. С. 245.
43. Румянцева Е. Е. Новая экономическая энциклопедия. 4-е изд. М.: ИНФРА-М, 2015. 882 с.
44. Сапожникова, Н.Г. Международные стандарты финансовой отчетно¬сти: учеб, пособие/ Сапожникова Н.Г., Куницина Я.Н., Лаврухина Т.А., Черных И.Н., Яковенко Л.А. - М.: КноРус, 2013. - 307 с.
45. Соколов Я.В. Основы теории бухгалтерского учета. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 496 с.
46. Спиро Р. Л., Стэнтон Ч.Дж. Управление продажами. - М.: Издат. дом Гребенникова, 2004. - 704 с.
47. Фатрелл Ч. Управление продажами. - СПб.: Издат. дом «Нева», 2004. - 640 с.
48. Феттер А.А. Управление финансовым результатом от основной деятельности предприятия Новый университет. 2014. № 10. - С. 345.
49. Фридман А.М.Финансы организации (предприятия): учебник/ А.М. Фридман. - 4-е изд., - М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2015. - 488 с.
50. Шуляк П.Н. Финансы предприятий / П.Н Шуляк - 9-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и Ко, 2015. - 546 с.
51. Карпова Н.В. Методические аспекты внутреннего контроля финансовых результатов в организациях оптовой торговли // Опубликовано в журнале "Управленческий учет"№4 год , 2011. - 56 с.
52. Юдина Л.Н. Бухгалтерская отчетность организации как источник информации для финансового анализа// Опубликовано в журнале"Финансовыйменеджмент"№5 год , 2005 - 42 с.
53. Оборот розничной торговли в Республике Татарстан [Электронный
ресурс]: Федеральная служба государственной статистики Российской
Федерации, 2015. - Режим доступа: http://www. http:ZZtatstat.gks.ru/
54. Основные понятия: оборот оптовой торговли [Электронный
ресурс]: Федеральная служба государственной статистики Российской
Федерации,- Режим доступа:http:ZZwww.gks.ru
55. Экспорт-импорт важнейших товаров [Электронный ресурс]: Федеральная таможенная служба: http:ZZwww.customs.ru/