ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ И.И. БЕЦКОГО И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ
|
Введение 3
Глава I. Основание Императорского Воспитательного
дома по уставу И.И. Бецкого 13
Глава II. Участие И.И. Бецкого в
создании Смольного института 30
Глава III. Роль И.И. Бецкого в составлении
нового устава Академии художеств 45
Глава IV. Деятельность И.И. Бецкого в разработке
устава кадетского корпуса 57
Заключение 70
Список использованных источников и литературы
Глава I. Основание Императорского Воспитательного
дома по уставу И.И. Бецкого 13
Глава II. Участие И.И. Бецкого в
создании Смольного института 30
Глава III. Роль И.И. Бецкого в составлении
нового устава Академии художеств 45
Глава IV. Деятельность И.И. Бецкого в разработке
устава кадетского корпуса 57
Заключение 70
Список использованных источников и литературы
Актуальность исследования. Тема образования являлась актуальной во все времена. С каждым годом образование в нашей стране претерпевает различные изменения и для того чтобы с каждым разом совершенствовать систему образования, нужно использовать опыт прошлых лет и даже веков. Время, затрагиваемое в нашей работе, было достаточно сложным, однако оно явилось достаточно результативным. XVIII век не спроста считается веком просвещенного абсолютизма, в этот период Российская империя превратилась в сильную державу с развивающейся системой образования, науки, культуры. Образовательная система России опиралась на опыт и современные проекты зарубежных стран, однако развивалась своим собственным путем с учетом своих ментальных особенностей. Но, не смотря на прорыв в области образования, имелись свои несовершенства и неудачи. Поэтому, чтобы не допустить подобных ошибок в дальнейшем, педагоги до сих пор обращаются к опыту прошлых лет, ведь хорошее образование является залогом успешного человека, а следовательно способствует развитию страны.
Со вступлением на престол Екатерина II приступила к реализации масштабной реформы в сфере образования. Помощником ей в этом выступил Иван Иванович Бецкой. Именно ему было поручено составить новые проекты, которые будут способны в корни реанимировать и поднять уровень образования в Российской Империи. Бецкой предпринял попытку создать систему закрытых сословных учебных учреждений. В их основе Бецкой закладывал мысль о приоритете воспитания над образованием. С императрицей их объединяла одна общая идея - создать «новую породу людей», которые окажутся полезными государству.
Взгляды Бецкого, как и взгляды Екатерины, носили прогрессивный характер для своего времени. Однако, общество не было готово в корни изменить привычный строй. Поэтому, по происшествию времени, пройдя через все практические реалии, большинство проектов Бецкого потерпели фиаско.
Неоспоримым является тот факт, что воспитательно-образовательные проекты Бецкого, по сути, являлись попыткой революции в сфере образования (подтверждение тому создание первого женского учебного заведения) в проводимой политике Екатерины II.
Объектом магистерской диссертации является образовательная политика в России во второй половине XVIII века.
Предмет исследования - образовательно-воспитательные проекты И.И. Бецкого и их реализация.
Цель магистерской диссертации - исследовать роль образовательных проектов И.И.Бецкого в области просвещения Российской Империи XVIII века.
Исходя из поставленной цели, нам необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить генеральный план Императорского Воспитательного дома и его соблюдение в последующем;
2. Проанализировать устав Института Благородных девиц;
3. Показать основные изменения в новом уставе Академии художеств;
4. Рассмотреть устав Императорского сухопутного кадетского корпуса.
Хронологические рамки исследования. Нижняя хронологическая граница обусловлена 1762 годом, когда на престол вступила Екатерины II. С этого момента началась подготовка к проведению реформ в сфере образования и зарождению первых проектов И.И. Бецкого. Верхняя хронологическая граница исследования обуславливается концом правления Екатерины II и завершением ее образовательной политики, т.е. 1796 годом. Однако, конец правления Екатерины не означает завершение работы проектов И.И. Бецкого, и, следовательно, в ходе исследования возможен выход за данные хронологические рамки.
Территориальные рамки исследования охватывают европейскую часть Российской Империи.
Методологическая основа исследования явился принцип научной объективности и историзма, сравнительно-исторический метод.
Задачи, которые были поставлены в рамках междисциплинарного исследования, потребовали использования различных методов и подходов к анализу трудов, не только исторических, но и литературоведческих, и политологических, исследований. При исследовании использовались важнейшие принципы исторического исследования, такие как принцип историзма и принцип объективности. Опираясь на принцип историзма, мы рассматривали, как возникали, менялись и развивались учебно-воспитательные проекты времен Екатерины. В целом при исследовании использовался компаративный метод. Документы, отразившие факты, придавшие ход законодательной инициативе Екатерины II, сопоставляются с источниками, проявляющие реализацию данного хода. Принцип объективности применялся в изучении документов личного характера, переписок и писем, для того чтобы объективно оценить факты прошлого.
Обзор источников и литературы.
При написании магистерской диссертации автором был исследован определенный круг различных документальных опубликованных источников.
Наиболее информативными источниками при изучении рассматриваемой темы являются актово - законодательные материалы. Данные материалы издавались внутри страны, т.е. были внутренними. Именно благодаря этим, опубликованным планам и уставам мы можем воссоздать и описать учебно - воспитательные проекты, реализованные И.И. Бецким. Актово - законодательными материалами являются: Генеральный план Императорского Воспитательного дома и госпиталя, указ «О воспитании благородных девиц в Санкт-Петербурге при Воскресенском монастыре; с приложением Устава и штата сего Воспитательного Общества» , привилегия и устав Императорской Академии трех знатнейших художеств: живописного, скульптурного и архитектурного, с воспитательным при нем училищем, устав Императорского Шляхетного сухопутного кадетского корпуса.
В генеральном плане Императорского Воспитательного дома подробно описаны функции дома - от управляющей до воспитательной. В плане четко прописаны все права и обязанности, служащих дома (главного попечителя, опекунского совета, учителей, нянек, кормилиц). Четко оговорены условия приема младенцев в дом, и их дальнейшее там содержание, а также правила проживания для лиц, достигших определенного возраста и завершивших образование и воспитание в доме.
В уставе «О воспитании благородных девиц в Санкт-Петербурге при Воскресенском монастыре; с приложением Устава и штата сего Воспитательного Общества» Бецкой четко сформулировал правила приема будущих воспитанниц (возраст, происхождение, здоровье), условия их проживания в институте, возрастные группы, распорядок дня. Здесь же указывался весь управляющий состав (Совет, начальница, правительница, надзирательница) и их обязанности.
В уставе Императорской Академии трех знатнейших художеств: живописного, скульптурного и архитектурного, с воспитательным при нем училищем излагались правила приема в Академию и училище при нем, а так же подробная инструкция работы для президента и совета Академии.
Помимо данной группы источников в данной магистерской диссертации исследовались документы личного происхождения. Это личная переписка Ивана Бецкого с членами совета Воспитательного дома, Института Благородных девиц, Академии художеств, в которых он выражал свои мнения и эмоции по поводу развития каждого его проекта.
Важным для исследования является и группа делопроизводственных документов. Данный вид документации позволяет не только лучше изучить и понять политику Екатерины II в сфере образовательной политики, но и выявить положение И.Бецкого при дворе и его взаимоотношения с императрицей, на основе официальной переписки между Екатериной и Бецким, а также рассмотреть официальные обращения Бецкого к Советам Воспитательного дома, Института благородных девиц и прочих его проектов.
Исходя из специфики изучаемой проблемы, нами был сделан большой историографический обзор литературы, который позволяет более полно раскрыть проводимую императрицей политику. Вся использованная литература разработана отечественными историками, и в данной магистерской работе, мы предлагаем расписать обзор литературы по проблемным группам. Первая группа представляет собой одну общую проблему становления российской системы образования в период правления Екатерины II. Следующая группа, несет в себе информацию об организации и развитии Воспитательного дома. Еще одной непростой темой является вопрос женского образования в России в XVIII веке. В заключительную группу входит литература об основных принципах воспитания, основанных на работах И.И. Бецкого.
В отечественной литературе подробно разработана проблема становления российской системы образования в правление Екатерины II. Положительные оценки деятельности императрицы, в том числе ее преобразованиям в области просвещения, давали уже отечественные исследователи первой половины XIX в.: П. Колотов, П. Сумароков, А. А. Лефорт. Однако основное внимание авторы уделяли созданию новых учебных заведений в 1760-1770-е годы, не рассматривая реформу народных училищ 1780-х годов. Одним из первых исследований, посвященных истории отечественного образования екатерининской эпохи, стала монография А. С. Воронова «Федор Иванович Янкович де - Мириево или народные училища в России при императрице Екатерине II». Автор рассмотрел педагогические воззрения элиты российского общества в контексте становления светской школы. Воронов утверждал, что Екатерина II построила систему народного просвещения «на прочных, непоколебимых основаниях». С. В. Рождественский в своей работе «Очерки по истории систем народного просвещения в России в XVIII-XIX веках», напротив, полагал, что в екатерининское правление «создание цельной системы народного просвещения остановилось на полпути».
Обращаясь к процессам, проходившим в российском образовании XVIII в., отечественные исследователи так и не выработали единого мнения о том, кто сыграл главную роль в становлении светской отечественной школы: Петр I или Екатерина II. Я. К. Грот считал, что «в истинном значении школы в России до Петра I не было». Д. А. Толстой утверждал, что начало становления всеобщей системы образования в России приходится на 1782 г., когда по указу Екатерины II была организована Комиссия об учреждении училищ.
Советские историки, признавая значительный вклад Екатерины II в развитие отечественной школы XVIII в., уделяли основное внимание изучению социальных аспектов. И. А. Федосов, Н. А. Константинов утверждали, что определяющим для преобразований императрицы был сословный фактор . Исследователи рубежа XX-XXI вв. полагают, что задача Екатерины II не ограничивалась открытием учебных заведений, предназначенных только для привилегированных слоев населения. А. Б. Каменский в книге «Под сенью Екатерины. Вторая половина XVIII века», говоря о том, что «осуществленные в екатерининское время реформы в области народного образования и просвещения были воистину грандиозны и по масштабам, и по своему долговременному значению» , признавал стремление императрицы сделать образование всеобщим. Л. М. Артамонова в монографии «Общество, власть и просвещение в русской провинции XVIII-начала XIX вв. (Юго-восточные губернии Европейской России)» заключает, что с 1770-х годов просветительская политика императрицы была направлена на создание массовой начальной и средней школы. Вся вышеперечисленная литература раскрывает лишь общую картину - каким образом, какими средствами, с какой целью Екатерина II осуществляла внутреннюю политику в сфере образования.
В рамках изучения истории российского просвещения отечественными исследователями отдельно разрабатывалась проблема развития женского образования в России. Первой обобщающей работой стала монография Е. О. Лихачевой «Материалы для истории женского образования в России (1086- 1856 гг.)», в которой утверждается, что отечественная женская школа развивалась обособленно от европейского влияния, шла по своему собственному пути, обращая внимание на особенности в своей стране. В данной работе охвачен период с 1086 по 1856 гг. много информации можно найти на тему Смольного института. Н. П. Черепнин в своем трехтомном исследовании «Императорское Воспитательное Общество благородных девиц», подобно Лихачевой, писал, что «никогда Воспитательное общество не было копией Сент - Сира». Сходство российского и французского женских учебных заведений рассматривала А. Чернова в «Очерках из истории женского воспитания. Основание Смольного института и устав его» . Во всех работах, посвященных женскому образованию в России, прослеживается одна мысль - положение женщин в обществе и какой путь был проделан до конечной цели, чтобы лица женского пола наравне с мужчинами могли обучаться в образовательных учреждениях.
Литература, затрагивающая развитие проектов созданных Иваном Ивановичем Бецким и их дальнейшее существование является достаточно обширной. Например, об образовательном учреждении Академии Художеств написано много работ. В них затронута на только вся история создания Академии, там расписаны по периодам президентства различные факты и события, происходящие в жизни Академии. Так, в работах Лисовского В. Г. «Академия художеств: Историко-искусствоведческий очерк» и совместном труде Молевой Н. М., Белютина Э. М. «Педагогическая система Академии художеств XVIII века» подробно описываются нововведения и деятельность Бецкого в период его президентства в Академии. По проблеме Воспитательного дома писали как дореволюционные историки Миллер Н. Ф. «Из прошлого Московского воспитательного дома», так и современные российские исследователи, как Веселова А. «Воспитательный дом в России и концепция воспитания И. И. Бецкого». Эти две работы объединяет мысль о причинах создания Воспитательного дома и подробная характеристика его работы.
Литература, касающаяся деятельности И. И. Бецкого, главного сотрудника Екатерины II в вопросах реформирования системы образования, была написана как дореволюционными исследователями: П. М. Майков, А. С. Лаппо-Данилевский, В. Е. Ермилов, М. В. Анненский, так и советскими советскими учеными: Г. П. Макогоненко, Л. Я. Лозинская. Фундаментальной можно считать работу Петра Михайловича Майкова. В своей биографической работе о И.И. Бецком он в мельчайших подробностях изучил жизнь и деятельность. В его работе представлены, охарактеризованы и исследованы все проекты Ивана Бецкого, начиная от их задумки до воплощения в жизнь и дальнейшего развития. А.С. Лаппо - Данилевский написал отзыв на труд Майкова «Иван Иванович Бецкой», в которой рассмотрел принципы системы воспитания Бецкого и описал состояние русского образования в XVIII веке.
Таким образом, охарактеризовав литературу по проблемным блокам, мы можем прийти к выводу, что в целом степень изученности темы высока. Многие отечественные авторы писали работы, по интересующим нас проблемам. Каждая из выделенных нами проблем по теме, достаточно подробно освещена. Однако, на данном этапе, нет ни одной современной исследовательской работы, которая объединила бы в себе всю проблематику темы « образовательные проекты Ивана Ивановича Бецкого».
Теоретическая и практическая значимость исследования. Материалы исследования могут быть использованы в процессе преподавания истории в средней школе в старших классах.
Структура работы обосновывает логику проведенного исследования и состоит из введения, четырех глав, заключения, списка используемых источников и литературы.
В первой главе рассматривается устав Императорского Воспитательного дома и его исполнение. Дается краткая характеристика причин создания данного учреждения, ход его работы, а также его роль в системе образования России во второй половине XVIII века.
Во второй главе анализируется устав Института благородных девиц. Рассматриваются правила приема, обучение, воспитание девушек дворянского происхождения. Анализируются цели и задачи, поставленные И.И. Бецким, перед первым в России женским учебным заведением.
В третьей главе показаны изменения в уставе Академии художеств и его дальнейшая работа.
В заключительной четвертой главе описываются изменения, коснувшиеся устава кадетского корпуса. Рассматриваются работа кадетского корпуса не только как военного, но и как политичского и гражданского училища.
Со вступлением на престол Екатерина II приступила к реализации масштабной реформы в сфере образования. Помощником ей в этом выступил Иван Иванович Бецкой. Именно ему было поручено составить новые проекты, которые будут способны в корни реанимировать и поднять уровень образования в Российской Империи. Бецкой предпринял попытку создать систему закрытых сословных учебных учреждений. В их основе Бецкой закладывал мысль о приоритете воспитания над образованием. С императрицей их объединяла одна общая идея - создать «новую породу людей», которые окажутся полезными государству.
Взгляды Бецкого, как и взгляды Екатерины, носили прогрессивный характер для своего времени. Однако, общество не было готово в корни изменить привычный строй. Поэтому, по происшествию времени, пройдя через все практические реалии, большинство проектов Бецкого потерпели фиаско.
Неоспоримым является тот факт, что воспитательно-образовательные проекты Бецкого, по сути, являлись попыткой революции в сфере образования (подтверждение тому создание первого женского учебного заведения) в проводимой политике Екатерины II.
Объектом магистерской диссертации является образовательная политика в России во второй половине XVIII века.
Предмет исследования - образовательно-воспитательные проекты И.И. Бецкого и их реализация.
Цель магистерской диссертации - исследовать роль образовательных проектов И.И.Бецкого в области просвещения Российской Империи XVIII века.
Исходя из поставленной цели, нам необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить генеральный план Императорского Воспитательного дома и его соблюдение в последующем;
2. Проанализировать устав Института Благородных девиц;
3. Показать основные изменения в новом уставе Академии художеств;
4. Рассмотреть устав Императорского сухопутного кадетского корпуса.
Хронологические рамки исследования. Нижняя хронологическая граница обусловлена 1762 годом, когда на престол вступила Екатерины II. С этого момента началась подготовка к проведению реформ в сфере образования и зарождению первых проектов И.И. Бецкого. Верхняя хронологическая граница исследования обуславливается концом правления Екатерины II и завершением ее образовательной политики, т.е. 1796 годом. Однако, конец правления Екатерины не означает завершение работы проектов И.И. Бецкого, и, следовательно, в ходе исследования возможен выход за данные хронологические рамки.
Территориальные рамки исследования охватывают европейскую часть Российской Империи.
Методологическая основа исследования явился принцип научной объективности и историзма, сравнительно-исторический метод.
Задачи, которые были поставлены в рамках междисциплинарного исследования, потребовали использования различных методов и подходов к анализу трудов, не только исторических, но и литературоведческих, и политологических, исследований. При исследовании использовались важнейшие принципы исторического исследования, такие как принцип историзма и принцип объективности. Опираясь на принцип историзма, мы рассматривали, как возникали, менялись и развивались учебно-воспитательные проекты времен Екатерины. В целом при исследовании использовался компаративный метод. Документы, отразившие факты, придавшие ход законодательной инициативе Екатерины II, сопоставляются с источниками, проявляющие реализацию данного хода. Принцип объективности применялся в изучении документов личного характера, переписок и писем, для того чтобы объективно оценить факты прошлого.
Обзор источников и литературы.
При написании магистерской диссертации автором был исследован определенный круг различных документальных опубликованных источников.
Наиболее информативными источниками при изучении рассматриваемой темы являются актово - законодательные материалы. Данные материалы издавались внутри страны, т.е. были внутренними. Именно благодаря этим, опубликованным планам и уставам мы можем воссоздать и описать учебно - воспитательные проекты, реализованные И.И. Бецким. Актово - законодательными материалами являются: Генеральный план Императорского Воспитательного дома и госпиталя, указ «О воспитании благородных девиц в Санкт-Петербурге при Воскресенском монастыре; с приложением Устава и штата сего Воспитательного Общества» , привилегия и устав Императорской Академии трех знатнейших художеств: живописного, скульптурного и архитектурного, с воспитательным при нем училищем, устав Императорского Шляхетного сухопутного кадетского корпуса.
В генеральном плане Императорского Воспитательного дома подробно описаны функции дома - от управляющей до воспитательной. В плане четко прописаны все права и обязанности, служащих дома (главного попечителя, опекунского совета, учителей, нянек, кормилиц). Четко оговорены условия приема младенцев в дом, и их дальнейшее там содержание, а также правила проживания для лиц, достигших определенного возраста и завершивших образование и воспитание в доме.
В уставе «О воспитании благородных девиц в Санкт-Петербурге при Воскресенском монастыре; с приложением Устава и штата сего Воспитательного Общества» Бецкой четко сформулировал правила приема будущих воспитанниц (возраст, происхождение, здоровье), условия их проживания в институте, возрастные группы, распорядок дня. Здесь же указывался весь управляющий состав (Совет, начальница, правительница, надзирательница) и их обязанности.
В уставе Императорской Академии трех знатнейших художеств: живописного, скульптурного и архитектурного, с воспитательным при нем училищем излагались правила приема в Академию и училище при нем, а так же подробная инструкция работы для президента и совета Академии.
Помимо данной группы источников в данной магистерской диссертации исследовались документы личного происхождения. Это личная переписка Ивана Бецкого с членами совета Воспитательного дома, Института Благородных девиц, Академии художеств, в которых он выражал свои мнения и эмоции по поводу развития каждого его проекта.
Важным для исследования является и группа делопроизводственных документов. Данный вид документации позволяет не только лучше изучить и понять политику Екатерины II в сфере образовательной политики, но и выявить положение И.Бецкого при дворе и его взаимоотношения с императрицей, на основе официальной переписки между Екатериной и Бецким, а также рассмотреть официальные обращения Бецкого к Советам Воспитательного дома, Института благородных девиц и прочих его проектов.
Исходя из специфики изучаемой проблемы, нами был сделан большой историографический обзор литературы, который позволяет более полно раскрыть проводимую императрицей политику. Вся использованная литература разработана отечественными историками, и в данной магистерской работе, мы предлагаем расписать обзор литературы по проблемным группам. Первая группа представляет собой одну общую проблему становления российской системы образования в период правления Екатерины II. Следующая группа, несет в себе информацию об организации и развитии Воспитательного дома. Еще одной непростой темой является вопрос женского образования в России в XVIII веке. В заключительную группу входит литература об основных принципах воспитания, основанных на работах И.И. Бецкого.
В отечественной литературе подробно разработана проблема становления российской системы образования в правление Екатерины II. Положительные оценки деятельности императрицы, в том числе ее преобразованиям в области просвещения, давали уже отечественные исследователи первой половины XIX в.: П. Колотов, П. Сумароков, А. А. Лефорт. Однако основное внимание авторы уделяли созданию новых учебных заведений в 1760-1770-е годы, не рассматривая реформу народных училищ 1780-х годов. Одним из первых исследований, посвященных истории отечественного образования екатерининской эпохи, стала монография А. С. Воронова «Федор Иванович Янкович де - Мириево или народные училища в России при императрице Екатерине II». Автор рассмотрел педагогические воззрения элиты российского общества в контексте становления светской школы. Воронов утверждал, что Екатерина II построила систему народного просвещения «на прочных, непоколебимых основаниях». С. В. Рождественский в своей работе «Очерки по истории систем народного просвещения в России в XVIII-XIX веках», напротив, полагал, что в екатерининское правление «создание цельной системы народного просвещения остановилось на полпути».
Обращаясь к процессам, проходившим в российском образовании XVIII в., отечественные исследователи так и не выработали единого мнения о том, кто сыграл главную роль в становлении светской отечественной школы: Петр I или Екатерина II. Я. К. Грот считал, что «в истинном значении школы в России до Петра I не было». Д. А. Толстой утверждал, что начало становления всеобщей системы образования в России приходится на 1782 г., когда по указу Екатерины II была организована Комиссия об учреждении училищ.
Советские историки, признавая значительный вклад Екатерины II в развитие отечественной школы XVIII в., уделяли основное внимание изучению социальных аспектов. И. А. Федосов, Н. А. Константинов утверждали, что определяющим для преобразований императрицы был сословный фактор . Исследователи рубежа XX-XXI вв. полагают, что задача Екатерины II не ограничивалась открытием учебных заведений, предназначенных только для привилегированных слоев населения. А. Б. Каменский в книге «Под сенью Екатерины. Вторая половина XVIII века», говоря о том, что «осуществленные в екатерининское время реформы в области народного образования и просвещения были воистину грандиозны и по масштабам, и по своему долговременному значению» , признавал стремление императрицы сделать образование всеобщим. Л. М. Артамонова в монографии «Общество, власть и просвещение в русской провинции XVIII-начала XIX вв. (Юго-восточные губернии Европейской России)» заключает, что с 1770-х годов просветительская политика императрицы была направлена на создание массовой начальной и средней школы. Вся вышеперечисленная литература раскрывает лишь общую картину - каким образом, какими средствами, с какой целью Екатерина II осуществляла внутреннюю политику в сфере образования.
В рамках изучения истории российского просвещения отечественными исследователями отдельно разрабатывалась проблема развития женского образования в России. Первой обобщающей работой стала монография Е. О. Лихачевой «Материалы для истории женского образования в России (1086- 1856 гг.)», в которой утверждается, что отечественная женская школа развивалась обособленно от европейского влияния, шла по своему собственному пути, обращая внимание на особенности в своей стране. В данной работе охвачен период с 1086 по 1856 гг. много информации можно найти на тему Смольного института. Н. П. Черепнин в своем трехтомном исследовании «Императорское Воспитательное Общество благородных девиц», подобно Лихачевой, писал, что «никогда Воспитательное общество не было копией Сент - Сира». Сходство российского и французского женских учебных заведений рассматривала А. Чернова в «Очерках из истории женского воспитания. Основание Смольного института и устав его» . Во всех работах, посвященных женскому образованию в России, прослеживается одна мысль - положение женщин в обществе и какой путь был проделан до конечной цели, чтобы лица женского пола наравне с мужчинами могли обучаться в образовательных учреждениях.
Литература, затрагивающая развитие проектов созданных Иваном Ивановичем Бецким и их дальнейшее существование является достаточно обширной. Например, об образовательном учреждении Академии Художеств написано много работ. В них затронута на только вся история создания Академии, там расписаны по периодам президентства различные факты и события, происходящие в жизни Академии. Так, в работах Лисовского В. Г. «Академия художеств: Историко-искусствоведческий очерк» и совместном труде Молевой Н. М., Белютина Э. М. «Педагогическая система Академии художеств XVIII века» подробно описываются нововведения и деятельность Бецкого в период его президентства в Академии. По проблеме Воспитательного дома писали как дореволюционные историки Миллер Н. Ф. «Из прошлого Московского воспитательного дома», так и современные российские исследователи, как Веселова А. «Воспитательный дом в России и концепция воспитания И. И. Бецкого». Эти две работы объединяет мысль о причинах создания Воспитательного дома и подробная характеристика его работы.
Литература, касающаяся деятельности И. И. Бецкого, главного сотрудника Екатерины II в вопросах реформирования системы образования, была написана как дореволюционными исследователями: П. М. Майков, А. С. Лаппо-Данилевский, В. Е. Ермилов, М. В. Анненский, так и советскими советскими учеными: Г. П. Макогоненко, Л. Я. Лозинская. Фундаментальной можно считать работу Петра Михайловича Майкова. В своей биографической работе о И.И. Бецком он в мельчайших подробностях изучил жизнь и деятельность. В его работе представлены, охарактеризованы и исследованы все проекты Ивана Бецкого, начиная от их задумки до воплощения в жизнь и дальнейшего развития. А.С. Лаппо - Данилевский написал отзыв на труд Майкова «Иван Иванович Бецкой», в которой рассмотрел принципы системы воспитания Бецкого и описал состояние русского образования в XVIII веке.
Таким образом, охарактеризовав литературу по проблемным блокам, мы можем прийти к выводу, что в целом степень изученности темы высока. Многие отечественные авторы писали работы, по интересующим нас проблемам. Каждая из выделенных нами проблем по теме, достаточно подробно освещена. Однако, на данном этапе, нет ни одной современной исследовательской работы, которая объединила бы в себе всю проблематику темы « образовательные проекты Ивана Ивановича Бецкого».
Теоретическая и практическая значимость исследования. Материалы исследования могут быть использованы в процессе преподавания истории в средней школе в старших классах.
Структура работы обосновывает логику проведенного исследования и состоит из введения, четырех глав, заключения, списка используемых источников и литературы.
В первой главе рассматривается устав Императорского Воспитательного дома и его исполнение. Дается краткая характеристика причин создания данного учреждения, ход его работы, а также его роль в системе образования России во второй половине XVIII века.
Во второй главе анализируется устав Института благородных девиц. Рассматриваются правила приема, обучение, воспитание девушек дворянского происхождения. Анализируются цели и задачи, поставленные И.И. Бецким, перед первым в России женским учебным заведением.
В третьей главе показаны изменения в уставе Академии художеств и его дальнейшая работа.
В заключительной четвертой главе описываются изменения, коснувшиеся устава кадетского корпуса. Рассматриваются работа кадетского корпуса не только как военного, но и как политичского и гражданского училища.
Иван Иванович Бецкой - одна из выдающихся личностей в России
XVIII века. Являлся одним из образованнейших людей своего времени. Человек сердечный, бескорыстный и одаренный, мечтавший воплотить в жизнь идеи не только свои, но и идеи лучших умов своего времени - именно так характеризовали Ивана Бецкого его современники.
Императрица Екатерина II разделяла взгляды И.Бецкого в сфере образования. Считая, что если с младенчества начнешь правильно воспитывать детей, то в будущем можно создать «новую породу людей». Именно такие люди должны были в последующем составить основу общества, благодаря которому монарху будет легче управлять государством.
Именно это стало причиной создания в 60 - 70 годах XVIII века системы воспитательно - образовательных учреждений. Во главе это работы встал Иван Иванович Бецкой.
С 1760 - х годов Бецкой активно стал разрабатывать образовательные проекты, благодаря которым в России должна была образоваться сеть закрытых учебно - воспитательных учреждений. Данная сеть должна была включать в себя : воспитательные дома, училища разной направленности (медицинское, художественное, коммерческое и др.) для купцов и мещан ( то есть для лиц третьего чина, а для лиц дворянского происхождения - пансионы.
По мнению И. Бецкого воспитание ребенка должно рассматриваться с четырех сторон : физическая, физическо - моральная, моральная, учебная. Все свои принципы Иван Иванович попытался вложить в свои образовательные проекты.
Целью Ивана Ивановича было - воспитать «новую породу людей», которые были бы трудолюбивы, умны и воспитаны. Создавая «третий чин людей» для работы в торговле, промышленности, Бецкой также подразумевал, что в «третий чин» должны были войти не только коммерсанты и фабриканты, но и интеллигенция, люди, живущие интеллектуальным трудом. Воспитание и обучение «новой породы людей» должны были проходить вдали от общества. Именно этим принципам и следовал Иван Иванович, создавая такое проекты как Воспитательный дом и Смольный институт благородных девиц. Воспитательный дом был задуман Бецким как благотворительное закрытое учебно-воспитательное заведение для сирот. Управлял Воспитательным домом Опекунский совет. По подобию Воспитательного дома в Москве, был открыт Воспитательный дом в Петербурге.
При непосредственном участии Ивана Ивановича Бецкого было открыто первое в России женское учебное заведение. По мысли Бецкого и Екатерины II Смольный институт должен был стать образцовым учебным заведением, воспитывавшим образованных женщин, хороших матерей и полезных членов общества. Первоначально императрица планировала открыть закрытое сословное учебное заведение. Однако позже, дополнительно было открыто еще одно отделение для мещанских девушек. Идея создания такого заведения состояла в том, чтобы удалить девушек от невежественного общества и вернуть уже образованную и воспитанную девушку, тем самым все больше создавая «новую породу людей».
Кроме вышеупомянутых проектов, Бецкой долгое время возглавлял Академию художеств. Для Академии Иван Иванович разработал новый устав. В Академию Бецкой вложил не только много времени, но и достаточное количество финансов. На его средства, содержались несколько учеников, а так же Академии было завещано крупное наследство от Бецкого.
Параллельно с разработкой проектов Воспитательного дома, Смольного института и Академии художеств, Бецкой являлся шефом Сухопутного шляхетского корпуса. Для кадетского корпуса Бецкой так же разработал новый устав.
Все уставы, которые создал для своих проектов Иван Иванович, требовали отличных преподавателей. Однако, именно с этим возникли сложности. В то время грамотных и квалифицированных преподавателей было сложно найти, поэтому прибегали к помощи иностранцев. Иван Иванович был против сложившегося выхода из данной ситуации, это способствовало открытию при кадетском корпусе мещанского отделения. Там мещанские дети должны были получать образование педагогов и воспитателей.
В целом образовательные проекты Ивана Ивановича Бецкого сыграли значимую роль в становлении образовательной системы XVIII века в России. Была создана сеть учебных заведений с едиными учебными планами, методикой преподавания, учебниками, началась профессиональная подготовка педагогов.
В сфере образования и педагогической мысли Россия вышла на качественно новый уровень. Создавались и проверялись на практике различные типы государственных светских школ, послуживших основой создания централизованной государственной системы образования XIX в.; была разработана система идей о воспитании и обучении человека — гражданина своего отечества, ставших питательной средой для развития русского общественно-педагогического движения первой половины XIX в.
XVIII века. Являлся одним из образованнейших людей своего времени. Человек сердечный, бескорыстный и одаренный, мечтавший воплотить в жизнь идеи не только свои, но и идеи лучших умов своего времени - именно так характеризовали Ивана Бецкого его современники.
Императрица Екатерина II разделяла взгляды И.Бецкого в сфере образования. Считая, что если с младенчества начнешь правильно воспитывать детей, то в будущем можно создать «новую породу людей». Именно такие люди должны были в последующем составить основу общества, благодаря которому монарху будет легче управлять государством.
Именно это стало причиной создания в 60 - 70 годах XVIII века системы воспитательно - образовательных учреждений. Во главе это работы встал Иван Иванович Бецкой.
С 1760 - х годов Бецкой активно стал разрабатывать образовательные проекты, благодаря которым в России должна была образоваться сеть закрытых учебно - воспитательных учреждений. Данная сеть должна была включать в себя : воспитательные дома, училища разной направленности (медицинское, художественное, коммерческое и др.) для купцов и мещан ( то есть для лиц третьего чина, а для лиц дворянского происхождения - пансионы.
По мнению И. Бецкого воспитание ребенка должно рассматриваться с четырех сторон : физическая, физическо - моральная, моральная, учебная. Все свои принципы Иван Иванович попытался вложить в свои образовательные проекты.
Целью Ивана Ивановича было - воспитать «новую породу людей», которые были бы трудолюбивы, умны и воспитаны. Создавая «третий чин людей» для работы в торговле, промышленности, Бецкой также подразумевал, что в «третий чин» должны были войти не только коммерсанты и фабриканты, но и интеллигенция, люди, живущие интеллектуальным трудом. Воспитание и обучение «новой породы людей» должны были проходить вдали от общества. Именно этим принципам и следовал Иван Иванович, создавая такое проекты как Воспитательный дом и Смольный институт благородных девиц. Воспитательный дом был задуман Бецким как благотворительное закрытое учебно-воспитательное заведение для сирот. Управлял Воспитательным домом Опекунский совет. По подобию Воспитательного дома в Москве, был открыт Воспитательный дом в Петербурге.
При непосредственном участии Ивана Ивановича Бецкого было открыто первое в России женское учебное заведение. По мысли Бецкого и Екатерины II Смольный институт должен был стать образцовым учебным заведением, воспитывавшим образованных женщин, хороших матерей и полезных членов общества. Первоначально императрица планировала открыть закрытое сословное учебное заведение. Однако позже, дополнительно было открыто еще одно отделение для мещанских девушек. Идея создания такого заведения состояла в том, чтобы удалить девушек от невежественного общества и вернуть уже образованную и воспитанную девушку, тем самым все больше создавая «новую породу людей».
Кроме вышеупомянутых проектов, Бецкой долгое время возглавлял Академию художеств. Для Академии Иван Иванович разработал новый устав. В Академию Бецкой вложил не только много времени, но и достаточное количество финансов. На его средства, содержались несколько учеников, а так же Академии было завещано крупное наследство от Бецкого.
Параллельно с разработкой проектов Воспитательного дома, Смольного института и Академии художеств, Бецкой являлся шефом Сухопутного шляхетского корпуса. Для кадетского корпуса Бецкой так же разработал новый устав.
Все уставы, которые создал для своих проектов Иван Иванович, требовали отличных преподавателей. Однако, именно с этим возникли сложности. В то время грамотных и квалифицированных преподавателей было сложно найти, поэтому прибегали к помощи иностранцев. Иван Иванович был против сложившегося выхода из данной ситуации, это способствовало открытию при кадетском корпусе мещанского отделения. Там мещанские дети должны были получать образование педагогов и воспитателей.
В целом образовательные проекты Ивана Ивановича Бецкого сыграли значимую роль в становлении образовательной системы XVIII века в России. Была создана сеть учебных заведений с едиными учебными планами, методикой преподавания, учебниками, началась профессиональная подготовка педагогов.
В сфере образования и педагогической мысли Россия вышла на качественно новый уровень. Создавались и проверялись на практике различные типы государственных светских школ, послуживших основой создания централизованной государственной системы образования XIX в.; была разработана система идей о воспитании и обучении человека — гражданина своего отечества, ставших питательной средой для развития русского общественно-педагогического движения первой половины XIX в.
Подобные работы
- ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - РЕАЛИЗАЦИЯ ШКОЛЬНОЙ РЕФОРМЫ В СИБИРИ (1782-1786 ГГ.)
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 5040 р. Год сдачи: 2018 - Школьная реформа Екатерины II
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2017 - Организация школьной реформы Екатерины II в Сибири
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ПОДРОСТКОВ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - Образование и становление Казанской гимназии
в XVIII веке
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ САМОСОХРАНИТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ (НА ПРИМЕРЕ СОЦИАЛЬНО-
РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ)
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2018 - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019



