Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития вокальных навыков младших школьников средствами дыхательных упражнений на уроках музыки в общеобразовательной школе 9
1.1. Развитие вокальных навыков у детей как педагогическая
проблема 9
1.2. Анализ отечественных и зарубежных методик дыхательной
гимнастики в контексте развития вокальных навыков 25
Выводы по I главе 38
Глава II. Экспериментальное исследование по развитию вокальных навыков средствами дыхательных упражнений на уроках музыки учащихся 3 класса общеобразовательной школы 41
2.1. Разработка комплекса дыхательных упражнений «Дыхание - ритм
души!» по развитию вокальных навыков учащихся 3 класса на уроках музыки в общеобразовательной школе 41
2.2. Апробация комплекса дыхательных упражнений «Дыхание - ритм души!» по развитию вокальных навыков с учащимися 3 класса на базе МБОУ Гимназия № 52 г. Казани и обобщение результатов опытно¬
экспериментального исследования 63
Выводы по главе II 79
Заключение 82
Библиография 87
Приложение 1 94
Приложение 2 95
Приложение 3 96
Приложение 4 97
Приложение 5
Развитие вокальных навыков является актуальным и в наши дни - это важнейший компонент певческого процесса.
С момента рождения человека на свет, дыхание для него - это важнейшее средство существования. Соответственно, дыхание во время пения является неотъемлемой частью как в формировании певческого голоса, так и в развитии различных вокальных навыков.
Одной их главных задач современного учителя музыки является формирование у обучающихся основных певческих навыков.
На первоначальном этапе развития вокальных навыков у детей, самым сложным и длительным процессом является развитие «навыка дыхания», так как дыхание, это фундамент и основа пения. Считается, что хорошее пение - это "мастерство выдоха", но чтобы "мастерски выдыхать", надо научиться "вдыхать". Известны слова Энрико Карузо: «На умении набрать достаточно воздуха и умении его правильно и экономно использовать зиждется все искусство пения» [57].
Применение комплекса дыхательных упражнений является важной составляющей во время обучения пению. При систематическом выполнении комплекса дыхательных упражнений постепенно совершенствуется управление дыхательной мускулатуры. Использование дыхательной упражнений благотворно влияет на развитие таких навыков, как «навык дыхания», «звукообразование», «дикция», «чистота вокальной интонации», «ансамбль».
Степень изученности проблемы.
Вопросами воспитания певца занимались Л.Б.Дмитриев [20], Е.М.Малинина[37], А.Г.Менабени [38], П.Л.Тронина[56].
Теоретические и методические вопросы обучения вокальному мастерству отражены в работах А.В.Артемовой, В.А.Деряжного, Л.Б. Дмитриева[20], В.В. Емельянова[24], В.П. Морозова[41], Т.Н. Овчинниковой, Д.Е.Огородного [44], С.Х.Раппопорта, Р.Юссона[63], А.С. Яковлевой [30] и др.
Различные практические аспекты вокальной подготовки представлены в исследованиях Ю.Б. Алиева[4], О.А. Апраксиной[6], В.И. Закутского, A. Г. Менабени[38], Е.М.Малининой[37], М.А.Медведевой, К.Б. Птицы, B. Г. Соколова, Г.А.Струве, Г.П.Стуловой[53], и др.
Особенности преподавания техники пения в речевой позиции, обеспечивающие свободу голоса раскрыты в работах основателя американской школы речевого пения С.Риггса[48].В некоторых практических рекомендациях английских педагогов (Дж.Паттерсен, X.Фишер, П.Мак-Кай и др.) также приводятся советы по овладению отдельными элементами методики С.Риггса, в частности по работе с «переходными» участками диапазона.
Однако многие аспекты развития вокальных навыков младших школьников средствами дыхательных упражнений на уроках музыки в общеобразовательных заведениях остаются недостаточно разработанными. Актуальность и недостаточная изученность данного аспекта позволили сформулировать проблему исследования: каковы особенности развития вокальных навыков младших школьников средствами дыхательных упражнений на уроках музыки в общеобразовательной школе?
Тема исследования: «Развитие вокальных навыков младших школьников средствами дыхательных упражнений на уроках музыки в общеобразовательной школе».
Объект исследования: развитие вокальных навыков у детей на уроках музыки.
Предмет исследования: процесс применения дыхательных упражнений на уроках музыки учащихся младшего школьного возраста в общеобразовательной школе.
Цель исследования: разработать и экспериментально проверить эффективность дыхательных упражнений для развития вокальных навыков детей младшего школьного возраста в общеобразовательной школе.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть развитие вокальных навыков у детей как педагогическую проблему.
2. Проанализировать отечественные и зарубежные методики дыхательных упражнений в контексте развития вокальных навыков.
3. Разработать комплекс дыхательных упражнений по развитию вокальных навыков учащихся 3 класса на уроках музыки в общеобразовательной школе.
4. Провести апробацию комплекса дыхательных упражнений по развитию вокальных навыков с учащимися 3 класса на базе МБОУ Гимназия №52 г. Казани и обобщить результаты опытно-экспериментального исследования.
Гипотеза исследования: развитие вокальных навыков будет успешным если:
- разработан комплекс дыхательных упражнений;
-формирование певческих навыков будет осуществляться систематически на основе специально подобранного музыкального репертуара;
- для развития интереса к певческой деятельности и более эффективного усвоения певческих навыков на занятиях будут введены элементы игровых ситуаций.
Методологическая основа исследования:
- педагогические теории(Э.Б.Абдуллин [1], Э.Б.Алиев [4], Д.Г. Евтушенко [23], Г.П.Стулова [53], В.Н.Шатская [60], В.А.Школяр [61]);
- концепции по психологии (Л.С.Выготский, [13],В.Н.Дружинин [21], Р.С.Немов[43],Н.С.Лейтес [34], Б.М.Теплов [54]);
- фундаментальные труды искусству (Н.Б.Гонтаренко[15], М.Н. Евсеева, Ф.Ламперти [33], Е.М. Малинина [37], Д.И.Огороднов [44], И.П. Пряничников, С.Риггс [48], Л.В.Романова [46], Л.Л. Семёнова, С.Н. Сонти, А.Н. Стрельникова[62].
Методы исследования: теоретические (изучение и анализ педагогической, философской, психологической и музыковедческой литературы по проблеме исследования, а также учебно-методической документации средних общеобразовательных и музыкальных школ; эмпирические (наблюдение, педагогический эксперимент, состоящий из констатирующего, формирующего и контрольного этапов).
Этапы исследования:
Первый этап (2013-2О14гг.) - анализ и оценка современного состояния проблемы исследования в теории и практике музыкального образования, изучение новейших технологий в области вокального развития детей младшего школьного возраста.
Второй этап (2014-2О15гг.) - изучение психолого-педагогической, музыкально-педагогической и искусствоведческой литературы. Разработка комплекса дыхательных упражнений.
Третий этап (2015-2О16гг.) - проведение опытно-экспериментальной работы и обобщение результатов опытно-экспериментального исследования.
База исследования: опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МБОУ Гимназия №52 г. Казани. В эксперименте принимало участие 34 ребенка младшего школьного возраста.
Научная новизна: Разработан комплекс дыхательных упражнений «Дыхание - ритм души!» по развитию вокальных навыков учащихся 3 класса на уроках музыки в общеобразовательной школе направленный на развитие таких навыков как: звукообразование, дыхание, дикция, чистота вокальной интонации, ансамбль. В результате использования данных упражнений происходит развитие правильного певческого дыхания, подготовка дыхательной системы, активизация работы брюшного (диафрагматического дыхания), тренировка диафрагмы и брюшного пресса с включением реберно- диафрагматического дыхания, тренировка межреберных мышц и фонационное дыхание.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы дипломной работы могут быть использованы в общеобразовательных учреждениях начального, среднего и послевузовского образования; учреждениях дополнительного образования взрослых и детей, специальных (коррекционных) учреждениях для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Апробация результатов исследования осуществлялась посредством:
- участие в творческих конкурсах и фестивалях:
Диплом лауреат Хстепени, Всероссийского фестиваль-конкурс детского и юношеского творчества - 2016, в номинации «Джазовый вокал. Ансамбль»;
Диплом лауреат ХстепениЕжегодный фестиваль «Студенческая весна- 2016», в номинации «Эстрадный вокал»вокальный ансамбль Emerald;
Диплом лауреат ХстепениЕжегодный фестиваль «Студенческая весна - 2016», в номинации «Вокально-инструментальные коллективы»ВИА «REGINAHULK»;
Диплом лауреат Пстепени, Конкурс-фестиваль в рамках международного проекта «На крыльях таланта» - 2016, в номинации «Эстрадный вокал»;
Диплом лауреат Пстепени, Международного конкурса-фестиваля общественное фестивальное движение «Дети России» - 2016, в номинации «Эстрадный вокал»;
Диплом лауреат Пстепени, ПМеждународный конкурс-вокального мастерства имени Галии Кайбицкой - 2016, в номинации «Эстрадный вокал»;
Диплом лауреат Шстепени, ^Международный конкурс-вокального мастерства имени Галии Кайбицкой - 2016, в номинации «Академический вокал»;
Диплом лауреат Пстепени, Конкурс-фестиваль в рамках международного проекта «На крыльях таланта» - 2016, в номинации «Эстрадное пение»;
Диплом лауреат Пстепени, Ежегодный фестиваль «Студенческая весна» - 2015, в номинации «Лучший вокальный ансамбль» вокальный ансамбль Emerald;
Диплом лауреат Хстепени, I Международный фестиваль - конкурс детского и юношеского творчества «Золотая лира» - 2015,вокальный ансамбль Emerald;
Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии (71 наименования) и 5приложений. Общий объем работы - 114 страниц.
В первой главе выпускной квалификационной работы, посвящённой теоретическим аспектам развития вокальных навыков младших школьников средствами дыхательных упражнений на уроках музыки в общеобразовательной школе, была рассмотрена педагогическая проблема развития вокальных навыков у детей, изучены различные аспекты влияния дыхания на развитие вокальных навыков детей младшего школьного возраста, рассмотрены отечественные и зарубежные методики дыхательных упражнений, проанализированы особенности воздействия дыхательных методик на организм. В итоге мы пришли к следующим выводам:
Развитие вокальных навыков является наиболее важной и сложной задачей в процессе освоения вокального мастерства. В этой связи были рассмотрено определение «вокальные навыки», состоящее из таких компонентов, как: звукообразование, дыхание, дикция, чистота вокальной интонации, ансамбль. Рассмотрены типы дыхания: «брюшное», «диафрагмальное», «реберное», «ключичное», «смешанное дыхание», а так же понятие «пение», «певческое дыхание» и др.
Пение является наиболее доступным видом деятельности, во время пения развивается весь комплекс музыкальных способностей. Пение -это психофизиологический процесс, зависящий от функционирования таких жизненно важных систем, как кровообращение, эндокринная система и дыхание. Дыхание является важнейшим фактором, от которого зависит длительность звука, его сила и тембровая окраска.
В целях правильного формирования звукообразования у младших школьников необходимо выработать у них правильное певческое дыхание, которое значительно отличается от обычного дыхания. Певческое дыхание - процесс осознанный и регулярный, его ритм и темп во многом отличаются от обычного дыхания.
Было выявлено, что голосовой аппарат ребенка находится в состоянии постоянного роста и развития. У детей младшего школьного возраста дыхание часто поверхностное —что является следствием слабого развития диафрагмы, грудных и межреберных мышц в этом возрасте детям полезна дыхательная гимнастика, различные вокальные упражнения, которые направлены на развитие длительности выдоха и умение правильно делать вдох.
Опираясь на опыт ведущих отечественных и зарубежных педагогов- вокалистов пришли к выводу, что в младшем школьном возрасте должна быть рекомендована лишь мягкая атака, так как профилактика и защита молодого неокрепшего голоса является важнейшей задачей педагога музыканта.
Педагог-вокалист должен знать строение голосового аппарата и учитывать особенности, свойственные тому или иному этапу его развития. Для того, чтобы добиться чистого, правильного пения педагог должен работать над формированием певческих навыков в определенной последовательности — от простого к сложному.
Выявлено, что технологично построенный процесс по формированию певческого дыхания позволяет добиться развития чистоты интонации, поставленного дыхания, владения звуком и различными средствами художественной выразительности.
Влияние дыхательных упражнений на развитие вокальных навыков у детей анализировалось в трудах Н.Б. Гонтаренко [15], Д.И. Огороднова [45], Ф. Ламперти [33], Е.М. Малининой [37], М.Н. Евсеевой, И.П. Пряничниковым, Л.Л. Семёновой, С.Н.Сонти, А.Н. Стрельниковой [62], С. Риггсом [48], Л.В. Романовой [46] др.
Комплексы дыхательных упражнений имеют различную целевую направленность. Основываясь на принципе направленного действия, можно выделить 6 основных групп дыхательных упражнений:
• Формирование рационального дыхания;
• Увеличение резервных возможностей дыхательного аппарата;
• Сопряженное влияние на функцию внутренних органов;
• Нормализация психического состояния;
• Влияние на функцию двигательного аппарата;
• Влияние на речевую деятельность.
Во второй главе выпускной квалификационной работы был разработан и апробирован комплекс дыхательных упражнений «Дыхание - ритм души!» по развитию вокальных навыков учащихся 3 класса на уроках музыки в общеобразовательной школе. Предлагаемый комплекс дыхательных упражнений направлен на развитие вокальных навыков детей 7 - 12 лет.
Комплекс дыхательных упражнений может быть использован не только в практике общеобразовательных учреждений, а так же в дошкольных учреждениях и учреждениях дополнительного образования.
Представленный комплекс дыхательных упражнений «Дыхание - ритм души!» создан на основе разработок П.В. Голубева [16], А.Ковнера [19], Е.М.Малининой [37], В.А.Сухих [68], Н.В.Горбаня [64] и личного опыта автора на базе МБОУ Гимназия № 52 г. Казани.
Комплекс дыхательных упражнений нацелен на развитие таких навыков как: звукообразование, дыхание, дикция, чистота вокальной интонации, ансамбль.
Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в три тапа: констатирующий, формирующий, контрольный. В апробации комплекса дыхательных упражнений приняли участие 34 учащихся 3 класса МБОУ Гимназия № 52 г. Казани.
На констатирующем этапе с помощью диагностик был выявлен начальный уровень развития вокальных навыков младшего школьного возраста в ЭГ и КГ. Все диагностируемые результаты отображены в таблицах и графиках, которые отразили недостаточный уровень развития вокальных навыков детей обеих групп.
Содержание формирующего этапа представляло собой реализацию комплекса дыхательных упражнений «Дыхание - ритм души!» рассчитанного на 9 часов в течении 9 месяцев обучения, направленного на развитие вокальных навыков учащихся 3 класса общеобразовательной школы.
На формирующем этапе ЭГ занималась по специально разработанному комплексу дыхательных упражнений «Дыхание - ритм души!», целью которого являлось овладение навыками дыхания, подготовка певческого аппарата к пению, умение управлять и контролировать вокальный процесс; развитие, формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников. Комплекс упражнений проводился систематически на основе специально подобранного музыкального репертуара. Для развития интереса к певческой деятельности и более эффективного усвоения певческих навыков на занятиях были введены элементы игровых ситуаций.
Контрольная группа занимались по программе предусмотренной ФГОС.
На контрольном этапе эксперимента была повторно проведена диагностика уровня развития вокальных навыков ЭГ и КГ и представлены сравнительные результаты реализации комплекса дыхательных упражнений, которые отражены в таблицах, схемах и диаграммах. Результаты диагностики показали более высокий уровень развития вокальных навыков в ЭГ, незначительно повысился данный уровень в КГ.
Опытно-экспериментальная работа показала, что разработанный и внедренный в процесс музыкального обучения комплекс дыхательных упражнений позволил значительно повысить уровень вокальных навыков у учащихся 3 класса МБОУ Гимназия № 52. Результаты проявились по пяти основным показателям:
• звукообразование;
• дыхание;
• дикция;
• чистота вокальной интонации
• ансамбль.
Предложенная гипотеза подтвердилась.
1. Абдуллин Э.Б. Методологическая культура педагога-
музыканта: Учеб.пособие для студ. высш.пед. учеб. заведений /
Э.Б.Абдуллин, О.В.Ванилихина, Н.В.Морозова. - М.: Издат. центр
«Академия», 2002. - 272 с.
2. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе / Э.Б.Абдуллин. - М.: Просвещение, 1983. -
112 с.
3. Абдуллин Э.Б. Теоритические и методические основы музыкального обучения в общеобразовательной школе: Учебное пособие / Э.Б.Абдуллин. - М.: Просвещение, 1982. - 134 с.
4. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе) / Ю.Б.Алиев. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. -135 с.
5. Алмазов Е.И. Развитие детского голоса / Е.И.Алмазов. - М.: 1963г. - 27с.
6. Апраксина О.А. Из истории музыкального воспитания / О.А.Апраксина. - М.: Просвещение, 1990. - 207 с.
7. Белобородова В.К. Пение учебник для третьего класса / В.К.Белобородова, С.С.Благообразов, К.С.Грищенко. - М.: Музыка, 1967. -
113 с.
8. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студентов вузов / Д.Б.Богоявленская. - М.: Академия,
2002. -305с.
9. Бойко Е.А. Энциклопедия дыхательной гимнастики (Правильное дыхание - залог вашей работоспособности) / Е.А.Бойко. - М.: Вече, 2007. - 176 с.
10. Варшавская Н.П. Некоторые принципы вокальной методики: из опыта работы с начинающими певцами / Г.С.Степанова. - Казань.
Казанская гос. консерватория, 2007. - 25с.
11. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка / Н. А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 1967. - 235с.
12. Виславская А.А. Вокальный метод Сета Риггса «Пение в речевой позиции» (Seth Riggs. Speech level singing.): рецензия и педагогические размышления / А.А.Виславская // Как стать звездой. - 2000. - 104 с.- Рец. на кн.: Сет Риггс Как стать звездой / Сост.: «Guitar College» - М.: «Guitar College», 2000. - 104 с.
13. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С.Выготский, В.В. Давыдов - М.: АСТ Астрель Хранитель, 2008 - 671 с.
14. Гончарова О.В. Теория и методика музыкального воспитания: Учебник для студ, учреждений сред. проф. Образования / О.В. Гончарова, Ю.С. Богачинская. - М.: Изд. центр «Академия», 2012. - 141с.
15. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального
мастерства / Н.Б.Гонтаренко. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 156 с.
16. Голубев П.В. Советы молодым педагогам-вокалистам / З. Макарова, Е. Смирнова. - М.: Музгиз, 1963. - 75с.
17. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики / З. Маркова, А. Головкина. - М.: Музыка, 1968. - 643с.
18. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики.Вып. 2 / З.
Маркова, В. Кичаровская - М.: Музыка, 1976. - 247с.
19. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики Вып. 5/ Е.
Дурандина, С. Белоглазова. - М.: Издательство «Музыка», 1968. - 643с.
20. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики / Д.Б.Дмитриев. - М.: Музыка, 2012. - 368 с.
21. Дружинин В.Н.Психология общих способностей / В.Н.Дружинин. - СПб; Питер, 2000. - 225с.
22. Егорова Л.В. Формирование певческих навыков у детей младшего школьного возраста: дис. ... док. пед. наук / Л.В.Егорова. - М.,
2004. - 160 с.
23. Евтушенко Д.Г. Вопросы вокальной педагогики / З. Макарова. - М.: Музыка, 1967. - 146 с.
24. Емельянов В.В. Развитие голоса / В.В.Емельянов. - СПб: Лань, 2000. - 190 с.
25. Зданович А.П. Некоторые вопросы вокальной методики / З. Макаров. - М.: Музыка, 1965. - 782 с.
26. Каган М.С. Философия культуры. Становление и развитие / М.С. Каган - СПб: Лань, 1998. - 179с.
27. Картавцева О.Д.Духовное развитие личности на основе самореализации сущностных сил в творчестве / О.Д.Картавцева. - Ростов н/Д: Изд-во Пед. ин-та Южного Федерального университета, 2009. - 149с.
28. Комарова Т.С. Школа эстетического воспитания / Т.С. Комарова. - М.: Мозаика-Синтез, 2009. - 352с.
29. Кончиц Н.С. Оздоровительные дыхательные гимнастики. Учебное пособие / Н.С. Кончиц. - Новосибирск:НГПУ, 2010. - 98 с.
30. Кончева И. Вокальный словарь / И.Кончева, А.Яковлева - Л.: Музыка, 1988. - 70 с.
31. Критская Е.Д. Уроки музыки: поурочные разработки 1-4 / Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина - М.: Просвещение, 2015. - 256 с.
32. Кудрявцев В.Т. Творческая природа психики человека / В.Т. Кудрявцев - Вопросы психологии. - 1990. - № 3. - С. 113 - 120.
33. Ламперти Ф. Искусство пения. Искусство пения. По классическим преданиям / Ф.Ламперти. - СПб: издат. Лань, 2009 - 192 с.
34. Лейтес Н.С. Вопросы психологии / Н.С.Лейтес. - М.: издат. Академия,1988. - 324с.
35. Ловоселова С. Л. Развивающая предметная среда / С. Л. Ловоселова. - М.: Просвещение, 1997. - 78с.
36. Мадорский Л. Р., Зак А. Музыкальное воспитание ребенка / Л. Р. Мадорский, А. Зак. - М.: Айрис-пресс, 2011. - 128с.
37. Малинина Е.М. Вокальное воспитание детей /В.П. Морозова, Т. Воробьев - Л.: издат. Музыка, 1966. - 86 с.
38. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению: Учеб.
пособие для студентов пед. ин-тов / А.Г. Менабени. - М.: Просвещение,
1987. - 95 с.
39. Межидова Ф.В. Актуальные задачи педагогики.Ч. 1. / Ф.В. Межидова.- Казань: Молодой ученый, 2015. - 112 с.
40. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / М.А. Михайлова. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 240 с.
41. Морозов В.П. Резонансная техника пения и речи. Методики мастеров / В.П.Морозов. - М.: Когито-Центр, 2013. - 440 с.
42. Неменский Б.М. Культура-искусство-образование: Цикл бесед / Б.М. Неменский. - М.: Центр МКО, 1993. - 224с.
43. Немов Р.С. Психология - 4-е изд. / Р.С. Немов. - М.: Владос,
2003. - 688 с.
44. Огороднов Д.Е. Методика музыкально-певческого воспитания: учеб.пособие / Д.Е.Огороднов. -СПб: изд-воЛань, Планета музыки, 2014. - 224 с.
45. Огороднов Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе: Метод.пособие.- 3 изд / Д.Е.Огороднов - Киев: Муз. Украина, 1989. - 165 с.
46. Романова Л.В. Школа эстрадного вокала: учеб. пособие / Л.В.Романова. -СПб: Лань, 2007 - 22 с.
47. Самарин В.А. Хороведение: Учебное пособие для средних и высших музыкально - педагогических заведений. - М.: Музыка, 2011. - 320 с.
48. СетРиггсКакстатьзвездой / Сост.: «Guitar College». - М.: «Guitar College», 2000. - 104 с.
49. Соломенникова О.Л.Народное искусство как средство фольклорирования эстетического отношения к действительности / О.Л.Соломенникова. - М.: Самородок, 2006. -304с.
50. Сластенин В.А. Педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед.учеб. заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов. - М.: Изд. центр «Академия», 2002. - 576 с.
51. Сластенин В.А., Исаев И.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин. - М.: издат. Школа-Пресс, 2000. - 512 с.
52. Сизоренко Н.Н. Музыкально-певческое развитие детей среднего школьного возраста в процессе вокального обучения: дис. ... док. пед.наук / Н.Н.Сизоренко. -Краснодар, 2006. - 189 с.
53. Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучению пению / Г.П. Стулова. - М.: Прометей Москва, 1992. - 270 с.
54. Теплов Б.М.Способность и одаренность. Избр. Труды / Б.М.Теплов. - М.: Педагогика, 1985. - 335с.
55. Р.А. Уроки музыкальной культуры: Кн. для учителя. Из опыта работы / Р.А. Теячарова. - М.:Просвещение, 1991. - 240с.
56. Тронина П.Л. Из опыта педагога-вокалиста / Под. ред. Н.А. Манговская. - М.: Музыка, 1976. - 80 с.
57. Фучито С., Бейер Б. Дж. Искусство пения и вокальная методика Энрико Карузо / С. Фучито, Б. Дж.Бейер. Пер. с нем. - СПб: Композитор, 2004. - 56 с.
58. Шацкий С.Т. Педагогические сочинения. В 4 т./ Под ред. И.А. Каирова, Л.Н. Скаткина, М.Н. Скаткина, В.Н. Шацкой. - М.: Просвещение, 1962. - 148 с.
59. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества / В.Н. Шацкая - М.: Педагогика, 1975. - 224с.
60. Шацкая В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе / под ред. В.Н. Шацкой. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1955. - 145с.
61. Л.В. Музыкальное образование в школе: Учеб. пособие для студ. муз. фак. и отд. высш. и сред, пед. учеб. заведений /Л.В. Школяр, В.А. Школяр, Е.Д. Критская и др.: Под ред. Л.В. Школяр. - М.: Изд. центр «Академия», 2001. - 278с.
62. Щетин М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой / О.С. Копылова. - М.: Метафора, 2010. - 368с.
63. Юссон Р. Певческий голос / Р.Юссон. - М.: Музыка, 1974. - 264 с.
Интернет-источники
64. Горбань Н.В. Формирование певческих умений и навков эстрадного вокала в деском театре песни «Шлягер» [электронный ресурс] URL:https://mskcc.ru/Files/45402ac6-82d2-448d-a8b8- 5c93a2cb9dab/Горбань%20Н.В.%20Формирование%20певческих%20умений %20и%20навыков%20эстрадного%20вокала%20в%20Детском%20театре%20 песни%20Шлягер^1?
65. Кондратенко Н.Р. Дыхательная гимнастика как средство
формирования певческого дыхания [электронный ресурс]
URL: http: //www.art-education.ru/electronic-j ournal/dyhatelnaya- gimnastika-kak-sredstvo-formirovaniya-navyka-pevcheskogo-dyhaniya
66. Копец Л. Классические эксперименты в психологии
[электронный ресурс]
URL:http://uchebnikionline.com/psihologia/klasichni eksperimenti v psihologiyi
-kopets l/eksperiment yogo vidi.htm
67. Коновалова М. Экспериментальная психология: конспект
лекций [электронный ресурс]. URL: http://www.e-reading.club/chapter.php/97792/4/Konovalova -
Eksperimental'naya psihologiya konspekt lekciii.html
68. Сухих В.А. Методическая разработка по теме: «Комплекс
дыхательных упражнений для детского вокального коллектива» [электронный ресурс] URL:
http://moeobrazovanie.ru/edu/library/metodicheskaya razrabotka po teme«kompleks dihatel 205415.html
69. Серебрякова Т.Ю. Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста [электронный ресурс]. URL:http://nsportal.ru/detskiy-sad/muzykalno-ritmicheskoe-zanyatie/2013/08/04/razvitie-pevcheskikh-navykov-u-detey
70. Учите детей петь [электронный ресурс]
URL:http://muzsmile.ru/?page id=365
71. Хмелевская Т.Н. Особенности формирования первоначальных
певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста [электронный ресурс]. URL: http://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2013/01/23/osobennosti-
formirovaniya-pervonachalnykh-pevcheskikh-navykov-u