РАЗВИТИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА-ГИТАРИСТА В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ СТИЛЯ ФИНГЕРСТАЙЛ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА-ГИТАРИСТА
1.1 Развитие исполнительской компетенции студента-гитариста как
психолого-педагогическая проблема 8
1.2. Стиль фингерстайл: история и теория 15
Выводы по 1 главе 24
ГЛАВА 2 ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ СТИЛЯ ФИНГЕРСТАЙЛ В
ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
2.1 Обзор зарубежного и отечественного педагогического и
исполнительского опыта по освоению стиля фингерстайл 25
2.2 Разработка и экспериментальная апробация комплекса технических упражнений в стиле фингерстайл как средства развития исполнительской компетенции студента-гитариста 30
Выводы по 2 главе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
Список литературы 46
Интернет источники 52
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1 53
Приложение 2
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА-ГИТАРИСТА
1.1 Развитие исполнительской компетенции студента-гитариста как
психолого-педагогическая проблема 8
1.2. Стиль фингерстайл: история и теория 15
Выводы по 1 главе 24
ГЛАВА 2 ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ СТИЛЯ ФИНГЕРСТАЙЛ В
ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
2.1 Обзор зарубежного и отечественного педагогического и
исполнительского опыта по освоению стиля фингерстайл 25
2.2 Разработка и экспериментальная апробация комплекса технических упражнений в стиле фингерстайл как средства развития исполнительской компетенции студента-гитариста 30
Выводы по 2 главе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
Список литературы 46
Интернет источники 52
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1 53
Приложение 2
ХХ1столетие характеризуется высокими требованиями, которые выдвигаются в различных сферах, так, например, в социокультурной сфере возникла необходимость предоставления новейшего высококачественного уровня подготовки студентов-музыкантов.
Профессиональная подготовка, культурное развитие нового поколения музыкантов становится государственной задачей.
Заданные ценностные ориентации обусловили смену образовательной парадигмы в сторону компетентностного подхода. Система отечественного высшего образования в настоящее время осуществляет профессиональную подготовку специалистов-музыкантов, опираясь на образовательные стандарты нового поколения, в которых квалификация выпускника вуза определяется набором компетенций, необходимых для осуществления профессиональной деятельности.
В своей практике музыкант-исполнитель опирается на владение исполнительской компетентностью, уровень ее развития определяет профессионализм и востребованность данного специалиста в социуме. Сегодня одним из популярных исполнительских направлений в музыке является гитарная музыка, которая представлена многочисленными стилями от классики до модерна. Этот широкий спектр позволяет осуществлять профессиональную подготовку будущих гитаристов в соответствии с их индивидуальными исполнительскими предпочтениями.
Сегодня можно утверждать о пике популярности такого стилевого направления в сфере гитарного исполнительства как фингерстайл. «Фингерстайл» включает в себя отдельные элементы множества гитарных стилей исполнения, таких как классика, рок-музыка, соул, фанк, джаз, фолк, тяжелый рок, инди, блюз, кантри. В этой связи, построение педагогического процесса с использованием возможностей стилевого направления фингерстайл может явиться эффективным средством развития исполнительской компетентности студента-гитариста.
Степень изученности
Проблемой изучения компетентностного подхода в системе российского образовании занимаются видные отечественные исследователи И.А. Зимняя, Э.А. Татур, А.П. Тряпицина, А.В. Хуторской и др.
Вопросы развития профессиональной компетентности музыкантов нашли отражение в работах Н.И. Ануфриевой, Е.А. Ануфриева, Ю.В. Ганичевой, Н.Е. Судаковой, А.И. Щербаковой. Однако, научные разработки в значительной мере относятся к наиболее распространенным видам исполнительства.
Проблема профессиональной подготовки студентов-гитаристов с позиции компетентностного подхода находится в стадии разработки: на настоящий момент существуют диссертационные работы под авторством Н.Н. Дмитриевой, Д.В. Царева, В.С. Яковлева. В своих исследованиях ученые опираются на методическую базу отечественных гитарных школ, авторами которых являются И.Ф.Деккер-Шенк, А.П.Соловьев, М.Т.Высотский, А.М.Иванов-Крамской.
Изучение педагогических возможностей стилевого направления «фингерстайл» как средства развития исполнительской компетентности студента-гитариста до настоящего времени не проводилось.
Проблема исследования заключается в необходимости систематизировать, проанализировать и обобщить имеющиеся сведения по проблеме методических особенностей использования техники «фингерстайл» при развитии исполнительской компетенции студентов-гитаристов.
Объектом исследования выступает процесс профессиональной подготовки гитариста в системе высшего профессионального музыкального образования.
Предметом исследования является процесс развития исполнительской компетентности студента-гитариста в процессе освоения стиля фингерстайл.
Цель исследования: теоретическое обоснование процесса развития исполнительской компетентности студента-гитариста; разработка и внедрение в учебный процесс комплекса упражнений по освоению стиля фингерстайл.
Тема исследования: Развитие исполнительской компетенции студента-гитариста в процессе освоения стиля фингерстайл.
Цель, объект и предмет исследования определили постановку следующих задач:
1. Провести анализ научно-теоретической литературы по проблеме исследования.
2. Изучить психолого-педагогическую проблему по развитию исполнительской компетенции студента-гитариста.
3. Дать характеристику стиля «фингерстайл» с точки зрения истории и теории.
4. Проанализировать зарубежный и отечественный педагогический и исполнительский опыт по освоению стиля фингерстайл.
5. Разработать комплекс технических упражнений в стиле фингерстайл в качестве средства развития исполнительской компетенции студента- гитариста.
Методологическую основу исследования составили: теории компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании применительно к формированию личности музыканта-исполнителя (И.С. Аврамкова, А.В. Андреев, Н.В. Васильева, Е.В. Зеленкова, Ю.А. Калинина, С.В. Каркина и др.); идеи, концепции выдающихся российских и зарубежных исследователей относительно развития творческого потенциала личности музыканта и специфики музыкально-исполнительского процесса И.В. Арановской, Л.А. Баренбойма, М.М. Бахтина, Н.А. Бердяева, М.С. Кагана, Г.М. Когана, Я.И. Мильштейна, М.С. Старчеус, Г.М. Цыпина, А.И. Щербаковой, И.М. Ямпольского и др.
Методы исследования: теоретический и сравнительный анализ исторической, педагогической, психолого-педагогической, методической литературы, изучение видеоматериалов, моделирование; эмпирические- педагогическое наблюдение, беседа, интервью, педагогический эксперимент.
Исследование осуществлялось поэтапно:
Первый этап: осуществлялся отбор и анализ материалов по теме исследования; намечены цель, задачи исследования; разрабатывалось содержание первой главы.
Второй этап: осуществление анализа сравнения информации; разрабатывалось содержание второй главы.
Третий этап: обобщение и анализ исследовательской работы, систематизация результатов исследования, разработка комплекса упражнений, оформление текста работы.
Научная значимость исследования состоит в следующем:
- выявлена и теоретически обоснована структура исполнительской компетентности студента-гитариста в составе личностного, когнитивно-деятельностного и рефлексивного компонентов.
- уточнено определение фингерстайла:
1) фингерстайл - самостоятельный стиль музыки, который имеет «свой» репертуар - каждое произведение отличается уникальностью, поскольку характеризуется импровизационностью. Исполнитель выступает в роли создателя сочинения непосредственно в момент его исполнения.
2) фингерстайл - техника игры на гитаре, куда входят новаторские решения по технологии звукоизвлечения, уникальными приемами игры и методами их организации в исполнительской деятельности.
- выявлены педагогические возможности использования техники «фингерстайл» с позиций ее практического применения в процессе развития исполнительской компетентности студента-гитариста в системе высшего образования.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования отдельных аспектов дипломного исследования в исполнительской и педагогической практике исполнителей на гитаре. Авторский комплекс упражнений может выступить методическим руководством, адресованным студентам-музыкантам, педагогам и любителям гитарного музицирования.
Апробация результатов исследования осуществлялась на базе Казанского (Приволжского) федерального университета в Институте филологии и межкультурной коммуникации им. Л.Толстого на кафедре музыкального искусства и хореографии со студентами, осуществляющими исполнительную подготовку по классу основного инструмента «Гитара». Всего в опытно-экспериментальной работе приняло участие 7 студентов- гитаристов.
Результаты исследования были обсуждены на Итоговой научной конференции студентов КФУ (2016 г., г.Казань). Демонстрация основных результатов исследования в исполнительской практике осуществлялась на концертных эстрадах г. Казани (концертный зал УНИКС, КРК Пирамида, актовый зал КФУ, Казанская Ратуша, ГБКЗ им. С.Сайдашева), г. Альметьевска (актовый зал АМК, ДК «Нефтче»), а также мастер-классе со студентами-гитаристами АМК (2014, г. Альметьевск).
Структура. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов после каждой главы, заключения, списка литературы и 2 приложений.
Профессиональная подготовка, культурное развитие нового поколения музыкантов становится государственной задачей.
Заданные ценностные ориентации обусловили смену образовательной парадигмы в сторону компетентностного подхода. Система отечественного высшего образования в настоящее время осуществляет профессиональную подготовку специалистов-музыкантов, опираясь на образовательные стандарты нового поколения, в которых квалификация выпускника вуза определяется набором компетенций, необходимых для осуществления профессиональной деятельности.
В своей практике музыкант-исполнитель опирается на владение исполнительской компетентностью, уровень ее развития определяет профессионализм и востребованность данного специалиста в социуме. Сегодня одним из популярных исполнительских направлений в музыке является гитарная музыка, которая представлена многочисленными стилями от классики до модерна. Этот широкий спектр позволяет осуществлять профессиональную подготовку будущих гитаристов в соответствии с их индивидуальными исполнительскими предпочтениями.
Сегодня можно утверждать о пике популярности такого стилевого направления в сфере гитарного исполнительства как фингерстайл. «Фингерстайл» включает в себя отдельные элементы множества гитарных стилей исполнения, таких как классика, рок-музыка, соул, фанк, джаз, фолк, тяжелый рок, инди, блюз, кантри. В этой связи, построение педагогического процесса с использованием возможностей стилевого направления фингерстайл может явиться эффективным средством развития исполнительской компетентности студента-гитариста.
Степень изученности
Проблемой изучения компетентностного подхода в системе российского образовании занимаются видные отечественные исследователи И.А. Зимняя, Э.А. Татур, А.П. Тряпицина, А.В. Хуторской и др.
Вопросы развития профессиональной компетентности музыкантов нашли отражение в работах Н.И. Ануфриевой, Е.А. Ануфриева, Ю.В. Ганичевой, Н.Е. Судаковой, А.И. Щербаковой. Однако, научные разработки в значительной мере относятся к наиболее распространенным видам исполнительства.
Проблема профессиональной подготовки студентов-гитаристов с позиции компетентностного подхода находится в стадии разработки: на настоящий момент существуют диссертационные работы под авторством Н.Н. Дмитриевой, Д.В. Царева, В.С. Яковлева. В своих исследованиях ученые опираются на методическую базу отечественных гитарных школ, авторами которых являются И.Ф.Деккер-Шенк, А.П.Соловьев, М.Т.Высотский, А.М.Иванов-Крамской.
Изучение педагогических возможностей стилевого направления «фингерстайл» как средства развития исполнительской компетентности студента-гитариста до настоящего времени не проводилось.
Проблема исследования заключается в необходимости систематизировать, проанализировать и обобщить имеющиеся сведения по проблеме методических особенностей использования техники «фингерстайл» при развитии исполнительской компетенции студентов-гитаристов.
Объектом исследования выступает процесс профессиональной подготовки гитариста в системе высшего профессионального музыкального образования.
Предметом исследования является процесс развития исполнительской компетентности студента-гитариста в процессе освоения стиля фингерстайл.
Цель исследования: теоретическое обоснование процесса развития исполнительской компетентности студента-гитариста; разработка и внедрение в учебный процесс комплекса упражнений по освоению стиля фингерстайл.
Тема исследования: Развитие исполнительской компетенции студента-гитариста в процессе освоения стиля фингерстайл.
Цель, объект и предмет исследования определили постановку следующих задач:
1. Провести анализ научно-теоретической литературы по проблеме исследования.
2. Изучить психолого-педагогическую проблему по развитию исполнительской компетенции студента-гитариста.
3. Дать характеристику стиля «фингерстайл» с точки зрения истории и теории.
4. Проанализировать зарубежный и отечественный педагогический и исполнительский опыт по освоению стиля фингерстайл.
5. Разработать комплекс технических упражнений в стиле фингерстайл в качестве средства развития исполнительской компетенции студента- гитариста.
Методологическую основу исследования составили: теории компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании применительно к формированию личности музыканта-исполнителя (И.С. Аврамкова, А.В. Андреев, Н.В. Васильева, Е.В. Зеленкова, Ю.А. Калинина, С.В. Каркина и др.); идеи, концепции выдающихся российских и зарубежных исследователей относительно развития творческого потенциала личности музыканта и специфики музыкально-исполнительского процесса И.В. Арановской, Л.А. Баренбойма, М.М. Бахтина, Н.А. Бердяева, М.С. Кагана, Г.М. Когана, Я.И. Мильштейна, М.С. Старчеус, Г.М. Цыпина, А.И. Щербаковой, И.М. Ямпольского и др.
Методы исследования: теоретический и сравнительный анализ исторической, педагогической, психолого-педагогической, методической литературы, изучение видеоматериалов, моделирование; эмпирические- педагогическое наблюдение, беседа, интервью, педагогический эксперимент.
Исследование осуществлялось поэтапно:
Первый этап: осуществлялся отбор и анализ материалов по теме исследования; намечены цель, задачи исследования; разрабатывалось содержание первой главы.
Второй этап: осуществление анализа сравнения информации; разрабатывалось содержание второй главы.
Третий этап: обобщение и анализ исследовательской работы, систематизация результатов исследования, разработка комплекса упражнений, оформление текста работы.
Научная значимость исследования состоит в следующем:
- выявлена и теоретически обоснована структура исполнительской компетентности студента-гитариста в составе личностного, когнитивно-деятельностного и рефлексивного компонентов.
- уточнено определение фингерстайла:
1) фингерстайл - самостоятельный стиль музыки, который имеет «свой» репертуар - каждое произведение отличается уникальностью, поскольку характеризуется импровизационностью. Исполнитель выступает в роли создателя сочинения непосредственно в момент его исполнения.
2) фингерстайл - техника игры на гитаре, куда входят новаторские решения по технологии звукоизвлечения, уникальными приемами игры и методами их организации в исполнительской деятельности.
- выявлены педагогические возможности использования техники «фингерстайл» с позиций ее практического применения в процессе развития исполнительской компетентности студента-гитариста в системе высшего образования.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования отдельных аспектов дипломного исследования в исполнительской и педагогической практике исполнителей на гитаре. Авторский комплекс упражнений может выступить методическим руководством, адресованным студентам-музыкантам, педагогам и любителям гитарного музицирования.
Апробация результатов исследования осуществлялась на базе Казанского (Приволжского) федерального университета в Институте филологии и межкультурной коммуникации им. Л.Толстого на кафедре музыкального искусства и хореографии со студентами, осуществляющими исполнительную подготовку по классу основного инструмента «Гитара». Всего в опытно-экспериментальной работе приняло участие 7 студентов- гитаристов.
Результаты исследования были обсуждены на Итоговой научной конференции студентов КФУ (2016 г., г.Казань). Демонстрация основных результатов исследования в исполнительской практике осуществлялась на концертных эстрадах г. Казани (концертный зал УНИКС, КРК Пирамида, актовый зал КФУ, Казанская Ратуша, ГБКЗ им. С.Сайдашева), г. Альметьевска (актовый зал АМК, ДК «Нефтче»), а также мастер-классе со студентами-гитаристами АМК (2014, г. Альметьевск).
Структура. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов после каждой главы, заключения, списка литературы и 2 приложений.
Образовательные стандарты нового поколения, в которых квалификация выпускника вуза определяется набором компетенций, необходимых для осуществления профессиональной деятельности задают поиск новых педагогических средств, направленных на повышение профессиональной компетентности будущего музыканта-исполнителя. Исполнительская компетентность в профессиональной подготовке будущего специалиста выступает как ключевая, определяющая уровень исполнительского мастерства.
В первой главе выпускной квалификационной работы, мы пришли к заключению, что компетентностный подход определяется как комплекс принципов определения целей обучения, построения учебного процесса и методы оценивания результатов обучения; а в свою очередь совокупность компетенций, которыми владеет специалист и в частности музыкант- исполнитель определяет его профессиональную компетентность.
Выявили, что подготовка гитаристов с позиции компетентностного подхода представляет собой взаимодействие основных составляющих творческой личности гитариста-музыканта, способствующее самообучению и продуктивности в ходе практики.
Проанализировали и обобщили имеющиеся сведения по становлению стиля «фингерстайл», выявили особенности использования техники «фингерстайл» при развитии исполнительской компетенции студентов- гитаристов.
Во второй главе нашего исследования провели анализ опыта реализации стиля фингерстайл в исполнительской и педагогической практике зарубежных и отечественных представителей, где выявили что каждый представитель внес огромный вклад в становлении стиля «фингерстайл». Теоретически обосновали процесс развития исполнительской компетентности студента-гитариста, разработали и внедрили в образовательный процесс комплекс упражнений по освоению стиля фингерстайл.
Провели педагогический эксперимент и выявили уровень развития исполнительской компетенции студентов-гитаристов. Опытно-
экспериментальная работа показала, что разработанная и внедренная в процесс музыкального образования студента-гитариста авторская разработка в виде комплекса упражнений по развитию исполнительской компетенции студента-гитариста позволила значительно повысить уровень исполнительского мастерства.
Представленная выпускная квалифицированная работа позволила определить актуальность проблемы по развитию исполнительской компетенции студента-гитариста и, путем проведения экспериментальной работы, подтвердить эффективность разработанного комплекса упражнений.
В первой главе выпускной квалификационной работы, мы пришли к заключению, что компетентностный подход определяется как комплекс принципов определения целей обучения, построения учебного процесса и методы оценивания результатов обучения; а в свою очередь совокупность компетенций, которыми владеет специалист и в частности музыкант- исполнитель определяет его профессиональную компетентность.
Выявили, что подготовка гитаристов с позиции компетентностного подхода представляет собой взаимодействие основных составляющих творческой личности гитариста-музыканта, способствующее самообучению и продуктивности в ходе практики.
Проанализировали и обобщили имеющиеся сведения по становлению стиля «фингерстайл», выявили особенности использования техники «фингерстайл» при развитии исполнительской компетенции студентов- гитаристов.
Во второй главе нашего исследования провели анализ опыта реализации стиля фингерстайл в исполнительской и педагогической практике зарубежных и отечественных представителей, где выявили что каждый представитель внес огромный вклад в становлении стиля «фингерстайл». Теоретически обосновали процесс развития исполнительской компетентности студента-гитариста, разработали и внедрили в образовательный процесс комплекс упражнений по освоению стиля фингерстайл.
Провели педагогический эксперимент и выявили уровень развития исполнительской компетенции студентов-гитаристов. Опытно-
экспериментальная работа показала, что разработанная и внедренная в процесс музыкального образования студента-гитариста авторская разработка в виде комплекса упражнений по развитию исполнительской компетенции студента-гитариста позволила значительно повысить уровень исполнительского мастерства.
Представленная выпускная квалифицированная работа позволила определить актуальность проблемы по развитию исполнительской компетенции студента-гитариста и, путем проведения экспериментальной работы, подтвердить эффективность разработанного комплекса упражнений.



