Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА-ГИТАРИСТА В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ СТИЛЯ ФИНГЕРСТАЙЛ

Работа №82238

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы54
Год сдачи2016
Стоимость4375 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
212
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА-ГИТАРИСТА
1.1 Развитие исполнительской компетенции студента-гитариста как
психолого-педагогическая проблема 8
1.2. Стиль фингерстайл: история и теория 15
Выводы по 1 главе 24
ГЛАВА 2 ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ СТИЛЯ ФИНГЕРСТАЙЛ В
ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
2.1 Обзор зарубежного и отечественного педагогического и
исполнительского опыта по освоению стиля фингерстайл 25
2.2 Разработка и экспериментальная апробация комплекса технических упражнений в стиле фингерстайл как средства развития исполнительской компетенции студента-гитариста 30
Выводы по 2 главе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
Список литературы 46
Интернет источники 52
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1 53
Приложение 2


ХХ1столетие характеризуется высокими требованиями, которые выдвигаются в различных сферах, так, например, в социокультурной сфере возникла необходимость предоставления новейшего высококачественного уровня подготовки студентов-музыкантов.
Профессиональная подготовка, культурное развитие нового поколения музыкантов становится государственной задачей.
Заданные ценностные ориентации обусловили смену образовательной парадигмы в сторону компетентностного подхода. Система отечественного высшего образования в настоящее время осуществляет профессиональную подготовку специалистов-музыкантов, опираясь на образовательные стандарты нового поколения, в которых квалификация выпускника вуза определяется набором компетенций, необходимых для осуществления профессиональной деятельности.
В своей практике музыкант-исполнитель опирается на владение исполнительской компетентностью, уровень ее развития определяет профессионализм и востребованность данного специалиста в социуме. Сегодня одним из популярных исполнительских направлений в музыке является гитарная музыка, которая представлена многочисленными стилями от классики до модерна. Этот широкий спектр позволяет осуществлять профессиональную подготовку будущих гитаристов в соответствии с их индивидуальными исполнительскими предпочтениями.
Сегодня можно утверждать о пике популярности такого стилевого направления в сфере гитарного исполнительства как фингерстайл. «Фингерстайл» включает в себя отдельные элементы множества гитарных стилей исполнения, таких как классика, рок-музыка, соул, фанк, джаз, фолк, тяжелый рок, инди, блюз, кантри. В этой связи, построение педагогического процесса с использованием возможностей стилевого направления фингерстайл может явиться эффективным средством развития исполнительской компетентности студента-гитариста.
Степень изученности
Проблемой изучения компетентностного подхода в системе российского образовании занимаются видные отечественные исследователи И.А. Зимняя, Э.А. Татур, А.П. Тряпицина, А.В. Хуторской и др.
Вопросы развития профессиональной компетентности музыкантов нашли отражение в работах Н.И. Ануфриевой, Е.А. Ануфриева, Ю.В. Ганичевой, Н.Е. Судаковой, А.И. Щербаковой. Однако, научные разработки в значительной мере относятся к наиболее распространенным видам исполнительства.
Проблема профессиональной подготовки студентов-гитаристов с позиции компетентностного подхода находится в стадии разработки: на настоящий момент существуют диссертационные работы под авторством Н.Н. Дмитриевой, Д.В. Царева, В.С. Яковлева. В своих исследованиях ученые опираются на методическую базу отечественных гитарных школ, авторами которых являются И.Ф.Деккер-Шенк, А.П.Соловьев, М.Т.Высотский, А.М.Иванов-Крамской.
Изучение педагогических возможностей стилевого направления «фингерстайл» как средства развития исполнительской компетентности студента-гитариста до настоящего времени не проводилось.
Проблема исследования заключается в необходимости систематизировать, проанализировать и обобщить имеющиеся сведения по проблеме методических особенностей использования техники «фингерстайл» при развитии исполнительской компетенции студентов-гитаристов.
Объектом исследования выступает процесс профессиональной подготовки гитариста в системе высшего профессионального музыкального образования.
Предметом исследования является процесс развития исполнительской компетентности студента-гитариста в процессе освоения стиля фингерстайл.
Цель исследования: теоретическое обоснование процесса развития исполнительской компетентности студента-гитариста; разработка и внедрение в учебный процесс комплекса упражнений по освоению стиля фингерстайл.
Тема исследования: Развитие исполнительской компетенции студента-гитариста в процессе освоения стиля фингерстайл.
Цель, объект и предмет исследования определили постановку следующих задач:
1. Провести анализ научно-теоретической литературы по проблеме исследования.
2. Изучить психолого-педагогическую проблему по развитию исполнительской компетенции студента-гитариста.
3. Дать характеристику стиля «фингерстайл» с точки зрения истории и теории.
4. Проанализировать зарубежный и отечественный педагогический и исполнительский опыт по освоению стиля фингерстайл.
5. Разработать комплекс технических упражнений в стиле фингерстайл в качестве средства развития исполнительской компетенции студента- гитариста.
Методологическую основу исследования составили: теории компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании применительно к формированию личности музыканта-исполнителя (И.С. Аврамкова, А.В. Андреев, Н.В. Васильева, Е.В. Зеленкова, Ю.А. Калинина, С.В. Каркина и др.); идеи, концепции выдающихся российских и зарубежных исследователей относительно развития творческого потенциала личности музыканта и специфики музыкально-исполнительского процесса И.В. Арановской, Л.А. Баренбойма, М.М. Бахтина, Н.А. Бердяева, М.С. Кагана, Г.М. Когана, Я.И. Мильштейна, М.С. Старчеус, Г.М. Цыпина, А.И. Щербаковой, И.М. Ямпольского и др.
Методы исследования: теоретический и сравнительный анализ исторической, педагогической, психолого-педагогической, методической литературы, изучение видеоматериалов, моделирование; эмпирические- педагогическое наблюдение, беседа, интервью, педагогический эксперимент.
Исследование осуществлялось поэтапно:
Первый этап: осуществлялся отбор и анализ материалов по теме исследования; намечены цель, задачи исследования; разрабатывалось содержание первой главы.
Второй этап: осуществление анализа сравнения информации; разрабатывалось содержание второй главы.
Третий этап: обобщение и анализ исследовательской работы, систематизация результатов исследования, разработка комплекса упражнений, оформление текста работы.
Научная значимость исследования состоит в следующем:
- выявлена и теоретически обоснована структура исполнительской компетентности студента-гитариста в составе личностного, когнитивно-деятельностного и рефлексивного компонентов.
- уточнено определение фингерстайла:
1) фингерстайл - самостоятельный стиль музыки, который имеет «свой» репертуар - каждое произведение отличается уникальностью, поскольку характеризуется импровизационностью. Исполнитель выступает в роли создателя сочинения непосредственно в момент его исполнения.
2) фингерстайл - техника игры на гитаре, куда входят новаторские решения по технологии звукоизвлечения, уникальными приемами игры и методами их организации в исполнительской деятельности.
- выявлены педагогические возможности использования техники «фингерстайл» с позиций ее практического применения в процессе развития исполнительской компетентности студента-гитариста в системе высшего образования.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования отдельных аспектов дипломного исследования в исполнительской и педагогической практике исполнителей на гитаре. Авторский комплекс упражнений может выступить методическим руководством, адресованным студентам-музыкантам, педагогам и любителям гитарного музицирования.
Апробация результатов исследования осуществлялась на базе Казанского (Приволжского) федерального университета в Институте филологии и межкультурной коммуникации им. Л.Толстого на кафедре музыкального искусства и хореографии со студентами, осуществляющими исполнительную подготовку по классу основного инструмента «Гитара». Всего в опытно-экспериментальной работе приняло участие 7 студентов- гитаристов.
Результаты исследования были обсуждены на Итоговой научной конференции студентов КФУ (2016 г., г.Казань). Демонстрация основных результатов исследования в исполнительской практике осуществлялась на концертных эстрадах г. Казани (концертный зал УНИКС, КРК Пирамида, актовый зал КФУ, Казанская Ратуша, ГБКЗ им. С.Сайдашева), г. Альметьевска (актовый зал АМК, ДК «Нефтче»), а также мастер-классе со студентами-гитаристами АМК (2014, г. Альметьевск).
Структура. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов после каждой главы, заключения, списка литературы и 2 приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Образовательные стандарты нового поколения, в которых квалификация выпускника вуза определяется набором компетенций, необходимых для осуществления профессиональной деятельности задают поиск новых педагогических средств, направленных на повышение профессиональной компетентности будущего музыканта-исполнителя. Исполнительская компетентность в профессиональной подготовке будущего специалиста выступает как ключевая, определяющая уровень исполнительского мастерства.
В первой главе выпускной квалификационной работы, мы пришли к заключению, что компетентностный подход определяется как комплекс принципов определения целей обучения, построения учебного процесса и методы оценивания результатов обучения; а в свою очередь совокупность компетенций, которыми владеет специалист и в частности музыкант- исполнитель определяет его профессиональную компетентность.
Выявили, что подготовка гитаристов с позиции компетентностного подхода представляет собой взаимодействие основных составляющих творческой личности гитариста-музыканта, способствующее самообучению и продуктивности в ходе практики.
Проанализировали и обобщили имеющиеся сведения по становлению стиля «фингерстайл», выявили особенности использования техники «фингерстайл» при развитии исполнительской компетенции студентов- гитаристов.
Во второй главе нашего исследования провели анализ опыта реализации стиля фингерстайл в исполнительской и педагогической практике зарубежных и отечественных представителей, где выявили что каждый представитель внес огромный вклад в становлении стиля «фингерстайл». Теоретически обосновали процесс развития исполнительской компетентности студента-гитариста, разработали и внедрили в образовательный процесс комплекс упражнений по освоению стиля фингерстайл.
Провели педагогический эксперимент и выявили уровень развития исполнительской компетенции студентов-гитаристов. Опытно-
экспериментальная работа показала, что разработанная и внедренная в процесс музыкального образования студента-гитариста авторская разработка в виде комплекса упражнений по развитию исполнительской компетенции студента-гитариста позволила значительно повысить уровень исполнительского мастерства.
Представленная выпускная квалифицированная работа позволила определить актуальность проблемы по развитию исполнительской компетенции студента-гитариста и, путем проведения экспериментальной работы, подтвердить эффективность разработанного комплекса упражнений.



1. Colwell R. Music and Aesthetic Education: A Collegial Relationship / R. Colwell // J. of Aesthetic Education. - Vol. 20. - 3 с.
2. Акулова О. В., С. А. Писарева Е. В., Пискунова А. П.,Тряпицына, Современная школа: опыт модернизации: Книга для учителя. — СПб.: Изд- во РГПУ им. А. И. Герцена. - 2005. - 290 с.
3. Антипьев А.Г. Образовательная среда в модернизации современной России / А.Г. Антипьев // AlmaMater: Вестник высш. школы. - 2010. - № 4. - С. 29-32.
4. Ануфриева Н. И. Системный подход к подготовке педагога- музыканта: монография / Н. И. Ануфриева. - М.: РГСУ, 2009. - 168 с.
5. Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы / С. И. Архангельский. М.: Высш. Шк., 1980. -368 с.
6. Банько Н. А. Формирование профессионально-педагогической компетентности как компонента профессиональной подготовки менеджеров: Монография / Волг.ГТУ. - Волгоград. - 2004. - 75 с.
7. Бим-Ба Б. М. Педагогический энциклопедический словарь / Б. М. Бим-Бад, Э. Б. Абдуллин, О. А. Абдуллина, Э. А. Аблаев. М.: Большая Рос. энцикл., 2003. -526 с.
8. Богданов Е. Н. Формирование профессионально-нравственной культуры будущего учителя / Е. Н. Богданов. М., 1995. -112 с.
9. Болонский процесс: качество образовательных программ в современном вузе: материалы международ. конф. с участием стран: Австрии, Армении, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана [и др.], 16 - 17 ноября 2006 г. // ООН по вопросам образования [и др.]. - СПб.: РГПУ, 2007. - 225 с.
10. Галушка В.Н. Современные подходы к формированию музыкально-исполнительской техники в процессе обучения: (На материале учебной работы в фортепианном классе музыкального вуза): дис. канд. пед. наук / В.Н.Галушка М., 2006. - 152 с.
11. Демидова И.Ф. Педагогическая психология: учеб. пособие / И.Ф.Демидова. Ростовн/Д: Феникс, 2003. - 224 с.
12. Дмитриева Н.Н. Начальное обучение игре на шестиструнной гитаре детей - с. 24.
13. Дуранов М. Е. Педагогическая психология управления профессиональным образованием студентов в высшей школе: учеб. пособие / М. Е. Дуранов, А. М. Баскаков, И. С. Ломакина. Челябинск: ЧГАКИ, 2003.¬278 с.
14. Ермаков Д. С. Педагогическая концепция формирования экологической компетентности учащихся: автореф. д-ра пед. наук. М., 2009. -39 с.
15. Зеер Э. Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учеб. пос. для вузов по специальности «профессиональное обучение (по отраслям)»: рек. УМО вузов РФ / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Э. Э. Сыманюк; гл. ред. Д. И. Фельдштейн; Моск. психолого-социальный ин-т. М.: МПСИ, 2005. -216 с.
16. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно¬целевая основа компетентностного подхода в образовании: авторская версия / И.А. Зимняя // Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». - М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 164 с.
17. Игумнов О. А. Формирование традиции компетентностного подхода в профессиональном образовании // Инновации и традиции в современном образовании: Международная научная интернет-конференция, СОФ ВГУ, 20 - 30.05.2009, г. Старый Оскол. - с. 48.
18. Карпушина Л.В. Структура и динамика жизненных ценностей различных социальных групп студентов вузов // Вестник Самарской гуманитарной академии, серия «Психология». - 2005. - № 1. - с. 78 - 91.
19. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (от 29 декабря 2001 г. М., 2002) // Образование и общество: научный информационно-аналитический журнал. - с.25.
20. Костриков К.Н. Переходный период: философский и
социокультурный анализ: моногр. / К.Н. Костриков, Н.В. Солнцев. - М.: Перспектива; Изд - во РГСУ, 2008. - с. 89.
21. Кострова Ю. С. Генезис понятий «компетенция» и «компетентность» // Молодой ученый. 2011. № 12. - с. 78.
22. Краевский В. В. Содержание образования: вперед к прошлому. М., 2000. - с. 125
23. Кузьмина Н. В. Методы системного педагогического исследования / Н. В. Кузьмина. Л. : Изд-во ЛГУ, 1980.- 172 с.
24. Ландшеер В. Концепция «минимальной компетентности» // Перспективы: Вопросы образования. 1988. № 1. -С. 27-34.
25. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004. № 5. - с. 56
26. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог, учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. - 4 - е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт - М.- 2001 год - 607с.
27. Максимова О. Г., Харитонова Л. А. Формирование профессиональной компетентности будущих экономистов в условиях современного вуза // Вестн. Томскогогос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 11. -С. 17-23.
28. Митина М. Л. Психология профессионального развития. М., 1998. - с. 48.
29. Митяева А. М. Компетентностная модель многоуровневого высшего образования (на материале формирования учебно¬исследовательской компетентности бакалавров и магистров): автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Волгоград, 2007. -43 с.
30. Мухаметзянова Г. В. Педагогическая стратегия трансформации качественного образования студента в средней профессиональной школе // Профессиональное образование в России: методология и теория (Г. В. Мухаметзянова и др.). Гуманитарный центр «ВЛАДОС», Казань ИТП ТОРАО, 2005. - с. 89.
31. НазайкинаскийЕ.В. Стиль и жанр в музыке. - М., 2003. - с. 45.
32. Новиков А. М. Культура как основание содержания образования // Педагогика. 2011. № 6. - с. 85.
33. Педагогика: учеб. пособие / под. ред. П.И. Пидкасистого. М.: Высш. образование, 2006. - 432 с.
34. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Научное изд-во «Большая российская энциклопедия», 2002. - 13с.
35. Петрова О. Е., Сивицкая Л. А. Роль личности преподавателя при реализации парадигмы соучастия в образовательном процессе // Материалы III регион. межвуз. науч.-практ. конф. «Воспитание в условиях вузовского социума». М.: Изд-во ТПУ, 2002. Вып. 1. С. 226 - 229.
36. Поликультурная музыкально-художественная коммуникация: монография / А. И. Щербакова, Н. И. Ануфриева, И. А. Корсакова. - М.: РГСУ, 2011. - 200 с.
37. Сивицкая Л. А., Смышляева Л. Г., Смышляев А. В. Реализация компетентностного подхода в высшей школе: дефициты методической готовности преподавателей // Вестн. Томскогогос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2010. Вып. 12 (102). - с.52-55.
38. Сизова Е. Р. Профессиональная компетентность специалиста- музыканта: структура, содержание, методы развития // Высшее образование. 2007. № 11. -С. 36-38.
39. Сластёнин В. А. Педагогика: инновационная деятельность / В.А. Сластёнин, Л.С. Подымова. М. : Магистр, 1997. - 49 с.
40. Тряпицына А.П. Инновационные процессы в образовании / А.П. Тряпицына // Инновационные процессы в образовании. - СПб., 1997. - № 2.
41. Царев Д.В. Исполнительская компетентность в процессе системного развития индивидуально-творческих способностей современного музыканта // проблемы и перспективы развития образования в России - С.176 - 180.
42. Царев Д.В. Педагогические условия формирования исполнительской компетентности гитаристов в системе высшего профессионального музыкального образования // Автореферат - Москва 2016. - 24 с.
43. Царев Д.В. Специфика формирования исполнительской компетентности студентов-музыкантов в процессе обучения в инструментальных классах вузов культуры и искусства / Д.В. Царев, Е.А. Ануфриев // Культура, искусство, образование в информационном пространстве третьего тысячелетия: проблемы и перспективы: сб. науч. тр. Факультета искусств и социокультурной деятельности РГСУ. -Вып. III.- М.: Буки-веди, 2015. - 265 с.
44. Царев Д.В. Творческо-познавательная деятельность
обучающихся в процессе освоения специальных профессиональных (музыкально-исполнительских) компетенций в вузе / Д.В. Царев, Е.А. Ануфриев // Культура, искусство, образование в информационном пространстве третьего тысячелетия: проблемы и перспективы: сб. науч. тр. Факультета искусств и социокультурной деятельности РГСУ. -Вып. I. - М.: Буки-веди, 2015. - С.163 - 164.
45. Царев Д.В. Формирование исполнительских компетенций студентов в системе профессионального музыкального образования: проблемы и пути решения / Д.В. Царев, Е.А. Ануфриев // Музыка в информационном пространстве культуры третьего тысячелетия: проблемы, мнения, перспективы: сб. науч. тр. -Вып. X. - М.: РГСУ, 2015. - С.133 - 138.
46. Царев Д.В. Эстрадно-исполнительское искусство как отражение звукового пространства современной культуры / Д.В. Царев, Н.И. Ануфриева // Стратегии социального развития современного общества: российские и мировые тренды: сб. ст. XIV Международ. социального конгресса. - М.: РГСУ, 2015. - С.151 - 152.
47. Цыгарелли Ю.А. Психология Музыкально исполнительской деятельности: учебное пособие // Изд-во СПБ 2008. - 212 с.
48. Чугайнова О.Г. Профессиональная компетентность как важнейший параметр оценки подготовки студентов к профессиональной деятельности / Чугайнова // Мониторинг как условие реализации личностно ориентированного педагогического процесса. - Сургут: СурГПИ, 2004. - 85 с.
49. Щербакова А. И. Аксиология музыкально-педагогического
образования: учеб. пособие к курсу «Методология музыкально¬
педагогического образования» / А. И. Щербакова; отв. ред. Э. Б. Абдуллин. М., 2002. - 78 с.
50. Щербакова А. И. Музыка и Человек в создании пространства культуры: культурологическое исследование: моногр. / А. И. Щербакова. - М.: Изд-во РГСУ. - 18 с.
Интернет источники
1. Country - Music [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //country-music.ru/atkins_country_legends/
2. Fingerstyle.ru[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://finger-style.ru/guitarists/tommy-emmanuel-biografiia.html
3. Официальный сайт Даниса Щербакова [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://danisguitar.ru/index.php#top
4. Фингерстайл - новый взгляд на гитару[Электронный ресурс]. -
Режим доступа:
http: //gusline.ru/publ/dlj a_nachinaj ushhikh/ fingerstaj l_novyj _vzglj ad_na_gitaru/1 -1-0-27
5. Школа фингерстайла[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://finger-style.ru/no-categories/shkola-fingerstajla-ot-alexa-mercy.html


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ