ЭСТРАДНО-ДЖАЗОВОЕ ПЕНИЕ КАК ФАКТОР ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА В ВУЗЕ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы творческого развития будущего педагога-музыканта в процессе эстрадно-джазового пения 9
1.1. Творческое развитие личности как предмет междисциплинарного
исследования 9
1.2. Потенциал эстрадно-джазового пения в творческом развитии
личности 18
1.3. Эстрадно-джазовое искусство в контексте музыкального
образования 30
Выводы по главе 1 37
Глава 2. Научно-практическое обоснование творческого развития будущего педагога-музыканта в вузе в процессе эстрадно-джазового пения 39
2.1. Опытно-экспериментальное изучение творческого развития будущего педагога-музыканта в процессе эстрадно-джазового
пения 39
2.2. Возможности творческого развития будущего педагога-музыканта на материале хрестоматии эстрадно-джазового репертуара «Мелодии звездного Олимпа» и сборника упражнений «Ступени к звездному
Олимпу» 47
Выводы по главе 2 82
Заключение 84
Список литературы 88
Приложение 93
Глава 1. Теоретические основы творческого развития будущего педагога-музыканта в процессе эстрадно-джазового пения 9
1.1. Творческое развитие личности как предмет междисциплинарного
исследования 9
1.2. Потенциал эстрадно-джазового пения в творческом развитии
личности 18
1.3. Эстрадно-джазовое искусство в контексте музыкального
образования 30
Выводы по главе 1 37
Глава 2. Научно-практическое обоснование творческого развития будущего педагога-музыканта в вузе в процессе эстрадно-джазового пения 39
2.1. Опытно-экспериментальное изучение творческого развития будущего педагога-музыканта в процессе эстрадно-джазового
пения 39
2.2. Возможности творческого развития будущего педагога-музыканта на материале хрестоматии эстрадно-джазового репертуара «Мелодии звездного Олимпа» и сборника упражнений «Ступени к звездному
Олимпу» 47
Выводы по главе 2 82
Заключение 84
Список литературы 88
Приложение 93
Актуальность изучения эстрадно-джазового пения как фактора творческого развития будущего педагога-музыканта в вузе обусловлена тем, что усложняющиеся задачи, которые стоят перед педагогами, необходимость дальнейшего углубления работы по воспитанию духовно развитых и культурных людей, требуют постоянного повышения теоретического и практического уровня преподавания. Сегодня необходимо изучать современную музыку всевозможных стилей и направлений, так как без необходимых знаний и умений не будет ясного представления о музыкальной культуре современности. Знания и свободное ориентирование в области современной музыки создают надежную эстетическую, интеллектуальную платформу для формирования художественного вкуса.
За недолгую историю существования, по сравнению с классической музыкой, в эстраде сформировалось множество стилей и направлений, отличающихся друг от друга историей возникновения, средствами музыкальной выразительности, содержанием и т.д. Нельзя не отметить влияние музыкальной эстрады на самые разнообразные жанры музыкального искусства. Многие академические и фольклорные жанры сблизились с роком и джазом.
Эстрадно-джазовое искусство - неотъемлемая часть современной музыкальной культуры. Проблема его изучения актуальна, что объясняется, по крайней мере живой художественной практикой, в которой джаз играл и играет большую художественную роль.
Широкое распространение джазовой музыки в наши дни придает ее звучанию важное идейно-воспитательное значение. Поэтому важное значение принимает именно педагогический аспект: во многих странах развивается и расширяется эстрадно-джазовое образование.
Сегодня джаз проникает в систему музыкального образования на всех его ступенях: в отдельных ДМШ, музыкальных училищах функционируют эстрадно-джазовые отделения; основы джаза изучают в ряде высших учебных учреждениях.
Знакомство с эстрадно-джазовым репертуаром осуществляется будущими учителями музыки в рамках таких дисциплин, как «Вокал», «Основной музыкальный инструмент», «Музыка ХХ века» и др. в ссузах и вузах, так как это профессионально значимо для работы в общеобразовательной школе. Именно от педагога-музыканта зависит формирование музыкальной культуры учащихся. Изучение эстрадного и джазового искусства, знакомство с приемами джазового исполнительства, импровизационность способствуют развитию творческой личности и артистизма, формируют музыкальный вкус и расширяют художественный кругозор.
Актуальность данного исследования очевидна и потому, что растет потребность современной школы в преподавателях музыки, обладающих личной инициативой, социальной активностью и высоким уровнем развития творческой деятельности. Человек, обладающий творческой самостоятельностью, действует осознанно и инициативно, находит решение возникающим проблемам не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, требующих нестандартных решений, и использует поисковые действия. Он характеризуется настойчивостью в достижениях цели собственными силами без помощи извне, мобилизуя имеющийся опыт.
Развитие творческой деятельности студентов-музыкантов является важнейшей задачей музыкальной педагогики, так как впоследствии учитель сможет активизировать деятельность учащихся только при условии, если он сам творчески относится к преподаванию и обладает способностью творчески мыслить и действовать.
Современный учитель не может игнорировать интересы и склонности учеников, определяющих их вкусовые пристрастия и приоритеты. Интерес к современной музыке в значительной степени доминирует над интересами и увлечениями, связанных с классической и народной музыкой. Именно это объясняет необходимость включения эстрадно-джазового репертуара, как высокопрофессионального искусства, в программы подготовки педагогов- музыкантов.
Изучение эстрадно-джазовой музыки подразумевает творческую деятельность, что объясняется спецификой данного жанра (импровизационность, вариативность, стремление к экспромту), а значит приобщение к эстрадно-джазовой культуре будет способствовать развитию творческих способностей и привитию хорошего музыкального вкуса студентов музыкальных факультетов педагогических ВУЗов.
Исследование музыкальной эстрады в настоящее время приобретает особую значимость для современной науки и практики, поскольку интерес самых широких кругов слушателей, не только в нашей стране, но и во всем мире, к различным жанрам музыкальной эстрады (джаз, легкая инструментальная музыка, рок и поп-музыка) достаточно велик.
Степень научной разработанности проблемы. Анализ литературы, посвященной проблеме исследования, показал, что проблемы творческого развития личности и роль современного музыкального искусства в данном процессе затронуты такими исследователями, как Л.А. Баренбойм, А. Бергсон, Н.А. Бердяев, А.Л. Готсдинер, А.Н. Лук, О.А. Шишова и др.
Вопросы истории и теории эстрадно-джазового искусства освещены в работах таких авторов, как Л. Акопян, Ю. Верменич, С.И. Левикова, Е.Л. Рыбакова, К.А. Ушаков, Г.В. Шостак и др.
Особенности вокальной работы над эстрадно-джазовым репертуаром и подготовки эстрадных музыкантов раскрыты такими авторами, как А.Б. Арутюнова, Г.Б. Власова, О.Я. Клипп, В.Г. Кузнецов, Е.М. Курильченко, С. Риггс, Т.Н. Сморякова и др.
Вопросы изучения эстрадно-джазового искусства как элемента современной культуры в образовательных учреждениях рассмотрены такими учеными, как Э.Б. Абдуллин, В.В. Алеев, Б.А. Брылин, О.В. Ермоленко, Д.Б. Кабалевский, Е.В. Николаева и др.
Но, несмотря на широкий научный интерес ученых к данной проблематике, вопросы использования потенциала эстрадно-джазового пения в творческом развитии будущего педагога-музыканта в вузе остаются недостаточно разработанными. Объективный анализ существующего материала показывает определенный дефицит исследований в данной области.
Таким образом, существует противоречие между необходимостью использования потенциала эстрадно-джазового пения в творческом развитии будущего педагога-музыканта в вузе и недостаточной научно-методической разработанностью данного вопроса.
Данное противоречие ставит проблему исследования: каков потенциал эстрадно-джазового пения в творческом развитии будущего педагога-музыканта в вузе?
Тема исследования: «Эстрадно-джазовое пение как фактор творческого развития будущего педагога-музыканта в вузе».
Актуальность и недостаточная изученность данного аспекта позволили сформулировать цель исследования - теоретический анализ эстрадно- джазового пения как фактора творческого развития будущего педагога- музыканта в вузе и разработка методических материалов для использования в музыкально-образовательном процессе.
Объект исследования - вокальная подготовка студента -будущего педагога-музыканта в вузе.
Предмет исследования - эстрадно-джазовое пение как фактор творческого развития будущего педагога-музыканта в вузе.
Гипотеза исследования: процесс творческого развития будущего педагога-музыканта в вузе будет более эффективным, если в образовательном процессе будет использован потенциал эстрадно-джазового пения, внедрены в практику вокальной подготовки хрестоматия эстрадно-джазового репертуара вокалиста «Мелодии звездного Олимпа» и сборник упражнений по развитию техники эстрадно-джазового пения «Ступени к звездному Олимпу».
Задачи исследования:
1. Междисциплинарный анализ проблемы творческого развития личности.
2. Изучение потенциала эстрадно-джазового пения в творческом развитии личности и музыкальной подготовке.
3. Опытно-экспериментальное изучение творческого развития
будущего педагога-музыканта в вузе в процессе эстрадно-джазового пения.
4. Выявление особенностей работы над эстрадно-джазовым репертуаром, составление хрестоматии эстрадно-джазового репертуара вокалиста «Мелодии звездного Олимпа» и сборника упражнений по развитию техники эстрадно-джазового пения «Ступени к звездному Олимпу» для студентов - будущих педагогов-музыкантов.
Теоретико-методологическая основа исследования: системный и личностно-деятельностный подходы, труды по вокальной педагогике и методике преподавания эстрадно-джазового пения.
Методы исследования: теоретические методы исследования - методы научного познания (анализ и синтез, абстрагирование, моделирование и др.); изучение литературных, методических и научно-педагогических источников, интернет-материалов; эмпирические методы: анкетирование, наблюдение, методический и исполнительский анализ музыкальных произведений.
Этапы исследования:
1. На первом этапе (2014-2015) осуществлялось изучение теоретических аспектов проблемы исследования, обосновывались методологические ориентиры работы, проводилась подготовка к экспериментальной части исследования.
2. На втором этапе (2015-2016) была проведена опытно-экспериментальная работа, осуществлялся анализ ее результатов, оформлялся текст работы.
Опытно-экспериментальная база исследования: ФГОАУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет». В анкетировании приняли участие студенты ИФМК им. Л. Толстого КФУ, обучающиеся по направлению бакалавриата 050100.62 «Педагогическое образование», профилю подготовки «Музыка».
Научная новизна заключается в расширении представлений о возможностях актуализации потенциала эстрадно-джазового пения в творческом развитии будущего педагога-музыканта в вузе.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы работы, в частности, хрестоматия эстрадно-джазового репертуара вокалиста «Мелодии звездного Олимпа» и сборник упражнений по развитию техники эстрадно-джазового пения «Ступени к звездному Олимпу» могут быть использованы в процессе вокально-исполнительской подготовки студентов - будущих педагогов-музыкантов в вузе, в процессе организации концертно-просветительской деятельности студентов.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
За недолгую историю существования, по сравнению с классической музыкой, в эстраде сформировалось множество стилей и направлений, отличающихся друг от друга историей возникновения, средствами музыкальной выразительности, содержанием и т.д. Нельзя не отметить влияние музыкальной эстрады на самые разнообразные жанры музыкального искусства. Многие академические и фольклорные жанры сблизились с роком и джазом.
Эстрадно-джазовое искусство - неотъемлемая часть современной музыкальной культуры. Проблема его изучения актуальна, что объясняется, по крайней мере живой художественной практикой, в которой джаз играл и играет большую художественную роль.
Широкое распространение джазовой музыки в наши дни придает ее звучанию важное идейно-воспитательное значение. Поэтому важное значение принимает именно педагогический аспект: во многих странах развивается и расширяется эстрадно-джазовое образование.
Сегодня джаз проникает в систему музыкального образования на всех его ступенях: в отдельных ДМШ, музыкальных училищах функционируют эстрадно-джазовые отделения; основы джаза изучают в ряде высших учебных учреждениях.
Знакомство с эстрадно-джазовым репертуаром осуществляется будущими учителями музыки в рамках таких дисциплин, как «Вокал», «Основной музыкальный инструмент», «Музыка ХХ века» и др. в ссузах и вузах, так как это профессионально значимо для работы в общеобразовательной школе. Именно от педагога-музыканта зависит формирование музыкальной культуры учащихся. Изучение эстрадного и джазового искусства, знакомство с приемами джазового исполнительства, импровизационность способствуют развитию творческой личности и артистизма, формируют музыкальный вкус и расширяют художественный кругозор.
Актуальность данного исследования очевидна и потому, что растет потребность современной школы в преподавателях музыки, обладающих личной инициативой, социальной активностью и высоким уровнем развития творческой деятельности. Человек, обладающий творческой самостоятельностью, действует осознанно и инициативно, находит решение возникающим проблемам не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, требующих нестандартных решений, и использует поисковые действия. Он характеризуется настойчивостью в достижениях цели собственными силами без помощи извне, мобилизуя имеющийся опыт.
Развитие творческой деятельности студентов-музыкантов является важнейшей задачей музыкальной педагогики, так как впоследствии учитель сможет активизировать деятельность учащихся только при условии, если он сам творчески относится к преподаванию и обладает способностью творчески мыслить и действовать.
Современный учитель не может игнорировать интересы и склонности учеников, определяющих их вкусовые пристрастия и приоритеты. Интерес к современной музыке в значительной степени доминирует над интересами и увлечениями, связанных с классической и народной музыкой. Именно это объясняет необходимость включения эстрадно-джазового репертуара, как высокопрофессионального искусства, в программы подготовки педагогов- музыкантов.
Изучение эстрадно-джазовой музыки подразумевает творческую деятельность, что объясняется спецификой данного жанра (импровизационность, вариативность, стремление к экспромту), а значит приобщение к эстрадно-джазовой культуре будет способствовать развитию творческих способностей и привитию хорошего музыкального вкуса студентов музыкальных факультетов педагогических ВУЗов.
Исследование музыкальной эстрады в настоящее время приобретает особую значимость для современной науки и практики, поскольку интерес самых широких кругов слушателей, не только в нашей стране, но и во всем мире, к различным жанрам музыкальной эстрады (джаз, легкая инструментальная музыка, рок и поп-музыка) достаточно велик.
Степень научной разработанности проблемы. Анализ литературы, посвященной проблеме исследования, показал, что проблемы творческого развития личности и роль современного музыкального искусства в данном процессе затронуты такими исследователями, как Л.А. Баренбойм, А. Бергсон, Н.А. Бердяев, А.Л. Готсдинер, А.Н. Лук, О.А. Шишова и др.
Вопросы истории и теории эстрадно-джазового искусства освещены в работах таких авторов, как Л. Акопян, Ю. Верменич, С.И. Левикова, Е.Л. Рыбакова, К.А. Ушаков, Г.В. Шостак и др.
Особенности вокальной работы над эстрадно-джазовым репертуаром и подготовки эстрадных музыкантов раскрыты такими авторами, как А.Б. Арутюнова, Г.Б. Власова, О.Я. Клипп, В.Г. Кузнецов, Е.М. Курильченко, С. Риггс, Т.Н. Сморякова и др.
Вопросы изучения эстрадно-джазового искусства как элемента современной культуры в образовательных учреждениях рассмотрены такими учеными, как Э.Б. Абдуллин, В.В. Алеев, Б.А. Брылин, О.В. Ермоленко, Д.Б. Кабалевский, Е.В. Николаева и др.
Но, несмотря на широкий научный интерес ученых к данной проблематике, вопросы использования потенциала эстрадно-джазового пения в творческом развитии будущего педагога-музыканта в вузе остаются недостаточно разработанными. Объективный анализ существующего материала показывает определенный дефицит исследований в данной области.
Таким образом, существует противоречие между необходимостью использования потенциала эстрадно-джазового пения в творческом развитии будущего педагога-музыканта в вузе и недостаточной научно-методической разработанностью данного вопроса.
Данное противоречие ставит проблему исследования: каков потенциал эстрадно-джазового пения в творческом развитии будущего педагога-музыканта в вузе?
Тема исследования: «Эстрадно-джазовое пение как фактор творческого развития будущего педагога-музыканта в вузе».
Актуальность и недостаточная изученность данного аспекта позволили сформулировать цель исследования - теоретический анализ эстрадно- джазового пения как фактора творческого развития будущего педагога- музыканта в вузе и разработка методических материалов для использования в музыкально-образовательном процессе.
Объект исследования - вокальная подготовка студента -будущего педагога-музыканта в вузе.
Предмет исследования - эстрадно-джазовое пение как фактор творческого развития будущего педагога-музыканта в вузе.
Гипотеза исследования: процесс творческого развития будущего педагога-музыканта в вузе будет более эффективным, если в образовательном процессе будет использован потенциал эстрадно-джазового пения, внедрены в практику вокальной подготовки хрестоматия эстрадно-джазового репертуара вокалиста «Мелодии звездного Олимпа» и сборник упражнений по развитию техники эстрадно-джазового пения «Ступени к звездному Олимпу».
Задачи исследования:
1. Междисциплинарный анализ проблемы творческого развития личности.
2. Изучение потенциала эстрадно-джазового пения в творческом развитии личности и музыкальной подготовке.
3. Опытно-экспериментальное изучение творческого развития
будущего педагога-музыканта в вузе в процессе эстрадно-джазового пения.
4. Выявление особенностей работы над эстрадно-джазовым репертуаром, составление хрестоматии эстрадно-джазового репертуара вокалиста «Мелодии звездного Олимпа» и сборника упражнений по развитию техники эстрадно-джазового пения «Ступени к звездному Олимпу» для студентов - будущих педагогов-музыкантов.
Теоретико-методологическая основа исследования: системный и личностно-деятельностный подходы, труды по вокальной педагогике и методике преподавания эстрадно-джазового пения.
Методы исследования: теоретические методы исследования - методы научного познания (анализ и синтез, абстрагирование, моделирование и др.); изучение литературных, методических и научно-педагогических источников, интернет-материалов; эмпирические методы: анкетирование, наблюдение, методический и исполнительский анализ музыкальных произведений.
Этапы исследования:
1. На первом этапе (2014-2015) осуществлялось изучение теоретических аспектов проблемы исследования, обосновывались методологические ориентиры работы, проводилась подготовка к экспериментальной части исследования.
2. На втором этапе (2015-2016) была проведена опытно-экспериментальная работа, осуществлялся анализ ее результатов, оформлялся текст работы.
Опытно-экспериментальная база исследования: ФГОАУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет». В анкетировании приняли участие студенты ИФМК им. Л. Толстого КФУ, обучающиеся по направлению бакалавриата 050100.62 «Педагогическое образование», профилю подготовки «Музыка».
Научная новизна заключается в расширении представлений о возможностях актуализации потенциала эстрадно-джазового пения в творческом развитии будущего педагога-музыканта в вузе.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы работы, в частности, хрестоматия эстрадно-джазового репертуара вокалиста «Мелодии звездного Олимпа» и сборник упражнений по развитию техники эстрадно-джазового пения «Ступени к звездному Олимпу» могут быть использованы в процессе вокально-исполнительской подготовки студентов - будущих педагогов-музыкантов в вузе, в процессе организации концертно-просветительской деятельности студентов.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Не требует доказательств тот факт, что формирование способности учащихся к самостоятельному постижению ценностных, нравственно-эстетических основ современного музыкального искусства, развитие у них готовности к выявлению гуманистического потенциала музыки различных стилей и направлений - одна из актуальных задач музыкального образования.
Музыкальная культура сегодня представляет собой яркую палитру художественных явлений, которая отразила сложность и многообразие жизни социума, противоречивость и драматизм сознания современного человека, прогрессивность и реальную идеологическую мощь искусства. Одним из наиболее самобытных и противоречивых явлений массовой музыкальной культуры является эстрадно-джазовая музыка.
Эстрадно-джазовый вокал совершенствует эстетическую и духовную культуру личности, учит чувствовать ритм, форму, стиль, манеру, идею музыкального сочинения. Совместно с педагогом вокалист ведет поиск новых средств выразительности - различных тембровых красок, динамических нюансов, ритмических особенностей, стилевых направлений.
Эстрадно-джазовое вокальное образование направлено на передачу опыта музыкально-творческой деятельности, оно учит создавать своеобразный художественный образ средствами вокального искусства, осмысливать исполнительство как особый вид творчества. Развиваются и личностные качества студента: самостоятельность, оригинальность мышления, уверенность в себе, артистичность, обаяние, волевой характер. Для того чтобы эти процессы проходили максимально эффективно, необходима разработка теоретических аспектов формирования готовности певца к концертным выступлениям.
В отличии от академической музыки, где все исполняется неизменно от нотного текста, изложенным композитором, в эстрадной музыке импровизация приобретает особую значимость.
В качестве основных вокально-джазовых стилей можно выделить: спиричуэл (госпел), свинг, боп, латино (босанова), блюз, ритм-энд-блюз, соул.
Для джазового вокала характерно расширение средств выразительности, проявляющиеся в использовании глиссандо, портаменто, фальцета, вибрации, носовых и гортанных звуков, шепота или резкого форсирования нот, и др. и современный джазовый вокал неразрывно связан с блюзом.
К специфическим способам звукоизвлечения в эстрадно-джазовой манере пения относятся субтон (мягкое, приглушенное пение с придыханием); граул, или флаттер (гортанное пение; такой прием называют «рычанием»); фальцет (пение «без опоры», позволяющее расширить диапазон в сторону высоких нот); штробас (специфический прием пения очень низких нот); филировка звука (прием, связанный с умением плавно менять динамику).
Для исполнения джазовой и эстрадной музыки вокалисту необходимо овладеть специфическими приемами интонирования, такими как: глиссандо (glissando) - «скольжение» по нотам; бендинг (bend) - «подъезд» к ноте; вибрато - интонационное раскачивание звука с определенной пульсацией; пение блюзового «грязного» (dirty) тона - неточное интонирование ноты, связанное с осознанным повышением или понижением звука.
В арсенал вокального мастерства эстрадно-джазового певца входит также умение использовать мелодические украшения: форшлаг - применение вспомогательного звука; смер - повышение или понижение звука с обязательным возвращением к основной ноте; трель - исполнение двух звуков с определенной ритмической и интонационной амплитудой.
Успешное овладение мастерством эстрадно-джазового пения обусловлено различными факторами: временем, затрачиваемым на подготовку; профессионализмом артиста; уникальностью индивидуального стиля.
Важны профессионально значимые установки и потребности певца в области эстрадного искусства: стремление к расширению исполнительского репертуара, повышение художественного и технического потенциала вокалиста, потребность к успешной концертной деятельности.
Проведенная опытно-экспериментальная работа была посвящена изучению уровня творческого развития будущего педагога-музыканта в вузе в процессе эстрадно-джазового пения.
С этой целью было организовано анкетирование студентов- бакалавров ИФМК им. Л.Толстого КФУ, обучающихся по направлению 050100.62 «Педагогическое образование», профилю подготовки «Музыка».
Анкетирование было направлено на изучение отношения студентов к эстрадно-джазовой музыке, оценку уровня знаний студентов в области эстрадно-джазовой культуры и их способности выявлять ценностный потенциал современной музыки. Вопросы анкеты посвящены выявлению отношения к выдающимся исполнителям, представителям российской и зарубежной сцены и их композициям, оценке знаний музыкальных стилей эстрадно-джазовой музыки и вокально-исполнительских приемов, используемых в ней. Особое значение для нас имело выяснение мнения о необходимости включения эстрадно-джазового репертуара в школьные программы, наряду с классической и народной музыкой.
Исходя из полученных ответов мы заключили, что предпочтения в музыкальных стилях и направлениях ориентированы на зарубежных исполнителей и стили. Это обусловлено отсутствием знаний о современной музыке и симпатии к российским исполнителям. Но все же внимание к современной музыке значительно превосходит внимание к классической. Также выяснилось, что большинство считают необходимым включение современной музыки в учебные программы наряду с классической и народной музыкой.
Мы проанализировали наиболее яркие достижения студентов, связанные с эстрадно-джазовым исполнительством. Как показали беседы со студентами, наблюдение и анализ интернет-материалов сайта КФУ, в Институте филологии и межкультурных коммуникаций им. Л.Н. Толстого Казанского федерального университета действуют творческие коллективы эстрадно-джазового направления, которые принимают активное участие в различных конкурсах и концертах различного уровня.
С целью творческого развития будущих учителей музыки средствами эстрадно-джазового пения и расширения учебно-концертного репертуара нами была составлена хрестоматия эстрадно-джазового репертуара вокалиста «Мелодии звездного Олимпа», включающая образцы эстрадно-джазового репертуара и рекомендуемая для использования как в учебном процессе, так и в рамках концертно-просветительской деятельности, а также сборник упражнений по развитию техники эстрадно-джазового пения «Ступени к звездному Олимпу».
Музыкальная культура сегодня представляет собой яркую палитру художественных явлений, которая отразила сложность и многообразие жизни социума, противоречивость и драматизм сознания современного человека, прогрессивность и реальную идеологическую мощь искусства. Одним из наиболее самобытных и противоречивых явлений массовой музыкальной культуры является эстрадно-джазовая музыка.
Эстрадно-джазовый вокал совершенствует эстетическую и духовную культуру личности, учит чувствовать ритм, форму, стиль, манеру, идею музыкального сочинения. Совместно с педагогом вокалист ведет поиск новых средств выразительности - различных тембровых красок, динамических нюансов, ритмических особенностей, стилевых направлений.
Эстрадно-джазовое вокальное образование направлено на передачу опыта музыкально-творческой деятельности, оно учит создавать своеобразный художественный образ средствами вокального искусства, осмысливать исполнительство как особый вид творчества. Развиваются и личностные качества студента: самостоятельность, оригинальность мышления, уверенность в себе, артистичность, обаяние, волевой характер. Для того чтобы эти процессы проходили максимально эффективно, необходима разработка теоретических аспектов формирования готовности певца к концертным выступлениям.
В отличии от академической музыки, где все исполняется неизменно от нотного текста, изложенным композитором, в эстрадной музыке импровизация приобретает особую значимость.
В качестве основных вокально-джазовых стилей можно выделить: спиричуэл (госпел), свинг, боп, латино (босанова), блюз, ритм-энд-блюз, соул.
Для джазового вокала характерно расширение средств выразительности, проявляющиеся в использовании глиссандо, портаменто, фальцета, вибрации, носовых и гортанных звуков, шепота или резкого форсирования нот, и др. и современный джазовый вокал неразрывно связан с блюзом.
К специфическим способам звукоизвлечения в эстрадно-джазовой манере пения относятся субтон (мягкое, приглушенное пение с придыханием); граул, или флаттер (гортанное пение; такой прием называют «рычанием»); фальцет (пение «без опоры», позволяющее расширить диапазон в сторону высоких нот); штробас (специфический прием пения очень низких нот); филировка звука (прием, связанный с умением плавно менять динамику).
Для исполнения джазовой и эстрадной музыки вокалисту необходимо овладеть специфическими приемами интонирования, такими как: глиссандо (glissando) - «скольжение» по нотам; бендинг (bend) - «подъезд» к ноте; вибрато - интонационное раскачивание звука с определенной пульсацией; пение блюзового «грязного» (dirty) тона - неточное интонирование ноты, связанное с осознанным повышением или понижением звука.
В арсенал вокального мастерства эстрадно-джазового певца входит также умение использовать мелодические украшения: форшлаг - применение вспомогательного звука; смер - повышение или понижение звука с обязательным возвращением к основной ноте; трель - исполнение двух звуков с определенной ритмической и интонационной амплитудой.
Успешное овладение мастерством эстрадно-джазового пения обусловлено различными факторами: временем, затрачиваемым на подготовку; профессионализмом артиста; уникальностью индивидуального стиля.
Важны профессионально значимые установки и потребности певца в области эстрадного искусства: стремление к расширению исполнительского репертуара, повышение художественного и технического потенциала вокалиста, потребность к успешной концертной деятельности.
Проведенная опытно-экспериментальная работа была посвящена изучению уровня творческого развития будущего педагога-музыканта в вузе в процессе эстрадно-джазового пения.
С этой целью было организовано анкетирование студентов- бакалавров ИФМК им. Л.Толстого КФУ, обучающихся по направлению 050100.62 «Педагогическое образование», профилю подготовки «Музыка».
Анкетирование было направлено на изучение отношения студентов к эстрадно-джазовой музыке, оценку уровня знаний студентов в области эстрадно-джазовой культуры и их способности выявлять ценностный потенциал современной музыки. Вопросы анкеты посвящены выявлению отношения к выдающимся исполнителям, представителям российской и зарубежной сцены и их композициям, оценке знаний музыкальных стилей эстрадно-джазовой музыки и вокально-исполнительских приемов, используемых в ней. Особое значение для нас имело выяснение мнения о необходимости включения эстрадно-джазового репертуара в школьные программы, наряду с классической и народной музыкой.
Исходя из полученных ответов мы заключили, что предпочтения в музыкальных стилях и направлениях ориентированы на зарубежных исполнителей и стили. Это обусловлено отсутствием знаний о современной музыке и симпатии к российским исполнителям. Но все же внимание к современной музыке значительно превосходит внимание к классической. Также выяснилось, что большинство считают необходимым включение современной музыки в учебные программы наряду с классической и народной музыкой.
Мы проанализировали наиболее яркие достижения студентов, связанные с эстрадно-джазовым исполнительством. Как показали беседы со студентами, наблюдение и анализ интернет-материалов сайта КФУ, в Институте филологии и межкультурных коммуникаций им. Л.Н. Толстого Казанского федерального университета действуют творческие коллективы эстрадно-джазового направления, которые принимают активное участие в различных конкурсах и концертах различного уровня.
С целью творческого развития будущих учителей музыки средствами эстрадно-джазового пения и расширения учебно-концертного репертуара нами была составлена хрестоматия эстрадно-джазового репертуара вокалиста «Мелодии звездного Олимпа», включающая образцы эстрадно-джазового репертуара и рекомендуемая для использования как в учебном процессе, так и в рамках концертно-просветительской деятельности, а также сборник упражнений по развитию техники эстрадно-джазового пения «Ступени к звездному Олимпу».
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ПЕВЧЕСКОГО ГОЛОСА БУДУЩЕГО
ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ВОКАЛЬНОГО РЕПЕРТУАРА
Дипломные работы, ВКР, музыка. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



