Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социальное партнерство как инструмент региональной социально-экономической политики

Работа №8223

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

экономика

Объем работы195стр.
Год сдачи2003
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
797
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Принципы организации социального партнерства в регионе 15
1.1. Иерархический характер регионального регулирования партнерства.. 15
1.2. Сочетание в регионе экономических интересов партнеров 42
Глава 2. Функции социального партнерства в региональной экономике...64
2.1. Партнерство в региональных сферах труда и производства 64
2.2. Воспроизводство человеческого капитала региона 79
Глава 3. Региональные уровни организации социального партнерства... 108
3.1. Федеральное регулирование партнерских отношений 108
3.2. Территориальная организация социального партнерства 124
Заключение 148
Список использованной литературы 154
Приложения 165



Актуальность исследования. Социальное партнерство в качестве инструмента региональной социально-экономической политики государства и гражданского общества в условиях рыночных преобразований - это особый в региональной системе солидаристский тип общественных отношений между территориальными общностями, субъектами многоукладного народного хозяйства и властными структурами страны. Социальное партнерство призвано прежде всего преодолевать конфликты в сфере трудовых отношений для достижения хозяйствующими субъектами взаимного согласия и повышения эффективности региональной социально-экономической политики правительства и местной власти страны.
Экономической основой социального партнерства является оценка вклада различных общественных групп населения в создание национального дохода страны, доходов предприятий и в воспроизводство человеческого капитала страны. На региональном уровне субъектов Российской Федерации согласно действующим законодательным актам, правовым нормам, различным соглашениям социальное партнерство выступает в форме организации отношений между государственными органами, представителями наемного труда (в лице трудовых коллективов и профсоюзов) и работодателями.
В экономически развитых странах мира социальное партнерство выражается терминами «бипартизм» и «трипартизм», представляя из себя испытанный инструмент региональной социально-экономической политики, который в России является сравнительно новым институциональным средством пространственной трансформации народного хозяйства страны. Институт социального партнерства в переходной экономике российских регионов по оценкам специалистов отстает от темпов регионального развития и нужд управления народным хозяйством. В кризисных условиях рыночных преобразований России приобретает перспективу задача - организация

социального партнерства в качестве эффективного инструмента региональной социально-экономической политики для сочетания интересов хозяйствующих субъектов, концентрации производства и человеческого капитала в регионе.
Централизованное государственное регулирование рыночных отношений посредством института социального партнерства предопределено закономерным процессом концентрации производительных сил и производства в масштабах межрегиональных связей в народном хозяйстве страны и наднациональных хозяйственных образований. Между тем, институт социального партнерства и другие институциональные инструменты государственной политики, как показывают современные исследования пространственных трансформаций в Российской экономике, по силе своего воздействия на региональную экономику и влияния на межрегиональные изменения народного хозяйства страны имеют недостаточный социально¬экономический эффект.
Дело в том, что межрегиональный и региональный институт социального партнерства в современной макроэкономике России пришел на смену идеологии и социально-экономической практики безраздельного государства- собственника и работодателя. Идеология и социально-экономическая практика социального партнерства отрицает всякую диктатуру (одного класса, партии, личности) и утверждает общественный договор и согласие между субъектами социального партнерства на основе оптимальной реализации прав и интересов сторон. Единство решения социальных и экономических проблем региона - одна из основных целей социального партнерства и одновременно важнейший принцип управления.
Региональная экономика, территориальная организация производства материальных благ обеспечивают оптимальные условия жизнедеятельности людей, воспроизводства человеческого капитала страны, местных трудовых и инфраструктурных ресурсов. За счет организации партнерских отношений в регионе органы государства и гражданского общества решают местные социально-экономические проблемы, предоставляют личности на местах

экономическую независимость, создают условия для ее свободного развития. Поэтому экономические проблемы нельзя рассматривать и решать на практике в отрыве от социальных. Единство решения экономических и социальных проблем предполагает социализацию экономики, т.е. перераспределение общественного продукта в пределах человеческой личности. Это перераспределение снижает социальную напряженность в обществе, способствует развитию экономики региона; оно осуществляется через систему социального партнерства.
Теория социального партнерства в течении двух последних столетий развивается как политический инструмент цивилизованного регулирования противоречий между трудом и капиталом. Эта теория получает реальное воплощение в качестве важнейшего компонента идеологии регионального развития национального рынка труда и социально-экономических отношений в регионе. Российский опыт свидетельствует о том, что в сферу региональных социально-партнерских отношений могут и должны включаться не только социально-трудовые отношения, но и связанные с ними экономические и политические отношения (например, процесс выработки и реализации региональной экономической и социальной политики в условиях рыночных отношений и реформ). Сегодня очевидно, что никакое прогнозирование и регулирование социально-экономического развития из центра не в состоянии учесть всего многообразия различий между регионами. Поэтому целесообразно развивать и совершенствовать социально-партнерские отношения в регионах и на местах.
Становление и развитие социального партнерства в России происходит в условиях глубокого и системного кризиса. У субъектов социального партнерства еще не сформировалось четкое понимание своих целей, задач и ролей. Федеральный центр действует в этом направлении в режиме автономности и непредсказуемости. В регионах, где социальная напряженность достигает критических отметок, социальное партнерство становится необходимым инструментом согласования интересов сторон и начинает

осуществляться практически на всех уровнях управления. В других же регионах активность в осуществлении социально-партнерского конструктивного диалога остается низкой. В регионах России становление социального партнерства носит явно выраженную неоднозначную направленность в подспудном процессе интеграции всех республик, краев и областей страны.
В отечественной науке до настоящего времени не разработана полновесная концепция развития социального партнерства. Есть лишь разосланный на места как руководство к действию для органов исполнительной власти регионов, и потому мало кому известный официальный вариант концепции, одобренный в 1996 г. Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально¬трудовых отношений.
На современном переходно-рыночном этапе развития нашей страны приходится констатировать недостаточную в целом изученность данной проблемы и отсутствие в отечественной историографии единой регионоведческой концепции развития социального партнерства. Именно эти обстоятельства переходной экономики обусловили выбор темы настоящей диссертации, определили необходимость и актуальность диссертационного исследования теории и практики формирования отношений социального партнерства в рамках региональной социально-экономической политики в России.
Степень разработанности проблемы. Теория социального партнерства сформировалась из разновидностей реформистской теории «классового сотрудничества». Эта теория получила широкое распространение после второй мировой войны в ФРГ, Австрии, Швейцарии, Бельгии, Франции, Великобритании и в 1960-1970 гг. стала официальной доктриной социал- демократических правительств большинства развитых стран.
На основе экономической теории факторов производства одними из первых основополагающие идеи организации социального партнерства были выдвинуты основоположниками реформизма - Дж.С. Миллем, Ж.Б. Сэйем, Ф.

Бастиа. Если по марксистской теории в создании стоимости принимает участие концентрированный на промышленных предприятиях труд, то вышеназванные авторы рассматривали созданную стоимость как результат взаимодействия трех факторов производства - труда, земли и капитала. При этом ни один из них не выделяется как определяющий, они все в равной мере участвуют в процессе производства. Это служит отправным моментом выдвигаемого ими тезиса о социальной гармонизации интересов всех участников общественного производства.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Институт социального партнерства во многих экономически развитых странах мира занимает ведущее место и играет значительную роль в процессах выработки и реализации региональной социально-экономической политики на различных уровнях территориальной организации страны. В России в данной области значимость социально-партнерских отношений обозначена (в законах, соглашениях), но практически носит формальный характер.
В настоящее время социальное партнерство более всего развивается и исследуется в рамках социально-трудовой сферы, что явно сужает возможности эффективности данного института.
Сущностью социального партнерства в региональной экономике является сочетание плановых и рыночных механизмов управления на основе конструктивного диалога. Социальное партнерство приобретает в России регионов все более перспективную роль в выработке и реализации социально¬экономической политики. Отмечается особый приоритет развития социального партнерства на региональном уровне, что позволит решить основные социально-экономические проблемы региона на трехсторонней основе посредством конструктивного диалога.
В результате исследования получилась следующая классификация пространственных структур и функциональных зон социального партнерства. Вертикальную структуру социального партнерства составляют макро-, мезо- и микроуровни. На макроуровне (федеральный) реализуется развитие и регулирование партнерских отношений в общегосударственном масштабе. На мезоуровне социальное партнерство реализуется в пределах региона, отрасли, а также межрегиональные и межотраслевые взаимодействия партнеров. На микроуровне (территориально-локальный) реализация социального партнерства распространяется на определенную территорию (город, район, село или иное административно-территориальное образование), а также и на предприятие, организацию.

149
Горизонтальная структура (функциональные зоны) социального партнерства отличается разнообразием и многопредметностью. Приоритетными направлениями функционирования социального партнерства являются: социально-трудовая сфера, региональная политика и планирование, развитие отраслей народного хозяйства и др. Некоторые элементы системы отношений социального партнерства анализируются в теории доходов, государственного урегулирования, предпринимательства.
В мировой практике и в России сложились два типа форм социального партнерства: двусторонний, или бипартизм; и трехсторонний, или трипартизм. Процесс создания системы социального партнерства - дело трудное и может занимать длительный срок. Многим странам на это потребовалось несколько десятилетий. Система бипартизма предполагает партнерские отношения между рабочими и работодателями (либо между государством и предпринимателями); трипартизм - это отношения между профсоюзами, представляющими интересы работников, объединениями работодателей, предпринимателей, органами государственной власти и местного самоуправления.
Развитие социального партнерства в России , особенно в социально¬трудовой сфере регионов, носит поступательный и замедленный характер.
В результате подробного рассмотрения экономических интересов субъектов социального партнерства установлено, что:
- социальное партнерство действенно позволяет сочетать экономические интересы субъектов социального партнерства;
- в результате сочетания экономических интересов посредством социального партнерства возможна минимизация трансакционных издержек в экономической деятельности;
- усиление концентрации распространения партнерских форм (особенно на макроуровне) ведет к более эффективному согласованию интересов субъектов социального партнерства;

150
- на мезо- и микроуровне эффективность сочетания экономических интересов во многом зависит от активности профсоюзов (особенно в социально-трудовой сфере);
- социальное партнерство является механизмом достижения компромисса интересов главных субъектов современных экономических отношений и выражает объективную необходимость социального и экономического согласия как основного условия экономической, социальной и политической стабильности в стране и регионах;
- обноружилось противоречие: государство заинтересовано в развитии экономики страны, достижении социально-экономического согласия, развития социального партнерства, но фактически является самой безответственной стороной социального партнерства, тормозит его развитие.
Определена новая планово-рыночная основа согласования экономических интересов субъектов социального партнерства в регионе. Комбинирование заключается в использовании демократического конструктивного диалога и государственной контролирующей функции.
Определены следующие региональные функции социального партнерства:
- становление эффективной экономики в России регионов и повышение уровня жизни населения;
- выработка и реализация социально-экономической политики в стране и регионах;
- согласование и взаимный учет интересов субъектов социального партнерства с целью достижения социально-экономической стабильности;
Функциями в системе экономики региона являются:
- обеспечение развития отраслей народного хозяйства производственной и непроизводственной сфер;
- развитие и повышение конкурентоспособности региона.

151
Функциями социального партнерства в сфере труда и занятости населения региона являются:
- установление общих социальных принципов проведения социально-экономической политики;
- обеспечение договорного регулирования трудовых отношений;
- согласование социально-экономических интересов работников, работодателей и предпринимателей, населения региона;
- содействие мирному урегулированию трудовых споров и социальных конфликтов;
- развитие трудовой и предпринимательской деятельности населения;
- способствование проведению активной политики занятости;
- обеспечение мотивации производительности труда;
- обеспечение охраны труда и здоровья работников на производстве, укрепление здоровья взрослого населения и детей;
- способствование экономической безопасности населения;
- сокращение разрыва между стоимостью жизни и доходами населения;
- развитие объединений работодателей, предпринимателей и профсоюзов, а так же усиление их роли как социальных партнеров в решении проблем социальной и трудовой сфер региона;
- развитие регионального рынка труда и трудовых ресурсов страны.
Социальное партнерство способствует развитию и воспроизводству
человеческого капитала. Политика воспроизводства человеческого капитала на основе социального партнерства, должна сводиться, во-первых, к изысканию человеком эффективных путей и способов индивидуальной самореализации за счет приобретенного личного капитала, во-вторых, к публичной политике государства и местного самоуправления в отношении инвестирования воспроизводства и пиращения его за счет национального богатства.
Выделяются два основных направления регионального регулирования социального партнерства: общегосударственное и территориальное.

152
Сущность социального партнерства позволяет при проведении общегосударственной и региональной социально-экономической политики сочетать государственные плановые и рыночные механизмы управления, но в настоящее время приоритетные возможности социального партнерства в данном направлении не учитываются.
Основными задачами федерального государства в развитии социального партнерства является: содействие институциональному оформлению социального партнерства в регионах; развитие региональных рынков труда; обеспечения занятости населения в регионах, диалог с местным самоуправлением.
Основным перспективным способом регулирования развития экономического и социального пространств региона является территориальная и локальная организация социального партнерства (микроуровень). На данном уровне организация социального партнерства заключается в развитии партнерских отношений в социально-трудовой сфере территории и региона в целом, хозяйственных организациях и отраслях, управлении территорией (городом). Социальное партнерство на уровне отдельных территорий развито явно недостаточно: территориальные соглашения имеют всего лишь около 15% городов и районов России; эти соглашения редко превращаются в инструмент выполнения совместной программы формирования доходов, обеспечения занятости, социальной защиты, охраны труда, профессионального обучения.
Отсутствие повышения эффективности социального партнерства во многом объясняется тем, что соглашения (Генеральное, региональные, отраслевые, тарифные и территориальные) воспринимаются как трехсторонние декларации о намерениях сторон, а не как юридически обязательные акты и слабо выполняются.



1. Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» от 11 марта 1992 г. // Российская газета. 1992. 15 марта.
2. Закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 12.05.1995. // Российская газета.1995. 20 июня.
3. Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» № 176 - ФЗ от 24 ноября 1995г. Собрание законодательства Российской Федерации 1995, № 48, ст.4558.
4. Закон РФ «О занятости населения Росийской Федерации» от 24 октября 1997г. №134 ФЗ // Российская газета. 1997. 29 октября.
5. Закон РФ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» // Российская газета. 1995. 5 декабря.
6. Закон РФ «О некоммерческих организациях» // Российская газета. 1996. 26 января.
7. Закон РФ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» // Российская газета.
8. Закон РФ «О финансово-промышленных группах» // Российская газета.1995. 29 декабря.
9. Закон РФ «Об акционерных обществах» от 26.12.1995» // Российская газета.1995. 29 декабря.
10. Закон РФ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности.» // Российская газета. 1996. 20 января.
11. Закон РФ «Об общественных объединениях». // Российская газета.1995. 25 мая.
12. Закон РФ «Об объединениях работодателей». - Бюллетень Министерства труда и социального развития РФ.1997.№ 12.
13. Закон РФ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)». // Российская газета. 1998. 29 июля.

155
14. Закон РФ «Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации». // Российская газета. 1999. 21 декабря.
15. Закон г. Москвы «О социальном партнерстве». // Солидарность. 1997. №23.
16. Закон Саратовской области «О социальном партнерстве». // Саратовские вести, 1998, 6 июля.
17. Указ Президента РФ «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)». // Российская газета. 1991. 15 ноября.
18. Постановление правительства РФ «О Федеральной целевой программе содействия занятости населения Российской Федерации на 1998 - 2000 годы». // Российская газета. 1998. 1 сентября.
19. Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о попечительском совете общеобразовательного учреждения». // Российская газета. 1999. 21 декабря.
20. Распоряжение правительства РФ «План действий правительства РФ в области социальной политики и модернизации экономики на 2000 - 2001 годы». // Российская газета. 2000. 5 августа.
21. Аврамова Е., Турков И., Булычкина Г. Приватизация как социально-экономический феномен // Общественные науки и современность. 1995. № 6. С.23.
22. Аграрная реформа в России. Документы и материалы. - М.: Республика, 1992. 79 с.
23. Адамчук В.В. и др. Экономика труда. М.: Финстат информ., 1999. - 240 с.Аникин JI.C. Становление местного самоуправления в Российской Федерации. Саратов, 1997.
24. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. М.,1999. - 198 с.
25. Арнольдов Н.А. Местное самоуправление: традиции и современность // Земство, 1994. № 3.

156
26. Бакланов П.Я. Пространственные системы производства. М., 1986. - 204 с.
27. Безработица и методы борьбы с ней // Солидарность. 1994 . №15. Апрель; Гордон А. А., Клопов Э. В. Социальная структура безработицы в России // Социологические исследования. 2000. №1. С. 24 - 34.
28. Бекярова К. Социальное партнерство: современная теория и практика. София, 1998.- 185 с.
29. Белая книга российского образования. Ч. I. М., 2000. - 290 с.
30. Белоусов Р.А. Исторический опыт планового управления экономикой СССР. 2-е изд. перераб. и доп. М., 1987. - 428 с.
31. Беляева И.Ю. Интеграция корпоративного капитала и формирование финансово-промышленной элиты. М., 1999. - 350 с.
32. Бородкин Ф.М. Социальная политика: власть и перестройка. // постижение: Социология. Социальная политика. Эконом, реформа. - М.: Прогресс, 1989. - С. 241-263.
33. Бородкин Ф.М. Ценности населения и возможности самоуправления // Социологическое исследование. 1997. № 1.
34. Бутыркин П.Н. и др. Становления местного самоуправления на селе // Социологическое исследование. 1997. № 1.
35. Валентей С.Д. Федерализм: российская история и российская реальность. М., 1998. - 253 с.
36. Великий П.П., Елютина М.Э., Штейнберг Н.Е., Бахтурина J1.B. Старики российской деревни. Саратов, 2000.
37. Великий П.П. Экономика нравственности.Саратов, 1992.
38. Венжер В.Г. Колхозный строй на современном этапе. М. Экономика. 1966.
39. Возрастной состав населения РСФСР. По данным Всесоюз. Переписи населения 1989 г. - М.: Респуб. Информ. - изд. центр, 1990. - 370 с.
40. Воронин А.Г., Лагин В.А., Широков А.Н. Основы управления муниципальным хозяйством. М., 1997.

157
41. Вяткин JT.Г. Возродить духовный потенциал нации // Десять лет перестройки: результаты и перспективы. Сарат. областная дума. По матер, слушаний - научно-практич. конфер. Редколлегия: проф. Вяткин Л.Г., проф. Самсонов В.Б., проф. Герман И.М. и др. 4.II. Саратов, 1996.
42. Гатвинский А.Н. Маркетинг занятости // Человеческие ресурсы. Саратов. 2000, № 2.
43. Генкин Б.М. Экономика и социология труда. М.: Норма, 2001. - 448 с.
44. Генкин Б.М. Введение в метаэкономику и основания экономических наук: Курс лекций. - М.: Норма, 2002. - 384 с.
45. Герасименко Г.А. Опыт земского самоуправления в России // Проблемы теории и практики управления. 1995. № 5.
46. Гильманов А.З. Перспективы становления местного самоуправления // Социологические исследования. 1998. № 11.
47. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. М.: ГУ ВШЭ, 2000. - 495 с.
48. Гранберг А. Г. Трансформация экономического пространства России. В кн.: Путь в XXI век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики / Рук. Авт. Колл. Львов Д. С. М., 1999. - 568 с.
49. Горланов Г. В. Проблемы взаимодействия федерального центра и регионов. В кн.: Государственное регулирование рыночной экономики: федеральный, региональный и муниципальный уровни. М., 1997. С. 63 - 64.
50. Государство и местное самоуправление: региональные проблемы / В. Б. Самсонов, О.А. Алексеев, В.В. Зародин и др.; Под ред. проф. В.Б. Самсонова, доц. С.Г. Воскресенского. Саратов, 1998.
51. Гущин Н.Э., Гущина Н.Н., Рубцова В.Н., Самсонов В.Б., Малетин В.В., Человеческий капитал // Российская цивилизация: пространственно¬временные характеристики. Под ред. проф. В.Б. Самсонова. Саратов, 2001.
52. Де Бар дел еден Дж. Отношение к власти в регионах России // Социологические исследования. 2000. № 6.

158
53. Демьяненко В.Н. Колхозное право. Особенная часть.Саратов, изд-во Сарат. ун-та, 1975.
54. Джинджолия А., Новолодская Р.Развитие человеческого капитала: новая модель // Человек и труд. № 10. 2001. С. 77-79.
55. Дзапшба Ф.З. Федерализм: современная теория и политическая практика. Саратов, 1999.
56. Долгов В.М., Долгова Г.Н. Региональная политика в условиях федерации // Региональная политика. Саратов, 1996.
57. Дорожкин Ю.Н. Реформа местной власти // Социологические исследования. 1997. № 8.
58. Дыльнов Г.В., Аникин Л.С. Местное самоуправление на постсоветском политическом пространстве // Современное Поволжье. Региональное развитие в ситуации социо-культурного пограничья. Саратов, 1999.
59. Европа и Россия. Опыт экономических преобразований. / Отв. ред. В.М. Кудров. М.: Наука, 1996. - 254 с.
60. Ершов С.А., Жарков Б.Н. Профсоюзы на капиталистических преприятиях. М.: Наука, 1991. 120 с.
61. Жуков A.JI. Рыночный механизм регулирования заработной платы. М., 1996.- 184 с.
62. Заборова Е.Н. Участие граждан в управлении городом // Социологические исследования. 2002. № 2. С. 22-30.
63. Забродин Ю. М. Очерки теории психической регуляции поведения. М., 1997.-257 с.


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ