Оценка экономической эффективности деятельности финансовых супермаркетов
|
Введение 3
1. Теоретические основы оценки экономической эффективности деятельности финансового супермаркета 8
1.1. Сущность и содержание понятия «финансовый супермаркет» 8
1.2. Подходы к определению понятия «эффективность» 14
1.3. Основные принципы оценки экономической эффективности деятельности финансового супермаркета 18
2. Комплексная оценка экономической эффективности деятельности ПАО
«Татфондбанк» 27
2.1. Общая характеристика ПАО «Татфондбанк» и его оценка как финансового супермаркета 27
2.2. Анализ финансовой отчетности ПАО «Татфондбанк» 38
2.3. Оценка экономической эффективности ПАО «Татфондбанк» на основе
оценки функциональной, коммерческой и социальной эффективности 49
3. Сравнительные методы анализа экономической эффективности финансовых
супермаркетов региона на примере РТ 60
3.1. Оценка экономической эффективности ПАО «Ак Барс» банк как лидера
отрасли среди региональных банков 60
3.2. Сопоставительный анализ экономической эффективности ПАО
«Татфондбанк» и ПАО «Ак Барс» банк 66
Заключение 71
Список использованных источников 76
Приложения
1. Теоретические основы оценки экономической эффективности деятельности финансового супермаркета 8
1.1. Сущность и содержание понятия «финансовый супермаркет» 8
1.2. Подходы к определению понятия «эффективность» 14
1.3. Основные принципы оценки экономической эффективности деятельности финансового супермаркета 18
2. Комплексная оценка экономической эффективности деятельности ПАО
«Татфондбанк» 27
2.1. Общая характеристика ПАО «Татфондбанк» и его оценка как финансового супермаркета 27
2.2. Анализ финансовой отчетности ПАО «Татфондбанк» 38
2.3. Оценка экономической эффективности ПАО «Татфондбанк» на основе
оценки функциональной, коммерческой и социальной эффективности 49
3. Сравнительные методы анализа экономической эффективности финансовых
супермаркетов региона на примере РТ 60
3.1. Оценка экономической эффективности ПАО «Ак Барс» банк как лидера
отрасли среди региональных банков 60
3.2. Сопоставительный анализ экономической эффективности ПАО
«Татфондбанк» и ПАО «Ак Барс» банк 66
Заключение 71
Список использованных источников 76
Приложения
Данная тема носит актуальный характер в современных условиях. Во- первых, об этом свидетельствует возрастающее число финансовых супермаркетов на финансовом рынке России. За последнее десятилетие в России начали все чаще появляться организации, позиционирующие себя как финансовые супермаркеты или отвечающие требованиям финансовых супермаркетов. Но деятельность не всех финансовых посредников успешна, многие просто не выживают в современных условиях. Поэтому важным становится вопрос, как оценить экономическую эффективность деятельности финансового супермаркета, чтобы выявить слабые места и нивелировать дальнейшие проблемы.
Во-вторых, актуальность исследования обуславливается еще и тем, что изучение данной темы способствует налаживанию системы оценки экономической эффективности деятельности финансовых супермаркетов.
Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость. Теоретическое значение изучения проблемы заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин: экономика и менеджмент. Практическая же значимость обуславливается изучением деятельности ПАО «Татфондбанк», как финансового супермаркета и сопоставление результатов оценки его экономической эффективности с другим региональным банком.
Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность некоторых аспектов финансовых супермаркетов и подходов к оценке экономической эффективности их деятельности определяют несомненную новизну данного исследования, так как в условиях постоянно меняющейся внешней среды необходимо уметь производить быструю и качественную оценку экономической эффективности.
Изучение данной тематики привело к выводу, что необходимы дополнения имеющихся теоретических построений в области финансовых супермаркетов. В частности необходимо выделить условия в соответствии с которыми можно было бы причислить финансового посредника к финансовому супермаркету. Кроме этого важно найти быстрый, удобный, качественный и главное комплексный способ оценки экономической эффективности деятельности финансового супермаркета.
Степень разработанности темы.
Источниками информации для написания магистерской диссертации по теме «Оценка экономической эффективности деятельности финансовых супермаркетов» послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике «финансовых супермаркетов», «экономической эффективности» и прочие актуальные источники информации. Следует отметить, что в основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в различных статьях и обзорах по данной тематике рассмотрены более узкие проблемы. Для оценки экономической эффективности деятельности банка были проанализированы и изучены внутрибанковские источники информации, финансовая отчетность банка.
Для изучения сущности и содержания понятия финансового супермаркета использовались труды авторов: Ю.Б.Власенковой, О.Ю.Донецковой, О.В. Квочкина, Г.Д.Кутубаровой, Н.Г.Нагайчук, Л.Ю.Питерской, А.А. Слободчиковой, Л.Х.Хасановой и других.
Для исследования подходов к определению понятия «эффективность», а также методов и критериев ее оценки рассматривались труды: Л.П.Гуляевой, Н.И.Валенцевой, К.В.Толчина, Л.В.Ермолиной, И.В.Клюева, О.В.Курныкиной, О.И.Лаврушина, Ю.Н.Буланова, И.Н.Рыковой, Н.Н.Куницыной, Н.А.Тюленевой и других.
Научная новизна.
Основными результатами, характеризующими научную новизну исследования, являются следующие:
1) определены условия, согласно которым финансового посредника можно отнести к финансовому супермаркету, а именно:
- оказывается широкий спектр услуг (страховые, инвестиционные, брокерские, риэлторские, лизинговые, консалтинговые и др.);
- предоставляются стандартизированные продукты и услуги во всех подразделениях организации;
- выполняется принцип клиентоориентированности.
2) доказано, что понятие экономической эффективности деятельности коммерческого банка относится и к финансовому супермаркету, так как в современных реалиях финансовые супермаркеты - это, как правило, объединение финансовых посредников на основе коммерческого банка;
3) разработан алгоритм оценки экономической эффективности в рамках трех аспектов:
- функциональной эффективности, под которой подразумевается эффективность выполнения свойственных функций банка через оценку темпов роста депозитов (количественный показатель) и выявление соотношения между кредитами и депозитами (качественный показатель);
- коммерческой эффективности, которая отражается в уровне рентабельности собственного капитала и активов;
- социальной эффективности, выражающейся в доступности банковских услуг, для оценки которых автором предложено рассматривать спрэд между процентными ставками по кредитным и депозитным операциям.
Цель исследования.
В соответствии с темой магистерской диссертации необходимо оценить экономическую эффективность деятельности финансового супермаркета.
Задачи исследования.
В рамках достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить сущность и содержание понятия «финансовый супермаркет».
2. Выделить подходы к определению понятия «эффективность».
3. Проанализировать и усовершенствовать подходы к оценке экономической эффективности деятельности финансового супермаркета.
4. Доказать, что при оценке экономической эффективности деятельности финансового супермаркета можно опираться на методы оценки экономической эффективности деятельности коммерческого банка.
5. Дать общую характеристику изучаемого банка и доказать, что он является финансовым супермаркетом.
6. Осуществить анализ финансовой отчетности банка - финансового супермаркета.
7. Провести оценку экономической эффективности деятельности изучаемого финансового супермаркета.
8. Сопоставить результаты оценки экономической эффективности изучаемого финансового супермаркета с результатами регионального лидера отрасли (в рамках метода сравнения).
9. Сделать выводы относительно экономической эффективности анализируемых финансовых супермаркетов.
Объект исследования.
Объектом исследования является Публичное акционерное общество «Татфондбанк», в частности его экономическая эффективность.
Предмет исследования.
Предметом исследования является оценка экономической эффективности ПАО «Татфондбанк».
Методология исследования.
Для осуществления оценки экономической эффективности были использованы методы изучения документальных источников, финансовой отчетности, такой как: бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о движении денежных средств, отчет об уровне достаточности капитала, сведения об обязательных нормативах.
Кроме этого для изучения теоретической стороны вопроса были использованы методы поиска литературы, такие как: использование библиотечных каталогов и указателей, консультация с сотрудниками библиотеки, просмотр учебников, учебных пособий и периодической литературы, использование сети Интернет для поиска источников необходимой информации.
Также был использован метод анализа и синтеза найденной в источниках и полученной от сотрудников Банка информации. Т.е. изучение не всего источника, а его отдельных частей и впоследствии целостное осмысление собранного материала.
Структура работы.
Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из трех глав, первая и вторая глава работы включают в себя три параграфа, третья глава - два параграфа, заключение и список использованных источников.
Во-вторых, актуальность исследования обуславливается еще и тем, что изучение данной темы способствует налаживанию системы оценки экономической эффективности деятельности финансовых супермаркетов.
Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость. Теоретическое значение изучения проблемы заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин: экономика и менеджмент. Практическая же значимость обуславливается изучением деятельности ПАО «Татфондбанк», как финансового супермаркета и сопоставление результатов оценки его экономической эффективности с другим региональным банком.
Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность некоторых аспектов финансовых супермаркетов и подходов к оценке экономической эффективности их деятельности определяют несомненную новизну данного исследования, так как в условиях постоянно меняющейся внешней среды необходимо уметь производить быструю и качественную оценку экономической эффективности.
Изучение данной тематики привело к выводу, что необходимы дополнения имеющихся теоретических построений в области финансовых супермаркетов. В частности необходимо выделить условия в соответствии с которыми можно было бы причислить финансового посредника к финансовому супермаркету. Кроме этого важно найти быстрый, удобный, качественный и главное комплексный способ оценки экономической эффективности деятельности финансового супермаркета.
Степень разработанности темы.
Источниками информации для написания магистерской диссертации по теме «Оценка экономической эффективности деятельности финансовых супермаркетов» послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике «финансовых супермаркетов», «экономической эффективности» и прочие актуальные источники информации. Следует отметить, что в основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в различных статьях и обзорах по данной тематике рассмотрены более узкие проблемы. Для оценки экономической эффективности деятельности банка были проанализированы и изучены внутрибанковские источники информации, финансовая отчетность банка.
Для изучения сущности и содержания понятия финансового супермаркета использовались труды авторов: Ю.Б.Власенковой, О.Ю.Донецковой, О.В. Квочкина, Г.Д.Кутубаровой, Н.Г.Нагайчук, Л.Ю.Питерской, А.А. Слободчиковой, Л.Х.Хасановой и других.
Для исследования подходов к определению понятия «эффективность», а также методов и критериев ее оценки рассматривались труды: Л.П.Гуляевой, Н.И.Валенцевой, К.В.Толчина, Л.В.Ермолиной, И.В.Клюева, О.В.Курныкиной, О.И.Лаврушина, Ю.Н.Буланова, И.Н.Рыковой, Н.Н.Куницыной, Н.А.Тюленевой и других.
Научная новизна.
Основными результатами, характеризующими научную новизну исследования, являются следующие:
1) определены условия, согласно которым финансового посредника можно отнести к финансовому супермаркету, а именно:
- оказывается широкий спектр услуг (страховые, инвестиционные, брокерские, риэлторские, лизинговые, консалтинговые и др.);
- предоставляются стандартизированные продукты и услуги во всех подразделениях организации;
- выполняется принцип клиентоориентированности.
2) доказано, что понятие экономической эффективности деятельности коммерческого банка относится и к финансовому супермаркету, так как в современных реалиях финансовые супермаркеты - это, как правило, объединение финансовых посредников на основе коммерческого банка;
3) разработан алгоритм оценки экономической эффективности в рамках трех аспектов:
- функциональной эффективности, под которой подразумевается эффективность выполнения свойственных функций банка через оценку темпов роста депозитов (количественный показатель) и выявление соотношения между кредитами и депозитами (качественный показатель);
- коммерческой эффективности, которая отражается в уровне рентабельности собственного капитала и активов;
- социальной эффективности, выражающейся в доступности банковских услуг, для оценки которых автором предложено рассматривать спрэд между процентными ставками по кредитным и депозитным операциям.
Цель исследования.
В соответствии с темой магистерской диссертации необходимо оценить экономическую эффективность деятельности финансового супермаркета.
Задачи исследования.
В рамках достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить сущность и содержание понятия «финансовый супермаркет».
2. Выделить подходы к определению понятия «эффективность».
3. Проанализировать и усовершенствовать подходы к оценке экономической эффективности деятельности финансового супермаркета.
4. Доказать, что при оценке экономической эффективности деятельности финансового супермаркета можно опираться на методы оценки экономической эффективности деятельности коммерческого банка.
5. Дать общую характеристику изучаемого банка и доказать, что он является финансовым супермаркетом.
6. Осуществить анализ финансовой отчетности банка - финансового супермаркета.
7. Провести оценку экономической эффективности деятельности изучаемого финансового супермаркета.
8. Сопоставить результаты оценки экономической эффективности изучаемого финансового супермаркета с результатами регионального лидера отрасли (в рамках метода сравнения).
9. Сделать выводы относительно экономической эффективности анализируемых финансовых супермаркетов.
Объект исследования.
Объектом исследования является Публичное акционерное общество «Татфондбанк», в частности его экономическая эффективность.
Предмет исследования.
Предметом исследования является оценка экономической эффективности ПАО «Татфондбанк».
Методология исследования.
Для осуществления оценки экономической эффективности были использованы методы изучения документальных источников, финансовой отчетности, такой как: бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о движении денежных средств, отчет об уровне достаточности капитала, сведения об обязательных нормативах.
Кроме этого для изучения теоретической стороны вопроса были использованы методы поиска литературы, такие как: использование библиотечных каталогов и указателей, консультация с сотрудниками библиотеки, просмотр учебников, учебных пособий и периодической литературы, использование сети Интернет для поиска источников необходимой информации.
Также был использован метод анализа и синтеза найденной в источниках и полученной от сотрудников Банка информации. Т.е. изучение не всего источника, а его отдельных частей и впоследствии целостное осмысление собранного материала.
Структура работы.
Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из трех глав, первая и вторая глава работы включают в себя три параграфа, третья глава - два параграфа, заключение и список использованных источников.
Согласно цели магистерской диссертации была произведена оценка экономической эффективности деятельности финансового супермаркета на примере ПАО «Татфондбанк». Итоги оценки были сопоставлены с аналогичными показателями ПАО «Ак Барс» банк. Результаты были получены благодаря планомерному изучению темы в соответствии с поставленными задачами.
В настоящей работе была рассмотрена теория и практика вопроса оценки экономической эффективности деятельности финансовых супермаркетов. Теоретическая часть представлена в первой главе работы, а практическая во второй и в третьей главах.
В первой главе диссертации раскрываются теоретические аспекты понятий «финансовый супермаркет», «эффективность» и «экономическая эффективность», приведены методы оценки экономической эффективности.
Первый параграф первой главы посвящен сущности и содержанию понятия финансовый супермаркет. Через изучение мнения различных авторов выдвигается собственное определение финансового супермаркета. Финансовый супермаркет - это структура, представляющая собой объединение или сотрудничество специализированных финансовых посредников, целью которых является предоставление широкого спектра розничных финансовых услуг (банковских, инвестиционных, страховых и др.) в одной точке продаж. Причем главной характеристикой финансового супермаркета является - клиентоориентированность. Кроме этого изучена история развития финансовых супермаркетов, выделены модели, тенденции к созданию, препятствия и выгоды при образовании финансового супермаркета.
Важным результатом первого параграфа является выделение условий, согласно которым финансового посредника можно отнести к финансовому супермаркету.
Во втором параграфе первой главы были рассмотрены подходы к определению понятия эффективность и экономическая эффективность. Выявлено, что термин «эффективность» является многозначным понятием и отражает не только отношение результата и затрат, но и результата и целей, потребностей, ценностей. Выяснилось, что ранее никто подробно не рассматривал и не изучал подходы к определению экономической эффективности финансового супермаркета. Поэтому нами было доказано, что понятие экономической эффективности деятельности коммерческого банка можно справедливо отнести к финансовым супермаркетам, так как в российской действительности финансовые супермаркеты - это объединение финансовых посредников вокруг коммерческого банка.
Проанализировав изученную информацию, в заключение параграфа дано собственное определение экономической эффективности деятельности финансового супермаркета: это категория, характеризующая способность организации сочетать рациональный менеджмент с наиболее положительными итогами деятельности, определяемыми как соотношение затраченных ресурсов и результатов, полученных от их использования.
Третий параграф первой главы посвящен подходам к оценке экономической эффективности деятельности финансового супермаркета. Отмечено, что нет универсального способа оценки экономической эффективности. Есть лишь перечень методов, которые можно использовать в зависимости от имеющихся расчетных данных, целей, задач оценки.
На наш взгляд наиболее удобным и комплексным подходом к оценке экономической эффективности является ее изучение в рамках трех аспектов: функциональной, коммерческой и социальной эффективности.
Вторая глава диссертации посвящена изучению ПАО «Татфондбанк». Была изучена миссия, стратегия, история банка, ее основные акционеры, организационная структура. На основе анализа деятельности банка и предоставляемых услуг, доказано, что он является финансовым супермаркетом и соответствует всем условиям, позволяющих отнести Татфондбанк к финансовому супермаркету.
Кроме этого выявлено, что в Татфондбанке присутствует смешанная модель функционирования финансового супермаркета (американская + британская): с одной стороны, есть головная компания, а все виды деятельности производятся самостоятельными подразделениями, с другой стороны, банк ведет сотрудничество с юридически обособленными небанковскими подразделениями.
Произведен структурно-динамический анализ отчетности ПАО «Татфондбанк» на 01.01.2014г., 01.01.2015г., 01.01.2016г., а именно:
бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах, отчета о движении денежных средств, сведений об обязательных нормативах. Кроме этого сделан расчет собственного капитала банка для дальнейшего анализа экономической эффективности.
В третьем параграфе второй главы, на основе теоретического материала, изложенного в первой главе, произведена оценка экономической эффективности деятельности ПАО «Татфондбанк». Оценка произведена в разрезе трех аспектов: функциональной, коммерческой, социальной эффективности. Анализировались три отчетных периода.
При оценке функциональной эффективности выявлена положительная динамика. В 2015 году банк использовал депозитные ресурсы для развития кредитной деятельности наиболее эффективно и отказался от рискованной деятельности как в 2013 году.
Коэффициенты рентабельности, служащие индикатором коммерческой эффективности на 01.01.2016г. приобрели отрицательные значения, что свидетельствует о низкой коммерческой эффективности: на каждый рубль собственного капитала банк сгенерировал -4,4 копеек прибыли в 2015 г.
В рамках оценки коммерческой эффективности при помощи факторного анализа методом абсолютных разниц выявлено, что показатель чистой маржи прибыли оказывает наибольшее влияние на рентабельность собственного капитала и активов. Получается, что темпы роста расходов опережают темпы роста доходов.
В результате оценки социальной эффективности определено, что Татфондбанк имеет широкую филиальную сеть, в деятельности банка участвует государство, благодаря чему реализуется множество программ, имеющих социальную направленность, банк обеспечивает активное население республики рабочими местами.
Для дополнительной оценки социальной эффективности и возможности ее выражения в виде числовых значений нами было предложено оценить спрэд между процентными ставками по кредитным и депозитным операциям. То есть спрэд у нас - это индикатор социальной эффективности деятельности банка, так как банк может повышать ставки по кредитам и понижать по депозитам, в результате чего значительная часть сбережений будет накапливаться в банке в виде собственного потребления или неэффективных инвестиций.
На 01.01.2016г. спрэд составил 2,6%, что явилось минимумом за последние пять лет, то есть выполняется условие социальной эффективности.
Рассматривая экономическую эффективность Татфондбанка можно говорить о высокой функциональной и социальной эффективности и низкой коммерческой эффективности.
В третьей главе работы произведена оценка экономической эффективности деятельности Ак Барс банка по тому же алгоритму. Отмечено, что Ак Барс банк по многим показателям является лидером отрасли среди региональных банков, что и обусловило его выбор.
Важным результатом третьей главы стало сопоставление данных двух ведущих региональных банков, отражающих три аспекта экономической эффективности.
В целом и Татфондбанк и Ак Барс банк близки к реализации функциональной, коммерческой и социальной эффективности. Несмотря на то, что Ак Барс банк является крупнейшим региональным банком и лидером отрасли в регионе показатели его эффективности, в первую очередь коммерческой, хуже показателей Татфондбанка.
В результате, ни деятельность Татфондбанка, ни Ак Барс банка нельзя назвать экономически эффективной. В некоторых аспектах выполняются условия эффективности, однако ключевой элемент - коммерческая эффективность резко снизилась в 2015г. у обоих банков.
Если рассматривать показатели эффективности на 01.01.2016г., то экономическая эффективность Татфондбанка выше, несмотря на то, что Ак Барс банк является лидером среди региональных банков Республики Татарстан.
В настоящей работе была рассмотрена теория и практика вопроса оценки экономической эффективности деятельности финансовых супермаркетов. Теоретическая часть представлена в первой главе работы, а практическая во второй и в третьей главах.
В первой главе диссертации раскрываются теоретические аспекты понятий «финансовый супермаркет», «эффективность» и «экономическая эффективность», приведены методы оценки экономической эффективности.
Первый параграф первой главы посвящен сущности и содержанию понятия финансовый супермаркет. Через изучение мнения различных авторов выдвигается собственное определение финансового супермаркета. Финансовый супермаркет - это структура, представляющая собой объединение или сотрудничество специализированных финансовых посредников, целью которых является предоставление широкого спектра розничных финансовых услуг (банковских, инвестиционных, страховых и др.) в одной точке продаж. Причем главной характеристикой финансового супермаркета является - клиентоориентированность. Кроме этого изучена история развития финансовых супермаркетов, выделены модели, тенденции к созданию, препятствия и выгоды при образовании финансового супермаркета.
Важным результатом первого параграфа является выделение условий, согласно которым финансового посредника можно отнести к финансовому супермаркету.
Во втором параграфе первой главы были рассмотрены подходы к определению понятия эффективность и экономическая эффективность. Выявлено, что термин «эффективность» является многозначным понятием и отражает не только отношение результата и затрат, но и результата и целей, потребностей, ценностей. Выяснилось, что ранее никто подробно не рассматривал и не изучал подходы к определению экономической эффективности финансового супермаркета. Поэтому нами было доказано, что понятие экономической эффективности деятельности коммерческого банка можно справедливо отнести к финансовым супермаркетам, так как в российской действительности финансовые супермаркеты - это объединение финансовых посредников вокруг коммерческого банка.
Проанализировав изученную информацию, в заключение параграфа дано собственное определение экономической эффективности деятельности финансового супермаркета: это категория, характеризующая способность организации сочетать рациональный менеджмент с наиболее положительными итогами деятельности, определяемыми как соотношение затраченных ресурсов и результатов, полученных от их использования.
Третий параграф первой главы посвящен подходам к оценке экономической эффективности деятельности финансового супермаркета. Отмечено, что нет универсального способа оценки экономической эффективности. Есть лишь перечень методов, которые можно использовать в зависимости от имеющихся расчетных данных, целей, задач оценки.
На наш взгляд наиболее удобным и комплексным подходом к оценке экономической эффективности является ее изучение в рамках трех аспектов: функциональной, коммерческой и социальной эффективности.
Вторая глава диссертации посвящена изучению ПАО «Татфондбанк». Была изучена миссия, стратегия, история банка, ее основные акционеры, организационная структура. На основе анализа деятельности банка и предоставляемых услуг, доказано, что он является финансовым супермаркетом и соответствует всем условиям, позволяющих отнести Татфондбанк к финансовому супермаркету.
Кроме этого выявлено, что в Татфондбанке присутствует смешанная модель функционирования финансового супермаркета (американская + британская): с одной стороны, есть головная компания, а все виды деятельности производятся самостоятельными подразделениями, с другой стороны, банк ведет сотрудничество с юридически обособленными небанковскими подразделениями.
Произведен структурно-динамический анализ отчетности ПАО «Татфондбанк» на 01.01.2014г., 01.01.2015г., 01.01.2016г., а именно:
бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах, отчета о движении денежных средств, сведений об обязательных нормативах. Кроме этого сделан расчет собственного капитала банка для дальнейшего анализа экономической эффективности.
В третьем параграфе второй главы, на основе теоретического материала, изложенного в первой главе, произведена оценка экономической эффективности деятельности ПАО «Татфондбанк». Оценка произведена в разрезе трех аспектов: функциональной, коммерческой, социальной эффективности. Анализировались три отчетных периода.
При оценке функциональной эффективности выявлена положительная динамика. В 2015 году банк использовал депозитные ресурсы для развития кредитной деятельности наиболее эффективно и отказался от рискованной деятельности как в 2013 году.
Коэффициенты рентабельности, служащие индикатором коммерческой эффективности на 01.01.2016г. приобрели отрицательные значения, что свидетельствует о низкой коммерческой эффективности: на каждый рубль собственного капитала банк сгенерировал -4,4 копеек прибыли в 2015 г.
В рамках оценки коммерческой эффективности при помощи факторного анализа методом абсолютных разниц выявлено, что показатель чистой маржи прибыли оказывает наибольшее влияние на рентабельность собственного капитала и активов. Получается, что темпы роста расходов опережают темпы роста доходов.
В результате оценки социальной эффективности определено, что Татфондбанк имеет широкую филиальную сеть, в деятельности банка участвует государство, благодаря чему реализуется множество программ, имеющих социальную направленность, банк обеспечивает активное население республики рабочими местами.
Для дополнительной оценки социальной эффективности и возможности ее выражения в виде числовых значений нами было предложено оценить спрэд между процентными ставками по кредитным и депозитным операциям. То есть спрэд у нас - это индикатор социальной эффективности деятельности банка, так как банк может повышать ставки по кредитам и понижать по депозитам, в результате чего значительная часть сбережений будет накапливаться в банке в виде собственного потребления или неэффективных инвестиций.
На 01.01.2016г. спрэд составил 2,6%, что явилось минимумом за последние пять лет, то есть выполняется условие социальной эффективности.
Рассматривая экономическую эффективность Татфондбанка можно говорить о высокой функциональной и социальной эффективности и низкой коммерческой эффективности.
В третьей главе работы произведена оценка экономической эффективности деятельности Ак Барс банка по тому же алгоритму. Отмечено, что Ак Барс банк по многим показателям является лидером отрасли среди региональных банков, что и обусловило его выбор.
Важным результатом третьей главы стало сопоставление данных двух ведущих региональных банков, отражающих три аспекта экономической эффективности.
В целом и Татфондбанк и Ак Барс банк близки к реализации функциональной, коммерческой и социальной эффективности. Несмотря на то, что Ак Барс банк является крупнейшим региональным банком и лидером отрасли в регионе показатели его эффективности, в первую очередь коммерческой, хуже показателей Татфондбанка.
В результате, ни деятельность Татфондбанка, ни Ак Барс банка нельзя назвать экономически эффективной. В некоторых аспектах выполняются условия эффективности, однако ключевой элемент - коммерческая эффективность резко снизилась в 2015г. у обоих банков.
Если рассматривать показатели эффективности на 01.01.2016г., то экономическая эффективность Татфондбанка выше, несмотря на то, что Ак Барс банк является лидером среди региональных банков Республики Татарстан.
Подобные работы
- Роль и место банковских институтов в развитии финансовых супермаркетов
Магистерская диссертация, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2016 - ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ПРОДАЖИ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ В МОДЕЛИ ФИНАНСОВОГО “СУПЕРМАРКЕТА”
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2016 - Перспективы развития, анализа и оценки структурированных финансовых продуктов в деятельности финансовых супермаркетов
Магистерская диссертация, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2016 - Особенности организации лизинговых операций в деятельности финансовых супермаркетах
Магистерская диссертация, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2016 - Стратегии развития финансовых супермаркетов в РФ
Магистерская диссертация, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОГО СУПЕРМАРКЕТА НА БАЗЕ ЦИФРОВЫХ
ИНТЕГРИРОВАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
(на примере АО «Мегафон-Ритейл»)
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2020 - Разработка мероприятий по повышению эффективности деятельности организации сферы розничной торговли (Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы (Владимирский филиал))
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023 - Управление прибылью предприятия и пути повышения его эффективности на примере ООО «Байлак»
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ КОМПАНИИ В ЦЕЛЯХ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



