Воспитание национальной идентичности подростков средствами татарского музыкального фольклора в системе дополнительного образования
|
Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ
НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СРЕДСТВАМИ ТАТАРСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА 8
1.1. Характеристика понятия «национальная идентичность» и его связь с
национальной культурой 8
1.2. Татарский музыкальный фольклор как средство воспитания
национальной идентичности 15
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ТАТАРСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА 30
2.1. Разработка цикла занятий по воспитанию национальной идентичности
подростков средствами татарского музыкального фольклора 30
2.2. Педагогическая апробация цикла занятий по воспитанию
национальной идентичности подростков средствами татарского музыкального фольклора на занятиях с детским вокально-хореографическим ансамблем «Мирас» г. Заинска 53
Заключение 62
Список использованной литературы 65
Приложение
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ
НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СРЕДСТВАМИ ТАТАРСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА 8
1.1. Характеристика понятия «национальная идентичность» и его связь с
национальной культурой 8
1.2. Татарский музыкальный фольклор как средство воспитания
национальной идентичности 15
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ТАТАРСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА 30
2.1. Разработка цикла занятий по воспитанию национальной идентичности
подростков средствами татарского музыкального фольклора 30
2.2. Педагогическая апробация цикла занятий по воспитанию
национальной идентичности подростков средствами татарского музыкального фольклора на занятиях с детским вокально-хореографическим ансамблем «Мирас» г. Заинска 53
Заключение 62
Список использованной литературы 65
Приложение
Актуальность исследования. Процессы глобализации, охватившие в последние десятилетия мировое пространство, привели к взаимопроникновению и смешению различных культур, что спровоцировало и продолжает провоцировать у представителей разных наций и этносов утрату культурной самобытности и чувства отождествления себя со своим народом. Особенно это заметно в среде молодежи, где наиболее заметно нивелирование национально-культурных особенностей, постепенное потери собственного языка, обычаев, религии и т.д. Данная ситуация усугубляется урбанизацией общества, влиянием на детей и подростков средств массовой информации, навязывающих подрастающему поколению унифицированные ценности, манеру поведения, одинаковое мышления, что еще больше способствует стиранию национальных различий.
В таких условиях особую остроту и злободневность приобретает проблема воспитания у молодежи и подростков чувства национальной идентичности, основанной на знании собственной веками сложившейся культуры, уважения к традициям своего народа.
На сегодняшний день в Республике Татарстан наблюдается активный рост национального самосознания среди подрастающего поколения, чему способствует проводимая руководством политика по сохранению языка и национальной культуры . Изучение татарского языка введено в обязательную программу обучения детей и молодежи, открыты образовательные учреждения, в которых преподавание всех предметов ведется на татарском языке, проводятся различные конкурсы и фестивали народного творчества, ориентированные на воспитание чувства принадлежности к своему народу.
Важную роль в этом процессе имеет использование различных форм народного творчества, поскольку именно в фольклорном искусстве сконцентрирован весь существующий жизненный опыт народа, прослеживаются его аксиологические ориентации, заложен тот культурный код, который является определяющим для воспитания чувства национальной идентичности и у детей.
Степень изученности проблемы. Вопросы национальной идентичности рассматривались в работах Ф. Арсланова, С.А. Арутюнова, Ю.В. Бромлея, П.С. Васильевич, Л.Н. Гумилева, П.Г. Дробижевой, З.А. Жаде, М.В. Заковоротной, П.И. Кушнера, В.И. Козлова, С.В. Кортунова, Д.С. Лихачёва, О.А. Михневич, В.В. Мавродиной, П.И. Смирнова, И.С. Семененко, Ю.И. Семенова, Л.М. Скворцовой, B. А. Тишкова, С.А. Токарева, А.К. Уледова, Н.Н. Чебоксарова.
Проблемы воспитания подростков поднимались в трудах Н.И. Болдыревой, Г.Е. Бондаревской, А.В. Беляева, Т.И. Власовой, Р.Г. Гуровой, В.Г. Гурина, М.С. Каган, И.С. Кон, А.И. Кочетова, C. В. Кульневич, К.А. Сиволобовой, В.В. Серикова, Г.Н. Филонова и др.
Проблеме национальной культуры посвящены труды С.Н. Гаврова, В.Н. Козелько, А.В. Костиной. Различным аспектам фольклорного искусства посвящен ряд работ Н.Ю. Альмеевой, В.Г. Бабакова, И.М. Валеева, Р.А. Исхаковой-Вамба, А.С. Каргин, Е.И. Корнеева, Г.М. Макарова, М.Н. Нигметзянова, З.Н. Сайдашевой, З.М. Явгильдина, Р.Ф. Ягфаровой.
Методы работы с фольклорными вокальными ансамблями изучались Е.Е. Васильевой, А.С. Кабановым, Т.Ю. Кучковой, В.А. Лапиным, Т.С. Орловой, Л.Н. Пепеляевой, В.В. Путиловской, Н.П. Усачевой, И.В. Швецовой.
Не смотря на то, что вопросам национального самосознания и национальной культуры посвящено достаточное количество трудов, проблема влияния татарского фольклорного искусства на воспитание у подростков чувства национальной идентичности раскрыта недостаточно, что артикулирует актуальность данного исследования и формулирует его проблему, которая звучит следующим образом: способствует ли педагогическая работа с детским фольклорным вокальным ансамблем воспитанию национальной идентичности у его участников?
Целью данного исследования является изучение проблемы воспитания национальной идентичности подростков средствами татарского музыкального фольклора
Объект исследования: процесс воспитания национальной идентичности подростков.
Предмет исследования: методы и формы работы с татарским фольклорным ансамблем, способствующие воспитанию национальной идентичности подростков.
В связи с изложенной целью нами были определены следующие задачи:
1. Дать характеристику понятию «национальная идентичность» и проанализировать его связь с национальной культурой;
2. Раскрыть влияние татарского фольклорного искусства на процесс воспитания национальной идентичности;
3. Провести исследование существующего педагогического опыта работы с фольклорными вокальными ансамблями;
4. Предложить собственные формы и методы работы с детским татарским фольклорным вокальным ансамблем, способствующие воспитанию национальной идентичности;
5. Апробировать предложенную методическую разработку в ходе педагогического эксперимента.
Гипотеза исследования заключается в следующем: воспитание национальной идентичности подростков будет более эффективным, если оно будет основано на знании народной культуры и фольклора как важнейший его составляющей.
Методологической основой работы стали
общенаучные труды:
- В.А. Ядова, М.В. Заковоротной, Л.М. Дробижевой К.С Гаджиева раскрывающие проблему идентичности;
- А. Смита, В.Н. Коновалова, посвященные изучению различных аспектов национальной культуры;
частно-научные труды:
- П.А. Сергеевой, Л.А. Бердниковой, Л.А. Ахметовой, раскрывающие методы работы с фольклорными коллективами;
Ценной источниковой базой также послужили интервью с В.Х. Гараевой, А.Ф. Файхрахмановым, Э. Кашаповой, А.К. Зайнуллиной.
Методы исследования:
• теоретические методы научного познания: анализ, синтез,
абстрагирование, моделирование, изучение и анализ литературы по проблеме;
• эмпирические методы: наблюдение, беседа, тестирование,
педагогический эксперимент.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования предлагаемого цикла занятий по воспитанию национальной идентичности подростков средствами татарского музыкального фольклора в педагогической работе с детскими фольклорными коллективами, с любительскими татарскими вокальными ансамблями средних общеобразовательных школ, музыкальных школ и школ искусств.
Научная новизна выпускной квалификационной работы заключается в разработанной методике воспитания национальной идентичности у подростков, основанной на изучении татарского песенного фольклора.
Апробация работы осуществлялась в ходе педагогического эксперимента, проведенного на базе Дома Культуры «Энергетик» Заинского муниципального района РТ, а также в процессе концертной деятельности автора работы в качестве участницы трио «Булгар кызлары».
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В таких условиях особую остроту и злободневность приобретает проблема воспитания у молодежи и подростков чувства национальной идентичности, основанной на знании собственной веками сложившейся культуры, уважения к традициям своего народа.
На сегодняшний день в Республике Татарстан наблюдается активный рост национального самосознания среди подрастающего поколения, чему способствует проводимая руководством политика по сохранению языка и национальной культуры . Изучение татарского языка введено в обязательную программу обучения детей и молодежи, открыты образовательные учреждения, в которых преподавание всех предметов ведется на татарском языке, проводятся различные конкурсы и фестивали народного творчества, ориентированные на воспитание чувства принадлежности к своему народу.
Важную роль в этом процессе имеет использование различных форм народного творчества, поскольку именно в фольклорном искусстве сконцентрирован весь существующий жизненный опыт народа, прослеживаются его аксиологические ориентации, заложен тот культурный код, который является определяющим для воспитания чувства национальной идентичности и у детей.
Степень изученности проблемы. Вопросы национальной идентичности рассматривались в работах Ф. Арсланова, С.А. Арутюнова, Ю.В. Бромлея, П.С. Васильевич, Л.Н. Гумилева, П.Г. Дробижевой, З.А. Жаде, М.В. Заковоротной, П.И. Кушнера, В.И. Козлова, С.В. Кортунова, Д.С. Лихачёва, О.А. Михневич, В.В. Мавродиной, П.И. Смирнова, И.С. Семененко, Ю.И. Семенова, Л.М. Скворцовой, B. А. Тишкова, С.А. Токарева, А.К. Уледова, Н.Н. Чебоксарова.
Проблемы воспитания подростков поднимались в трудах Н.И. Болдыревой, Г.Е. Бондаревской, А.В. Беляева, Т.И. Власовой, Р.Г. Гуровой, В.Г. Гурина, М.С. Каган, И.С. Кон, А.И. Кочетова, C. В. Кульневич, К.А. Сиволобовой, В.В. Серикова, Г.Н. Филонова и др.
Проблеме национальной культуры посвящены труды С.Н. Гаврова, В.Н. Козелько, А.В. Костиной. Различным аспектам фольклорного искусства посвящен ряд работ Н.Ю. Альмеевой, В.Г. Бабакова, И.М. Валеева, Р.А. Исхаковой-Вамба, А.С. Каргин, Е.И. Корнеева, Г.М. Макарова, М.Н. Нигметзянова, З.Н. Сайдашевой, З.М. Явгильдина, Р.Ф. Ягфаровой.
Методы работы с фольклорными вокальными ансамблями изучались Е.Е. Васильевой, А.С. Кабановым, Т.Ю. Кучковой, В.А. Лапиным, Т.С. Орловой, Л.Н. Пепеляевой, В.В. Путиловской, Н.П. Усачевой, И.В. Швецовой.
Не смотря на то, что вопросам национального самосознания и национальной культуры посвящено достаточное количество трудов, проблема влияния татарского фольклорного искусства на воспитание у подростков чувства национальной идентичности раскрыта недостаточно, что артикулирует актуальность данного исследования и формулирует его проблему, которая звучит следующим образом: способствует ли педагогическая работа с детским фольклорным вокальным ансамблем воспитанию национальной идентичности у его участников?
Целью данного исследования является изучение проблемы воспитания национальной идентичности подростков средствами татарского музыкального фольклора
Объект исследования: процесс воспитания национальной идентичности подростков.
Предмет исследования: методы и формы работы с татарским фольклорным ансамблем, способствующие воспитанию национальной идентичности подростков.
В связи с изложенной целью нами были определены следующие задачи:
1. Дать характеристику понятию «национальная идентичность» и проанализировать его связь с национальной культурой;
2. Раскрыть влияние татарского фольклорного искусства на процесс воспитания национальной идентичности;
3. Провести исследование существующего педагогического опыта работы с фольклорными вокальными ансамблями;
4. Предложить собственные формы и методы работы с детским татарским фольклорным вокальным ансамблем, способствующие воспитанию национальной идентичности;
5. Апробировать предложенную методическую разработку в ходе педагогического эксперимента.
Гипотеза исследования заключается в следующем: воспитание национальной идентичности подростков будет более эффективным, если оно будет основано на знании народной культуры и фольклора как важнейший его составляющей.
Методологической основой работы стали
общенаучные труды:
- В.А. Ядова, М.В. Заковоротной, Л.М. Дробижевой К.С Гаджиева раскрывающие проблему идентичности;
- А. Смита, В.Н. Коновалова, посвященные изучению различных аспектов национальной культуры;
частно-научные труды:
- П.А. Сергеевой, Л.А. Бердниковой, Л.А. Ахметовой, раскрывающие методы работы с фольклорными коллективами;
Ценной источниковой базой также послужили интервью с В.Х. Гараевой, А.Ф. Файхрахмановым, Э. Кашаповой, А.К. Зайнуллиной.
Методы исследования:
• теоретические методы научного познания: анализ, синтез,
абстрагирование, моделирование, изучение и анализ литературы по проблеме;
• эмпирические методы: наблюдение, беседа, тестирование,
педагогический эксперимент.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования предлагаемого цикла занятий по воспитанию национальной идентичности подростков средствами татарского музыкального фольклора в педагогической работе с детскими фольклорными коллективами, с любительскими татарскими вокальными ансамблями средних общеобразовательных школ, музыкальных школ и школ искусств.
Научная новизна выпускной квалификационной работы заключается в разработанной методике воспитания национальной идентичности у подростков, основанной на изучении татарского песенного фольклора.
Апробация работы осуществлялась в ходе педагогического эксперимента, проведенного на базе Дома Культуры «Энергетик» Заинского муниципального района РТ, а также в процессе концертной деятельности автора работы в качестве участницы трио «Булгар кызлары».
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Произведенный в первой главе анализ понятия «идентичность» показал многозначность его трактовок, варьирующихся в широком научном диапазоне гуманитарного знания. Рассмотрев этот термин с позиции философии, психологии и социологии, мы пришли к выводу, что он непосредственно связан с понятием «социум», а процедура идентификации представляет собой определение своего места в обществе. В связи с этим мы подошли к умозаключению, что национальная идентичность является одной составляющих идентичности человека, заключающейся в ощущаемой им принадлежности к определённой нации, стране, культурному пространству. Отношение индивидуума к конкретной культурной традиции навело нас на мысль о связи национальной идентичности и национальной культуры, важнейшей составляющей которой является фольклорное искусство. Воспитание подрастающего поколения в традициях этнической культуры является одним из трендов современной педагогики, т.к. именно образование призвано обеспечить сохранение, распространение и развитие собственной национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию других народов, способствовать толерантности и взаимному уважению.
Рассмотрев специфические признаки фольклора, мы пришли к выводу, что татарское народное музыкальное искусство вбирает в себя практически все его виды. Дав характеристику наиболее показательным чертам национального стиля татарской музыки и основным жанрам татарского песенного фольклора, мы выявили, что именно фольклор оказал решающее влияние на становление профессионального татарского музыкального искусства, а традиции исполнения народной музыки сохраняются и распространяются благодаря деятельности татарских фольклорных ансамблей. Проанализировав опыт руководителей ряда коллективов, мы выделили основные принципы их работы, заключающиеся в сохранении 63 народной манеры звукоизвлечения, устойчивой структуре занятий, состоящей из распевания, разучивания и работы над произведением и его сценической подаче.
Данные принципы легли в основу авторской методической разработки по воспитанию национальной идентичности подростков, представленной во второй главе исследования. Комплекс, состоящий из шести занятий, нацелен на воспитание национальной идентичности учащихся посредством разучивания татарских народных песен. Применяемые в комплексе методы, формы работы и предложенный для разучивания фольклорной репертуар - все это в целом должно способствовать процессу приобщения подростков к истокам культуры своего этноса, развить у них чувство единства с собственным народом.
Эффективность применения данного методического комплекса занятий была доказана в ходе педагогического эксперимента, проводимого с фольклорным ансамблем «Мирас» Дворца культуры «Энергетик» г. Заинска. Если на констатирующем этапе эксперимента национальная идентичность у подростков находилась на достаточно низком уровне, то после проведения формирующего этапа, включающего в себя реализацию методической разработки, осознание учащимися своей принадлежности к татарскому народу заметно возросло. Попутно у них увеличились знания в области национального музыкального фольклора. Цель эксперимента была достигнута.
Таким образом, из проведенного исследования можно сделать вывод, что сохранение и трансляция исполнительских традиций татарского народного певческого искусства является важным педагогическим средством, использование которого делает процесс воспитания национальной идентичности более целенаправленным. Актуальность включения национально-регионального компонента в учебно-воспитательный процесс определяется важностью передачи юному поколению уникального этнокультурного наследия - той базы, на которой вырастает человек национальной культуры.
Рассмотрев специфические признаки фольклора, мы пришли к выводу, что татарское народное музыкальное искусство вбирает в себя практически все его виды. Дав характеристику наиболее показательным чертам национального стиля татарской музыки и основным жанрам татарского песенного фольклора, мы выявили, что именно фольклор оказал решающее влияние на становление профессионального татарского музыкального искусства, а традиции исполнения народной музыки сохраняются и распространяются благодаря деятельности татарских фольклорных ансамблей. Проанализировав опыт руководителей ряда коллективов, мы выделили основные принципы их работы, заключающиеся в сохранении 63 народной манеры звукоизвлечения, устойчивой структуре занятий, состоящей из распевания, разучивания и работы над произведением и его сценической подаче.
Данные принципы легли в основу авторской методической разработки по воспитанию национальной идентичности подростков, представленной во второй главе исследования. Комплекс, состоящий из шести занятий, нацелен на воспитание национальной идентичности учащихся посредством разучивания татарских народных песен. Применяемые в комплексе методы, формы работы и предложенный для разучивания фольклорной репертуар - все это в целом должно способствовать процессу приобщения подростков к истокам культуры своего этноса, развить у них чувство единства с собственным народом.
Эффективность применения данного методического комплекса занятий была доказана в ходе педагогического эксперимента, проводимого с фольклорным ансамблем «Мирас» Дворца культуры «Энергетик» г. Заинска. Если на констатирующем этапе эксперимента национальная идентичность у подростков находилась на достаточно низком уровне, то после проведения формирующего этапа, включающего в себя реализацию методической разработки, осознание учащимися своей принадлежности к татарскому народу заметно возросло. Попутно у них увеличились знания в области национального музыкального фольклора. Цель эксперимента была достигнута.
Таким образом, из проведенного исследования можно сделать вывод, что сохранение и трансляция исполнительских традиций татарского народного певческого искусства является важным педагогическим средством, использование которого делает процесс воспитания национальной идентичности более целенаправленным. Актуальность включения национально-регионального компонента в учебно-воспитательный процесс определяется важностью передачи юному поколению уникального этнокультурного наследия - той базы, на которой вырастает человек национальной культуры.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСАХ ПЕВЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ТАТАРСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА
Дипломные работы, ВКР, патентное право. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2018 - СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ГИМНАЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2001 - СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ГИМНАЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (13.00.01)
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003 - ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА ОСНОВЕ НАРОДНЫХ ПЕВЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



