Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА КЛАССИЧЕСКОЙ ГИТАРЕ

Работа №82210

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы52
Год сдачи2016
Стоимость4215 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
182
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Историческое развитие и современное состояние методики обучения игре на классической гитаре в ДШИ 10
1.1 Ретроспективный обзор процесса становления методики обучения
игре на классической гитаре (XVI- начало XX вв.) 10
1.2 Традиционные методики обучения игре на классической гитаре в
ХХ в 18
Выводы по 1 главе 27
Глава 2 Современные тенденции развития методики обучения игре на классической гитаре в XXI в 28
2.1 Анализ методического обеспечения процесса обучения игре на
классической гитаре на современном этапе 28
2.2 Характеристика основных тенденций совершенствования методики
обучения игре на классической гитаре в настоящее время 36
Выводы по 2 главе 43
Заключение 45
Список литературы 47
Приложения

Активное развитие музыкальной индустрии в настоящее время становится негативным фактором для формирования вкусовых предпочтений в области музыкального искусства подрастающего поколения. Это приводит к тому, что музыкально-эстетическое воспитание детей формируется на образцах сомнительного художественного качества, рассчитанных на легкое восприятие (простая мелодия, ритмика, гармония). Значительно большим потенциалом для решения данной проблемы обладают учреждения системы дополнительного образования, где индивидуальные занятия являются преобладающей формой, которая позволяет учитывать факторы возрастных, интеллектуальных особенностей личности, и создать наиболее благоприятные условия для ее развития в соответствии с интересами и потребностями.
Согласно документу РФ в области культуры и искусства «Концепции художественного образования до 2025г.», учреждениям системы дополнительного образования отводится важное значение в воспитании подрастающего поколения. Перед ними ставятся следующие задачи: формирование эстетических потребностей и вкусов; создание эстетически развитой и заинтересованной аудитории слушателей; широкое внедрение художественного образования как фактора интеллектуального совершенствования, способствующего раскрытию творческого потенциала детей и юношества; вовлечение всех групп населения в активную творческую деятельность, предполагающую освоение базовых художественно-практических навыков; выявление художественно одаренных детей и молодежи, обеспечение соответствующих условий для их образования и творческого развития.
Приобщение к искусству важнейшая часть полноценного развития личности подростков, их эстетического, художественного и творческого потенциала. В настоящее время в сфере дополнительного образования одним самых востребованных музыкальных инструментов является шестиструнная гитара. Обучение игре на классической гитаре в системе дополнительного образования является значимым фактором приобщения молодежи к высокохудожественным образцам музыкально-исполнительского искусства.
Достаточно поздно гитару признали, как профессиональный инструмент, что послужило причиной острого недостатка в настоящее время исторической и методологической литературы, освещающей такие вопросы как техническое и художественное развитие гитаристов. Из-за недостаточной обеспеченности теоретическими материалами музыканты-педагоги вынуждены были обращаться к трудам известных скрипачей, пианистов, виолончелистов и других музыкантов, чтобы получить ответы на вопросы касающиеся методики подготовки исполнителя. Но такие универсальные методы не позволяют раскрыть особенности освоения инструмента. И формирование исполнительских умений и навыков решается только анализом большого числа работ музыкантов-педагогов.
В России издано множество различных школ и самоучителей для гитары, однако если посмотреть с точки зрения научно-методического материала, они содержат минимум сведений по теории музыки и исполнительского искусства. Содержание таких пособий состоит из упражнений для развития техники и репертуар различной сложности. Работы зарубежных авторов издавались в нашей стране со значительными сокращениями, тем самым обесценивали работы, значимые в методическом плане. Кроме того, отечественное гитарное исполнительство отставало от мирового уровня по причине изоляции от развитых стран. Только ближе к третьему тысячелетию в России появились молодые исполнители-гитаристы (А. В. Дервоед, Д. В. Илларионов, Д. Ю. Родичеви др.), уровень исполнительского мастерства которых по всем параметрам не уступает профессионализму зарубежных музыкантов. В тоже время область отечественной музыкальной педагогики и методики игры на классической гитаре так и осталась мало изученной.
Недостаточная разработка теоретико-методических положений формирования исполнительских умений и навыков учащихся и необходимость совершенствования образования гитаристов в детской музыкальной школе, определяют актуальность данного исследования, направленного на анализ методик и школ игры, позволяющих качественно повысить уровень подготовки исполнителя.
Степень изученности
Отдельные аспекты настоящего исследования уже получили освещения в науке. В теоретико-практическом плане проблемы эстетического воспитания были широко изучены в трудах О. В. Быкова, Е. Н. Гончарова, А. А. Грачёва, Е. С. Ермакова, Г. Г. Коломиец, Е. В. Матяшова, О. В. Останина, Е. В. Петренко, М. В. Сайфуллина. По музыкальному обучению и воспитанию были рассмотрены работы О. А. Водянко, С. Г. Иванова, Е. В. Мелентьева, Н. П. Михайленко, О. В. Останина, В. Ю. Сотова, С. А. Степанова. Труды по истории гитарного искусства рассматривались в работах Б. Вольман, Е. Д. Ларичев, А. Назаров, А. Сиротина, Н. Соколов, С. Р. Шишкина.
Методики обучения игре на гитаре были разработаны следующими авторами: П. Агафошин, Д. Агуадо, К. Дудинский, А. М. Иванов-Крамской, М. Каркасси, В.Кузнецов, Н.П. Михайленко, Э. Пухоль, С. Руднев, Х. С. Сагрерас, А. Сеговия, Ф. Таррега. Широко изучены методические руководства по обучению игре на гитаре П. Агафошин, Д. Агуадо, К. Дудинский, А. М. Иванов-Крамской, М. Каркасси, В. Кузнецов, Н. П. Михайленко, Э. Пухоль, С. Руднев, Х. С. Сагрерас, А. Сеговия, Ф. Таррега.
В процессе проведения исследования и на основе изученной литературы было выявлено противоречие необходимостью совершенствования исполнительских навыков гитариста с одной стороны, и недостаточной разработанностью методических материалов обучения на классической гитаре.
Необходимость поиска решения выявленного противоречия позволила определить проблему исследования: Какие методики обучения игре на классической гитаре в настоящее время являются наиболее эффективными?
На основе выявленного противоречия и сформулированной проблемы исследования была определена цель исследования: в процессе
сравнительного анализа методик Н. П. Михайленко «Методика преподавания на шестиструнной гитаре» и А.М. Иванова-Крамского «Школа игры на шестиструнной гитаре» определить наиболее эффективные тенденции совершенствования методики обучения игре на классической гитаре в системе дополнительного и профессионального образования.
Объект исследования - процесс обучения исполнительским навыкам игры на классической гитаре в системе дополнительного и профессионального музыкального образования.
Предмет исследования - методическое обеспечение занятий по классической гитаре в образовательных учреждениях дополнительного и профессионального музыкального образования, включающее принципы, методы, содержание обучения.
Задачи исследования
1. Рассмотреть исторический процесс и обобщить педагогический опыт обучения игре на классической гитаре в период XVI- начала XX вв.
2. Проанализировать традиционное методическое обеспечение процесса обучения игре на классической гитаре в учреждениях дополнительного и профессионального музыкального образования XX в.
3. Рассмотреть методические пособия по игре на классической гитаре в учреждениях дополнительного и профессионального музыкального образования, современных авторов XXI в.
4. Выделить основные тенденции совершенствования методических принципов, содержания и методов обучения игре на классической гитаре начала XXI в. на основе сравнительного анализа методик Н.П. Михайленко «Методика преподавания на шестиструнной гитаре» и А.М. Иванова-Крамского «Школа игры на шестиструнной гитаре» обучения игре на классической гитаре.
Методы исследования. Исследование проводилось с использование теоретических методов: анализ исторической, музыковедческой, учебной и методической литературы, а также общенаучных методов: анализ, синтез, обобщение, индукции и дедукции; эмпирические методы (беседа, наблюдение, анкетирование).
Теоретическую базу исследования составили труды по теории, методике обучения детей в системе дополнительного образования, которые были изучены в трудах П. Агафошина, Д. Агуадо, К. Дудинского, А. М. Иванов-Крамского, М. Каркасси, В. Кузнецова, Н. П. Михайленко, Э. Пухоль, С. Руднева, Х.С. Сагрерас, А. Сеговии, Ф. Таррега; различные аспекты эстетического воспитания, развития и формирования культуры подробно раскрытые в трудах таких ученых как О. В. Быкова, Е. Н. Гончарова, А. А. Грачёва, Е. С. Ермакова, Г. Г. Коломиец, Е.В. Матяшова, О.В. Останина, Е.В. Петренко, М.В. Сайфуллина; вопросы музыкального обучения и воспитания на основе работ О. А. Водянко, С. Г. Иванова, Н. П. Михайленко, Е. В. Мелентьева, О. В. Останина, В. Ю. Сотова, С. А. Степанова.
В основу работы были положены труды по истории музыки Б. Вольмана, Е. Д. Ларичева, А. Назарова, А. Сиротина, Н. Соколова, С. Р. Шишкина, а также работы по характеристике классической гитары, история жанров, вопросы репертуара П. Агафошина, Д. Агуадо, Б. Вольмана, К. Дудинского, В. М. Иванов-Крамского, М. Каркасси, В. Кузнецова, Е.Д. Ларичева, Н. П. Михайленко, А. Назарова, Э. Пухоль, С. Руднева, Х. С. Сагрерас, А. Сеговии, А. Сиротина, Н. Соколова, Ф. Таррега, С. Р. Шишкина.
Этапы исследования
На первом этапе исследования 2014-2015 были изучены теоретические источники по истории классического гитарного искусства, развитию практического исполнительского опыта, а также по истории, теории и методике музыкального образования, эстетического воспитания, методического обеспечения учебного процесса.
На втором этапе исследования 2015-2016 был проведен сравнительный анализ методик Н.П. Михайленко «Методика преподавания на шестиструнной гитаре» и А.М. Иванова-Крамского «Школа игры на шестиструнной гитаре» обучения игре на классической гитаре, выявлены особенности содержания, эффективные принципы и методы.
На третьем этапе исследования 2016 г. было выполнено обобщение результатов проведенного анализа, сделаны основные выводы; результаты исследования были отредактированы и оформлены в виде научной работы.
Базу исследования составили теоретические источники по истории развития методики обучения игре на классической гитаре:
П. С. Агафошин «Школа игры на шестиструнной гитаре»
Д. Агуадо «Школа игры на гитаре»
А. Ф. Гитман «Начальное обучение на шестиструнной гитаре»
А. Ф. Гитман «Донотный период начального обучения гитариста»
A. М. Иванова-Крамской «Школа игры на шестиструнной гитаре»
М. Каркасси «Школа игры на шестиструнной гитаре»
Н. Г. Кирьянов «Искусство игры на классической шестиструнной гитаре»
B. А. Кузнецов «Как научиться играть на гитаре»
В. А. Кузнецов «Игровой аппарат гитариста»
Е. Д. Ларичев «Самоучителя игры на шестиструнной гитаре»
Е. Ларичев, А. Назаров «Музыкальный альманах. Гитара. Выпуск 1»
Н. П. Михайленко «Методика преподавания на шестиструнной гитаре»
B. П. Оскарович «Самоучитель игры на шестиструнной гитаре.
Аккорды и аккомпанемент»
Э. Пухоль «Школа игры на шестиструнной гитаре»
П. Роч «Школа игры на шестиструнной гитаре»
C. Руднев «Русский стиль игры на классической гитаре»
Х. С. Сагрерас «Школа игры на шестиструнной гитаре»
A. Сеговия «Моя гитарная тетрадь»
Д. Теслов «Идеальная школа техники гитариста»
B. И. Яшнев, Б. Вольман «Первые шаги гитариста: Школа-самоучитель игры на шестиструнной гитаре»
Научная новизна:
Выявлены предпосылки и основные этапы исторического процесса развития методики обучения игре на классической гитаре. Выполнен сравнительный анализ методик Н.П. Михайленко «Методика преподавания на шестиструнной гитаре» и А.М. Иванова-Крамского «Школа игры на шестиструнной гитаре», который позволил выявить современные тенденции совершенствования методического сопровождения обучения игре на классической гитаре.
Практическая значимость исследования.
Материалы исследования могут быть использованы при разработке методического пособия для классической гитары и совершенствования методов обучения как в музыкальных школах и школах искусств, так и в средних и высших специальных учебных заведениях.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа, включает в себя: введение, 2 главы, 4 параграфа, выводы по каждой из глав, заключение, список литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Предпосылками становления искусства игры на гитаре в XV в. является усовершенствование инструмента, связанное с увеличением количества струн от 4х до 6и, создание акустически наиболее совершенной формы инструмента; появление первого концертного репертуара, связанного с переосмыслением задач и возможностей гитары как инструмента.
Период с момента возникновения первых пособий по игре на классической гитаре и до наших дней можно разделить на три периода.
Первый этап XVI - начало XX вв. - становления методики обучение игре на классической гитаре. Период характеризуется появлением первых пособий, представляющих собой руководства исполнителям по настройке инструмента и элементарной нотной грамоты, простейшим аппликатурным приемам, включающих популярный гитарный репертуар композиторов того времени.
Второй этап ХХ в. - значительное увеличение теоретического материала, добавление сведений о гитаре, системе записи звуков, разъяснение посадки гитариста, постановки правой и левой рук. Появление обозначений темпов и динамических оттенков, пояснение различных приемов и многое другое. Увеличение гитарного репертуара как сольными, так и аккомпанирующими произведениями. Расширение круга возможностей гитарного мастерства.
Третий этап начало XXI в. - дифференциация направленности каждой методики на определенный тип методических или исполнительских задач. Появление двух типов изданий по гитарному искусству: методические руководства по освоению навыков игры на инструменте и репертуарные сборники. Авторы посвящают свои труды одной-двум задачам освоения гитарного искусства, которые раскрывают глубоко и подробно. Появление методических руководств, целиком посвященных первоначальным навыкам освоения техники игры на гитаре, а также общим вопросам гитарного исполнительства. Ряд авторов фокусируют внимание на отдельных стилях и направлениях при составлении репертуарного сборника.
Тенденциями развития школы обучения игре на гитаре в настоящее время является разработка методов обучения с позиций современного психолого-педагогического научного знания.
Сравнительный анализ «Школы игры на шестиструнной гитаре» А.М. Иванова-Крамского и «Методики преподавания на шестиструнной гитаре» Н.П. Михайленко позволил сделать вывод, что наиболее эффективными методами и принципами обучения игре на классической гитаре являются те, которые разрабатываются в контексте общих принципов организации системы образования, современных педагогических подходов, психологических основ творческих способностей, дидактики.



1. Агафошин П.С. Новое о гитаре. - М., 1928.
2. Агафошин П. «Школа игры на шестиструнной гитаре». Москва: «Музыка», 1987г. - с. 206
3. Агафошин П. С. «Классическая гитара в России и СССР» / Сост. М. Яблоков. - Тюмень-Екатеринбург, 1992. - ст. 13-34.
4. Агуадо Д. Школа игры на шестиструнной гитаре. - Санкт-Петербург, 1993г. - с. 68
5. Бурханов А. Неизвестное о «твореньице» Хуана Карлоса Амата, испанской гитаре, бандоле и много другом. // Музыкальный журнал «Старинная музыка» - 2012 г. - № 3-4. - с. 38-60.
6. Быкова О. В. Музыкально-эстетическое развитие подростка в современной детской школе искусств - г. Санкт-Петербург: Изд-во «Реноме», февраль 2012 - 243 с.
7. Вайсборд М.А. Андрес Сеговия и гитарное искусство ХХ века. - М., 1989. - 208 с.
8. Вещицкий П. Классическая шестиструнная гитара / Вещицкий П., Ларичев Е., Ларичева Г. - М., 2000. - 216 с.
9. Вольман Б. Гитара в России. Очерки истории гитарного искусства. - Ленинград: «Музгиз», 1961 г. -177 с.
10. Вольман Б. Л. Гитара в России: Очерки истории гитарного искусства.
- Ленинград: «Музгиз», 1961. - с. 150-153;
11. Высотский М. Т. Школа для семиструнной гитары. - 1836.
12. Гитман А.Ф. Начальное обучение на шестиструнной гитаре. - М.: ИЧП «Престо», 2002. - 105 с.
13. Григорьев С. Краткий очерк истории гитары. - М.: Просвещение, 2012.-36 с.
14. Груздова И. Музыкально - эстетическая культура детей дошкольного возраста: сущность и пути формирования // Дошкольное воспитание. № 2 - 2011г. - с. 88
15. Ермакова Е. С. Эстетическое воспитание дошкольников средствами музыкального искусства. Научный журнал. - г. Нижний Тагил: Научно-издательский центр «Социосфера», 2010-2014г. - с. 52-56
16. Иванов - Крамской А. М. Школа игры на шестиструнной гитаре. - Москва: «Феникс», 2002 г. - с. 152
17. Иванова-Крамская Н.А. Жизнь посвятил гитаре. - М., 1995. - 128 с
18. Кузнецов В. Игровой аппарат гитариста. - Москва: «Классика-XXI», 2006г. - с. 201
19. Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. - Москва: «Советский композитор», 1988г. - с. 150
20. Келдыш Г. В. Гл. ред. / Музыкальный энциклопедический словарь / — М.: Советская энциклопедия, 1990. — с. 359
21. Келдыш Ю. В. Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1973. — Т. 1. — С. 778. — 1070 с
22. Ларичев Е. Шестиструнная гитара // Музыкальный альманах. Гитара. - Вып. 2. - М.: Музыка, 1990. - С. 4-5;
23. Ларичев Е.Д. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. - М., 1986. - 94 с.
24. Лебедев С.Н. Луис де Нарваэс // Большая российская энциклопедия. Т.22. М., 2013, с.44.
25. Милан, Луис де //Большая российская энциклопедия. Т.20. М.: БРЭ, 2012 - 296 с.
26. Михайленко. Н. П. Методика преподавания на шестиструнной гитаре - Киев, 2003. -248 с.
27. Михайленко Н. Фан Динь Тан. Справочник гитариста - Киев, 1998. - 247 с.
28. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального воспитания. - Москва: «Просвещение», 1972. -383 с.
29. Назаров А. О гитаре. // Музыкальный альманах. Выпуск 1. Гитара. - Москва. 1989г. -53 с.
30. Петренко Е.В. Методика обучения игре на шестиструнной гитаре для детей в возрасте 11-16 лет/Доклад - Вязьма, 2015. -6 с.
31. Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре - Москва: «Советский композитор», 1977г. -183 с.
32. Пухоль, Э. Школа игры на шестиструнной гитаре на принципах техники Ф. Таррега/ Э. Пухоль - М.: Всесоюзное издательство, 1983. - 188 с.
33. Руднев С. Русский стиль на классической гитаре. - Тула: «Ясная поляна», 2002г. - 203 с.
34. Русанов В.А. Гитара в России. - М., 1901. - 98 с.
35. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей. - Москва: «Владос» 1995. -606 с.
36. Руднев, И.С. Русский стиль игры на классической гитаре / И.С. Руднев. - Тула: Ясная Поляна, 2002. -208 с.
37. Русанов В.А. Гитара и гитаристы, вып. 2. - М., 1901. - 64 с.
38. Сайфуллина М.В. Музыкально-эстетическое воспитание как социокультурный процесс. - Томск: Изд-во «ТГУ», 2002. -182 с.
39. Сагрерас Х. С.. Школа игры на шестиструнной гитаре. Ч. 1. - Москва, 1996г. -198 с.
40. Сеговия А. Моя Гитарная тетрадь. - Санкт-Петербург: «Музыка», 1995г. -56 с.
41. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей - Москва: «Просвещение», 1989. -270 с.
42. Тарасов Г.С. Педагогика в системе музыкального образования: уч. пособие - Москва: Просвещение, 1986. -46 с.
43. Штелин Я. Известия о музыке в России. - «Музыкальное наследство», вып. I. М., 1935. - 148 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ