Введение
ГЛАВА 1.Теоретические аспекты развития музыкальной памяти у учащихся в классе специального фортепиано.
1.1. Развитие музыкальной памяти как психолого-педагогическая проблема
1.2. Особенности развития музыкальной памяти у детей младшего школьного возраста
1.3. Анализ методов и приемов (методик) развития музыкальной памяти в фортепианной педагогике
Выводы по 1 главе
ГЛАВА 2. Опыт применения методических приемов как эффективных средств развития музыкальной памяти у детей младшего школьного возраста в ДМШ №2 г. Нижнекамска.
2.1. Разработка комплекса методов и приемов по развитию
музыкальной памяти у детей младшего школьного возраста в ДМШ №2 г. Нижнекамска
2.2. Реализация разработанного методов и приемов по развитию
музыкальной памяти у детей младшего школьного возраста в ДМШ №2 г. Нижнекамска
Выводы по 2 главе
Заключение
Актуальность. Развитие памяти - одна из важнейших задач в музыкальной педагогике. В своей ежедневной практике преподаватели музыкальных школ сталкиваются с различными проблемами по развитию музыкальной памяти у учащихся. Как правило, проблемы, связанные с разнообразными «дефектами» музыкальной памяти, становятся серьезным препятствием для успешного музыкального развития ребенка. Вместе с тем развитая музыкальная память позволяет учащимся усваивать значительный объем теоретических знаний, лучше осваивать практические умения и навыки, постоянно расширять исполнительский репертуар и понимать различные музыкальные (художественные) стили. Развитая музыкальная память во многом определяет индивидуальный темп и качество профессионального становления маленького музыканта. Таким образом, проблема развития музыкальной памяти у учащихся музыкальных школ, в том числе и на начальном этапе обучения, является актуальной для их педагогов и для музыкальной педагогики в целом.
Объект исследования - процесс развития музыкальной памяти у детей.
Предмет исследования - комплекс методов и приемов, как эффективного средства развития музыкальной памяти детей младшего школьного возраста.
Цель -выявить наиболее эффективные методы и приемы по развитию музыкальной памяти у детей начального школьного возраста и внедрить их в школьную практику.
Гипотеза исследования: музыкальное развитие детей младшего школьного возраста будет результативным, если в процессе воспитания будут:
• созданы педагогические условия, в том числе индивидуальный подход
для развития музыкальной памяти у учащихся ДМШ (учет возрастных способностей, индивидуальных музыкальных способностей, индивидуальный подход развития музыкальной памяти);
• предложен и внедрен в учебный процесс комплекс методов и приемов,
с целью положительного развития музыкальной памяти у детей начального школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Представить сущностные характеристики ключевых понятий: память, музыкальная память, кратковременная, долговременная, эмоциональная и другие виды памяти.
2. Изучить методики развивающие музыкальную память у детей
младшего школьного возраста: исторические аспекты и практика применения.
3. Выявить и определить педагогические условия применения комплекса методов и приемов, как эффективного средства развития музыкальной памяти у детей младшего школьного возраста.
4. Разработать и внедрить в учебный процесс комплекс методов и приемов, как эффективного средства развития музыкальной памяти у детей младшего школьного возраста.
Методологической и теоретической основой исследования являются научные труды в области педагогики, психологии, педагогики искусства, в которых раскрываются особенности психологии детского возраста, исследуются вопросы развития и обучения детей начального школьного возраста, а также проблемы развития памяти, музыкальных способностей и творчества (А.Д.Алексеев, Л.С.Выготский, В. Давыдов, А.Н.Леонтьев, В.И.Петрушин, С.Л.Рубинштейн, С.И.Савшинский, Б.М. Теплов Д.Б. Эльконин). Важнейшим положением для данного исследования является идея о том, что индивидуальный подход (учитывающий способности, психологические особенности, выбор методических приемов, темп изучения музыкального материала, его сложность и соответствие интересам ребенка) к каждому учащемуся является необходимым условием для развития музыкальной памяти конкретного учащегося, а значит и для музыкального развития ребенка - учащегося ДМШ. Эксперимент по внедрению разработанного комплекса методов и приемов для развития музыкальной памяти у детей младшего школьного возраста в ДМШ №2 г. Нижнекамска осуществлялась с опорой на принципы и методы, изложенные в работах И.Гофмана, Л.Маккиннон, В.И.Муцмахера, Г.Г. Нейгауза, С.Е.Фейнберга, Г.М.Цыпина,А.П.Щапова.
Разработанность проблемы. Результаты теоретических и экспериментальных поисков на пути развития музыкальной памяти привели исследователей к выводу о перспективности педагогической науки и практики в решении существующих проблем. Музыканты - исполнители, педагоги - практики и ученые стремились оптимизировать процесс запоминания музыки, сделать его более рациональным и эффективным, улучшить его качество. Так, например, известный российский музыковед Г.М.Цыпин в своем исследовании считал главным логические подходы к развитию памяти. В то время как немецкий педагог К. Мартинсен в своих исследованиях по развитию музыкальной памяти делает упор на конструктивную память. По его мнению, музыкант-исполнитель должен хорошо разбираться во всех мельчайших подробностях разучиваемого произведения. Для педагога Г.Г.Нейгауза огромное значение в развитии музыкальной памяти имеет художественный образ музыкального произведения, то есть его содержание, смысл, поэтическая сущность музыки. Разработан комплекс эффективных методов и приемов для формирования музыкальной памяти у детей младшего школьного возраста в процессе изучения крупной формы, которые входят в классе фортепиано, поскольку произведения крупной формы являются наиболее сложными для освоения учащимися начальных классов ДМШ. Практическая значимость работы заключается в обобщении теоретических основ и педагогического опыта по применению методов и приемов, для развития музыкальной памяти младших школьников. Представленный в данной работе материал может быть включен в арсенал методических средств, применяемых учителями музыки в процессе обучения детей младшего школьного возраста в инструментальном классе в учреждениях системы дополнительного образования.
Методы исследования. В ходе исследования применялся комплекс взаимодополняющих методов, адекватных предмету исследования:
• теоретические - анализ и обобщение материалов, полученных в результате изучения педагогической и психологической научной литературы, нормативных документов по проблеме исследования; анализ источников по методике развития музыкальной памяти, образовательных программ ДМШ;
• эмпирические - методы наблюдения, изучения и обобщения педагогического опыта по применению методических приемов, упражнения для развития музыкальной памяти; экспертная оценка, опросные методы (беседа, тестирование), анализ продуктов учебной музыкально - исполнительской деятельности детей.
Опытно-экспериментальной базой исследования является ДМШ№2 г. Нижнекамска.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.
В первой главе раскрывается содержание ключевых понятий исследования: память, музыкальная память, кратковременная память, долговременная память, оперативная память, эмоциональная память и др. характеристики памяти; выявлено значение «памяти» для музыкального развития и профессионального становления юного музыканта - учащегося ДМШ; раскрываются особенности развития учащихся в начальном школьном возрасте; осуществляется анализ методической литературы и методик в области развития музыкальной памяти у детей начального школьного возраста.
Во второй главе выявляется уровень развития музыкальной памяти у детей младшего школьного возраста в ДМШ №2 г. Нижнекамска, определяются педагогические условия, необходимые для эффективного развития музыкальной памяти у детей; описывается опытно - экспериментальная работа, проведенная в указанной ДМШ, в ходе которой осуществляется развитие музыкальной памяти у учащихся младшего школьного возраста; описаны результаты проведенной работы (таблицы, диаграмма, качественный анализ).
В заключении сделаны обобщающие выводы по результатам проведенного исследования.
1. Работа посвящена изучению актуальной проблемы развития музыкальной памяти у учащихся младшего школьного возраста. Как показало исследование, эффективным средством развития музыкальной памяти детей младшего дошкольного возраста является разработанный и апробированный в процессе исследования комплекс общепедагогических методов и специальных приемов.
2. В работе осуществлен анализ и обобщение материалов, полученных в результате изучения педагогической, психологической, музыковедческой, научной и учебно-методической литературы. Даны сущностные характеристики ключевых понятий, соответствующие заявленной теме исследования. В процессе исследования выявлены педагогические условия, возрастные и психологические особенности развития учащихся младшего школьного возраста, разработаны педагогические условия и предложен комплекс методов по развитию музыкальной памяти на занятиях фортепиано в ДМШ.
3. В работе раскрываются исторические и теоретические аспекты проблемы развития музыкальной памяти, представлены характеристики различных видов памяти, в том числе: образной, слуховой, двигательной, зрительной, а так же кратковременной, долговременной и оперативной.
4. В ВКР излагается порядок экспериментальной работы, ход опытной работы, проведенной в названной музыкальной школе. В исследовании доказывается, что организованная мыслительная деятельность в процессе освоения и запоминания музыкального материала (игры наизусть) - один из главных факторов успешности такой работы. Умение быстро и верно понимать (осмысливать) музыкальный материал (использовать приемы логической обработки материала.).
5. В работе описаны методики и результаты диагностики динамики развития музыкальной памяти у детей младшего школьного возраста, посещающих ДМШ №2 г. Нижнекамска. Разработан и описан цикл занятий, целью которых является развитие музыкальной памяти у учащихся. Результаты проделанной работы отражены в таблицах, диаграмме и других приложениях.
6. Проведенное исследование позволило выявить положительную динамику развития музыкальной памяти у учащихся ДМШ №2 г. Нижнекамска, что подтверждает эффективность разработанного комплекса методов и приемов. Таким образом, поставленные в исследовании цель и задачи решены.