Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ АНСАМБЛЕВОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ-ВИОЛОНЧЕЛИСТОВ В ДМШ

Работа №82201

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы86
Год сдачи2016
Стоимость4320 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
322
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования ансамблевой 9
культуры учащихся-виолончелистов
1.1. Содержание и структура ансамблевой культуры музыканта
1.2. Ансамбль виолончелистов ДМШ как учебно-исполнительский
коллектив 23
Выводы по главе 1 26
Глава 2. Практический опыт формирования ансамблевой 28
культуры учащихся в условиях ансамбля виолончелистов в ДМШ
2.1. Ансамблевое творчество учащихся-виолончелистов в репетиционном и сценическом процессе
2.2. Содержание и результаты опытно-экспериментальной работы 39
Выводы по главе 2 46
Заключение 47
Литература 49
Приложение 1. Программа обучения по дисциплине «Ансамбль 54
виолончелистов» для учащихся 2-5 классов ДМШ №2 г. Набережные Челны
Приложение 2. Сборник переложений произведений для ансамбля 76
виолончелистов ДМШ «Веселые виолончельки»


Актуальность. Ансамблевая музыка занимает в музыкальном искусстве серединное положение между сольным и коллективным исполнением, воплощающими личностное и коллективно-групповое начала. В ансамблевом исполнительстве гармонично соединяются открытое самовыражение каждого, ощущение самоценности личности и в то же время нераздельности, совместности, целостности и сплоченности. Коллективное музицирование отличается разнообразием форм, жанров, исполнительских составов, каждый имеющий свою степень воздействия на слушательскую аудиторию. Развитие ансамблевого исполнительства происходило на протяжении всей истории музыкального искусства, но особенный расцвет оно переживает в ХХ-XXI веках, что выразилось в появлении новых типов любительских, учебных и концертных коллективов. Одной из примет времени становится создание однотембровых ансамблей, составленных из одинаковых инструментов и голосов: трио теноров, арт-группа «Сопрано- 10», квартет саксофонистов, ансамбль аккордеонистов, квинтет домристов и т.д. Подобные коллективы, не обладая, по сравнению со смешанными составами широким диапазоном и безграничными техническими возможностями, способны, тем не менее, раскрыть выразительные возможности отдельно взятого инструмента или голоса во всей его полноте.
Нередки в современной исполнительской практике и однотембровые струнные ансамбли, объединяющие скрипачей или контрабасистов. Важное место среди них принадлежит ансамблю виолончелистов, обладающему густым мягким тембром, проникновенностью звучания, теплотой и лиричностью тона. Исполнение этим коллективом переложений известных музыкальных произведений открывает в них новые смысловые грани, образные и колористические особенности.
Игра в ансамбле виолончелистов осуществляется в условиях профессиональных и учебных коллективов. Последние набирают всё большую популярность в музыкальных колледжах и детских музыкальных школах. Однако не все колледжи могут организовать ансамбль виолончелистов по причине резкого сокращения набора студентов на эту специальность. Спад интереса к обучению на виолончели наблюдается и в ДМШ, что связано с переориентацией запросов учеников и родителей в сторону вокала и гитары. Трудоемкий процесс обучения на виолончели порой отталкивает учащихся, настроенных на достижение быстрого результата. Игра в школьном ансамбле виолончелистов способна включить ученика на ранних этапах в активную концертную и конкурсную деятельность, повысив тем самым мотивацию к обучению. В ансамбле виолончелистов реализуется потребность юных музыкантов к самореализации через коллективное творчество. В первых опытах совместного исполнительства закладываются основы ансамблевой культуры. Ансамблевое исполнительство формирует у учащихся художественный вкус, расширяет музыкальный кругозор, позволяет более широко раскрывать свои исполнительские возможности, формирует художественно-исполнительские навыки, воспитывает умение трактовать и слушать исполняемую партию как часть совместного исполняемого произведения. При игре в ансамбле складывается творческая атмосфера, необходимая в совместной работе, укрепляется чувство товарищества, взаимопонимания, единства коллектива и ответственности.
Степень изученности проблемы. Изучение феномена ансамблевого музицирования началось в 60-е годы XX века. В работе Л.Н. Раабена «Вопросы квартетного исполнительства» даны рекомендации по развитию навыка ансамблевого исполнительства в процессе игры в струнном квартете. А.Д. Готлиб рассматривает («Основы ансамблевой техники»; 1971) ансамбль как учебный предмет; вводит понятия «ансамблевая техника» и «ансамблевая культура», раскрывает основные навыки ансамблевого исполнительства. Проблема развития навыков сценического поведения и культуры концертного выступления была затронута в работах работах Ю.В.Капустина [29], Л.Л.Бочкарева [12], Р.Р.Давидяна [26]. Вопросами формирования ансамблевой артикуляции и штриховой синхронности занимались А.Г.Григорян [23], Л.С.Ауэр [7], К.Г.Мострасс [35]. В трудах И.А.Асмоловой [6], Ханецкой Н.В [45] рассмотрены жанровые особенности ансамблевой музыки, выявлена взаимосвязь между композиторским творчеством и эволюцией ансамблевого исполнительства.
На рубеже XX-XXI веков различные аспекты проблемы развития ансамблевого исполнительства учащихся рассматриваются рядом ученых. Так, А.А.Давыдова в своем диссертационном исследовании разрабатывает модель ансамблевой культуры учащихся вокального отделения музыкальных колледжей и вузов (на материале работы в концертмейстерском классе) [27]. Вопросы развития ансамблевой техники музыканта-исполнителя (на примере студентов-аккордеонистов) отражены в содержательной диссертации О.В.Бычкова [14]. В работе О.В.Мартыновой раскрываются особенности работы в классе камерного ансамбля [32]; Н.В. Степанова рассматривает содержание и структуру коммуникативного комплекса музыканта- ансамблиста в процессе его профессиональной подготовки [43].
Как видим, труды по ансамблевому исполнительству многочисленны, но в большинстве своем относятся к взрослым музыкантам, студентам ВУЗов и музыкальных колледжей, нацеленные на углубление и развитие профессиональных навыков, формирование которых происходит на начальном этапе обучения, что зачастую выпускается из вида научных исследователей. В данном исследовании поднимается проблема становления ансамблевой культуры учащихся 2-5 классов оркестрового отделения детских музыкальных школы, занимающихся в ансамбле виолончелистов.
Цель исследования: рассмотреть процесс формирования ансамблевой культуры учащихся-виолончелистов в ДМШ.
В соответствии с целью были поставлены задачи исследования:
1. раскрыть содержание и структуру ансамблевой культуры;
2. выявить основные навыки ансамблевого исполнительства;
3. охарактеризовать ансамбль виолончелистов ДМШ как учебно-исполнительский коллектив;
4. осветить ансамблевое творчество учащихся-виолончелистов в учебно-репетиционном процессе и сценических выступлениях;
5. провести опытно-экспериментальную работу.
Объектом исследования выступает художественно-педагогический процесс формирования ансамблевой культуры учащихся.
Предмет исследования — содержание и методологические приемы формирования ансамблевой культуры учащихся-виолончелистов в ДМШ.
Гипотеза исследования. Формирование ансамблевой культуры учащихся будет проходить успешнее, если начинать обучение с младших классов. Включение в педагогический процесс, наряду с высокохудожественными произведениями, инструктивного (упражнения, этюды) и полифонического (каноны, обработки народных песен с использованием подголосочной полифонии) материала, использование современных информационных технологии (аудио- и видеозапись, компьютерная диагностика звука с помощью тюнера) позволит повысить эффективность приобретения я ансамблевых навыками.
Методологической и теоретической основой исследования являются работы по становлению ансамблевой культуры личности музыканта (А.А. Давыдова, Л.Н. Раабен); методике обучения в классе струнных инструментов (Л.С.Ауэр, Л.С.Гинзбург, А.Г.Григорян, А.Д.Готлиб, А.Маккинон, К.Г.Мострасс) и в классе ансамбля (И.А.Асмолова, О.А.Блох, О.В.Бычков, Н.Ю.Катонова, Р.Р.Давидян).
Методы исследования. В соответствии с поставленными целями и задачами использовались теоретические методы: изучение и анализ литературы по проблеме исследования; практические методы: обобщение педагогического опыта, накопленного в музыкально-образовательной системе, а также собственного опыта работы в качестве преподавателя класса ансамбля в ДМШ №2 г. Набережные Челны; педагогический эксперимент.
Опытно-экспериментальная база исследования. Исследование проводилось в 2015-2016 уч. году на базе Детской музыкальной школы №2 г. Набережные Челны.
Этапы исследования. На первом аналитическом этапе изучалась психолого-педагогическая, музыковедческая и методическая литература по ансамблевой культуре и ансамблевой технике музыканта, были сформулированы рабочая гипотеза, цель, задачи, объект и предмет исследования.
На втором опытно-экспериментальном этапе проводился эксперимент, в ходе которого были выявлены методов и приемов работы по совершенствованию ансамблевой культуры учащихся- виолончелистов.
На третьем завершающем этапе происходила систематизация и обобщение эмпирического материала. Определялись критерии, проводилась оценка и педагогическая эффективность методики по формирования ансамблевой культуры учащихся в ансамбле виолончелей.
Новизна работы состоит в том, что процесс формирования ансамблевой культуры учащихся впервые рассмотрен на примере ансамбля виолончелистов, обновлен репертуар переложений художественных произведений для ансамбля виолончелей, создана программа обучения для младших школьников. Разработана система оценочных критериев культуры ансамблевого исполнительства учащихся-виолончелистов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная в ходе исследования программа и сборник переложений для ансамбля виолончелистов могут быть рекомендованы к использованию в работе преподавателей по классу ансамбля виолончелистов в Детских музыкальных школах.
Структура ВКР.
Выпускная квалификационная работа состоит из содержания, введения, двух глав, заключения, списка литературы и двух приложений, включающих в себя авторскую программу по предмету «Ансамбль» в классе виолончелей и сборник переложений для ансамбля виолончелистов.
Во введении сформулированы цель и задачи исследования, обоснована ее актуальность, осуществлен обзор литературы по теме, определена практическая значимость работы.
Первая глава раскрывает теоретические основы формирования ансамблевой культуры учащихся-виолончелистов, рассматривает ансамбль виолончелистов как современное явление в творческой и учебной практике.
Вторая глава освещает практический опыт формирования ансамблевой культуры учащихся в условиях ансамбля виолончелистов в ДМШ на примере работы с ансамблем виолончелистов ДМШ №2 г. Набережные Челны, представляет содержание и результаты опытно-экспериментальной работы.
В заключении содержатся выводы.
В приложении представлены разработка программы обучения «Ансамбль виолончелистов» и сборник переложений «Веселые виолончельки».

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам.
Ансамблевая культура является структурным компонентом профессиональной культуры музыканта, проявляющаяся в готовности воспринимать партнеров по музыкальной коммуникации как единомышленника и союзника в достижении общей цели - постижения ценностей и смысла авторского художественного мира и создании адекватной интерпретации, что в свою очередь является плодом совместной творческой деятельности. Педагогическое значение развития ансамблевой культуры выявило, что функция по формированию ансамблевой культуры заключается в воспитании не только узкопрофессиональных качеств ансамблистов, но и в формировании коммуникативных качеств личности, расширении музыкального кругозора, умении достигать психологического компромисса. Были выделены необходимые условия, позволяющие говорить о возможности проявления при исполнительстве в ансамбле творческого импульса. К этим условиям относятся: наличие творческой индивидуальности у каждого музыканта ансамбля; синтез всех творческих индивидуальностей в ансамбле на основе взаимопонимания; способность открытости в общении со своими партнерами по ансамблю.
Выделяется три основных подхода к формированию ансамблевой культуры: системный; диалогический аксиологический . В основе методической модели аксиологическая теория ориентации личности и состоит из четырех уровней. Первый уровень - эмоционально-мотивационный. На этом уровне формируется мотивация к сотворческой деятельности партнеров по ансамблю, создается эмоциональный настрой на творческое взаимодействие в процессе совместной работы над музыкальным произведением. Второй уровень - эстетически-ценностный, где отражается эмоциональное переживание, возникшее в процессе постижения музыкального сочинения, влечет за собой потребность в эстетически- ценностном осмыслении художественного явления, вызвавшего это переживание. Третий уровень сотворчески-преобразовательный, на нем проявляется готовность участников ансамбля к самостоятельной творческой деятельности. Четвертый уровень синтетически-диалогический, служит показателем высокого уровня ансамблевой культуры. Процесс формирования ансамблевой культуры в первую очередь предполагает способность к сопереживанию, ценностному отношению к постигаемому художественному миру и его ценностному осмыслению, готовность к ценностному взаимодействию между ансамблистами, которые являются коллективным субъектом ценностного осмысления и познания музыкального текста, что предполагает необходимость применения аксиологического подхода к изучаемой проблеме. Для ансамблевой культуры очень важна техническая составляющая исполнения, ровность ведения звука, качественное интонирование, умение создать высокохудожественный образ своей игрой, и выдвижение этими качествами в ансамблевом исполнении на профессиональный уровень.
Все чаще создаются ансамбли виолончелистов на различных профессиональных уровнях, существуют коллективы профессиональных музыкантов в России и Европе, успешно концертирующих по миру, студенческие и ученические коллективы. Создаются программы по обучению в ВУЗах, колледжах, музыкальных училищах, музыкальных школах и школах искусств.
Проведенный в исследовательской работе эксперимент доказал эффективность формирования ансамблевой культуры у учащихся младшего школьного возраста. По итогам эксперимента были обобщены рекомендации по формированию ансамблевой культуры, на их основе создана программа обучения по предмету ансамбль, на примере ансамбля виолончелистов и создан сборник переложений детских пьес «Веселые виолончельки».



1. Алексеев, А.Д. Клавирное искусство / А.Д. Алексеев. - М.-Л.: Музгиз, 1952.- 252с.
2. Алексеев, А.Д. Методика обучения игре на фортепиано: учеб. пособие /А.Д.Алексеев. - М.: Музыка, 1971. - 278 с.
3. Алексеев, А.Д. Творчество музыканта-исполнителя: на материале интерпретаций выдающихся пианистов прошлого и настоящего / А.Д. Алексеев. - М.: Музыка, 1991. - 102 с.
4. Алыпиц, Ю.Л. Ансамбль и творческая индивидуальность:
автореф. дис. ...канд. искусствоведения / Ю.Л.Алыпиц. - М., 2003 - 23 с.
5. Алиев, Ю.Б. Формирование музыкальной культуры подростков. - автореф. дис...докт. пед. наук. - М.,1987. - 32 с.
6. Асмолова, Н. А. Фортепианный ансамбль в учебно- исполнительской деятельности студентов / Асмолова И.А. // Основы профессиональной подготовки учителя музыки: межвуз. сб. научн. тр. Вып. 4. - Спб -1999. - С. 79-84.
7. Ауэр, JI.C. Моя школа игры на скрипке. Интерпретация произведений скрипичной классики / Л.С.Ауэр. - Изд. 4-е, перераб. и доп. - Санкт-Петербург: Композитор, [2004]. - 118 с.
8. Баренбойм, Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства [Электронный источник] /Л.А. Баренбойм // URL http://ale07.ru/music/notes/song/fortepiano/barenboim.htm(дата обращения 24. 11.2015)
9. Баренбойм, JI.A. Музыкальная педагогика и исполнительство / .II.A.Баренбойм. - М., Издательство: «Классика-XXI» 2007,. - 335 с.
10. Благой, Д.Д. Искусство камерного ансамбля и музыкально-педагогический процесс / Д.Д. Благой // Камерный ансамбль. Педагогика и исполнительство / Ред.-сост. К.Х. Аджемов. - М.: Музыка, 1979.- С. 5-32.
11. Благой, Д.Д. Камерный ансамбль и различные формы коллективного музицирования /Д.Д. Благой // Камерный ансамбль: Педагогика и исполнительство. - М.: Музыка, 1996. - Вып. 2. - С. 65 - 78.
12. Бочкарев, Л.Л. Психологические аспекты формирования готовности музыкантов-исполнителей к публичному выступлению: автореф. дис. ...канд. психол. наук/ Л.Л. Бочкарев. - М., 1975. - 21 с.
13. Бочкарев, Л.Л. Психология музыкальной деятельности / Л.Л.Бочкарев; Рос.Акад.наук, Ин-т психологии. - М.: Изд-во Института психологии РАН, 1997. - 357 с.
14. Бычков, О.В. Формирование ансамблевой техники музыканта- исполнителя: дис. .канд. пед. наук/ О.В.Бычков.- СПб, 2006. - 188 с.
15. Воскресенская, Т.В. Истоки русской камерной инструментальной культуры /Т.В.Воскресенская // Камерно-ансамблевая музыка в творчестве русских композиторов: сб. ст. - СПб., 1993. - С. 9 - 35.
16. Выготский, JI.C. Психология искусства. Анализ эстетической реакции /Л.С. Выготский. - 5 изд., испр. и доп. - Москва: Лабиринт, 1997. - 413 с
17. Гинзбург Л.С. Камерная музыка в современной музыкальной практике / Л.С. Гинзбург // Камерный ансамбль. Педагогика и исполнительство / ред.- сост. К.Х. Аджемов. -М., 1979. - С. 160 - 167.
18. Гинзбург Л.С. Современное музыкальное исполнительство: проблемы и средства (На примере современной музыки для смычковых инструментов) / Л.С. Гинзбург // Музыкальное исполнительство: сб. ст./ сост. и общ. ред. В.Ю. Григорьева и В.А. Натансона. - М.:Музыка, 1983.-Вып. 11. - С.68-101.
19. Готлиб, А.Д. Основы ансамблевой техники [Электронный источник]/ А.Д. Готлиб.//http://blogrider.ru/blogs/168447/posts/id/4844223/gotlib_aosnovi_ansamblevoy_tekhniki. php.
20. Готлиб, А.Д. Фактура и темп в ансамблевом произведении
[Электронный ресурс] / А.Д. Готлиб / /URL: http://hl.mailru.su/
50
mcached_a_i.php&c=161%3A3971&r=3767745&frm=webhsm (дата обращения 12.09.2015)
21. Готлиб, М.Д. Заметки о преподавании камерного ансамбля / М.Д. Готлиб //Методические записки по вопросам музыкального образования: Вып.1. — М.: Музыка, 1966. - С. 318 - 328.
22. Григорьев, В.Ю. Исполнитель и эстрада / В.Ю. Григорьев.- Магнитогорск, 1998. - 153 с.
23. Григорян, А.Г. Заметки преподавателя квартетного класса / А.Г. Григорян //Камерный ансамбль. Педагогика и исполнительство / ред.-сост. К.Х. Аджемов. - М.: Музыка, 1979.- С. 124 - 135.
24. Гусев, В.Е Психология коллективного творчества/ В.Е. Гусев // Содружество наук и тайны творчества. - М., 1968. - С. 47 - 69.
25. Давидян, Р.Р. Квартетное искусство: Проблемы исполнительства и педагогики / P.P. Давидян. - М.:Музыка, 2008. - 318 с.
26. Давидян, P.P. Психологические аспекты квартетного
музицирования / P.P. Давидян // Музыкальное исполнительство и современность.- М.: Музыка, 1988. - Вып.1. - С. 128-155.
27. Давыдова А.А. Формирование ансамблевой культуры у учащихся-музыкантов на материале работы в концермейстерском классе: дис. ...канд. пед. наук / А.А. Давыдова.- М., 2007. - 162 с.
28. Каган, М.С. Музыка в мире искусства: Об изучении музыки в художественно-культурном контексте / М.С. Каган. - СПб., 1996. - 231с.
29. Капустин, Ю.В. Музыкант-исполнитель и публика: /
Ю.В.Капустин // Социологические проблемы современной концертной жизни. - М.:Музыка, 2005. - 165 с.
30. Катонова, Н.Ю. Ансамбль двух фортепиано в XX веке. Типология жанра: автореф. дис. ... канд. искусствоведения / Н.Ю. Катонова. - М., 2002.- 24 с.
31. Маккинон, А. Игра наизусть / А. Маккинон; пер с англ., вступ. ст. и примеч. Ф.Соколова.- Москва: Классика XXI, 2004. - 151 с.
32. Мартынова, О. В. Камерная музыка и некоторые особенности работы в классе ансамбля О.Мартынова//Проблемы и перспективы развитияобразования в России. - 2011. - №11. - С.196-201.
33. Мострасс, К.Г. Динамика в скрипичном искусстве: учеб. пособие /К.Г.Мострасс. - М.: Музгиз, 1956. - 59 с.
34. Мострасс, К.Г. Интонация на скрипке: методический очерк [Электронный ресурс] / К.Г.Мострасс // URLhttp://biblioclub.ru/index.php?page =book&id=228699 (дата обращения 14.01.2016)
35. Мострасс, К.Г. Ритмическая дисциплина скрипача: метод, очерк [Электронный ресурс]/ К,Г. Мострасс. // URLhttp://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4908655 (дата обращения 24.02.2016)
36. Назаров, И.Т. Основы музыкально-исполнительской техники и метод ее совершенствования [Электронный источник]/ И.Т. Назаров // URL http://www.forumklassika.ru/archive/index.php/t-16959.html(дата обращения 12.11.2015)
37. Надирова, Л.Л. Теоретические основы и методы формирования
эмпатии у студентов музыкально-педагогических факультетов:
автореф. дис. ... докт.пед. наук / Л.Л. Надирова. - М.: МГОПУ, 2000. - 59 с.
38. Петрушин, В.И. Музыкальная психология: пособие для учащихся и студентов сред, и высш. муз. учеб. заведений / В.И. Петрушин - М.: ТОО Пассим, 1994. - 303 с.
39. Польская, И.И. Камерный ансамбль как феномен культуры / И.И. Польская // Наука, искусство, образование на пороге III тысячелетия: Материалы II Междунар. науч. конгресса (Волгоград, 6-8 апреля 2000 г.): В 2т. Т.1. - Волгоград, 2000. - С. 384 - 388.
40. Прейсман, Э.М. Камерный оркестр как явление в музыкальной культуре XVII - XX веков: автореф. дис. ...докт. искусствоведения / Э.М.Прейсман. - Новосибирск, 2003. - 48 с.
41. Раабен, JI.H. Вопросы квартетного исполнительства: учеб. пособие для консерваторий и муз. училищ / Л.Н.Раабен. - М.: Музгиз, 1960.¬108 с.
42. Раабен, Л.Н. Камерно-инструментальная музыка первой половины XX. в.: Страны Европы и америки: исслед. / Л.Н. Раабен. - Л.: Сов. композитор, 1986.-108 с.
43. Степанова, Н.В. Содержание и структура коммуникативного комплекса музыканта-ансамблиста / Н.В.Степанова // Мир науки, культуры, образования. - 2011. - №3. - С.122-124.
44. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М.Теплов. - М. : Наука, 2003.- 384 с.
45. Ханецкая, Н.В. Особенности работы в классе камерного ансамбля/ Н.В. Ханецкая // Основы профессиональной подготовки учителя музыки: межвуз. сб науч.тр. Саратов.пед.ин-та. Вып.4. - Саратов, 1999. - С.85 - 93.
46. Цыпин, Г.М. Музыкально-исполнительское искусство: Теория и практика / Г.М.Цыпин. - США: Алетейя, 2001. - 320 с.
47. Цыпин, Г.М. Исполнитель и техника / Г.М. Цыпин. - М.:
Academia, 1991.- 192 c.
48. Щербакова, А.И. Аксиология музыкально-педагогического образования / А.И. Щербакова. - М.: Прометей, 2001. - 423 с.
49. Шульпяков, О.Ф. Техническое развитие музыканта-исполнителя: проблемы методологии /О.Ф. Шульпяков. - М.:Музыка, 2003 - 104 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ