Развитие творческой активности учащихся среднего школьного возраста на интегрированных уроках «Искусство»
|
Введение 3
Глава I. Теоретические основы развития творческой активности детей среднего школьного возраста на интегрированных уроках «Искусство»
1.1. Сущностно-содержательная характеристика ключевых понятий исследования «активность», «творческая активность»
1.2. Особенности развития творческой активности детей среднего школьного возраста
1.3. Педагогический потенциал интегрированных уроков «Искусство»
Выводы по главе I 43
Глава II. Практическая реализация процесса развития творческой активности учащихся среднего школьного возраста на интегрированных уроках «Искусство»
2.1. Разработка авторской программы интегрированных уроков «Искусство» для учащихся 5 класса СОШ
2.2. Ход и результаты опытно-экспериментальной работы по развитию творческой активности учащихся среднего школьного возраста на интегрированных уроках «Искусство» в МБОУ СОШ №3, г. Елабуга
Выводы по главе II 79
Заключение 83
Список литературы 90
Приложение 95
Глава I. Теоретические основы развития творческой активности детей среднего школьного возраста на интегрированных уроках «Искусство»
1.1. Сущностно-содержательная характеристика ключевых понятий исследования «активность», «творческая активность»
1.2. Особенности развития творческой активности детей среднего школьного возраста
1.3. Педагогический потенциал интегрированных уроков «Искусство»
Выводы по главе I 43
Глава II. Практическая реализация процесса развития творческой активности учащихся среднего школьного возраста на интегрированных уроках «Искусство»
2.1. Разработка авторской программы интегрированных уроков «Искусство» для учащихся 5 класса СОШ
2.2. Ход и результаты опытно-экспериментальной работы по развитию творческой активности учащихся среднего школьного возраста на интегрированных уроках «Искусство» в МБОУ СОШ №3, г. Елабуга
Выводы по главе II 79
Заключение 83
Список литературы 90
Приложение 95
Актуальность исследования. За последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству духовно-нравственного и умственного воспитания детей, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. Важное значение в системе эстетического воспитания имеет искусство: музыку, живопись, танец, театр и другие виды художественного творчества, заключающее в себе большой потенциал для развития личности.
В школе знакомство учащихся с произведениями искусства происходит в основном на уроках художественного цикла. Эти предметы являются основными в системе эстетического воспитания и играющие решающую роль в формировании у детей эстетических идеалов, развития творческой самореализации.
В своей сущности предметы художественного цикла, как предметы школьного обучения, являются собирательными, обобщающими, интегративными, комплексными, представляющие единство самого искусства, его теории и истории, навыков практического творчества.
Введение интеграции предметов в систему образования позволяет решить задачи, поставленные в настоящее время перед школой и обществом в целом. Интегрированные уроки способствуют формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом. Интеграция предметов эстетического цикла позволяет достичь взаимосвязи: человек - общество - природа, затрагивая нравственно-этическую сторону этой связи. Это касается объединения таких предметов, как изобразительное искусство и литература, изобразительное искусство и музыка, которые просто дополняют друг друга.
Степень изученности проблемы. Проблема эстетического воспитания подрастающего поколения достаточно исследована в философии, эстетике, психологии, музыкальной педагогике, культурологии и др.
Воспитание искусством было предметом изучения многих философов прошлого Авицена, Аристотель, Гегель, Гельвеций, Пифагор, Платон, Конфуций и др., считавшие, что общение с музыкой, элементарное музицирование благотворно действуют на все психические и мыслительные процессы человека, обогащают внутренний мир, создают полифонию воспринимаемой действительности, побуждают к самопознанию и самовыражению, формируют фантазию и способности к творчеству, экспериментированию, импровизации.
В педагогике музыкального образования данной проблемой занимаются многие педагоги, ученые-исследователи, среди которых:
Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, Л.Г. Дмитриева, Е.Д. Критская, Г.И. Щукина и другие.
Комплексное воздействие различных видов искусства на эстетическое, духовное развитие личности, влияние музыкального искусства на воспитание подрастающего поколения и ее роли во всестороннем и гармоничном развитии человека анализировалось в трудах ряда ученых Л.И. Божович, Л.П. Бочкарева, С.А. Морозова и др.
Ряд исследований таких авторов, как В.В. Ванслова, Т.Г. Броже, В.А. Бухвалова, Р.В. Горячевой, Б.П. Юсова рассматривали в своих
исследованиях существенную роль использования интегрированных уроков в образовательном процессе в творческом развитии детей.
Особенным для нашего исследования являются взгляды таких ученых как Л.С. Выготский, Д.А. Леонтьев, Г.И. Щукина изучавшие развитие творческой активности, как интегративное качество личности.
В исследованиях авторов Д.Б. Богоявленской, Р.А. Валеевой, Ю.Б. Гаганова, Н.Л. Корсунского, Л.А. Петровской, К.Р. Рождерс процесс развития творческой активности детей рассматривается, как внутренняя потребность к реализации знаний, умений и эффективное воплощение творческой самореализации.
Как свидетельствует обзор состояния изученности избранной нами темы, и как показывает практика, проблеме использования потенциала различных видов искусств в процессе развития творческой активности детей не достаточно уделяется должного внимания, а сама работа в этом направлении проводится не систематически. Несмотря на довольно устойчивый интерес к ней широкого круга ученых и педагогов, необходимо теоретически и практически расширить представления о процессе развития творческой активности детей среднего школьного возраста средствами интегрированных уроков искусства.
Таким образом, существуют противоречия между значительным воспитательным потенциалом интегрированных уроков «Искусство» и его недостаточным использованием в процессе развития творческой активности детей среднего школьного возраста; объективно существующей необходимостью использования интегрированных уроков «Искусство» в процессе развития творческой активности детей среднего школьного возраста и недостаточной разработанностью соответствующих методологических и методических основ и положений.
Данные противоречия на теоретико-методологическом уровне выражаются в форме научной проблемы: каковы теоретические основы, педагогический потенциал интегрированных уроков «Искусство», особенности процесса развития творческой активности детей среднего школьного возраста.
Решение данной проблемы обусловило выбор темы исследования: «Развитие творческой активности детей среднего школьного возраста на интегрированных уроках «Искусство»».
Объект исследования - музыкально-образовательный процесс в общеобразовательной школе.
Предмет исследования - процесс развития творческой активности детей среднего школьного возраста на интегрированных уроках «Искусство».
Цель исследования -теоретически обосновать и экспериментально апробировать авторскую программу интегрированных уроков «Искусство».
Цель, объект и предмет исследования определили постановку следующих задач исследования:
1. Дать сущностно-содержательную характеристику ключевым понятиям исследования «активность», «творческая активность»;
2. Охарактеризовать особенности развития творческой активности детей среднего школьного возраста;
3. Раскрыть педагогический потенциал интегрированных уроков «Искусство» в процессе развития творческой активности детей;
4. Представить авторскую программу интегрированных уроков «Искусство» и обобщить результаты опытно-экспериментальной работы в МБОУ СОШ №3, г. Елабуга РТ.
Методы исследования. В процессе исследования были использованы методы: теоретические: изучение и обобщение опыта по развитию личности в общеобразовательных школах; изучение и анализ психолого-педагогической, методической, искусствоведческой литературы по проблеме исследования; изучение учебно-программной документации по музыкальному искусству; практические: наблюдение; анкетирование; тестирование; педагогический эксперимент, обобщение и систематизация эмпирического материала, интерпретация полученных данных.
Методологической основой исследования явились труды философов А.Л. Бергсона, В.Н. Дружинина, А.Ф. Лосева, Ф.В. Шеллинга, раскрывающие сущность творческой активности личности; исследование концепции и подходов к изучению творчества в исследованиях Д.Б. Богоявленской, Л.С. Выготского, А.В. Запорожец,
А.Н. Леонтьева, А.М. Матюшкина, Д.Б. Эльконин, Я.А. Пономарева и др.; педагогические идеи гуманизации образования в работах Ш.А. Амонашвили, Ю.Б. Алиева, О.А. Апраксиной, Л.А. Баренбойм, Д.Б. Кабалевского и др.
Научная значимость исследования заключается в том, что в нём теоретически углублены представления о процессе развития творческой активности детей среднего школьного возраста средствами интегрированных уроков «Искусство»; определены особенности развития творческой активности детей среднего школьного возраста; разработана авторская программа интегрированных уроков «Искусство».
Практическая значимость исследования заключается в том, что в работе изучен, систематизирован и обобщён педагогический опыт развития творческой активности детей среднего школьного возраста средствами интегрированных уроков «Искусство».
Материалы исследования расширяют базу знаний в области эстетического развития детей, а также дополняют содержательную и технологическую составляющую педагогики школьного образования; результаты исследования могут быть использованы учителями общеобразовательных школ на уроках музыки, преподавателями учреждений дополнительного образования, студентами музыкально-педагогических вузов и ссузов.
База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения СОШ №3 им. Героя РФ А.Н. Епанешникова (далее МБОУ СОШ №3), г. Елабуга Республика Татарстан. В эксперименте приняло участие 50 учащихся 5 классов в возрасте 11-12 лет.
Этапы проведения исследования:
1. Подготовительный этап: теоретический анализ литературы,
обоснование темы и определение содержания исследования.
2. Этап организации и проведения исследования: изучение
педагогического опыта преподавателя музыки в общеобразовательной
школе; разработка авторской программы интегрированных уроков «Искусство». Осуществление опытно-экспериментальной работы.
3. Этап завершения исследования: обобщение результатов,
оформление выводов по теме исследования.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа включает в себя: введение, две главы, пять параграфов, заключение, список литературы, приложения (6), таблицы (8), диаграммы (3).
В школе знакомство учащихся с произведениями искусства происходит в основном на уроках художественного цикла. Эти предметы являются основными в системе эстетического воспитания и играющие решающую роль в формировании у детей эстетических идеалов, развития творческой самореализации.
В своей сущности предметы художественного цикла, как предметы школьного обучения, являются собирательными, обобщающими, интегративными, комплексными, представляющие единство самого искусства, его теории и истории, навыков практического творчества.
Введение интеграции предметов в систему образования позволяет решить задачи, поставленные в настоящее время перед школой и обществом в целом. Интегрированные уроки способствуют формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом. Интеграция предметов эстетического цикла позволяет достичь взаимосвязи: человек - общество - природа, затрагивая нравственно-этическую сторону этой связи. Это касается объединения таких предметов, как изобразительное искусство и литература, изобразительное искусство и музыка, которые просто дополняют друг друга.
Степень изученности проблемы. Проблема эстетического воспитания подрастающего поколения достаточно исследована в философии, эстетике, психологии, музыкальной педагогике, культурологии и др.
Воспитание искусством было предметом изучения многих философов прошлого Авицена, Аристотель, Гегель, Гельвеций, Пифагор, Платон, Конфуций и др., считавшие, что общение с музыкой, элементарное музицирование благотворно действуют на все психические и мыслительные процессы человека, обогащают внутренний мир, создают полифонию воспринимаемой действительности, побуждают к самопознанию и самовыражению, формируют фантазию и способности к творчеству, экспериментированию, импровизации.
В педагогике музыкального образования данной проблемой занимаются многие педагоги, ученые-исследователи, среди которых:
Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, Л.Г. Дмитриева, Е.Д. Критская, Г.И. Щукина и другие.
Комплексное воздействие различных видов искусства на эстетическое, духовное развитие личности, влияние музыкального искусства на воспитание подрастающего поколения и ее роли во всестороннем и гармоничном развитии человека анализировалось в трудах ряда ученых Л.И. Божович, Л.П. Бочкарева, С.А. Морозова и др.
Ряд исследований таких авторов, как В.В. Ванслова, Т.Г. Броже, В.А. Бухвалова, Р.В. Горячевой, Б.П. Юсова рассматривали в своих
исследованиях существенную роль использования интегрированных уроков в образовательном процессе в творческом развитии детей.
Особенным для нашего исследования являются взгляды таких ученых как Л.С. Выготский, Д.А. Леонтьев, Г.И. Щукина изучавшие развитие творческой активности, как интегративное качество личности.
В исследованиях авторов Д.Б. Богоявленской, Р.А. Валеевой, Ю.Б. Гаганова, Н.Л. Корсунского, Л.А. Петровской, К.Р. Рождерс процесс развития творческой активности детей рассматривается, как внутренняя потребность к реализации знаний, умений и эффективное воплощение творческой самореализации.
Как свидетельствует обзор состояния изученности избранной нами темы, и как показывает практика, проблеме использования потенциала различных видов искусств в процессе развития творческой активности детей не достаточно уделяется должного внимания, а сама работа в этом направлении проводится не систематически. Несмотря на довольно устойчивый интерес к ней широкого круга ученых и педагогов, необходимо теоретически и практически расширить представления о процессе развития творческой активности детей среднего школьного возраста средствами интегрированных уроков искусства.
Таким образом, существуют противоречия между значительным воспитательным потенциалом интегрированных уроков «Искусство» и его недостаточным использованием в процессе развития творческой активности детей среднего школьного возраста; объективно существующей необходимостью использования интегрированных уроков «Искусство» в процессе развития творческой активности детей среднего школьного возраста и недостаточной разработанностью соответствующих методологических и методических основ и положений.
Данные противоречия на теоретико-методологическом уровне выражаются в форме научной проблемы: каковы теоретические основы, педагогический потенциал интегрированных уроков «Искусство», особенности процесса развития творческой активности детей среднего школьного возраста.
Решение данной проблемы обусловило выбор темы исследования: «Развитие творческой активности детей среднего школьного возраста на интегрированных уроках «Искусство»».
Объект исследования - музыкально-образовательный процесс в общеобразовательной школе.
Предмет исследования - процесс развития творческой активности детей среднего школьного возраста на интегрированных уроках «Искусство».
Цель исследования -теоретически обосновать и экспериментально апробировать авторскую программу интегрированных уроков «Искусство».
Цель, объект и предмет исследования определили постановку следующих задач исследования:
1. Дать сущностно-содержательную характеристику ключевым понятиям исследования «активность», «творческая активность»;
2. Охарактеризовать особенности развития творческой активности детей среднего школьного возраста;
3. Раскрыть педагогический потенциал интегрированных уроков «Искусство» в процессе развития творческой активности детей;
4. Представить авторскую программу интегрированных уроков «Искусство» и обобщить результаты опытно-экспериментальной работы в МБОУ СОШ №3, г. Елабуга РТ.
Методы исследования. В процессе исследования были использованы методы: теоретические: изучение и обобщение опыта по развитию личности в общеобразовательных школах; изучение и анализ психолого-педагогической, методической, искусствоведческой литературы по проблеме исследования; изучение учебно-программной документации по музыкальному искусству; практические: наблюдение; анкетирование; тестирование; педагогический эксперимент, обобщение и систематизация эмпирического материала, интерпретация полученных данных.
Методологической основой исследования явились труды философов А.Л. Бергсона, В.Н. Дружинина, А.Ф. Лосева, Ф.В. Шеллинга, раскрывающие сущность творческой активности личности; исследование концепции и подходов к изучению творчества в исследованиях Д.Б. Богоявленской, Л.С. Выготского, А.В. Запорожец,
А.Н. Леонтьева, А.М. Матюшкина, Д.Б. Эльконин, Я.А. Пономарева и др.; педагогические идеи гуманизации образования в работах Ш.А. Амонашвили, Ю.Б. Алиева, О.А. Апраксиной, Л.А. Баренбойм, Д.Б. Кабалевского и др.
Научная значимость исследования заключается в том, что в нём теоретически углублены представления о процессе развития творческой активности детей среднего школьного возраста средствами интегрированных уроков «Искусство»; определены особенности развития творческой активности детей среднего школьного возраста; разработана авторская программа интегрированных уроков «Искусство».
Практическая значимость исследования заключается в том, что в работе изучен, систематизирован и обобщён педагогический опыт развития творческой активности детей среднего школьного возраста средствами интегрированных уроков «Искусство».
Материалы исследования расширяют базу знаний в области эстетического развития детей, а также дополняют содержательную и технологическую составляющую педагогики школьного образования; результаты исследования могут быть использованы учителями общеобразовательных школ на уроках музыки, преподавателями учреждений дополнительного образования, студентами музыкально-педагогических вузов и ссузов.
База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения СОШ №3 им. Героя РФ А.Н. Епанешникова (далее МБОУ СОШ №3), г. Елабуга Республика Татарстан. В эксперименте приняло участие 50 учащихся 5 классов в возрасте 11-12 лет.
Этапы проведения исследования:
1. Подготовительный этап: теоретический анализ литературы,
обоснование темы и определение содержания исследования.
2. Этап организации и проведения исследования: изучение
педагогического опыта преподавателя музыки в общеобразовательной
школе; разработка авторской программы интегрированных уроков «Искусство». Осуществление опытно-экспериментальной работы.
3. Этап завершения исследования: обобщение результатов,
оформление выводов по теме исследования.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа включает в себя: введение, две главы, пять параграфов, заключение, список литературы, приложения (6), таблицы (8), диаграммы (3).
Проведенное исследование развития творческой активности детей среднего школьного возраста на интегрированных уроках «Искусство» позволило прийти к следующему заключению:
1. Изучены и проанализированы работы таких ученых педагогов как Ю.Б.Алиев, О.А. Апраксина, Д.Б.Богоявленская, В.А.Бухвалов, В.В.Давдови др. позволившие выявить недостаточную исследованность проблемы развития творческой активности учащихся среднего школьного возраста.
2. В исследовании выявлена многоуровневость данной проблемы. Рассмотрены понятия «творчество» и «активность», что позволило конкретизировать ключевое понятие исследования «творческая активность» и определить его как качество личности, выражающееся в общности потребностей, интересов и действий, в творческом преобразовании полученных знаний, саморазвитии учащегося, его личностного роста. Механизмом развития творческой активности является поиск чего-то нового.
3. Рассмотрен опыт развития творческой активности учащихся Л.И. Божович, Ю.Гаганов, Г.И.Щукинаид.р. Наиболее характерными чертами этого опыта является:
- вовлечение учащихся в поисковую деятельность;
- применение последних педагогических технологий, усиливших учебный процесс, самоанализ; индивидуализация и дифференциация преподавания.
4. Представлено мнение исследователя Г.И.Щукиной в понимании
творческой активности также как высшего уровня познавательной активности, т.к. требует от ученика напряжения всех его внутренних сил и формируется в процессе познавательной деятельности; определены уровни познавательной активности: репродуктивно-подражательная активность, поисково-исполнительская активность; творческая активность представляет собой высший уровень познавательной активности.
5. Сделан вывод о том, что творческая активность личности - это устойчивое интегральное свойство личности, выражающееся в:
- развитии одаренности, творческих способностей;
- в общности потребностей, интересов и действий;
- степени проявлении познавательной активности;
- в творческом преобразовании полученных знаний;
- в эмоциональном отношении к творческой деятельности ;
- степени включенности в творческую деятельность;
- саморазвитии учащегося, его личностного роста;
- волевых проявлениях в творчестве.
6. Исследованы психолого-педагогические основы развития творческой активности учащихся среднего школьного возраста, среди которых основными для решения вышеназванной проблемы выступают представления о системе личностных свойств, действии психических процессов, учета возрастных особенностей развития учащихся, согласованности положений и методов воспитательного действия и т.д.
7. Средний школьный возраст характеризуется: повышенной творческой и познавательной активностью; интенсивным развитием речи, мышления, восприятия, внимание становится избирательным; обладает определенной самостоятельностью, достаточно развитыми навыками самообслуживания, навыками социальной, общественной и учебной жизни; развита чувственная сфера. Данный возраст является благоприятным для творческого развития: характерен резкий скачек в формировании отношения к искусству, самовыражении, самореализации и осознании себя индивидуальностью.
8. Рассмотрены ведущие факторы, определяющие развитие творческой активности заключающиеся в:
- в содержании, характере учебной и внеучебной деятельности;
- в степени его актуальности;
- в возможности удовлетворения познавательных, эстетических потребностей учащихся;
- в праве выбора изучаемого материала, творческого задания;
- во взаимоотношениях между учителем и учащимися и иных условиях, в которых происходит деятельность учащихся среднего школьного возраста.
9. Одним из необходимых условий, стимулирующих данный процесс является развитие мотивации, занимающее ведущее место в формировании личности и определяет направление и характер его деятельности.
10. Важным в развитии творческой активности и реализации полученных знаний и умений является творческая самореализация детей, позволяющая замкнуть весь учебный процесс на личностном развитии, комплексно охватить и развить каждого ребёнка в соответствии с его талантами и желаниями.
11. Определены методологические подходы обеспечивающие
научное обоснование этого процесса: целостный, деятельностный,
диалогический, гуманистический, культурологический, антропологический, аксиологический, личностно-ориентированный, системно-деятельностный .
12. Рассмотрены и определены принципы развития творческой активности учащихся среднего школьного возраста: принцип посильной трудности; принцип положительного фона обучения; принцип единства художественного и технического; принцип образности и ассоциативности; принцип целостности; принцип синтеза аффекта интеллекта и действия; принцип образовательной рефлексии; принцип модульности.
13. Для развития творческой активности учащихся необходима специально организованная среда, характеризующаяся активностью освоения и преобразования окружающего мира, высокой самооценкой, открытостью и свободой своих суждений, поступков. Рассмотрено мнение исследователей Н.В.Калининой, М.И.Лукьяновой [23, с. 62]что среда подразумевает:
- создание творческой атмосферы в коллективе,
- преобладание активных методов работы,
- интенсивного взаимодействия участников образовательного процесса,
- участие всех участников образовательного процесса в производстве интеллектуальных и материальных ценностей, в социально значимой деятельности.
14. Рассмотрен потенциал интегрированных уроков, способствующий приобретению новых знаний, представлений на стыке традиционных предметных знаний, реализацию полученных знаний и умений в практической, творческой деятельности.
15. Определены преимущества интегрированных уроков:
- повышает мотивацию к познавательной, творческой деятельности ;
- способствуют формированию целостной научной картины мира,
- позволяют систематизировать знания и активно применять их на практике, в творческой деятельности, способствуя творческой активности, самореализации учащихся;
- позволяет вовлечь каждого школьника в активную работу на уроке и способствует творческому подходу к выполнению учебного задания;
- способствует развитию эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления, речи учащихся;
- формирует общеучебные умения и навыки;
- обеспечивает совершенно новый психологический климат в процессе обучения и создаёт новые условия деятельности учителя и учащихся.
16. Представленная авторская программа интегрированных уроков «Искусство» (Музыка. Литература. Живопись) для учащихся 5 класса СОШ создана на основе программы «Музыка. 5-7 классы» авторов Е.Д. Критской и Г.П. Сергеевой, Т.С.Шмагиной; авторской программы «Искусство», авторов Г.П. Сергеевой, И.Э. Кашековой, Е.Д. Критской и личного практического опыта автора на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3», г. Елабуга ЕМР РТ.
17. Методологической основой программы являются современные концепции в области эстетики, культурологии, психологии художественного творчества, развивающего обучения, художественного образования, ориентирована на учащихся 5 класса общеобразовательной школы и рассчитана на 1 год обучения.
18. Отличительная особенность данной программы в том, что в ней рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства во взаимодействии с художественными образами других искусств: литературы - прозы и поэзии, изобразительного искусства - живописи и скульптуры, архитектуры и графики.
19. Опытно-экспериментальная работа по исследованию процесса развития творческой активности учащихся среднего школьного возраста на интегрированных уроках «Искусство» проводилась на базе муниципального
бюджетного образовательного учреждения МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 им. Героя РФ А.Н. Епанешникова» (далее МБОУ СОШ №3) Республика Татарстан, г. Елабуга.
20. В процессе экспериментальной работы была использована разработанная диагностика в виде анкет для определения уровня развития творческой активности учащихся среднего школьного возраста на основе методик Б.Н. Смирновой «Тест на выявление уровня сформированности самостоятельности», «Анкета на выявление сформированности мотива достижения успеха в учебно-творческой деятельности» и «Тест на проверку удовлетворенности результатом деятельности» Т.Ф.Сергеевой и Н.А.Прониной.
21. Определены критерии, показатели развития творческой активности учащихся среднего школьного возраста: мотивационный (направленность личности);самостоятельность в деятельности в поступках, принимаемых решениях; удовлетворенность результатом деятельности.
22. На констатирующем этапе с помощью диагностик был выявлен начальный уровень развития творческой активности учащихся среднего школьного возраста в ЭГ и КГ. Все диагностируемые результаты отображены в таблицах и графиках, после анализа которых, мы определили недостаточный уровень развития творческой активности учащихся среднего школьного возраста обеих групп, что убедило нас в необходимости разработки педагогического обеспечения развития творческой активности учащихся среднего школьного возраста, реализации авторской программы.
23. Содержание формирующего этапа представляло собой:
1. Реализацию комплекса уроков «Искусство» и внеклассных мероприятий для учащихся (ЭГ), направленных на развитие творческой активности учащихся среднего школьного возраста;
2. Использование методик, позволяющих проследить изменения в сформированности творческой активности учащихся среднего школьного возраста;
3. Внедрение авторской программы развития творческой активности учащихся среднего школьного возраста в процессе реализации комплекса уроков «Искусство» и внеклассных мероприятий.
24. В КГ уроки «Искусство» и внеклассная музыкальная деятельность проводились по традиционной образовательной программе «Музыка» и «Изобразительное искусство» для учащихся 5 классов, в которой задача развития творческой активности не ставилась.
25. На контрольном этапе эксперимента была повторно проведена диагностика уровня развития творческой активности ЭГ и КГ и представлены сравнительные результаты реализации формирующего этапа эксперимента, которые отражены в таблицах, схемах и диаграммах. Результаты диагностики показали более высокий уровень развития творческой активности у учащихся ЭГ и незначительный рост уровня учащихся КГ.
26. Опытно-экспериментальная работа показала, что разработанная и внедренная в процесс обучения авторская программа, разработанные уроки «Искусство» позволили значительно повысить уровень развития творческой активности учащихся среднего школьного возраста в ЭГ. Результаты проявилась в следующих показателях:
-устойчивая мотивация к творческой, познавательной деятельности;
-сформированность целостной научной картины мира, рассмотрение предметов, явлений с различных сторон: теоретической, практической, прикладной;
-систематизирование знаний и умений в области музыкального, изобразительного искусства и литературы активное применение их на практике, в творческой деятельности, способствуя творческой активности, самореализации учащихся;
-ярко выраженное стремление в творческой самореализации;
-активность в жизни коллектива;
-творческий подход к выполнению учебного задания, адекватность самооценки;
-развитие эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления, речи учащихся;
-умение проявлять творческую активность в создании творческих проектов;
-умение применять полученные знания в каком-либо виде художественной деятельности, решать творческие задачи;
-активность в индивидуальной, коллективной творческой деятельности, бескорыстная помощь товарищам;
-достижение признания среди педагогов, одноклассников.
1. Изучены и проанализированы работы таких ученых педагогов как Ю.Б.Алиев, О.А. Апраксина, Д.Б.Богоявленская, В.А.Бухвалов, В.В.Давдови др. позволившие выявить недостаточную исследованность проблемы развития творческой активности учащихся среднего школьного возраста.
2. В исследовании выявлена многоуровневость данной проблемы. Рассмотрены понятия «творчество» и «активность», что позволило конкретизировать ключевое понятие исследования «творческая активность» и определить его как качество личности, выражающееся в общности потребностей, интересов и действий, в творческом преобразовании полученных знаний, саморазвитии учащегося, его личностного роста. Механизмом развития творческой активности является поиск чего-то нового.
3. Рассмотрен опыт развития творческой активности учащихся Л.И. Божович, Ю.Гаганов, Г.И.Щукинаид.р. Наиболее характерными чертами этого опыта является:
- вовлечение учащихся в поисковую деятельность;
- применение последних педагогических технологий, усиливших учебный процесс, самоанализ; индивидуализация и дифференциация преподавания.
4. Представлено мнение исследователя Г.И.Щукиной в понимании
творческой активности также как высшего уровня познавательной активности, т.к. требует от ученика напряжения всех его внутренних сил и формируется в процессе познавательной деятельности; определены уровни познавательной активности: репродуктивно-подражательная активность, поисково-исполнительская активность; творческая активность представляет собой высший уровень познавательной активности.
5. Сделан вывод о том, что творческая активность личности - это устойчивое интегральное свойство личности, выражающееся в:
- развитии одаренности, творческих способностей;
- в общности потребностей, интересов и действий;
- степени проявлении познавательной активности;
- в творческом преобразовании полученных знаний;
- в эмоциональном отношении к творческой деятельности ;
- степени включенности в творческую деятельность;
- саморазвитии учащегося, его личностного роста;
- волевых проявлениях в творчестве.
6. Исследованы психолого-педагогические основы развития творческой активности учащихся среднего школьного возраста, среди которых основными для решения вышеназванной проблемы выступают представления о системе личностных свойств, действии психических процессов, учета возрастных особенностей развития учащихся, согласованности положений и методов воспитательного действия и т.д.
7. Средний школьный возраст характеризуется: повышенной творческой и познавательной активностью; интенсивным развитием речи, мышления, восприятия, внимание становится избирательным; обладает определенной самостоятельностью, достаточно развитыми навыками самообслуживания, навыками социальной, общественной и учебной жизни; развита чувственная сфера. Данный возраст является благоприятным для творческого развития: характерен резкий скачек в формировании отношения к искусству, самовыражении, самореализации и осознании себя индивидуальностью.
8. Рассмотрены ведущие факторы, определяющие развитие творческой активности заключающиеся в:
- в содержании, характере учебной и внеучебной деятельности;
- в степени его актуальности;
- в возможности удовлетворения познавательных, эстетических потребностей учащихся;
- в праве выбора изучаемого материала, творческого задания;
- во взаимоотношениях между учителем и учащимися и иных условиях, в которых происходит деятельность учащихся среднего школьного возраста.
9. Одним из необходимых условий, стимулирующих данный процесс является развитие мотивации, занимающее ведущее место в формировании личности и определяет направление и характер его деятельности.
10. Важным в развитии творческой активности и реализации полученных знаний и умений является творческая самореализация детей, позволяющая замкнуть весь учебный процесс на личностном развитии, комплексно охватить и развить каждого ребёнка в соответствии с его талантами и желаниями.
11. Определены методологические подходы обеспечивающие
научное обоснование этого процесса: целостный, деятельностный,
диалогический, гуманистический, культурологический, антропологический, аксиологический, личностно-ориентированный, системно-деятельностный .
12. Рассмотрены и определены принципы развития творческой активности учащихся среднего школьного возраста: принцип посильной трудности; принцип положительного фона обучения; принцип единства художественного и технического; принцип образности и ассоциативности; принцип целостности; принцип синтеза аффекта интеллекта и действия; принцип образовательной рефлексии; принцип модульности.
13. Для развития творческой активности учащихся необходима специально организованная среда, характеризующаяся активностью освоения и преобразования окружающего мира, высокой самооценкой, открытостью и свободой своих суждений, поступков. Рассмотрено мнение исследователей Н.В.Калининой, М.И.Лукьяновой [23, с. 62]что среда подразумевает:
- создание творческой атмосферы в коллективе,
- преобладание активных методов работы,
- интенсивного взаимодействия участников образовательного процесса,
- участие всех участников образовательного процесса в производстве интеллектуальных и материальных ценностей, в социально значимой деятельности.
14. Рассмотрен потенциал интегрированных уроков, способствующий приобретению новых знаний, представлений на стыке традиционных предметных знаний, реализацию полученных знаний и умений в практической, творческой деятельности.
15. Определены преимущества интегрированных уроков:
- повышает мотивацию к познавательной, творческой деятельности ;
- способствуют формированию целостной научной картины мира,
- позволяют систематизировать знания и активно применять их на практике, в творческой деятельности, способствуя творческой активности, самореализации учащихся;
- позволяет вовлечь каждого школьника в активную работу на уроке и способствует творческому подходу к выполнению учебного задания;
- способствует развитию эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления, речи учащихся;
- формирует общеучебные умения и навыки;
- обеспечивает совершенно новый психологический климат в процессе обучения и создаёт новые условия деятельности учителя и учащихся.
16. Представленная авторская программа интегрированных уроков «Искусство» (Музыка. Литература. Живопись) для учащихся 5 класса СОШ создана на основе программы «Музыка. 5-7 классы» авторов Е.Д. Критской и Г.П. Сергеевой, Т.С.Шмагиной; авторской программы «Искусство», авторов Г.П. Сергеевой, И.Э. Кашековой, Е.Д. Критской и личного практического опыта автора на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3», г. Елабуга ЕМР РТ.
17. Методологической основой программы являются современные концепции в области эстетики, культурологии, психологии художественного творчества, развивающего обучения, художественного образования, ориентирована на учащихся 5 класса общеобразовательной школы и рассчитана на 1 год обучения.
18. Отличительная особенность данной программы в том, что в ней рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства во взаимодействии с художественными образами других искусств: литературы - прозы и поэзии, изобразительного искусства - живописи и скульптуры, архитектуры и графики.
19. Опытно-экспериментальная работа по исследованию процесса развития творческой активности учащихся среднего школьного возраста на интегрированных уроках «Искусство» проводилась на базе муниципального
бюджетного образовательного учреждения МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 им. Героя РФ А.Н. Епанешникова» (далее МБОУ СОШ №3) Республика Татарстан, г. Елабуга.
20. В процессе экспериментальной работы была использована разработанная диагностика в виде анкет для определения уровня развития творческой активности учащихся среднего школьного возраста на основе методик Б.Н. Смирновой «Тест на выявление уровня сформированности самостоятельности», «Анкета на выявление сформированности мотива достижения успеха в учебно-творческой деятельности» и «Тест на проверку удовлетворенности результатом деятельности» Т.Ф.Сергеевой и Н.А.Прониной.
21. Определены критерии, показатели развития творческой активности учащихся среднего школьного возраста: мотивационный (направленность личности);самостоятельность в деятельности в поступках, принимаемых решениях; удовлетворенность результатом деятельности.
22. На констатирующем этапе с помощью диагностик был выявлен начальный уровень развития творческой активности учащихся среднего школьного возраста в ЭГ и КГ. Все диагностируемые результаты отображены в таблицах и графиках, после анализа которых, мы определили недостаточный уровень развития творческой активности учащихся среднего школьного возраста обеих групп, что убедило нас в необходимости разработки педагогического обеспечения развития творческой активности учащихся среднего школьного возраста, реализации авторской программы.
23. Содержание формирующего этапа представляло собой:
1. Реализацию комплекса уроков «Искусство» и внеклассных мероприятий для учащихся (ЭГ), направленных на развитие творческой активности учащихся среднего школьного возраста;
2. Использование методик, позволяющих проследить изменения в сформированности творческой активности учащихся среднего школьного возраста;
3. Внедрение авторской программы развития творческой активности учащихся среднего школьного возраста в процессе реализации комплекса уроков «Искусство» и внеклассных мероприятий.
24. В КГ уроки «Искусство» и внеклассная музыкальная деятельность проводились по традиционной образовательной программе «Музыка» и «Изобразительное искусство» для учащихся 5 классов, в которой задача развития творческой активности не ставилась.
25. На контрольном этапе эксперимента была повторно проведена диагностика уровня развития творческой активности ЭГ и КГ и представлены сравнительные результаты реализации формирующего этапа эксперимента, которые отражены в таблицах, схемах и диаграммах. Результаты диагностики показали более высокий уровень развития творческой активности у учащихся ЭГ и незначительный рост уровня учащихся КГ.
26. Опытно-экспериментальная работа показала, что разработанная и внедренная в процесс обучения авторская программа, разработанные уроки «Искусство» позволили значительно повысить уровень развития творческой активности учащихся среднего школьного возраста в ЭГ. Результаты проявилась в следующих показателях:
-устойчивая мотивация к творческой, познавательной деятельности;
-сформированность целостной научной картины мира, рассмотрение предметов, явлений с различных сторон: теоретической, практической, прикладной;
-систематизирование знаний и умений в области музыкального, изобразительного искусства и литературы активное применение их на практике, в творческой деятельности, способствуя творческой активности, самореализации учащихся;
-ярко выраженное стремление в творческой самореализации;
-активность в жизни коллектива;
-творческий подход к выполнению учебного задания, адекватность самооценки;
-развитие эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления, речи учащихся;
-умение проявлять творческую активность в создании творческих проектов;
-умение применять полученные знания в каком-либо виде художественной деятельности, решать творческие задачи;
-активность в индивидуальной, коллективной творческой деятельности, бескорыстная помощь товарищам;
-достижение признания среди педагогов, одноклассников.
Подобные работы
- Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами театрализованной
деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2018 - Формирование эстетической культуры учащихся среднего школьного возраста средствами живописи на примере выполнения декоративного натюрморта
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2021 - Развитие творческих способностей младших школьников в процессе восприятия искусства
Бакалаврская работа, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА НЕТРАДИЦИОННЫХ УРОКАХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ РОЛЕВЫХ ИГР НА РАЗВИТИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ ШЕСТЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Развитие образного мира обучающихся начальных классов средствами иллюстрирования
Магистерская диссертация, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ НА НЕТРАДИЦИОННЫХ УРОКАХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2017



