Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ ВОКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ ДМШ

Работа №82191

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы100
Год сдачи2016
Стоимость4225 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
204
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития эмоциональной выразительности исполнения вокальных произведений у учащихся ДМШ.
1.1. Характеристика эмоциональной выразительности исполнения
вокальных произведений как исполнительского навыка 7
1.2 Особенности развития эмоциональной выразительности исполнения
вокальных произведений у учащихся среднего возраста ДМШ 17
Выводы по главе 1 29
Глава 2. Экспериментальное исследование развития эмоциональной выразительности исполнения вокальных произведений в средних классах ДМШ.
2.1. Разработка программы «Сольное пение» для учащихся отделения
вокального исполнительства ДМШ 32
2.2 Ход и результаты экспериментальной работы 42
Выводы по главе 2 71
Заключение 73
Список литературы 78
Приложение 1 84
Приложение 2 92
Приложение 3 96

Актуальность. Проблема самовыражения и самореализации личности сегодня является актуальной. Реализация Закона «Об общем среднем образовании РФ» [48] требует поисков новых направлений по созданию образовательного пространства, соответствующего личностным запросам учащихся. Успешность, пережитая ребёнком в школе, обеспечивает его дальнейший жизненный успех.
Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эмоционально-эстетического воспитания подрастающего поколения. Искусство пения рисует в нашем воображении определенные образы, отражает личностно эмоциональные состояния. В процессе пения принимает участие не только звук, но, и что не менее важно, - осмысленное слово. Вокал необходимо рассматривать как некий технологический процесс художественного пения, важнейший инструмент творчества, интерпретации идей, эмоций и смысловой нагрузки музыкального произведения, определяющий индивидуальную манеру исполнения. Занятие вокалом - это не только постановка голоса, это творческий процесс, который раскрепощает эмоциональное воображение человека.
Степень научной разработанности. Теоретическое обоснование новых подходов к организации и содержанию образования представлен в работах Ю.К. Бабанского, В.П. Беспалько, А.А. Вербицкого, Б.С. Гершунского, В.А. Леднева, П.И. Пидкасистого, М.Н. Скаткина, В.А. Сластёнина и др. Вопросами развития творческой индивидуальности, сотворчества учителя и ученика в педагогике музыкального образования занимались Э.Б. Абдуллин, Л.А. Баренбойм, Е.А.Бодина, В.Я. Ляудис, В.Г. Ражников, Б.М. Целковников, и др. Анализ проблемы развития эмоциональной выразительности исполнения вокальных произведений представлен в работах Л.Б. Дмитриева, В.В. Емельянова, А.Г. Менабени, В.П. Морозова и др.
Всё вышесказанное позволило сформулировать тему исследования «Развитие эмоциональной выразительности исполнения вокальных произведений у учащихся средних классов ДМШ».
Объектом исследования является процесс вокальной подготовки учащихся средних классов ДМШ.
Предмет исследования - процесс развития эмоциональной выразительности исполнения вокальных произведений у учащихся средних классов ДМШ.
Целью исследования является выявление теоретических и практических аспектов развития эмоциональной выразительности исполнения вокальных произведений у учащихся среднего возраста ДМШ.
Гипотеза нашего исследования заключается в предположениях о том, что развитие навыков эмоциональной выразительности исполнения вокальных произведений у учащихся среднего возраста будет эффективным, если:
- будет проведен научно-теоретический анализ эмоциональной выразительности исполнения вокальных произведений как исполнительского навыка;
- будут выявлены критерии развития эмоциональной выразительности исполнения вокальных произведений у школьников среднего возраста ДМШ;
- будет разработана учебная программа для учащихся ДМШ и сформулированы методические рекомендации, направленные на развитие эмоциональной выразительности исполнения вокальных произведений.
Исходя из предмета, цели и гипотезы были выдвинуты и решались следующие задачи:
1. Дать характеристику эмоциональной выразительности исполнения вокальных произведений как исполнительского навыка.
2. Выявить особенности и сформулировать критерии развития эмоциональной выразительности исполнения вокальных произведений у школьников среднего возраста ДМШ.
3. На основе анализа научной литературы и педагогического опыта разработать и экспериментально проверить авторскую программу развития эмоциональной выразительности исполнения вокальных произведений у школьников среднего возраста ДМШ.
Научно-теоретическую основу исследования составили фундаментальные работы в области педагогики и психологии Ю.К. Бабанского, А.Л. Готсдинера, А.В. Запорожец, А.А. Люблинской, С.И. Науменко, А.В. Петровского, М.А. Самохиной, Б.М. Теплова, исследования в области теории и методики преподавания вокала О.В. Далецкого, Л.Б. Данилова, Е.Г. Дедковской, М.Э. Донец-Тессейр, В.П. Морозова, Г.П. Стуловой, а также работы по личностно-ориентированному и деятельностному подходам Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др.
Методы исследования: теоретические - анализ научной и специальной литературы; экспериментальные - педагогический эксперимент, наблюдение, педагогическая интерпретация результатов экспериментального исследования.
База исследования: МБОУ ДОД «ДМШ №1» г.Альметьевска.
В исследовании приняли участие 20 человек: учащиеся отделения вокального исполнительства МБОУ ДОД «ДМШ №1» г.Альметьевска (экспериментальная группа - класс Никулиной Д.П и контрольная группа - класс Карповой Г.З)
Этапы исследования:
На первом этапе осуществлялось изучение научной и специальной литературы, а также педагогического опыта по проблеме эмоциональной выразительности исполнения вокальных произведений и возрастных особенностей школьников среднего возраста; разрабатывались задачи исследования, выявлялись основные теоретические положения.
На втором этапе была разработана программа развития эмоциональной выразительности исполнения вокальных произведений у детей средних классов ДМШ; подобрана методика и методическое обеспечение экспериментальной работы; на базе МБОУ ДОД «ДМШ №1» г.Альметьевска проведен констатирующий этап с целью выявления первоначального уровня развития навыка эмоциональной выразительности исполнения произведений учащимися среднего возраста.
На третьем этапе была реализована программа развития эмоциональной выразительности исполнения вокальных произведений у детей средних классов; проведено контрольное диагностическое исследование и статистическая обработка данных, теоретически осмыслены, обобщены и оформлены результаты исследования, сформулированы выводы и рекомендации по совершенствованию изучаемого процесса.
Апробация результатов исследования. Основные положения работы были апробированы в ходе формирующего этапа эксперимента. На конференции «Учреждения дополнительного образования: планы, перспективы, решения» докладывались отдельные разделы исследования на тему «Проблемы эмоционально-выразительного исполнения вокальных произведений на уроках вокального искусства в ДМШ», учащиеся принимали участие в конкурсах и фестивалях: конкурс-фестиваль в рамках Международного проекта «Когда мы вместе» (г.Набережные Челны), региональный конкурс «Юный вокалист», Альметьевский городской и районный конкурс детского творчества «Звенящая капель».
Практическая значимость исследования в том, что были выявлены критерии развития эмоциональной выразительности исполнения вокальных произведений у учащихся ДМШ, разработана и апробирована авторская программа, которая будет полезна учителям музыки в общеобразовательных школах, преподавателям по вокалу в ДМШ, руководителям вокальных ансамблей и хоровых коллективов.
Высшая квалификационная работа состоит из введения, основной части (двух глав), заключения, списка литературы (52 источника) и трех приложений. Общий объем - 100 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Любая деятельность, связанная с исполнительским искусством требует яркой эмоциональной насыщенности, так как только в этом случае она будет воздействовать на слушателя. Поэтому одной из первостепенных задач исполнителя должно стать развитие музыкальной выразительности исполнения, доведение до автоматизма, т.е. преобразования ее в навык эмоциональной выразительности исполнения, который наряду со звукообразованием, певческим дыханием, артикуляцией и слуховыми навыками относится к правильным певческим навыкам и отражает музыкально-эстетическое содержание и воспитательный смысл певческой деятельности.
Целью нашей работы на тему «Развитие эмоциональной выразительности исполнения вокальных произведений у учащихся средних классов ДМШ» было выявление теоретических и практических аспектов развития эмоциональной выразительности исполнения вокальных произведений у учащихся среднего возраста ДМШ.
В ходе достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Рассмотрены и даны основные характеристики эмоциональной выразительности исполнения вокальных произведений как исполнительского навыка.
К основным вокальным навыкам, составляющим основу процесса постановки голоса, относят слуховые навыки (восприятие и внутри слуховое представление), звукообразование, которое включает дыхание и артикуляцию, эмоциональную выразительность исполнения.
Как исполнительский навык, эмоциональная выразительность исполнения вокального произведения характеризуется развитостью эмоционального восприятия, владением широким спектром эмоциональных состояний и чувств, способностью сопереживать и иметь личное отношение к музыке, яркой мимикой, выражением глаз, жестами и движениями исполнителя; богатством тембровых красок голоса; динамических оттенков, отточенностью фразировки; чистотой интонации; разборчивостью и осмысленностью дикции; темпом, паузами и цезурами, имеющими синтаксическое значение, внутренним настроем от понимания смысла и содержания исполняемого произведения.
2. Выявлены основные направления в работе по развитию навыка эмоциональной выразительности и критерии развития эмоциональной выразительности исполнения вокальных произведений у школьников среднего возраста в ДМШ.
К основным направлениям в работе по развитию навыка эмоциональной выразительности относятся:
1) Работа над технической правильностью звукообразования, звуковедения и техникой исполнения.
2) Учитывать не только певческие, но и физиологические особенности каждого ученика в соответствии с его возрастными особенностями.
3) Прививать ученику необходимые психические качества: волю, настойчивость, целеустремленность, выдержку, терпение.
4) Научить петь не формально, а обогащать звуки эмоциями. Каждый звук, даже если это звук упражнения, должен о чем-то говорить, нести музыкальный смысл.
5) При подборе репертуара педагог должен учитывать характерные особенности подросткового возраста.
6) Вызывать яркое и верное образное представление у ученика. Для этого необходимо проанализировать произведение перед его разучиванием. Надо поговорить о композиторе, стиле, в котором оно написано, разобрать музыку произведения, понять его музыкальную форму, отдельно прочитать текст на основе всего этого постараться разбудить фантазию ученика.
7) Разбудить в ученике творческое начало, вызвать к жизни его личное отношение к исполняемому.
8) Воспитывать любовь к пению и к процессу самостоятельной работы над произведением.
9) Развивать творческую фантазию у самого ученика путем подсказа, наталкивания, показа возможных вариантов исполнения, не давать готовые шаблоны для исполнения.
10) Следить за осмысленным произношением слов, требовать рассказа словами, а не формального произнесения текста. Слово должно нести мысль.
11) Работу над музыкальным произведением проводить поэтапно, систематично, непрерывно.
К критериям развития навыка эмоциональной выразительности исполнения вокальных произведений у школьников среднего возраста в ДМШ относятся:
1) Понимание содержания музыкального произведения (умение реконструировать, придумать предысторию персонажей, провести мотивационный анализ линии действия героев, придумать их биографию, попытаться оправдать их стремления и желания).
2) Личное отношение к содержанию исполняемого произведения, т.е. личностная сопричастность учащегося через различные средствами музыкальной выразительности при исполнении музыкального произведения.
3) Словесная интерпретация образного содержания музыки (анализ произведения: информация о композиторе, стиле, в котором оно написано, разбор музыки произведения, музыкальная форма).
4) Запоминание особенностей музыкального образа (оценивается быстрота, прочность, точность запоминания).
5) Адекватность и яркость образно-ассоциативных представлений при восприятии музыкального произведения.
6) Эмоциональное постижение образа, перевоплощение
3. На основе анализа научной литературы и педагогического опыта разработана и экспериментально проверена авторская программа развития эмоциональной выразительности исполнения вокальных произведений у школьников среднего возраста в ДМШ. Были определены основные цели программы:
- формирование эстетической культуры учащихся среднего возраста;
- правильная постановка певческого дыхания, правильного звукообразования, четкости дикции;
- развитие навыка эмоциональной выразительности исполнения вокальных произведений.
В программе описаны различные методы, используемые в работе по развитию навыка эмоциональной выразительности исполнения:
1) метод сопереживания;
2) метод сравнения и сопоставления;
3) метод ассоциативных сопоставлений;
4) метод, основанный на образном и ассоциативно - образном мышлении учащихся.
Опытно-экспериментальная часть исследования состояла из:
- констатирующего этапа, на котором было сделано диагностическое исследования с целью выявления первоначального уровня эмоциональной выразительности у учащихся среднего возраста ДМШ;
- формирующего этапа - выполнена опытно-экспериментальная работа по развитию навыка эмоциональной выразительности исполнения у учащихся среднего возраста ДМШ.
- контрольного этапа - проведено диагностическое исследование и сравнительный анализ результатов с целью выявления уровня развития навыка эмоциональной выразительности исполнения у учащихся среднего возраста ДМШ.
В процессе проведения констатирующего этапа эксперимента учащиеся показали следующие результаты: низкий уровень развития эмоциональной выразительности исполнения у учащихся среднего возраста составил 50% от общего числа учащихся, средний уровень - 30%, а высокий уровень составил 20% от общего числа учащихся.
По результатам, полученным на заключительном этапе диагностики, мы видим, что после формирующего этапа эксперимента низкий уровень развития музыкальной выразительности исполнения у учащихся составил 0% от общего числа учащихся, средний уровень - 30%, высокий уровень вырос до 70%.
Таким образом, результаты, проведенной опытно-экспериментальной работы, показали положительную динамику развития навыка эмоциональной выразительности исполнения вокальных произведений у учащихся среднего возраста ДМШ по всем критериям.



1. Агапова, И. А. 30 музыкальных занятий для начальной школы / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. - М.: Аквариум Бук, К.: ГИППВ, 2002. - 240 с.
2. Адмакина, Т. А. Амбивалентность переживания как компонент эмоциональной отзывчивости на музыку / Т. А. Адмакина // Известия Рос.гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. - 2009. - № 102. - С. 337-341.
3. Асафьев, Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и
образовании / Б. В. Асафьев [Электронный ресурс].- Л.-М.: Музыка, 1986. - Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/5765266/page:6/ (Дата
обращения: 15.10.2015).
4. Бабанский, Ю. К. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов / Под ред. Ю. К. Бабанского [Электронный ресурс]. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1988. - 479 с. - Режим доступа: http://lib100.com/book/pedagogics/(Дата обращения: 15.11.2015).
5. Баренбойм, Л. А. Вопросы фортепианной педагогики и
исполнительства / Л. А. Баренбойм [Электронный ресурс]. - Ленинград: Музыка, 1969. - 282 c. - Режим доступа:
http://ale07.ru/music/notes/song/fortepiano/barenboim.htm(Дата обращения: 01.10.2015).
6. Боффи, Г. Большая энциклопедия музыки / Боффи Г. - М.: АСТ, 2010. - 416 с.
7. Вайкль, Б. М. О пении и прочем умении / Б. М. Вайкль. - М.: Аграф, 2002.- 224 с.
8. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский [Электронный ресурс]. - М.: Искусство, 1966. - 576 с. - Режим доступа: http://www.goldbiblioteca.ru/online_psihologiya/online_psistr5/467.php(Дата обращения 02.10.2015).
9. Гонтаренко, Н. Б. Сольное пение. Секреты вокального мастерства / Н. Б. Гонтаренко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 115 с.
10. Готсдинер, А. Л. О стадиях формирования музыкального восприятия. Проблемы музыкального мышления /А. Л. Готсдинер [Электронный ресурс]. - М.: Музыка, 1974. - 315 с. - Режим доступа: http://www.studmed.ru/gotsdiner-al-muzykalnaya-psihologiya_f4af5eb5d28.html(Дата обращения 12.10.2015).
11. Готсдинер, А. Л. Музыкальная психология / А. Л. Готсдинер
[Электронный ресурс]. - М.: МИП «Магистр», 1993. - 190 с. - Режим доступа:http://www.studfiles.ru/preview/1763530/page:7/ (Дата обращения
22.10.2015) .
12. Гулуа, Д. Г. Содержание и особенности развития исполнительских умений и навыков музыканта-гитариста на начальном этапе обучения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vtk64.ru(Дата обращения: 10.10.2015).
13. Далецкий, О. В. Самоучитель певца, вопросы - ответы / О. В. Далецкий. - М.: Издательский дом «Композитор», 2003. - 56 с.
14. Дедковская, Е. Г. Некоторые вопросы постановки голоса: учебно-методическое пособие / Е. Г. Дедковская. - Мозырь: Мозырский государственный педагогический университет, 2010. - 58 с.
15. Дмитриев, Л. Б. В классе профессора М. Э. Донец-Тессейр / Л. Б. Дмитриев. - Москва: Музыка, 1974. - 62 с.
16. Дмитриев, Л. Б. Нежданова-педагог / Л. Б. Дмитриев // А. В.Нежданова [Электронный ресурс]. - М.: Искусство, 1967. - Режим доступа: http://www.koob.ru/dmitriev_lb/(Дата обращения: 10.10.2015).
17. Дмитриев, Л.Б. Основы вокальной методики / Л.Б. Дмитриев. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 676 с.
18. Дмитриевский, В. В. Шаляпин / В. В. Дмитриевский. - М.: Молодая гвардия, 2014. - 544 с.
19. Емельянов, В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг / В. В. Емельянов. - М.: Лань, Планета музыки, 2010. - 192 с.
20. Есипов, Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроках / Б. П. Есипов [Электронный ресурс]. - М.: Учпедгиз, 1961. - Режим доступа: http://elib.gnpbu.ru/text/esipov_samostoyatelnaya-rabota_1961/go,240;fs,0/(Дата обращения 15.10.2015).
21. Зинченко, В. П. Психологический словарь / В. П. Зинченко
[Электронный ресурс]. - М.: Педагогика-пресс, 1999. - 440 с. - Режим
доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/dict/(Дата обращения
25.10.2015) .
22. Изард, К. Психология эмоций / К. Изард. - СПб.: Питер, 2003. - 464 с.
23. Ирис Коррадетти о мастерстве вокалиста (литературная обработка и комментарии Л. Б. Дмитриева) // Школа вокала Ирины Ульевой. - Режим доступа: http://www.belcantoschool.ru/(Дата обращения 30.10.2015).
24. Каузова, А. Г. Теория и методика обучения игре на фортепиано: Учебное пособие для студ. высш. учеб.завед. / А. Г. Каузова, А. И. Николаева. - М.: Владос, 2001. - 368 с.
25. Коллекция энциклопедий и словарей. Энциклопедии & Словари
2009-2015 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://enc-
dic.com/music/Guno-SHarl-134/(Дата обращения 02.10.2015).
26. Кравченко, А. М. Секреты бельканто / А. М. Кравченко [Электронный ресурс]. - Симферополь: Редотдел Крымского комитета по печати, 1993 г. - 126 с. - Режим доступа: http://atimopheyev.narod.ru/Belcanto/(Дата обращения 30.10.2015).
27. Крутецкий, В. А. Психология: учебник для учащихся
педагогических училищ / В. А. Крутецкий [Электронный ресурс]. - М.: Просвещение, 1980. - 352 с. - Режим доступа:
http://www.studfiles.ru/preview/2383806/(Дата обращения 30.10.2015).
28. Леонтьев, А. Н. Потребности, мотивы, эмоции / А.Н. Леонтьев [Электронный ресурс]. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1971. - 40 с. - Режим доступа: http://www.e-reading.club/book.php7bookM001289(Дата обращения
23.10.2015) .
29. Менабени, А. Г. Методика обучения сольному пению: учебное
пособие для пед. ин-тов / А. Г. Менабени [Электронный ресурс].- М.: Просвещение, 1987. - 96 с. - Режим доступа: https://vk.com/doc-
112405426_437229677 (Дата обращения 23.10.2015).
30. Морозов, В. П. Искусство резонансного пения / В. П. Морозов. - М.: 2002. - 494с.
31. Морозов, В. П. Тайны вокальной речи / В. П. Морозов
[Электронный ресурс]. - М.: Наука, 1967. - 204 с. - Режим доступа:
http://files.regentjob.ru/books/vokal/morozov/(Дата обращения 13.10.2015).
32. Надырова, Д.С. Работа над художественным образом
музыкального произведения / Д. С. Надырова. - Казань: Изд-во ТГГПУ, 2013.
- 53 с.
33. Науменко, С. И. Индивидуально-психологические особенности
музыкальности / С. И. Науменко // Вопросы психологии [Электронный ресурс]. - М., 1982. - № 5. - Режим доступа:
http://academicon.ru/publ/psihologic/naumenko_s_i_individualno_psikhologiches kie_osobennosti_muzykalnosti/1-1-0-278 (Дата обращения 13.10.2015).
34. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / Под ред. Л.И. Скворцова.
- М.: Издательский центр ОНИКС. Мир и Образование, 2005. - 1200 с.
35. Пидкасистый, П. И. Технология игры в обучении и развитии / П. И. Пидкасистый, Ж. С. Хайдаров [Электронный ресурс]. - М.: Росс. пед. агентство, 1996. - 269 с. - Режим доступа: http://www.koob.ru/pidkasisty/(Дата обращения 13.10.2015).
36. Плужников, К. И. Механика пения. Принципы постановки голоса / К. И. Плужников. - СпБ: Композитор. - 2006. - 84 с.
37. Подольская, В. В. А.В. Нежданова и ее ученики / В. Подольская
[Электронный ресурс]. - М.: Музгиз, 1960. - Режим доступа:
http://platoom.ru/book/781322.html(Дата обращения 23.10.2015).
38. Пономарев, Я. А. Психология творчества и педагогика / Я. А.
Пономарев. - М.: Педагогика, 1976. - 280 с. - Режим доступа:
http://www.klex.ru/3ka(Дата обращения 23.10.2015).
39. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии - СПб: Питер, 2000
- 712 с.
40. Самохина, М. А. Формирование исполнительских умений и навыков учащихся детской музыкальной школы в классе гитары гитары : дис. канд. пед. наук : 13.00.02 / Самохина Марина Анатольевна. - Москва, 2005. - 165 с.
41. Стулова, Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению / Г. П. Стулова [Электронный ресурс]. - М.: Прометей, 1992. - 270 с. - Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/3574407/(Дата обращения
30.10.2015) .
42. Талпа, А. А. Педагогические условия эффективности работы над
музыкальным образом хорового произведения / А. А. Талпа // Образовательный портал: nach-school.ru. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nach-school.ru/pedagogicheskie-usloviya-effektivnosti-raboty-nad- muzykalnym-obrazom-xorovogo-proizvedeniya.html (Дата обращения
25.10.2015) .
43. Теория и методика обучения игре на фортепиано: учебное пособие для студ. высш. учеб.завед. / Под общ.ред. А. Г. Каузовой, А. И. Николаевой.
- М.: Владос, 2001. - 368 с.
44. Теплов, Б. М. О музыкальном переживании / Б. М. Теплов //
Психология и психофизиология индивидуальных различий [Электронный ресурс]. - М.: Воронеж: Ин-т практич. психологии, 1998. - С. 90-113. - Режим доступа: http://www.koob.ru/teplov/works_t(Дата обращения
25.10.2015) .
45. Теплов, Б. М. Психологические вопросы художественного
воспитания / Б. М. Теплов. - М.-Л.: Известия АПН РСФСР, 1947 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://elib.gnpbu.ru/textpage/(Дата обращения 30.10.2015).
46. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов. - М.: Наука, 2003. - 384 с.
47. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинений / К. Д. Ушинский. - М.: Учпедгиз, 1945 - 568 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lib.mgppu.ru/opacunicode/mdex.php7urW(Дата обращения
13.10.2015) .
48. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (Дата обращения 28.10.2015).
49. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 7-е изд. - М.: Республика, 2001. - 719 с.
50. Шарафутдинова Г.Р. Развитие творческих способностей средствами вокально-хоровой деятельности // Открытый урок: обучение, воспитание, развитие, социализация. - 2014. - URL: https: // open- lesson.net/536.htm
51. Шульпяков, О. Ф. Музыкально-исполнительская техника и художественный образ: методическое пособие / О. Ф. Шульпяков. - Л.: Музыка, 2005. - 19 с.
52. Юшматов, В. И. Вокальная техника и ее парадоксы / В. И. Юшматов. - Санкт-Петербург: Деан, 2002. - 127 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ