ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ В ДЕТСКОМ ОРКЕСТРЕ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ 8
1.1. Формирование исполнительской культуры учащихся в детском
оркестре народных инструментов как педагогическая проблема 8
1.2. Особенности организации работы в детском оркестре народных
инструментов 21
Выводы по главе I 31
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ
УЧАЩИХСЯ В ДЕТСКОМ ОРКЕСТРЕ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
2.1. Констатирующий этап экспериментальной работы по формированию
исполнительской культуры учащихся в МБОУ «Красногорская СОШ» .... 33
2.2. Разработка содержания формирующего этапа эксперимента и его
реализация 42
Выводы по главе II 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 65
Актуальность исследования. На современном этапе культурного развития общества приоритетным направлением является формирование эстетического вкуса, начиная с детского возраста. Повсеместное стремление к повышению качества образования может быть достигнуто содействием распространению развивающих задач в образовательной среде, в том числе и в музыкально-исполнительском искусстве. Определяя актуальность исследования важно упомянуть государственную программу художественно- эстетического направления «Развитие образования на 2013-2020 гг.»[18], содержание которой говорит о необходимости поддержки развития творческих способностей у детей, что и является одной из основных задач музыкального воспитания общего образования.
В общей системе музыкально-эстетического воспитания одно из ведущих мест занимает народное музыкальное инструментальное исполнительство. Отметим, что на современном этапе наблюдается возрождение интереса к народной музыке и исполнительство на русских народных инструментах стало неотъемлемой частью культурного богатства России. Ансамблевая деятельность получает на сегодняшний день особое распространение и на уроках музыки в общеобразовательных учреждениях. В связи с этим на первый план выходит проблема разработки методики формирования исполнительской культуры детей в школьных детских оркестрах народных инструментов. Школьники, не задействованные в музыкальном исполнительстве, нуждаются также в овладении знаний по теме «оркестр народных инструментов», знакомстве с самими инструментами и приемами игры на них. Участники школьного оркестра не должны отличаться по уровню исполнительского мастерства в области музыкального искусства от детей музыкальной школы. Именно умение играть на музыкальных инструментах влияет на формирование индивидуальной культуры ребенка, развивает уверенность в собственных силах, ответственность, сплоченность в коллективе, организует дисциплину.
Исполнительство в детском народном оркестре открывает для школьников возможность не только овладеть техникой игры на различных музыкальных инструментах, но также формирует через музыкальную деятельность способность ориентироваться в важнейших достижениях мировой и национальной культуры, помогает приобрести начальное музыкальное образование. Кроме того, именно в детском народном оркестре происходит развитие способностей школьников согласовывать свои исполнительские намерения с действиями других участников оркестра, умений соподчинять все средства выразительности ради построения общего художественного целого, выражения общей художественной идеи. Во главу угла музыкального образования в общеобразовательной школе ставится процесс формирования, а затем и развития высокой исполнительской культуры обучающихся.
Степень изученности проблемы. Исследованием формирования исполнительской культуры учащихся в детском оркестре народных инструментов занимались такие авторы, как М.Д. Авизашвили[5], В.И. Блок[9], А.С. Илюхин [24], Е.И. Максимов[31], Ю. Шишаков[49, 50] и др.
Вопросы по формированию детских коллективов в системе общего образования рассматривали такие авторы, как Ю. Алиев[6, 7], С.В. Козина[26], М.О. Коробкина[28], В.В. Крюкова[30] и др.
Анализ литературы показал наличие противоречия между необходимостью решения проблемы формирования исполнительской культуры учащихся в школьном детском оркестре народных инструментов и недостаточной разработкой методического материала и его применения в реальной музыкально-образовательной практике в СОШ. Исходя из вышеизложенного, нами выбрана тема исследования - «Формирование исполнительской культуры учащихся в школьном детском оркестре народных инструментов».
Цель исследования - раскрытие методических аспектов формирования исполнительской культуры в детском школьном народном оркестре.
Объект исследования - музыкальная деятельность учащихся образовательной школы в детском народном оркестре.
Предмет исследования - содержание процесса формирования исполнительской культуры учащихся 5-7 классов в народном оркестре.
Гипотеза исследования: Формирование исполнительской культуры учащихся в школьном детском оркестре народных инструментов будет возможно, если будут соблюдены следующие условия:
- учащиеся познакомятся с инструментами оркестра народных инструментов на учебных и внеклассных занятиях;
- будет разработана авторская программа, направленная на формирование у учащихся навыков игры на народных инструментах, а также на развитие ансамблевого исполнительства в детском оркестре народных инструментов.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть проблему формирования исполнительской культуры
учащихся в народном оркестре в педагогической литературе;
2. Охарактеризовать особенности организации работы в детском оркестре народных инструментов;
3. Разработать авторскую программу по формированию исполнительской культуры учащихся в детском оркестре народных инструментов.
4. Провести опытно-экспериментальную работу по выявлению эффективности программы и обобщить ее результаты.
Методологическая основа работы. Фундаментальные труды по педагогике Л.С. Выготского [16], В.А. Сухомлинского [39] и др.; методическая литература по формированию исполнительской культурыдетей в оркестре народных инструментов таких авторов, как О.А.Блох [10, 11], А.Б.
Готлиб [20], С.В. Козина [26], В.В.Крюкова [30], Е.В.Сытнюк [41], Г.М.Цыпин [47]; работы музыкантов, рассматривающих сущность оркестра народных инструментов (Ю.М.Аванесова[2], В.Аверина[3], В.И.Блок[9], А.С. Илюхин [24], М.Трубникова [44], Ю.Н.Шишаков [24]).
Методы исследования: теоретические методы - анализ и обобщение педагогической и методической литературы по теме исследования, анализ и обобщение результатов эксперимента; эмпирические методы-наблюдение, анкетирование, эксперимент.
База исследования: МБОУ «Красногорская средняя общеобразовательная школа» Мамадышского муниципального района РТ (далее МБОУ СОШ).В исследовании приняло участие 16 школьников5-7 классов.
Этапы исследования:
Первый этап - анализ и систематизация педагогической и методической литературы по проблеме формирований исполнительской деятельности в процессе занятий в оркестре народных инструментов. Выявление наиболее способных учеников к занятиям на народных инструментах.
Второй этап - Разработана опытно-экспериментальная часть исследования (проведение констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента).
Третий этап - обработка данных эксперимента, оформление содержания работы, соответствующие выводов о проделанной работе.
Новизна исследования: предложена методика формирования исполнительской культуры учащихся 5-7 классов в народном оркестре, представлены разработка урока «Знакомство с оркестром народных инструментов» и внеклассное мероприятие по теме «История русских народных инструментов».
Практическая значимость исследования. Материалы исследования могут быть полезны учителям музыки в образовательной школе.
Апробация: личный опыт руководителя детского оркестра народных инструментов в «Красногорской средней общеобразовательной школе» Мамадышского муниципального района РТ.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Теоретическое изучение проблемы исследования и результаты педагогического эксперимента подтвердили корректность выдвинутой гипотезы и позволили сделать выводы.
Умение играть на музыкальных инструментах влияет на формирование индивидуальной культуры ребенка, развивает уверенность в собственных силах, ответственность, сплоченность в коллективе, организует дисциплину. Игра на народных инструментах - это сохранение культурных традиций региона. Приобщение детей с самого раннего возраста к истокам национальной (в том числе региональной) народной культуры способствует формированию и развитию духовно-нравственных качеств личности и познается как источник положительных эмоций, расширяет жизненный опыт.
Народное творчество становится не только средством эстетического, нравственного и трудового воспитания, но и средством формирования интеллектуальной творческой личности. Психофизиологические особенности детей среднего школьного возраста и подростков учитывались при отборе содержания, методов и форм обучения. Чтобы всесторонне изучить суть интересующего нас вопроса, мы обратились к работам выдающихся музыковедов, педагогов-методистов, известных музыкантов, проанализировали и сравнили различные точки зрения, позиции следующих авторов: Э.Б. Абдуллина, Ю. Алиева, О.А. Блоха, Ж.И. Брагинской, А.Б. Готлиба, С.В. Козиной, В.В. Крюковой и тд.
В первой главе мы обратились к уточнению понятия «исполнительская культура», выделили психологическую и физиологическую основу, разновидности, порядок возникновения, условия, необходимые для создания интереса к предмету у учащихся, уровни развития учебных интересов, значение интересов в жизни человека и формировании его личности.
В рамках изучения современного педагогического опыта в развитии интереса к музыкальным занятиям школьников, нами был проведен анализ методики обучения детей игре на народных инструментах.
По завершении теоретической части мы провели опытно-экспериментальную работу по формированию исполнительской культуры в ансамбле народных инструментов у школьников 5-7 классов, не занимающихся в учреждениях дополнительного образования.
Базой для организации оркестра народных инструментов послужила МБОУ «Красногорская средняя общеобразовательная школа» Мамадышского муниципального района РТ (далее МБОУ СОШ). Объектом эксперимента стали ученики 5-7 классов (11-15 лет), не включённые в исполнительскую музыкальную деятельность. При этом мы исходили из того, что организация оркестра является не только воспитывающим музыкальные способности учащихся, но и развивающим фактором развития школьников.
Далее, мы разработали содержание и провели диагностические мероприятия с детьми, обобщили результаты их проведения. Это позволило разработать тематику занятий с испытуемой группой и провести часть из них осознанно и целенаправленно. Таким образом, по окончанию работы над проектом, мы подтвердили актуальность и практическую значимость выбранной нами темы, цель нашего исследования достигнута, задачи решены, гипотеза нашла свое подтверждение в ходе нашей исследовательской работы.
Формирование исполнительской культуры учащихся в школьном детском оркестре народных инструментов стало возможным при определенных условиях: учащиеся овладели теоретическими знаниями об оркестре народных инструментов. Формированию навыков игры на народных инструментах у учеников 5-7 классов способствовали упражнения, приемы и методики ансамблиевого исполнительства. В целом учебная работа на уроках музыки была направлена на развитие ансамблевого исполнительства в детском оркестре народных инструментов, что в последствии, привело к реализации навыков ансамблиевого исполнительства на внеклассном мероприятии.
В ходе исследования нами установлено, что на формирование навыков ансамблевого исполнительства в оркестре народных инструментов немаловажную роль играют личная заинтересованность учеников, их музыкальные способности (чувства ритма, музыкальный слух). Исследование показало, что] учебно-творческая деятельность участников оркестров и ансамблей народных инструментов выступает в обучении главным условием при творческом саморазвитии, умения ориентироваться в музыкальном творчестве, приобретать навыки совместного исполнения.
В работе освещаются результаты эксперимента с учениками 5-7 классов общеобразовательной школы, не задействованных в профессиональном музицировании, по изучению эффективности системы формирования навыков игры на народных инструментах в ансамбле.
В процессе организации оркестра народных инструментов мы руководствовались не только индивидуальными и возрастными особенностями развития воспитанников, но и использовались специальные педагогические методы воздействия в ходе музыкального воспитания. В работе использованы приемы и упражнения, а так же учитывалось время для организации репетиционного процесса.
Результаты педагогического эксперимента показали, что в процессе обучения у школьников меняется отношение к исполнительской культуре, воспитывается серьезное отношение к народным инструментам, что способствует повышению общей культуры учащихся. При этом наблюдалась динамика навыков игры в ансамбле.
В ходе эксперимента стало очевидным, что применение авторской программы «Оркестр русских народных инструментов» позволяет заметно ускорить развитие музыкальных способностей учащихся. Проведенный нами промежуточный контрольный срез выявил положительную динамику развития интереса к музыкальным занятиям детей 5-7 классов.
Педагогический эксперимент показал, что разработанная программа способствует приучению школьника анализировать причины собственных ошибок. Это позволяет не только мотивировать и ускорить развитие исполнительской культуры, но и позитивно влиять на формирование исполнительских навыков в оркестре и ансамбле народных инструментов.
В процессе проделанной работы наблюдается положительная динамика в развитии взаимоотношений между участниками детского оркестра народных инструментов. Происходит накопление опыта совместной деятельности. Заметно улучшение атмосферы в детском коллективе. Самым главным показателем является развитие умений музицирования. Появляется чувство ансамблевости. Сценический показ результатов коллективного музыкального инструментального творчества во многом зависит от психологического и эмоционального настроя, актерского мастерства, от умения оценивать и анализировать исполняемую композицию.
Вывод: цель данной работы достигнута, поставленные задачи решены.
1. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования:
Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2004. - 230с.
2. Аванесов Ю.М. Интеграция фортепианного и аккордеонного искусства в профессиональном образовании // Искусство и образование. - №2.- 2009. - С. 135-141.
3. Аверин В. История исполнительства на русских народных инструментах. - Красноярск, 2002. - 296 с.
4. Агажанов А. Русские народные музыкальные инструменты. - М.: Музыка,
1999. - 212 с.
5. Авизашвили М.Д.Специфика педагогической подготовки в структуре музыкальной культуры. - М.: Музыка, 2008. - 112 с.
6. Алиев Ю. Подросток музыка - школа // Вопросы методики музыкального воспитания детей. - М.: Музыка, 2005. - С. 71-115.
7. Алиев Ю. Настольная книга школьного учителя-музыканта: учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 334 с.
8. Барсова И.А. Книга об оркестре. - М.: Музыка, 1998. - 197 с.
9. Блок В.И. Оркестр русских народных инструментов. - М.: Музыка, 2001. - 19с.
10. Блох О.А. Педагогика оркестрово-ансамблевого исполнительства: учебное пособие для вузов. - М.: МГУКИ, 2013. - 88 с.
11. Блох О.А. Психология и педагогика музыкального творчества: учебное пособие для вузов. - М.: МГУКИ, 2013. - 192 с.
12. Божович Л.М. Личность и её формирование в детском возрасте. - СПБ: Питер, 2008. - 447 с.
13. Большой педагогический словарь / Сост. и общ. ред. Б.К. Мещеряков, В.Т. Зинченко. - СПб.: Прайм, 2004. - 560 с.
14. Брагинская Ж.И. Самодеятельные вокально-инструментальные ансамбли и их репертуар. - М.: Профиздат, 1996.- 450 с.
15. Вертков К. Русские народные инструменты. -СПб: Музыка, 1995. - 378 с.
16. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте. Т.2. - М.: Педагогика, 1982. - С.436-454.
17. Горюнова Л.В. Музыка - язык общения // Искусство в школе. - 2004. - №5.
- С. 5-7.
18. Государственная программа РФ «Развитие образования на 2013-2020 гг.»//
Распоряжение Правительства РФ № 792-рот 15 мая 2013 г. //
http: //минобрнауки.рф/документы/3409.
19. Гостюхина Л.Ф. История гармоники // Музыка в школе . - №5. - 2013. - С. 64-72.
20. Готлиб А.Б. Основы ансамблевой техники. - М.: Академия, 2006. - 450 с.
21. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. - М.: Академия, 1996. - 224 с.
22. Ени Т.Ю. Гармония в мире музыки (урок в 6-м классе) // Музыка в школе.
- 2004. - № 5.- С. 12-15.
23.Затямина Т.А. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль: учебно-метод. пособие.-
М.,2007. - 66 с.
24. Илюхин А.С. Шишаков Ю. Н. Русский народный оркестр. - М.: Музыка,
2000. - 140с.
25. Келдыш Ю.В. История русской музыки. - Т. 1. - М.: Москва, 1993. - 450с.
26. Козина С.В. Портрет современного школьного оркестра.- Кемерово, 2006.
- 120с.
27. Колокольчики-бубенчики. Педагогический репертуар для детского
оркестра. - СПб.: Композитор, 2003. - 24 с.
28. Коробкина М.О.О некоторых приемах педагогической технологии в системе комплексного воспитания музыкальных способностей детей в общеобразовательной школе //Искусство в школе. -2000. - № 1. - С. 32-36.
29. Кошелев А.С. Русские народные наигрыши и традиции
непрофессионального народного исполнительства на балалайке. - М.: Советская Россия, 1980. - 23 с.
30. Крюкова В.В. Работа с детскими коллективами - важнейшее направление в системе музыкального воспитания. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 260 с.
31. Максимов Е.И. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов: Исторические предпосылки.- М.: Советский композитор, 1993. - 128 с.
32. Малюков А. Теоретические основы формирования художественной культуры у подростков. - М.: Прометей, 1993. - 144 с.
33. Музыкальное образование в школе / Под ред. Л.В. Школяр. - М.: академия, 2001. - 445 с.
34. Музыкальное исполнительство и педагогика: История и современность: Сб. статей / Сост. Т. Гайдамович. -М.: Музыка, 1991. - 240 с.
35. Петри Э. Должны помнить // Народник. - №2(70). - 2010. - С. 17-20.
36. Рытов Д.А. Музыка. - М.: Русское слово, 2011. - 340 с.
37. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Учебное пособие для вузов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 672 с.
38. Суслова Н.В. Игра по нотам // Искусство в школе. - 2001. - № 2. - С. 12-16.
39. Сухомлинский В.А. Об умственном воспитании / Сост. и авт. вступ. Статьи М.И. Мухин. - Киев: Школа, 1983. - 224 с.
40. Сухоняева Е.Э. Музыкальные занятия с детьми. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 340 с.
41. Сытнюк Е.В. Влияние оркестрово-ансамблевого исполнительства на развитие и воспитание детей // Актуальные вопросы современной педагогики: материалыVI междунар. науч. конф. - Уфа: Лето, 2015. - С. 172-177.
42. Тарасов Г.С. О психологии искусства // Вопросы психологии. -2002. - №1¬
2. - С.105 - 110.
43. Теплов Б.М. Способности и одарённость // Психология индивидуальных различий.- М., 1982. - С. 133-138.
44. Трубникова М. Играем в оркестре по слуху. - М., 2000. - 65 с.
45. Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащихся и ученических коллективов. - М.: Проспект, 2005. - 180 с.
46. Цатурян К.А. Педагогические основы освоения учащимися нового музыкального материала. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 380 с.
47. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учебное пособие для студентов музыкальных факультетов вузов. - М.: Академия, 2003. - 368 с.
48. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. - М.: Педагогика, 1995. - 680 с.
49. Шишаков Ю. Инструментовка для оркестра русских народных
инструментов. - М.: Музыка. - 19с.
50. Шишаков Ю.Н. Народным инструментам - национальный репертуар. - М.: Музыка, 2008. - 212 с.
51. Школяр Л.В. Теория и методика музыкального образования детей. - М.: Русская книга, 2001. - 490 с.