ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ СОВРЕМЕННОЙ ТАТАРСКОЙ МУЗЫКИ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО ДШИ (НА ПРИМЕРЕ ЦИКЛА Р.КАЛИМУЛЛИНА «ЛЕСНЫЕ СКАЗКИ»)
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы экологического воспитания учащихся средствами современной татарской музыки
1.1. Экологическое воспитание: сущность, содержание, этапы
становления 8
1.2. Современная татарская музыка как средство экологического
воспитания личности 21
Выводы по главе 1 38
Глава 2. Реализация экологического воспитания в процессе изучения цикла «Лесные сказки» Р.Калимуллина в классе фортепиано ДШИ
2.1. «Лесные сказки» Р. Калимуллина: драматургия цикла, стилевые и
композиционные особенности 40
2.2. Формирование экологической воспитанности учащихся в процессе
изучения фортепианного цикла «Лесные сказки» Р. Калимуллина в ДШИ г.Набережные Челны 49
Выводы по главе 2 68
Заключение 70
Литература 71
Приложение 1. Сценарий музыкального эко-шоу «Лесные сказки» 79
Приложение 2. Нотные примеры
Глава 1. Теоретические основы экологического воспитания учащихся средствами современной татарской музыки
1.1. Экологическое воспитание: сущность, содержание, этапы
становления 8
1.2. Современная татарская музыка как средство экологического
воспитания личности 21
Выводы по главе 1 38
Глава 2. Реализация экологического воспитания в процессе изучения цикла «Лесные сказки» Р.Калимуллина в классе фортепиано ДШИ
2.1. «Лесные сказки» Р. Калимуллина: драматургия цикла, стилевые и
композиционные особенности 40
2.2. Формирование экологической воспитанности учащихся в процессе
изучения фортепианного цикла «Лесные сказки» Р. Калимуллина в ДШИ г.Набережные Челны 49
Выводы по главе 2 68
Заключение 70
Литература 71
Приложение 1. Сценарий музыкального эко-шоу «Лесные сказки» 79
Приложение 2. Нотные примеры
Актуальность. Стремительное развитие цивилизации, повышение уровня антропогенной деятельности привело к нарушению гармоничной взаимосвязи человека с природой. В результате человечество столкнулось с глобальными экологическими проблемами, такими как загрязнение окружающей среды, деградация почв, вырубка леса, подавление озонового слоя, кислотные дожди и др. Решением данных проблем должно заниматься все человечество. Современный человек должен понимать важность заботы о природе и уметь регулировать свои взаимоотношения с ней. Важно добиться такого состояния, чтобы общество обеспечивало дальнейшее развитие цивилизации в реальных на данный момент природных условиях, поддерживая и развивая ее многоплановость и ее свойство адаптироваться.
Согласно Закону об охране окружающей среды в целях формирования экологической культуры учащихся устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя дополнительное образование. Экологическое просвещение реализовывается организациями, осуществляющими образовательную деятельность, учреждениями культуры [57].
«В целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития Российской Федерации, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности» Владимир Путин подписал Указ о проведении в 2017 году в Российской Федерации Года экологии [55].
Экологическая ответственность перед природой - одно из приоритетных качеств, которым должен обладать современный человек для достижения гармонии с окружающей средой. Ключевую роль в формировании экологической ответственности играет экологическое воспитание.
Суть экологического воспитания состоит в осмыслении личностью взаимосвязанности и взаимодополняемости общества и окружающей среды, в формировании желания и готовности осуществлять благотворное воздействие на улучшение экологической ситуации на планете. Нравственно-экологические знания общества копились столетиями, и на их основе формировались традиции, которые корректировали взаимосвязь социума и природной среды. Особое место в этих традициях уделяется музыкальному искусству, которое является действенным художественным средством экологического воспитания личности. Музыка способна воздействовать на развитие личности, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям и к совершенствованию окружающего мира.
Большое значение в экологическом воспитании имеют национальные обычаи и традиции. Татарская музыкальная культура в своем богатейшем наследии разнообразно воплотила экологическую тематику. На протяжении всей истории развития татарская профессиональная музыка не только накапливала и преумножала экологическую тематику произведений, но и расширяла круг используемых жанров и образов. Значительное обогащение экологического содержания национальных сочинений происходит в период становления татарской профессиональной музыки. XXI век принес огромное количество сочинений, посвященных теме природы, разнообразных по стилю, жанру, составу исполнителей. Эти произведения развивают нравственно-эстетическое отношение к природе родной земли, стремление к участию в природоохранных мероприятиях. Часть таких сочинений принадлежит Р.Калимуллину, отразившему экологическую тематику в музыке для детей.
Степень изученности проблемы. Вопросам экологического воспитания учащихся уделяли внимание отечественные ученые и педагоги, начиная с середины 60-х годов XX века. В.С. Селиванов, Н.Ю.Варламова, Н.А. Рыжова, Т.А.Серебрякова, Г.Н. Казарчик дали определение понятию экологическое воспитание [48; 10; 28; 44; 49]. А.Н. Захлебный, Н.М. Мамедов, Н.Ф. Реймерс ввели термин «экологическое образование» [22; 36; 42]. Возможности экологического воспитания детей младшего школьного возраста рассматривала И.В. Цветкова [61], учащихся в пионерском лагере - Л.В. Рогаленкова [43]. И.Ю. Найденышева исследует экологическое воспитание в контексте коммуникативной деятельности [39];И.Д. Зверев - как часть экологического образования [23]. В 1990-е годы А.Н. Кочергиным и С.Н. Глазачевым в научный оборот вводится понятие экологической культуры [33; 16]. Н.С. Дежникова выделяет культуру как интегрирующее начало в процессе экологического воспитания [18]. Д.Л. Теплов понимает экологическую культуру как результат экологического воспитания, в основе которого лежит экологическое образование [52].
А.М. Степанов осветил роль искусства в формировании экологической компетентности личности[50].В диссертационном исследовании М.Г. Габитова рассмотрен процесс становления нравственно-эстетического отношения к природе средствами музыкального искусства у студентов педвуза [13]. Диссертация З.Г.Сафаргалиной посвящена становлению экологической культуры сельских школьников посредством музыкального искусства [47]. Л.А. Ахметова исследовала развитие нравственно-экологического содержания музыкально-педагогической культуры татарского народа от истоков до середины XX в. [6]. Однако проблема экологического воспитания школьников с помощью современной татарской музыки не была поставлена и изучена, что обусловливает необходимость написания данной работы.
Цель исследования - рассмотреть возможность экологического воспитания учащихся средствами татарской музыки в классе фортепиано.
Задачи:
1. раскрыть сущность, содержание, этапы становления экологического воспитания;
2. рассмотреть современную татарскую музыку как средство экологического воспитания;
3. охарактеризовать цикл «Лесные сказки» Р. Калимуллина; рассмотреть процесс формирования экологической воспитанности учащихся в процессе его изучения.
Объектом исследования является экологическое воспитание учащихся.
Предметом исследования являются содержание и методы экологического воспитания учащихся средствами татарской фортепианной музыки.
В решении поставленных задач применялись такие теоретические и эмпирические методы исследования: анализ учебно-методической и психолого-педагогической литературы (программы, учебники, методические разработки), наблюдение, обобщение собственного педагогического опыта.
Методологическую базу ВКР составили работы по теории и методике экологического образования школьников Д.Л. Теплова, Л.А. Зятевой, С.Н. Николаевой; труды по музыкально-экологическому воспитанию учащихся и студентов М.Г. Габитова, З.Г. Сафаргалиной; диссертация по нравственно-экологическому содержанию музыкально-педагогической культуры татарского народа Л.А. Ахметовой; очерки и интервью с татарскими композиторами А.А. Алмазовой, З.Н. Сайдашевой, Е.В. Ковриковой, Д.Ф. Хайрутдиновой.
Исследование осуществлялось в следующие этапы:
1) теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по экологическому воспитанию;
2) систематизация теоретического и накопленного эмпирического опыта в аспекте поставленной проблемы, выявление экологического потенциала современной татарской музыки;
3) анализ фортепианного цикла «Лесные сказки» Р. Калимуллина, разработка и апробация методических рекомендаций по организации экологического воспитания школьников в процессе его изучения и исполнения; проведение эксперимента на определение целесообразности использования сборника в экологическом воспитании; составление сценария концерта на материале данных пьес;
4) завершение оформления текста выпускной квалификационной работы, подведение итогов исследования.
Новизна исследования состоит в выявлении экологического компонента содержания современной татарской музыки, анализе фортепианного цикла «Лесные сказки» Р. Калимуллина с последующим его внедрением в педагогическую практику.
Практическая значимость исследования обусловлена тем, что представленные анализ фортепианного цикла и сценарий концерта могут быть использованы преподавателями фортепиано ДМШ и ДШИ.
Структура. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы и приложений.
Во введении сформулированы цель и задачи исследования, обоснована его актуальность, осуществлен обзор литературы по теме, определена практическая значимость работы.
Первая глава раскрывает теоретические основы экологического воспитания учащихся, выявляет экологический потенциал современной татарской музыки.
Вторая глава содержит анализ фортепианного цикла «Лесные сказки» Р. Калимуллина, историю его создания, раскрывает его особенности, результатом исследования стал эксперимент на определение уровня сформированности экологической воспитанности учащихся в процессе изучения цикла.
В заключении содержатся выводы.
В приложении представлены нотные примеры, сценарий эко-шоу «Лесные сказки».
Согласно Закону об охране окружающей среды в целях формирования экологической культуры учащихся устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя дополнительное образование. Экологическое просвещение реализовывается организациями, осуществляющими образовательную деятельность, учреждениями культуры [57].
«В целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития Российской Федерации, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности» Владимир Путин подписал Указ о проведении в 2017 году в Российской Федерации Года экологии [55].
Экологическая ответственность перед природой - одно из приоритетных качеств, которым должен обладать современный человек для достижения гармонии с окружающей средой. Ключевую роль в формировании экологической ответственности играет экологическое воспитание.
Суть экологического воспитания состоит в осмыслении личностью взаимосвязанности и взаимодополняемости общества и окружающей среды, в формировании желания и готовности осуществлять благотворное воздействие на улучшение экологической ситуации на планете. Нравственно-экологические знания общества копились столетиями, и на их основе формировались традиции, которые корректировали взаимосвязь социума и природной среды. Особое место в этих традициях уделяется музыкальному искусству, которое является действенным художественным средством экологического воспитания личности. Музыка способна воздействовать на развитие личности, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям и к совершенствованию окружающего мира.
Большое значение в экологическом воспитании имеют национальные обычаи и традиции. Татарская музыкальная культура в своем богатейшем наследии разнообразно воплотила экологическую тематику. На протяжении всей истории развития татарская профессиональная музыка не только накапливала и преумножала экологическую тематику произведений, но и расширяла круг используемых жанров и образов. Значительное обогащение экологического содержания национальных сочинений происходит в период становления татарской профессиональной музыки. XXI век принес огромное количество сочинений, посвященных теме природы, разнообразных по стилю, жанру, составу исполнителей. Эти произведения развивают нравственно-эстетическое отношение к природе родной земли, стремление к участию в природоохранных мероприятиях. Часть таких сочинений принадлежит Р.Калимуллину, отразившему экологическую тематику в музыке для детей.
Степень изученности проблемы. Вопросам экологического воспитания учащихся уделяли внимание отечественные ученые и педагоги, начиная с середины 60-х годов XX века. В.С. Селиванов, Н.Ю.Варламова, Н.А. Рыжова, Т.А.Серебрякова, Г.Н. Казарчик дали определение понятию экологическое воспитание [48; 10; 28; 44; 49]. А.Н. Захлебный, Н.М. Мамедов, Н.Ф. Реймерс ввели термин «экологическое образование» [22; 36; 42]. Возможности экологического воспитания детей младшего школьного возраста рассматривала И.В. Цветкова [61], учащихся в пионерском лагере - Л.В. Рогаленкова [43]. И.Ю. Найденышева исследует экологическое воспитание в контексте коммуникативной деятельности [39];И.Д. Зверев - как часть экологического образования [23]. В 1990-е годы А.Н. Кочергиным и С.Н. Глазачевым в научный оборот вводится понятие экологической культуры [33; 16]. Н.С. Дежникова выделяет культуру как интегрирующее начало в процессе экологического воспитания [18]. Д.Л. Теплов понимает экологическую культуру как результат экологического воспитания, в основе которого лежит экологическое образование [52].
А.М. Степанов осветил роль искусства в формировании экологической компетентности личности[50].В диссертационном исследовании М.Г. Габитова рассмотрен процесс становления нравственно-эстетического отношения к природе средствами музыкального искусства у студентов педвуза [13]. Диссертация З.Г.Сафаргалиной посвящена становлению экологической культуры сельских школьников посредством музыкального искусства [47]. Л.А. Ахметова исследовала развитие нравственно-экологического содержания музыкально-педагогической культуры татарского народа от истоков до середины XX в. [6]. Однако проблема экологического воспитания школьников с помощью современной татарской музыки не была поставлена и изучена, что обусловливает необходимость написания данной работы.
Цель исследования - рассмотреть возможность экологического воспитания учащихся средствами татарской музыки в классе фортепиано.
Задачи:
1. раскрыть сущность, содержание, этапы становления экологического воспитания;
2. рассмотреть современную татарскую музыку как средство экологического воспитания;
3. охарактеризовать цикл «Лесные сказки» Р. Калимуллина; рассмотреть процесс формирования экологической воспитанности учащихся в процессе его изучения.
Объектом исследования является экологическое воспитание учащихся.
Предметом исследования являются содержание и методы экологического воспитания учащихся средствами татарской фортепианной музыки.
В решении поставленных задач применялись такие теоретические и эмпирические методы исследования: анализ учебно-методической и психолого-педагогической литературы (программы, учебники, методические разработки), наблюдение, обобщение собственного педагогического опыта.
Методологическую базу ВКР составили работы по теории и методике экологического образования школьников Д.Л. Теплова, Л.А. Зятевой, С.Н. Николаевой; труды по музыкально-экологическому воспитанию учащихся и студентов М.Г. Габитова, З.Г. Сафаргалиной; диссертация по нравственно-экологическому содержанию музыкально-педагогической культуры татарского народа Л.А. Ахметовой; очерки и интервью с татарскими композиторами А.А. Алмазовой, З.Н. Сайдашевой, Е.В. Ковриковой, Д.Ф. Хайрутдиновой.
Исследование осуществлялось в следующие этапы:
1) теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по экологическому воспитанию;
2) систематизация теоретического и накопленного эмпирического опыта в аспекте поставленной проблемы, выявление экологического потенциала современной татарской музыки;
3) анализ фортепианного цикла «Лесные сказки» Р. Калимуллина, разработка и апробация методических рекомендаций по организации экологического воспитания школьников в процессе его изучения и исполнения; проведение эксперимента на определение целесообразности использования сборника в экологическом воспитании; составление сценария концерта на материале данных пьес;
4) завершение оформления текста выпускной квалификационной работы, подведение итогов исследования.
Новизна исследования состоит в выявлении экологического компонента содержания современной татарской музыки, анализе фортепианного цикла «Лесные сказки» Р. Калимуллина с последующим его внедрением в педагогическую практику.
Практическая значимость исследования обусловлена тем, что представленные анализ фортепианного цикла и сценарий концерта могут быть использованы преподавателями фортепиано ДМШ и ДШИ.
Структура. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы и приложений.
Во введении сформулированы цель и задачи исследования, обоснована его актуальность, осуществлен обзор литературы по теме, определена практическая значимость работы.
Первая глава раскрывает теоретические основы экологического воспитания учащихся, выявляет экологический потенциал современной татарской музыки.
Вторая глава содержит анализ фортепианного цикла «Лесные сказки» Р. Калимуллина, историю его создания, раскрывает его особенности, результатом исследования стал эксперимент на определение уровня сформированности экологической воспитанности учащихся в процессе изучения цикла.
В заключении содержатся выводы.
В приложении представлены нотные примеры, сценарий эко-шоу «Лесные сказки».
Формирование экологической воспитанности, системы ценностей у учащихся - приоритетная задача современной образовательной системы.
В процессе формирования экологической воспитанности существенную роль играет музыкальное искусство, особенно национальное. Татарская музыкальная культура содержит помимо богатого музыкального наследия народа и национальных композиторов большой экологический потенциал. С учётом этого было проведено теоретическое и экспериментальное исследование эффективности использования современной татарской музыки в целях формирования экологической воспитанности учащихся.
На основе результатов теоретической и опытно-экспериментальной работы сформулированы следующие выводы:
• формирование экологической воспитанности средствами татарской музыки может эффективно осуществляться на всех этапах фортепианного обучения;
• в ходе исследования была теоретически обоснована и экспериментально подтверждена эффективность использования цикла «Лесные сказки» в формировании экологической воспитанности учащихся;
• результатами процесса формирования экологической воспитанности
учащихся средствами фортепианного цикла «Лесные сказки» Рашида Калимуллина явились: стремление к получению экологических знаний;
бережное, ценностное отношение к природе; информированность об экологической ситуации в стране и республике; понимание важности взаимодействия общества и природы.
Результаты опытно-экспериментальной работы доказывают, что использование фортепианного цикла «Лесные сказки» в процессе обучения формирует у учащихся потребность в заботе о природе, стремление к сохранению ее богатств.
В процессе формирования экологической воспитанности существенную роль играет музыкальное искусство, особенно национальное. Татарская музыкальная культура содержит помимо богатого музыкального наследия народа и национальных композиторов большой экологический потенциал. С учётом этого было проведено теоретическое и экспериментальное исследование эффективности использования современной татарской музыки в целях формирования экологической воспитанности учащихся.
На основе результатов теоретической и опытно-экспериментальной работы сформулированы следующие выводы:
• формирование экологической воспитанности средствами татарской музыки может эффективно осуществляться на всех этапах фортепианного обучения;
• в ходе исследования была теоретически обоснована и экспериментально подтверждена эффективность использования цикла «Лесные сказки» в формировании экологической воспитанности учащихся;
• результатами процесса формирования экологической воспитанности
учащихся средствами фортепианного цикла «Лесные сказки» Рашида Калимуллина явились: стремление к получению экологических знаний;
бережное, ценностное отношение к природе; информированность об экологической ситуации в стране и республике; понимание важности взаимодействия общества и природы.
Результаты опытно-экспериментальной работы доказывают, что использование фортепианного цикла «Лесные сказки» в процессе обучения формирует у учащихся потребность в заботе о природе, стремление к сохранению ее богатств.



