Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ СОВРЕМЕННОЙ ТАТАРСКОЙ МУЗЫКИ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО ДШИ (НА ПРИМЕРЕ ЦИКЛА Р.КАЛИМУЛЛИНА «ЛЕСНЫЕ СКАЗКИ»)

Работа №82182

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы90
Год сдачи2016
Стоимость4325 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
263
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы экологического воспитания учащихся средствами современной татарской музыки
1.1. Экологическое воспитание: сущность, содержание, этапы
становления 8
1.2. Современная татарская музыка как средство экологического
воспитания личности 21
Выводы по главе 1 38
Глава 2. Реализация экологического воспитания в процессе изучения цикла «Лесные сказки» Р.Калимуллина в классе фортепиано ДШИ
2.1. «Лесные сказки» Р. Калимуллина: драматургия цикла, стилевые и
композиционные особенности 40
2.2. Формирование экологической воспитанности учащихся в процессе
изучения фортепианного цикла «Лесные сказки» Р. Калимуллина в ДШИ г.Набережные Челны 49
Выводы по главе 2 68
Заключение 70
Литература 71
Приложение 1. Сценарий музыкального эко-шоу «Лесные сказки» 79
Приложение 2. Нотные примеры


Актуальность. Стремительное развитие цивилизации, повышение уровня антропогенной деятельности привело к нарушению гармоничной взаимосвязи человека с природой. В результате человечество столкнулось с глобальными экологическими проблемами, такими как загрязнение окружающей среды, деградация почв, вырубка леса, подавление озонового слоя, кислотные дожди и др. Решением данных проблем должно заниматься все человечество. Современный человек должен понимать важность заботы о природе и уметь регулировать свои взаимоотношения с ней. Важно добиться такого состояния, чтобы общество обеспечивало дальнейшее развитие цивилизации в реальных на данный момент природных условиях, поддерживая и развивая ее многоплановость и ее свойство адаптироваться.
Согласно Закону об охране окружающей среды в целях формирования экологической культуры учащихся устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя дополнительное образование. Экологическое просвещение реализовывается организациями, осуществляющими образовательную деятельность, учреждениями культуры [57].
«В целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития Российской Федерации, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности» Владимир Путин подписал Указ о проведении в 2017 году в Российской Федерации Года экологии [55].
Экологическая ответственность перед природой - одно из приоритетных качеств, которым должен обладать современный человек для достижения гармонии с окружающей средой. Ключевую роль в формировании экологической ответственности играет экологическое воспитание.
Суть экологического воспитания состоит в осмыслении личностью взаимосвязанности и взаимодополняемости общества и окружающей среды, в формировании желания и готовности осуществлять благотворное воздействие на улучшение экологической ситуации на планете. Нравственно-экологические знания общества копились столетиями, и на их основе формировались традиции, которые корректировали взаимосвязь социума и природной среды. Особое место в этих традициях уделяется музыкальному искусству, которое является действенным художественным средством экологического воспитания личности. Музыка способна воздействовать на развитие личности, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям и к совершенствованию окружающего мира.
Большое значение в экологическом воспитании имеют национальные обычаи и традиции. Татарская музыкальная культура в своем богатейшем наследии разнообразно воплотила экологическую тематику. На протяжении всей истории развития татарская профессиональная музыка не только накапливала и преумножала экологическую тематику произведений, но и расширяла круг используемых жанров и образов. Значительное обогащение экологического содержания национальных сочинений происходит в период становления татарской профессиональной музыки. XXI век принес огромное количество сочинений, посвященных теме природы, разнообразных по стилю, жанру, составу исполнителей. Эти произведения развивают нравственно-эстетическое отношение к природе родной земли, стремление к участию в природоохранных мероприятиях. Часть таких сочинений принадлежит Р.Калимуллину, отразившему экологическую тематику в музыке для детей.
Степень изученности проблемы. Вопросам экологического воспитания учащихся уделяли внимание отечественные ученые и педагоги, начиная с середины 60-х годов XX века. В.С. Селиванов, Н.Ю.Варламова, Н.А. Рыжова, Т.А.Серебрякова, Г.Н. Казарчик дали определение понятию экологическое воспитание [48; 10; 28; 44; 49]. А.Н. Захлебный, Н.М. Мамедов, Н.Ф. Реймерс ввели термин «экологическое образование» [22; 36; 42]. Возможности экологического воспитания детей младшего школьного возраста рассматривала И.В. Цветкова [61], учащихся в пионерском лагере - Л.В. Рогаленкова [43]. И.Ю. Найденышева исследует экологическое воспитание в контексте коммуникативной деятельности [39];И.Д. Зверев - как часть экологического образования [23]. В 1990-е годы А.Н. Кочергиным и С.Н. Глазачевым в научный оборот вводится понятие экологической культуры [33; 16]. Н.С. Дежникова выделяет культуру как интегрирующее начало в процессе экологического воспитания [18]. Д.Л. Теплов понимает экологическую культуру как результат экологического воспитания, в основе которого лежит экологическое образование [52].
А.М. Степанов осветил роль искусства в формировании экологической компетентности личности[50].В диссертационном исследовании М.Г. Габитова рассмотрен процесс становления нравственно-эстетического отношения к природе средствами музыкального искусства у студентов педвуза [13]. Диссертация З.Г.Сафаргалиной посвящена становлению экологической культуры сельских школьников посредством музыкального искусства [47]. Л.А. Ахметова исследовала развитие нравственно-экологического содержания музыкально-педагогической культуры татарского народа от истоков до середины XX в. [6]. Однако проблема экологического воспитания школьников с помощью современной татарской музыки не была поставлена и изучена, что обусловливает необходимость написания данной работы.
Цель исследования - рассмотреть возможность экологического воспитания учащихся средствами татарской музыки в классе фортепиано.
Задачи:
1. раскрыть сущность, содержание, этапы становления экологического воспитания;
2. рассмотреть современную татарскую музыку как средство экологического воспитания;
3. охарактеризовать цикл «Лесные сказки» Р. Калимуллина; рассмотреть процесс формирования экологической воспитанности учащихся в процессе его изучения.
Объектом исследования является экологическое воспитание учащихся.
Предметом исследования являются содержание и методы экологического воспитания учащихся средствами татарской фортепианной музыки.
В решении поставленных задач применялись такие теоретические и эмпирические методы исследования: анализ учебно-методической и психолого-педагогической литературы (программы, учебники, методические разработки), наблюдение, обобщение собственного педагогического опыта.
Методологическую базу ВКР составили работы по теории и методике экологического образования школьников Д.Л. Теплова, Л.А. Зятевой, С.Н. Николаевой; труды по музыкально-экологическому воспитанию учащихся и студентов М.Г. Габитова, З.Г. Сафаргалиной; диссертация по нравственно-экологическому содержанию музыкально-педагогической культуры татарского народа Л.А. Ахметовой; очерки и интервью с татарскими композиторами А.А. Алмазовой, З.Н. Сайдашевой, Е.В. Ковриковой, Д.Ф. Хайрутдиновой.
Исследование осуществлялось в следующие этапы:
1) теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по экологическому воспитанию;
2) систематизация теоретического и накопленного эмпирического опыта в аспекте поставленной проблемы, выявление экологического потенциала современной татарской музыки;
3) анализ фортепианного цикла «Лесные сказки» Р. Калимуллина, разработка и апробация методических рекомендаций по организации экологического воспитания школьников в процессе его изучения и исполнения; проведение эксперимента на определение целесообразности использования сборника в экологическом воспитании; составление сценария концерта на материале данных пьес;
4) завершение оформления текста выпускной квалификационной работы, подведение итогов исследования.
Новизна исследования состоит в выявлении экологического компонента содержания современной татарской музыки, анализе фортепианного цикла «Лесные сказки» Р. Калимуллина с последующим его внедрением в педагогическую практику.
Практическая значимость исследования обусловлена тем, что представленные анализ фортепианного цикла и сценарий концерта могут быть использованы преподавателями фортепиано ДМШ и ДШИ.
Структура. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы и приложений.
Во введении сформулированы цель и задачи исследования, обоснована его актуальность, осуществлен обзор литературы по теме, определена практическая значимость работы.
Первая глава раскрывает теоретические основы экологического воспитания учащихся, выявляет экологический потенциал современной татарской музыки.
Вторая глава содержит анализ фортепианного цикла «Лесные сказки» Р. Калимуллина, историю его создания, раскрывает его особенности, результатом исследования стал эксперимент на определение уровня сформированности экологической воспитанности учащихся в процессе изучения цикла.
В заключении содержатся выводы.
В приложении представлены нотные примеры, сценарий эко-шоу «Лесные сказки». 


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Формирование экологической воспитанности, системы ценностей у учащихся - приоритетная задача современной образовательной системы.
В процессе формирования экологической воспитанности существенную роль играет музыкальное искусство, особенно национальное. Татарская музыкальная культура содержит помимо богатого музыкального наследия народа и национальных композиторов большой экологический потенциал. С учётом этого было проведено теоретическое и экспериментальное исследование эффективности использования современной татарской музыки в целях формирования экологической воспитанности учащихся.
На основе результатов теоретической и опытно-экспериментальной работы сформулированы следующие выводы:
• формирование экологической воспитанности средствами татарской музыки может эффективно осуществляться на всех этапах фортепианного обучения;
• в ходе исследования была теоретически обоснована и экспериментально подтверждена эффективность использования цикла «Лесные сказки» в формировании экологической воспитанности учащихся;
• результатами процесса формирования экологической воспитанности
учащихся средствами фортепианного цикла «Лесные сказки» Рашида Калимуллина явились: стремление к получению экологических знаний;
бережное, ценностное отношение к природе; информированность об экологической ситуации в стране и республике; понимание важности взаимодействия общества и природы.
Результаты опытно-экспериментальной работы доказывают, что использование фортепианного цикла «Лесные сказки» в процессе обучения формирует у учащихся потребность в заботе о природе, стремление к сохранению ее богатств.



1. Абдулхакова,Э.А. Экологическое образование и воспитание - основа экологического благополучия общества/ Э.А. Абдулхакова // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. I междунар. науч.-практ. конф. - Часть I. -Новосибирск, 2010. -- С. 7¬10.
2. Алейникова, Н.Г. Роль музыкального искусства в воспитании личности / Н.Г. Алейникова // KANT. - 2012. - №3(6). - С. 114-116.
3. Алмазова, А.А. Проблема фольклор и композитор в творчестве Рашида Калимуллина (на примере сборника фортепианных пьес «Казань любимая») / А.А. Алмазова // Традиционная культура народов Поволжья: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Казань, 2016. - №1. - С. 25-30.
4. Алмазова, А.А. Проблема толерантности в творчестве Р.Калимуллина (на примере фортепианного цикла « Города мира») / А.А. Алмазова // Толерантность - «оливковая ветвь» на этапе исторического разлома: Материалы Международного гуманитарного Форума, посвящённого 70-летию ООН и ЮНЕСКО (Казань, 2-3 февраля 2016 г.) - Казань: изд-во Казанского гос. ин-та культуры, 2016. - С. 60-61.
5. Асафова, Е.В. Экологическая культура студента как составляющая его конкурентоспособности/ Е.В. Асафова // Педагогическая диагностика в системе совершенствования учебно-воспитательной работы в высшей и средней школе : сб. науч.-метод. статей. - Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т.- 2010. - С. 15-18.
6. Ахметова,Л.А. Развитие нравственно-экологического содержания музыкально-педагогической культуры татарского народа: автореф. дис. ...канд. пед. наук /Л.А. Ахметова. - Казань, 2004. - 24 с.
7. Безрукова, В.С. Основы духовной культуры: энциклопедический словарь педагога/ В.С. Безрукова. - Екатеринбург, 2000. - 937 с.
8. Беляева, Е.А. Актуальные вопросы экологического воспитания дошкольников / Е.А.Беляева // Психология и педагогика: современные методики и инновации, опыт практического применения. - 2015. - №9.
9. Буюклыу, Н.Н.Экологическое воспитание как фактор развития мотивации у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / Н.Н. Буюклыу, Е.А. Вершинина, А.А. Токарев // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 75-79.
10. Варламова, Н.Ю. Система экологического воспитания в детском саду / Н.Ю. Варламова, В.С. Соколова, Н.В. Кочеткова // Детский сад от А до Я. - 2008. - № 6. - С. 92-100.
11. Взаимоотношения человека и биосферы. Учение
В.И.Вернадского о ноосфере: [Электронный ресурс] // URL: Побиологии.рф (дата обращения 10.02. 2016)
12. Габбасова, С.А.Экологическое воспитание дошкольников / С.А. Габбасова // Проблемы педагогики. - 2016. - №1 (12). - С. 21-25.
13. Габитов, М.Г. Формированиеу студентов педагогического ВУЗанравственно-эстетического отношенияк природе средствами музыки: автореф. дис. .канд. пед. наук / М.Г. Габитов. - Казань, 2005. - 24 с.
14. Газина, О.М. Программно-методическое обеспечение содержания экологического воспитания детей дошкольного возраста / О.М. Газина, О.В. Погожева // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - №15. - С.117-125.
15. Гирусов, Э.В. Природные основы экологической культуры / Э.В. Гирусов// Экология, культура, образование. - М., 1989. -С. 11-19.
16. Глазачев, С.Н. Экологическая культура: сущность, содержание, технологии формирования / С.Н. Глазачев // Экология и образование. - 2004. - № 1-2. - С. 38-43.
17. Гришина,Л.А. Экологическая игра как средство формирования ответственного отношения младших школьников к природе / Л.А. Гришина // VI Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум 2014». - Елец,2014 [Электронный ресурс] // URL: http://www.scienceforum.ru/2014/574/2167(дата обращения 10.02.2016)
18. Дежникова,Н.С. Экологическое воспитание в контексте социокультурной динамики / Н.С. Дежникова // Педагогика. - 2005. - №10. - С. 51-55.
19. Дереполенко, М.А. Формирование положительной мотивации к охране окружающей среды у младших школьников средствами экологического воспитания / М.А. Дереполенко // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2011. - №1. -С.76-80.
20. Дорошко, О.М.Экологическая педагогика / О.М. Дорошко. - Гродно, 2002. - 176 с.
21. Зайцева, Н.В. Роль музыкального искусства в процессе формирования нравственно-эстетических идеалов школьников / Н.В. Зайцева // Среднее профессиональное образование. - 2013. - №4. - С. 51-54.
22. Захлебный, А.Н. Экологическое образование школьников / А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Е.М.Кудрявцева. - М.: Педагогика, 2001. - 257 с.
23. Зверев,И.Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы //Экологическое образование: концепции и технологии: Сб. науч. тр. / Под ред. С.Н.Глазачева. - Волгоград: Перемена,1996. - С. 72-84.
24. Звуковое пространство композиторов Татарстана: Очерки. Интервью. Воспоминания / Сост. Р.Г.Усеинова, М.П. Файзулаева; Общ. ред. М.П. Файзулаевой. - Казань, 2014. - 296 с.
25. Зятева,Л.А. Экологическое воспитание как определяющий компонент становления экологически безопасной личности школьника / Л.А. Зятева // Вестник Брянского государственного университета. - 2014. - №1. - 6 с.
26. Зятева, Л.А.Теория и практика экологического воспитания в школах России 70-х-80-х годов XX столетия: автореф. дис. ...канд.пед.наук /Л.А. Зятева. - М., 1993. - 16 с.
27. Ильясова, И.С.Исторические предпосылки экологического воспитания подрастающего поколения в работах европейских и отечественных педагогов/ И.С. Ильясова // Вектор науки ТГУ. - 2012. -№2.- С. 122-125.
28. Казарчик, Г.Н. Развитие экологических представлений у дошкольников / Г.Н. Казарчик // Дошкольная педагогика. - 2009. - №1. - С. 33-37.
29. Коврикова, Е.В. Фортепианное творчество для детей Рашида Калимуллина в процессе обучения будущих педагогов музыки / Е.В. Коврикова// Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия: Материалы IV Международной научно-практической конференции / Отв. ред. З.М. Явгильдина, Н.В. Шириева. - Казань: Изд-во «Отечество», 2015. - 462 с. - С. 359-362.
30. Кокшаров, Н.И. Духовная культура и состояние природной среды / Н.И.Кокшаров // Человек. Природа. Современность: мат-лы науч. конф. - Курск, 1991. - С.25.
31. Композиторы Татарстана/ Т.А. Алмазова, М.П. Файзулаева, Р.Г. Усеинова и др., науч. ред. З.Н. Сайдашева. - М.: Композитор, 2009. - 260 с.
32. Корниенко,Е.А.Теория экологического воспитания и образования в отечественной педагогике 60-80-х годов XX века: автореф. дис. .канд. пед. наук / Е.А. Корниенко. - Пятигорск, 2006. - 22 с.
33. Кочергин, А.Н. Экологическая культура как духовно¬нравственный фактор и философия / А.Н. Кочергин // Лесной вестник. -2011. - № 2. - С. 89-94.
34. Коэволюционная стратегия взаимодействия природы и общества
[Электронный ресурсф/URL: http: //psyera.ru/koevolyucionnaya- strategiya-
vzaimodeystviya-prirody-i-obshchestva-1501.htm (дата обращения 10.11.2015)
35. Макарский, А.М. Теория и методика воспитательной деятельности в экологоориентированном педагогическом контексте / А.М. Макарский, Т.С.Комиссарова // Международный научно-исследовательский журнал. - 2015.- №4-3 (35). - С. 17-19.
36. Мамедов, Н.М. Культура, экология, образование / Н.М. Мамедов. - М.: РЭФИА, 1996. - 51 с.
37. Моисеева, Л.В.Теоретико-методологические основы
экологической педагогики / Л.В. Моисеева // Успехи современного естествознания-2004. - №7. - С. 67-69.
38. Монахова, Г.А. Концепция устойчивого развития и задачи экологического воспитания учащихся в школе и ВУЗе / Г.А. Монахова, П.И.Агаларова // Юг России: экология, развитие. - 2007. - №1. - С. 113-116.
39. Найденышева,И.Ю. Формирование коммуникативных навыков в процессе экологического воспитания: автореф. дис. ...канд. пед. наук /И.Ю. Найденышева. - Майкоп, 2005. - 24с.
40. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева. - М.: Академия, 2001. - 184 с.
41. Николаева,С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. зав. / С.Н. Николаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 336 с.
42. Реймерс, Н.Ф. Концептуальная экология. Надежды на выживание человечества / Н.Ф. Реймерс.- М.: Россия молодая, 1992.- 367 с.
43. Рогаленкова, Л.В. Экологическое воспитание подростков в пионерском лагере: автореф. дис. ...канд.пед.наук /Л.В. Рогаленкова. - М.,1989. -16 с.
44. Рыжова, Н.А. Экологическое образование в детском саду: книга для педагогов дошк. учреждений, преподавателей и студ. пед. ун-тов и колледжей / Н.А. Рыжова, науч. ред. Г.А. Ягодин. -М.:Изд. дом «Карапуз», 2001. - 432 с.
45. Рысбаева, Г.А.Формирование экологической компетентности младших школьников в курсе познания мира / Г.А. Рысбаева, Н.К. Тукешова, Д.У. Абдыханова // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - №3. - С. 25-29.
46. Сайдашева, З.Н. Очерки по татарской музыке / З.Н. Сайдашева. - Казань: Изд-во «Халкыбызмирасы», 2015. - 260 с.
47. Сафаргалина, З.Г. Формирование экологической
культурысельских школьников средствами музыкального искусства: дис. ...канд. пед. наук / З.Г. Сафаргалина. - Казань, 2009. - 198 с.
48. Селиванов,В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / В.С. Селиванов. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.- 336 с.
49. Серебрякова, Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: учебное пособие для студ. вузов / Т.А. Серебрякова. - М.: Академия, 2008. - 208с.
50. Степанов, А.М. Роль искусства в формировании нравственно-эстетической составляющей экологической компетентности / А.М. Степанов, Е.Ю. Раткевич, Г.Н. Мансуров // Среднее профессиональное образование. - 2011. - №12. - С. 53-55.
51. Суравегина, И.Т. Экологическое образование школьников
вовнекласснойработе / И.Т. Суравегина/ Пособие для учителя. - М.:
Просвещение, 1984. -159 с.
52. Теплов,Д.Л. Экологическое воспитание школьников в процессе дополнительного образования: дис. .докт. пед. наук / Д.Л.Теплов. - М., 2005. - 431 с.
53. Трегубова, О.Г. Методологические подходы, закономерности и принципы формирования экологической культуры младших подростков / О.Г. Трегубова // Современные проблемы науки и образования: Электронный научный журнал.- 2012. - № 4. [Электронный ресурс]// URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=6700(дата обращения 08.10.2015)
54. Узденова,З.К. Этнорегиональный компонент в экологическом воспитании младшего школьника: автореф. дис. .канд. пед. наук / З.К. Узденова. - Карачаевск, 2005. - 24с.
55. Указ Президента Российской Федерации от 05.01.2016 г. № 7 «О проведении в Российской Федерации Года экологии»[Электронный ресурс] // URL:http://kremlin.ru/acts/bank/40400(дата обращения 14.03.2016)
56. Фасхутдинова, Р.К. Семейное экологическое воспитание / Р.К.
Фасхутдинова // [Электронный ресурсф/URL:
http://uchebko.ru/sstbbac/%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%B9%D0 %BD%D0%BE%D0%B5+%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE% D0%B3%D0%B8%D 1 %87%D0%B5%D 1 %81 %D0%BA%D0%BE%D0%B5+% D0%B2%D0%BE%D 1 %81 %D0%BF%D0%B8%D 1 %82%D0%B0%D0%BD%D 0%B8%D0%B5c/main.html (дата обращения 10.01.2016)
57. Федеральный закон от 02.07.2013 N 185-ФЗ об Охране
Окружающей Среды [Электронный ресурс] // URL:
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=183341&fld=134&dst=100491,0&rnd=0.20505585782519287(дата обращения 05.03.2016)
58. Флеенко, А.В. Экологическая грамотность: современное
состояние и проблемы / А.В.Флеенко // Фундаментальные исследования. - 2013. - №6- 4. - С. 930-934.
59. Фомина, Г.И. Экологическая тропа как форма организации работы по экологическому образованию дошкольников / Г.И.Фомина // Педагог ДОУ: Всероссийский электронный журнал. [Электронный ресурс]// URL: https://www.pdou.ru/categories/2/articles/283(дата обращения 04.09.2015)
60. Хайрутдинова, Д.Ф. «. Занять свое место в мире»: фрагменты из интервью с композитором Р.Калимуллиным от 25 декабря 2013 года/ Д.Ф. Хайрутдинова// Проблемы современной музыки: сборник материалов VIМеждунар.науч.конференции. - Пермь, 2013. - С. 92-100.
61. Цветкова,И.В. Теоретические и методические основы экологического воспитания младших школьников во внеурочное время: дис. ...докт.пед.наук / И.В. Цветкова. - М., 1999.- 297 с.
62. Чуйкова, Л.Ю.Экологическая педагогика как область исследования и применения / Л.Ю. Чуйкова, Ю.С. Чуйков // Гуманитарные исследования. - 2014. - №1. - С. 111-117.
63. Шерматова, М.П.Рациональные пути и способы формирования экологических понятий у учащихся V-VI классов на уроках ботаники / М.П. Шерматова // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Гуманитарные науки. - 2015. - №1(42). - С. 237¬241.
64. Шерматова, М.П.Экологическое воспитание подрастающего поколения и его роль в их подготовке к жизни / М.П. Шерматова // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Гуманитарные науки. - 2015. - №2 (43). - С. 249-253.
65. Шлюндт, С.А. Экологическое воспитание студенческой молодежи: культурологический аспект / С.А.Шлюндт // Педагогическое образование в России. - 2014. - №11. - С. 161-165.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ