ОСОБЕННОСТИ ФОРТЕПИАННОГО ОБУЧЕНИЯ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ УЧАЩИХСЯ В МЛАДШИХ КЛАССАХ ДШИ
|
Введение 3
Глава 1. Историко-теоретические основы музыкального обучения слепых и слабовидящих учащихся 9
1.1. Из истории музыкального образования слепых и слабовидящих 9
1.2. Музыкальное обучение слепых и слабовидящих как психолого-педагогическая проблема 19
1.3. Психофизиологические особенности слепых и слабовидящих 26
Выводы по главе 1 35
Глава 2. Методические аспекты обучения слепых и слабовидящих учащихся младших классов игре на фортепиано 37
2.1. Особенности организации уроков фортепиано и самостоятельной
работы 37
2.2. Развитие эмоциональности слепых и слабовидящих учащихся в
процессе обучения игре на фортепиано 45
2.3. Этапы освоения нотной грамоты по Брайлю 52
Выводы по главе 2 59
Заключение 61
Литература 63
Приложение 1. Транскрипция нот по Брайлю для преподавателей музыкальных школ Приложение 2. Нотный сборник «Свет музыки» для учащихся 1 класса по Брайлю с приложением для преподавателя
Глава 1. Историко-теоретические основы музыкального обучения слепых и слабовидящих учащихся 9
1.1. Из истории музыкального образования слепых и слабовидящих 9
1.2. Музыкальное обучение слепых и слабовидящих как психолого-педагогическая проблема 19
1.3. Психофизиологические особенности слепых и слабовидящих 26
Выводы по главе 1 35
Глава 2. Методические аспекты обучения слепых и слабовидящих учащихся младших классов игре на фортепиано 37
2.1. Особенности организации уроков фортепиано и самостоятельной
работы 37
2.2. Развитие эмоциональности слепых и слабовидящих учащихся в
процессе обучения игре на фортепиано 45
2.3. Этапы освоения нотной грамоты по Брайлю 52
Выводы по главе 2 59
Заключение 61
Литература 63
Приложение 1. Транскрипция нот по Брайлю для преподавателей музыкальных школ Приложение 2. Нотный сборник «Свет музыки» для учащихся 1 класса по Брайлю с приложением для преподавателя
Актуальность. В настоящее время рождается много детей, имеющих отклонения в развитии. Среди них большую группу составляют дети с серьёзными нарушениями зрения или полным его отсутствием. Серьезные патологии зрения не всегда поддаются лечению, что остро ставит проблему развития, обучения и социализации слепых и слабовидящих. Механизм получения образования инвалидами регулирует статья № 79 «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья» в федеральном законе «Об образовании в РФ». Защитой прав и интересов, социальной поддержкой и реабилитацией этого контингента учащихся занимается Всероссийская Организация Слепых (ВОС). Однако только ее усилий в содействии обеспечению равных возможностей в получении образования инвалидам по зрению недостаточно. Очевидно, что к решению этой проблемы должны подключаться ученые, педагоги, социальные работники.
Сфер деятельности, которыми могли бы профессионально заниматься слепые, незначительное количество, хотя со временем появляются все новые возможности для незрячих.
Одной из распространенных профессий среди людей с проблемами зрения является профессия музыканта. Обучение этой профессии начинается с музыкальной школы. Однако начальное образование, предоставляемое детям с недостатком зрения в ДМШ и ДШИ, осуществляется не в полном объеме по сравнению с обычным контингентом учащихся. Причин тому несколько. В первую очередь, на это влияет неготовность педагогов музыкальных школ и школ искусств к обучению незрячих с психологической и профессиональной точек зрения. Незнание педагогами рельефно-точечного шрифта Брайля затрудняет освоение нотной грамоты этой категорией учащихся. Часто преподаватели не осведомлены о психологических особенностях и физических возможностях таких учеников. Получить названные знания и навыки нынешним педагогам-музыкантам весьма проблематично, т.к. в настоящее время не проводятся курсы переподготовки и повышения квалификации в сфере музыкального обучения слепых и слабовидящих. Остро стоит также проблема нехватки ресурсов: методик преподавания игры на музыкальных инструментах для незрячих и слабовидящих, адаптированных программ, специальных нотных сборников. Для того чтобы дать возможность слепым и слабовидящим детям получать полноценное музыкальное образование в школе, которое могло бы стать фундаментом для получения в дальнейшем профессии музыканта, необходимо проводить исследования в данном направлении.
Проблемами образования и социализации слепых начали интересоваться уже в конце XVIII века, когда во Франции появляются первые государственные учреждения для обучения слепых детей. Вопросы психологии слепых затрагивал в своих трудах французский философ Дени Дидро. В России первый опыт обучения слепых детей относится к началу Х!Х века. Во второй половине столетия осуществляется систематическое обучение этой категории лиц, что создало почву для развития отечественной тифлопедагогики. В конце XIX века издаются работы, касающиеся психического развития людей с нарушением зрения: «Самые несчастные из слепцов» Г.П. Недлера, «О физиологии слепых» М. Дюфура, «Очерки из психологии слепых» Г.И. Челпанова.
Параллельно ведутся исследования в сфере тифлопедагогики и тифлопсихологии за рубежом. Среди крупных ученых следует назвать создателя рельефно-точечного шрифта для слепых Луи Брайля, основателя школы для слепых им. Перкинса в Бостоне, автора новаторских методов тифлопедагогики Самуэла Хауи. В XX веке большой вклад в развитие тифлопедагогики и тифлопсихологии внесли ученые М.И. Земцова, Р.С. Муратов, Л.Ф. Касаткин, И.С Моргулис, Е.Д. Агеев, В.А. Ерошенко, А.И. Мещеряков, Д.И. Зоричев, В.А. Гендер, И.А. Соколянский, Н.А Семевский, А.Г. Литвак, В.П. Ермаков и Г.А Якунин, Л.А. Семенов, В.А. Феоктистова и др. Основоположником современной российской тифлопедагогики считается Б.И. Коваленко, тифлопсихологии - А.А. Крогиус. К известным отечественным тифлосихологам XXI века относятся В.А. Кручинина, Л.И. Плаксина, Л.И. Фильчикова, Л.И. Солнцева. Последняя разработала теорию компенсации слепоты в раннем и дошкольном возрасте изложенную в работе «Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста»; рассмотрела основные направления психолого-педагогической работы в школах для детей с нарушением зрения [32]. Обучению слепых и слабовидящих учащихся посвящены также разделы учебных пособий по коррекционной педагогике и психологии Б.К. Тупоногова [35], Н.М. Назаровой, Л.В. Кузнецовой [16], В.И. Лубовского [23], С.Г. Шевченко [39]. Особенности коррекционно-педагогической работы по совершенствованию лексики эмоций незрячих младших школьников анализирует С.А. Захарова [9].Сравнительный анализ систем специального образования разных стран мира предпринимает Н.Н. Малофеев [24].
Со времен первых опытов обучения слепых детей прошло более двух столетий, но до сих пор эта сфера науки имеет много «белых пятен». Так, не получили исчерпывающего освещения вопросы теории и методики музыкального воспитания детей с проблемами зрения, хотя в XXI веке к ним неоднократно обращаются исследователи. В 2002 году выходит учебное пособие «Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика» под редакцией Е.А. Медведевой [25]. Процесс обучения незрячих баянистов и аккордеонистов рассматривают в своих диссертационных исследованиях В.И. Рыбаков [29], В.Н. Кулаков [18]. Подробное описание и способы применения нотной системы Брайля представлено в «Руководстве по записи нот по системе Брайля» Г.А. Смирновым [31], написанном на материале более ранней коллективной работы З.И. Шаминой, Г.П. Клезвеля, Г.А. Смирнова [37]. Некоторые работы по музыкальному воспитанию и обучению незрячих детей представлены на иностранных языках и недоступны для российского читателя [41]. Это 5
свидетельствует о недостаточности научно-методической литературы для предоставления незрячим и слабовидящим учащимся музыкальных школ качественного начального музыкального образования.
В связи с этим была сформулирована проблема данного исследования, касающаяся методического обеспечения начального музыкального обучения слепых и слабовидящих.
Целью выпускной квалификационной работы является рассмотрение особенностей фортепианного обучения слепых и слабовидящих учащихся в младших классах ДМШ.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
1. проследить историю развития музыкального образования незрячих в России и за рубежом;
2. изучить психофизиологические особенности слепых и слабовидящих;
3. выявить особенности организации уроков фортепиано и самостоятельной работы со слепыми и слабовидящими;
4. исследовать пути развития эмоциональности слепых и слабовидящих учащихся в процессе обучения игре на фортепиано;
5. осветить этапы освоения нотной грамоты по Брайлю.
Объект исследования - процесс музыкального образования инвалидов по зрению.
Предмет исследования - методы и формы работы педагога со слепыми и слабовидящими учащимися на уроках фортепиано в младших классах ДМШ.
Методологической основой исследования являются работы тифлопсихологов: А.Г. Литвака, Л И. Солнцевой, Ю.В. Федоренко, В.П. Ермакова и Г.А. Якунина; тифлопедагогов: А.В. Славской, С.А. Захаровой, В.К. Рогушина; специалистов в области музыкальной тифлопедагогики В. И. Рыбакова, В.Н. Кулакова, Е.А. Медведевой, Г.А. Смирнова.
В работе использованы теоретические и эмпирические методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, метод наблюдения и обобщения педагогического опыта, методы сбора и накопления информации.
Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении существующих и разработке новых методических подходов к начальному обучению слепых и слабовидящих детей игре на фортепиано в ДМШ, охватывающих как образовательно-творческие аспекты, так и психологический климат, и формы работы с детьми.
Новизна исследования заключается в том, что были составлены нотный сборник для слепых и слабовидящих детей 1 класса с приложением для зрячего педагога и брошюра для изучения нот по Брайлю.
База исследования: МАУ ДО «ДШИ №7» города Набережные Челны, ГБОУ «Набережночелнинская школа № 75 для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Практическая значимость исследования обусловлена тем, что её материал может быть использован преподавателями фортепиано в ДМШ и ДШИ, работающими со слепыми и слабовидящими детьми, а так же преподавателями музыки в специализированных коррекционных школах.
Исследование осуществлялось в несколько этапов:
1. Теоретический анализ специальной, психолого-педагогической и методической литературы.
2. Систематизация теоретического и эмпирического опыта в аспекте поставленной проблемы, разработка и апробация методических рекомендаций по организации фортепианного обучения незрячих и слабовидящих младших школьников.
3. Составление сборника пьес для начального обучения игре на фортепиано слепых и слабовидящих детей по Брайлю, с транскрипцией в традиционном нотном наборе для преподавателей.
4. Завершение оформления текста выпускной квалификационной работы, подведение итогов исследования.
Структура. ВКР состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Во введении сформулированы цель и задачи исследования, его актуальность, осуществлен обзор научной и методической литературы по теме, определена практическая значимость работы.
Первая глава раскрывает историко-теоретические основы музыкального обучения слепых и слабовидящих учащихся.
Вторая глава посвящена методическим аспектам обучения слепых и слабовидящих учащихся младших классов игре на фортепиано.
В заключении содержатся выводы.
В приложениях представлены транскрипция нотной записи по Брайлю, и нотный сборник «Свет музыки» для учащихся 1 класса по Брайлю с приложением для преподавателя.
Сфер деятельности, которыми могли бы профессионально заниматься слепые, незначительное количество, хотя со временем появляются все новые возможности для незрячих.
Одной из распространенных профессий среди людей с проблемами зрения является профессия музыканта. Обучение этой профессии начинается с музыкальной школы. Однако начальное образование, предоставляемое детям с недостатком зрения в ДМШ и ДШИ, осуществляется не в полном объеме по сравнению с обычным контингентом учащихся. Причин тому несколько. В первую очередь, на это влияет неготовность педагогов музыкальных школ и школ искусств к обучению незрячих с психологической и профессиональной точек зрения. Незнание педагогами рельефно-точечного шрифта Брайля затрудняет освоение нотной грамоты этой категорией учащихся. Часто преподаватели не осведомлены о психологических особенностях и физических возможностях таких учеников. Получить названные знания и навыки нынешним педагогам-музыкантам весьма проблематично, т.к. в настоящее время не проводятся курсы переподготовки и повышения квалификации в сфере музыкального обучения слепых и слабовидящих. Остро стоит также проблема нехватки ресурсов: методик преподавания игры на музыкальных инструментах для незрячих и слабовидящих, адаптированных программ, специальных нотных сборников. Для того чтобы дать возможность слепым и слабовидящим детям получать полноценное музыкальное образование в школе, которое могло бы стать фундаментом для получения в дальнейшем профессии музыканта, необходимо проводить исследования в данном направлении.
Проблемами образования и социализации слепых начали интересоваться уже в конце XVIII века, когда во Франции появляются первые государственные учреждения для обучения слепых детей. Вопросы психологии слепых затрагивал в своих трудах французский философ Дени Дидро. В России первый опыт обучения слепых детей относится к началу Х!Х века. Во второй половине столетия осуществляется систематическое обучение этой категории лиц, что создало почву для развития отечественной тифлопедагогики. В конце XIX века издаются работы, касающиеся психического развития людей с нарушением зрения: «Самые несчастные из слепцов» Г.П. Недлера, «О физиологии слепых» М. Дюфура, «Очерки из психологии слепых» Г.И. Челпанова.
Параллельно ведутся исследования в сфере тифлопедагогики и тифлопсихологии за рубежом. Среди крупных ученых следует назвать создателя рельефно-точечного шрифта для слепых Луи Брайля, основателя школы для слепых им. Перкинса в Бостоне, автора новаторских методов тифлопедагогики Самуэла Хауи. В XX веке большой вклад в развитие тифлопедагогики и тифлопсихологии внесли ученые М.И. Земцова, Р.С. Муратов, Л.Ф. Касаткин, И.С Моргулис, Е.Д. Агеев, В.А. Ерошенко, А.И. Мещеряков, Д.И. Зоричев, В.А. Гендер, И.А. Соколянский, Н.А Семевский, А.Г. Литвак, В.П. Ермаков и Г.А Якунин, Л.А. Семенов, В.А. Феоктистова и др. Основоположником современной российской тифлопедагогики считается Б.И. Коваленко, тифлопсихологии - А.А. Крогиус. К известным отечественным тифлосихологам XXI века относятся В.А. Кручинина, Л.И. Плаксина, Л.И. Фильчикова, Л.И. Солнцева. Последняя разработала теорию компенсации слепоты в раннем и дошкольном возрасте изложенную в работе «Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста»; рассмотрела основные направления психолого-педагогической работы в школах для детей с нарушением зрения [32]. Обучению слепых и слабовидящих учащихся посвящены также разделы учебных пособий по коррекционной педагогике и психологии Б.К. Тупоногова [35], Н.М. Назаровой, Л.В. Кузнецовой [16], В.И. Лубовского [23], С.Г. Шевченко [39]. Особенности коррекционно-педагогической работы по совершенствованию лексики эмоций незрячих младших школьников анализирует С.А. Захарова [9].Сравнительный анализ систем специального образования разных стран мира предпринимает Н.Н. Малофеев [24].
Со времен первых опытов обучения слепых детей прошло более двух столетий, но до сих пор эта сфера науки имеет много «белых пятен». Так, не получили исчерпывающего освещения вопросы теории и методики музыкального воспитания детей с проблемами зрения, хотя в XXI веке к ним неоднократно обращаются исследователи. В 2002 году выходит учебное пособие «Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика» под редакцией Е.А. Медведевой [25]. Процесс обучения незрячих баянистов и аккордеонистов рассматривают в своих диссертационных исследованиях В.И. Рыбаков [29], В.Н. Кулаков [18]. Подробное описание и способы применения нотной системы Брайля представлено в «Руководстве по записи нот по системе Брайля» Г.А. Смирновым [31], написанном на материале более ранней коллективной работы З.И. Шаминой, Г.П. Клезвеля, Г.А. Смирнова [37]. Некоторые работы по музыкальному воспитанию и обучению незрячих детей представлены на иностранных языках и недоступны для российского читателя [41]. Это 5
свидетельствует о недостаточности научно-методической литературы для предоставления незрячим и слабовидящим учащимся музыкальных школ качественного начального музыкального образования.
В связи с этим была сформулирована проблема данного исследования, касающаяся методического обеспечения начального музыкального обучения слепых и слабовидящих.
Целью выпускной квалификационной работы является рассмотрение особенностей фортепианного обучения слепых и слабовидящих учащихся в младших классах ДМШ.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
1. проследить историю развития музыкального образования незрячих в России и за рубежом;
2. изучить психофизиологические особенности слепых и слабовидящих;
3. выявить особенности организации уроков фортепиано и самостоятельной работы со слепыми и слабовидящими;
4. исследовать пути развития эмоциональности слепых и слабовидящих учащихся в процессе обучения игре на фортепиано;
5. осветить этапы освоения нотной грамоты по Брайлю.
Объект исследования - процесс музыкального образования инвалидов по зрению.
Предмет исследования - методы и формы работы педагога со слепыми и слабовидящими учащимися на уроках фортепиано в младших классах ДМШ.
Методологической основой исследования являются работы тифлопсихологов: А.Г. Литвака, Л И. Солнцевой, Ю.В. Федоренко, В.П. Ермакова и Г.А. Якунина; тифлопедагогов: А.В. Славской, С.А. Захаровой, В.К. Рогушина; специалистов в области музыкальной тифлопедагогики В. И. Рыбакова, В.Н. Кулакова, Е.А. Медведевой, Г.А. Смирнова.
В работе использованы теоретические и эмпирические методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, метод наблюдения и обобщения педагогического опыта, методы сбора и накопления информации.
Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении существующих и разработке новых методических подходов к начальному обучению слепых и слабовидящих детей игре на фортепиано в ДМШ, охватывающих как образовательно-творческие аспекты, так и психологический климат, и формы работы с детьми.
Новизна исследования заключается в том, что были составлены нотный сборник для слепых и слабовидящих детей 1 класса с приложением для зрячего педагога и брошюра для изучения нот по Брайлю.
База исследования: МАУ ДО «ДШИ №7» города Набережные Челны, ГБОУ «Набережночелнинская школа № 75 для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Практическая значимость исследования обусловлена тем, что её материал может быть использован преподавателями фортепиано в ДМШ и ДШИ, работающими со слепыми и слабовидящими детьми, а так же преподавателями музыки в специализированных коррекционных школах.
Исследование осуществлялось в несколько этапов:
1. Теоретический анализ специальной, психолого-педагогической и методической литературы.
2. Систематизация теоретического и эмпирического опыта в аспекте поставленной проблемы, разработка и апробация методических рекомендаций по организации фортепианного обучения незрячих и слабовидящих младших школьников.
3. Составление сборника пьес для начального обучения игре на фортепиано слепых и слабовидящих детей по Брайлю, с транскрипцией в традиционном нотном наборе для преподавателей.
4. Завершение оформления текста выпускной квалификационной работы, подведение итогов исследования.
Структура. ВКР состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Во введении сформулированы цель и задачи исследования, его актуальность, осуществлен обзор научной и методической литературы по теме, определена практическая значимость работы.
Первая глава раскрывает историко-теоретические основы музыкального обучения слепых и слабовидящих учащихся.
Вторая глава посвящена методическим аспектам обучения слепых и слабовидящих учащихся младших классов игре на фортепиано.
В заключении содержатся выводы.
В приложениях представлены транскрипция нотной записи по Брайлю, и нотный сборник «Свет музыки» для учащихся 1 класса по Брайлю с приложением для преподавателя.
В ходе исследования были сделаны следующие выводы.
Слепые и слабовидящие дети имеют психофизиологические особенности, проявляющиеся в отставании и нарушении развития двигательной активности, своеобразии формирования представлений и понятий, пространственной ориентации, эмоционально-волевой сферы, социальной коммуникации, интеграции в общество. Это влияет на специфику фортепианного обучения данной категории учащихся.
В ходе исследования были выявлены основные проблемы, возникающие при фортепианном обучении слепых и слабовидящих учащихся. Это сложность ориентации на клавиатуре фортепиано; затрудненная координация исполнительских движений; мышечная зажатость и скованность движений, негативно влияющая на качество музыкального исполнения; недостаточная эмоциональность и «антиартистизм» учащихся; наличие коммуникативного барьера, тормозящего восприятие и выполнение педагогических указаний.
Процесс фортепианного обучения будет протекать более успешно при опоре на систему компенсаторных факторов, включающую в себя интерес, внимание, слуходвигательные связи, музыкальную память, внутренний слух, образно-ассоциативные связи, речевое обозначение. К наиболее важным компенсаторным способностям относятся музыкально-слуховая способность, способность произвольного управления музыкально-слуховыми представлениями, осознание учащимися собственных игровых действий и возникающего на их основе слухо-двигательного комплекса.
Эффективным будет применение методов активизации и формирования функций компенсации слепоты: метод накопления музыкальных впечатлений; метод осмысления слуховых представлений; метод целенаправленных действий; метод произвольного запоминания; метод закрепления музыкально-слуховых представлений; метод комплексного музыкального произведения; метод словесно-образных характеристик.
Преодолению трудностей в пространственной ориентации служит метод интонационно-тактильного запоминания расстояния между интервалами. Преодолению внутреннего коммуникативного барьера, способствованию их интеграции в общество способствует метод инклюзивной ансамблевой игры. Рекомендуется также применение вокального интонирования попевок.
Для развития эмоциональности учащихся следует применять методы «расширения эмоционального поля», метод содержательного анализа инструментальных произведений, метод исполнительского редактирования, метод пластического интонирования, визуализации и вербализации элементы коррекционной ритмики.
К особенностям фортепианного обучения в первом классе у слепых и слабовидящих учащихся относится заметное продление донотного периода обучения. Это способствует повышению роли игры на слух, с рук, подбора по слуху, что развивает внутренний слух учащихся, музыкально-слуховую память, активизирует мыслительные процессы. Со второго полугодия необходимо начинать поэтапное освоение нотной системы Брайля, включающее поурочное чтение нот, а так же запись учеником под диктовку преподавателя небольших музыкальных фрагментов по Брайлю.
Учитывая повышенную ранимость слепых и слабовидящих учащихся, педагог должен быть корректным в своих замечаниях, создавать установку на успех, руководствоваться методом совмещения различных способов воздействия или стимулирования учащегося.
Слепые и слабовидящие дети имеют психофизиологические особенности, проявляющиеся в отставании и нарушении развития двигательной активности, своеобразии формирования представлений и понятий, пространственной ориентации, эмоционально-волевой сферы, социальной коммуникации, интеграции в общество. Это влияет на специфику фортепианного обучения данной категории учащихся.
В ходе исследования были выявлены основные проблемы, возникающие при фортепианном обучении слепых и слабовидящих учащихся. Это сложность ориентации на клавиатуре фортепиано; затрудненная координация исполнительских движений; мышечная зажатость и скованность движений, негативно влияющая на качество музыкального исполнения; недостаточная эмоциональность и «антиартистизм» учащихся; наличие коммуникативного барьера, тормозящего восприятие и выполнение педагогических указаний.
Процесс фортепианного обучения будет протекать более успешно при опоре на систему компенсаторных факторов, включающую в себя интерес, внимание, слуходвигательные связи, музыкальную память, внутренний слух, образно-ассоциативные связи, речевое обозначение. К наиболее важным компенсаторным способностям относятся музыкально-слуховая способность, способность произвольного управления музыкально-слуховыми представлениями, осознание учащимися собственных игровых действий и возникающего на их основе слухо-двигательного комплекса.
Эффективным будет применение методов активизации и формирования функций компенсации слепоты: метод накопления музыкальных впечатлений; метод осмысления слуховых представлений; метод целенаправленных действий; метод произвольного запоминания; метод закрепления музыкально-слуховых представлений; метод комплексного музыкального произведения; метод словесно-образных характеристик.
Преодолению трудностей в пространственной ориентации служит метод интонационно-тактильного запоминания расстояния между интервалами. Преодолению внутреннего коммуникативного барьера, способствованию их интеграции в общество способствует метод инклюзивной ансамблевой игры. Рекомендуется также применение вокального интонирования попевок.
Для развития эмоциональности учащихся следует применять методы «расширения эмоционального поля», метод содержательного анализа инструментальных произведений, метод исполнительского редактирования, метод пластического интонирования, визуализации и вербализации элементы коррекционной ритмики.
К особенностям фортепианного обучения в первом классе у слепых и слабовидящих учащихся относится заметное продление донотного периода обучения. Это способствует повышению роли игры на слух, с рук, подбора по слуху, что развивает внутренний слух учащихся, музыкально-слуховую память, активизирует мыслительные процессы. Со второго полугодия необходимо начинать поэтапное освоение нотной системы Брайля, включающее поурочное чтение нот, а так же запись учеником под диктовку преподавателя небольших музыкальных фрагментов по Брайлю.
Учитывая повышенную ранимость слепых и слабовидящих учащихся, педагог должен быть корректным в своих замечаниях, создавать установку на успех, руководствоваться методом совмещения различных способов воздействия или стимулирования учащегося.



