Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ СТАРИННЫХ ТАНЦЕВ ЕВРОПЫ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Работа №82148

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы104
Год сдачи2016
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
276
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Теоретические аспекты развития творческой активности младших подростков в процессе освоения старинных танцев Европы 9
1.1. Развитие творческой активности личности как педагогическая
проблема 9
1.2. Педагогический потенциал старинных танцев Европы в развитии
творческой активности младших подростков 22
1.3. Анализ форм, методов и средств развития творческой активности
младших подростков в танцевальной деятельности 34
1.4. Выводы по Главе 1 41
Глава II. Практический опыт по развитию творческой активности младших подростков на материале старинных танцев Европы в учреждении дополнительного образования 42
2.1. Методическая разработка по развитию творческой активности младших подростков на материале старинных танцев Европы 42
2.2. Апробация разработанного материала по развитию творческой
активности младших подростков (на материале старинных танцев Европы) на базе средней общеобразовательной школы-интерната «Солнце» г. Казани.48
2.3. Выводы по Главе II 65
Заключение 67
Список литературы 68
Приложение


Актуальность исследования. В настоящее время качества специалиста имеют большое значение и крайне востребованы.
В условиях роста социальной конкуренции человеку необходимо уметь применять те знания и навыки, которыми он обладает; уметь преобразовывать деятельность таким образом, чтобы сделать ее как можно более эффективной. К сожалению, современная массовая школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Однообразное шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Реальность, с которой человек соприкасается в своей жизни, не имеет однозначных трактовок, в отличие от реальности учебной практики, где задачам и проблемам уготованы верные решения.
В условиях постоянно изменяющегося мира проблема развития творческой активности подрастающего поколения приобретает особую актуальность, в решении которой дополнительное образование обладает большими резервами.
Самый активный период в жизни человека - это подростковый возраст. В этот период происходит бурное развитие организма, психика очень активна и импульсивна. Однако свою активность большинство подростков используют нерационально. Многие из них предпочитают гаджеты, телефоны, компьютерные игры. Все это приводит к деморализации грядущих поколений. Мы считаем, что формирование и развитие творческих способностей подростков в системе дополнительного образования посредством танца актуально в эру компьютерных технологий. Так как, система дополнительного образования позволяет младшему подростку отвлечься от каждодневной нагрузки громадного потока различной информации (школа, интернет, «домашние» нравоучения), под массой которых ребенок остается порой без возможности проявить свое творчество, свое креативное мышление, что является немаловажным в становлении подрастающей личности. Противоречие между запрограммированностью общего школьного образования, перегруженностью информацией и отсутствием возможности проявления своего творческого начала, обостряет актуальность предложенной темы.
Огромным обучающим и воспитательным потенциалом в развитии творческих качеств личности младших подростков обладают старинные танцы Европы (или историко-бытовые танцы), которые более просты в исполнении, по сравнению с классическим или народным жанром хореографического искусства, при изучении которых младший подросток не будет испытывать особых затруднений. Однако анализ работы учреждений дополнительного хореографического образования г. Казани показал малое присутствие старинных танцев Европы в образовательном процессе. Анализ учебно-методической литературы выявил недостаточность работ методического характера по творческому развитию младших подростков на материале старинных танцев Европы.
Таким образом, предложенная нами проблема актуальна и практически значима, поскольку творческая личность, творческая индивидуальность является эпицентром современного отечественного образовательного пространства, а одной из важнейших характеристик личности становится творческая активность. Проблема развития творческой активности учащихся также обусловлена требованиями Государственного образовательного стандарта, в основе которого лежит личностно ориентированное обучение, обеспечивающее глубокую разностороннюю подготовку к последующей профессиональной творческой деятельности.
Степень изученности проблемы. Проблема творчества исследовалась в работах Бердяева И. А. «Смысл творчества»[5]; Ильенкова Э. В. «Философия и культура»[27]; Ф. В. Ницше «По ту сторону добра и зла»[44]; А. Шопенгауэра «Об интересном»[64];
педагогические аспекты формирования творческой личности рассматривались в работах: Н. К. Крупской «Обучение и воспитание в школе»[32];К.Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания»[62].
Проблему творчества, творческого мышления, психологии творчества исследовали Л. С. Выготский в трудах «Воображение и творчество в детском возрасте»[11], «Психология искусства»[14], «Проблемы культурного развития ребенка»[12], «Умственное развитие детей в процессе обучения»[15]; Ермолаева-Тобина Л. Б. «Психология художественного творчества»; «Опыт педагогической антропологии» [23]; А. С. Макаренко «Методика организации воспитательного процесса»[37]. Развитие творческой активности в процессе освоения хореографического искусства исследовали А. Я. Ваганова «Основы классического танца»[7]; Н. И. Тарасов «Классический танец. Школа мужского исполнительства»[]; В. Э. Мориц «Методика классического тренажа»[42]; Н. П. Базарова «Азбука классического танца»[4]; И. А. Воронина «Историко-бытовой танец»[10]; М. В. Васильева-Рождественская «Историко-бытовой танец»[8]; В. Н. Горшков «Учебно-методическое пособие преподавания народного сценического танца»[18]; Д. В. Мочалов в своем диссертационном исследовании «Формирование культуры художественного творчества участников самодеятельного хореографического коллектива»[20] и многие другие.
Однако, несмотря на большое количество работ в области психологии и педагогики творчества, практических работ по развитию творческой активности младших подростков в хореографической деятельности недостаточно. Анализ учебно-методической литературы в области
педагогики хореографии показал дефицит учебно-методических работ в области формирования творческих сторон личности в хореографической деятельности.
Объектом исследования является развитие творческой активности личности подростка.
Предмет исследования развития творческой активности младших подростков в процессе хореографической деятельности на материале старинных танцев Европы в учреждении дополнительного образования.
Цель исследования: изучить теорию и практику формирования творческих способностей младших подростков в процессе хореографической деятельности, исследовать потенциал старинных танцев Европы как обучающий материал для формирования творческой активности младших подростков, обобщить наиболее эффективные методы в методической разработке «Старинные танцы Европы в работе с подростками», провести апробацию разработанного материала по развитию творческой активности младших подростков (на материале старинных танцев Европы) на базе средней общеобразовательной школы-интерната «Солнце» г. Казани.
Задачи исследования:
1. Дать содержательную характеристику ключевых понятий исследования и рассмотреть теоретическую базу творческой активности как проблему педагогики.
2. Проанализировать потенциал старинных танцев Европы в развитии творческой активности младших подростков в хореографической деятельности
3. Разработать методическое пособие по развитию творческой активности младших подростков средствами старинных танцев Европы и провести его апробацию на практике в учреждении дополнительного хореографического образования.
Гипотеза исследования: эффективное формирование творческой активности младших подростков в учреждении дополнительного хореографического образования возможно, если включать в содержание занятий материал старинных танцев Европы с учетом специальных методических принципов и форм работы, отраженных в нашем Методическом пособии.
Методологической основой исследования явились фундаментальные научные труда по психологии и педагоги таких ученых, как Л.С. Выготского [18], М. Монтессори [41], Б.М. Теплова [61] и других; научные работы, раскрывающие педагогику танцевального искусства: М.Б. Елисеева [24], Э.П. Короткова [31], И.А. Лыкова [36], О.И. Соловьева [53], Н.Г. Яковлева [65] и другие;. труды по педагогике овладения искусством современного танца: А.Д. Аксенова [1], Н.А. Виноградова [9], Н.П. Познякова [16], А.Н. Гараева [20], Т.И. Ерофеева [24], Г. Костюк [33] и другие.
Методы исследования: теоретические: изучение и анализ литературы по теме исследования, в том числе междисциплинарных диссертационных исследований; анализ и обобщение передового педагогического опыта; эмпирические: наблюдение и самонаблюдение, анализ программной и учебно-методической документации, сравнительный анализ, обобщение.
Новизна исследования в том, что конкретизированы понятия творческая активность в хореографической деятельности; выявлены наиболее эффективные методы и формы формирования творческой активности младших подростков на уроках хореографии в учреждении дополнительного образования, разработано методическое пособие по формированию творческой активности младших подростков на материале старинных танцев Европы в учреждении дополнительного образования.
Практическая значимость заключается в разработке и создании нового методического пособия по развития творческой активности младших подростков на материале старинных танцев Европы. Материалы исследования, могут быть использованы в практике средних образовательных школ, в центрах детского творчества и учреждениях дополнительного образования детей.
База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе средней общеобразовательной школы-интернат «Солнышко» г. Казань.
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Результаты исследования были доложены на Международной студенческой научно-образовательной конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии», которая состоялась 20 мая 2016 г. в Институте психологии и образования КФУ.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данном исследовании мы рассмотрели проблему развития творческой активности младших подростков в хореографической деятельности. Мы проанализировали педагогический потенциал старинных танцев Европы в развитии творческой активности младших подростков; провели анализ форм, методов и средств развития творческой активности младших подростков в танцевальной деятельности; разработали авторское методическое пособие по развитию творческой активности младших подростков в процессе освоения старинных танцев Европы; провели практическую работу по формированию творческой активности младших подростков на материале старинных танцев Европы в учреждении дополнительного образования.
По результатам формирующего эксперимента мы наблюдали значительный рост творческой активности младших подростков. А это означает, что поставленные цели и задачи нашего исследования были реализованы в практическом опыте с получением положительного результата.
Для дальнейшего решения проблемы творческой активности, проблемы развития творческих способностей учащихся предлагается учет и введение в систему образования специализированных развивающих средств, так как уровень развития творческой активности учащихся зависит от содержания и методов обучения. Целью применения методов и приемов развития творческой активности учащихся является необходимость построения учебного процесса с учетом личностной компоненты, то есть личностных особенностей каждого учащегося, развитие их познавательных способностей и активизация их творческой, познавательной деятельности.



1. Аксенова А.Д. Современная постановочное искусство в работе с младшими школьниками // Начальная школа. - 2013. - №2. - С. 45-48
2. Альтшуллер Г.С. «Как стать гением: жизненная стратегия творческой личности» Изд. Беларусь, 1994. - 479 с.
3. Андреева И. Н., Буторина Т. С; под ред. Васильевой З. Н. «История образования педагогической мысли за рубежом и в России» учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений-М., 2002 - С. 34-47
4. Базарова Н. П. «Азбука классического танца» - Л.: Искусство, 1983. - 207 с.
5. Бердяев Н. А. «Смысл творчества(Опыт оправдания человека) Т. 1. - М., Изд. Правда, 1994. - С. 37-312.
6. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. - М: Знание,1981.-96с.-Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология»;№10
7. Ваганова, А. Я. «Основы классического танца» 6-e изд. — СПб.: Лань, 2000. — 192 с. Васильева-Рождественская М. В. Историко-бытовой танец: Учеб. пособие. - 2-е изд., пересмотр. - М.: Искусство, 1987. - 382 с.
8. Васильева-Рождественская М.В. Историко-бытовой танец. М., 1987. 156с.
9. Виноградова Н.А., Позднякова Н.В. Танцевальные этюды для младших школьников. Практическое пособие. - М.: Айрис-Пресс, 2011. - 128 с.
10. Воронина И. А. «Историко-бытовой танец»; Учебное пособие, Москва: Искусство, 1980. - 128 с.
11. Выготский Л. С. «Воображение и творчество в детском возрасте»:
психологический очерк /Л.С. Выготский. - Издание 2-е. - Москва:
Просвещение, 1967. - 92 с.
12. Выготский Л. С. Проблема культурного развития ребенка. // Выготский Л. С. Психология развития человека. - М.: Смысл, Эксмо, 2004. - 1136 с.
13. Выготский Л.С. Мышление и речь: собрание трудов / Л.С. Выготский. - М.: Лабиринт, 2012. - 640 с.
14. Выготский Л .С. «Психология искусства», Учёб. пособие. - 2-е изд., перераб.-СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. - 379 с.
15. Выготский Л.С. «Умственное развитие детей в процессе обучения»; государственное учебно-методическое издание Ленинград ,1935. - 137 с.
16. Выготский Л,С. «Воображение и творчество в детском возрасте», Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 1991. —93 с.
17. Гараева А.Н. Культура танца. - М.: Юрайт, 2009. - 356 с.
18. Горшков В. Н. «Учебно-методическое пособие преподавания народного сценического танца»- М.: Казань, 2004. - 207 с.
19. Гуткина Л.Д., Завельский Ю. В., Пикалова Г.В. Организация воспитательной работы в школе. - М., 1998.
20. Д. В. Мочалов «Формирование культуры художественного творчества участников самодеятельного хореографического коллектива».
21. Дружинин В.Н. «Психология общих способностей» М., Изд. Академия 1996. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер, 1999.
22. Елисеева М.Б. Танцевальное искусство. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 452 с.
23. Ермолаева-Тобина Л. Б. «Психология художественного творчества» Учебное пособие для вузов. — 2-е изд. — М.: Академический Проект: Культура, 2005. — 304 с.
24. Ерофеева Т.И. Игры-драматизации, танцы. - СПб.: Питер, 2009. - 456 с.
25. Зеер Э.Ф. «Психология общих способностей» М., Изд. Академия, 2009
26. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального образования: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Э. Ф. Зеер. - М.: Академия, 2009. - 239 с.
27. Ильенков, Э.В. Философия и культура. /Э.В.Ильенков. — М.: Политиздат, 1991. — 462 с.
28. Ильин Е.П. «Психология творчества, креативности, одарённости» П. Изд. Питер, 2009. - 448 с.
29. Козубовский, В. М.Общая психология: личность: учебное пособие / В. М. Козубовский. - Минск: Амалфея, 2005. - 448 с.
30. Короткова Э.П. Обучение детей младшего школьного возраста танцевальному искусству. - 2-е изд., испр. И доп. - М.: НОРМА-ИНФРА, 2012. - 128 с.
31. Костюк Г. Танцевальные этюды в организации постановочной работы с младшими школьниками // Начальная школа. - 2014. - №3. - С. 27¬33
32. КрупскаяН. К. Обучение и воспитание в школе. /Т. 3.[Подготовка текста и примеч. Э. М. Цимхес]. — М.: Акад. пед. наук, 1959. — 798 с.
33. КрупскаяН. К. Собрание сочинений «Обучение и воспитание в школе»; издательство академии педагогических наук под редакцией Н. К. Гончарова, И. А. Каирова, Н. А. Константинова 1938г.
34. Кузнецова Л. В. Гармоничное развитие личности младшего школьника: Книга для учителя. - М., Просвещение, 1988. - 224с.
35. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. - М.: «Сфера», 2001. - 464с.
36. Лыкова И.А. О модернизации художественного образования
младших школьников на основе принципа культуросообразности // Педагогика искусства; электронный научный журнал. - №4 - 2010,
[Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.art-education.ru(Дата обращения: 16.02.2015 г.).
37. Макаренко А. С. «Методика организации воспитательного процесса». / Сост. А. В. Жилина, Н. Д. Скворцова; Науч. ред. Л. Ю. Гордин.— М.: Педагогика, 1988.— 56 с.
38. Макарова Л.Н., Шаршов. А.Технологии профессионально¬творческого саморазвития учащихся.- М.: ТЦ Сфера, 2005.- 96 с.
39. Матюшкина А.М. Развитие творческой активности школьников/Под ред.; Науч.- исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР.-М.: Педагогика, 1991.-160 с.: ил.
40. Мелик-Пашаев А.А. «Педагогика искусства и творческие способности» М., Изд. Просвещение,
41. Монтессори М. Свободное воспитание. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2009. - 296 с.
42. Мориц В. Э. «Методика классического тренажа» /В. Э. Мориц, Н. И. Тарасов, А. И. Чекрыгин. — СПб.: Лань; Планета музыки, 2009. — 384 с.
43. Нарская Т. Б. Историко- бытовой танец: учеб.- метод. пособие/ Т. Б. Нарская; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. — Челябинск, 2009.¬179 с.
44. Ницше Ф. В. «По ту сторону добра и зла»Избр. произв. Л.: Сирин, 1990. Кн. 2. С. 3-147.
45. Новер Ж.Ж. «Письма о танце» М.: Изд. Директ-Медиа, 2011.
46. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении.-М.: Аркти, 2003. С. 52-55.
47. Прихожан А., Толстых Н. Что характерно для современного подростка// Воспитание школьников. 1991. №6. -С. 20-33.
48. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб, 2000. - 624 с.
49. Резерв успеха - творчество. Пер. с нем. Под ред. Г.Нойнера, В Калвейта, Х. Клейна. М.: Педагогика, 1989. - 152с.
50. Рождественская Н. Грань между нормой и патологией// Воспитание школьников. 1995. №5. с. 34-37.
51. Сафуллина И.А. История развития проблемы активизации обучения в российской дидактике / Актуальные проблемы педагогической науки: Сб. научн. тр. Казань: КГПУ, 2000. - С.40-42.
52. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания: учеб. пособие / В.С. Селиванов. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 336 с.
53. Соловьева О.И. Методика развития творческих способностей. - М.: Юрайт, 2010. - 478 с.
54. Спок Б. Разговор с матерью: книга о воспитании. Пер. с англ / Б. Спок. - М.: Политиздат, 1991. -589 с.
55. Степанов Е.Н. «Педагогу о современных подходах концепции воспитания» М.Т.Ц. Изд. Сфера, 2002 - 160 с.
56. Стёпин В.С. «Новая философская энциклопедия» М., Мысль, 2001-528с.
57. Стриганов В.М., Уральская В.И. Современный бальный танец. М., 1978. С. 45-49.
58. Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям» Киев, Изд. Радяньска школа, 1974 - 320с.
59. Тарасов Н. И. «Классический танец. Школа мужского исполнительства» учебное пособие для вузов / Н. И. Тарасов. — 4-е изд., стереотип. — СПб.: Лань; Планета музыки, 2008. — 496 с.
60. Теплов Б.М. «Проблемы индивидуальных различий» М., Изд. Правда, 1961— 536 с.
61. Теплов Б.М. Психология способностей. - СПб.: Питер, 2010. - 359 с.
62. Ушинский К.Д.. Человек как предмет воспитания: Опыт
педагогической антропологии, т.1 / К. Д. Ушинский // Собр. соч. В 11 т. Т. 8. - М.; Л, 1950. - 775 с.
63. Четвергова А.А. диссертация «Формирование готовности к творческой самореализации спортсменов 15-16 лет, специализирующихся в бальных танцах» Челябинск, 2013.
64. Шопенгауэр А. «Об интересном»; Пер. с нем. — М.: Олимп, 1997. - 432 с.
65. Яковлева Н.Г. Психология школьника. - СПб.: Питер, 2014. - 587 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ