Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИГРОВЫХ ФОРМ НАРОДНОГО ТАНЦА (В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОЬРАЗОВАНИЯ)

Работа №82147

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы75
Год сдачи2016
Стоимость4390 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
262
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИГРОВЫХ ФОРМ НАРОДНОГО ТАНЦА 7
1.1 Характеристика творческого воображения дошкольников как психолого-педагогическая проблема 7
1.2 Потенциал игровых форм народного танца 15
Выводы по главе 1 26
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИГРОВЫХ ФОРМ НАРОДНОГО ТАНЦА 28
2.1 Разработка программы «Безграничность воображения» на основе игровых
форм народного танца 28
2.2 Ход и результаты экспериментальной работы 38
Выводы по главе 2 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Актуальность исследования. В условиях развития современного общества человеку необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения, создавать новые идеи. Способность к воображению - одно из удивительных свойств, присущих творческому человеку. Воображение делает возможным и художественное творчество, и научные открытия. Без воображения немыслима даже повседневная жизнь, ведь почти вся материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей.
Период от рождения до поступления ребенка в школу является, по мнению ученых, возрастом стремительного физического и психологического развития. Одной из важнейших задач образования на современном этапе является обеспечение гармоничного развития ребенка, что в свою очередь обязательно предусматривает формирование и развитие различных видов воображения у детей старшего дошкольного возраста. Необходимо особое внимание к эстетическому и физическому воспитанию ребенка, чтобы сохранить и усилить в нем ощущение причастности к ценностным основам и подготовить к восприятию и усвоению достижений человечества.
Важную роль в процессе воспитания с юного возраста эстетически и эмоционально развитой, творческой высококультурной личности средствами искусства играет хореография, которая представляет собой сочетание художественной и двигательной деятельности ребенка, соответствующей его насущным потребностям.
Народный танец - самый интересный для исполнителей танец. Изучая народные танцы мира, дети смогут постичь колорит и особенности любой национальности: широту души русского танца, легкость ирландского танца, удаль украинского и азарт молдавского танца, философию китайского и японского танца и т.п.
Степень научной разработанности. Воображение как творческую способность личности исследуют Е.В. Алтабасова, Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, М.В.Матюхин, С.Л. Рубинштейн и др.
Проблеме использования игр на уроках в начальной школе уделено должное внимание в исследованиях психологов, методистов, как в России, так и за рубежом. В частности, российский методист Ю.Я. Пучкова разработала методическое пособие, где помещены игры по темам и рекомендации по их использованию в процессе обучения. А.А. Каретникова предлагает сборник, содержащий игры, задания, стихи и сценарии праздников для внеклассной работы.
Развитие творческих способностей детей школьного возраста в процессе хореографической подготовки в различных аспектах исследуют Е.А. Горпиненко, Е.Н. Домбровская,Т.Н. Цепляева и др.
Однако анализ проблемы использования игровых форм на занятиях по хореографии в дошкольных учреждениях дает основания утверждать, что данная проблема требует дальнейшего исследования.
Актуальность исследования и недостаточная степень разработанности поставленных вопросов позволили сформулировать проблему исследования: каково содержание процесса развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на основе игровых форм народного танца в ДОУ?
Цель исследования - изучение теоретических и практических аспектов развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста на основе игровых форм народного танца.
Предмет исследования - развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - содержание процесса развития творческого воображения детей младшего школьного возраста на основе игровых форм народного танца в ДОУ.
Задачи исследования:
- охарактеризовать творческое воображение дошкольников как психолого-педагогическую проблему;
- выявить потенциал игровых форм народного танца как основы развития творческого воображения у дошкольников;
- разработать и экспериментально проверить программу развития творческого воображения у старших дошкольников на основе игровых форм народного танца;
Методы исследования:
теоретические методы - методы научного познания (анализ и синтез, абстрагирование, моделирование и др.), изучение литературных и интернет- источников;
эмпирические методы - анализ практического опыта, наблюдение, тестирование, эксперимент, математическая обработка данных.
Теоретико-методологическая основа работы: составляют положения о роли деятельности в воспитании творческой личности (С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Богоявленская), о развитии воображения и творческих способностей (И.А. Барташникова, Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко), об игровой деятельности (И.Ю. Друппова, Н.И. Левшина), о методических основах и лексике преподавания народного танца (Н.П. Гусев, И.Б. Матвеева, Н.Б. Тарасова,).
Практическая значимость исследования состоит в том, что была разработана и апробирована в воспитательном процессе муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей ДЮСШ «Приволжанин» авторская программа изучения развития творческого воображения на основе игровых форм народного танца «Безграничность воображения». Результаты исследования могут быть использованы в процессе хореографической подготовки детей 5-7 лет в системе общего и дополнительного дошкольного образования.
База исследования: ДЮСШ «Приволжанин» Академика Парина. В эксперименте приняли участие 30 человек.
Этапы исследования:
Первый этап - осмысление художественных приёмов исполнения игровых форм народного танца и методик его преподавания.
Второй этап - анализ и систематизация литературы по проблеме развития творческого воображения у старших дошкольников на основе игровых форм народного танца, разработка опытно-экспериментальной части исследования.
Третий этап - уточнение научно-теоретических и методических основ работы, проведение констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента, математическая обработка данных, оформление текста работы.
Структурно выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, в каждой из которых содержится по 2 параграфа, заключения и списка использованной литературы.
Выпускная квалификационная работа содержит 73 страницы, 4 рисунка, 14 таблиц, 51 источник литературы и 3 приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Воображение играет важную роль в развитии детей старшего дошкольного возраста, ведь с помощью воображения человек способен преобразовывать действительность, создавать природно-общественные условия жизни, оживлять абстрактные образы. А также с помощью воображения человек углубляется и распространяет процесс познания.
Игровая деятельность является не самоцелью, а эффективным средством воспитания и обучения. Особая ответственность возлагается на хореографические занятия, где используются педагогические приемы, направленные на обеспечение единства эмоционального и рационального в обучении, что значительно повышает эффективность развития творческой личности.
Танец - одна из важнейших форм выражения человеческих чувств, которая занимает большое место в культуре и жизни каждого народа с глубокой древности. «Так же, как веками создавали все народы мира свои песенные богатства, создавали они и богатства танцевальные», - писал Д. Кабалевский, как и другие виды искусства, танец выступает средством духовного освоения действительности, познания прекрасного, привлечение подрастающего поколения в казну народного творчества. Хореографическое искусство, как и духовная культура в целом, тесно связано с историей народа, его традициями.
Игровой, сюжетный танец может служить одной из основ донесения ребенку основных моральных ценностей, подсознательно закладывая основу не только нравственного воспитания, а физического, так как в такие танцы, начиная с дошкольного возраста, можно заложить серьезные комплексные упражнения для дальнейшего развития хореографического мастерства.
Развития творческого воображения в дошкольном возрасте характеризуется рядом особенностей, а именно:
— воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию;
— оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование;
— ребёнок осваивает приемы и средства создания образов;
— воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов.
С целью развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на основе игровых форм народного танца была проведена экспериментальная работа с 30 детьми ДЮСШ «Приволжанин».
Первый этап экспериментальной работы предполагал проведения диагностического исследования по 2 методикам Р.С. Немова «Придумай рассказ» и «Заданные фигуры». В результате было выяснено, что доминирующее количество детей, участвующих в диагностическом исследовании» обладают средним и низким уровнем творческого воображения. При этом результаты в экспериментальной и контрольной группе существенно не отличались.
Формирующий эксперимент, проведенный в экспериментальной группе, был реализован посредством организации музыкального часа, в рамках которого с детьми были проведены игровые хореографические занятия, направленные на визуализацию музыкальных образов, парное участие, раскрытие индивидуальности и развитие творческого воображения в целом.
После формирующего эксперимента было проведено повторное диагностическое исследование в виде опроса по методике Р.С. Немова «Придумай игру» и проведения музыкального часа с использованием развивающих хореографических упражнений.
Диагностический опрос, проведенный по методике Р.С. Немова, продемонстрировал высокие результаты: 20% детей (6 чел.) имеют очень высокий уровень развития творческого воображения; 53,3% детей (16 чел.) - очень высокий; 20% (6 чел.) - средний уровень; 6,3% (2 чел.) - низкий. Детей с очень низким уровнем развития творческого воображения после проведения формирующего эксперимента не обнаружено.
Диагностическое исследование, проведенное в виде организации музыкального часа, также продемонстрировало достаточно хороший результат:
- количество детей с высоким уровнем развития творческого воображения увеличилось с 4 до 8 человек (+50%);
- за счёт увеличения числа детей с высоким уровнем развития творческого воображения, количество дошкольников, имеющих средний уровень, сократилось на 3 человека;
- после проведения формирующего эксперимента в группе «Джэм» отсутствуют дети, которым свойственен низкий уровень развития творческого воображения.
При этом необходимо отметить, что после проведенного в экспериментальной группе «Джэм» формирующего эксперимента, количество детей, которым характерен высокий и средний уровень развития творческого воображения, стало заметно больше по сравнению с контрольной группой «Апельсин».
Таким образом, проведенное нами исследование можно считать достаточно эффективным, что обусловлено достаточно высокими показателями уровня развития творческого воображение у детей экспериментальной группы после проведения опытно-экспериментальной работы.



1. Абдулин А.Г. Роль музыки в воспитании духовности современного дошкольника: учебник / А.Г. Абдулин, З.З. Крымгужина. - М.: Перо, 2014. - 174с.
2. Бакланова Т.П. Народная художественная культура: учебник / ред. Т.П. Бакланова. - М.: МГУКИ, 2000.-412с.
3. Барташникова И. А. Развитие воображения и творческих способностей у детей / И. А. Барташникова, А. А. Барташников. - Тернополь: Богдан, 1998. - 88 с.
4. Белошистая А.В. Игровые технологии в образовании и воспитании ребенка дошкольного возраста // Пед. технологии. - 2010. - № 2. -С.3-8.
5. Борохович Л.Ю. Нетрадиционные формы развития культуры общения дошкольников // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2014. - № 7. - С. 64-73.
6. Бочкарёва Н.И. Традиция танцевальная культура и сценические формы русской народной хореографии в современных условиях // В мире науки и искусства. № 29, 2013. - С. 130-142
7. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок: учебное пособие / под ред. М.П. Иволиной, Ю.А. Крамского. - М.: Дашков и К, 2013. - 297с.
8. Вовчик-Голубая М.В. Подготовка детей к школе в детском саду / М.В. Ввчик-Голубая. - М .: Рад.школа, 1961. - 37 с.
9. Волкова, М.Г.Развитие способностей у детей - основа жизненного успеха/М.Г. Волкова. М.: Просвещение, 2011.-90с.
10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: психолог.очерк. - М .: Просвещение, 1991. - 94 с.
11. Герасимов О.М. Очерки по народной хореографии: Опыт музыкально- этнографического анализа/ О.М. Герасимов; Йошкар-Ола: Министерство культуры и межнациональных отношений Республики Марий Эл; Республиканский центр народного творчества,2001-104.
12. Голейзовский К.Я Образы русского народной хореографии ЛЯ.К. Голейзовский —М.: Искусство, 2014.-326 с.
13. Губанова Н.Ф. Социокультурное развитие дошкольников средствами игры / Н.Ф Губанова, М.В. Губанов // Воспитание и обучение детей младшего возраста. - 2014. - № 2. - С. 15.
14. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца: танцевальные движения и комбинации на середине зала: учебное пособие для вузов искусств и культуры / Г.П. Г усев - М.: Г уманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2014.-208 с.
15. Давыдова М.А. Музыкальное воспитание в детском саду: учебник. - М.: ВАКО, 2009. - 240с
16. Друппова И.Ю. Дидактические игры в развитии коммуникативно-игровой деятельности старших дошкольников // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2014. - № 4. - С. 62-64.
17. Дубравська Д. М. Основы психологии: учеб. пособие / Д. М. Дубравська. - Л. Мир, 2011. - 280 с.
18. Дубских Т.М. Народно-сценический танец как особый вид социокультурной деятельности / Т.М.Дубских. - Просвещение 2011. - 186 с.
19. Дьяченко О.М. Развитие воображения в дошкольном возрасте: автор.диссертации на тему «Развитие воображения в дошкольном возрасте [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psibook.com/research/razvitie- voobrazheniya-v-doshkolnom-detstve.html(Дата обращения: 26.06.2016)
20. Жиров М.С. Народное музыкальное творчество // Научные ведомости БГУ. № 2 (97), 2011. - С. 47-5
21. Забылин М. Русский народи: обычаи, обряды, предания, суеверия / М.Забылин- М.: Русская книга 2006. - 496с.
22. Запорожец А.В. Психология действия: учебник для студентов вузов. - 4-е изд., перераб. и доп. - Воронеж: МПСИ, 2011. - 463с.
23. Зиннурова Р.И. Психология и педагогика этноса: учебник. - 3е изд., доп. - Казань, 2013. - 45с.
24. Изгина И.М. Народный танец и его виды // Новая наука. № 3-2 (67), 2016. - С. 94-96
25. Калыгина А.А. Педагогика потенциала русского народного танца и его реализация в воспитании подрастающего поколения // Наука, образование, общество. № 5, 2015. - С. 109-112
26. Коноваленко С.В. Игра: ее значение в психической жизни ребенка и коррекционно-развивающем процессе // Коррекционная педагогика. - 2010. - № 1. - С.61-67.
27. Кривенко В.П. «Азбука танца (хореография)» Возраст детей: 4-7 лет: Дополнительная образовательная программа. - Красноярск, 2014. - 17с.
28. Левшина Н.И. Формирование коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста в игровой деятельности / Н.И. Левшина, Л.В. Градусова // Детский сад: теория и практика. - 2014. - № 6. - С. 94-103.
29. Леонова О.А. Коррекция речевых нарушений у дошкольников в играх с мячом :практ. пособие. - СПб. : Детство-Пресс, 2013. - 90 с.
30. Линчук Л.А. Театрально-игровая деятельность в системе логопедической работы // Логопед. - 2014. - № 6. - С. 84-93.
31. Матвеева И.В. Роль музыкально-ритмических движений в жизни дошкольников // Обучение и воспитание: методика и практика. № 7, 2013. - С. 233-238
32. Мовчан Н.П. Программа «Студия танца. Хореография»: образовательная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности. - Тимошевск, 2012. - 23с.
33. Мурашко М.Г. Формы русского: учебник / под ред. М. П. Мурашко. Книга 1 , часть 1: Пляска. - М.: Один из лучших, 2012.-128 с.
34. Надольский И. М. Философия: учебное пособие / И.М. Надольский, В.П. Андрущенко, И.В. Бульченко. - М.: Викар, 2010. - 624 с.
35. Немов Р. С. Психология (словарь-справочник): в 2-х т. / Немов Р. С. - М.: Владос-Пресс, 2011. - Т. 1. - 304 с.
36. Носкова Г.С. Учиться играя и обучаться в игре // Дошк. педагогика. - 2013. - № 9. - С. 25-29.
37. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога / Г. В. Овчаров. - Второе изд. дораб. - М.: Просвещение, 1996. - 159 с.
38. Пустовит Л. А. Словарь иностранных слов / Пустовит Л. А., Скрипченко А. И., Сюта Г. М. - М.: Доверие УНВЦ «Родной язык», 2010. - 825с.
39. Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию «Народный танец» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://sch1471.mskobr.ru/files/programma_po_dopolnitel_nomu_obrazovaniyu_na rodnye_tancy_2014-2015.pdf (Дата обращения: 22.06.2016)
40. Рабочая программа танцевального кружка «Каблучок»
[электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://chebyrashka.ucoz.ru/docs_20141103/rabochaj a_programma_tanc_kruzhka_k abluchok.pdf (Дата обращения: 20.06.2016)
41. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубенштейн. - М.: Учпедгиз, 1946. - 704с.
42. Русова С.Ф. Дошкольное воспитание / под ред.Канацевич Е. С. - СПб., 2013. - 264 с.
43. Сборник игровых программ / под ред. Л.И. Глизерина. - Йошкар- Ола: Редакция журнала “Марий-Эл учитель”, 2010. - 52 с.
44. Скрипченко А. Общая психология: учебное пособие / А.
Скрипченко. - К.: А.П.Н., 2012. - 464 с.
45. Скрипченко О.В. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2013. - 354с.
46. Смойлов А.А. Об игровой культуре народов России // Вестник Чувашского университета. № 7, 2013. - С. 176-183
47. Стрельцов Ю.А. Педагогика досуга: учебное пособие / Ю.А. Стрельцов, Е.Ю. Стрельцова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: МГУКИ, 2012. - 307с.
48. Тарасова Н.Б. Теория и методика преподавания народно- сценического танца: учебное пособие / Н.Б. Тарасова. — СПб.: ИГПУ, 1996. — 264с.
49. Хейзинга Й. Homoludens. Человек играющий: учебник. - СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2011. - 416с.
50. Шершнев В.Г. От ритма к танцу: примерная учебная программа для учащихся подготовительного отделения детских хореографических школ и хореографического отделения детских школ искусств. - М., 2011. - 41с.
51. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития: учебное пособие. - 2-е изд., перераб и доп. - М.: Тривола, 2011. - 218с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ