ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ КООРДИНАЦИИ У ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ КЛАССИЧЕСКОМУ ТАНЦУ 9
1.1. Сущностно-содержательная характеристика понятия
«хореографическая координация» 9
1.2. Классический танец как средство развития хореографической
координации у детей младшего школьного возраста 22
Выводы по главе 1 30
Глава II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ КООРДИНАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ КЛАССИЧЕСКОМУ ТАНЦУ В ДШИ 32
2.1. Разработка комплекса упражнений по развитию хореографической
координации у детей младшего школьного возраста в процессе обучения классическому танцу 32
2.2. Ход и результаты эффективности комплекса упражнений по
развитию хореографической координации у детей младшего школьного возраста в процессе обучения классическому танцу
Выводы по главе II 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 65
Классический танец - это фундамент всего танцевального искусства, который вобрал в себя систему основополагающих групп движений, объединённых общими для каждой группы признаками и точными правилами их выполнения. Кроме этого, мы не должны забывать об ориентации в пространстве и координации своего тела. Речь идет об особенной упругости тела, которая возможна только при совместной работе силы, скорости, гибкости, координации, создающих гармонию в движениях.
Мы рассмотрим одно из важнейших хореографических способностей — координацию движений и на способы её совершенствования на занятиях классического танца. Главным критерием в овладении танцевальными па является умение координировать движения. Значение координационных способностей для танцевальных занятий неоспоримо. Хорошая координация движений служит залогом для приобретения мастерства в хореографическом искусстве. Раннее начало занятий хореографией, требование быстрых результатов, провоцируют необходимость поиска новых путей, с помощью которых можно лучше и быстрее научить детей управлять своими движениями.
Младший школьный возраст является наиболее важным этапом в процессе развития координации. Это обусловлено, прежде всего, тем, что в данный период, особенно с семи до тринадцати-четырнадцати лет в наибольшей мере раскрывается и в основном завершается биологически обусловленное естественное развитие сенсомоторных нервных механизмов способностей к координации, а также связанных с ними проявлений равновесия и расслабления мышц. Специально организованные в этот период педагогические воздействия обеспечат наилучший развивающий эффект на занятиях классического танца.
Освоение координации движений в классическом танце обусловлено спецификой эстетической хореографии, включающая строгую простоту линий, отточенность поз, стремительность прыжков и вращений, богатство пластических оттенков, поэтическую одухотворенность.
Все вышеизложенное обусловило актуальность темы исследования и постановку проблемы, заключающуюся в развитии хореографической координации у детей младшего школьного возраста в процессе обучения классическому танцу в условиях ДШИ.
Степень изученности проблемы исследования. Анализ научной литературы показывает, что большинство исследований в области хореографии носят культурологический характер Г.Ф.Богданов, И.О.Дубник, A. B. Солодовников, В.И.Уральская и др.
Широкую популярность имеют учебные пособия по классическому танцу таких отечественных авторов, как Н.М.Азарин, Е.О.Вазем, Е.П.Валукин, А.Л. Вольнский, Е.П.Гердт, С.Н.Головкина, М.А.Кожухова, B. С. Костровицкая, В.М.Красовская, В.Э.Мориц, В.П.Мэй, А.А.Писарев, Г.Н.Прибылов, П.А.Пестов, М.Т.Семёнова, Н.И.Тарасов, И.В.Тихомирова, А.И.Чекрыгин, Г. С.Уланова и др.
Проблемы развития хореографической координации волновали многих педагогов хореографического искусства таких, как Н.П.Базарову, А.Я.Ваганову, В.С.Костровицкую, А.А.Писарева, Н.И.Тарасова и др.; рассмотрения двигательного аспекта хореографических упражнений М.М.Габович, Е.Г.Котельникову, Н.Чефарову; выявления хореографической одарённости П.Б.Коловарского, И.Г.Соснину. К теме движения, осмыслению его значения и выявлению содержательной природы элемента обращались А.Волынский, Р.В.Захаров, П.М.Карп, Ф.В.Лопухов и др.; устойчивости и координации - С.Н.Головкина, И.Г.Есаулов.
Указанные авторы известны не только в России, их работы переведены на многие иностранные языки, так как содержат богатейший методический материал, накопленный и систематизированный за годы работы в государственных балетных школах.
Объект исследования - развитие координации у детей.
Предмет исследования - развитие хореографической координации у детей младшего школьного возраста в процессе обучения классическому танцу в условиях ДШИ.
Цель исследования состоит в обосновании теоретико-методологических основ развития хореографической координации у детей младшего школьного возраста, в разработке и апробации эффективной методики ее развития в процессе обучения классическому танцу в ДШИ.
Гипотеза исследования. Развитие хореографической координации у детей младшего школьного возраста в процессе обучения классическому танцу будет успешным, если:
- выявлены и обобщены основные понятия, компоненты координации в хореографии;
- разработан комплекс упражнений, направленный на развитие хореографической координации у детей младшего школьного возраста в процессе обучения классическому танцу в ДШИ.
В соответствии с объектом, предметом, целью исследования определены следующие задачи:
1. Дать сущностно-содержательную характеристику понятия
«хореографическая координация».
2. Рассмотреть классический танец как средство развития хореографической координации у детей младшего школьного возраста в обучении классическому танцу.
3. Разработать комплекс упражнений по развитию хореографической координации у детей младшего школьного возраста в процессе обучения классическому танцу в ДШИ.
4. Представить ход и результаты эффективности комплекса упражнений по развитию хореографической координации у детей младшего школьного возраста в процессе обучения классическому танцу.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ исторической, искусствоведческой, психолого-педагогической литературы по теме исследования; синтез, обобщение опыта ведущих хореографов.
- эмпирические: прямое и косвенное наблюдение за детьми в процессе обучения классического танца; сравнение, констатирующий и формирующий эксперимент.
Этапы исследования Исследование проводилось в течении двух лет с 2014 по 2016 гг. и включало в себя три этапа.
На первом этапе (2014 г.) осуществлялся теоретический анализ исторической, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы по теме исследования; формулировалась гипотеза, цели и задачи исследования.
На втором этапе (2015-2016гг.) разрабатывался комплекс упражнений по развитию хореографической координации у детей младшего школьного возраста в процессе обучения классического танца, осуществлялся формирующий этап эксперимента, в ходе которого уточнялась гипотеза, выявлялась степень эффективности комплекса упражнений по развитию хореографической координации у детей младшего школьного возраста в процессе обучения классическому танцу в ДШИ.
На третьем этапе (2016 г.) анализировались и обобщались результаты опытно-экспериментальной работы, завершалось оформление исследования.
Экспериментальная база исследования. В исследование приняло участие 20 детей в возрасте 6-9 лет. Эксперимент проводился на базе Детской школе искусств Приволжского района г. Казани.
Научная новизна исследования заключается в:
- определении понятия «хореографическая координация», которое заключает процесс согласования всего опорно-двигательного аппарата через движение во времени и пространстве в заданном ритмическом рисунке;
- разработке комплекса упражнений по развитию хореографической координации у детей младшего школьного возраста в процессе обучения классическому танцу в ДШИ.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования, могут быть использованы преподавателями и руководителями хореографических коллективов детских школ искусств, центров детского творчества и учреждений дополнительного образования которые извлекут много полезной информации и практических рекомендаций для применения их в своей творческой профессиональной деятельности.
Апробация работы. Результаты исследования были представлены в форме доклада на Итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского (Приволжского) Федерального Университета 2016 г.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, содержащий 65 источников, 3 таблицы,10 диаграмм и 3 приложения. Общий объем работы составляет 84 страницы.
Во введении обоснована актуальность данной темы, определены цель, объект, предмет, задачи, методы, гипотеза исследования, раскрыта научная новизна исследования и практическая значимость.
В первой главе «Теоретические основы развития хореографической координации у детей в процессе обучения классического танца» представлена сущностно-содержательная характеристика основных понятий исследования «хореографическая координация», рассмотрен классический танец как средство развития хореографической координации у детей младшего школьного возраста.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по развитию хореографической координации у детей младшего школьного возраста в процессе обучения классического танца в ДШИ» представлен комплекс упражнений по развитию хореографической координации у детей младшего школьного возраста в процессе обучения классическому танцу, проанализированы ход и результаты опытно-экспериментальной работы.
В заключении обобщены и изложены основные теоретические положения и общие выводы проведенного исследования.
Классический танец - это абсолютное владение равновесием, точность по отношению к своим движениям, партнеру, ритму и музыке. В танце приходится проявлять скорость, исполнять быстрые и сложные фигуры. Кроме этого, мы не должны забывать об ориентации в пространстве и координации своего тела.
Обучение хореографии является оптимальным, одновременно служа как укреплению мышц, развитию гибкости, формированию хорошей осанки, налаживанию работы вестибулярного аппарата детей, так и воспитанию в них творческого начала.
Важнейшим для хореографии является понятие координации движений. В первой главе даны определения понятию «координация», описаны механизмы деятельности головного и спинного мозговых отделов и групп мышц, отвечающих за согласованность движений. Определение «хореографическая координация» заключает процесс согласования всего опорно-двигательного аппарата через движение во времени и пространстве в заданном ритмическом рисунке. Раскрыто значение координации в хореографии и выявлена ее роль в обучении. Очерчен круг способностей, необходимых для развития хорошей координации (способность к ориентации, к реакции, к равновесию, к ритму, к дифференцированию), выявлены структурные элементы хореографической координации (опорно-двигательная, музыкально-ритмическая и художественно-образная координация); произведена типизация координационных движений в зависимости от их сложности (одновременные разнонаправленные движения рук, ног; выворотное положение ног, движения ног при полете в воздухе.), приведены причины важности развития координации в обучении искусству классического танца.
Исследование этого термина и характеристика аспектов его содержания позволили уточнить разницу между понятиями хореографической и просто координации. Отличие заключается в сознательной организации хореографических движений в заданной форме, в определенном времени, пространстве и образе.
Далее в нашей работе мы рассмотрели физиологические и психологические особенности детей младшего школьного возраста в процессе обучения классического танца. Определяются этапы развития костной и мышечной ткани детского организма, характеризуется становление вестибулярного аппарата, мозговой деятельности. Анализируются свойства психики детей младшего школьного возраста, возрастные особенности функционирования нервной системы, памяти, восприятия, внимания и т.д.
Процесс обучения детей классическому танцу является одновременно процессом творческим и воспитательным: ведь, красота и пластика танцевальных движений, артистичность и грациозность, без которых невозможно сценическое воплощение классического танца, достигаются путем отработки множества упражнений на развитие координации движений, длительных тренировок, нацеленных на управление собственными телом. Только преодолевая трудности, ребенок получает достойный, удовлетворяющий его самого результат, выражающийся в легкости (иной раз кажущейся) исполнения танцевальных па, четкой их согласованности и слаженности.
Во второй главе исследования представлен комплекс упражнений на развития хореографической координации у детей младшего школьного возраста в процессе обучения классического танца в ДШИ.
Разработка содержит подробно расписанные занятия по классическому танцу, освоение которых направленно на развитие хореографической координации, и содержит такие формы работы как беседа, разминка, опрос. Проведенный анализ существующего педагогического опыта по развитию координации на занятиях классического танца позволил уточнить основные отличия координационных движений. Они заключаются в манере исполнения, скорости движений, специфике выворотности ног в хореографических позициях.
Изучение специализированной литературы, посвященной развитию хореографической координации у детей, выявило определенную закономерность в построении урока, которая рекомендуется всеми авторами в силу оптимального распределения нагрузки на протяжении всего занятия. Все исследованные авторские методики и программы (М.В.Опришко, В.И.Радаевой, А.В.Ромочкиной, Н.В.Шутилиной) подчеркивают внедрение в хореографическую практику координационных упражнений по принципу от простого к сложному выполняемыми под музыку.
Предлагаемый нами комплекс упражнений нацелен на развитие хореографической координации младших школьников в процессе обучения классическому танцу в условиях ДШИ.
Для выявления эффективности данного комплекса упражнений была проведена опытно-экспериментальная работа с детьми 6-9 лет ДШИ Приволжского района г. Казани.
В процессе изучения комплекса упражнений на развитие координационных способностей у детей младшего школьного возраста, было выявлено, что процесс формирования этих способностей тесно связан с физиологическими и психическим особенностями взросления детского организма. Природная гибкость позвоночника и костей скелета детей, а также их восприимчивость и эмоциональность делает младший школьный возраст благоприятным периодом для развития хореографической координации.
Эффективность данного комплекса была подтверждена практической апробацией, давшая положительные результаты. Продуктивность предлагаемой разработки комплекса упражнений может служить рекомендацией к ее внедрению в учебный процесс в системе хореографического образования детей.
И так, в результате исследования мы выявили актуальность темы, достигли цель, решили поставленные задачи и обосновали практическую значимость. Можно сделать вывод, что систематические занятия по классическому танцу способствуют развитию хореографической координации у детей младшего школьного возраста в Детской школе искусств, а также укреплению здоровья и физического развития детей.
1. Базарова, Н.П., Мей В.П. Азбука классического танца / Н.П.Базарова. - М.: Лань. 2-е изд., 2006. - 207 с.
2. Барышникова, Т.К. Основы хореографии / Т.К. Барышникова. - М.: Айрис Пресс, 2001. - 272 с.
3. Безруких, М.М. Возрастная физиология (Физиология развития ребенка) / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. - М.: Академия, 2002. - 416 с.
4. Безуглая, Г.А. Координация музыкального и хореографического материала в процессе осуществления музыкального сопровождения урока классического танца / Г.А. Безуглая // Вестник академии русского балета имени А.Я. Вагановой. - №7 - СПб., 1999. - С. 142-151.
5. Бернштейн, Н.А. Очерки по физиологии движения и физиологии активности / Н.А. Бернштейн. - М.: Наука, 1990. - 496 с.
6. Борисов-Дрондин, А.Н. Танец классический: терминология и пластическая структура элементов экзерсиса: учебно-методическое пособие / А.Н. Борисов-Дрондин - Самара, 2003. - 53 с.
7. Вавилова, Е.Н. Особенности проявления двигательных качеств у детей 6-7 лет / Е.Н. Вавилова // Роль физического воспитания в подготовке детей к школе: Сб. науч. тр./ Под ред. Ю.Ф. Змановского и Н.Т.Тереховой. - М.: Наука, 2000. - 34 с.
8. Ваганова, А.Я. Основы классического танца / А.Я. Ваганова. - М.: Лань, 2002.- 192 с.
9. Волынский, А.Л. Книга Ликований. Азбука классического танца / А.Л. Волынский. - М.: Лань, 2008. - 351с.
10. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. - М.:Лабиринт, 2004. - 573 с.
11. Габриелова, Е.В. О хореографической разминке в гимнастике / Е.В.Габриелова // Гимнастика. Вып. I. 1975. - С. 30-35.
12. Грибанова, М.А. Упражнения для развития выворотности в начальных классах / М.А. Грибанова // Вестник академии русского балета имени А.Я. Вагановой - № 6 - СПб, 1998. - С. 23-27.
13. Гурулева, Т.Г. Воспитание координационных способностей в спортивно оздоровительных группах детей 6-7 лет: дисс....канд. пед. наук: 13.00.04 / Т.Г. Гурулева. - Улан-Удэ, 2006. - 150 с.
14. Дубровский, В.И. Спортивная медицина / В.И. Дубровский. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 512 с.
15. Ересько, И.Е. Методика совершенствования тренировочного процесса танцоров 7-9 лет на основе использования средств хореографии: дисс. ... канд. пед. Наук: 13.00.04 / И.Е. Ересько. - Хабаровск, 2005. - 189 с.
16. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология / Ю.А. Ермолаев. - М.: СпортАкадемПресс, 2001. - 444 с.
17. Есаулов, И.Г. Устойчивость и координация в хореографии / И.Г. Есаулов. - Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1992. - 106 с.
18. Звёздочкин, В.А. Классический танец / В.А. Звёздочкин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 415 с.
19. Иваницкий, М.Ф. Анатомия человека с основами динамической и спортивной морфологии / М.Ф. Иваницкий. - М.: 2008. - 624 с.
20. Ивлева, Л.Д. Методика обучения хореографии в младшей возрастной группе / Л.Д. Ивлева. - Челябинск: ЧГАКИ, 2005. - 86 с.
21. Кабанов, Ю.М. Методика развития равновесия у детей школьного возраста: дисс.. канд. пед. наук: 13.00.04. / Ю.М. Кабанов. - Минск, 2002. - 169 с.
22. Карп, П. М. О балете / П.М. Карп.- М.: Искусство, 2013.- 230 с.
23. Катуков, Ю.В. Влияние различных средств и методов физического воспитания па развитие физических качеств и функцию вестибулярного анализатора детей 11-13 лет: автореф. дисс. ... канд. биол. наук / Ю.В. Катуков. - М.: 1966. - 24 с.
24. Костровицкая, В.С. Школа классического танца / В.С. Костровицкая, А.А. Писарев. - Л.: Искусство, 1986. - 260 с.
25. Котельникова, Е.Г. Биомеханика хореографических упражнений / Е.Г. Котельникова. - Ленинград: ЛГИК, 1980. - 95 с.
26. Куликова, А.В. Организационно-педагогические условия развития умений и навыков классического танца у учащихся младших классов хореографических училищ: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / А.В.Куликова. - М.: 2009. - 217 с.
27. Левицкий, А.Г. Дифференцированный подход при обучении юных дзюдоистов сложным технико-тактическим действиям с учетом уровня их вестибулярной устойчивости: автореф. дисс. ... канд. пед. наук / А.Г.Левицкий. - Л.: ГДОИФК, 1987. - 24 с.
28. Лисицкая, Т.С. Хореография в гимнастике / Т.С. Лисицкая. - М.: ФИС, 1984. -176 с.
29. Лукьянова, Е.А. Дыхание в хореографии / Е.А. Лукьянова. - М.: Искусство, 1979. - 180 с.
30. Макарова, Г.А. Спортивная медицина / Г.А. Макарова. - М.: Советский спорт, 2003. - 480 с.
31. Матюшкин, А.М. Развитие творческой активности школьников /
А.М.Матюшкин, Н.Б.Шумакова, В.С.Юркевич, Е.Л.Яковлева - М.:
Педагогика, 1991. - 160 с.
32. Мелентьева, Л.Д. Теория, методика и практика классического танца: учебно-методический комплекс / Л.Д.Мелентьева. - Кемерово: Кемеровский гос. ун-т культуры и искусств, 2014. - 100 с.
33. Мухина, В.С. Возрастная и педагогическая психология: Детство, отрочество, юность / В.С. Мухина, А.А. Хвостов. - М.: Академия, 2007. - 624с.
34. Миловзорова, М.С. Анатомия и физиология человека / М.С.Миловзорова. - М.: Медицина, 1972. - 215 с.
35. Немов Р.С. Общие основы психологии / Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОС, 2003, 4-е изд. - 688 с.
36. Ощепков, А.С. Определение координации движений в хореографии: методическое пособие / А.С. Ощепков. - Пермь, 2000. - 20 с.
37. Перлина, Е.В. Развитие хореографической координации у студентов в процессе обучения классическому танцу в вузе: дисс. ... канд. пед. наук / Е.В. Перлина. - М.: 2009. - 201 с.
38. Пидкасистый, П.И. Педагогика / П.И. Пидкасистый. - М.:
Педагогическое общество России, 2006. - 608 с.
39. Писарева, А.А. Классический танец / А.А.Писарева, Н.И.Тарасова -М.: Искусство, 1971. - 493с.
40. Прищепова, И.В. Особенности зрительно-пространственных функций младших школьников с дисорфографией / И.В. Прищепова // Актуальные проблемы обучения, воспитания и социальной адаптации детей с проблемами в развитии. - СПб.: РГПУ, 1998. - 151с.
41. Пуртурова, Т.В. Учите детей танцевать: Учеб. пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования / Т.В.Пуртурова, А.Н.Беликова, О.В.Кветная- М.: Владос, 2003. - 256 с.
42. Пономарев, Я.А. Психология творчества и педагогика / Я.А.Пономарев. - М.: Педагогика, 1976. - 290 с.
43. Пуляева, Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе / Л.Е. Пуляева. - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р.Державина, 2001. - 80 с.
44. Рындина, О.А. Занятия хореографией в системе дополнительного образования как средство эстетического воспитания детей 9-12 лет: дис. ... конд. пед. наук: 13.00.05 / О.А. Рындина. - М.: 2004. - 139 с.
45. Сухарев, А.Г. Двигательная активность и здоровье подрастающего поколения / А.Г. Сухарев. - М.: Медицина, 1996. - 62 с.
46. Смирнов, А.А. Методика технической подготовки юных футболистов с использованием тренажерных устройств / А.А. Смирнов // Тренажеры для вестибулярной тренировки и методы объективного педагогического контроля: Сборник научных трудов / Под ред. В.Г.Стрельца. - Л.: ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1988. - С.74-76.
47. Смирнов, И.В. Искусство балетмейстера / И.В. Смирнов. - М.: Просвещение, 1986. - 192 с.
48. Старк, А. Танцевально-двигательная терапия / Пер. с англ. / А.Старк, К. Хендрикс. - Ярославль, 1994. - 116 с.
49. Тарасова, Н.И. Классический танец / Н.И. Тарасова. - М.: Искусство, 1971. - 403 с.
50. Филановская, Т.А. Динамика хореографического образования в художественной культуре России XVIII - XX веков: дис...док.культурологии: 24.00.01 / Т.А. Филановская. - СПБ.: 2011. - 388 с.
51. Фомин, Н.А. Физиологические основы двигательной активности / Н.А. Фомин, Ю.Н. Вавилов. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 137 с.
52. Фокина, Е.Н. Хореография в общеобразовательной школе как средство гармонизации развития личности: дис. .канд. пед.наук: 13.00.01 / Е.Н. Фокина. - Тюмень: 2002. - 195 с.
53. Холодов, Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов. - М.: Академия, 2003. - 480 с.
54. Хроленок, Н.С. Танец и методика его преподавания: классический танец: учебно-методический комплекс дисциплины / Н.С. Хроленок. - Кемерово: КемГУКИ, 2014. - 80 с.
55. Чистякова М.И. Психогимнастика / М.И. Чистякова. - М.:
Просвещение, 1995. - 160 с.
56. Шорин, Г.А. Оценка вестибулярных функций у спортсменов / Г.А. Шорин. - Челябинск: УГАФК, 1995. - 295 с.
Интернет-источники
57. Александрова С.С. Психологические особенности младшего школьника. - URL: http://festival.1september.ru/articles(дата обращения 1. 04. 2016).
58. Методы воспитания координационных способностей. URL:
http://sport-health.com.ua/read-teoriya_sporta-metodika_lovkost.html (дата
обращения 20.01.2016).
59. Методика развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста.URL: http://referats.allbest.ru/sport.html(дата обращения 12.02.2016).
60. Оваканян В.О. Развитие координационных способностей детей 9¬10 лет на занятиях хореографии. URL: http://planeta.tspu.ru/files/file.odt(дата обращения 15.12.2015).
61. Опришко М.В. Особенности обучения детей дошкольного возраста искусству хореографии. URL: http://festival.1september.ru/articles(дата обращения_4.11. 2015).
62. Радаева В.И. Влияние хореографии на формирование координации движений у детей дошкольного возраста. URL: http://ds72.centerstart.ru/sites/default/files/konsultaciya._noyabr-2013.doc(дата обращения 12.12.2015).
63. Развитие координационных способностей в младшем школьном
возрасте. URL: http://magma-team.ru/kursovye-i-diplomnye-raboty-po-
fizicheskoy-kulture/razvitie-koordinatsionnyh-sposobnostey-v-mladshem-shkolnom-vozraste (дата обращения 23.10.2014).
64. Развитие координационных способностей к равновесию у детей 7-9 лет. URL: works.tarefer.ru/index.html (дата обращения 17.11.2015).