Введение 3
Глава I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ХОРЕОГРАФИЕЙ
1.1. Развитие гибкости у младших школьников как психолого-педагогическая проблема 10
1.2. Возможности спиральной гимнастики как телесной практики в
ракурсе развития гибкости 18
Выводы по первой главе 26
Глава II ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ПРОВЕРКЕ КОМПЛЕКСА УПРАЖНЕНИЙ ПО СПИРАЛЬНОЙ ГИМНАСТИКЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ
2.1 Разработка комплекса упражнений спиральной гимнастики для развития гибкости у детей младшего школьного возраста в процессе занятий хореографией 27
2.2. Опытно-экспериментальная работа по реализации комплекса упражнений спиральной гимнастики для развития гибкости у детей
младшего школьного возраста 39
Выводы по второй главе 49
Заключение 51
Список использованных источников 53
Приложение 1
Актуальность исследования. Гибкое тело, высокая подвижность являются одними из необходимых условий гармоничного физиологического развития младшего школьника. Последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома у большинства школьников отмечается дефицит подвижности, обуславливающий проявление такого феномена как гиподинамия, который может угрожать здоровью школьника. У малоподвижных детей слабеют мышцы и суставы теряют гибкость, что влечет за собой такие патологии как плохая осанка, сколиоз, сутулость. В свою очередь, обозначенные проблемы влекут за собой нарушения в работе центральной нервной системы, что в дальнейшем спровоцирует огромный ряд серьёзных заболеваний.
Забота о здоровьесбережении подрастающего поколения является государственной задачей, что подтверждается такими документами как, Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (ст.5): «К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации относятся: <...> выбор приоритетных направлений деятельности по обеспечению прав и законных интересов ребенка, охраны его здоровья и нравственности»); Декларация прав ребенка (принцип 4): «... (ребенку) должно принадлежать право на здоровые рост и развитие»; Федеральный закон об основах охраны здоровья граждан РФ (ст. 7) в котором одним из приоритетов обозначена охрана здоровья детей [51,10,52].
Гибкость является физическим качеством, которое выступает в роли ключевого: недостаточно развития гибкость у младшего школьника влияет на подвижность в суставах, ограничивает проявление качеств силы, быстроты реакции и скорости движений, выносливости, ограничивает амплитуду выполнения движений. Таким образом, развитая гибкость определяет общий уровень физического развития школьника и выступает как педагогическая проблема.
В нормативном документе «Конвенция о правах ребенка» в ст.29 говорится, что: «Государства - участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на: а) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме» [23]. В качестве эффективных средств, направленных на решение проблемы развития гибкости у младших школьников могут выступить занятия хореографией и спортом.
На сегодняшний день существует множество организаций предлагающих услуги в области физической культуры: танцевальные студии, фитнес-центры, тренажерные залы и т.д. Следует заметить, что для развития природной гибкости занятия хореографией являются наиболее доступными и физиологичными для младших школьников.
Во время занятий хореографией в организме младшего школьника происходит ряд адаптационных процессов, которые помогают ему приспособиться к регулярной нагрузке, так как она не превышает физиологически допустимую. Степень физической нагрузки выверена и не превышает физический потенциал школьника. В процессе хореографических занятий развивается мышечная система, укрепляется позвоночный столб. Под влиянием физической нагрузки в результате хореографических занятий мышцы становятся не только более эластичными, но и более твердыми. Как утверждают исследователи в области хореографической педагогики, занятия танцами способствуют лучшему кровоснабжению и питанию мышц, увеличивают способность мышц к растяжению, эластичные связки совершенствуют движения, увеличивая их амплитуду, т.е. способствуют развитию гибкости всего тела младшего школьника.
Прослеживается несоответствие между значимостью вопросов развития гибкости в младшем школьном возрасте и слабой разработанностью способов, методов, форм и приёмов её развития и совершенствования на уроках в детском хореографическом коллективе. Поэтому вполне закономерно, что детская хореография нуждается в разработке научных основ физической тренировки учащихся в процессе развития гибкости.
Степень научной разработанности проблемы.
Проблема подготовки и развития физической способности «гибкость» является предметом исследований ученых в разных направлениях: физиологии, спортивной педагогики, хореографической педагогики.
Теоретической основой исследования технической подготовки и развития физических способностей послужили труды В.М. Зациорского, Ю.Ф. Курамшина., Л.П. Матвеева, Ю.В. Менхина, Н.Г. Озолина, В.В. Сергеева.
Вопросам развития гибкости посвятили свои труды спортивные тренеры и врачи: М.Дж. Алтер, Б. Андерсон, И.И. Земцова, А. Кудрявцев, М. Путкисто, В.П. Сермеев, М.П. Фельденкрайз, и многие другие.
Педагогический аспект изучения гибкости представлен в работах Б.А. Ашмарина, В.М. Зациорского, Н.Г. Озолина, Б.В. Сермеева и других, связанных с разработкой эффективных средств и методов воспитания гибкости.
Различные аспекты хореографической педагогики изучались ведущими балетмейстерами: А.Я. Вагановой, Н.И. Тарасовым. Анализом
хореографических упражнений занимались М.Ф. Иваницкий, Дж. Хавилер. Е.Г. Котельникова провела большое исследование основных упражнений классического экзерсиса, материалы которого вошли в руководство «Биомеханика хореографических упражнений» (1980). Педагоги- исследователи особое внимание уделяли проблеме биомеханики хореографических упражнений.
Учитывая интеграционный характер исследуемой проблематики, в XXI наблюдается повышенный исследовательский интерес к проблеме развития гибкости у представителей хореографии и танцевального спорта: П. Масленниковым изучены особенности морфофункционального развития танцовщика; Л.В. Жилинский рассматривает вопросы по развитию суставной подвижности на основе технических воздействий; Н.Я. Алисов занимается исследованием гибкости и экспериментальному обоснованию методов ее развития; А.Ю. Бредихин разрабатывает методику специальной физической подготовки танцоров 8-9 лет с учетом их морфофункциональных особенностей; технической и специальной физической подготовке гимнасток 10-12 лет посвящена работа А.А. Сомкина; Е.Б. Соловьев занимается исследованием факторов, определяющих уровень физической подготовленности спортсмена и особенностями методики ее оценки (на примере художественной гимнастики); Л.Г. Манько разрабатывает вопрос развития гибкости у танцоров 7-9 лет на этапе начальной спортивной специализации.
Методические разработки М.Р. Галеева и М.Д. Кудрявцева посвящены вопросам гибкости у детей и подростков в процессе занятий хореографией.
Анализ научно-педагогической литературы позволил обнаружить, что вопросы поиска различных средств развития гибкости у младших школьников на занятиях хореографией носят фрагментарный характер и не нашли полноценного освещения.
Таким образом, современное состояние вопроса сохранения и развития гибкости у младших школьников, его недостаточная научная разработанность обусловили выбор темы нашего исследования: «Развитие гибкости у детей младшего школьного возраста средствами спиральной гимнастики на занятиях хореографией».
Объект исследования - процесс хореографической подготовки младших школьников
Предмет исследования - спиральная гимнастика как средство развития гибкости у детей младшего школьного возраста
Цель данной работы - теоретическое обоснование гибкости как педагогической проблемы, разработка и апробация комплекса упражнений спиральной гимнастики для развития гибкости у младших школьников на занятиях хореографией.
Поставленная цель предопределила круг решаемых задач:
- провести анализ литературы и дать научно-теоретическое обоснование проблемы развития гибкости младших школьников с позиции педагогики;
- рассмотреть возможности спиральной гимнастики как средства развития гибкости младших школьников;
- разработать комплекс упражнений спиральной гимнастики для младших школьников
- провести опытно-экспериментальную работу по проверке комплекса упражнений спиральной гимнастики в хореографической практике.
Методологической основой исследования послужили фундаментальные положения теории хореографического искусства (А.Я. Ваганова, Н.И. Тарасов, Дж. Хавилер, Е.Г. Котельникова); теории физической культуры о развитии физических качеств (Л.П. Матвеев, Ю.В. Менхин, Н.Г. Озолин); педагогические теории развития гибкости (Б.А. Ашмарин, В.М. Зациорский, Н.Г. Озолин, Б.В. Сермеев); концепции о необходимости учета психофизиологических особенностей детей в процессе занятий (В.П. Филин, Е.П. Ильин); теории сенситивных периодов развития физических способностей (В.К. Бальсевич, A.A. Гужаловский, А.И. Кравчук); теория поэтапного развития гибкости (Б.В. Сермеев, В.П. Платонов), концепции ведущих ученых в области гимнастики о методике обучения двигательным действиям (Ю.К. Гавердовский, В.А. Солодянников).
В методологическую основу так же легли труды известных спортивных врачей и тренеров: М.Дж. Алтер, Б. Андерсон, В.М. Богданов, В.М. Зациорский, И.И. Земцова, А. Кудрявцев, М. Путкисто, Б.В. Сермеев, М.П. Фельденкрайз и многих других.
В ходе выполнения работы были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: анализ научной литературы по проблеме
исследования и собственного педагогического опыта; изучение и сравнение опыта работы хореографов; синтез, обобщение.
- эмпирические: педагогическое наблюдение, педагогический
эксперимент.
Научная новизна исследования:
- уточнено определение гибкости как многофункционального свойства опорно-двигательного аппарата человека, определяющего амплитуду движений звеньев тела, имеющее структурный состав (суставы, связки, сухожилия, суставной хрящ, суставная сумка, мышцы, фасций и другие соединительно-тканные образования опорно-двигательного аппарата) компоненты которого функционируют в организме как единое целое;
- выявлен и теоретически обоснован потенциал спиральной гимнастики по развитию гибкости у младших школьников в хореографической практике;
- разработан и экспериментально апробирован комплекс упражнений спиральной гимнастики для развития гибкости у младших школьников.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что
- дано научно-теоретическое обоснование проблемы развития гибкости младших школьников с позиции педагогической науки;
- теоретически обоснованы возможности спиральной гимнастики как средства развития гибкости младших школьников.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработан комплекс упражнений для развития гибкости у детей младшего школьного возраста с учетом их анатомо-физиологических особенностей. Результаты исследования могут явиться методическим обеспечением организации занятий по хореографии в школах искусств и танцевальных коллективах.
Применение комплекса может быть использовано в работе различных учреждениях, организующих занятия по хореографии и физическому развитию детей и взрослых.
Апробация результатов исследования.
Опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности авторского комплекса упражнений спиральной гимнастики проводилась на базе Центра внешкольной работы МБУДО Приволжского района города Казани с учащимися младшего школьного возраста (7-9 лет) в детском хореографическом коллективе «Кристаллики» в течение одного учебного года (2015-2016 гг.). Всего в эксперименте приняли участие 21 школьник.
Результаты исследования были представлены в форме доклада на Итоговой конференции студентов КФУ (2016 г.).
Демонстрация авторского комплекса упражнений по спиральной гимнастике была осуществлена на мастер-классе для учащихся школы- студии ансамбля танца «Казань» городской филармонии города Казани (апрель 2016 г.).
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, включающих 4 параграфа, заключения, списка использованных источников и приложения.
В данной выпускной квалификационной работе, посвященной теме «Развитие гибкости у детей младшего школьного возраста средствами спиральной гимнастики на занятиях хореографией» раскрыты основные понятия физической способности «гибкость» и спиральной гимнастики. Осуществлена опытно-экспериментальная работа по разработке и реализации комплекса упражнений спиральной гимнастики для развития гибкости младших школьников на занятиях хореографией, и обобщены её результаты.
Для проведения теоретического анализа содержания основного понятия исследования «гибкость», нами был выявлен структурный состав, определяющий амплитуду движений звеньев тела. А так же отмечено, что в первую очередь показатели гибкости зависят от повышения показателей подвижности суставов и эластичности мышц, в таких компонентах опорно-двигательного аппарата как (шейный отдел позвоночника, лучезапястный сустав, локтевой сустав, плечевой сустав, позвоночник, тазобедренный сустав, голеностопный сустав).
В ходе исследования научной литературы по второму основному понятию «спиральная гимнастика», было выявлено, что упражнения спиральной гимнастики опираются на принцип скручивания (Нейто- движения, Гетеро-движения, Гомо-движения, Нейтро-движения) и стремятся сохранить баланс опорно-двигательного аппарата, приводя в норму работу суставов и эластичность мышц. Стало известно, что обобщение и системное применение двух практик по спиральной гимнастики (системы профессора Пак Чже Ву и системы «Белояр») может выступить эффективным средством развития гибкости младших школьников.
Во второй главе выпускной квалификационной работы для осуществления развития гибкости младших школьников с опорой на две изученные практики был разработан комплекс упражнений спиральной гимнастики для внедрения в процесс обучения младших школьников в Центре внешкольной работы МБУДО Приволжского района города Казани.
Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. В реализации разработанного комплекса упражнений спиральной гимнастики для развития гибкости младших школьников на занятиях хореографией приняли участие 21 ребенок.
На констатирующем этапе с помощью диагностического инструмента - упражнений был выявлен начальный уровень развития гибкости у детей младшего школьного возраста. Содержание формирующего этапа заключалось в реализации разработанного комплекса упражнений спиральной гимнастики для развития гибкости младших школьников на занятиях хореографией. Младшие школьники выполняли упражнения спиральной гимнастики направленные на развитие подвижности суставов и эластичности мышц в конце каждого занятия.
На контрольном этапе опытно-экспериментальной работы повторно была проведена диагностика уровня развития гибкости младших школьников, занимающихся хореографией. Был проведен сравнительный анализ результатов уровня гибкости младших школьников на констатирующем и контрольном этапе.
Опытно-экспериментальная работа показала, что внедрение разработанного комплекса упражнений спиральной гимнастики для развития гибкости младших школьников в процесс занятий по хореографии Центра внешкольной работы МБУДО Приволжского района города Казани позволило значительно повысить уровень гибкости воспитанников.
1. Алтер, М.Дж. Наука о гибкости / М.Дж. Алтер. - Киев: Олимпийская литература, 2001.- 421 с.
2. Андерсон, Б. Растяжка для поддержания гибкости мышц и суставов / Б. Андерсон. - Минск: Попурри, 2015. - 224 с.
3. Андреев, В.И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. - 3-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2006. - 608 с.
4. Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в
физическом воспитании: пособие для студентов, аспирантов
и преподавателей ИФК / Б.А. Ашмарин. М.: Физкультура и спорт. - 1978. - 223 с.
5. Бальсевич, В.К. Концепция физического воспитания
с оздоровительной направленностью учащихся начальных классов общеобразовательных школ / В.К. Бальсевич, В.Г. Большенков, Ф.П. Рябинцев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1996. - №2. - 13-18 с.
6. Безруких, М.М. Возрастная физиология (Физиология развития
ребенка): учебн. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. - М.: Издательский центр
«Академия», 2003. - 416 с.
7. Васильева, М.А. Советы педагогам младших классов / М.А. Васильева // Вестник академии Русского балета имени А.Я. Вагановой. - СПб.: 2004. - № 12. - 177-179с.
8. Васильева, Т.И. Тем, кто хочет учиться балету. Правила приёма детей в балетные школы и методика обучения классическому танцу: учебно-методическое пособие / Т.И Васильева. - М.: Издательство «ГИТИС», 1994. - 157с.
9. Гужаловский, А.А. Развитие двигательных качеств у школьников: учеб. пособие для студентов вузов / А.А. Гужаловский. - Минск: Народная асвета, 1978. — 88 с.
10. Декларация прав ребенка [Электронный ресурс]:
[принята резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года]. - URL: http://docs.cntd.ru/document/1901035(Дата обращения: 17.05.2016).
11. Домахина, К.В. Особенности развития гибкости в младшем школьном возрасте / К.В. Домахина, О.С. Кропотухина // Сборник материалов 10-й Международной научно-практической конференции молодых ученых и студентов (Екатеринбург, 19 ноября). - Екатеринбург, 2014. - 89-91с.
12. Дембо, Н.А. Основы медицинского отбора поступающих в хореографические училища / Н.А. Дембо // Вестник академии русского балета им. А. Я. Вагановой. - СПб.: 2014. - №3. - 32с.
13. Дубровский, В.И. Спортивная медицина: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Дубровский. - 2-е изд., доп. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. -512 с.
14. Земцова, И.И. Спортивная физиология: учеб. пособие для студентов вузов / И.И. Земцова. - Киев: Олимпийская литература, 2010. - 219 с.
15. Зациорский, В.М. Биомеханика двигательного аппарата человека / В.М. Зациорский, А.С. Арунин, В.Н. Селуянов. - М.: Физкультура и спорт, 1981. - 143 с.
16. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена: основные теории и методики воспитания / В.М. Зациорский. - М.: Физкультура и спорт, 1966. - 200 с.
17. Зациорский, В.М. Вопросы теории и практики педагогического контроля в современном спорте / В.М. Зациорский, В.А. Запорожанов // Теория и практика физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1971. - №4 - 24-27 с.
18. Зуев, Е.И. Волшебная сила растяжки / Е.И. Зуев [Электронный
ресурс]. - М.: «Советский спорт», 1990. - 64 с. URL:
http: //www.isidor.ru/author/3871/books/11369/zuev_ei/volshebnaya_sila_rastyaj ki (Дата обращения: 22.04.2016).
19. Ильин, Е.П. Психофизиология физического воспитания: учеб. пособие для студентов / Е.П. Ильин. - М.: Просвещение, 1980. - 199 с.
20. Кале-Жермен, Б. Исцеляющие движения для позвоночника / Б. Кале-Жермен, А. Ламотт; пер. с фр. А.В. Апатовской. - М.: АСТ, Астрель, 2010. - 302 с.
21. Кале-Жермен, Б. Твое тело: подробная инструкция для
пользователя, или как работает позвоночник, суставы и мышцы / Б. Кале- Жермен; пер. с фр. Е.М. Рябцевой. - М.: АСТ: Астрель, 2008. - 296 с.
22. Кашуба, В.А. Биомеханика осанки: монография / В.А. Кашуба
[Электронный ресурс]. - М.: Олимпийская литература, 2003. - 279 с. URL: http://medobook.com/1160-biomehanika-osanki-va-kashuba-2003-g.html (Дата обращения: 03.03.2016).
23. Конвенция о правах ребенка [Электронный ресурс]: [принята
Генеральной Ассамблеей 20 ноября 1959 года]. - URL:
http://kzbydocs.com/docs/330/index-29882-12.html (Дата обращения:
17.05.2016).
24. Котельникова, Е. Г. Биомеханика хореографических упражнений: учеб. пособие / Е.Г. Котельникова [Электронный ресурс]. - Л.: ЛГИК им. Н.К. Крупской, 1980. - 169 с. URL: http://elibrary.spbguki.ru/487248/view.(Дата обращения: 03.03.2016)
25. Кравчук, А.И. Возрастные особенности развития основных движений, физических качеств и функционально-двигательных способностей / А.И. Кравчук, М.П. Мухина // Вестник Томского государственного университета. - 2011. - №343 - 184-187 с.
26. Кудрявцев, А. Растяжка мышц для всех видов спорта /А. Кудрявцев. - М: Эксмо-Пресс, 2012. - 288 с.
27. Кудряшов, Н.И. Целительное движение. Пружинная сила / Н.И. Кудряшов. - СПб.: Питер, 2002. - 192 с.
28. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры / Ю.Ф. Курамшин. - М.: Советский спорт, 2010. — 320 с.
29. Ларионова, П.Н. Структура мотивации самостоятельных занятий физическими упражнениями / П.Н. Ларионова, Л.П. Шурхавецкая // Сборник материалов 10-й Международной научно-практической конференции молодых ученых и студентов (Екатеринбург, 19 ноября). - Екатеринбург, 2014. - 177-180с.
30. Латохина, Л.И. Хатха-йога для детей / Л.И. Латохина. -
М.: Просвещение, 1992. - 160 с.
31. Лоуэн, А. Психология тела: биоэнергетический анализ тела /
А. Лоуэн; пер, с англ. С.Коледа. - М.: Институт Общегуманитарных
Исследований, 2000. - 256 с.
32. Лукаш, А. 500 упражнений для позвоночника. Корригирующая
гимнастика для исправления осанки, укрепления опорно-двигательного аппарата и улучшения здоровья / А. Лукаш. - 3-е изд. - СПб.: Наука и
Техника, 2010. - 208 с.
33. Масленников, П.Ю. О проблеме классификации телосложения будущих танцовщиков // Сборник материалов I-ой Международной научно-практической конференции "Теоретические и методологические проблемы современного хореографического искусства и образования" (Тамбов, 25.12.2014 - 28.02.2015) [Электронный ресурс]. - Тамбов, 2015. - 16 с. URL: http://mskcc.ru/DanceHouse/80/Page/291 (Дата обращения: 03.03.2016).
34. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: учебн. для высш. учебн. завед. физкультур. профиля / Матвеев Л.П. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ФиС и Спорт, СпортАкадемПресс, - 2008. - 544 с.
35. Менхин, Ю.В. Физическое воспитание: теория, методика, практика / Ю. В. Менхин. - М.: СпортАкадемПресс, Физкультура и спорт, 2006.- 312 с.
36. Методические материалы по системе «Белояр» / С.В. Жуков [Электронный ресурс]. - URL: http://domnz.ru/node/1677 (Дата обращения: 04.04.2016)
37. Миллер, Э.Б. Упражнения на растяжку: Простая йога везде и в любое время / Э.Б. Миллер, К. Блэкмэн; пер. с англ. Е. Богдановой. - М.: ФАИР-Пресс, 2000. - 240 с.
38. Озолин, Н.Г. Книга тренера. Наука побеждать / Н.Г. Озолин. - М.: Астрель: ACT, 2004. - 863 с.
39. Остин, М. Йога для лентяев / М. Остин; пер. с англ. Т. Новиковой. - М.: Эксмо, 2005. - 128 с.
40. Павлухин, В. Сам себе костоправ / В. Павлухин. - М.: Физкультура и спорт, 2001. -158с.
41. Патрушев, С.О. Исследование развития гибкости у юных акробатов / С.О. Патрушев, Н.Т. Строшкова // Сборник материалов 10-й Международной научно-практической конференции молодых ученых и студентов (Екатеринбург, 19 ноября). - Екатеринбург, 2014. - 240-243с.
42. Подоксенова, О.В. Современные физкультурно-оздоровительные технологии / О.В. Подоксенова, Г.В. Ханевская // Сборник материалов 10-й Международной научно-практической конференции молодых ученых и студентов (Екатеринбург, 19 ноября). - Екатеринбург, 2014. -385 с.
43. Попов, П. Микрогимнастика для позвоночника / П. Попов. - М.: Метафора, 2012. - 192 с.
44. Путкисто, М. Стретчинг. Метод глубокой растяжки / М. Путкисто. - М.: «София», 2004. - 176 с.
45. Реабилитационный комплекс упражнений по системе естественного движения «Белояр» / С.В. Жуков [Электронный ресурс]. - URL: http://www.e-reading.club/book.php?book=1014028 (Дата обращения: 04.04.2016).
46. Рябухина, Е.А. Использования здоровьесберегающих технологий как фактора повышения уровня здоровья человека / Е.А. Рябухина, Н.Т. Строшкова // Сборник материалов 10-й Международной научно¬практической конференции молодых ученых и студентов (Екатеринбург, 19 ноября). - Екатеринбург, 2014. - 261-264с.
47. Семенов, Л.П. Игровые задания в основной части урока
гимнастики: метод, разраб. для студентов и слушателей факультета
повышения квалификации РГАФК / Л.П. Семенов. - М., 1996. - 55 с.
48. Сермеев, Б.В. Спортсменам о воспитании гибкости / Б.В. Сермеев.
- М.: Физкультура и спорт, 1970. - 60с.
49. Силкин, П.А. Рекомендации по проведению приема детей в профессиональные хореографические учебные заведения / П.А. Силкин. -
2-е изд., испр. - СПб.: Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой, 2010. - 34с.
50. Тендзин, В. Р. Тибетская йога дыхания и движения: Пробуждение священного тела / В. Р. Тендзин; пер. с англ. Ю. Рудаковой. - М.: «София», 2013. - 160 с.
51. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка» №124 -
ФЗ [Электронный ресурс]: [принят Государственной Думой 3 июля 1998 г., одобрен Советом Федерации 9 июля 1998г.]: официальный текст: по состоянию на 28.11.2015г. - URL: http://docs.cntd.ru/document/901713538
(Дата обращения: 17.05.2016).
52. Федеральный закон об основах охраны здоровья граждан РФ №323
- ФЗ [Электронный ресурс]: [принят Государственной думой 1 ноября 2011г., одобрен Советом Федерации 9 ноября 2011г.] официальный текст: по состоянию на 26.04.2016г. - URL: http://docs.cntd.ru/document/902312609
(Дата обращения:17.05.2016).
53. Фельденкрайз, М. Искусство движения. Уроки мастера /
М. Фельденкрайз. - М.: Эксмо, 2003. - 352 с.
54. Фельденкрайз, М. Осознавание через движение: двенадцать
практических уроков / М. Фельденкрайз. - М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2007. - 244 с.
55. Филин, В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов / В.П. Филин. - М.: Физ. культура и спорт. - 1974. - 252 с.
56. Фомин, Н.А. Физиология человека: учеб. пособие для фак. физического воспитания институтов / Н.А. Фомин. - М.: Просвещение, 1982. - 319с.
57. Фохтин, Г.В. Биомеханическая гимнастика для мышц позвоночника и суставов / Г.В. Фохтин. - М.: Эксмо, 2012. - 224 с.
58. Хавилер, Дж.С. Тело танцора. Медицинский взгляд на танцы и тренировки / Дж.С. Хавилер. - ООО Издательство «Новое слово», 2004. - 111 с.
59. Харацидис, С.К. Гибкость как физическое качество
60. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М: Академия, 2013г. - 480 с.
61. Цинчжун, У. Инструкция по применению человеческого организма / У. Цинчжун; пер. с кит. Е. Буяновой. - Краснодар: «Неоглори», - 2012. - 304 с.
62. Цин, Ч. Сам себе доктор. 12 простых шагов к здоровью и молодости в любом возрасте [Видеозапись] / Ч. Цин. - «Неоглори», 2013.
63. Чжичжун, Б. 10 даосских упражнений для здоровья и долголетия / Б. Чжичжун. - СПб.: Питер, 2002. - 128 с.
64. Чже, В.П. Твист ходьба. Оздоровительная ходьба со скручивающими движениями / В.П. Чже. - М.: «Су Джок Академия», 2002. - 248 с.
65. Чже, В.П. Твист гимнастика с полотенцем / В.П. Чже. - М.: «Су Джок Академия», 2005. - 164 с.