Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития физических качеств юношей в процессе изучения брейк-данса 7
1.1. Ретроспективный анализ танцев народов мира, подчеркивающих
физические качества танцора 7
1.2. Танец брейк-данс как средство развития физических
качеств юношей - танцоров 15
Выводы по главе 1 31
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование развития физических качеств юношей в процессе изучения брейк-данса в учреждении дополнительного образования 33
2.1. Диагностика развития физических качеств юношей в процессе
изучения брейк-данса 33
2.2. Программа развития физических качеств юношей «Брейк-данс:
ключ к успеху» 41
Выводы по главе 2 53
Заключение 55
Список литературы 63
Приложение
Актуальность исследования проблемы развития физических качеств юношей в процессе изучения брейк-данса в учреждении дополнительного образования обусловлена тем, что одними из популярнейших сегодня направлений в сфере дополнительного хореографического образования является современные танцы.
В хореографии брейк-данс ярко противостоит классическому и народному танцам, относясь к группе социальных (уличных) танцев. В нем по-новому соединились движения и музыка, а танцоры стремятся показать свои физические данные, продемонстрировать ловкость, динамизм и силу.
В образовательном процессе учреждений дополнительного образования, школах современного танца и многочисленных танцевальных студиях брэйк-данс начинает занимать обширное место. Он с каждым годом становится все более популярным среди российских подростков и молодежи.
В Федеральных государственных требованиях (ФГТ) к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области хореографического искусства «Хореографическое творчество» не регламентируется содержание и трудоемкость предмета «Современный танец» и иных предметов, связанных с изучением брэйк-данса.
Поэтому в большинстве учреждений дополнительного образования его освоение входит в вариативную часть образовательной программы, а содержание обучения полностью зависит от педагогов - разработчиков программ. Авторы программ опираются на личный опыт, условия обучения, особенности обучаемых, технические возможности образовательного учреждения и другие моменты.
Брейк-данс, являясь сложным для исполнения видом танцевального искусства, оказывает влияние на развитие различных сторон учащихся. Занятия брэйк-дансом совершенствуют физические качества, укрепляют здоровье, способствуют правильному развитию костно-мышечного аппарата, избавлению от физических недостатков, максимально исправляют нарушения осанки, формируют красивую фигуру. Эти занятия хорошо снимают напряжение, активизируют внимание, повышают жизненный тонус учащихся.
Степень научной разработанности. Вопросы истории и теории хореографии, проблемы развития физических качеств танцора освещены в работах таких ученых, как Е.П. Валукин, И. Есаулов, Н.А. Кирченко, М.В. Климова, Е. Котельникова, В.И. Панферов, Н.И. Тарасов, Д. Хавилер И.А. Шипилина и др.
Исполнительская и методическая характеристика брейк-данса представлена в интернет-материалах, работах таких авторов, как О. В. Володина, С.В. Иванов, И.Н. Мордовина, С.С. Полятков и др.
Анализ состояния данной проблемы в литературе и на практике позволил выявить противоречие между актуальностью развития физических качеств юношей в процессе изучения брейк-дансаи недостаточной разработанностью методических аспектов его осуществления в системе хореографической подготовки в учреждении дополнительного образования.
Выявленное противоречие обусловило проблему исследования: каковы методические аспекты развития физических качеств юношей в процессе изучения брейк-данса в учреждении дополнительного образования.
Данная проблема послужила основой формулирования темы работы: «Развитие физических качеств юношей в процессе изучения брейк-данса в учреждении дополнительного образования».
Целью данного исследования является научно-теоретический анализ физических качеств танцора и разработка методических аспектов их развития у юношей в процессе изучения брейк-данса в учреждении дополнительного образования.
Объект исследования-хореографическая подготовка юношей в учреждении дополнительного образования.
Предмет исследования-развитие физических качеств юношей в процессе изучения брейк- данса в учреждении дополнительного образования.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что развитие физических качеств юношей будет осуществляться более эффективно в процессе изучения брейк-данса в учреждении дополнительного образования.
Задачи исследования:
1. Ретроспективный анализ танцев народов мира, подчеркивающих физические качества танцора.
2. Рассмотрение потенциала брейк-дансав развитии физических качеств юношей - танцоров.
3. Проведение опытно-экспериментального исследования развития физических качеств юношей в процессе изучения брейк-данса в учреждении дополнительного образования.
4. Разработка и апробация программы развития физических качеств юношей «Брейк-данс: ключ к успеху».
Методологической основой исследования послужили системный и личностно-деятельностный подходы, труды, раскрывающие особенности исполнения и преподавания современной хореографии.
Методы исследования. Для решения поставленных задач мы использовали теоретические методы: методы научного познания (анализ, синтез, моделирование и др.), анализ литературы по проблеме исследования; эмпирические - наблюдение, экспертная оценка, тестирование.
Этапы исследования:
1. На первом этапе (2014-2015) осуществлялось изучение теоретических аспектов проблемы исследования, обосновывались методологические ориентиры работы, проводилась подготовка к экспериментальной части исследования.
2. На втором этапе (2015-2016) была проведена опытно-экспериментальная работа, осуществлялся анализ ее результатов, оформлялся текст работы.
Опытно-экспериментальная база. Экспериментальное исследование проводилось на базе ГБУ РТ «Театр Танца «Мгновение»» (г. Казань).
Научная новизна исследования заключается в расширении представлений о возможностях развития физических качеств юношей в процессе изучения брейк-данса в учреждении дополнительного образования, систематизации основных движений брейк-данса и методических приемов развития физических качеств юношей на его основе.
Практическая значимость исследования определяется тем, что материалы исследования могут быть использованы в практической работе педагогов-хореографов; разработанная учебная программа «Брейк-данс: ключ к успеху» может быть включена в образовательную программу дополнительного профессионального образования артистов хореографического профиля, использоваться в рамках профессиональной подготовки студентов-хореографов ссузов и вузов.
Структура работы. Работа состоит извведения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
В результате исследования проблемы развития физических качеств юношей в процессе изучения брейк-данса в учреждении дополнительного образования мы пришли к следующим выводам.
Длительная история хореографии свидетельствует о том, что в культуре многих стран развивались танцы, исполнение которых зачастую требует не только владения танцевальной пластикой, но и большой силы, координации и физической выносливости. Таковы военные, спортивные и современные «уличные» танцы, демонстрирующие значительно развитые физические качества танцора.
Древние военные танцы традиционно использовались не для развлечения, а в целях воспитания патриотизма, чувства долга, мужества, необходимых в сражениях. Они служили средством и показателем физического развития воинов, носили обрядовые функции.
Военные танцы отличались сложными постановками, насыщенностью и разнообразием движений. В них часто воспроизводился бой, различные военные перестроения, использовалась атрибутика воина и оружие: копья, мечи, дротики, факелы, щиты, луки и др. В сюжетах военных танцев повествовалось о доблести и победах героев, воплощались мифологические представления о силе и мощи защитника родины.
В Древней Греции исполнялись: военный атлетический танец юношей пирриха (пиррихий), древнегреческая гимнопедия, которая представляла собой исполнение юношами гимнастических упражнений на агоре в Спарте во время одного из ежегодных праздников.
Интересны древние и средневековые танцы с оружием: испанская морриска, критский пендозалис, греческий танец с топором цамикос, кипрский танец с кинжалом или ножом, который вырывался зубами из земли во время очередного кувырка; албанский танец с ятаганами, включавший фрагменты фехтовального поединка на ножах, ятаганах, палках; венгерский танец пастухов ботоло и румынский танец с фехтованием мечами, саблями, палками и многие другие.
Богатые традиции имеют боевые танцы Китая. В VI-III вв. до н.э. существовали праздничные ритуальные танцы чиюси, которые легли в основу китайской борьбы цзюэди, схожей с японской национальной борьбой сумо.
История известной по всему миру китайской системы боевых искусств у-шу включает не только используемые сегодня комплексы упражнений с оружием и без него, но и традиции церемониальных воинских танцев древности и средневековья, пантомимических выступлений с оружием на театральных представлениях и народных праздниках.
Интересную страницу истории военных танцев представляет афро- бразильское игровое единоборство капоэйра, включающее в себя боевые, танцевальные и акробатические элементы.
Необычное сочетание боевых искусств и классической музыки, их гармоничное соединение в сценическом произведении осуществил американец корейского происхождения Джун Ри, один из известнейших мастеров боевых искусств мира, считающийся отцом американского таэквондо. В 1973 году он поставил первый «балет боевых искусств» на музыку Пятой симфонии Л.В. Бетховена. Позже им были поставлены еще несколько балетов, в которых выполнение ката сопровождалось музыкой.
Военные танцы получили художественное воплощение в произведениях оперного и балетного искусства. «Битва с половцами» из оперы «Князь Игорь» А. Бородина, «Танец восставших басков» из балета «Пламя Парижа» Б. Асафьева, «Танец с саблями» из балета «Гаянэ» А. Хачатуряна, батальные сцены из балета «Витовт» В. Кузнецова и «Золотая Орда» Р. Ахияровой отражают страницы военной истории, используя лексику классической хореографии и провозглашая культ физических качеств, силы и мужества.
Следует отметить, что танец как искусство, раскрывающее художественное содержание через внешнюю форму, связанную с исполнительскими качествами исполнителя, в любых стилевых и жанровых проявлениях основано на использовании технически сложных элементах, требующих соответствующих физических качеств танцора.
Виртуозными и требующими физических качеств танцора элементами насыщены танцы народов России и бывшего СССР.
В процессе развития русского народного танца сформировался характерный жанр - перепляс, представляющий собой соревнование в виртуозности движений, в силе, ловкости, выносливости, изобретательности; показ характера исполнителя и демонстрацию виртуозности исполнения движений - колен.
Виртуозная техника легла в основу формировавшегося с XVII века классического танца. Элементы урока классического танца (экзерсиса) направлены на развитие исполнительского аппарата танцора: мускулатуру ног и их выворотности, совершенствование шага и plie; постановку корпуса, рук и головы, координацию движений. В результате ежедневных занятий фигура приобретает подтянутость, вырабатывается устойчивость, танцор способен к рациональному распределению тяжести тела на двух и на одной ноге.
Особые требования предъявляются к исполнителям современных спортивных бальных танцев.
Взаимодействие многонациональных мировых культур сегодня развивает традиционные и рождает новые хореографические стили и направления. Среди молодежных танцевальных направлений активно развиваются социальные танцы: клубные (электро дэнс - тектоник, электробит, хаус, транс, джампстайл, шаффл, клубное гоу, хакка, драм энд бейс стэп, скуэр данс), уличные (хип-хоп, нью стайл, брейк-данс, эр-энд-би, си-волк-поппинг, крамп-локкинг), латиноамериканские танцы (аргентинское танго, самба, румба, бачата, меренге, мамбо, сальса, зук, ламбада, кумбия, фламенко, капоэйра, пачанга, болеро; латинский хастл), танцы для взрослых (восточные танцы, танец на пилоне) и др.
Многие из них требуют особой физической подготовки, т.к. основаны на сочетании хореографических движений со сложнейшими спортивными элементами акробатики, атлетики, гимнастики.
Брейк-данс (брейкинг, b-boying) является сложным, но в то же время очень ярким и зрелищным уличным танцем. Он сочетает в себе удивительную пластику и сложность акробатических трюков, а его основные свойства - импровизация, оригинальность и зажигательность.
Брейк-данс исполняют преимущественно юноши (би-бои), т.к. девушкам в силу развития физических качеств исполнение представляется более сложным; однако некоторые девушки, танцующие брейк-данс (би- гёрлз), также достигают мастерства и виртуозно выполняют элементы танца.
Условно брейк-данс делится на верхний и нижний. Элементы верхнего брейк-данса требуют больше пластики и импровизационных ходов, тогда как нижний - физической подготовки и акробатических навыков.
Исследуя особенности брейк-данса, нами были выделены следующие физические качества, необходимые для исполнения его элементов: силовая выносливость, координационные способности, скоростно-силовые способности, гибкость.
В образовательном процессе учреждений дополнительного образования, школах современного танца и многочисленных танцевальных студиях брэйк-данс начинает занимать обширное место. Он с каждым годом становится все более популярным среди российских подростков и молодежи.
Однако программ, направленных на развитие физических качеств, необходимых для исполнения элементов брэйк-данса, особенно рассчитанных на танцоров, имеющих хореографическую подготовку, нами не было обнаружено. Брейк-данс пока не вошел в программы профессионального образования ссузов и вузов, если и осваивается, то в качестве факультатива или курса по выбору. Отсутствие прочной научно-методической базы развития физических качеств танцора брейк-данса является главной причиной неготовности системы хореографического образования ответить на запросы хореографической сцены в подготовке блестящих исполнителей брейк-данса.
Целью проведенной нами экспериментальной работы стало исследование особенностей развития физических качеств юношей в процессе изучения брейк-данса в учреждении дополнительного образования.
Задачами опытно-экспериментальной работы явились:
- выявить уровень развития физических качеств юношей: силовой выносливости, координационных способностей, скоростно-силовых способностей, гибкости (на констатирующем этапе исследования);
- разработать программу развития физических качеств юношей «Брейк-
данс: ключ к успеху» и апробировать некоторые ее разделы (на формирующем этапе исследования);
- провести повторную диагностику развития физических качеств
юношей и сравнить результаты, полученные до и после формирующего эксперимента; проанализировать динамику развития физических качеств юношей в процессе изучения брейк-данса и оценить эффективность программы «Брейк-данс: ключ к успеху» (на контрольном этапе
исследования).
В ходе работы использовались эмпирические методы исследования: наблюдение, экспертные оценки, тестирование, беседа.
Экспериментальная работа проводилась в 2015-2016 учебном году на базе ГБУ РТ «Театр Танца «Мгновение»» (г. Казань). В исследовании приняли участие 10 юношей первого года обучения брейк-дансу.
С целью диагностики были подобраны методики, разработаны критерии, показатели и уровни развития физических качеств юношей:
- когнитивный критерий, с помощью которого определялись: знание физических качеств танцора, необходимых для исполнения брейк-данса; понимание значимости рационального управления развитием физических качеств; осознание целесообразности регулярных занятий брейк-дансом с использованием специально подобранных физических упражнений (для оценки использовался разработанный нами тест);
- мотивационно-потребностный критерий, с помощью которого оценивались: стремление юношей проявить себя в брейк-дансе и обучении как творческие личности; наличие интереса к занятиям брейк-дансом, изучению его истории и основных стилевых особенностей (для оценки использовался метод наблюдения и беседа);
- деятельностный критерий, на основе которого определялись: уровень развития физических качеств (силовая выносливость, координационные способности, скоростно-силовые способности, гибкость); практическое владение основными элементами танца; владение специальными физическими упражнениями по развитию физических качеств (для оценки использовался метод экспертных оценок с привлечением педагогов «Театра Танца «Мгновение»», применялись тестовые упражнения по оценке физических качеств).
Цели разработанной нами программы «Брейк-данс: ключ к успеху»:
- физическое, творческое и исполнительское совершенствование юношей-танцоров;
- развитие морально-волевых качеств обучающихся;
- повышение интереса к занятиям брейк-дансом;
- развитие физических качеств, необходимых для исполнения
элементов брейк-данса: силовой выносливости, координационных способностей, скоростно-силовых способностей, гибкости;
- обучение рациональному и планомерному самоконтролю развития физических качеств.
В основе программы лежит идея о том, что физическая подготовка юношей должна носить специально организованный и комплексный характер, обеспечивающий развитие физических качеств и функциональных способностей, необходимых и развивающихся в процессе освоения брейк- данса.
Это подразумевает использование методических приемов развития физических качеств, включающих:
- упражнения, направленные на общую физическую подготовку, включая подготовительные упражнения на занятиях;
- специально разработанные комплексы упражнений для различных групп мышц;
- танцевальные комбинации и элементы брейк-данса, подобранные с учетом развития физических качеств юношей (силовой выносливости, координационных способностей, скоростно-силовых способностей, гибкости).
Неотъемлемой частью подготовки танцоров брейк-данса, на наш взгляд, должна быть теоретическая (лекционная) часть, включающая изучение истории и теории брейк-данса, его основных направлений и стилевых характеристик. Важное место в программе отведено и теоретическому изучению физических качеств танцора, а также возможностей их развития в процессе занятий брейк-дансом.
Результаты экспериментальной работы показывают эффективность программы развития физических качеств юношей «Брейк-данс: ключ к успеху» (в части раздела практической подготовки).
Реализация программы полностью будет, вероятно, способствовать развитию физических качеств юношей по когнитивному и мотивационно- потребностному критериям, оказывая положительное влияние не только на физическое состояние юношей, но и их сознание и личностные качества. Она будет способствовать формированию знаний физических качеств танцора, необходимых для исполнения брейк-данса; пониманию значимости рационального управления развитием физических качеств; осознанию целесообразности регулярных занятий брейк-дансом с использованием специально подобранных физических упражнений; стремлению проявить себя в брейк-дансе и обучении как творческие личности; интересу к занятиям брейк-дансом, изучению его истории и основных стилевых особенностей.
1. Авдеева Л.М. Пластика. Ритм. Гармония: Самостоятельная работа учащихся для приобретения хореографических навыков: учеб. пособ. для студ. высш. и ср. учеб. зав. иск. и культ. - СПб.: Композитор, 2006. - 51 с.
2. Айсин К. Балет, и не только.
http://www.sports.kz/frontend/news/print/slug/balet-i-ne-tolko
3. Блок Л. Д. Классический танец: История и современность / Вст. слово В.Гаевского; ред. колл: В.М.Красовская, Е.А.Суриц. - М.: Искусство, 1987. - 556 с.
4. Боброва Г.А. Художественная гимнастика в школе. - М.: ФИС, 2015. - 207 с.
5. Боевые искусства[Электронный ресурс]. URL:
http: //www.synologia.ru(дата обращения 16.01.2016)
6. Валукин Е.П. Системный подход в обучении мужскому классическому танцу. - М.: ГИТИС, 1992. - 456 с. [Электронный ресурс]. URL:http://www.twirpx.com(дата обращения 16.01.2016)
7. Валукин М.Е. Мужской классический танец: эволюция во времени. - М.: ГИТИС, 2014. - 229 с.
8. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима / Пер. с польск. В.К. Ронина. - М.: Высш. шк., 1988. - 496 с.
9. Володина О. В. Самоучитель клубных танцев: Funk, Trance, House /
О. В. Володина. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 155 с.
10. Гимнастика или боевое искусство [Электронный ресурс]. URL: http://boevieiskusstva.narod.ru/4178.html(дата обращения 16.01.2016)
11. Гужаловский А.А. Основы теории и методики физической культуры. - М.: ФИС, 2014. - 186 с.
12. Дворкин Л.С. Силовые единоборства. Атлетизм, культуризм, пауэр-лифтинг, гиревой. - Рн/Д: Феникс, 2014. - 382 с.
13. Есаулов И. Устойчивость и координация в хореографии. - Ижевск:
Изд-во Удм. университета, 1992. - 136 с. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.twirpx.com(дата обращения 16.01.2016)
14. Закшевский С. Как стать сильным и гармонично развитым / Пер. с польского В.В.Шоломицкого, Е.И. Амбросова - Мн.: Полымя, 1986. - 79 с. [Электронный ресурс]. URL:http://www.twirpx. com(дата обращения 16.01.2016)
15. Захаров А., Карасев А., Сафонов А. Энциклопедия физической подготовки. - М.: Лептос, 2014. - 368 с.
16. Иванов С.В. Феномен российского хип-хопа: смыслообразование в контексте культурного взаимодействия: автореф. дис. ... канд. культурологии. - М., 2012. - 26 с.
17. История возникновения капоэйры [Электронный ресурс]. URL: http:// capoeira.ru(дата обращения 16.01.2016)
18. Кирченко Н.А. Развитие основных физических качеств и координационных способностей детей: практ. пособ. для педагогов. - Мозырь: Белый Ветер, 2011. - 150 с.
19. Климова М.В. Содержание и методика физической подготовки юных танцоров: на примере эстрадно-сценического танца: дисс. ... канд. пед. наук. - Белгород, 2009. - 167 с.
20. Кожевников С.В. Акробатика: учеб. пособ. для училищ циркового искусства. - 3-е изд., доп. - М.: Искусство, 1984. - 222 с. [Электронный ресурс]. URL:http://www.twirpx.com(дата обращения 16.01.2016)
21. Козлов В.В. Физическое воспитание детей в учреждениях дополнительного образования. Акробатика. - М.: Владос, 2013. - 64 с.
22. Конен В.Д. Третий пласт: Новые массовые жанры в музыке XX в.. - М.: Музыка, 1994. - 157 с. [Электронный ресурс]. URL:http://www.twirpx.com(дата обращения 16.01.2016)
23. Корниенко А.А. Методы и средства улучшения эффективности Физическое воспитание в школе // Физическая культура в школе. - 2011. - №
3. - С. 40-41.
24. Котельникова Е. Биомеханика хореографических упражнений. - М.: ВЦХТ, 2008. - 128 с.
25. Краткий словарь танцев / Авт.-сост.: Летягова Т. В. и др.; под ред. А. В. Филиппова. - 2-e изд., стереотип. - М.: Флинта: Наука, 2011. - 270 с.
26. Круцевич Т.Ю., Воробьев М.И. Контроль в физическом воспитании детей, подростков и юношей. - К.: ТОВ "Полшраф-Експрес", 2015. - 196 с.
27. Кузнецов В.В. Силовая подготовка спортсменов высших разрядов. - М.: ФиС, 1970. - 208 с. [Электронный ресурс]. URL:http://www.twirpx.com(дата обращения 16.01.2016)
28. Кузнецов В.В. Специальная силовая подготовка спортсмена. - М.: Сов. Россия, 1975. - 208 с. [Электронный ресурс]. URL:http://www.twirpx. com(дата обращения 16.01.2016)
29. Курюмова Н.В. Современный танец в культуре XX века: смена моделей телесности: дис. ... канд. культурологии. -Екатеринбург, 2011. -176 с.
30. Лях В.И. Двигательные способности школьников. - М: Терра-Спорт, 2013. - 128 с.
31. Мандзяк А. С. Боевые искусства Европы. - Минск: Современное слово, 2005. - 352 с.
32. Менхин Ю.В. Силовая подготовка гимнастов. - М.: Физк. и спорт,
1969. - 87 с. [Электронный ресурс]. URL:http://www.twirpx.com(дата
обращения 16.01.2016)
33. Менхин Ю.В. Физическая подготовка в гимнастике. - М.:
Физкультура и спорт, 1989. [Электронный ресурс]. URL: http://www.twirpx.com(дата обращения 16.01.2016)
34. Мессерер А.М. Танец. Мысль. Время. - 2 е изд. доп. - М.: Искусство,
1990. - 259 с.[Электронный ресурс]. URL:http://www.twirpx.com(дата
обращения 16.01.2016)
35. Мордовина И.Н. Организационно-педагогические условия развития клубного танца в системе социально-культурной деятельности : дис. ... канд. пед. наук. - Тамбов, 2006. - 226 с.
36. Нельсон А., Кокконен Ю. Анатомия упражнений на растяжку / Пер. с англ. - Мн.: Попурри, 2008. - 160 с.
37. Нестерова К.В. Современный танец как средство развития творческой индивидуальности подростков: дис. ... канд. пед.наук. - Шадринск, 2011. - 190 с.
38. Новиков А.Д. Теория и методика физического воспитания. - М.: Физкультура и спорт, 2013. - 354 с.
39. Панферов В.И. Пластика современного танца: учеб. пособ. -
Челябинск: ЧГИИК, 1996. - 138 с. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.twirpx.com(дата обращения 16.01.2016)
40. Передельский А.А. Искусство единоборств: боевые танцы как спортивное и прикладное единоборство // Теория и практика прикладных и экстремальных видов спорта. - 2009. - № 1. С. 41-44.
41. Передельский А.А. Философия, педагогика и психогогика единоборств: монография. - М.: Физическая культура, 2008. - 188 с.
42. Пилкингтон Х. Глядя на Запад? = Looking west?: культурная глобализация и российские молодежные культуры / Пер. с англ. О. Оберемко и У. Блюдиной. - СПб. : Алетейя, 2004. - 278 с.
43. Полятков С.С. Основы современного танца. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 75 с.
44. Романенко В.А. Диагностика двигательных способностей: учеб. пособ. - Донецк: Изд-во ДонНУ, 2013. - 290 с.
45. Рябинин С.П., Шумилин А.П. Скоростно-силовая подготовка в спортивных единоборствах: учеб. пособ. - Красноярск: СФУ, 2007. - 153 с.
46. Садыкова Д.А. Танец в пространстве современной культуры: автореф. дис. ... канд. культурологии. - СПб., 2014. - 21 с.
47. Сердюкова Н.Н. Методика освоения сложных технических
элементов русского народного танца: методическое пособие для педагогов- хореографов [Электронный ресурс]. URL:http://cdo-
balakovo. ru/activities/methodical/catalogue/dox/rfdt. pdf(дата обращения
16.01.2016)
48. Сивицкий В.А. Содержание и направленность учебно¬тренировочных занятий спортсменов-танцоров с учетом специфики их соревновательной деятельности: дисс. ... канд.пед.наук. - СПб., 2012. - 132 с.
49. Слыханова В. И. Формирование движенческих навыков: Движения и элементы мужского народного танца. - М.: Один из лучших, 2007. - 44 с.
50. Сухоцкий И.В. Силовая подготовка учащихся ПТУ допризывного и призывного возрастов: метод. пос. для ПТУ. - М.: Высш. школа, 2012. - 80 с.
51. Танцевальные жанры древних времен и античности [Электронный
ресурс]. URL: http: //www.balletmusic.ru/dances 2. Ь1ш(дата обращения
16.01.2016)
52. Тарасов Н.И. Классический танец. Школа мужского исполнительства: учеб. пособ. для вузов. - 4-е изд., стереотип. - СПб.: Лань; Планета музыки, 2008. - 496 с.
53. Терехова М.А. Методика физической подготовки танцоров 10-11 лет на этапе начальной спортивной специализации: автореф. дис. ... канд. пед.наук. - Волгоград, 2008. - 27 с.
54. Усачев Ю.Ю. Социокультурная регуляция духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий самодеятельной хореографической деятельностью: дисс. ... канд. пед. наук. - Тамбов, 2013. - 210 с.
55. Хавилер Д. Тело танцора: медицинский взгляд на танцы и тренировки. - Выборг: Новое слово, 2007. - 111 с.
56. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб.пособ. для студ.вузов. -М.: Академия, 2010. -480 с.
57. Чеккетти Г. Полный учебник классического танца школа Энрико
Чекетти. - М.: АТС, 2013. - 503 с.
58. Шипилина И.А. Хореография в спорте: учебник. -Рн/Д: Феникс, 2004. - 224 с.
59. Fouette // Русский балет: Энциклопедия. - М.: Большая Российская энциклопедия; Согласие, 1997. С.287.