Введение 2
Глава 1. Проблема изучения языковой личности в дистанционной образовательной среде. Понятие языковой личности 7
1.1. Понятие языковой личности 7
1.2. Становление и развитие дистанционного обучения 19
Выводы по Главе 1 37
Глава 2. Описание современных дистанционных образовательных школ татарского и английского языков 41
2.1. Дистанционная школа татарского языка «Ана теле» 41
2.2. Дистанционное школа английского языка LinguaLeo 48
Выводы по Главе 2 53
Глава 3. Опыт использования мобильного приложения Instagram при обучении английскому языку как иностранному 55
3.1. Обзор онлайн площадок для изучения английского языка 55
3.2. Использование социальной сети Instagram для обучения
английскому языку 67
Выводы по Главе 3 76
Заключение 78
Список литературы 84
Приложение
В работе рассматривается актуальная на сегодняшний день проблема использования мобильного интернет-приложения Instagram, которое появилось в 2010 году и сейчас считается одной из наиболее популярных социальных сетей среди студентов 18-25 лет. Мобильное приложение Instagram было использовано для загрузки аутентичных видеоматериалов при обучении английскому языку как иностранному студентов продвинутого уровня (C1 по шкале CEFR). Проведенное исследование, в основе которого лежит эксперимент и данные опроса студентов, позволяет говорить об эффективности подобной методики.
Несмотря на то, что большое количество работ посвящено онлайн образованию, вопрос становления мобильного образования (m-learning), а также использования мобильных технологий при обучении английскому языку только начинает исследоваться в трудах отечественных и зарубежных ученых: В.А. Куклев, Н.В. Самохина, С.В. Титова, А.П. Авраменко, Е.В. Ливская, K.K. Muhammad, L. Naismith et al., R. Godwin-Jones, E.F. Simon and C.P Fell и другие.
Приняты во внимание проблемы связанные с развитием языковой личности в дистанционной среде. Также и вопрос синхронизирования мобильного обучения и классического образования.
Учитывая опыт дистанционного обучения, на примере крупного сервиса по изучению английского языка в России LinguaLeo и онлайн платформы «АНА ТЕЛЕ», последовавшая примеру дистанционное школ, являющаяся на данный момент, первым электронным ресурсом по изучению татарского языка в мире.
Актуальность данного диссертационного исследования связана с пристальным вниманием ученых к потребностям современной языковой личности, во - первых, с развитием мобильного образования. Его популярность настолько очевидна, что игнорировать данный вид обучения нельзя. Во-вторых, социальные сети служат не только для развлечения, но и для образования. Что доказывает популярность сообществ, посвященных изучению иностранных языков. Такая тенденция дала начало исследованию,
посвященному обучению студентов в одной из социальных сетей.
Целью нашего исследования выявление особенностей развития языковой личности в дистанционной среде.
Достижение поставленной цели требует решения следующих частных задач:
1) изучить теоретическую литературу, посвященную понятию языковой личности в дистанционной образовательной среде;
2) изучить становление и развитие дистанционного образования;
3) описать современные дистанционные образовательные школы татарского и английского языков;
4) провести обзор онлайн площадок для изучения английского языка;
5) провести эксперимент по использованию социальной сети Instagram для обучения английскому языку студентов Казанского федерального университета.
Объектом данного диссертационного исследования является современная языковая личность в дистанционной образовательной среде.
Предметом исследования выступает обучение языковой личности английскому языку при помощи мобильных технологий, а именно мобильного приложения Instagram.
В работе применены следующие методы исследования: количественный метод, который состоял из вопросов открытого и закрытого типа, и качественный метод (интервью), методы экспериментально-теоретического уровня (теоретический анализ литературных источников, научных газет, электронным материалов), методы теоретического уровня, гипотетико-дедуктивный метод.
Научная новизна. В настоящей работы впервые предпринята попытка использования мобильного приложения Instagram для обучения студентов английскому языку с учетом потребностей современной «мобильной» языковой личности.
Материалом исследования являются результаты эксперимента по внедрению мобильного приложения Instagram на занятия английского языка и тексты анкет информантов, общее количество которых составляет восемь человек.
Теоретической базой исследования послужили работы ведущих отечественных и зарубежных ученых: Полат Е. С. [Полат, 2006], Ю.Н. Караулов [Караулов, 2010] , Фещенко [Фещенко, 2013], В.А. Куклев [Куклев, 2010], Н.В. Самохина [Самохина, 2014], С.В. Титова, А.П. Авраменко [2012], Е.В. Ливская [2013], K.K. Muhammad [Muhammad, 2010], L. Naismith et al. [Naismith et al., 2010], R. Godwin-Jones [Godwin-Jones, 2011], E.F. Simon and C.P Fell [Simon and Fell, 2012], Helgesen M. [Helgesen, 2007], Sherman J. [Sherman, 2003]
Теоретическая значимость диссертации определяется тем, что ее выводы могут быть значимыми для исследования проблем, связанных с потребностями языковой личности в современной образовательной среде. Практическая - использование на практических занятиях по английскому языку, на курсах методики преподавания иностранного языка.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, шести параграфов, в которых решаются поставленные исследовательские задачи, заключения, списка источников и литературы, а также приложений, необходимо дополняющих основной текст.
Данная магистерская работа состоит из содержания, введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Первая глава посвящена изучению работ следующих ученных: Ю.Н. Караулов, Г. И. Богин, Ф.К. Уракова, З.Р. Хачмафова, О.В. Лутовинова, И.О. Марченко, Н.Г. Асмус, Т.М. Гермашева, М.Б. Бергельсон, Э.Г. Азимов, Г.Н. Трофимова, А.Э. Михина, В.П. Тихомиров, С.Л. Лобачев, О.Г. Ковальчук, И.В. Роберт, Е.С. Полат, Н. А. Варданян, В.А. Куклев, Н.В. Самохина, С.В. Титова, А.П. Авраменко, Е.В. Ливская, K.K. Muhammad L., Naismith et al., R. Godwin-Jones, E.F. Simon, C.P. Fell.
В первой части рассматриваются понятия языковая личность и виртуальная личность. Какую структуру она имеет. Как трансформируется языковая личность, благодаря влияю глобальной сети и научно-техническому прогрессу. Вторая часть посвящена развитию и становлению дистанционному обучению и последующему виду, возникшему после него - мобильному обучению. Также, нами были изучены самые известные языковые платформы: LinguaLeo, Easy ten, Busuu, Puzzle English, Duolingo и другие. Социальные сети, которые уже используются в образования целях: Facebook, ВКонтакте, YouTube, интернет - приложение Instagram только сейчас становится популярным для использования в обучении.
Вторая глава посвящена двум дистанционным школа по изучению татарского («АНА ТЕЛЕ») и английского языков (LinguaLeo). Выявляются путем анализа преимущества и недостатки двух образовательных порталов.
«АНА ТЕЛЕ» является решением актуальной проблемы для татарского народа. Связана это с тем, что уровень владения татарского языка снижается. Хотя, в мире насчитывается более 6 миллионов татар, лишь 10 000 из них могут получить доступ к обучению в данной онлайн школе. В связи с тем, что это единственная образовательная платформа в мире для изучения татарского языка, необходимо придумать решение популяризации и масштабирования данного проекта. Мы считаем, что опыт создания и развития сервиса LinguaLeo может послужить примером для разработки новых решений для языковой школы «АНА ТЕЛЕ». Также, синхронизирование с другими многоязычными сервисами, могло бы быть полезным для скорейшего изучения татарского языка большим количеством людей. Вторая глава опирается изучению работ следующих ученных: Садыковой Г.В, Халитовой Л.К., Гималетдиновой Г.К., а также данных предоставленных самим разработчиками «АНА ТЕЛЕ».
Третья глава описывает опыт использования мобильного приложение Instagram при обучении английскому языку как иностранному. исследование проведенное на базе приложения Instagram. Приводятся результаты претеста, пост теста и опросы по данному эксперименту. Также, нами были рассмотрены самые известные дистанционные школы мира: Coursera,
6 Udacity, EdX, Udemy, Khan Academy, Open Yale Courses. Ресурсы для практики аудирования: Elllo; eslgold.com; edition.englishclub.com, eslfast.com. Языковые платформы: LinguaLeo, Easy ten, Busuu, Puzzle English, Duolingo и другие
Третья глава посвящена изучению работ следующих ученных: Горошко Е.И., Редько В. А., Е.Н.Бабин, Фещенко А.В. M.K. Kabilan, Walsh K, Jaschik Scot, Ronnie Burt, Helgesen S., Н.И. Жинкин; И.А. Зимняя; A.A. Леонтьев, M.JI. Вайсбурд, Н.И. Гез, И.Д. Морозова, Е.Г. Погосян, Н.В. Елухина, И.Д. Морозова, A.B. Гаврилова, 2006, Я.В. Зудова, 2005, O.A. Обдалова, 2003, В.А. Яковлева, О.В. Тунина., М.С. Кироновой, Ю.А. Никитиной, в которых анализируется речеведческий подход к обучению аудированию, работу K.M. Бржозовской.
Апробация результатов исследования. Основные положения работы и ее результаты были представлены на конференциях Основные положения работы и ее результаты были представлены на конференциях (Международная Филологическая научная конференция Санкт- Петербургского университета (Санкт-Петербург, 2016), Итоговая научно - образовательная конференция студентов Казанского федерального университета (Казань, 2016)) и отражены в следующих публикациях:
1) Л.К. Халитова, А.Ф. Шарифуллина «Опыт использования мобильных технологий при обучении английскому языку как иностранному в ВУЗе» // Исследование английского языка в синхронии и диахронии. Казанский (Приволжский) федеральный ун-т. Казань: в печати.
2) Л.К. Халитова, А.Ф. Шарифуллина «Мобильные технологии в обучении английскому языку: на материале мобильного приложения Instagram» // Современные проблемы лингводидактики и методики преподавания иностранных языков. Санкт-Петербургский ун-т. Санкт-Петербург: в печати
3) Л.К. Халитова, А.Ф. Шарифуллина Опыт использования мобильных технологий при обучении английскому языку как иностранному в ВУЗе Ученые записки Казанского университета. Сер. Гуманит. науки. 2016. в печати.
Таким образом, мы выяснили, что языковая личность - это способность индивида овладения навыков как письма, чтения, слушания, говорения и так же формирования нового языкового сознания, то есть принятия и понятия другой культуры. В настоящее время, языковая личность претерпевает трансформацию. Это связано с развитием технологий и глобальной сети. Безусловно, это отражается на языковой личности пользователя.
С каждым этапом развития технически продвинутых машин, создавались различные инструменты для их применения в обучении. Так, появление телевизоров способствовало созданию программ для изучения иностранных языков, магнитофоны служили для прослушивания аутентичных материалов, компьютеры изменили представление о скорости и качестве выполнения задач. лишь использование глобальной сети способствовало объединению всего мира. Так, на сегодняшний день поиск информации в Интернете стал обыденной задачей. Очевидно, что имея такой ресурс, каждый стремится узнать что-то новое, осваивать языки, получать образование онлайн и прочее.
Первым было изучено понятие дистанционного обучения. Принято считать, что это процесс передачи знаний, формирования умений и навыков при интерактивном взаимодействии как между обучающим и обучающимся. Необходимо отметить, что синонимом слова дистанционное обучение является электронное обучение (e-learning).
В свою очередь, мобильное обучение - это любая активность, которая позволяет людям быть более продуктивными в таких процессах, как потребление и создание информации, и также любое взаимодействие с нею, с помощью компактного цифрового устройства (смартфон), которым человек пользуется регулярно. Такое устройство должно обеспечивать надежную связь и помещаться в кармане.
На сегодняшний день ни для кого не секрет, что приложения на мобильных устройствах используются в основном для развлечения: с их помощью молодые люди играют в игры, рассказывают о себе, делятся
79 информацией, находят знакомых по интересам и общаются со своими друзьями, несмотря на то, что разработаны различные образовательные мобильные приложения, ориентированные на изучение английского языка, такие как LinguaLeo, Easy ten, Busuu, Duolingo и другие.
Феноменом XXI века являются социальные сети и интернет- приложения. Так как интернет объединяет весь мир благодаря социальным сетям, где можно общаться с представителями разных стран, следить за жизнью известных людей, рассказывать о себе, вести блоги и прочее, это мотивирует каждого пользователя посещать свои электронные страницы ежедневно. Так, в социальных сетях более десятка тысяч сообществ, посвященных изучению английскому языку. В связи с этим, можно сделать вывод о том, что обучение, в том числе и изучение иностранного языка актуально как никогда.
Мы выяснили, что электронное образование имеет ряд преимуществ перед традиционным:
Во-первых, это свобода доступа, учащийся может заниматься практически в любом месте. Далеко не все функции электронного образования реализуются через интернет. Любой учащийся может обучаться без отрыва от основной работы.
Следующим фактором стало снижение затрат на обучение, учащийся несёт затраты за носитель информации, но не несет за методическую литературу.
В - третьих, гибкость обучения — продолжительность и последовательность изучения материалов слушатель выбирает сам, полностью адаптируя весь процесс обучения под свои возможности и потребности. Обучающийся затрачивает столько времени: сколько ему лично необходимо для освоения информации.
Уникальность данного вида обучения, также связано и с возможностью развиваться в ногу со временем — пользователи электронных курсов: и
преподаватели, и студенты развивают свои навыки и знания в соответствии с новейшими современными технологиями и стандартами. Электронные курсы также позволяют своевременно и оперативно обновлять учебные материалы.
Можно сделать вывод о том, что классическому обучению предшествует дистанционное, но на данном этапе, классическое образование опережает дистанционное.
Мобильное обучение рекомендуется использовать параллельно с классическим образованием и служит инструментом дополнительной практики для обучающихся. В связи с этим, необходимо преподавателям воспользоваться такой возможностью и использовать ее в целях обучения.
Также, в работе представлен анализ двух образовательных платформ: LinguaLeo (по изучению английского языка) и «АНА ТЕЛЕ» (по изучению татарского языка).
«АНА ТЕЛЕ» создана для разрешения актуальной проблемы для татарского народа - повышение уровня владения татарского языка. Несмотря на то, что в мире насчитывается более 6 миллионов татар, лишь 10 000 из них могут получить доступ к обучению в данной онлайн школе. Уникальность татарской образовательной платформы заключается в том, что является единственным онлайн ресурсом для изучения татарского языка в мире.
Мы считаем, что опыт создания и развития сервиса LinguaLeo может послужить примером для разработки новых решений для языковой школы «АНА ТЕЛЕ».
LinguaLeo является самым крупным сервисом по изучению иностранного языка в России, недавно вышел на бразильский рынок, насчитывает 14 миллионов пользователей, в основном, в России и СНГ.
LinguaLeo имеет четкую мотивационную структуру и наглядные этапы обучения, применяя игровой метод. Для эффективности данного метода и соблюдения ежедневной практики обучения был создан львенок Лео, который сопровождает обучающего, поощряет за хорошую работу и дает советы. Сам сервис очень красочный и привлекает пользователей графикой и изображением. Позволяет в онлайн режиме любому человеку использовать бесплатный контент и при желании перейти на платный, то есть приобрести
«Золотой статус».
«АНА ТЕЛЕ» является единственной образовательной платформой в мире для изучения татарского языка, однако пропускная способность достигает лишь десяти тысяч пользователей. Это одна из основных проблем данного образовательного портала, помимо технических сложностей. Необходимо принять решение о популяризации и масштабирования данного проекта.
На первом этапе, синхронизирование с другими многоязычными сервисами позволило бы скорейшему изучению татарского языка большим количеством людей. Также, создание мобильной версии могло бы привлечь более продвинутое поколение.
Так, в результате обзора онлайн площадок для изучения английского языка, выяснили, что существует образовательные порталы для получения онлайн образования по различным темам, таким как: математика, история, география, программирования, и прочее. Которую предоставляют различные университеты по миру, через такие онлайн платформы, как: Coursera, Udacity, EdX, Udemy, Khan Academy, Open Yale Courses.
Также, мы проанализировали ресурсы, созданные для развития навыка аудирования на любом уровне владения английского языка, такие как: Elllo; Eslgold.com; Englishclub.com, Eslfast.comи другие.
Необходимо отметить, что среди желающих изучать английский язык популярны сервисы YouTube (известный видеохостинг), Facebook (самая крупная социальная сеть в мире), ВКонтакте (самая крупная российская социальная сеть), и набирающая популярность Instagram.
Instagram - это бесплатное интернет-приложение для обмена сообщениями, фотографиями и короткими видеозаписями продолжительностью от 20 до 60 секунд. Instagram набирает все большую популярно сть, на данный момент, зарегистрированных пользователей насчитывается более 200 миллионов по всему миру.
Исходя из проведенного исследования, подчеркиваем, что данная работа представляет опыт проектирования образовательного взаимодействия
82 с помощью социальной сети Instagram, направленное на развитие аудирования для обучающихся с высоким уровнем владения английского
языка, на примере дисциплины «Английский язык, практика речи».
Нами были выбраны рецензенты Казанского Федерального (Приволжского) университета, а именно: студенты 2 курса института филологии и межкультурной коммуникации (английский язык как второй иностранный). Уровень владения английский языком C1 по шкале CEFR.
Общее количество рецензентов: восемь человек, в возрасте 18-20 лет. Мы хотели бы подчеркнуть, что возраст студентов идеально подходит под целевую аудиторию приложения Instagram: возраст 16-28 лет (согласно официальным данным Instagram, это возраст большинства зарегистрированных на платформе пользователей). Рецензенты должны были быть продвинутыми пользователями ПК (пользующиеся различными программами и способными справиться с технической задачей) и опытными пользователями смартфонов (на платформе Android или iOs (iPhone)), и наконец, пользующийся различными социальными сетями и умеющий справляться с технической задачей.
Для объективного исследования были проведены два тестирования: претест (февраль, 2016 год) и пост тест (май, 2016 год). Данные тесты являются бесплатными образцами Кембриджского экзамена: Cambridge Certificate in Advanced English).
Необходимо отметить, что использованные нами видеоролики были представлены до 20 секунд. Еженедельно задания усложнялись за счет лексики, также и спикеров, представленных на видеороликах (монологи носителей британского и американского английского, принадлежащих к разным возрастным, этническим и гендерным группам).
Экспериментальная организация перехода обучения от очного к смешанному в условиях активного использования социальных сетей позволило обосновать эффективность обучения в социальной сети Instagram.
Так, результаты претеста показали улучшение у 5 студентов из 7 (один из студентов выбыл из эксперимента). Лучшие результаты: переход от 14 и
14,5 баллов до 19 баллов. Одним из значимых факторов является интерес обучающихся, проявлений во время практики аудирования на нашей
экспериментальной странице #Listen_it_in_English в Instagram.
В данный момент, страница начисляет 77 пользователей, которые изъявили желание самостоятельно изучать английский язык для того, чтобы понимать английскую речь на слух.
BusuuОбразовательная языковая платформа // URL: https://www.busuu.com(дата обращения: 20.06.2016).
CourseraДистанционная образовательная платформа // URL: https:// ru.coursera.org(дата обращения: 20.06.2016).
Davis R. S. Captioned video: Making it work for you // The Internet TESL Journal. 1998. Vol. IV, No. 3. URL: http://iteslj.org/Techniques/Davis-CaptionedVideo/(дата обращения: 25.05.2016).
D. Randy Garrison, T. Anderson E-learning in the 21st Century // URL: https: books.google.co.uk/books/aboutE_learning_in_the_21st_Century.html? id=wRQnQtUUTXoC
EdXДистанционная образоватлеьная платформа // URL: https://www.edx.org(дата обращения: 10.06.2016).
EF Education FirstОбразовательная языковая платформа // URL: http:// www.ef-russia.ru(дата обращения: 14.06.2016).
Elllo.orgЯзыковая платформа для практики аудирования // URL: http:// www.elllo.org(дата обращения: 14.06.2016).
EnglishclubЯзыковая платформа для практики аудирования // URL: https:// edition.englishclub.com(дата обращения: 14.06.2016).
Simon E. F. and Fell C. P. Using Mobile Learning Resources in Foreign Language Instruction // Educause Review. June 6, 2012. // URL: http://er.educause.edu/ articles 2012/6/using-mobile-learning-resources-in-foreign-language-instruction (дата обращения: 20.05.2016).
Godwin-Jones R. Mobile apps for Language learning // Language Learning &Technology. 2011.Volume 15, Number 2, pp. 2-11. (дата обращения: 25.05.2016).
Gimaletdinova G., Khalitova L. Ways of using phraseological units in TEFL // Phraseology in multilingual society. Cambridge: Cambridge Scolars Publishing, 2014. P 184-194
DotSubЯзыковая платформа для практики аудирования // URL: https:// dotsub.com(дата обращения: 14.06.2016).
DuolingoОбразовательная языковая платформа // URL: https://ru.duolingo.com(дата обращения: 18.06.2016).
Easy tenОбразовательная языковая платформа // URL: http://www.easyten.ru/ru(дата обращения: 18.06.2016).
FacebookСоциальная сеть // URL: https://facebook.com(дата обращения: 20.06.2016).
Helgesen M. Practical English Language Teaching: Listening. New York: McGraw-Hill, 2007.
Jaggars, S. S., Edgecombe, N., Stacey, G. W. Creating an Effective Online Instructor Presence. Community College Research Center, Columbia University, 2007.
Jaggars, S. S., Edgecombe, N., Stacey, G. W. Creating an Effective Online Instructor Presence. Community College Research Center, Columbia University, 2014.
InstagramСоциальная сеть // URL: https://instagram.com(дата обращения: 20.06.2016).
Puzzle EnglishОбразовательная языковая платформа // URL: https://puzzle- english.com(дата обращения: 14.06.2016).
Sherman J. Using Authentic Video in the Language Classroom. Cambridge: Cambridge University Press, 2003. 275 p.
Kuchler Hannah. Instagram ramps up advertising business //The Financial Times.
June 26, 2015. URL: http://www.ft.com/cms/s/0/3b0eafee-1acb-11e5 a130-2e7db721f996.html#axzz440iSb9Ld (дата обращения: 14.05.2016).
Kelly Hsieh. Russia’s Smartphone Market Faces Bright Outlook as Annual Sales for 2015 Grew by 22%, Says TrendForce//Press Release. January 18, 2016.URL:http:press.trendforce.compress20160118-2273.html#lhaPJCXry OOf
Hr3Y (дата обращения: 18.02.2016).
LibriVoxДистанционная образоватлеьная платформа // URL: https:// librivox.org(дата обращения: 16.05.2016).
LinguaLeoОбразовательная языковая платформа // URL: Режим доступа: https://lingualeo.com/rudashboard(дата обращения: 16.06.2016).
Khan AcademyДистанционная образоватлеьная платформа // URL: https:// ru.khanacademy.org(дата обращения: 16.05.2016).
Open Yale CoursesДистанционная образоватлеьная платформа http:// oyc.yale.edu(дата обращения: 16.05.2016).
Moore, J. L.; Dickson-Deane, C.; Galyen, K. e-Learning, online learning, and distance learning environments: Are they the same? 14 (2), 129-135, 2011.
Moore, M. G. Background and overview of contemporary American distance education. Contemporary issues in American distance education (pp. xii-xxvi). NewYork: Pergamon Press, 1990.
K.K. MuhammadL. Naismith Kabilan, M.K., Facebook: An online environment for learning of English in institutions of higher education? Internet and Higher Education (2010), doi:10.1016/j.iheduc.2010.07.003 (дата обращения: 9.04.2016).
SkypeСоциальная сеть // URL: https://www.skype.com/ru(дата обращения: 16.06.2016).
VkontakteСоциальная сеть // URL: https://vk.com(дата обращения: 16.06.2016).
VimeoДистанционная образовательная платформа // URL: https://vimeo.com, (дата обращения: 16.05.2016).
UdacityДистанционная образовательная платформа // URL: https:// www.udacity.com(дата обращения: 16.05.2016).
UdemyДистанционная образовательная платформа // URL: https:// www.udemy.com(дата обращения: 16.05.2016).
YoutubeВидеохостинг // URL: https://youtube.com
Виноградов В.В. О языке художественной прозы. - М., 1930.
«АНА ТЕЛЕ» Языковая онлайн школа по изучению татасркого языка // URL: http://anatele.ef.com(дата обращения: 14.12.2015)
Бабин Е. Н., Редько Н. В. Социальные сети как веб-сервис в организации образовательного процесса в ВУЗе // Информационная среда вуза XXI века. - Петрозаводск: Петрозаводский государственный университет, 2011. - С. 24-27.
Брейгина М.Е., Климентенко А.Д. Контроль в обучении иностранным языкам учащихся средних профтехучилищ: Метод. Пособие. М.: Высш. Школа. — 1979 с.
Богин Г.И. Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям текстов: Автореф. дис. ... докт. филол. наук. - Л., 1984.
Бржозовская K.M.Методика обучения аудированию полемических текстов студентов старших курсов языкового педагогического вуза. Автореф. дис. . канд. пед. наук. Москва, 2003. -17 с.
Вайсбурд М.Л. Обучение пониманию иностранной речи на слух. М.: Просвещение, 1965. 78 с.
Варданян Н. А. Применение дистанционных образовательных технологий при изучении информатики с целью индивидуализации процесса обучения // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 167-169.
Гаврилова А.В. Психолого-педагогическое обоснование повышения эффективности обучения аудированию иноязычной речи // Научно-технические ведомости СПбГТУ. СПб.: СПбГПУ 10.10.2006. -Вып.4(46). - 0,25 п.л.
Гальперин П.Я., Талызина Н.Ф. Концепция поэтапного формирования умственных действий и понятий 2015-11-05
Гез Н.И. О факторах, определяющих успешность аудирования иноязычной
речи // Иностранные языки в школе. -1977. № 5. С.37
Гималетдинова ГК. Обучение английским идиомам с использованием рекламных роликов // Фразеология в многоязычной обществе. Phraseology in Multilinguial Society. Сборник статей международной Фразеологической конференции “EUROPHRAS” (19-22 августа 2013 г.). В 2-х томах. - Казань: Татарское республиканское издательство «ХЭТЕР», 2013. - Т. 1. - С. 257-264.
Горошко Е.И. Виртуальное групповое обучение (с использованием Skype технологий) как средство реформирования магистерских программ университетов // URL: http://www.textology.ru article.aspx?aId=216 (дата обращения: 3.04.2016).
Дехерт И.А. Обучение аудированию при опоре на говорение и чтение в 4 7 классах средней школы (на материале немецкого языка). Дис. .канд. пед. наук, М., 1984. - 141 с.
Давыдов Д.А., Шарафиев Р.Г. Дистанционное образование и обучение : учеб.- метод. Пособие. - Уфа: Демиург, 2005. - с. 102.
Дубина Л.В. Тенденции развития русского языка в условиях Интернет- коммуникации // Вестник ТГПУ. 2013. №2. С.177-181.
Елухина Н.В. Обучение слушанию иноязычной речи // Ино странные языки в школе. 1996. - № 5. С. 20-22.
Елухина Н.В. Преодоление основных трудностей понимания иноязычной речи на слух как условие формирования способности устно общаться // Иностранные языки в школе. 1996. - № 4. С. 2529.
Елухина Н.В. Речевые упражнения для обучения аудированию // Иностранные языки в школе. — 1971. — №4. С. 18-21.
Елухина Н.В., Мусницкая Е.В. Какими должны быть тексты для чтения и тексты для аудирования // Ино странные языки в школе. 1978. — №3. С. 28-39.
Жинкин Н.И. Механизмы речи. М.: Академия педагогических наук СССР, 1958.-370 с.
Зимняя И.А. Психологические аспекты обучению говорению на иностранном
языке. 2-е изд. -М.: Просвещение, 1985. 160 С.
Зимняя И.А. Психология слушания и говорения: Дисс. . доктора психолог, наук. -М., 1973. 160 с.
Зудова Я.В. Дидактические основы развития способностей студентов неязыкового ВУЗа к аудированию иноязычной речи. Дис. . канд. пед. наук. — Екатеринбург, 2005. — 187 с.
Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. - М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. - 432 с.
Камахина, Госсовет РТ: в республике становится меньше школ с татарским языком обучения // URL: http://www.kazan.aif.ru/society/details/86272(дата обращения: 3.12.2015).
Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. - М.: Наука, 1987. - 261 с.
Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. — М.: Издательство ЛКИ, 2010. — 264 с. — ISBN 978-5-382-01071-7.
Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. - М., 2002.
Куклев В. А. Становление системы мобильного обучения в открытом дистанционном образовании. Автореферат диссер. на соискание уч. степени докт. пед. наук. Ульяновск, 2010. - 46 с.
Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей педагогической психологии. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2003. - 536с.
Ливская Е. В. Мобильное обучение иностранному языку: теория, методология и практика применения в вузах // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. No 1. С. 187-195.
Лутовинова О.В. Лингвокультурологические характеристики виртуального дискурса. Волгоград: Перемена, 2009. 496 с.
Марченко Н.Г. Социальная сеть «Вконтакте»: лингвопрагматичский аспект.
Дис. канд. филол. наук. Ростов н/Д, 2013. - 3с.
Михина А.Э. Методика формирования стратегий аудирования у студентов неязыкового вуза: английский язык. 2009 Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования).
Книга для учителя к пособию по формированию стратегий аудирования (английский язык): пособие для преподавателя / А.Э. Михина, И.А. Дехерт. - Чита: Изд-во ЗабГГПУ, 2008. - 75 с.
Министерство образования Республики ТатарстанURL: http:// mon.tatarstan.ru/ana_tele.htm (дата обращения: 7.04.2016).
Погосян Е.Г. Использование мыслительных задач в качестве приема обучения аудированию на иностранном языке Текст. / Е.Г.Погосян, М.А.Панченко// Иностранные языки в школе. 1984. - №2. — С. 24-28.
Полат Е. С. Педагогические технологии дистанционного обучения; под ред. Е. С. Полат. — М.: Академия, 2006.
Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. Теория и практика дистанционного о бучения: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений (под ред. Полат Е.С.). - М.: Академия, 2004. - с. 71.
Роберт И.В. «Теория и методика информатизации образования»
Роберт И.В., Панюкова С.В., Кузнецова А.А., Кравцова А.Ю. Информационные и коммуникационные технологии в образовании. - М.: Дрофа, 2008. - с. 75.
Садыковой Г.В Халитовой Л.К., Гималетдиновой ГК.Learning Tatar Language Online: Does the COIL Model Fit? // The Expanding Landscape of COIL Practitioners, Networks, and Hubs: What’s Next? 7th COIL Conference, March 19-20, 2015 SUNY Global Center, New York. URL: http://coil.suny.edu/sites/ default/files/sad_gim_khal_learning_tatar_language_online.pdf
Сысоев П.В. Спорные вопросы коммуникативного контроля умений учащихся воспринимать речь на слух. // Иностранные языки в школе. 2008. - № 2. - С.
16-22.
Титова С. В., Авраменко А. П. Эволюция обучения в преподавании иностранных языков: от компьютера к смартфону // Вестник Московского университета. Серия XIX. Лингвистика и межкультурная коммуникация. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова. 2012. No 4.
В.П.Тихомирова, В.И. Солдаткина, С.Л. Лобачева., О.Г. Ковальчука, Дистанционное образование: к виртуальным средам знаний (Часть 1)// Научно-исследовательский институт дистанционного образования МЭСИ.
1999. - C 3.
Уракова Ф.К., Хачмафова З.Р. Формирование языковой личности в условиях модернизации школы: проблемы и перспективы//Вестник Адыйгеского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. Майкоп, 2012. Вып. 1(95). С. 222.
Черкашина А.И. Теоретическое обоснование структуры и содержания учебных пособий по обучению аудированию (французский язык, профессионально ориентированные тексты). Автореф. дис. . канд. пед. наук. — М., 1981.-31 С.
Фещенко А.В. Социальные сети в образовании: анализ опыта и перспективы развития // Открытое и дистанционное образование. Томск, 2011. № 3(43). С. 44-50.
Яковлева В.А. Обучение иноязычному профессионально-ориентированному аудированию на среднем этапе в условиях технического ВУЗа (на материале французского языка). Автореф. дис. . канд. пед. наук. Екатеринбург., 2003. - 17С.