Методика обогащения словарного запаса учащихся при изучении произведения Н.В. Гоголя «Петербургские повести»
|
Введение 3
Глава I. Обогащение словарного запаса учащихся как научно-методическая проблема 5
1.1. Проблема обогащения словарного запаса учащихся в трудах
отечественных ученых - методистов 5
1.2. Обогащение словарного запаса в условиях внедрения ФГОС 17
1.3. Структура работы по обогащению словарного запаса учащихся в
условиях ФГОС 26
Глава II. Лексические особенности цикла Н.В.Гоголя «Петербургские повести» 33
Глава III. Методика обогащения словарного запаса учащихся при
изучении произведения Н.В. Гоголя «Петербургские повести» 47
Заключение 57
Список литературы
Глава I. Обогащение словарного запаса учащихся как научно-методическая проблема 5
1.1. Проблема обогащения словарного запаса учащихся в трудах
отечественных ученых - методистов 5
1.2. Обогащение словарного запаса в условиях внедрения ФГОС 17
1.3. Структура работы по обогащению словарного запаса учащихся в
условиях ФГОС 26
Глава II. Лексические особенности цикла Н.В.Гоголя «Петербургские повести» 33
Глава III. Методика обогащения словарного запаса учащихся при
изучении произведения Н.В. Гоголя «Петербургские повести» 47
Заключение 57
Список литературы
Обогащение запаса слов у учащихся является одной из основных задач преподавания русского языка в V - IX классах наряду с работой по грамматике, орфографии, пунктуации и развитию устной и письменной речи.
Важность этой проблемы определяется тем, что речи школьников свойственна относительная словарная бедность. Учащиеся не владеют многими словами, служащими как для называния предметов, явлений действительности, так и для выражения отношения к высказываемой мысли.
Актуальность исследования обусловлена тем, что систематическая работа над обогащением словарного запаса учащихся при изучении художественного произведения и в контексте формирования лингвистической и лингвокультуроведческой компетенции способствует не только расширению активного и пассивного словарного запаса школьников, но и формирует личность учащегося, приобщает его к великой культуре великого народа. Именно поэтому обогащение словарного запаса школьников как один из аспектов развития речи всегда находилось в центре внимания ученых-методистов, создавших действенную систему работы над словарем школьников. Огромное значение в организации подобной работы всегда отводилось интеграции уроков русского языка и литературы.
Объектом исследования является технология обогащения словарного запаса школьников на основе изучения художественного произведения.
Предметом исследования является методика обогащения словарного запаса учащихся при изучении цикла повестей Н.В. Гоголя «Петербургские повести».
Цель исследования — разработать методические рекомендации по обогащению словарного запаса учащихся при изучении произведения «Петербургские повести» Н.В.Гоголя.
Достижение поставленной цели предполагает решение ряда следующих задач:
1. Изучить основные научно - методические работы по обогащению словарного запаса учащихся и предлагаемые виды словарно - семантических упражнений.
2. Разработать систему обогащения словарного запаса учащихся при изучении художественного произведения.
Практическая значимость заключается в возможности применения разработанной методики проведения словарно - семантической работы при изучении цикла «Петербургские повести» в школьном курсе русского языка.
Научная новизна настоящей работы заключается в решении проблемы обогащения словарного запаса и грамматического строя речи, учащихся в условиях внедрения ФГОС, а также проведения словарной работы при изучении произведения Н.В. Гоголя «Петербургские повести».
Структура научного исследования. Дипломная работа состоит из введения, трех основных глав, заключения и списка литературы. В первой главе даны теоретические основы обогащения словарного запаса учащихся. Во второй главе представлены лексические особенности произведения Н.В. Гоголя «Петербургские повести». В третьей главе представлены упражнения по обогащению словаря при изучении произведения Н.В. Гоголя «Петербургские повести».
Важность этой проблемы определяется тем, что речи школьников свойственна относительная словарная бедность. Учащиеся не владеют многими словами, служащими как для называния предметов, явлений действительности, так и для выражения отношения к высказываемой мысли.
Актуальность исследования обусловлена тем, что систематическая работа над обогащением словарного запаса учащихся при изучении художественного произведения и в контексте формирования лингвистической и лингвокультуроведческой компетенции способствует не только расширению активного и пассивного словарного запаса школьников, но и формирует личность учащегося, приобщает его к великой культуре великого народа. Именно поэтому обогащение словарного запаса школьников как один из аспектов развития речи всегда находилось в центре внимания ученых-методистов, создавших действенную систему работы над словарем школьников. Огромное значение в организации подобной работы всегда отводилось интеграции уроков русского языка и литературы.
Объектом исследования является технология обогащения словарного запаса школьников на основе изучения художественного произведения.
Предметом исследования является методика обогащения словарного запаса учащихся при изучении цикла повестей Н.В. Гоголя «Петербургские повести».
Цель исследования — разработать методические рекомендации по обогащению словарного запаса учащихся при изучении произведения «Петербургские повести» Н.В.Гоголя.
Достижение поставленной цели предполагает решение ряда следующих задач:
1. Изучить основные научно - методические работы по обогащению словарного запаса учащихся и предлагаемые виды словарно - семантических упражнений.
2. Разработать систему обогащения словарного запаса учащихся при изучении художественного произведения.
Практическая значимость заключается в возможности применения разработанной методики проведения словарно - семантической работы при изучении цикла «Петербургские повести» в школьном курсе русского языка.
Научная новизна настоящей работы заключается в решении проблемы обогащения словарного запаса и грамматического строя речи, учащихся в условиях внедрения ФГОС, а также проведения словарной работы при изучении произведения Н.В. Гоголя «Петербургские повести».
Структура научного исследования. Дипломная работа состоит из введения, трех основных глав, заключения и списка литературы. В первой главе даны теоретические основы обогащения словарного запаса учащихся. Во второй главе представлены лексические особенности произведения Н.В. Гоголя «Петербургские повести». В третьей главе представлены упражнения по обогащению словаря при изучении произведения Н.В. Гоголя «Петербургские повести».
Преподавание русского языка в современной школе ориентируется на воспитание и формирование коммуникативно - развитой личности, способной владеть правильной литературной речью, верно в речевом отношении излагать свои мысли, уметь давать оценку произведениям искусства, владеть соответствующей лексикой. Обогащение словарного запаса учащихся является одной из основных задач методики преподавания русского языка.
Проведенные исследования позволили выявить пути и средства обогащения словарного запаса
В результате проделанной работы, мы пришли к следующим выводам. Во - первых, учащиеся знают намного больше слов, чем используют их в своей речи, во - вторых, обогащение словарного запаса направлено на то, чтобы учащиеся смогли адекватно воспринимать текст через понимание не только словарных значений слов, но и их коннотаций, в - третьих, работа по развитию речи направлена не только на количественное пополнение лексики учеников, но и на его качество, в - четвертых, словарно - семантическая работа на уроках русского языка и литературы должна быть заранее продумана учителем и систематизирована, в - пятых, учитель, отбирая слова для словарной работы должен учитывать психологические и возрастные особенности учащихся, в - седьмых, работа по обогащению словарного запаса учащихся должна строиться в соответствии нормам ФГОС.
В работе нами рассматривалось произведение Н.В. Гоголя «Петербургские повести» как средство обогащения словарного запаса учащихся. Также на основе этого произведения нами были рассмотрены упражнения по развитию речи в соответствии нормам ФГОС.
Подводя итог, следует отметить, что разработанная система упражнений на материале текста «Петербургских повестей» позволяет учащимся пополнить и активизировать личный словарный запас, что должно способствовать подъему учащихся на новый уровень овладения языком.
Вопросы по обогащению словарного запаса учащихся волновали многих отечественных методистов. Ими были разработаны различные упражнения по развитию речи в соответствии с возрастными и психологическими особенностями учащихся. Главным аспектом работы по обогащению словарного запаса учащихся, они считали работу над значением (системой значений) и употреблением слова. Обогащение словаря происходит через введение в языковое сознание тематических групп слов, синонимических рядов (в том числе включающих фразеологизмы), антонимических пар, позволяющих сделать выбор необходимой единицы.
Словарная работа приветствовалась методистами практически на каждом уроке русского языка и литературы.
На современном же этапе обучения при внедрении ФГОС претерпевает изменения не только структура урока, но и подход к преподаванию в школе в целом. В приоритет выходит самостоятельная работа ученика, а не учителя. Задача учителя - помогать в освоении новых знаний и направлять учебный процесс. Здесь при обогащении словарного запаса учащихся, работа над словарём имеет большое воспитательно - образовательное значение для формирования личности ученика, его мировоззрения, для вооружения ученика навыками, необходимыми для будущей практической деятельности.
В соответствии с этим приоритетным направлением в обучении русскому языку и литературному чтению в условиях введения ФГОС в школе является развитие устной и письменной речи учащихся. Поэтому главная программная идея развития речевой деятельности ученика - дать каждому учащемуся тот положительный опыт сотрудничества с русским языком, который позволит создать у каждого школьника благоприятное отношение к русскому языку, даст ему шанс овладеть основами научных знаний о языке и основами речевой грамотности. В первую очередь необходимо заботиться о пробуждении положительного отношения к учебно-познавательной деятельности и успешном развитии речевых творческих способностей учащихся.
Проведенные исследования позволили выявить пути и средства обогащения словарного запаса
В результате проделанной работы, мы пришли к следующим выводам. Во - первых, учащиеся знают намного больше слов, чем используют их в своей речи, во - вторых, обогащение словарного запаса направлено на то, чтобы учащиеся смогли адекватно воспринимать текст через понимание не только словарных значений слов, но и их коннотаций, в - третьих, работа по развитию речи направлена не только на количественное пополнение лексики учеников, но и на его качество, в - четвертых, словарно - семантическая работа на уроках русского языка и литературы должна быть заранее продумана учителем и систематизирована, в - пятых, учитель, отбирая слова для словарной работы должен учитывать психологические и возрастные особенности учащихся, в - седьмых, работа по обогащению словарного запаса учащихся должна строиться в соответствии нормам ФГОС.
В работе нами рассматривалось произведение Н.В. Гоголя «Петербургские повести» как средство обогащения словарного запаса учащихся. Также на основе этого произведения нами были рассмотрены упражнения по развитию речи в соответствии нормам ФГОС.
Подводя итог, следует отметить, что разработанная система упражнений на материале текста «Петербургских повестей» позволяет учащимся пополнить и активизировать личный словарный запас, что должно способствовать подъему учащихся на новый уровень овладения языком.
Вопросы по обогащению словарного запаса учащихся волновали многих отечественных методистов. Ими были разработаны различные упражнения по развитию речи в соответствии с возрастными и психологическими особенностями учащихся. Главным аспектом работы по обогащению словарного запаса учащихся, они считали работу над значением (системой значений) и употреблением слова. Обогащение словаря происходит через введение в языковое сознание тематических групп слов, синонимических рядов (в том числе включающих фразеологизмы), антонимических пар, позволяющих сделать выбор необходимой единицы.
Словарная работа приветствовалась методистами практически на каждом уроке русского языка и литературы.
На современном же этапе обучения при внедрении ФГОС претерпевает изменения не только структура урока, но и подход к преподаванию в школе в целом. В приоритет выходит самостоятельная работа ученика, а не учителя. Задача учителя - помогать в освоении новых знаний и направлять учебный процесс. Здесь при обогащении словарного запаса учащихся, работа над словарём имеет большое воспитательно - образовательное значение для формирования личности ученика, его мировоззрения, для вооружения ученика навыками, необходимыми для будущей практической деятельности.
В соответствии с этим приоритетным направлением в обучении русскому языку и литературному чтению в условиях введения ФГОС в школе является развитие устной и письменной речи учащихся. Поэтому главная программная идея развития речевой деятельности ученика - дать каждому учащемуся тот положительный опыт сотрудничества с русским языком, который позволит создать у каждого школьника благоприятное отношение к русскому языку, даст ему шанс овладеть основами научных знаний о языке и основами речевой грамотности. В первую очередь необходимо заботиться о пробуждении положительного отношения к учебно-познавательной деятельности и успешном развитии речевых творческих способностей учащихся.



