ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОЙ
НАГРУЗКИ ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1. Экономическая сущность налоговой нагрузки организации 6
1.2. Методы расчета налоговой нагрузки в организации 12
1.3. Оптимизация налогообложения в целях снижения налоговой
нагрузки организации 26
2. АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗА 2013-2015
ГГ. НА ПРИМЕРЕ ООО СК «РИМЕЙК» 34
2.1. Краткая характеристика деятельности организации 34
2.2.Особенности системы налогообложения в организации 43
2.3. Оценка налоговой нагрузки организации 49
2.4. Разработка способов снижения налоговой нагрузки в
ООО СК «Римейк» 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность данной работы заключается в том, что проблемы
налогообложения заняли лидирующее место в системе финансового
менеджмента. У хозяйствующих субъектов появилась необходимость быстро
ориентироваться в оптимизации налогообложения своих доходов, стремясь
снизить налоговое бремя, компенсировать финансовые риски хозяйственной
деятельности и уменьшить неопределенность внешней бизнес-среды, поэтому
рассмотрение вопросов налогообложения особо актуально в настоящее время.
Налоги являются одной из главных статей расходов хозяйствующих субъектов и,
одновременно, основным источником доходов государственного бюджета и
внебюджетных социальных фондов. В результате правильно исчисленные и
уплаченные в больших размерах законопослушными плательщиками налоги
привели к необходимости снижения их размеров, что превратилось в
обязательное условие и приоритетную цель финансового управления
деятельностью организаций в России. Законная оптимизация налогообложения,
являясь важной частью финансового менеджмента организации, представляет
собой один из действенных механизмов повышения эффективности ее
хозяйственной деятельности, что позволяет учитывать экономические интересы
не только налогоплательщиков, но и государства. Обусловленное этим подходом
усиление функций налогового администрирования является объективным
основанием для того, чтобы налогоплательщики более ответственно подходили
к решению практических задач налогового планирования, в противном случае
штрафные санкции могут намного превысить сумму уплачиваемых налогов.
Важным фактором в развитии малого бизнеса является налоговая
политика государства. Уплачивать законно установленные налоги и сборы
обязанность каждого субъекта хозяйствования, при этом возникает
естественное стремление сэкономить, вытекающее из определения
предпринимательства. По причине этого и зачастую правовой безграмотности
между налоговыми органами и субъектами предпринимательства разгораются5
споры, которые могут пагубно отразиться на деятельности предприятия. В этих
условиях организация может функционировать успешно, только при
соблюдение правильной, грамотно спланированной налоговой политики
предприятия. Обязательным элементом этой политики является оптимизация
налогообложения призванная снизить размер налоговых отчислений.
Степень разработанности проблемы исследования. Значительный вклад в
разработку теории и практики налогообложения внесли зарубежные
исследователи: Д. Белл, М. Бернс, А. Берри, Ф. Бэкон, К. Доггарт, А. Лаффер, Э.
Родригес, А. Смит, Г. Сэнди, Р. Уайт и др.
Теоретико-методологические аспекты развития налогообложения
субъектов малого предпринимательства представлены в работах: Н.Г. Агурбаш,
В.В. Буе-ва, Е.С. Вылковой, Е.Н. Евстигнеева, В.П. Ермакова, СБ. Зангеевой,
А.Д. Иоффе, В.Ш. Каганова, М.Г. Лапусты, К.И. Оганяна, Л. П. Павловой, В.Г.
Панскова, Л. В. Поповой, Е.М. Романовой, В. Г. Садкова, Ю.Л. Старостина, А.
Чепуренко и др., использованы нормативно-правовые материалы, учебные
труды таких авторов как Б.Х. Алиев, Т.Е. Косарева, И. Н. Мысляева, А. З.
Селезнев, В.Д. Фетисов, Е.В. Чипуренко и др. , а также источники
периодической печати, Интернет-ресурсы и текущий архив ООО СК «Римейк».
Анализ степени разработанности проблемы оптимизации
налогообложения в современных условиях показывает, что, несмотря на
большое внимание отечественных и зарубежных ученых к данной проблеме,
многие ее аспекты до сих пор исследованы недостаточно.
Цель работы заключается в разработке способов снижения налоговой
нагрузки в ООО СК «Римейк».
Для достижения поставленной цели в выпускной квалификационной
работе необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретико-методологические аспекты налоговой нагрузки
организации.
2. Провести анализ налоговой нагрузки организации за 2013-2015 гг. на
примере ООО СК «Римейк».6
Объектом исследования является ООО СК «Римейк».
Предметом исследования является налоговая нагрузка организации и
способы ее снижения на примере предприятия ООО СК «Римейк».
При написании выпускной квалификационной работы были
использованы следующие методы: анализ, синтез, классификация, обобщение,
графический, коэффициентный.
Практическая значимость работы заключается в том, что предложенные
рекомендации помогут ООО СК «Римейк» снизить налоговую нагрузку.
Структура работы состоит из введения, двух разделов, объединяющих в
себе 7 параграфов, заключения и списка использованных источников.
В первом разделе представлена экономическая сущность налоговой
нагрузки, описаны методы расчета налоговой нагрузки в организации,
рассмотрены особенности оптимизации налогообложения в целях снижения
налоговой нагрузки организации.
Во втором разделе дана краткая экономическая и организационная
характеристика ООО СК «Римейк», проведена оценка уровня налоговой
нагрузки организации за 2013-2015 гг., также разработаны пути снижения
налоговой нагрузки организации ООО СК «Римейк».
Обзор теоретико-методических аспектов налоговой нагрузки показал, что
содержание налоговая нагрузка – это комплексная характеристика, которая
включает: количество налогов и других обязательных платежей; структуру
налогов; механизм взимания налогов; показатель налоговой нагрузки в
организации. Для действующей организации анализ данных о налоговой
нагрузке за прошедшие периоды служит основанием для принятия
обоснованных управленческих решений в будущем. Наличие налогового поля
организации дает возможность произвести прогноз налоговой нагрузки на
финансовый результат и денежные потоки при изменении условий
хозяйственной деятельности. Для вновь создаваемой организации расчет
налоговой нагрузки планируемой хозяйственной деятельности дает
возможность оценить ее перспективность. Организации должны рассчитывать
налоговую нагрузку, чтобы понять, насколько их деятельность и уплата налогов
привлекают внимание налоговых органов, которые могут принять решение о
проведении выездной налоговой проверки.
Определение уровня налоговой нагрузки считается
достаточно важной задачей. В процессе своей деятельности определяет для
себя ряд показателей, которые считает наиболее оптимальными с учётом
особенностей своей деятельности и иных факторов, и использует их для
определения уровня налоговой нагрузки. Полученные данные организация
изучает в течении нескольких периодов и не просто принимает к сведению, а
решает для себя вопрос о необходимости осуществления мер по налоговой
оптимизации. Уже на стадии регистрации организации с целью сокращения
налоговых отчислений и сокращения налоговых рисков следует изучить
особенности всех систем налогообложения, которые предусмотрены НК РФ, и
провести анализ последних изменений в законодательстве, выбрав именно ту
систему, которая наиболее будет подходить для организации. Налоговое
планирование или оптимизация налогообложения – комплексный процесс,57
который протекает в организации, который инициирован ее руководством,
тесно связанным с тремя категориями: налоговой нагрузкой, методами
налоговой оптимизации и налоговыми рисками. Оптимизация
налогообложения имеет свои границы, и самая основная из них – соответствие
положениям закона той местности и того промежутка времени, когда
используется налоговое планирование. Как и любая другая система,
оптимизация налогообложения основывается на определенных принципах. К
ним относят: принцип адекватности затрат, принцип юридического
соответствия, принцип конфиденциальности, принцип подконтрольности,
принцип допустимого сочетания формы и содержания, принцип нейтралитета,
принцип диверсификации и принцип автономности. Оптимизация
налогообложения должно реализовываться в направлении настройки
существующей системы налогообложения, мобилизации дополнительных
доходов за счет улучшения качества налогового администрирования,
сокращения теневой экономики, изъятия в бюджет сверхдоходов от
благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры.
Основным видом деятельности ООО СК «Римейк» является
производство отделочных работ. ООО СК «Римейк» - организация с
вертикальной структурой управления, т.е. имеет несколько уровней управления
- организация с линейно-функциональной структурой управления, т.е. имеет
несколько уровней управления. На протяжении всего рассматриваемого
периода (2013-2015 гг.) объем выручки увеличивается. С увеличением выручки
связано увеличение себестоимости, чистая прибыль также имеет тенденцию к
увеличению. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы
ООО СК «Римейк» в целом, доходность различных направлений деятельности,
окупаемости затрат и т.д.
Рентабельность собственного капитала в 2013 -2015 гг. увеличивается,
что говорит о повышении уровня доходности полученного с каждого рубля
вложенных средств. Рентабельность заемного капитала также увеличивается, т.е.
у предприятия происходит рост затрат по обслуживанию заемных средств.58
Показатель рентабельности активов также к 2015 году увеличивается, что
характеризует рост получаемой чистой прибыли от использования имущества
предприятия, это говорит о эффективном управлении активами предприятия.
ООО СК «Римейк» свою деятельность осуществляет на основании
требований нормативных документов правительства России. В пределах
утвержденных должностных обязанностей взаимодействует с
государственными предприятиями, учреждениями и общественными
организациями. Сумма налога УСН ООО СК «Римейк» в 2013 году составила
1503,9 тыс. руб.., в 2014 году - 5874,8 тыс. руб., а в 2015 году - 9827,9 тыс. руб.
Сумма налога НДФЛ ООО СК «Римейк» в 2013 году составила 4986, 2 тыс.
руб.., в 2014 году - 8470,8 тыс. руб., а в 2015 году - 12900,6 тыс. руб.
Страховые взносы ООО СК «Римейк» в 2013 году составили 11506,5 тыс. руб..,
в 2014 году 19548 тыс. руб., а в 2015 году - 29770,5 тыс. руб.
ООО СК «Римейк» применяет упрощенную систему налогообложения с
объектом «доходы уменьшенные на величину расходов». Выбор объекта был
осуществлен в момент регистрации предприятия по заявлению его учредителя.
Сумма налоговой базы при применении объекта налогообложения
«доходы, уменьшенные на величину расходов» рассчитывается как денежное
выражение доходов, уменьшенное на денежное выражение расходов.
Главной особенностью применения упрощенной системы ООО СК
«Римейк» в части исчисления налоговой базы является применение кассового
метода признания доходов и расходов.
При применении организациями и индивидуальными предпринимателями
УСН происходит не замена уплаты одного налога другим, а освобождение их от
всех соответствующих обязанностей налогоплательщика по некоторым налогам
(аналогично, как и при применении ЕНВД), например, от обязанности
представлять соответствующие декларации, вести налоговый учет по налогу на
прибыль, вести книгу продаж и книгу покупок. В изменениях уточняется, от
какого налога освобождается налогоплательщик при применении УСН (статья
346.11 НК РФ):59
- налог на прибыль организаций;
-налог на добавленную стоимость;
-налог на имущество организаций.
Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН,
не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на
таможенную территорию Российской Федерации.
Таким образом, налогоплательщики, применяющие УСН, ввозящие товары на таможенную территорию Российской Федерации, должны уплачивать
НДС при осуществлении этих операций. Такая норма введена для того, чтобы
не создавать для плательщиков налога по упрощенной системе налогообложения льготный режим налогообложения по импорту товаров. Все остальные операции при применении упрощенной системы налогообложения не подлежат обложению НДС.
1. Конституция РФ (принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 1993. 25 декабря. № 237.
2. Гражданский Кодекс Российской Федерации: федеральный закон от
18.12.2006 № 230 - ФЗ (ред. от 23.05. 2016) // Информационно -правовая
система «Эксперт-Гарант». - Версия от 2.06. 2016.
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от
31.07.1998г., № 145 - ФЗ (ред. от 23.05.2016) // Информационно -правовая
система система «Эксперт-Гарант». - Версия от 01..06. 2016.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 31.07.1998г., № 146 - ФЗ (часть первая) (ред. от 03.02.2016) // Информационно - правовая система «Эксперт-Гарант». - Версия от 01.01.2016.
5. Налоговый кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 5.08.2000г., № 117 - ФЗ (часть вторая) (ред. от 29.03.2016) // Информационно - правовая система «Эксперт-Гарант». - Версия от 29.01.2016.
6. О бухгалтерском учете [Электронный ресурс]: федеральный закон от 06.12.2011 № 402 - ФЗ // Справочно-правовая система «Гарант» (ред. от 01.06.2016 с изменениями, вступившими в силу 27.02.2016) - Режим доступа: base.garant.ru..
7. О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 29.11.2014 г. № 383 // Справочно - правовая система «КонсультантПлюс». Последнее обновление 29.03. 2016.
8. О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов [Электронный ресурс]: федеральный закон от 1.12.2014 г. № 384 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Последнее обновление 9.01. 2016.
9. О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую НК РФ и признании утратившим силу закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» [Электронный ресурс]: федеральный закон от 04.04.2016 г.
№284 - ФЗ // Справочно -правовая система «КонсультантПлюс». Последнее обновление 23.02. 2016.
10.0 внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 29.03.2016 г. №382 - ФЗ // Справочно -правовая система «КонсультантПлюс». Последнее обновление 30.11.2016.
11. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 №94н (ред. от 08.11.2010) «Об
утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово -хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению» от 31 октября 2000 г. № 94н [Электронный ресурс]: Бухгалтерия.ру - Режим доступа:
Ййр://1р1р1р.ги/р1ап-зсйе1оу/(в редакции от 08.11.2010) и действует в 2015 и 2016 году.
12. Приказ ФНС России «О внесении изменений в приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333» от 10.05.2012 №ММВ-7-2/297 [Электронный ресурс]: Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ. - Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn77/taxation/reference_work/conception_vnp/.
13. Письмо ФНС России «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 [Электронный ресурс]: Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: contact@c onsultant. ru
14. Алиев Б.Х. Налоги и налогообложение. - М.: Финансы и статистика, 2011.
- 416 с.
15. Бюджетный кодекс РФ. Последняя редакция. - М.: Юрайт-Издат, 2013. - 224 с.
16. Барташевич С.В. Налоговое бремя как правовая категория // Налоги и налогообложение. - 2014. - №6. - С. 11- 12.
17. Ведерников 0.0. Ответственность налогоплательщика // Налоговые известия. - 2011. - № 9. - С.32 - 33.
18. Вечугин В.Д. Налоговая система РФ // Финансовая газета. - 2011. - № 29.
- С.50 - 51.
19. Виговский Е.В. Налоги и налоговая практика предприятий //Аудиторские ведомости. - 2012. - № 1. - С.23 - 24.
20. Вилесова О.П. Ответственность налогоплательщика: обстоятельства,
учитываемые при ее применении // Аудиторские ведомости. - 2011. - № 7. -
С.34 - 35.
21. Вильчур Н.Р. Налоговый учет организаций // Бухгалтерский учет. - 2014.
- № 21. - С.49 - 50.
22. Гордеева О.В. Дополнительная налоговая нагрузка // Налоги. - 2013. - №2.
- С.55 - 56.
23. Гринкевич Л. С. Государственные и муниципальные финансы России. - М.: КНОРУС, 2011. - 560 с.
24. Гусева Т.А. Оптимизация налогообложения // Финансы. - 2011. - № 12.
- С. 33 - 34.
25. Дубинина И. Реформирование бюджетной классификации Российской
Федерации // Финансы. - 2013. - № 12. - С.11 - 12.
26. Качур О.В. Некоторые аспекты налоговой политики // Экономический анализ: теория и практика. - 2012. - № 2. - С. 27 - 28.
27. Колесень Е.В. Взаимосвязь процесса налоговой оптимизации с уровнем налоговой нагрузки и налоговыми рисками // Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации. - 2012. - №9. - С.8 - 9.
28. Короткова Л.А. Региональные налоги: характеристика и способы взимания // Аудиторские ведомости. - 2011. - №11. - С.7 - 8.
29. Косарева Т.Е. Налогообложение физических и юридических лиц. - М.: Бизнес-пресса. 2011. - 240 с.
30. Крылов ГЗ. Некоторые вопросы совершенствования бюджетного кодекса // Финансы. - 2013. - № 7. - С. 21 - 22.
31. Литвинова А. Как считают и планируют налоговую нагрузку // Практическое налоговое планирование. - 2011. - № 2. - С.4 -5.
32. Мешалкин В. Федеральные налоги РФ // Экономико -правовой бюллетень.
- 2012. - №10. - С.14 - 15.
33. Мысляева И. Н. Государственные и муниципальные финансы. - М.:
Инфра-М, 2015. - 360 с.
34. Налоги и налогообложение. Учебник / под ред. Г.Б. Поляка. - М.: Юрайт,
2012. - 190 с.
35. Налогообложение организаций и физических лиц: Учебное пособие / Т.Е. Косарева и др. - 8-e изд., испр. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 344 с.
36. Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. - 7 изд., испр. и доп. - М.: Дашков и К, 2011. - 308 с.
37. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. - М.: Книжный мир, 2013. - 458 с.
38. Петров А. В. Совершенствование исполнения бюджета в системе казначейства // Актуальные проблемы рыночной экономики. - 2011. - №3. - С. 54 - 55.
39. Романовский М.В. Налоги и налогообложение. - СПб.: Питер, 2011. - 456 с.
40. Селезнев А. З. Бюджетная система Российской Федерации. - М.: Магистр,
2012. - 383 с.
41. Стратегия реформирования экономики России (аналитический доклад института экономики РАН // Вопросы экономики. - 2013. - №3. - С.6 - 7.
42. Федоров В.А. Бюджетный процесс в России: этапы становления, перспективы развития, роль органов Федерального казначейства. - СПб.: Питер,
2013. - 345 с.
43. Фетисов В.Д. Бюджетная система Российской Федерации: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 128 с.
44. Хурсевич С.Н. Бюджетная политика: учет реальности // Финансы. - 2011.
- №1. - С. 20 - 21.
45. Черник Д.Г Налоги и налогообложение. - М.: МЦФЭР, 2013. - 528 с.
46. Чернушко А.В. Налоги и налогообложение. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 228 с.
47. Чипуренко Е.В. Налоговая нагрузка предприятия: анализ, расчет, управление. - М.: Налоговый вестник, 2015. - 322 с.
48. Шальнева М.С. Оптимизация налоговой нагрузки малых предприятий // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. - 2011. - №5. - С.18 - 19.
49. Александров И.М. Налоги и налогообложение (электронный ресурс) Учебник / Дашков и К, 2011 год, 228 с. - Режим доступа: http://www. bibliorossica.com/book.html?search_querycurrBookId=7673&ln=ru.
50. Савелич К.К,. Налогообложение малого предприятия (электронный ресурс) Учебник / Дашков и К, 2014 год, 532с. - Режим доступа: http://www. bibliorossica.com/book.html?search_querycurrBookId=7673&ln=ru.
51. Янжул И.И. Налогообложение (электронный ресурс) Учебное пособие / Лань, 2013 год, 566 с. - Режим доступа: http://www. bibliorossica. com/book.html?search_querycurrBookId=7673&ln=r