Совершенствование организации бухгалтерского учета и электронного документооборота в экономических субъектах на примере ООО «ПанРайт»
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТООБОРОТА В ЭКОНОМИЧЕСКИХ СУБЪЕКТАХ 6
1.1. Основные элементы организации бухгалтерского учета 6
1.2. Документооборот в бухгалтерском учете организации 15
1.3. Понятие электронного документооборота и сфера его применения в учете 24
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТООБОРОТА В ООО «ПАНРАЙТ» 37
2.1. Характеристика организации бухгалтерского учета и документооборота
в организации 37
2.2. Характеристика электронного взаимодействия организации с внешними
контрагентами 49
2.3. Совершенствование организации бухгалтерского учета и электронного
документооборота 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 85
ПРИЛОЖЕНИЯ 90
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТООБОРОТА В ЭКОНОМИЧЕСКИХ СУБЪЕКТАХ 6
1.1. Основные элементы организации бухгалтерского учета 6
1.2. Документооборот в бухгалтерском учете организации 15
1.3. Понятие электронного документооборота и сфера его применения в учете 24
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТООБОРОТА В ООО «ПАНРАЙТ» 37
2.1. Характеристика организации бухгалтерского учета и документооборота
в организации 37
2.2. Характеристика электронного взаимодействия организации с внешними
контрагентами 49
2.3. Совершенствование организации бухгалтерского учета и электронного
документооборота 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 85
ПРИЛОЖЕНИЯ 90
Выпускная квалификационная работа написана по теме: «Совершенствование организации бухгалтерского учета и электронного документооборота в экономических субъектах».
Бухгалтерский учет является неотъемлемой частью хозяйственной деятельности большинства экономических субъектов. Эффективность ведения бухгалтерского учета находится в прямой зависимости от того, насколько профессионально он организован. Грамотная организация бухгалтерского учета играет в деятельности организации важную роль, так как именно от нее зависят эффективность последующей учетной работы, полезность и качество получаемой бухгалтерской информации и применяемые на ее основе управленческие решения. Основными слагаемыми организации бухгалтерского учета являются документооборот, форма бухгалтерского учета, план счетов бухгалтерского учета, способы обработки учетной информации,
инвентаризация и т.п. От того насколько целесообразно поставлен тот или иной элемент, насколько полно он описан и закреплен во внутренних документах зависит вся последующая хозяйственная деятельность организации.
Осуществляя свою деятельность, организации вступают в межкорпоративные взаимоотношения, основанные на совершении определенных фактов хозяйственной жизни и создании на их основе бухгалтерских документов. Оперативность создания, обработки и принятия к учету первичных документов определяет бухгалтерский документооборот, который является обязательной составляющей системы управления организацией и имеет важное значение в системе организации бухгалтерского учета. Правильная организация документооборота оказывает влияние на эффективность и надежность функционирования экономического субъекта в целом. Одним из способов повышения производительности и результативности труда, а также сокращения затрат, связанных с движением документов является внедрение электронного документооборота.
Актуальность темы продиктована тем, что в условиях развития рыночных отношений и экономической конкуренции, а также в целях улучшения качества ведения бухгалтерского учета повышается необходимость совершенствования организации бухгалтерского учета, в частности организации движения бухгалтерских документов. В связи с этим представляется необходимым провести более подробное рассмотрение методических основ к изучению организации бухгалтерского учета и электронного документооборота.
Теоретическое исследование по теме выпускной квалификационной работы позволило установить, что многими отечественными и зарубежными учеными-экономистами был внесен вклад в разработку вопросов организации бухгалтерского учета и определены пути ее повышения. Следует отметить таких отечественных ученых, как Г.М. Бабунина, В.М. Богаченко, В.Г. Гетьман, Н.А. Кириллова, С.Н. Поленова, Ю.И. Сигидов, А.И. Трубилин и др.
Среди зарубежных ученых, работы которых освещают вопросы организации первичного учета, следует отметить X. Андерсона, М.Ф. Ван Бреда, Д. Колдуэлла, С. Майерса, Б. Нидлза , Ж. Ришара, Р.Н. Холта и др.
Фундаментальными научными исследованиями по документообороту являются работы Н.Н, Анодина, А.А. Белова, А.В. Жеребенковой, И.К. Корнеева, А.В. Кудряевой. Основные аспекты электронного документооборота рассматриваются в изданиях и статьях В.И. Брестова, В.Г. Домнича, С. Дубровина, А.М. Карминского, Г.Ю. Максимовича, С.С. Малофеева и др.
По достоинству оценивая научный вклад вышеперечисленных ученых, следует отметить, что на данный момент не достаточно проработанными остаются вопросы организации электронного документооборота.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию организации бухгалтерского учета и электронного документооборота, направленных на повышение эффективности деятельности экономического субъекта.
Реализация поставленной цели исследования обусловила определение и необходимость решения следующих задач:
- изучить основные элементы организации бухгалтерского учета;
- изучить основные этапы документооборота в бухгалтерском учете;
- определить сущность электронного документооборота и сферу его применения в бухгалтерском учете;
- исследовать организацию бухгалтерского учета и систему электронного документооборота на примере ООО «ПанРайт» и разработать и предложить рекомендации по их совершенствованию.
Предметом исследования является комплекс теоретических и практических вопросов, связанных с организацией бухгалтерского учета и электронного документооборота и их совершенствованием.
Объектом исследования было избрано общество с ограниченной ответственностью «ПанРайт».
Теоретической и методологической основой написания работы является применение принципов и методов теоретического исследования, изучение, анализ и обобщение трудов ученых, законодательных и нормативных актов Российской Федерации, материалов научных конференций, статей и исследований. Были применены методы интервьюирования руководителя и персонала организации, теоретический анализ и обобщение полученного материала.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в разработке рекомендаций по совершенствованию организации первичного учета и электронного документооборота в организации. Результаты работы могут быть использованы как в учебных целях, так и представлять практический интерес для экономического субъекта при совершенствовании организации бухгалтерского учета и электронного документооборота.
Бухгалтерский учет является неотъемлемой частью хозяйственной деятельности большинства экономических субъектов. Эффективность ведения бухгалтерского учета находится в прямой зависимости от того, насколько профессионально он организован. Грамотная организация бухгалтерского учета играет в деятельности организации важную роль, так как именно от нее зависят эффективность последующей учетной работы, полезность и качество получаемой бухгалтерской информации и применяемые на ее основе управленческие решения. Основными слагаемыми организации бухгалтерского учета являются документооборот, форма бухгалтерского учета, план счетов бухгалтерского учета, способы обработки учетной информации,
инвентаризация и т.п. От того насколько целесообразно поставлен тот или иной элемент, насколько полно он описан и закреплен во внутренних документах зависит вся последующая хозяйственная деятельность организации.
Осуществляя свою деятельность, организации вступают в межкорпоративные взаимоотношения, основанные на совершении определенных фактов хозяйственной жизни и создании на их основе бухгалтерских документов. Оперативность создания, обработки и принятия к учету первичных документов определяет бухгалтерский документооборот, который является обязательной составляющей системы управления организацией и имеет важное значение в системе организации бухгалтерского учета. Правильная организация документооборота оказывает влияние на эффективность и надежность функционирования экономического субъекта в целом. Одним из способов повышения производительности и результативности труда, а также сокращения затрат, связанных с движением документов является внедрение электронного документооборота.
Актуальность темы продиктована тем, что в условиях развития рыночных отношений и экономической конкуренции, а также в целях улучшения качества ведения бухгалтерского учета повышается необходимость совершенствования организации бухгалтерского учета, в частности организации движения бухгалтерских документов. В связи с этим представляется необходимым провести более подробное рассмотрение методических основ к изучению организации бухгалтерского учета и электронного документооборота.
Теоретическое исследование по теме выпускной квалификационной работы позволило установить, что многими отечественными и зарубежными учеными-экономистами был внесен вклад в разработку вопросов организации бухгалтерского учета и определены пути ее повышения. Следует отметить таких отечественных ученых, как Г.М. Бабунина, В.М. Богаченко, В.Г. Гетьман, Н.А. Кириллова, С.Н. Поленова, Ю.И. Сигидов, А.И. Трубилин и др.
Среди зарубежных ученых, работы которых освещают вопросы организации первичного учета, следует отметить X. Андерсона, М.Ф. Ван Бреда, Д. Колдуэлла, С. Майерса, Б. Нидлза , Ж. Ришара, Р.Н. Холта и др.
Фундаментальными научными исследованиями по документообороту являются работы Н.Н, Анодина, А.А. Белова, А.В. Жеребенковой, И.К. Корнеева, А.В. Кудряевой. Основные аспекты электронного документооборота рассматриваются в изданиях и статьях В.И. Брестова, В.Г. Домнича, С. Дубровина, А.М. Карминского, Г.Ю. Максимовича, С.С. Малофеева и др.
По достоинству оценивая научный вклад вышеперечисленных ученых, следует отметить, что на данный момент не достаточно проработанными остаются вопросы организации электронного документооборота.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию организации бухгалтерского учета и электронного документооборота, направленных на повышение эффективности деятельности экономического субъекта.
Реализация поставленной цели исследования обусловила определение и необходимость решения следующих задач:
- изучить основные элементы организации бухгалтерского учета;
- изучить основные этапы документооборота в бухгалтерском учете;
- определить сущность электронного документооборота и сферу его применения в бухгалтерском учете;
- исследовать организацию бухгалтерского учета и систему электронного документооборота на примере ООО «ПанРайт» и разработать и предложить рекомендации по их совершенствованию.
Предметом исследования является комплекс теоретических и практических вопросов, связанных с организацией бухгалтерского учета и электронного документооборота и их совершенствованием.
Объектом исследования было избрано общество с ограниченной ответственностью «ПанРайт».
Теоретической и методологической основой написания работы является применение принципов и методов теоретического исследования, изучение, анализ и обобщение трудов ученых, законодательных и нормативных актов Российской Федерации, материалов научных конференций, статей и исследований. Были применены методы интервьюирования руководителя и персонала организации, теоретический анализ и обобщение полученного материала.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в разработке рекомендаций по совершенствованию организации первичного учета и электронного документооборота в организации. Результаты работы могут быть использованы как в учебных целях, так и представлять практический интерес для экономического субъекта при совершенствовании организации бухгалтерского учета и электронного документооборота.
Бухгалтерский учет является важнейшим показателем экономической политики организации и наиболее полно отражает картину её имущественного и финансового состояния. В современных условиях невозможно эффективно управлять бизнесом без актуальной и достоверной информации, которую обеспечивает четко построенная система бухгалтерского учета. Грамотно организованный бухгалтерский учет, его формальное закрепление определяет всю последующую работу учетного персонала и всей организации в целом. В связи с этим организациям необходимо как можно более полно и правильно отразить в учетной политике организационные и методические аспекты, формирующие систему постановки первичного учета.
Одним из элементов организации бухгалтерского учета является принятый порядок документооборота в организации. Правильная организация документооборота оказывает влияние на эффективность, надежность и экономичность функционирования экономического субъекта в целом. Одним из способов совершенствования организации бухгалтерского учета является внедрение системы электронного документооборота. СЭД позволяют оптимизировать процесс движения первичных документов в бухгалтерском учете, работу бухгалтерии, улучшая тем самым организацию первичного в целом.
Вопрос о внедрении в субъектах малого, среднего и крупного бизнеса электронного документооборота встал в настоящее время как никогда остро. Такой вид документооборота становится неотъемлемой частью и необходимым условием эффективного развития бизнеса. Таким образом, актуальность темы, которой была посвящена выпускная квалификационная работа обусловлена самим процессом развития общества, экономическими и социальными условиями, сложившимися в настоящее время. Совершенствование организации бухгалтерского учета и электронного документооборота в целях
оптимизации и рационального построения системы учета для определенной организации становится весьма важной и актуальной задачей.
В ходе написания работы были изучены теоретические аспекты организации бухгалтерского учета и электронного документооборота, а именно:
- Изучение основных элементов организации бухгалтерского учета;
- Исследование документооборота в бухгалтерском учете организации;
- Определение понятия электронного документооборота и сферы его применения в учете.
В результате исследования ООО «ПанРайт» были выявлены следующие элементы, на которые впоследствии было обращено внимание:
- Отсутствие формально разработанной и утвержденной учетной политики организации, включая всех обязательных приложений к ней;
- Осуществление двойной работы по вводу данных из электронных платежных документов из системы «iBank2» в «1С:Бухгалтерия 8.3» ;
- Использование услуг и отправка электронной бухгалтерской и налоговой отчетности через уполномоченного представителя;
В завершении работы для анализируемой организации были сформулированы и разработаны следующие рекомендации:
а) Разработана учетная политика в соответствии с особенностями хозяйственной деятельности исследуемой организации, включая:
1) Рабочий план счетов бухгалтерского учета;
2) Формы первичных документов;
3) Формы регистров бухгалтерского учета;
4) График документооборота;
5) Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств;
6) Порядок организации и осуществления внутреннего контроля.
Разработанная учетная политика позволит не только формально соблюсти нормы законодательства, но и утвердить правила, по которым в организации ведется бухгалтерский учет и отчетность и порядок его организации.
б) Описана и предложена настройка импорта банковских выписок в программу из системы «iBank2» в программу «1С» и формирование на их основе платежных поручений. Это не только сократит затраты предприятия, но и сократит время, затрачиваемое на прием и регистрацию документов главным бухгалтером.
Как альтернатива данному предложению был описан вариант настройки в используемой конфигурации «1С» функции прямого обмена с банком по технологии «DirectBank».
в) Предложено использование встроенного в программу функционала представления отчетности через интернет «1С-отчетность». При введении данного варианта в практику ООО «ПанРайт» сократит затраты по отправке электронной отчетности, а именно: больше не потребуется оплачивать услуги уполномоченного представителя, сократятся расходы организации на ГСМ (бензин), затраты по обслуживанию USB-носителя, на котором отчетность предоставлялась представителю.
г) На будущее ООО «ПанРайт» было рекомендовано рассмотреть вариант перехода на внешний и внутренний электронный документооборот с помощью системы «Диадок».
ООО «ПанРайт» рекомендуется использовать все вышеперечисленные рекомендации и использовать их на практике при осуществлении дальнейшей финансово-хозяйственной деятельности.
Одним из элементов организации бухгалтерского учета является принятый порядок документооборота в организации. Правильная организация документооборота оказывает влияние на эффективность, надежность и экономичность функционирования экономического субъекта в целом. Одним из способов совершенствования организации бухгалтерского учета является внедрение системы электронного документооборота. СЭД позволяют оптимизировать процесс движения первичных документов в бухгалтерском учете, работу бухгалтерии, улучшая тем самым организацию первичного в целом.
Вопрос о внедрении в субъектах малого, среднего и крупного бизнеса электронного документооборота встал в настоящее время как никогда остро. Такой вид документооборота становится неотъемлемой частью и необходимым условием эффективного развития бизнеса. Таким образом, актуальность темы, которой была посвящена выпускная квалификационная работа обусловлена самим процессом развития общества, экономическими и социальными условиями, сложившимися в настоящее время. Совершенствование организации бухгалтерского учета и электронного документооборота в целях
оптимизации и рационального построения системы учета для определенной организации становится весьма важной и актуальной задачей.
В ходе написания работы были изучены теоретические аспекты организации бухгалтерского учета и электронного документооборота, а именно:
- Изучение основных элементов организации бухгалтерского учета;
- Исследование документооборота в бухгалтерском учете организации;
- Определение понятия электронного документооборота и сферы его применения в учете.
В результате исследования ООО «ПанРайт» были выявлены следующие элементы, на которые впоследствии было обращено внимание:
- Отсутствие формально разработанной и утвержденной учетной политики организации, включая всех обязательных приложений к ней;
- Осуществление двойной работы по вводу данных из электронных платежных документов из системы «iBank2» в «1С:Бухгалтерия 8.3» ;
- Использование услуг и отправка электронной бухгалтерской и налоговой отчетности через уполномоченного представителя;
В завершении работы для анализируемой организации были сформулированы и разработаны следующие рекомендации:
а) Разработана учетная политика в соответствии с особенностями хозяйственной деятельности исследуемой организации, включая:
1) Рабочий план счетов бухгалтерского учета;
2) Формы первичных документов;
3) Формы регистров бухгалтерского учета;
4) График документооборота;
5) Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств;
6) Порядок организации и осуществления внутреннего контроля.
Разработанная учетная политика позволит не только формально соблюсти нормы законодательства, но и утвердить правила, по которым в организации ведется бухгалтерский учет и отчетность и порядок его организации.
б) Описана и предложена настройка импорта банковских выписок в программу из системы «iBank2» в программу «1С» и формирование на их основе платежных поручений. Это не только сократит затраты предприятия, но и сократит время, затрачиваемое на прием и регистрацию документов главным бухгалтером.
Как альтернатива данному предложению был описан вариант настройки в используемой конфигурации «1С» функции прямого обмена с банком по технологии «DirectBank».
в) Предложено использование встроенного в программу функционала представления отчетности через интернет «1С-отчетность». При введении данного варианта в практику ООО «ПанРайт» сократит затраты по отправке электронной отчетности, а именно: больше не потребуется оплачивать услуги уполномоченного представителя, сократятся расходы организации на ГСМ (бензин), затраты по обслуживанию USB-носителя, на котором отчетность предоставлялась представителю.
г) На будущее ООО «ПанРайт» было рекомендовано рассмотреть вариант перехода на внешний и внутренний электронный документооборот с помощью системы «Диадок».
ООО «ПанРайт» рекомендуется использовать все вышеперечисленные рекомендации и использовать их на практике при осуществлении дальнейшей финансово-хозяйственной деятельности.



