ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО
БАНКОВСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ (ДБО) КАК СПОСОБА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ БАНКОВСКИХ УСЛУГ КЛИЕНТУ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА 6
1.1. Сущность и востребованность технологий дистанционного банковского
обслуживания в современных условиях 6
1.2. Виды дистанционного банковского обслуживания клиентов 15
1.3. Состояние российского рынка дистанционного обслуживания клиентов
банка 24
2. МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ДИСТАНЦИОННОГО БАНКОВСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КЛИЕНТОВ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ПАО «АК БАРС» БАНК 31
2.1. Краткая характеристика и показатели деятельности ПАО «АК БАРС» БАНК 31
2.2 Система организации дистанционного банковского обслуживания клиентов в исследуемой кредитной организации 40
2.3. Направления развития удаленного взаимодействия банка с клиентами 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 75
Проблемы взаимоотношений коммерческих банков с клиентами в настоящее время приобретают все большую актуальность, поскольку рыночная экономика - это экономика договорных отношений между равноправными и равноответственными партнерами. Отношения между банком и клиентом, их связь друг с другом являются отношениями двух субъектов, которые выступают, во-первых, как обеспечивающие имущественную ответственность друг перед другом, во-вторых, как субъекты, проявляющие взаимный экономический интерес.
Взаимоотношения коммерческого банка с клиентами осуществляются посредством реализации банковских услуг. Необходимо повышать эффективность действий, направленных на удержание уже сформированной клиентской базы за счет предложения потребителям желаемых услуг и предвосхищения их требований по будущему обслуживанию. Клиент не должен быть забыт при введении новых льгот и скидок или при распределении праздничных подарков. Ослабление внимания к клиенту грозит его потерей. А потеря крупного клиента опасна вдвойне, поскольку это не только финансовые потери, но и угроза бизнесу. Следовательно, особого внимания требуют взаимоотношения по поводу удовлетворения реальных запросов потребителей банковских услуг, то есть клиентской базы коммерческого банка.
Клиент для кредитной, как и для любой другой организации, ориентированной на потребителя, имеет важнейшее значение. Привлечь клиента - вот основная задача всех служб банка. В этой связи особенно важным представляется поиск более совершенных форм взаимоотношений коммерческих банков с клиентами, создания системы оценки клиентоориентированности и конкурентной среды банковского сектора. Это, в свою очередь, обеспечит поддержание его стабильного функционирования, а на уровне коммерческих банков и клиентов - измерение их конкурентных позиций и имиджа в клиентской среде, определение степени надежности. Именно изложенные выше задачи банков определяют актуальность темы исследования в рамках расширения взаимодействия банка и его клиентов с использованием дистанционного обслуживания клиентов.
Объектом исследования в данной работе является ПАО «АК БАРС» БАНК.
Предмет исследования - дистанционное банковское обслуживание клиентов.
Целью данной работы является разработка рекомендаций по развитию удаленного взаимодействия банка с клиентами.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
- раскрыть сущность и востребованность технологий дистанционного банковского обслуживания клиентов в современных условиях»;
- рассмотреть виды дистанционного обслуживания клиентов банка;
- ознакомиться с состоянием российского рынка ДБО;
- проанализировать деятельность ПАО «АК БАРС» БАНК на пути развития дистанционного банковского обслуживания, изучить методы и средства, применяемые исследуемой кредитной организацией для расширения форматов взаимодействия банка с клиентами основываясь на использовании современных коммуникационных технологий.
Теоретической основой послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых, таких как Коробова Г.Г., Садвакасов К.К., Тавасиев А.М., Лаврушин О.И., Семенюта О.Г., Усоскин В.М., Жуков Е.Ф. , Долан Э.Д., Коттер Р., посвященные деятельности банков. Среди российских экономистов, внесших значительный вклад в развитие и повышение эффективности инновационной деятельности российских кредитных организаций в рамках расширения форматов взаимодействия с клиентами, можно отметить Жукова Е., Ковалева А., Колесникова В., Кроливецкую JL, Лаврушина О., Молчанова А., Панову Г., Черненко В., Уланова В., Усоскина В., и др. Из зарубежных исследователей следует выделить Гилла Э., Гудмана Дж., Дюранда Д., Коттера Р., Рида Э., Роуза П., Смита Р., Керне К., и др.
Информационной базой послужили: учебная и научная литература, рекламные данные о механизмах деятельности банков на рынке ДБО, а также аналитические материалы о деятельности банков. В работе были использованы нормативные, законодательные документы, регулирующие деятельность банка, данные финансовой отчетности исследуемого кредитного учреждения. В связи с тем, что информация является закрытой, некоторые значения были смоделированы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложений.
В первой главе раскрываются теоретические аспекты использования дистанционного банковского обслуживания (далее ДБО) как способа предоставления банковских услуг клиенту.
Во второй главе исследуются методы и средства дистанционного банковского обслуживания клиентов, предлагаемые ПАО «АК БАРС» БАНК клиентам, технологии, расширяющие формат обслуживания клиентов, анализируется востребованность инновационных предложений банка. Также данная глава представляет направления развития удаленного взаимодействия банка с клиентами на базе информационно-технологической системы GRM.
Практическая значимость работы заключается в возможности применения выявленных направлений развития дистанционного банковского обслуживания при планировании мероприятий по повышению эффективности инновационной деятельности банка в рамках расширения форматов взаимодействия с клиентами.
Целью настоящей дипломной работы была разработка направлений развития удаленного взаимодействия банка с клиентами для расширения форматов взаимодействия.
Для решения поставленной цели в данной работе рассмотрены теоретические аспекты использования дистанционного банковского обслуживания (ДБО) как способа предоставления банковских услуг клиенту коммерческого банка: сущность и востребованность технологий ДБО в современных условиях, их виды, а также состояние развития российского ранка удаленного обслуживания клиентов. Далее представлен объект исследования - ПАО «АК БАРС» БАНК - и дана краткая характеристика и показатели его деятельности, проведен анализ системы дистанционного банковского обслуживания в исследуемой кредитной организации, его методов и средств.
В условиях конкурентной борьбы процессы глобализации в финансово-банковском секторе закономерно отражаются на стратегии расширения линейки банковских услуг в виртуальной сфере, оказания трансграничного сервиса, что ставит ряд новых вопросов для участников национального банковского рынка. Исходя из задачи максимально быстрой интеграции с мировым экономическим сообществом, отечественная банковская система ориентируется на Интернет-технологии, успешно применяемые в банковской сфере развитых стран, которые максимально ориентированы на клиента
Исследуемый Банк перевел в Интернет множество небольших платежей, разгрузив свои операционные офисы. Это одна из важных задач, которую способна решать система электронных банковских услуг, которая из простой информационной услуги для узкой группы клиентов превратилась в реально работающий инструмент по совершению разнообразных операций «онлайн» на основе инновационных технологий.
Благодаря возможностям Online услуг для корпоративных клиентов рушатся границы, преодолеваются любые расстояния между клиентами и ПАО «АК БАРС» БАНК, который разработал услуги специально для тех, кто идет по жизни активно, ценит комфорт и современный уровень сервиса. С помощью систем и услуг - «Интернет/Клиент-банк», «Телефон-клиент», «Электронная выписка по счету» и «СМС-инфо» корпоративные клиенты Банка могут осуществлять банковские операции по счетам, контролировать их состояние через интернет и телефон в любое время и в любом удобном для себя месте.
В рамках дистанционного обслуживания частных клиентов Банк предлагает услуги в системе «АК БАРС Online», «SMS-Банкинг», а также достаточно новые направления сервис EasyFinance, Информационные киоски (Инфокиоск), мобильное приложение «Мобильный кошелек bankOK»
ПАО «АК БАРС» БАНК активно расширяет базу получателей платежей. IT-технологии сегодня позволяют эффективно управлять развитием розничного бизнеса, которое подразумевает под собой работу на больших территориях и с большим объемом информации.
Динамика количества оказанных услуг дистанционного банковского обслуживания ПАО «АК БАРС» БАНК имеет тенденцию повышения. Банк активно расширяет базу получателей платежей. Установка системы к действующему расчетному счету в течение анализируемого периода динамично развивается. Услуга SMS-Банкинг предоставляется на платной основе согласно тарифам и объему функциональных возможностей держателям банковских платежных карточек позволяет зарегистрированным пользователям с помощью мобильного телефона управлять своим карт-счетом, получать информацию об остатке средств и совершать широкий спектр операций, о чем свидетельствует динамичный рост данной услуги. Банк активно расширяет базу получателей платежей, о чем свидетельствует интенсивный рост установки системы на расчетное обслуживание «Интернет-Холдинг» корпоративным клиентам. Подключение к дополнительной системе безопасности «eToken PASS» в системе дистанционного банковского обслуживания для юридических лиц позволил ПАО «АК БАРС» БАНК нарастить количество транзакций с 3594 шт. в 2013 году до 4219 шт. в 2015 году. Доступность услуг дистанционного банковского обслуживания ПАО «АК БАРС» БАНК для физических лиц к системе «Телефон-клиент» интенсивно растет, о чем свидетельствует количество подключений дистанционного доступа физических лиц с 1853 шт. в 2013 году до 2302 шт. в 2015 году.
Структура количества оказанных услуг системы «SMS-Банкинг» показывает, что услуга по подключению к системе SMS-информирование занимает наибольший удельный вес в общей структуре количества оказанных услуг системы «SMS-Банкинг» ПАО «АК БАРС» БАНК, что связано с ростом услуг по операциям, совершенным по пластиковым картам в режиме реального времени.
Одним из приоритетных и инновационных направлений деятельности ПАО «АК БАРС» БАНК является увеличение эмиссии банковских карт и их обслуживание. Банк уделяет постоянное внимание увеличению объема продаж банковских карт, развитию инфраструктуры их обслуживания и внедрению дополнительных возможностей для клиентов. В 2015 году количество карт банка в обращении возросло на 63914 карт и на начало 2014 года составило 389576 шт., темп роста при этом увеличился на 119% по отношению к 2014 году.
ПАО «АК БАРС» БАНК осуществляет активную деятельность по развитию инвестиционно-банковского направления. Динамика доходов по развитию инвестиционно-банковского направления к концу анализируемого периода имеет тенденцию увеличения.
Однако имеющиеся в наличии ПАО «АК БАРС» БАНК IT-решения не позволяют реализовать все запланированные стратегические цели развития. Проблемная ситуация заключается в следующем:
- информация попадает исполнителю не своевременно (с задержками);
- исполнитель не имеет возможности оперативно отслеживать поступающую для него информацию (задания);
- поиск информации о клиенте требует большого количества времени;
- выяснение информации о текущем состоянии сделки с клиентом, как со стороны исполнителя, так и со стороны его руководителя требует существенных затрат времени;
- для получения информации о текущем состоянии сделок по всем клиентам с целью прогнозирования требуются большие временные затраты;
- высокие затраты времени на работу с
неинтересными/бесперспективными клиентами.
С целью решения проблемной ситуации в ПАО «АК БАРС» БАНК и повышения эффективности инновационной деятельности в рамках расширения форматов взаимодействия с клиентами рекомендуется внедрение CRM- системы.
С помощью рекомендуемой системы ПАО «АК БАРС» БАНК сможет осуществлять полный цикл обслуживания каждого клиента - от его первого обращения до выполнения операций по его счетам. Процессы работы с клиентами станет более прозрачными, управляемыми и эффективными.
Качественный эффект от внедрения CRM-системы в ПАО «АК БАРС» БАНК: увеличение «вторичных» продаж, удержание текущих клиентов, повышение их лояльности; возможность упорядочить клиентскую базу, исключить из нее дубли, сделать ее пригодной для анализа, повысить контроль руководства компании за продажами; возможность контролировать менеджеров и не потерять часть клиентской базы при увольнении кого-либо из них.
Успешно внедренная CRM-система позволит ПАО «АК БАРС» БАНК: собрать информацию о каждом клиенте; определить целевых клиентов; разработать персональный пакет продуктов и услуг для каждого клиента; увеличить эффективность работы сотрудников; обеспечить более оперативные действия по ответам на запросы клиентов; своевременно реагировать на изменения конъюнктуры рынка. расширенное взаимодействие ПАО «АК БАРС» БАНК с клиентами предполагает решение проблем управления инновациями в банке, для чего необходимо обладать единой информационной системой, способной охватывать все бизнес-процессы банка и управлять данными в режиме реального времени.
Таким образом, использование инновационных технологий в банковском бизнесе - это основной конкурентный фактор в быстроменяющихся условиях глобального информационного общества, которое способствует повышению лояльности со стороны клиентов и повышению эффективности инновационной деятельности в рамках расширения форматов взаимодействия с клиентами.
1. О Центральном банке Российской Федерации (Банка России): федеральный закон от 27.07.2002 №86 - ФЗ в ред. от 30.12.2008 № 317 - ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации (далее СЗ РФ). - 2002. - № 28. - Ст. 2790; СЗ РФ. - 2009. - №1. - Ст. 25.
2. О банках и банковской деятельности: федеральный закон от 02.12.1990 г. № 395-1 в ред. от 30.12.2008 г. № 315-ФЗ // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. - 1990. - № 6. - Ст. 442; СЗ РФ. - 2009. - № 1. - Ст. 23.
3. Об обязательных нормативах банков: инструкция ЦБ РФ от 16.01.2004 г. № 110 - И // Вестник Банка России. - 2004. - №11.
4. О банковских операциях и других сделках расчетных небанковских кредитных организаций, обязательных нормативах расчетных небанковских кредитных организаций и особенностях осуществления Банком России надзора за их соблюдением: инструкция ЦБ РФ от 26.04.2006 г. № 129 - И // Вестник Банка России. - 2006. - №12.
5. Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.03.2016).
6. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016).
7. Положение о методике определения величины собственных средств (капитала) кредитных организаций («Базель III») утв. Банком России 28.12.2012 N 395-П (ред. от 30.11.2015).
8. Андреев М.Ю. Моделирование деятельности современной банковской системы // Экономический журнал ВШЭ. - 2012. - № 2. - С.143-171.
9. Ачалова Л. Особенности банковской системы // Экономист. - 2013. - №
5. - С.70-76.
10. Бабичева Ю.А. Банковское дело. - М.: Экономика, 2014. - 429 с.
11. Балабанова И.Т. Банки и банковское дело - учебное пособие для ВУЗов - СПб.: Питер, 2013. - 519 с.
12. Банковское дело: учебник / под ред. О.И. Лаврушина. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 672 с.
13. Батракова Л.Г. Экономический анализ деятельности коммерческого банка - М.: Логос, 2014. - 417 с.
14. Белоусова В.Ю. Эффективность издержек однородных российских коммерческих банков: обзор проблемы и новые результаты // Экономический журнал ВШЭ. - 2012. - № 4. - С.489-519.
15. Бобылева М.П. Система электронного документооборота в банке: уровни и критерии зрелости // Деньги и кредит. - 2013. - № 5. - С.45-52.
16. Гумашвили Л.М. Управление активами коммерческого банка: цели и задачи // Микроэкономика. - 2013. - № 6. - С.253-257.
17. Дистанционное банковское обслуживание / кол. авторов.»: КНОРУС : ЦИПСиР,; Москва; 2010.- 186 с.
18. Зварыкина Е.Б., Полищук А.И. Коммерческие банки: новые услуги и инновационные технологии коммуникации // Бизнес и банки. - № 21. - 2013. - С.45-52
19. Ильясов С.М. Методологические аспекты формирования кредитной политика банка // Деньги и кредит. - 2013. - № 6. - С.23-26.
20. Кораблев Ю.В. Развитие системы банковских электронных срочных платежей Банка России. Взгляд из региона // Деньги и кредит. - 2013. - № 1. - С.50-59.
21. Кумок С.И. Анализ деятельности коммерческого банка. - М.: ЭКСМО, 2014. - 296 с.
22. Кумок С.И. Создание и организация деятельности коммерческого банка. - М.: ЭКСМО, 2013. - 328 с.
23. Курасов А.П. Роль и значение внедрении новых технологий платежной системы банка России на региональном уровне // Деньги и кредит. - 2013. - №10. - С.23-28.
24. Михеев А.В. Практические аспекты автоматизации составления отчетности по МСФО в российских банках // Деньги и кредит. - 2013. - № 9. - С.43-48.
25. Муравьева В.В. Банковские инновации. - М.: ИНФРА, 2014. - 148 с.
26. Мурычев А.В. О развитии банковского кредитования банковских операций // Деньги и кредит. - 2013. - № 7. - С.61-67.
27. Никитин Л. Миллионные города на банковской карте России: масштабы бизнеса, география влияния и сетевые связи // Вопросы экономики. - 2013. - № 9. - С.84-97.
28. Панова Г.С. Банковское обслуживание частных лиц. - М.: ДИС, 2014. - 217 с.
29. Прохоренко Н.Н. Термодинамика коммерческого банка // Энергия: экономика, техника, экология. - 2013. - № 8. - С.34-42.
30. Розенталь О. Риск-менеджмент на основе оценки соответствия // Стандарты и качество. - 2013. - № 1. - С.58-63.
31. Романова М.В. Типы банковских гарантий // Налоговый вестник. - 2013. - № 3. - С.127-134.
32. Рудько-Силиванов В.В. Межбанковское сотрудничество России и стран АТЭС как фактор успешного развития рынка международных услуг // Деньги и кредит. - 2013. - № 12. - С.22-25.
33. Рудько-Силиванов В.В. Об организации депозитных операций Банка России // Деньги и кредит. - 2013. - № 11. - С.52-57.
34. Рудько-Силиванов В.В. Становление и развитие банковской системы Японии // Деньги и кредит. - 2013. - № 2. - С.31-41.
35. Рябикин В.И. Банковские риски сегодня // Финансы. - 2013. - № 7. - С.48-50.
36. Сафронова Т.Е. Структура и анализ активного банковского портфеля коммерческого банка // Микроэкономика. - 2013. - № 6. - С.239-249.
37. Свиткин М.З. Формирование системы менеджмента риска компании // Методы менеджмента качества. - 2013. - № 2. - С.31-37.
38. Семенов С. Защита сбережений как антикризисный фактор // Экономист. - 2013. - № 6. - С.70-73.
39. Силов Н.В. Об обеспечении экономической безопасности коммерческого банка // Деньги и кредит. - 2013. - № 11. - С.43-47.
40. Симановский А.Ю. Перспективы банковского регулирования: отдельные аспекты // Деньги и кредит. - 2013. - № 7. - С.23-25.
41. Спицын С.Ф. Стабильное развитие банковской системы России в контексте будущего средних и малых банков // Деньги и кредит. - 2013. - № 9. - С.3-7.
42. Сухов М.И. Повышение качества банковской деятельности: резервы совершенствования стандартов регулирования // Деньги и кредит. - 2013. - № 2. - С.3-7.
43. Терентьева Н.С. Актуализация роли банковской системы в модернизации экономики // Деньги и кредит. - 2013. - № 3. - С.34-36
44. Усоскин В.М. Современный коммерческий банк: управление и операции. - М.: Базар Ферро, 2014. - 374 с.
45. Швецов Ю.Г. Капитал банка: его достаточность и // Деньги и кредит. - 2013. - № 6. - С.34-36.
46. Шеремет А.Д. Финансовый анализ в коммерческом банке. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 549 с.
47. Шадрин А. Системный подход к менеджменту: качество и инновации // Проблемы теории и практики управления - 2013. - № 11. - С.94-101.
48. Энциклопедия финансового риск-менеджмента / под ред. Лобанова А.А., Чугунова А.В. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2013. - 877 с.
49. Юшкова С.Д. Стандартизация качества банковской деятельности: практический аспект // Деньги и кредит. - 2013. - № 11. - С.59-61.