ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИВЕРСИФИКАЦИИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Понятие, цели и задачи диверсификации деятельности 6
1.2. Виды диверсификации деятельности 24
1.3. Финансовое обеспечение диверсификации производства и
методика оценки его эффективности 30
2. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ДИВЕРСИФИКАЦИИ
ПРОИЗВОДСТВА НА ООО «УНИКОРД» И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕЕ ФИНАНСОВОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ 42
2.1. Оценка финансового положения ООО «Уникорд» 42
2.2. Разработка программы диверсификации деятельности 52
2.3. Сравнительный анализ вариантов диверсификации
деятельности и оценка эффективности финансового обеспечения проекта 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
За последние годы роль инвестиционных процессов в повышении эффективности производства и завоевании, открытии новых рыночных ниш, выросла настолько, чтобы стало возможным говорить сегодня об инвестиционной предпринимательском типе экономики, который в России стал принимать достаточно цивилизованные рамки.
Инвестиции рассматриваются сегодня как главный стратегический источник экономического роста и важнейшее средство возникновения российских предприятий в условиях конкурентной борьбы.
Специфика инвестиционной деятельности российских предприятий связана с огромнейшим предпринимательским риском, потребностью в минимальном временном лаге между принятием инвестиционного решения и его реализацией.
Необходимость создания и возрождения инвестиционной деятельности сегодня в России обусловлена рядом факторов, к которым относят: определяющую роль науки в росте эффективности разработки и внедрении новой техники, рост технического уровня производства, ярко выраженная многовариантность инвестиций, риск и возможность отрицательных результатов.
Все вышеперечисленные факторы являются необходимым стимулом для появления инвестиционных предприятий в условиях российской экономики. Подтверждается эта тенденция данными о количестве фирм и предприятий, работающих в инвестиционной сфере предпринимательства и принадлежащих к различным отраслям народного хозяйства современной России: строительству, отраслям промышленности, сельскому хозяйству и так далее.
Идеальным вариантом деятельности любой компании, как известно, является предупреждение возможных неудач и потерь производительности, которые можно получить из различных прогнозов компании, касающихся именно этих показателей.
Одна из стратегических альтернатив перспективного планирования - диверсификация деятельности. Общепринято считать, что диверсификация компании - будь то расширение сферы деятельности путем открытия новых производств или приобретение холдингом новых дочерних структур иного, чем метрополия, профиля - явление обоюдоострое, и в каждом отдельном случае руководство, выбирая направления развития, должно рассматривать как негативные, так и позитивные последствия диверсификации. Бизнес-словари определяют слово диверсификация как одновременное развитие многих, не связанных друг с другом видов деятельности, расширение ассортимента производимых изделий, расширение активности за рамки основного бизнеса, под которым понимается производство товаров и услуг, имеющих максимальные доли в чистом объеме продаж по сравнению с другими видами выпускаемой продукции.
Поиск направлений диверсификации производства для предприятий отечественной экономики является актуальным в связи со следующими обстоятельствами. Во-первых, необходимость приспособления к новым экономическим условиям объективно заставляет искать наиболее выгодные сферы приложения созданного производственного потенциала. Во-вторых, диверсификация производства является инструментом межотраслевого перелива капитала и методом оптимизации структурных преобразований в экономике.
Таким образом, основная причина диверсификации деятельности - это повышение эффективности деятельности предприятия не только в данный момент или в ближайшем будущем, но и на длительную перспективу.
В связи с актуальностью поставленных вопросов в рамках данной работы преследуется цель изучения эффективности диверсификации деятельности предприятия ООО «Уникорд» через реализацию конкретного инвестиционного проекта. Поставленная цель конкретизируется рядом задач:
1) рассмотреть понятие и суть диверсификации производства;
2) изучить методику оценки эффективности финансового обеспечения диверсификации;
3) проанализировать деятельность ООО «Уникорд», выявить слабые и сильные стороны предприятия;
4) проанализировать несколько вариантов инвестиционных проектов по диверсификации деятельности организации;
5) провести сравнительные финансово-экономические расчеты
эффективности различных вариантов диверсификации деятельности;
6) произвести выбор варианта реализации инвестиционного проекта, с целью диверсификации бизнеса.
Предмет исследования - формирование инвестиционного процесса, направленного на диверсификацию деятельности предприятия ООО «Уникорд» и его оценка на предмет соответствия стратегическим и текущим целям развития.
Для оценки эффективности инвестиционного проекта используется метод потока платежей и показатели, основанные на учете стоимости финансовых ресурсов во времени (т.е. учитывающих дисконтирование), а именно чистый дисконтированный доход (ЧДД; NPV - Net Present Value), индекс доходности (ИД; PI - profitability index), внутренняя норма доходности (ВНД; IRR - Internal Rate of Return) и период окупаемости (DPP - Discounted Payback Period).
Информационной основой для работы служили: Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов, специальная литература по исследуемой теме отечественных авторов (таких как: Мазур И.И., Шапиро В.Д., Ольдерогге Н.Г.; Бланк И.А.; Волков И.М., Грачева М.В.; Игошин Н.В. и др.), а также статьи из экономических журналов.
Диверсификация дает возможность фирмам «держаться на плаву» при сложной экономической конъюнктуре за счет выпуска широкого ассортимента продукции и услуг: убытки от нерентабельных изделий (временно, особенно по новым) перекрываются прибылью от других видов продукции.
Этот процесс касается, прежде всего, перехода на новые технологии, рынки и отрасли, к которым ранее предприятие не имело никакого отношения; кроме того, сама продукция (услуги) предприятия должна быть также совершенно новой, и причем всегда необходимы новые финансовые инвестиции.
Диверсификация связана с разнообразием применения продуктов, выпускаемых компанией, и делает эффективность функционирования компании в целом независимой от жизненного цикла отдельного продукта, решая не столько задачи выживания компании, сколько обеспечения устойчивого поступательного роста. Если продукты компании имеют очень узкое применение, то она является специализированной; если они находят разнообразное применение, то это — диверсифицированная компания.
Пока компания получает прибыль в уже освоенной отрасли, необходимости в диверсификации нет. Однако по мере замедления роста прибыли диверсификации становится привлекательным средством улучшения перспектив компании.
Не существует готовой формулы для определения готовности компании к диверсификации. Вообще считается, что диверсификация назрела если:
1) сужаются возможности развития текущего бизнеса;
2) диверсификация открывает новые возможности повышения потребительской ценности товаров или упрочнения конкурентного положения;
3) можно перенести имеющиеся компетенции и возможности в другие отрасли;
4) диверсификации в смежные отрасли позволяет сократить издержки производства;
5) у компании есть финансовые и организационные ресурсы для диверсификации. Компании одной отрасли обслуживают разные рыночные ниши, и каждая имеет свои сильные и слабые стороны, поэтому они избирают разные способы диверсификации и приступают к этому процессу в различное время.
Чтобы определить действительно ли диверсификация назрела и оправдана, необходимо оценить эффективность деятельности компании на основе анализа ее финансового положения.
По результатам выполненного анализа деятельности ООО «Уникорд» за 2013-2015 годы можно сделать следующие выводы:
1) Наблюдается ежегодное снижение объемов производства основной продукции предприятия -спецавтомобилей.
2) Объем чистых активов постепенно уменьшался, начиная с 2013 года - 26828 т. руб., в 2015 году составлял - 7592 тыс. руб., доля активной части в 2015 году уменьшалась незначительно, выросло соотношение пассивной части. Основной причиной стало уменьшение величины дебиторской задолженности в структуре активов, увеличилась доля заемных средств.
3) Рассматривая показатели анализа финансовой устойчивости отметим, что на конец 2015 года только 35% активов покрывались за счет собственного капитала, при нормативном значении 50%. Коэффициент маневренности собственного капитала показывал, что лишь 17% собственного капитала использовалось для финансирования текущей деятельности. Собственные оборотные средства составляли 7% в общей сумме оборотных средств.
4) За анализируемый период наблюдается ежегодное падение всех показателей оборачиваемости, что свидетельствует о снижении эффективности деятельности организации за рассматриваемый период.
5) Проведенный анализ эффективности использования ресурсов предприятия выявил, что предприятие ООО «Уникорд» обладает высоким производственным, техническим и трудовым потенциалом, который в силу снижения объемов производства в настоящее время полностью не используется.
6) Сокращение объемов производства также вызвало увеличение в последние годы доли запасов в активах предприятия.
На основании проведенного анализа финансового положения ООО «Уникорд» можно сделать вывод о том, что предприятию необходимо искать возможности повышения эффективности деятельности в рассмотрении вариантов использования имеющихся площадей для производства новой пользующееся спросом продукции, а также наиболее эффективно использовать в производстве новых видов продукции имеющиеся запасы материалов и квалификацию рабочих.
Проведенные маркетинговые исследования свидетельствуют о том, что возможности дальнейшей экспансии на рынке спецтехники весьма ограничены, емкость рынка и доля рынка отечественной спецтехники будут в дальнейшем постепенно уменьшаться. Объясняется это высокой насыщенностью рынка, вследствие появления большого количества новых производителей, в т.ч. и зарубежных и низкой потребности в замене спецавтотехники.
Кроме того, производство такой техники требует значительного отвлечения денежных средств предприятия в оборотные средства (закупку сырья, материалов, комплектующих), а их возврат происходит через длительное время, т.к. цикл производства автомобилей очень высокий. Все это приводит к образованию на предприятии долгов по заработной плате и налоговым платежам, и ведет к образованию высоких запасов материалов на складах.
Одним из более всего подходящих направлений дальнейшего развития предприятия является размещение на его площадях производства, направленного на другой сектор рынка, прежде всего - рынок средств потребления.
Предприятию в этой ситуации просто необходимы "находки", как организовать производство новой продукции, пользующейся спросом и вместе с тем в наиболее полной мере использующей при производстве существующие мощности и резервы. Проведя предварительные рыночные исследования, определили три направления, удовлетворяющих этому условию: производство спортивных силовых тренажеров, производство офисной мебели, производство сейфов и специальной мебели для хранения ценной документации.
Оценив емкость рынка, позиции конкурентов и состояние потребителей, а также выполнив все необходимые расчеты затрат на производство и реализацию продукции, инвестиционных затрат, предполагаемой выручки и объемов прибыли, произвели оценку основных показателей эффективности проектов, таких как чистая текущая стоимость, срок окупаемости, рентабельность инвестиций. Не менее важным при принятии решения об инвестировании, является степень риска проекта, которую оценили при помощи качественного и количественного методов анализа. В результате проведенных исследований определили, что наиболее приемлемым и привлекательным для предприятия является проект по производству сейфов и специализированной мебели для хранения ценной документации.
По сравнению с другими проектами для организации производства сейфов потребуется минимальное количество инвестиций, причем только на финансирование оборотного капитала (483 тыс. руб.), а размер чистой текущей стоимости проекта и индекса рентабельности будет самым высоким, при этом срок окупаемости ниже чем у других проектов почти в 2 раза.
При реализации данного проекта предприятие будет ежегодно получать около 900 тыс.рублей прибыли.
Индекс рентабельности инвестиций 2,95.
Чистая текущая стоимость проекта 1482 тыс.руб.
Внутренний коэффициент окупаемости 107 %.
Срок окупаемости полной суммы инвестиций 0,9 года.
В силу несложной технологии производства сейфов и специальных шкафов, а также использовании при производстве существующего оборудования, технологий и имеющегося опыта изготовления аналогичной продукции, уровень технологических и производственных рисков по данному проекту самый минимальный. Маркетинговые риски также минимальны по сравнению с другими проектами, т.к. на данном рынке у ООО «Уникорд» больше всего преимуществ, таких как сотрудничество с НИЦ «Охрана» для разработки и испытания моделей продукции; налаженные связи с кредитно¬банковскими учреждениями для реализации новой продукции; использование при производстве новых улучшенных сейфовых замков, разработанных и производимых в ограниченном количестве в НИЦ «Охрана»; сравнительно невысокая цена на изделия при обеспечении высокого качества продукции; возможность производства сейфов и картотек под индивидуальные размеры и т.д.
Все это свидетельствует в пользу принятия решения об организации производства на ООО «Уникорд» именно данного производства, при этом предприятие сможет не только решить имеющиеся у него на данный момент проблемы загрузки оборудования и рабочей силы, но и очертить горизонты развития предприятия на будущее, создав единственное в РТ предприятие по производству современных, высоконадежных сейфов.
Проводя дальнейшую политику диверсификации производства, можно также рассматривать и проект организации производства спортивных тренажеров, но предварительно необходимо провести обширные маркетинговые исследования, в т.ч. анкетирование и опросы потребителей, разработать необходимые инструменты рекламной политики, чтобы свести все маркетинговые риски к минимуму. Также необходимо наладить сотрудничество и связи с другими производителями в целях обучения персонала и обмена опытом.
Проект производства офисной мебели требует внедрения технологических новшеств и дизайнерских решений, с целью повышения конкурентоспособности среди большого разнообразия имеющейся на рынке аналогичной продукции, при этом также необходимо предварительное обучение персонала.
Для реализации проекта по производству сейфов необходимо минимальное финансовое обеспечение, так как для организации производства нет необходимости закупать дополнительное оборудование, реконструировать помещения и обучать персонал. Инвестиции потребуются только для подготовки технической документации, сертификации и испытания продукции на прочность, в размере 100 тысяч рублей.
Для финансового обеспечения проекта будет применять кредит банка ПАО «Акибанк», т.к. на предприятия нет наличных свободных денежных средств для финансирования. Кредит будет взят на инвестиционные цели в размере 483 тыс. руб., из них на финансирование постоянных активов -200 тыс. руб., на финансирование - чистого оборотного капитала - 283 тыс. руб. Ставка процентов по кредиту 18 %.
Согласно проведенным расчетам, уже во втором полугодии реализации проекта задолженность по кредиту будет полностью погашена.
1. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов, вторая редакция, утверждено Министерством экономики РФ, Министерством финансов РФ, Государственным комитетом РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике № ВК 477 от 21 июня 1999 г.;
2. Баринов А.Э. Трудности прогнозирования инвестиционных проектов в условиях неопределенности российского рынка / А.Э. Баринов // Финансы и кредит. - 2012. - №28 - С. 38-51;
3. Бизнес-планирование: Учебник / под ред. В.М. Попова и С.И. Ляпунова. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 672 с.;
4. Бланк И.А. Инвестиционный менеджмент: Учебный курс. / И.А. Бланк. - 2-е изд., перераб. и доп. - К.: Эльга, Ника-Центр, 2013. - 552 с.;
5. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. / И.А. Бланк. - Т.2. - К.: Ника-Центр, 2010. - 512с.;
6. Волков И.М., Грачева М.В. Проектный анализ: Учебник для вузов. / И.М. Волков, М.В. Грачева. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2010. - 423 с.;
7. Давыдов В.С. Эффективность диверсификации деятельности/ В.С. Давыдов // Финансовый директор. - 2011. - №9. - С. 26-32;
8. Жулина Е.Г. Экономическая сущность и рыночная особенность диверсификации : Учеб. пособие. / Е.Г. Жулина. - Мн.: ИП «Экоперспектива», 2010. - 63 с.;
9. Игошин Н.В. Инвестиции. Организация, управление, финансирование: Учебник для студентов вузов / Н.В. Игошин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 448 с.;
10. Калошина М.Н. Эффективность финансового обеспечения диверсифицированных проектов/ М.Н. Калошина // Менеджмент в России и за рубежом. - 2012. - №1. - С. 38-49;
11. Клепиков А.А. Кредитование инвестиционных проектов: формула успеха / А.А. Клепиков // Рынок ценных бумаг. - 2013. - №24. - С. 39-40;
12. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент / В.В. Ковалев. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 768с.;
13. Ковалев В.В. Методы оценки инвестиционных проектов / В.В. Ковалев. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 144с.;
14. Ковалева А.М. Финансовый менеджмент: Учебник / А.М. Ковалева. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 284с.;
15. Мазур И.И., Шапиро В.Д., Ольдерогге Н.Г. Управление проектами: Учебное пособие / под общ. ред. И.И. Мазура. - 3-е изд. - М.: Омега-Л, 2013. - 664 с.;
16. Малышев Ю.М., Оленев А.А. Виды финансирования инвестиционных проектов / Ю.М. Малышев, А.А. Оленев // Инвестиции в России. - 2011. - №12. - С. 22-25;
17. Мартынова Н.С. Сущность и классификация инвестиций / Н.С. Мартынова // Международный бухгалтерский учет. - 2012. - №2 - с.26-29;
18. Москвин В.Н. Основы теории риска для реализации проектов диверсификации / В.Н. Москвин // Инвестиции в России. - 2014. - №8. - С. 33-37;
19. Москвин В.Н. Создание рынка инвестиционных проектов в России / В.Н. Москвин // Инвестиции в России. - 2013. - №12. - С. 26-27;
20. Мочалин Н.Н. Выбор вариантов диверсификации / Н.Н. Мочалин // Финансы и кредит. - 2014. - №23. - С. 15-19;
21. Озеров С.Л., Попов А.Н. Разработка механизма организации бизнес- процессов в рамках проектного финансирования / С.Л. Озеров, А.Н. Попов // Финансы. - 2011. - №1. - С. 65-70;
22. Павлов Б.П., Мингалеев Г.Ф., Терзи А.В. Повышение эффективности управления проектами на основе использования современных бизнес и информационных технологий / Б.П. Павлов, Г.Ф. Мингалеев, А.В. Терзи // Экономический вестник РТ. - 2013. - №2. - С. 67-73;
23. Павлючук Ю.Н., Козлов А.А. Эффективное управление инновационными проектами / Ю.Н. Павлючук, А.А. Козлов // Менеджмент в России и за рубежом. - 2011. - №4. - С. 112-133;
24. Поляк Г.Б. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов / Г.Б. Поляк. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 527с.;
25. Старик Д.Э. Оценка эффективности инвестиционных проектов / Д.Э. Старик // Финансы. - 2012. - №10 - с.70-72;
26. Терентьев Н. Некоторые актуальные вопросы отбора инвестиционных проектов / Н. Терентьев // Инвестиции в России. - 2012. - №5. - С. 27-30;
27. Турманидзе Т.Р. Методические вопросы оценки эффективности инвестиций / Т.Р. Турманидзе // Инвестиции в России. - 2012. - №2. - С. 22-30;
28. Шекова Е.Л. Оценка инвестиционных проектов некоммерческих организаций / Е.Л. Шекова // Финансовый менеджмент. - 2011. - №6. - С.29-34;
29. Шманев С.К. Модель оценки результатов инвестиционной политики предприятия / С.К. Шманев // Инвестиции в России. - 2012. - №12. - С. 22-25.
30. Бухгалтерский баланс ООО «Уникорд» за 2013, 2014, 2015 г.г.
31. Отчет о финансовых результатах ООО «Уникорд» за 2013 - 2015 г.г.