Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Государственные ценные бумаги как объект инвестирования и их оценка

Работа №82048

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы68
Год сдачи2016
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
293
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
1. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ РЫНКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ 8
1.1 Место рынка государственных ценных бумаг в структуре финансового рынка 8
1.2. Основные инструменты и участники рынка государственных ценных бумаг 16
1.3. Правовые основы функционирования рынка государственных ценных бумаг 25
1.4. Зарубежный опыт долговых заимствований 28
2. АНАЛИЗ РЫНКАГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 40
2.1. Сравнительный анализ ГКО и ОФЗ 40
2.2. Анализ рынка государственных ценных бумаг в РФ 44
2.3. Расчетные характеристики государственных облигаций 52
2.4. Перспективы развития рынка государственных ценных бумаг в РФ .. 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 65

Ценные бумаги играют значительную роль в платежном обороте государства, в мобилизации инвестиций. Совокупность ценных бумаг в обращении составляет основу фондового рынка, который является регулирующим элементом экономики. Он способствует перемещению капитала от инвесторов, имеющих свободные денежные ресурсы, к эмитентам ценных бумаг. Рынок ценных бумаг является наиболее активной частью современного финансового рынка России и позволяет реализовать разнообразные интересы эмитентов, инвесторов и посредников. Значение рынка ценных бумаг как составной части финансового рынка продолжает возрастать.
Бурное становление и развитие рынка ценных бумаг в современной России на гребне обвальной приватизации вызвало к жизни большое число акционерных обществ, выпускающих акции и облигации. Нестабильная финансовая ситуация и бюджетный дефицит предопределили широкое распространение государственных и муниципальных ценных бумаг (в основном облигаций).
Выпуск государственных ценных бумаг является наиболее экономически целесообразным методом финансирования бюджетного дефицита по сравнению с практикой заимствования средств в Центральном банке или получению доходов от эмиссии денег. Использование кредитных ресурсов Центрального банка ссужает возможности регулирования ссудного рынка и поэтому во многих странах установлены ограничения на доступ правительства к этим ресурсам. Покрытие дефицита бюджета через эмиссию денег приводит к поступлению в оборот необеспеченных реальными активами платежных средств, что связано с инфляцией и расстройством денежного обращения страны.
Необходимость выпуска государственных долговых обязательств может появиться и в связи с потребностью погашения ранее выпущенных правительством займов даже при бездефицитности бюджета текущего года.
Другой причиной выпуска государственных ценных бумаг может послужить то, что в течении года у государства могут возникать относительно короткие разрывы между государственными доходами и расходами. Эти разрывы появляются из-за того, что поступление платежей в бюджет происходит в определенные даты, в то время как расходы бюджета производятся более равномерно по времени.
Выпуск некоторых видов государственных ценных бумаг может способствовать сглаживанию неравномерности налоговых поступлений, устраняя тем самым причину кассовой несбалансированности бюджета. Особенностью обращения таких обязательств является то, что их владельцы могут через определенный срок возвратить эти обязательства правительства обратно, либо использовать их при уплате налогов.
Г осударственные ценные бумаги могут выпускаться для финансирования программ, осуществляемых органами местной власти. В таких случаях государство может выпускать не только свои собственные ценные бумаги, но и давать гарантии по долговым обязательствам, эмитируемым различными учреждениями и организациями, которые по его мнению заслуживают государственной поддержки. Такие долговые обязательства приобретают статус государственных ценных бумаг.
Важнейшим источником развития экономики, нового промышленного подъема и преодоления инвестиционного кризиса России должно стать становление рынка ценных бумаг, истинное предназначение которого заключается не только в покрытии бюджетного дефицита, перераспределении собственности и получении спекулятивной прибыли, но и в стимулировании инвестиций в различные сферы экономики.
В настоящее время в странах с развитой экономикой от результативности функционирования рынков государственных ценных бумаг во многом зависит формирование государственных бюджетов; обеспечение эффективности денежно-кредитной политики; поддержание активности работы всех сфер экономики.
Важной задачей, стоящей перед Министерством финансов России, является использование накопленного опыта по организации рынка государственных ценных бумаг для реализации стратегической линии - увеличения сроков заимствования.
Финансирование государственного долга посредством выпуска государственных ценных бумаг обходится меньшими издержками, чем привлечение средств с помощью банковских кредитов. Это связано с тем, что правительственные долговые обязательства отличаются высокой ликвидностью и инвесторы испытывают меньше затруднений при их реализации на вторичной рынке, чем при перепродаже ссуд, предоставленных взаймы государству.
Поэтому государственные ценные бумаги во многих странах являются одним из основных источников финансирования внутреннего долга и инструментом бюджетной политики страны, поэтому актуальность выбранной темы не вызывает никаких сомнений.
Поэтому данная тема весьма актуальна в наши дни, так как в течение многих лет облигации считались достаточно примитивным и негибким способом вложения капитала, способным лишь обеспечить текущий доход и практически ничего сверх того. Однако такое положение сохранялось недолго; сегодня облигации относятся к одному из наиболее конкурентоспособных инвестиционных инструментов, обладающих потенциальными возможностями обеспечения привлекательной доходности в виде текущих процентов и/или прироста капитала. Инвестор обязательно должен знать, во что он собирается вкладывать деньги, поскольку множество представляющихся незначительными моментов может оказывать чрезвычайно большое воздействие на судьбу выпуска и на доход от конкретных инвестиций.
Объектом исследования в дипломной работе выступают государственные ценные бумаги в России.
Предметом исследования в дипломной работе является многообразие экономических отношений, возникающих в процессе выпуска и обращения государственных ценных бумаг.
Целью исследования в дипломной работе является изучение государственных ценных бумаг как объекта инвестирования.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить ряд следующих задач:
- рассмотреть место рынка государственных ценных бумаг в структуре финансового рынка;
- изучить основные инструменты и участников рынка государственных ценных бумаг;
- изучитьправовые основы функционирования рынка государственных ценных бумаг;
- рассмотреть зарубежный опыт долговых заимствований;
- проанализировать рынок государственных ценных бумаг в РФ за 2012- 2015гг;
- провести сравнительный анализ ГКО и ОФЗ
- рассмотреть расчетные характеристики государственных облигаций
- выявитьперспективы развития рынка государственных ценных бумаг в РФ
В процессе выполнения дипломной работы мы использовали графический метод, сравнительный, а также методы экономического анализа.
Исследование проблем развития рынка государственных облигационных займов с учетом отечественного и зарубежного опыта представляется актуальным и имеет теоретическую и практическую значимость. Проблемы развития рынка государственных ценных бумаг рассматривали известные российские ученые: И.М. Александров, А.М. Бабич, И.Т. Балабанов, Н.К. Борисюк, В.А. Галанов, Е.Ф. Жуков, К.В. Криничанский, С.И. Лушин, Н.Л. Маренков, Я.М. Миркин, В.Д. Никифорова, М.В. Романовский, Н.В. Степанова.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Каждая страна имеет свою сложившуюся историю и практику рынка государственных ценных бумаг, что находит отражение в видах и формах выпускаемых государственных облигаций, масштабах национального рынка облигаций и его участниках, порядке размещения облигаций и особенностях их налогообложения и т. д.
На наш взгляд, важнейшим источником развития экономики, нового промышленного подъема и преодоления инвестиционного кризиса России должно было стать становление рынка ценных бумаг, истинное предназначение которого заключается не только в покрытии бюджетного дефицита, перераспределении собственности и получении спекулятивной прибыли, но и в стимулировании инвестиций в различные сферы экономики. Государственные ценные бумаги занимают важное место среди инструментов рынка ценных бумаг. Необходимость выпуска государственных долговых обязательств может появиться и в связи с потребностью погашения ранее выпущенных правительством займов даже при бездефицитности бюджета текущего года.
В мировой практике выпуск государственных ценных бумаг является наиболее экономически целесообразным методом финансирования бюджетного дефицита по сравнению с заимствованием средств в центральном банке и привлечением средств за счет эмиссии денег. Общепринятая во всех странах практика ограничения доступа правительства к ссудному фонду страны через кредиты, получаемые в центральном банке, в Российской Федерации впервые нашла воплощение в федеральном бюджете на 1995 г.
В Российской федерации государственные ценные бумаги выпускались в основном для финансирования бюджетного дефицита. Государственные ценные бумаги выпускаются правительством или им гарантируются. Хотя они и не представляют самостоятельного вида фондовых ценностей, специфика эмитента таких бумаг делает необходимым и возможным объединение их в особый вид ценных бумаг. Государственные ценные бумаги являются формой существования государственного долга.
По результатам проведенного исследования, мы можем сказать, что рынок государственных ценных бумаг и долговой рынок не лишены проблем. Например, в настоящее время недостаточно обеспечивается осуществление централизованной и долгосрочной политики в области управления государственным долгом и государственных заимствований, а также отсутствует четкое законодательное закрепление разделения компетенции между ветвями государственной власти в области управления государственным долгом. Так, например, в прогрессе реализации политики государственных заимствований не всегда учитываются структурные особенности и графики платежей по фактическому портфелю государственных долговых обязательств. В результате, в ряде случаев осуществление новых заимствований способствовало образованию так называемых «пиков» платежей по погашению и обслуживанию государственного долга.
Что касается перспектив развития рынка государственных ценных бумаг, то мы хотим сказать, что в среднесрочной перспективе рынок сохранит возлагаемую на него роль основного источника финансирования дефицита федерального бюджета, будут привлекаться при необходимости средства за счет эмиссии государственных внутренних облигаций в 2016-2017 гг. В перспективе основным инструментом привлечения средств будут облигации федерального займа, как правило среднесрочные и долгосрочные. Эмиссия краткосрочных государственных ценных бумаг рассматривается как исключительная мера, использование которой может быть оправдано лишь в условиях крайне неблагоприятной рыночной конъюнктуры, при отсутствии возможностей фондирования за счет эмиссии среднесрочных и долгосрочных государственных ценных бумаг.
Также будет продолжена практика размещения государственных сберегательных облигаций для удовлетворения спроса институциональных инвесторов.
Можно сделать вывод, что основными направлениями совершенствования рынка федеральных заимствований являются:
1. Увеличение числа инвесторов. Размещение государственных ценных бумаг среди новых участников фондового рынка позволит постепенно наращивать объемы привлекаемых денежных средств без увеличения доходности данного инструмента финансового рынка. Для этого деятельность организаторов рынка должна осуществляться по трем направлениям:
- привлечение свободных денежных средств региональных инвесторов,
- привлечение свободных денежных средств населения,
- привлечение свободных денежных средств нерезидентов.
2. Большой проблемой для участников рынка государственных ценных бумаг является отсутствие развитых электронных технологий, позволяющих упростить работу дилера. Так, например, уже несколько лет участники рынка ждут начала использования технологии электронной подписи при заключении контрактов на вторичном рынке, с использованием электронного ключа. Это значительно облегчит работу дилеров, избавит их от необходимости при заключении каждого контракта идти на биржу для подписания договора с клиентом. Такая технология используется во всех развитых странах, тем более, что без подобной меры невозможно развитие регионального рынка ценных бумаг.
3. Рынок ценных бумаг требует дальнейшего совершенствования, информированности, эмитентов, инвесторов. В связи с этим должно быть сформировано информационное обеспечение фондового рынка на основе унификации, стандартизации, учета и отчетности эмитентов и профучастников, приведение их в соответствие с общепринятыми международными нормами.
4. Необходимо совершенствование самого порядка проведения операций по уменьшению расходов на обслуживание государственного долга на суммы таких поступлений в бюджет от размещения государственных или муниципальных ценных бумаг как поступления, превышающие номинальную стоимость, поступления в бюджет, полученные в качестве накопленного купонного дохода, а также разница, возникшая в случае выкупа ценных бумаг по цене ниже цены размещения, на счетах соответствующего бюджета. Поскольку ст. 113 Бюджетного кодекса РФ является единой для всей бюджетной системы как для Российской Федерации, так и для субъектов РФ и муниципальных образований, должен быть установлен единый порядок их осуществления как вне банковской операции, оформляемой органом Федерального казначейства мемориальным ордером на основании направляемых им финансовыми органами соответствующих уведомлений о проведении вышеуказанных операций.
5. Еще одним перспективным направлением развития рынка государственных ценных бумаг - постепенное увеличение выпусков с более длительными сроками обращения государственных ценных бумаг. Это позволит Министерству финансов привлекать средства на длительный срок, что принесет некоторую стабильность на рынок государственных ценных бумаг, а также позволит улучшить качество планирования рынка.


1. О рынке ценных бумаг: Федеральный закон от 22. 04. 1996 №39-ФЗ. — Режим доступа: http//www. consultant. ru
2. Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг: Федеральный закон от 29. 07. 1998 № 136-ФЗ. — Режим доступа: http//www. consultant. ru
3. О выпуске государственных краткосрочных бескупонных облигаций: Постановление Правительства от 8 февраля 1993 г. №107. — Режим доступа: http//www. consultant. ru
4. О генеральных условиях выпуска и обращения облигаций федеральных займов: Постановление Правительства Р Фот 15 мая 1995 г. №458. — Режим доступа: http//www. consultant. ru
5. О выпуске казначейских векселей 1994 года Министерством финансов РФ: Постановление Правительства Р Ф от 14. 04. 1994 г. — Режим доступа: http//www. consultant. ru
6. Мошенский, С. З. Рынок ценных бумаг: трансформационные процессы
/ С. З. Мошенский. — М.: Экономика, 2010. — 240 с. — ISBN 978-5¬
2820-3043-3
7. Львов, Ю. И. Банки и финансовый рынок / Ю. И. Львов.-
КультИнформПресс, 2010. -327с.- ISBN: 5-8392-0112-2.
8. Батяева, Т.А., Столяров, И. И. Рынок ценных бумаг: Учебное пособие / Под ред. Т. А. Батяевой. — М.: ИНФРА-М, 2008 г. -235с.- ISBN: 5-16-2 081-0.
9. Бердникова, Т. Б. Рынок ценных бумаг и биржевое дело: Учебное пособие / Под ред. Т. Б. Берниковой. -- М.: ИНФРА-М, 2007 г.- 531с. — ISBN 5- I6-445-9.
10. Данилов, Ю. Д. Рынки государственного долга. Мировые тенденции и российская практика / Под ред. Ю. Д. Даниловой. — М.: ГУ — ВШЭ, 2008 г. - 347с.- ISBN: 5-7598-0106-6.
11. Килячков, А.А., Чалдаева, Л. А. Рынок ценных бумаг и биржевое дело / Под ред. А. А. Килячкова. — М.: Юристъ, 2010 г. -415с.- ISBN: 5-7975-0243-7.
12. Мишарев, А. А. Рынок ценных бумаг / Под ред. А. А. Мишарева. СПб.: Питер, 2009 г. -297с.- ISBN: 5-91 180-017-9.
13. Семенова, Е. В. Операции с ценными бумагами: Учебник / Под ред. Е.
В. Семенова. — М.: Перспектива, 2009 г. -232с.- ISBN 978-5-7749-0536-2.
14. Берзон, Н. И. Рынок ценных бумаг: учебник/ Под ред. Н. И. Берзона.
— М.: Издательство Юрайт, 2011 г. -345с.- ISBN: 978-5-9916-0958-6.
15. Галанов, В. А. Рынок ценных бумаг: Учебник / Под ред. В. А. Галанова, А. И. Басова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2008 г. -264с.- ISBN: 978-5-16-2 869-9.
16. Тертышный, С. А Рынок ценных бумаг и методы его анализа / С. А. Тертышный. — СПб. Питер, 2008 г. -325с.- ISBN 9614-0545-3.
17. Борисов, А. Б. Большой экономический словарь / А. Б. Борисов. — М.: Книжный мир, 2003. — 895 с.- ISBN978-5-8041-0426-0.
18. Райзберг, Б. А., Лозовский, Л. Ш., Стародубцева, Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. /Б. А. Райзберг.
— М.: ИНФРА-М, 2007. — 495 с. — ISBN 5-86 225-758-6.
19. Федорова, Е. А. Финансовый, банковский, долговой и валютный кризисы: особенности протекания в развитых и развивающихся странах / Е. А. Федорова // Финансы и кредит.- 2012.- №45. -С. 19-22.
20. Лахно, Ю. В. Государственные ценные бумаги как инструмент развития российской экономики / Ю.В. Лахно// Финансы и кредит. -2010.- №42.- С. 14-17.
21. Письменный, С. Российский рынок облигационных займов- источник инвестиций бюджетных программ / С. Письменный// Бюджет.- № 6.- 2008.- С. 47-49.
22. Якунина, А.В. К вопросу о классификации облигаций / А.В. Якунина//
Финансы и кредит.- 2012.- №48.- С. 10-12.
23. Копейикн, Б. Рынок регионального и муниципального долга: ожидания на 2013 г. / Б. Копейкин // Рынок ценных бумаг. -2013. -№ 1. -С. 5-7.
24. Ершов, М.В. О российской долговой политике в современных условиях / М. В. Ершов// Деньги и кредит. — 2012. — №6. — C. 36-41.
25. Альшанский, Л. Разрешит ли мир долговую проблему? / Л. Альшанский // Рынок ценных бумаг.- 2012. -№ 1. -С. 9-10.
26. Рожкова, И. В. Экономическая сущность деятельности
институциональных инвесторов на рынке ценных бумаг /И. В. Рожкова // Финансы и кредит.- 2013.- №9. -С. 10-11.
27. Гарькавый, С. В. Государственные заимствования- ориентация на национальные приоритеты/ С. В. Гарькавый // Финансы.- № 1.- 2009.- С. 75-77.
28. Тутаева, Д. Р. Роль и значение рыночных долговых инструментов в механизме государственных внутренних заимствований на современном этапе развития экономики России / Д.Р. Тутаева// Финансы и кредит.- № 11.- 2008.- С. 36-38.
29. Назаров, Д. Российские еврооблигации: инвестиционных
возможностей немного, но они сохраняются / Д. Назаров // Рынок ценных бумаг.- 2012. -№ 10. -С. 23-25.
30. Табах, А. Перспективы долгового рынка в 2013 г. на фоне удачного 2012-го: причины оптимизма / А. Табах // Рынок ценных бумаг. -2012. -№ 10.-
С. 3-5.
31. Ломиворотов, Р. Долгосрочные перспективы развития российской экономики / Р. Ломиворотов // Рынок ценных бумаг. -2012. -№ 8.- С. 13-14.
32. Табах, А Рынок субфедерального долга: пробуждение после спячки/ А. Табах // Рынок ценных бумаг. -2012. -№ 7.- С. 19-20.
33. Пронина, Л. И. Новый бюджет, старые проблемы / Л. И. Пронина // Бюджет.- 2013. -№ 1.- С. 10-12.
34. Сулима, О. Ю. Эффективное управление бюджетными средствами / О. Ю. Сулима // Бюджет.- 2012. -№ 10.- С. 12-13.
35. Аверков, А. Особенности развития рынка ценных бумаг Южного региона России / А. Аверков // Рынок ценных бумаг. — 2012. — №8. — С. 28-31.
36. Буренин, А. Н. Рынок ценных бумаг и производных финансовых инструментов: учеб. пособие / А. Н. Буренин. — М.: Науч. -техн. общество им. академика С. И. Вавилова, 2011. — 426 с.
37. Вавулин Д. А., Федотов В. Н. Российский рынок ценных бумаг: причины роста в первом полугодии 2009 г. [Текст]/ Д.А. Вавулин//Финансы и кредит. — сентябрь 2012 г. — №35(371)
38. Воронин, Ю. М. Эволюция управления долгом в Российской Федерации / Ю. М. Воронин, А. В. Кабашкин // Финансовая аналитика: науч. - практич. и информ. -аналит. сборник / учредитель Изд. дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ. — 2011. — №2 (14). — С. 26.
39. Гафурова Г. Т. Государственное регулирование рынка ценных бумаг в России в условиях финансового кризиса [Текст]/ Г. Т. Гафурова//Финансы и кредит. — декабрь 2012 г. — №47(383)
40. Котуков И. А. Облигации с традиционными инвестиционными характеристиками: теорема об иммунитете или задача построения кривой бескупонной доходности [Текст]/ И.А. Котуков//Финансы и кредит. — июнь 2012 г. — № 24(456)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ