ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
ПРЕДПРИЯТИЙ С БЮДЖЕТОМ И ВНЕБЮДЖЕТНЫМИ ФОНДАМИ 6
1.1. Понятие бюджета и внебюджетных фондов. Бюджетная система
Российской Федерации 6
1.2. Основные виды налогов, уплачиваемые предприятиями в бюджеты 12
1.3. Взаимоотношения предприятий с внебюджетными фондами 17
2. АНАЛИЗ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ООО «ЭЛЕКТРОЦЕНТР» С
БЮДЖЕТАМИ И ВНЕБЮДЖЕТНЫМИ ФОНДАМИ 24
2.1. Краткая характеристика ООО «Электроцентр» 24
2.2. Оценка налогообложения предприятия 32
2.3. Оценка страховых взносов, уплачиваемых ООО «Электроцентр» 45
2.4. Основные направления оптимизации взаимоотношений предприятий с
бюджетами и внебюджетными фондами 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ
Финансы, кредит, деньги выступают основными регуляторами, как экономики, так и общественных отношений в целом. Эти регуляторы и обеспечивают постоянное развитие общества. Непосредственные условия для возникновения финансовых отношений создают денежные отношения. Но появление денег не означало появление финансов - финансы есть определенная часть денежных отношений. Наличие финансов предполагает обязательное существование денег. Выполняя функцию средства обращения, деньги за определенный период становятся капиталом, то есть той самовозрастающей стоимостью, обеспечивающей получение дополнительного приращения в ходе реализации продукта - прибавочной стоимости.
Финансы предприятия представляют собой систему денежных отношений, выражающих формирование и использование денежных фондов в процессе кругооборота ресурсов предприятия, формирование его денежных доходов и накоплений.
Финансы предприятий обеспечивают кругооборот основного и оборотного капитала, взаимоотношения с государственными органами, налоговой системой, бюджетами, банками и другими кредитными учреждениями, страховыми компаниями и так далее.
Первоначальное формирование финансовых ресурсов происходит в момент учреждения предприятия, когда образуется уставный фонд. Его источниками в зависимости от организационно-правовых форм хозяйствования выступают: акционерный капитал, паевые взносы членов кооперативов,
отраслевые финансовые ресурсы (при сохранении отраслевых структур), долгосрочный кредит, бюджетные средства. Величина уставного фонда показывает размер тех денежных средств — основных и оборотных — которые инвестированы в процесс производства.
Основным источником финансовых ресурсов на действующих предприятиях выступает стоимость реализованной продукции (оказанных услуг), различные части которой в процессе распределения выручки принимают форму денежных доходов и накоплений.
Законодательством определено, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за установленный период налогообложения. Особенностью российской налоговой системы является также наличие ряда целевых платежей и сборов, которые в силу своей обязательности носят для плательщиков налоговый характер, но направляются не только в бюджет, но и в специальные внебюджетные фонды (например, платежи в государственные социальные фонды, фонды охраны природы, республиканский земельный фонд и т.п.).
Предприятие - самостоятельный хозяйствующий субъект, с правами юридического лица, производящий продукцию, товары, услуги, выполняющий работы, занимающийся различными видами экономической деятельности. Может являться объектом купли и продажи.
Бюджет - схема доходов и расходов определенного лица (семьи, бизнеса, организации, государства и т.д.), устанавливаемая на определенный период времени, обычно на 1 год.
Внебюджетные фонды - система самостоятельных финансовых организаций, которые финансируют вложения в мероприятия общегосударственного или местного значения. В число государственных внебюджетных фондов входят: Пенсионный фонд РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ. Финансовые ресурсы внебюджетных фондов образуются за счет распределения в соответствующей пропорции единого социального налога.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что за счет налогов формируются финансовые ресурсы государства, предназначенные для осуществления различных социальных, военно-оборонительных,
природоохранных и других функций.
Цель работы:
- рассмотреть теоретико-методологические аспекты взаимоотношений предприятий с бюджетом и внебюджетными фондами;
- проанализировать взаимоотношения ООО «Электроцентр» с бюджетами и внебюджетными фондами.
Объект исследования: ООО «Электроцентр».
Предмет исследования: отношения ООО «Электроцентр» с бюджетом и внебюджетными фондами.
Работа состоит из введения, двух глав списка использованных источников и приложения.
Понятие бюджета отражает любой источник, содержащий ресурс в виде денежных средств.
Государственные и местные (муниципальные) бюджеты являются центральным звеном финансовой системы Российской Федерации как и любого другого государства. Бюджет - необходимый атрибут государства и основа его суверенитета. Посредством бюджетов образуются денежные фонды соответствующего государственного или муниципального образования, которые обеспечивают выполнение задач общего для них значения, создают финансовую основу для осуществления функций органов государственной власти и местного самоуправления.
Внебюджетные фонды создаются федеральным и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления для аккумуляции в них денежных средств, поступающих как в обязательном порядке, так и на добровольной основе. Расходование средств этих фондов осуществляется по строго целевому назначению - на государственное социальное страхование, дополнительное финансирование затрат на укрепление материально-технической базы и социальное обеспечение фискальных и правоохранительных органов, на развитие социальной и производственной инфраструктуры территории и др.
Организации может применять одну из следующих систем налогообложения:
1. Общая система налогообложения (ОСНО);
2. Специальные налоговые режимы.
Основные налоги, уплачиваемые организациями при ОСНО:
- налог на прибыль организаций (20%).
- НДС (ставки 18%, 10%, 0%).
- налог на имущество организаций (ставка устанавливается региональным законодательством, но не более 2.2%).
- иные федеральные, региональные и местные налоги в случае наличия объекта налогообложения (НДПИ, акцизы, земельный налог, и пр.).
Специальные налоговые режимы для субъектов МСБ:
1. Единый налог на вмененный доход (ЕНВД);
2. Упрощенная система налогообложения (УСН);
3. Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН);
4. Патентная система налогообложения;
5. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
Каждым внебюджетным фондом управляет соответствующий институт: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования и т.д. Они разрабатывают планы по соответствующим денежным фондам, а представительные и исполнительные органы власти и Президент РФ утверждают их.
Исполнение бюджетов государственных социальных внебюджетных фондов осуществляется Министерством по налогам и сборам и Федеральным казначейством РФ (отдельно от поступлений и расходов государственного бюджета).
ООО «Электроцентр» занимается продажей качественной кабельно-проводниковой и светотехнической продукции, высоковольтного и низковольтного оборудования, насосов и электродвигателей, линейной арматуры для СИП, блочных КТП, ячеек КСО и ЩО-70, а также собственное производство аксессуаров для прокладки кабеля.
С каждым годом увеличиваются показатели прибыли, что положительно отражается на финансово-экономической деятельности предприятия.
Динамика статей актива баланса ООО «Электроцентр» показала увеличение показателя оборотных активов в 2014 году по сравнению с 2013 годом. В 2015 году по сравнению с 2014 годом происходит увеличение внеоборотных активов (за счет покупки основных средств) и снижение оборотных активов (за счет снижения всех групп оборотных активов).
Динамика статей пассива баланса ООО «Электроцентр» показала увеличения показателей пассива в 2014 году. В 2015 году происходит резкое снижениие краткосрочных обязательств (за счет снижения кредиторской задолженности) и увеличения капитал и резервы (за счет увеличения нераспределенной прибыли).
В 2014 году повышение было коэффициента абсолютной ликвидности, в 2015 году коэффициента быстрой ликвидности.
В качестве режима налогообложения ООО «Электроцентр» выбрало общий режим.
Организация налогообложения ООО «Электроцентр» осуществляется в соответствии с учетной политикой. Учетная политика ООО «Электроцентр» для целей налогообложения введена приказом директора в 2014 году.
ООО «Электроцентр», находясь на общем режиме налогообложения, и уплачивает в бюджет 4 налога: налог на прибыль организаций, НДС, транспортный налог и налог на имущество организации.
В целях исчисления НДС ООО «Электроцентр» применяет ставку 18 %. Ежемесячно предприятие определяет сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет, для этого бухгалтер ООО «Электроцентр» формирует книгу покупок и продаж в программе 1 С: Предприятие.
С каждым годом происходит увеличение суммы НДС к уплате в бюджет за счет увеличения налоговой базы исчисленной к оплате.
ООО «Электроцентр» определяет сумму налога на прибыль самостоятельно нарастающим итогом с начала года. Для этого умножает налогооблагаемую прибыль на ставку налога.
Ставка налога на прибыль ООО «Электроцентр» - 20 %.
ООО «Электроцентр» на основании п. 3 ст. 286 НК РФ уплачивает только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода.
ООО «Электроцентр» использует метод начисления. Доходы от реализации считаются полученными в том периоде, когда они имели место, независимо от того, когда фирма получит деньги или иное имущество в счет оплаты.
Динамика налога на прибыль ООО «Электроцентр» показала тенденцию роста. В 2014 году по сравнению с 2013 годом был значительный скачок (в 4 раза) за счет произошедшего неравномерного роста выручки и себестоимости продаж, такая же динамика (в 4 раза) произошла в 2015 году.
Объектами налогообложения транспортного налога ООО «Электроцентр» являются транспортные средства.
Сумму транспортного налога ООО «Электроцентр» определяет самостоятельно. Она зависит от типа транспортного средства и мощности его двигателя. Мощность двигателя измеряется в лошадиных силах. Транспортный налог в бюджет уплачивается один раз в год.
Сумма транспортного налога в 2014 году не изменялась, так как количество транспорта в организации и ставки в республике Татарстан не изменились. В 2015 году сумма транспортного налога увелиилась до 36000 рублей за счет покупки грузового фургона MAN LE 160-C. Ставки по транспортному налогу в республике Татарстан не изменились.
Налогом на имущество облагается все движимое и недвижимое имущество компании.
В течение года юридические лица уплачивают авансовые платежи по налогу на имущество за каждый отчетный период.
В 2015 году налог на имущество составил 39816,81 рубль. В 2013-2014 годах налога на имущества не было из-за его отсутствия.
Наибольшую часть уплачиваемых налогов ООО «Электроцентр» занимает НДС более 60 %, наименьшую налог на имущество меньше 1 %. Динамика начисленных страховых взносов ООО «Электроцентр» в 2013-2015 гг. показала, что в 2014 г. отчисления снизились на 7,14 %, в 2015 г. на 10,80 % за счет снижения фонда оплаты труда.
Определение и грамотное применение элементов учетной политики являются непременным условием эффективного налогового планирования.
С 2015 года стало возможным откладывать вычеты по НДС на будущие кварталы. Налоговые вычеты, предусмотренные п. 2 ст. 171 НК РФ, могут быть заявлены в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет.
ООО «Электроцентр» производит уплату налога на прибыль методом начисления.
Облагаемая база возникает после перехода права собственности на продукцию от продавца покупателю. При этом не имеет значения, были ли они оплачены. Данную проблему стоит решать так нужно указать в договоре купли- продажи условие - переход права собственности на проданные товары от контрагента лишь после их оплаты. До этого они будут расцениваться как собственность компании-продавца.
С целью минимизации налога на имущество стоит покупать имущество по частям. Основные средства (самое дорогостоящее имущество компании) должны амортизироваться. Следовательно, включена их стоимость будет в налоговые затраты в ООО «Электроцентр» довольно длительный период (3-5 лет в среднем).
Способы оптимизации страховых взносов.
1. Заключение договора гражданско-правового характера. Выплаты по договорам гражданско-правового характера не облагаются взносами в ФСС России.
2. Заключение ученического договора. Оплата обучения, производимая работодателем в рамках ученического договора, который не является трудовым или гражданско-правовым договором на выполнение работ, оказание услуг, не облагается страховыми взносами.
3. Выплата работникам компенсаций.
1. Бюджетный кодекс РФ / Федеральный закон от 31 июля 1998. // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3823.
2. Налоговый кодекс РФ. Часть первая / Федеральный закон РФ от 31 июля 1998 г. №146- ФЗ (с последними изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - №31. - Ст. 3824.
3. Налоговый кодекс РФ. Часть вторая / Федеральный закон РФ от 5
августа 2000 г. № 117 (с последними изменениями и дополнениями) //
Собрание Законодательства РФ. - 2000. - №32. -Ст.3340.
4. Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - № 30. - Ст. 3738
5. Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3803.
6. Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 № 167-ФЗ // Консультант плюс.
7. Приказ Минздравсоцразвития России от 18.11.2009 № 908н «Об утверждении Порядка учета страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, пеней и штрафов, расходов на выплату страхового обеспечения и расчетов по средствам обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» // Российская газета. - № 12. - 2010.
8. Абанина С. С. Единый сельскохозяйственный налог: правовое регулирование, бухгалтерский учет. Налогообложение/ С. С. Абанина, М. В.
Абанин. - М.: ЗАОЮстицинформ, 2015. - 203 с.
9. Алиев Б., Мусаева Х. Налоги и налоговая система Российской Федерации. М.: Юнити-Дана, 2014. - 440 с.
10. Балабанов, Т.И. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта. - М.: Финансы и статистика, 2015. - 112с.
11. Безверхая В. В. Налоговый контроль в современных условиях развития налоговой системы// Экономика и политика. 2014. № 1 (2). С. 18-21.
12. Бюджетная система России / под ред. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2015. - 591 с.
13. Бюджетная система России: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. Г.Б. Поляка. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2013. - 703 с.
14. Воробьева Е. В. Современное налоговое администрирование: контролируемые сделки и взаимозависимые лица// Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Экономика и управление.
2015. № 5. С. 15-18.
15. Гончаренко Л. И. Налоги и налогообложение. М.: Юрайт, 2015. - 544 с.
16. Государственные и муниципальные финансы / под ред. Г.Б. Поляка.-- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.- 375 с.
17. Денежно-кредитная и финансовая системы. Учебник/под ред. М.А. Абрамовой, Е.В. Маркиной.- М.: Кнорус, 2014.- 448 с.
18. Евстигнеев Е. Н., Викторова Н. Г. Налоги и налогообложение. М.: Проспект, 2014. - 520 с.
19. Задёра О. А. Совершенствование методики оценки результативности налогового контроля// Успехи современного естествознания. 2014. № 11. С. 60-63.
20. Захаров И.В. Бухгалтерский учет и анализ: учебник для академического бакалавриата / И.В. Захаров, О.Н. Калачева; под ред. И.М. Дмитриевой. - М.: Юрайт, 2015. - 424 с.
21. Комментарий к Налоговому Кодексу Российской Федерации. Части 1, 2 (постатейный) / А. Борисов. - М.: Книжный Мир, 2014. - 928 с.
22. Крохина Ю.А. Налоговое право / Ю.А. Крохина. - М.: Юнити-Дана, 2014. - 464 с.
23. Малис Н. И. Налоговый потенциал специальных налоговых режимов// Финансовый журнал. 2013. № 1. С. 73-81.
24. Маршавина Л. Я., Чайковская Л. А. Налоги и налогообложение. М.: Юрайт, 2014. - 504 с.
25. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / К. Г. Нахапетян, Г. И. Ефимов, И. В. Вдовин. - Москва: Спутник, 2015. - 115 с.
26. Налоги и налогообложение: Учебное пособие /А. Е. Суглобов, Н. М. Бобошко. - Москва: Юнити, 2015. - 543 с.
27. Насырова, Г. А. Формы и инструменты государственного регулирования страховой деятельности / Г.А. Насырова // Страховое дело. - 2011. - №8. - C. 41.
28. Насырова, Г. А. Формы и инструменты государственного регулирования страховой деятельности / Г.А. Насырова // Страховое дело. -
2013. - №8. - C. 41.
29. Пансков В. Г. Налоги и налогообложение. М.: Юрайт, 2014. - 378 с.
30. Поляк Г. Б. Налоги и налогообложение. М.: Юрайт, 2015. - 474 с.
31. Полякова В.М. Обзор изменений в налоговом администрировании деятельности индивидуальных предпринимателей в 2014 году// Наука и Мир.
2014. Т. 2. № 4 (8). С. 46-49.
32. Пятаков В.А. Налогообложение и налоговое право / В.А. Пятаков. - М.: А-Приор, 2012. - 680 с.
33. Тлисов А. Б. Компаративный анализ налогового стимулирования малого и среднего бизнеса в России и за рубежом / А. Б. Тлисов, Н. Н. Татаренко // Молодой ученый. - 2014. - №2. - С. 552-556.
34. Финансы: учебник / коллектив авторов; под ред. Е.В. Маркиной. - М.: КНОРУС, 2014. - 432 с.
35. Чижевкий В. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об Административных правонарушениях (постатейный) / В. Чижевский. - М.: Книжный мир, 2014. - 1104 с.
36. Шеремет, А.Д., Сайфулин, Р.С. Методика финансового анализа. Учебное пособие. - М.: ИНФРА - М, 2012. - 171 с.