ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РАБОТНИКА 13
1.1 Генезис теоретических подходов к определению конкурентоспособности работника 13
1.2 Структура и состав элементов конкурентоспособности работника (работников) как комплексной характеристики 42
1.3 Мотивационное значение повышения конкурентоспособности работника (работников) на рынке труда 62 ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РАБОТНИКА НА ВНУТРЕННЕМ И ВНЕШНЕМ РЫНКЕ ТРУДА 79
2.1 Математическое моделирование конкурентоспособности как комплексной характеристики объекта исследования 79
2.2 Методика измерения конкурентоспособности работника на внутреннем или внешнем рынке труда 96
2.3 Оценка конкурентоспособности работника на внутреннем или внешнем рынке труда 122 ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ПОВЫШЕНИЕМ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РАБОТНИКА 136
3.1 Выбор стратегии повышения конкурентоспособности работника на рынке труда 136
3.2 Управление конкурентоспособностью работника на внутреннем и внешнем рынке труда 156
3.3 Апробация методики оценки конкурентоспособности работников на промышленных предприятиях 179 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 202 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 206 ПРИЛОЖЕНИЕ 221
Конкурентоспособность - явление, привлекающее внимание ученых раз¬личных школ и направлений. Для России проблема конкурентоспособности возникла сразу с началом рыночных реформ и остается актуальной на макро-, мезо- и микроуровнях исследования.
Направления развития общественных наук во многом определяются уровнем развития общества, в частности, общественным строем. Так, в условиях плановой экономики основной формой оценки персонала предприятия, а значит и работников в целом, являлась аттестация работников и их рабочих мест согласно установленным нормам и нормативам. В данном случае оценивалось соответствие работника рабочему месту или занимаемой должности. Переход отечественной экономики к рыночной модели, сопровождаемый сменой общественной формации, потребовал от экономической науки качественно новых теоретических разработок, способных описать и объяснить протекающие в обществе социально-экономические явления. В частности, такой потребностью явилось и введение понятия «конкурентоспособность работника».
Действительно, сегодня уже совершенно очевидно, что достижение конкурентоспособности предприятия и выпускаемой им продукции, как на отечественном, так и на мировом рынке немыслимо без технико-технологического обновления производства, без использования прогрессивных, высокоэффективных методов организации производственных процессов. Кроме того, в последние годы резко обострились проблемы обеспечения безопасности производства и его экологии. Соответствие используемых технологий возросшим требованиям по данным критериям во многом стало определять уровень конкурентоспособности отечественных предприятий.
В тоже время эффект любых изменений на предприятии, будь то внедрение новых технологий или прогрессивные организационно-экономические пре¬образования, может быть достигнут только при соответствующем подкреплении людскими ресурсами. Люди представляют конкурентное богатство предприятия, которое надо развивать вместе с другими ресурсами, чтобы достичь стратегических целей. Сегодня во всем мире конкурентоспособность предприятия наряду с технологиями и методами организации производства, определяют обеспеченность квалифицированной рабочей силой, степень мотивации персонала, организационные структуры и формы работы, позволяющие достичь высокого уровня конкурентоспособности работников. Таким образом, только на пересечении трех составляющих (конкурентоспособные технологии, конкурентоспособные методы организации производства и труда, конкурентоспособный персонал) возможно достижения конкурентоспособности предприятия в целом, что, в свою очередь, является залогом его эффективной работы.
Рассмотрение понятия «конкурентоспособности» в отношении отдельно взятого работника не менее актуально. Изменения, происходящие в экономике и политике на различных уровнях управления, с одной стороны, создают большие возможности для развития личности, с другой стороны, несут в себе серьезные угрозы устойчивости существования человека, вносят значительную степень неопределенности в его жизнь. Рынок, создавая гибкую систему мотивационных механизмов интенсивного и высокопроизводительного труда, вместе с тем не гарантирует права на труд, доход, образование, социальную защиту, здоровье и т.д. Сегодня практически полностью отсутствуют государственные гарантии занятости, социальной защиты, значительно ослаблена поддержка государства, в частности, в области совершенствования профессионального мастерства, укрепления здоровья, решения бытовых проблем. В таких условиях степень социальной устойчивости отдельных работников, а также социально-профессиональных групп, работающих на реформируемом рынке труда (внутри предприятия и за его пределами) определяются уровнем их конкурентоспособности.
Высокий уровень конкурентоспособности работников, с одной стороны, является одним из условий эффективной деятельности предприятия. С другой стороны, он обеспечивает его обладателям определенный уровень личной экономической безопасности и социальной устойчивости.
Проблемы исследования конкурентоспособности различных субъектов и объектов рыночных отношений интересуют как западных, так и отечественных экономистов. Для западных стран, имеющих развитую рыночную экономику, данный вопрос наиболее актуален. Вопросы конкурентоспособности национальных экономик, а значит, и вопросы конкурентоспособности человеческих ресурсов являются первостепенными в экономической политике этих стран. Для разрешения этих вопросов при правительствах создаются специальные координационные советы по конкурентоспособности. Безусловно, такой практический интерес к конкурентоспособности порождает множество научных проблем теоретического характера. Так, в научной литературе отмечается дуалистичность в представлении конкурентоспособности субъекта или объекта рыночных отношений (работника), что порождает определенную неясность в представлениях о конкурентоспособности исследуемого объекта, а так же о конкурентоспособности так таковой, т.е. о конкурентоспособности как о факторе, как о явлении, как о свойстве, как о принципе и т.п.
В настоящем диссертационном исследовании дополнены теоретические представления о понятии «конкурентоспособность работника» и выделены два подхода к рассмотрению данного понятия. Сформировано представление о конкурентоспособности (в целом), как об оценочной экономической категории и дано соответствующее определение. В результате анализа научной литературы и периодических изданий определены и классифицированы факторы конкурентоспособности работника, на основании чего выделены и структурированы элементы и компоненты конкурентоспособности работника как комплексной характеристики.
1. Абакумова Н.Н. Экономика и социология труда / Н.Н. Абакумова — Новосибирск: Изд-во НГАЭиУ, 1997. - 287с.
2. Адамчук В.В. Экономика и социология труда / В.В. Адамчук, О.В. Ромашов, М.Е.Сорокина- М.: ЮНИТИ, 2001. -407с.
3. Адрианов В.Д. Россия в мировой экономики: сравнительная конкуренто-способность / В.Д. Адрианов// Международная жизнь, 2000. - №8-9. - с. 118- 133.
4. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика / Г.Л. Азоев - М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. - 208с.
5. Александрова А.Б. Конкурентоспособность молодежи на рынке труда в контексте переходного общества / А.Б. Александрова // Социология. 1998. № 2.
- С.76-81.
6. Алексанрова А.Б. Конкурентоспособность молодежи на рынке труда в конце переходного общества / А.Б. Александрова // Социология. - 1998. - №2. - С.76-81
7. Базарова Т.Ю. Управление персоналом: учебник для вузов / Т.Ю. Базаро¬ва, Б.Л. Еремина; под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. - М.: Банки и биржа, ЮНИТИ, 1998.-423с.
8. Бакуменко М. Подготовка конкурентоспособных специалистов / М. Бакуменко, Н. Шабапина // Человеческие ресурсы. 1999. № 1-2. -С.47-48.
9. Бакушенко М. Подготовка конкурентоспособных специалистов / М. Бакушенко, Н. Шабапиной // Человеческие ресурсы. - 1999. - №1-2. — С.47- 48
10. Баргольц С.Б. Экономический анализ хозяйственной деятельности пред¬приятий и объединений / Под ред. С.Б. Баргольц, Г.М. Тация, - М.: Финансы и статистика, 1986. - 408с.
11. Белейчева А. Послевузовская аттестация - новый взгляд на проблему подбора персонала / А. Беляйчева, Е. Гаффорова // Управления персоналом. - 2003. -№1.-С.28-31.
207
12. Бешелев С.Д. Математико-статистические методы экспертных оценок / С.Д. Бешелев, Ф.Г. Гурвич. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Статистика, 1980. - 263с.
13. Богарева Т. Как повышать конкурентоспособность организации / Т. Богарева // Управление персоналом. - 2003. - №4. - С.38-39.
14. Богомолова Т.Ю. Влияние мобильности населения по доходам на изме¬нение неравенства в их распределение / Т.Ю. Богомолова, B.C. Топилина, П.С. Ростовцев // Проблемы прогнозирования. - 2002. - №2.
15. Бойдаченко П. Аттестация персонала (Опыт комплексной оценки персо¬нала в ОАО «Газавтоматика», ОАО «Газпром») / П. Бойдаченко // Кадровик. - 2003. - №5.-С. 17-22.
16. Брагин В. Оценка естественного уровня безработицы в России в 1994- 2003 гг.: эмпирический анализ / В. Брагин, В. Осаковский // Вопросы экономи¬ки, 2004. -№3.-С.95-104.
17. Бронштейн И.Н. Справочник по математике для инженеров и учащихся втузов / И.Н. Бронштейн, К.А. Семенделяев; справочник, 15-е изд. - М.: Наука. Физматлит, 1998. - 608с. - ISB№5 - 02-015115-7
18. Буланова В.С Рынок труда: учебник / B.C. Буланова и Н.А. Волгина; под. ред. B.C. Буланова и Н.А. Волгина. - М.: Экзамен, 2000. - 448с.
19. Былков В.Г. Маркетинговая стратегия регулирования регионального рынка труда / В.Г. Былков. - Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2000. - 121с.
20. Былков В.Г. Экономические факторы управления системой регионально¬го рынка труда / В.Г. Былков - М.: Изд-во ИГЭА, 1996. - 207с.
21. Ващекин Н.П. Маркетинг / Н.П. Ващекин [и др.]. - М.: МГУК, 1999. - 570с.
22. Винокуров М.А. Трудовые ресурсы региона и рынок труда (на примере Иркутской области) / М.А. Винокуров. - Иркутск: Изд-во Иркут, ун-та, 1991. — 248 с.
23. Вишневская Н.Т. Рынок труда в конце XXI века, основные тенденции / Н.Т. Вишневская // Труд за рубежом. - 2001. - №2. - С.3-26
208
24. Волгин Н.А. Экономика труда: (социально-трудовые отношения) / Под ред. Н.А. Волгина, Ю.Д. Одегова. - М.: «ЭКЗАМЕН», 2002. - 736 с.
25. Воловская Н.М. Экономика и социология труда: учеб. пособие / Н.М. Воловская. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2001. -204с.
26. Воронов А. Производительность труда и конкурентоспособность: две стороны одной медали / А. Воронов // Человек и труд. - 2002. - №12. - С.66-69
27. Гарузова JI. Мировой рынок занятости / JI. Гарузова П Служба кадров. -
2002. №10'
28. Гельвановский М.И. Национальная конкурентоспособность: понятия, факторы, показатели / М.И. Гельвановский, В.М. Жуковская, И. Трофимова, Н. Чертков // Вопросы статистики, 1999. - №12. - с. 15-21.
29. Гельвановский М. Конкурентоспособность в микро-, мезо-, и макроуров- невом измерение / М. Гельвановский, В. Жуковская, И. Трофимова // Россий¬ский экономический журнал. - 1998. - №3. - С.67-77
30. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: учеб. для вузов / Б.М. Генкин. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательская группа НОРМА- ИНФРА-М, 1999.-412с.
31. Генкин Б.М. Основы управление персоналом: учеб. для вузов / Б.М. Ген¬кин [и др.]; под ред. Б.М. Генкина. - М.: Высш. шк., 1996. - 383с.
32. Гимпельсон В. Реструктурирование занятости на российских предприяти¬ях / В. Гимпельсон, Д. Липпольдт // Мировая экономикка и международные от¬ношения. - 1996. - №7. - С.25-21
33. Гимпельсон В.Е. Дефицит квалификации и навыков на рынке труда: не¬достаток предложения, ограничения спроса или ложные сигналы работодате¬лей? / В.Е. Гимпельсон. - Препринт WP/3/2004/01 - М.: ГУ ВШЭ, 2004. — С. 7
34. Гиппенрейтер Ю.Б. Психология индивидуальных различий / Ю.Б. Гип- пенрейтер, В.Я. Романова. - М.: JePo, 2000. - 776с, (Серия: Хрестоматия по психологии).
209
35. Глущенко Е.В.Тихонравов Ю.В. Теория управления: учебный курс / Глу¬щенко Е.В., Захараво Е.В., Ю.В. Тихонравов. - М.: Весник, 1997. - 336с.
36. Голоденко В. Им тяжело конкурировать со здоровыми / В. Голоденко // Профсозы и экономика. - 1993.- №1. - С.37-41
37. Горев В.П. Конкурентное преимущество фирмы: учебник пособие / В.П. Горев. - Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2000. - 80с.
38. Горемыкин В.А. Экономическая стратегия предприятия: учебник /
В.А. Горемыкин, О.А. Богомолов. - М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», «Рилант», 2001. - 506с.
39. Греф Г. Программа правительства на ближайшие три года. / Г. Греф // Экономика. Право. Менеджмент. — 2003. - №25. - С.5-6
40. Грицанов А.А. Всемирная энциклопедия: философия / А.А. Грицанов; главн. науч. сост. А.А. Грицанов. - М.: ACT. Мн.: Хорвест, Современный лите¬ратор, 2001. - 1312с.
41. Грицанов А.А. Новейший философский словарь / А.А. Грицанов; сост.
А.А. Грицанов. - Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998. - 896с.
42. Даниленко Н.Н. Влияние развития сферы услуг на состояние занятости населения: Учеб. пособие / Н.Н. Даниленко. - Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2002. - 75с.
43. Даниленко Н.Н. Маркетинговый полход в регулировании рынка труда / Н.Н. Даниленко: Условия жизнеобеспечения в регионе и НТП:Материалы к об¬суждению республ. конф. - Иркутск, 1991. - С.80-82
44. Даниленко Н.Н. Эффективная занятость: учеб. пособие / Н.Н. Даниленко.
- Иркутск: Изд-во ИГЭА, 1997. - 88с.
45. Егоршин А.П. Управление персоналом: учеб. / А.П. Егоршин. - Н. Нов¬город: НИИБ, 1997. - 607с.
46. Елисеева И.И. Общая теория статистики: учеб. / И.И. Елисеева, М.М. Юзбашева; под ред. И.И. Елисеевой. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Фи¬нансы и статистика, 2004. - 456с.
210
47. Ельцин Б.Н. Россия на рубеже эпох. Ежегодное послание Президента / Б.Н. Ельцин //Российская газета, 31 марта 1999
48. Забродин Ю. Качество персонала - успех российских реформ / Ю. Забродин // Служба кадров. - 2000. - №9. - С.8-12
49. Зарубина Ю.В. Обеспечение конкурентных преимуществ на макро- и ме- зоуровнях экономических систем: автореферат диссер. на соискание ученой степени канн. эк. Наук / Ю.В. Зарубина. - Иркутск, БГУЭП, 2003. - 24с.
50. Ивановская JI. Конкурентоспособность управленческого персонала / JT. Ивановская, Н. Суслова // Маркетинг. - 1999. - №6. - С.35-46
51. Ивлев Ю.В. Логика: учебник для вузов / Ю.В. Ивлев; 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 2001. - 272с.
52. Ильин А.И. Планирование на предприятии: учеб. пособие. В 2 ч. Ч 1. Стратегическое планирование / А.И Ильин. - Мн.: ООО «Новое знание», 2000. -312с.
53. Инвестиции в человека - генератор развития // Служба кадров. - 2002. - №2. - С.3-6
54. Иноземцев В. Цель и структура корпорации как основы ее конкуренто¬способности / В. Иноземцев // Проблемы теории и практики управления, 2001. - №3. с.63-68
55. Иноземцев В.Л. «Класс интеллектуалов» в пост индустриальном общест¬ве / В.Л. Иноземцев // Социологические исследования. - 2000. -№6. - С.67-77.48
56. Иозайтис B.C. Экономико-математическое моделирование производст¬венных систем: учеб. пособие / B.C. Иозайтис, Ю.А. Львов. - М.: Высш. шк., 1991.- 192с.
57. Исакова К. Японские методы управление качеством / К. Исакова. - М.: Экономика, 1988.-215с.
58. Капелюшников Р.И. Какой рынок труда нужен российской экономики? Перспективы реформирования трудовых отношений / Р.И. Капелюшников и др.: Сб. статей. - М.:ОГИ, 2003. - 128с.