ВВЕДЕНИЕ 3
1. МЕСТНЫЕ НАЛОГИ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
СТРАНЫ 6
1.1. Местные налоги в налоговой системе Российской
Федерации 6
1.2. Роль местных налогов в обеспечении деятельности органов местного
самоуправления 13
1.3. Развитие и реформирование местных налогов и сборов 19
2. АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ И НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В
МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ НА ПРИМЕРЕ ООО "РЕКЛАМНОЕ АГЕНТСТВО АРТИ" 26
2.1. Характеристика финансово-хозяйственной деятельности ООО
«Рекламное агентство АРТИ» 26
2.2. Анализ налоговой нагрузки ООО «Рекламное агентство
АРТИ» 32
2.3. Методика расчета, порядок уплаты в бюджет местных налогов ООО
"Рекламное агентство АРТИ" 36
2.4. Направления совершенствования местных налогов в Российской
Федерации и рекомендации по их развитию 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
Конституция России гарантирует право граждан на местное самоуправление - решение вопросов местного значения самостоятельно без вмешательства органов государственной власти. Органы местного самоуправления составляют самостоятельный уровень управления обществом, имеют определенную структуру, функции, права и обязанности, а также несут ответственность за их реализацию перед населением конкретной территории.
Органы государственной власти, в том числе субъектов Федерации, вправе осуществлять управленческое воздействие на муниципальное самоуправление только посредством издания нормативно-правовых актов в пределах своей компетенции. Цель создания и функционирования местного самоуправления - обеспечение дополнительных гарантий граждан на внесение своего вклада в решение вопросов местного значения, будучи выражением и формой демократии, местное самоуправление конкретизирует и расширяет права и свободы граждан.
В соответствии с Конституцией России предоставление органам местного самоуправления определенных прав и полномочий влечет за собой и передачу им соответствующих обязанностей, а также доли ответственности за все происходящее на подведомственной им территории. Муниципалитеты в полном объеме выполняют задачи по решению вопросов местного значения. Реализация законодательно закрепленного права каждого административно-территориального образования на экономическую самостоятельность немыслима без наличия у каждого органа власти собственного бюджета и права его составления, утверждения и исполнения без вмешательства извне.
Решение большого количества возложенных на нецентральные уровни управления задач требует от местных органов иметь источники доходов. К таким источникам, в первую очередь, относятся местные налоги.
Отсутствие в юридической науке теоретического фундамента для построения системы местных налогов и сборов негативно влияет на качественный уровень принимаемых нормативных правовых актов, создание единой базы налогового регулирования органами государственной власти и местного самоуправления и реализацию ими на практике положений законов и подзаконных актов. Теоретические основы местного налогообложения являются наиболее слабо отработанной областью налогового и финансового права, поскольку анализ основных положений, касающихся общих вопросов налогообложения, осуществляют применительно ко всей системе налогов и сборов без учета их правовой природы, особенностей установления и взимания.
Актуальность выбранной темы связана с изменениями в налоговом кодексе, введенными ФЗ № 382 от 29.11.2014г. и вступившими в силу с 1 января 2015г.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы была изучена и проанализирована предпринимательская деятельность ООО «Рекламное агентство АРТИ», которое применяет общую систему налогообложения.
Целью выпускной квалификационной работы является тщательное исследование особенностей формирования, методики расчета и порядка уплаты местных налогов, а также выявление путей совершенствования и рекомендаций по их развитию на примере ООО «Рекламное агентство АРТИ».
Для реализации цели поставлены следующие задачи:
- изучить формирование местных налогов;
- изучить методику расчета и порядок уплаты в бюджет местных налогов;
- рассмотреть теоретические основы взимания местных налогов;
- проанализировать налоговую нагрузку предприятия и налоговые поступления в местный бюджет на примере ООО «Рекламное агентство АРТИ»;
- провести анализ технико-эконмических показателей деятельности ООО «Рекламное агентство АРТИ»;
- определить пути совершенствования местных налогов Российской Федерации;
- выработать рекомендации по развитию местных налогов.
Предметом исследования являются местные налоги, уплачиваемые организацией.
Объектом исследования является ООО «Рекламное агентство АРТИ», на примере которого будет продемонстрировано исчисление местных налогов, уплачиваемых организацией, а также представлен и сам расчет данного налога.
В процессе исследования и решения поставленных задач были использованы и применялись следующие общенаучные и частные научные методы познания: экономико-математические методы, статистическое
наблюдение, анализ, сравнительные методы, что позволило получить достоверные научные знания и наиболее полно организовать научный поиск для достижения цели и решения поставленных задач.
В ходе проведенного исследования в выпускной квалификационной работе сделан ряд теоретических и практических выводов.
В связи с отменой большинства региональных и местных налогов актуальным становится вопрос о дополнительном финансировании региональных и местных бюджетов, по причине того, что доля региональных и местных налогов слишком мала для самостоятельного функционирования регионов на эти средства.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы была изучена и проанализирована предпринимательская деятельность ООО «Рекламное агентство АРТИ», которое применяет общую систему налогообложения.
Место нахождения и фактического осуществления финансово¬
хозяйственной деятельности: 420107, Татарстан Республика, г. Казань, ул.
45
Островского, 67 - 315 офис, 3 этаж.
Основным видом деятельности организации является рекламная деятельность (ОКВЭД: 74.40).
На основе анализа основных технико-экономических показателей предприятия и их динамики за 2013 - 2015 гг. можно сделать выводы о том, что в целом состояние предприятия оценивается хорошо. Это обусловлено повышением платежеспособного потребительского спроса на услуги предприятия, о чем свидетельствует динамика основных показателей ООО «Рекламное агентство АРТИ».
Проведенные в работе теоретические и практические исследования позволили достичь поставленных целей и сделать следующие ниже выводы о формировании, методике расчета и порядка уплаты местных налогов.
Сравнив показатели прибыли до налогообложения и прибыли от реализации видно, что за рассматриваемый период времени (2013-2015 гг.) значительная величина прибыли от реализации товаров, работ, услуг весьма благоприятно сказалась на чистой прибыли предприятия. Несмотря на то, что предприятие начало осуществлять деятельность с конца 2-ого квартала 2013 г., показатели финансово-хозяйственной деятельности, по итогам года, весьма неплохие для начала.
Снижение рентабельности продаж в 2014 г. относительно 2013 г. составило 52,84% и определяется величиной 17,03% против 36,11% в 2013 г. Это обусловлено темпом роста себестоимости реализации относительно роста прибыли от реализации.
Увеличение рентабельности продаж по итогам 2015 г. относительно 2014 г. составило 1,88% и определяется величиной 17,35%. Такое увеличение рентабельности услуг предприятия обусловлено не столько повышением прибыли от реализации, сколько снижением темпа роста себестоимости реализации относительно роста прибыли от реализации.
В итоге можно сказать, что ООО «Рекламное агентство АРТИ» на настоящий момент является стабильно работающим предприятием в своей отрасли.
Проанализировав структуру и динамику налоговых платежей и рассчитав их удельный вес в общей сумме налогов, подлежащих уплате в бюджет, можно сказать, что наибольшую долю среди налоговых платежей, подлежащих уплате в бюджет в 2013 г., составляют налог на прибыль организации (47,56%), затем налог на доходы физических лиц (33,88%), и наименьшую долю налоговых платежей занял налог на добавленную стоимость, который составил 18,56% от общей суммы налога.
Наибольшую долю среди налоговых платежей, подлежащих уплате в бюджет в 2014 г., составил налог на прибыль организации 47,41%, затем налог на доходы физических лиц (35,22%), НДС составил 14,68%. Наименьшую долю среди налоговых платежей составил земельный налог - 2,69%.
Наибольшую долю среди налоговых платежей, подлежащих уплате в бюджет по итогам 2015 г., составляют также федеральные налоги, а именно: налог на прибыль организации (49,82%) и налог на доходы физических лиц (34,17%) и только потом НДС - 14,20%. Наименьшую долю налоговых
платежей, подлежащих уплате в бюджет, составил местный налог. Процент земельного налога составил 1,81% от общей суммы налога, подлежащей уплате в бюджет за 2015 год.
Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что наибольшую долю среди налоговых платежей занимают федеральные налоги и лишь небольшой процент от общей суммы налога, подлежащей уплате, приходится на местный налог [2].
По расчетам с бюджетом предприятие не имеет просроченных задолженностей по окончанию отчетного периода, а также налоговых взысканий, пеней, штрафов и т.п. Все налоги уплачены в соответствии с установленными сроками.
Рассчитав налоговую нагрузку на предприятие, можно сказать, что
налоговая нагрузка на предприятие достаточно низкая. В 2013 году налоговая нагрузка на организацию составила 8,56%, в 2014 году 3,23% и по итогам 2015 г. - 4,26%.
Рассчитав сумму земельного налога, подлежащего уплате в бюджет, за земельный участок, находящийся в собственности ООО «Рекламное агентство АРТИ», с кадастровой стоимостью 369 000 руб., сумма земельного налога, подлежащего уплате в местный бюджет за 2014 год, составила 4 059 рублей. (369 000 x 1,1% = рублей).
В связи с тем, что в 2015 году ставка по земельному налогу в г. Набережные Челны составляла также 1,1%, сумма земельного налога ООО «Рекламное агентство АРТИ» за 2015 г. составила также 4 059 руб.
В качестве предложений по оптимизации функционирования и развитию местной налоговой системы предлагаем следующее:
- закрепить за местными бюджетами отдельные налоги, достаточные для формирования их доходов в размере не менее 70% от объема минимальных расходных полномочий. Причем долю субфедеральных, в том числе и муниципальных, органов в налоговых поступлениях следует закрепить законодательно, чтобы предотвратить неформальные согласования;
- обеспечить полное финансирование из федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации расходных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов федерации на местный уровень;
- довести долю доходов (и прежде всего собственных) местных бюджетов в консолидированном бюджете страны до уровня не менее 25%.
Все эти меры привели бы к реальному улучшению условий жизни населения, повышению качества общественных услуг, укреплению традиционной политической демократии и институтов гражданского общества, росту эффективности бюджетных расходов.
Местный уровень должен иметь в качестве «закрепленных» такие налоги, на которые могут реально влиять органы местного самоуправления. Это будет 48
стимулировать увеличение налогового потенциала территорий и обеспечивать стабильное, соответствующее возложенным на местное самоуправление функциям, поступление доходов.
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ. [Справочная правовая система «КонсультантПлюс»].
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ. [Справочная правовая система «КонсультантПлюс»].
3. Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011 г. № 402- ФЗ. [Справочная правовая система «КонсультантПлюс»].
4. Алексеева, А.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности / А.И. Алексеева, Ю.В. Васильев, А.В. Малеева, Л.И. Ушвицкий. - М.: КноРус, 2011. - 718 с.
5. Сидорова, Н.И. Возможности использования налоговых инструментов для регулирования регионального развития, Проблемы Прогнозирования, Н.И. Сидорова, 2014. - С. 96-107.
6. Астахов, В.П. Бухгалтерский (финансовый) учет / В.П. Астахов. - М.: Юрайт, 2011. - 960 с.
7. Базилевич, О.И. Налоги и налогообложение / О.И. Базилевич, А.З.
Дадашев. - М.: Инфра-М, 2013. - 288 с.
8. Барулин, С.В. Финансы / С.В. Барулин. - М.: КноРус, 2011. - 640 с.
9. Бахрамов, Ю.М. Финансовый менеджмент / Ю.М. Бахрамов, В.В. Глухов. - Спб.: Питер, 2011. - 496 с.
10. Богаченко, В.М. Основы бухгалтерского учета, налогообложения и аудита / В.М. Богаченко, Н.А. Кириллова. - М.: Феникс, 2012. - 288 с.
11. Ван Хорн, Джеймс. С. Основы финансового менеджмента / Джеймс С. Ван Хорн, Джон М. Вахович, мл. - М.: Вильямс, 2010. - 1232 с.
12. Веретенникова, И.И. Экономика организации (предприятия) / И.И. Веретенникова, И.В. Сергеев. - М.: Юрайт, 2012. - 672 с.
13. Герасимова, Л.Н. Управленческий учет. Теория и практика / Л.Н. Герасимова. - М.: Феникс, 2011. - 512 с.
14. Елисеева, Т.П. Экономика и анализ деятельности предприятий / Т.П. Елисеева, М.Д. Молев, Н.Г. Трегулова. - М.: Феникс, 2011. - 480 с.
15. Вылкова, Е.С. Налоговое планирование / Е.С. Вылкова. - М.: Юрайт, 2011. - 640 с.
16. Лысов, Е.А. Особенности регионального налогообложения в России и пути его совершенствования / Бухучет и налоги. 2010. - 289 с.
17. Дадашев, А.З. Налоги и налогообложение в Российской Федерации / А.З. Дадашев. - М.: Инфра-М, 2013. - 240 с.
18. Ефимова, О.В. Анализ финансовой отчетности / О.В. Ефимова, М.В. Мельник, В.В. Бердников, Е.И. Бородина. - М.: Омега-Л, 2012. - 400 с.
19. Жилкина, А.Н. Управление финансами. Финансовый анализ предприятия / А.Н. Жилкина. - М.: Инфра-М, 2012. - 336 с.
20. Ильин, В.В. Финансовый менеджмент / В.В. Ильин, Н.А.
Сердюкова, В.Н. Алексеев, В.Г. Ермилов. - М.: Омега-Л, 2011. - 560 с.
21. Бушмин Е.В. Государственные и муниципальные доходы как составная часть бюджетной системы Российской Федерации: монография / Е.В. Бушмин. - М.: ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2012. - 516 с.
22. Илышева, Н.Н. Анализ финансовой отчетности / Н.Н. Илышева, С.И. Крылов. - М.: Инфра-М, 2011. - 480 с.
23. Ковалев, В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / В.В. Ковалев, О.Н. Волкова. - М.: Проспект, 2010. - 424 с.