Введение
Обзор историографии и источников
1. Глава - Возникновение и развитие идей интеграции в Зап. Европе, России, славянских землях.
1.1. Идеи политической интеграции и сотрудничества в западно-европейской общественно-политической мысли
1.2. Идеи политической интеграции, всеславянства и панславизма в России
1.3. Идеи политической интеграции, всеславянства и панславизма в славянских землях
2. Глава - Генезис и эволюция панславизма и всеславянской идеи в чешских землях (1812 -1930 гг.).
2.1. Историческая эпоха, предшествовавшая появлению панславизма и австрославизма в чешских землях: экономика и политика
2.2. Возникновение панславизма и идей славянской интеграции в Чехии в первой четверти XIX в. «Романтический период» в идеологии всеславянства
2.3. «Критический (одиозный) период» эволюции политического всеславизма и панславизма в Чехии (1830-1848)
3. Глава - Развитие панславизма и идей всеславянства в Чехии с 30-х гг. XIX в. до революции 1848 г.
3.1. Интерпретация панславизма и идей всеславянства представителями консервативного направления чешской. общественно-политической мысли
3
3.2. Славянское единство в представлениях чешских либералов и национал-патриотов в 30-40 гг. XIX в 128
3.3. Идеи всеславянства и панславизма у радикалов в 30-40 гг. 160 XIX в
Заключение 172
Список источников и литературы 177
Приложение
Актуальность исследования. Политический панславизм - явление сложное и особняком стоящее в ряду идей интеграции и славянского
объединения. Появившись в первой половине XIX в. в чешской и словацкой публицистике под воздействием политических событий и на базе литературно-научного взаимодействия славян, панславянские представления получили развитие в политических идеях многих славянских идеологов. Занимая одно из первых мест в истории общественной мысли, исследования идеологии «славизмов» имеют достаточно большое значение для науки. С расцветом общественно-политической и культурной мысли многих Восточно-Европейских стран, в том числе и Чехии, развитие идеи политического сотрудничества стало одной из важнейших проблем.
Особую значимость изучению проблем всеславянства придает большое влияние, которое оказывала славянская идея на развитие национального самосознания и восприятие тесных связей между славянскими народами. В ходе исторического развития Чехия неоднократно была интегрирована в состав различных многонациональных государств, таких как Священная Римская империя, Габсбургская империи, Австро-Венгрия. Идеи политического объединения во многом оказали позитивное влияние на славянское сотрудничество в рамках Чехословакии и социалистической системы. Этот опыт учитывается чехами при вхождении в общеевропейское пространство, а современные интеграционные процессы в Европе придают им политическую актуальность и научную значимость.
Хронологические рамки диссертации охватывают период с начала XIX в. по революцию 1848-49 гг., который традиционно носит название «предреволюционный (предмартовский) период» и характеризуется развитием социально-экономических и политических предпосылок формирования идей славянского объединения. В это время происходит
формирование панславянских представлений о возможности политической интеграции славян, появление самого термина «панславизм». Идеи культурного и литературного панславизма получают дальнейшее развитие в форме политического панславизма. Обоснованием для определения нижней границы временных рамок служат революционные события 1848-1849 гг., ставшие началом принципиально нового идеологического периода в славянской идеологии Целью исследования является изучение генезиса, содержания и значения политического панславизма в чешских землях в первой половине XIX в.
Эта цель позволяет сформулировать конкретные задачи данной работы:
1) раскрыть специфические черты национально-политического развития чешских земель в период раннего нового времени, создавшие предпосылки для возникновения всеславянской идеи;
2) исследовать идеи политического панславизма и всеславянства в Чехии в 30-40-е годы XIX в. в представлениях консерваторов, либералов и радикалов;
3) выявить значение чешского политического панславизма;
4) уточнить терминологически-понятийный аппарат.
Терминология исследования. В связи с вышесказанным следует отметить необходимость исследования, ставящей своей задачей анализ появления термина «панславизм», так как в любой системе важнейшая роль принадлежит основным понятиям этой системы, которые являются ее фундаментом. Рассмотрение интересующего нас явления осложняется тем, что в нем переплетены многие национально-этнические, политические и другие элементы. Расшифровка и трактовка самого термина до сих пор не сведена воедино и не исследована в необходимой степени, что связано с многогранностью и многоаспектностью содержания, вкладываемого в само явление. Вместе с тем, точность и однообразие терминологии имеет огромное значение в любой сфере науки.
Для систематизации и обобщения знаний в данной области нельзя обойтись без упоминания о важнейших понятиях славистики, без которых невозможен системный подход к характеристике исследуемых явлений. Именно поэтому, прежде чем приступать к анализу взглядов конкретных
представителей общественно-политической мысли, необходимо систематизировать терминологию работы.
Центральными понятиями в отечественной и зарубежной славистике являются понятия: славяне, славянская взаимность, славянский вопрос, всеславянство, всеславия, русофильство, славофобия, славизмы, панславизм, славянская идея.
Термин “славяне ” понимается нами как этническая группа, состоящая из отдельных славянских народов - западных, восточных и южных славян, связанных общностью происхождения, родственными языками и относительной близостью территорий.
“Славянская взаимность” - взаимные симпатии славян, обусловленные
этническим родством. Под этим термином мы понимаем представления о
славянской взаимопомощи и взаимоподдержке, в том числе в развитии науки
и культуры, противостоянии враждебным явлениям. Можно согласиться с
ученым-исследователем славянского вопроса Н. Кареевым, считавшим, что
можно констатировать наличие романтической традиции в понимании
«славянской взаимности», которая определялась в 1 пол. XIX в. как
«обращение ученых и писателей одних народностей к культурному и
*!
литературному содержанию родственных племен».
«Славянский вопрос» представляет собой вопрос об освобождении славян от иноземного гнета, денационализации и ущемления национальных прав. “Всеславянство ” - идея единения всех славян. Существует множество различных вариантов всеславянства (например, языковое - при котором
1 Кареев Н. Славянское возрождение, панславизм и мессианизм // История Западной Европы Новое время . - Спб, 1903, Т V, гл. XVII, с. 395-421;
создается общеславянский язык, литературное - взаимное обогащение славянской филологии и определение значимых литературных трудов как общеславянского достояния). В современной отечественной славистике преобладает точка зрения, согласно которой панславизм и всеславянство обозначают одно и то же явление.
“Всеславия ” - государственное объединение, в состав которого входят только славянские страны. “Русофильство” понимается нами как любовь к России, в том числе высокая оценка русских достижений в науке и литературе (крайние выражения этой идеологии - желание перейти под протекторат России). “Славофобия ” - антиславянская идеология, сторонники которой, в противовес славянофилам, не признают ценности славянской культуры.
“Славизмы ” - различные варианты славянских национальных идеологий (австрославизм, панславизм, и др.). “Панславизм ” - синоним термина «всеславизм» - происходит от древнегреческого корня «Рао» - все, весь*2. Аналогично панэллинизму, панславизм подразумевает все идеологии, «относящиеся к всеславянству». В диссертации используется понимание этого термина как обозначения всех вариантов панславизма от осознания этнической близости славян до представлений о культурном объединении, создании общеславянского языка и идей политического сотрудничества славян, концепции политической интеграции в единое государство.
Политический панславизм - явление сложное и особняком стоящее в ряду идей интеграции и славянского объединения. Это идеологическое явление не было однородным и не разрабатывалось специально какими-либо мыслителями. Панславянские идеи были вкраплены в другие политические и общественные теории. .
1) Складывание представлений о политическом панславизме в чешской общественно-политической мысли относится к концу 30-х - началу 40-х годов XIX века. Однако предпосылки возникновения всеславянских идей сложились задолго до этого времени. Окончательно Чехия вошла в состав империи Габсбургов после 1620 г. Как и любое многонациональное государство, Австрия принимала меры по сокращению суверенитета любой провинции с целью добиться лояльности подданных и монолитности империи.
В составе Габсбургской монархии, а затем Австро-Венгрии Чехия занимала приоритетное место, благодаря высокому уровню продолжающегося развития экономики за счет внедрения с конца.XVIII в. новых промышленных технологий производства. Именно эти и другие факторы оказали влияние на благоденствие этого региона. Однако диспропорция в развитии экономики и полное отсутствие прав в политической сфере не могли не вызывать недовольств различных слоев населения. Ущемление, а затем и уничтожение исторических привилегий знати и других сословий создало условия для роста оппозиционных настроений.
Подъем национального самосознания и освободительная борьба народов Центральной и Юго-Восточной Европы стали примером не только для чешских земель. Одной из важных составных частей славянского Возрождения становится идея славянской интеграции. Возникнув во вре¬мена раннего средневековья, она несла в себе представления о
173
духовной и культурной общности славянства, его этнической и языковой близости.
Активное развитие концепции славянской общности относится к началу
XIX в., когда у большинства западных и южных славянских народов на фоне формирования национального самосознания вновь ожило чувство родства, связанное с поиском своих корней. Развитие национальных культур проходило посредством обращения к родственным связям для обеспечения собственного развития в условиях национального гнета. Многие славянские ученые стремились к филологическому сближению славянских языков. Каждый из них вкладывал свое значение в понятие славянской общности, однако именно благодаря этим деятелям славянского Возрождения активно развивалась концепция «культурного панславизма».
2) В 1 половине XIX в. в чешской общественно-политической мысли формировалось понятие «панславизм», ставшее частью идеи славянского единства. Популярность славянской тематики способствовала проникновению идей славянского единства в сферу государственно¬политических интересов и дифференциации представлений консервативного направления относительно национальной политики Австрии в славянских землях, входивших в ее состав.
В представлениях чешских консерваторов (Коловратов, Тунов, Штернбергов, Деймов, Шварценбергов, Кинских) под панславизмом понимался его царофильский вариант, согласно которому важнейшей целью являлось объединение всех славян под властью Российской империи. Пытаясь противостоять популяризации политического панславизма, чешские консерваторы были вынуждены искать альтернативные пути для интеграции интересов Австрии и австрийских славян, что нашло свое отражение в концепции консервативного австрославизма.
Деятельность чешских либералов и национал-патриотов свидетельствует о большом значении, которое они придавали славянским вопросам. Сущность
174
славянских идей заключалась в сплочении славян (в том числе поляков, чехов, словаков) перед лицом германизации. Панславизм понимался, так же как и многими общественными деятелями после подавления польского восстания 1830 г., как политическая идея, целью которой являлась гегемония царской России в славянском мире. Чешские патриоты противопоставляли царофильскому панславизму планы создания славянской федерации по аналогии с североамериканскими штатами.
Власти были склонны видеть в идеях славянского сотрудничества и интеграции опасные противоправительственные настроения и опасаться заимствования антимонархических и демократических воззрений. Сочувствие зарубежным славянам рассматривалось как оппозиционные настроения и поддержка славянских революционных национально¬освободительных движений.
Поэтому в среде чешских патриотов наблюдалось стремление к размежеванию с панславистами и русофилами. Вместе с тем, несмотря на то что представители либерального направления стремились к различению славянской интеграции и панславизма, последний оказывал довольно сильное влияние на теоретические представления о «славянском братстве, общеславянском самосознании и будущем славянском объединении» в концепциях К. Кампелика, К. Гавличека-Боровского, Ф. Палацкого. .
Молодое поколение чешских радикалов (Э. Арнольд, К. Сабина, Й. Фрич, В. Вавра-Гаштальский, Я. Кнедльган-Либлинский, Фр. Гавличек) интересовалось идеями славянского сотрудничества и на практике поддерживало революционные движения в славянских землях. В отличие от либералов радикалы отстаивали идею революционного свержения монархической формы правления и установления республики или федеративной республики, в которой все ее части обладали бы равными правами.
175
Как и многие представители чешского национального движения, они понимали под панславизмом его царофильский прорусский вариант. Данный вариант общеславянского объединения был неприемлем из-за монархического характера, а также по причине дискредитирования самой идеи лидерства России после подавления русским правительством восстания в славянской Польше. События польского восстания 1830 г. не только нанесли удар по чешскому русофильству, серьезно поколебали представление о славянской солидарности, но и способствовали формированию негативной оценки монархии и абсолютизма.
Однако одним из основных элементов программы лидеров чешского радикального движения была идея демократического союза славян. Негативное отношение к русскому правительству не обозначало отказа от идей общеславянского объединения и поддержки русского народа в борьбе с царизмом. В случае распада царской России и упразднения самодержавия не исключалась возможности политического объединения славянства. Находясь в оппозиции царофильскому варианту панславизма, радикалы предлагали альтернативный вариант центрально-европейского панславизма в форме славянской федерации свободных славянских народов, с возможностью вхождения в нее славянских народов России после ее распада и свержения самодержавия.
I) Archiv Narodniho Muzea (Архив Национального музея в Праге /ANM):
1) Pozustalost F.L.Riegera;
2) Pozustalost V. Zacek;
3) Pozustalost F. Palacky
II) Literami Archiv Pamatmku Narodniho Pisemnictvl (Литературный Архив Памятников Национальной Письменности в Праге /LAPNP):
4) Pozustalost F. Palacky;
5) Pozustalost V. Fric;
6) Pozustalost V. Ganka;
7) Pozustalost K. Havlicek; '
III) Российский Государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ):
8) Фонд 436 - И.И. Срезневский;
9) Фонд 1525 -В.И. Нейштадт;
IV) Отдела Рукописей Российской Государственной Библиотеки (ОР РГБ).
9) Фонд 621 - А.Н Пыпин;
10) Фонд 231 - М.П. Погодин;
11) Фонд 452 - А.А. Майков
Опубликованные источники Воспоминания, мемуары, дневники и переписка
V
11) Censky F. Z dob naseho probuzem. Sbirka pratelskych dopisii nekterych spisovateluv a vlastencuv nasich. - Pr., 1875;
V
12) Cervinkova-Riegerova V. Vzpommky z mladych let F.L. Rigera. - Osveta, 1903;
13) Dobrovsky J. Dopisy J. Dobrovskeho s A.Helfertem. Vyd. J.VoIf a F.M. Bartos. - Pr., 1941;
178
14) Dobrovsky J. Dopisy J. Dobrovskeho s B.A. Versauserem a V. Krcmou. Vyd. J.Volf a J. Pata. - Pr., 1937;
15) Dobrovsky J. Dopisy J. Dobrovskeho s J.P. Cerronim. Vyd. F.M. Bartos. - Pr., 1948;
16) Fric J.V. PamM.- Pr., 1963;
17) Havlicek-Borovsky K. Dil I. Obrazy z Rus. Epigramy a aforismy. Politicke pisne. Korrespondence. - Pr.,1986; ■
18) Hoffmannova J. Pismena pozustalost F. Palackeho a jeho blizkych (1772¬1968). Zprac. J. Hoffmannova. -Pr., 1976;
19) Jungman J. Zapisky . - Pr., 1872;
20) Jungman J. Boj о obrozeni naroda: Vybor я dila. Uspradal. F. Vodicka. - Pr., 1948;
21) Kollar J. Listy J. Kollara. Pripr. J. Ambus. - Martin, 1991;
V
22) Kubik L. Ceska korespondence se-Lvem Thunem. Prelozil Ladislav Kubik. - Pr., 1970;
23) Maly Jakub. Vzpominky a livahy stareho vlastence. - Pr., 1872;
24) Palacky F. Korrespondence a zapisky. К tisky pripr. VJ. Novacek. D. I-II- Korrespondence z let 1816-1826. -Pr., 1898-1902;
25) Podlipska Z. Z let probyzeni. Pameti, a correspondence Bohuslavy Rayske (Antonie Celakovske)., 1834-1844.D. 1.—Pr., 1972;
26) Safarik P.J. Korespondence Pavla Josefa Safarika. Vyd. dr. V. Behynova, dr. Z. Hauptova. - Pr.,1961;
V 4/
27) Safarik P.J. Korespondence Pavla Josefa Safarika. Vydal V.A. Francev. В 1.
V
Vzajemne dopisy P.J. Safarika s ruskymi ucenci (1825-1861) - Pr.,1927,
28) Tomek W. Pameti z meho zivota. Sepsal W.W. Tomek. Dil. 1-2. - Pr., 1904;
29) Vinaricky К. Al. Korrespondence Karla Aloisa Vinarickeho a spisy pametm. Vyd. Ot. Slavik. - Pr., 1925;
179
30) Winter E. Der Bohemische Vormarz in Briefen B.BIzanos an F. Prihonsky (1824-1848). Beitrage zur deutsch-slawischen Wechselseitigkeit. - Berlin, 1956;
31) Лавровский П.А. Воспоминания о В.Ганке. - Харьков, 1861;
32) Малый Я. Воспоминания и заметки старого чешского патриота // Славянский ежегодник, - Киев, год 2, 1877;
33) Петухов Е.В. Из бумаг П.И. Шафарика и В.Ганки.К истории русско- чешских ученых и литературных отношений в первой пол. XIX в. Изд. Е.В. Петухов-Юрьев, 1896;
34) Письма В.Ганки к О.М. Бодянскому. Изд. А.А. Титов. - М., 1887;
35) Письма к Вячеславу Ганке из славянских земель. Материалы для исто¬рии славянской филологии. Изд. В.А. Францев. - Варшава, 1905;
36) Письма к М.П. Погодину из славянских земель (1835-1861). Вып. 1-3. М., 1979-1980;
37) Письма П.И. Шафарика к О.М. Бодянскому (1838-1857). С приложением писем П.И. Шафарика к В.Г. Григоровичу (1852-1856). Изд. П.А. Лавров, М.Н. Сперанский. - М., 1895; '
38) Срезневский И. Донесение министру Просвещения из Вены от 1841 г. -СПб., 1941;
39) Срезневский И.И. Воспоминания о В.Ганке - Спб., 1861;
Публицистика
40) Arnold Е. Sebrane spisy. - Pr. 1954;
41) Cesti' radikalni demokrate о literature. - Pr, 1954;
42) Cesti radikalni demokrate. Vybor politickych stati. Usporadal K. Kosik. - Pr., 1953;
43) Havlicek-Borovsky K. Dil I-III. Pazske noviny. Narodni noviny. Slovan - Pr.,1986;
44) Havlicek-Borovsky К. Duch Narodnich novin. Vybor pripr. J. Belie a J. Skalicka - Pr., 1971;
45) Havlicek-Borovsky K. Obrazy z Rus. К tisky pripr. M. Novotny. - Havlicuv Brod, 1949;
46) Havlicek-Borovsky K. Politik a novinar. Vybor z dila. - Pr., 1956;
47) Havlicek-Borovsky K. Spisy. Porada K. Tuma. Dil 1. Kutna Hora, 1896;
48) Havlicek-Borovsky K. Stokrat plivni do more. - Pr., 1990;
49) Havlicek-Borovsky K. Vybor z dila. Sost. J. Lady - Pr., 1954;
50) Herder J.G Ideen zur Philosophie der Geschichte der Menschenheit. Bd. 1-2. - Berlin-Weimar, 1965;
51) Herkel J. Elementa universalis linguae slavicae e vivis dialectis eruta et sanis logicae principiis suffulta - Budae, 1826 ;
52) Herkel J. Zur Grund legung seines literarischen und Lebens bildes. - Brno, 1931;
53) Jungman J. Boj о obrozeni naroda: Vybor z dila. Uspofadal F. Vodicka. - Pr., 1848,
54) Jungman J. Historie literatury ceske. - Pr., 1849;
4/ V
55) Kampelik F.C. Cechoslovan, cili narodnii jazyk v Cechach, na Morave, v Slezsku a Slovensku. - Pr., 1842;
56) Kampelik F.C. Duch listawy wubec cili w cem zalezi konstituce. - Pr., 1848;
57) Kampelik F.C. Obrana ceskeho jazyka. - Pr., 1847;
58) Kampelik F.C. Prawa nasi reci a narodnosti. Zalozena na prisnychych rozkazech nasich sprawedliwych panowniku. Sebral a wydal Dr.F.C. Kampelik. -Pr, 1845;
59) Kampelik F.C. Stav Rakouska a jeho budoucnost. - Hradec Kralov, 1860;
60) Kollar J. О literamej vzajomnosti. - Bratislava, 1954;
61) Kollar J. Rozpravy о slovanske vzajemnosti. -Pr, 1929;
62) Kollar J. Slawy dcera - Budjn, 1824;
181
63) Maly Jakub. Worte eines Cechen veranlasst durch die graf Jos.Math. v.Tunsche Broschure: Der Slawismus in Bohmen. Leipzig, 1845, 25 c;
64) Palacky F. Dejiny narodu ceskeho v cechach a v Morave. - Pr., 1848;
65) Palacky F. Die Grafen Kaspar und Franz Sternberg, und ihr Wirken fur Wissenschaft und Kunst in Bohmen. - Pr., 1843;
66) Palacky F. Spisy drobne. Uspr. dr. B.Rieger. D. 1-3. - Pr., 1898;
67) Palacky F. Uvahy a projevy z ceske literatury, historie a politiry. - Pr., 1977;
V
68) Sabina K. Slovanstvi a panslavismus (1867) // Cesti radikalni demokrate. Vybor politickych stati. Usporadal K. Kosik. - Pr., 1953;
69) Thun J.M. Der slawismus in Bohmen. Besprochen von Jos. Math. Grafen v. Thun. I.G. Calvesche Buchhandlung. -Pr., 1845;
70) Thun L. Die Stellung der Slovaken in Ungam. - Pr., 1843;
71) Thun L. Uber den gegenwartigen Stand der bohmischen Literatur und ihre Bedeutung, - Pr., 1842;