ВВЕДЕНИЕ 2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВО¬
ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЮДЖЕТНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ 5
1.1. Понятие анализа финансово-хозяйственной деятельности, её цели и
задачи 5
1.2 Особенности правового статуса бюджетных организации и их классификация 11
1.3. Информационная база анализа финансово-хозяйственной
деятельности бюджетной организации 14
1.4. Методика анализа финансово-хозяйственной деятельности
бюджетных организации 21
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«МОЛОДЕЖНЫЙ ЦЕНТР «ЗАМАН» 31
2.1. Общая характеристика деятельности МАУ «МЦ «Заман» 31
2.2. Анализ финансово - хозяйственной деятельности
учреждения 37
2.3. Рекомендации по совершенствованию финансово-хозяйственной
деятельности МАУ «МЦ «Заман» 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 80
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. Для ознакомления с любой организацией необходимо изучение возможно большего числа сторон её деятельности, формирование на этой основе объективного мнения о положительных и отрицательных моментах в работе коллектива, выявление узких мест и возможностей их устранения. При этом необходимо использовать ряд ключевых показателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности анализируемой организации, которые непосредственно влияют на финансовые результаты работы и её финансовое состояние.
Финансовое состояние - комплексное понятие, которое характеризуется системой показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов предприятия, это характеристика его финансовой конкурентоспособности, т.е. платежеспособности, кредитоспособности, выполнения обязательств перед государством и другими хозяйствующими субъектами.
Основной целью анализа финансового состояния является получение наибольшего числа ключевых параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. При этом анализируется как текущее финансовое состояние предприятия, так и его прогноз на ближайшую или отдаленную перспективу, т. е. ожидаемые параметры финансового состояния.
Разработка стратегии и тактики экономического развития организации невозможна без анализа финансовых результатов ее деятельности, сравнения экономических показателей, характеризующих ее финансовое состояние, исследования динамики изменения этих показателей в ту или иную сторону. Именно оценка финансового состояния предприятия дает наиболее полное представление о его ликвидности, платежеспособности, финансовой устойчивости и положении на рынке. На основе этих расчетов строится в дальнейшем финансовая политика организации. Финансовый анализ является неотъемлемой частью финансового планирования. Только финансовый анализ способен в комплексе исследовать и оценить все аспекты и результаты движения денежных средств, уровень отношений, связанных с денежным потоком, а также возможное финансовое состояние данного объекта.
Актуальность темы определяется тем, что важнейшим условием эффективного функционирования национальной экономики является рациональное и экономное использование средств государственного бюджета, направляемых на содержание отраслей непроизводственной сферы. При сложившейся экономической ситуации, когда бюджетного финансирования становится недостаточно для покрытия текущих расходов, перспектива развития любого учреждения в экономическом и финансовом плане наряду с объективными макро - и микроэкономическими факторами во многом обусловлена субъективным фактором, а именно финансовой политикой, проводимой руководством организации. В этой связи существенное значение имеет комплексный анализ деятельности организаций, финансируемых из бюджета. Аналитическая функция управления призвана обеспечивать оперативный, текущий и стратегический анализ информации о реальном экономическом состоянии субъекта хозяйствования, резервах экономии бюджетных ресурсов, целевом использовании выделенных государством денежных средств для деятельности организаций непроизводственной сферы.
Цель работы - разработать рекомендации по совершенствованию финансово-хозяйственной деятельности бюджетной организации на примере МАУ «МЦ «Заман»города Набережные Челны.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятия анализа финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения;
- изучить информационную базу анализа финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения;
- изучить методику анализа финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения;
- проанализировать финансово-хозяйственную деятельность бюджетного учреждения МАУ «МЦ «Заман»;
- разработать предложения по совершенствованию финансово- хозяйственной деятельности МАУ «МЦ «Заман».
Предметом исследования является финансово-хозяйственная
деятельность бюджетной организации.
Объектом исследования является Муниципальное автономное учреждение «Молодёжный центр «Заман».
Анализ основывался на приемах сопоставления показателей текущего и предшествующего периодов с целью выявления тенденций их изменения, а также на методе горизонтального анализа. В качестве инструментария для анализа использовались финансовые коэффициенты - относительные показатели финансового состояния предприятия, которые выражают отношение одних абсолютных финансовых показателей к другим.
Источниковой базой исследования послужили: ГК РФ; отдельные законодательные и нормативные документы, касающиеся оценки финансового состояния предприятий; материалы, собранные автором в ходе прохождения преддипломной практики; учебные и методические пособия ведущих российских и зарубежных авторов таких как Ковалев В., Шеремет А.Д., Клюева А.К., Кельчевской Н.Р.,Молчанова И.П., Маркиной Е.В. и др.; материалы периодической печати.
Важность финансового анализа как одного из основных элементов стратегического управления образовательным учреждением сложно переоценить. Значение его возросло с тех пор, как была расширена экономическая свобода образовательных учреждений и их хозяйственная самостоятельность.
Очевидно, что от эффективности управления финансовыми ресурсами государственных образовательных учреждений целиком и полностью зависит результат деятельности организации в целом. Если дела в учреждении идут самотеком, а стиль управления в новых рыночных условиях не меняется, то никакое бюджетное финансирование не позволит образовательному учреждению «держаться на плаву». В первой главе данной работы рассматривались особенности организации финансово - хозяйственной деятельности государственного образовательного учреждения и особенности анализа финансового состояния государственного образовательного учреждения. Рассмотрены основные теоретические методы проведения финансового анализа деятельности бюджетной организации, раскрыта экономическая сущность коэффициентов, применяемых при проведении анализа финансового состояния учреждения.
В главе второй, занимающей большую часть работы, было исследовано государственное образовательное учреждение Муниципальное автономное учреждение «Молодёжный центр «Заман» и его финансовое положение. В ходе работы было установлено реальное положение дел на предприятии; выявлены изменения в финансовом состоянии.
Динамика изменения показателей оценки имущественного состояния Муниципальное автономное учреждение «Молодёжный центр «Заман» позволяет судить о том, что величина фактических расходов на капитальный
ремонт зданий из бюджетных источников имеет тенденцию к сокращению, что отражается на росте показателя износа зданий и сооружений.
В ходе выполнения исследования были выявлены следующие особенности бюджетной организации:
1) Бюджетное учреждение - организация, созданная органами государственной власти РФ для осуществления функций некоммерческого характера, поэтому ее основной деятельностью не может быть извлечение прибыли, но в тоже время хозрасчетная деятельность допускается с условием направления полученной прибыли на осуществление уставных задач.
2) Бюджетное финансирование осуществляется по смете и ведение бухгалтерского учета ведется по инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных организациях №107н.
3) Использование бюджетных средств на цели, непредусмотренные сметой, не разрешается.
4) Фактические расходы на 1 января следующего года не могут превышать объемы бюджетного финансирования
Доходы бюджетной организации складываются из бюджетных средств и внебюджетных средств, т.к. в современных условиях бюджетные организации вынуждены самостоятельно искать дополнительные источники финансирования, оказывая платные услуги и выполняя различного рода работы.
В ходе выполнения исследования были выявлены особенности анализа деятельности бюджетной организации:
1) Некоммерческий характер их деятельности и затратный принцип финансирования не предполагают формирование позитивного финансового результата.
2) Организации вынуждены расходовать ресурсы не столько в соответствии с фактической необходимостью в них, сколько исходя из объема выделенных средств.
3) Анализ проводится с целью установить, насколько эффективно используются бюджетные средства и соответствуют ли качество и объем услуг, оказываемых населению или другим субъектам хозяйствования, затратам, которые несет государство по их оказанию.
4) Анализ финансирования предполагает изучение обеспеченности учреждения бюджетными средствами, а также полноты их использования.
5) Для этого плановое финансирование сравнивается с фактическим, и производится сравнение поступивших сумм бюджетных средств с кассовыми расходами учреждения.
6) Основным источником информации при этом является «Отчет об исполнении сметы расходов формы №2».
Муниципальное автономное учреждение «Молодёжный центр «Заман» по Уставу для реализации основных задач имеет право:
- Консультировать молодежь; оказание помощи молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации; правовая защита, повышение правовой грамотности и культуры молодежи;
- Оказать помощь молодежи в трудоустройстве путем поиска и организации временных, разовых, сезонных, общественных работ, поиска постоянных рабочих мест, поддержка и развитие молодежного предпринимательства; привлечение молодежи к добровольческому труду;
- Оказать поддержку по развитию структур социальной помощи и досуга молодежи; поддержка некоммерческих организаций, подготовка молодых лидеров, помощь в стратегическом планировании, организационном развитии, поиске источников финансирования;
- Нравственное, гражданское и военно-патриотическое воспитание молодежи, содействие развитию культуры, науки, поддержка талантливой молодежи;
- развитее экологической культуры молодежи, сотрудничество в области социального обслуживания с другими учреждениями этой сферы, развитие подростково - молодежных клубов и общественных объединений как приоритетного направления реализации государственной молодежной политики.
Учреждение вправе осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей и видам, ради которых оно создано.
Учреждение имеет право осуществлять следующие виды предпринимательской и иной приносящей доход деятельности:
1) оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе), в том числе за плату, за пределами основных образовательных программ начального профессионального образования, определяющих статус Учреждения: физкультурно-оздоровительные услуги (спортзал);
2) оказывать услуги по эксплуатации подразделения общественного питания (столовая):
3) привлекать для осуществления своей уставной деятельности дополнительные источники финансов и материальных средств;
4) реализовывать собственную продукцию, изготовленную учебными мастерскими, работы и услуги, выполняемые Учреждением;
5) проводить благотворительные мероприятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан;
6) вести другие приносящие доход внереализационные операции, непосредственно не связанные с собственным производством предусмотренных настоящим Уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией;
7) устанавливать прямые связи с иностранными организациями.
Анализ структуры доходов бюджета МАУ «Молодёжный центр «Заман» показал, что финансовое обеспечение деятельности этой организации формируется за счет средств бюджета Республики Татарстан на основе утверждаемой сметы доходов и расходов.
Вышеперечисленные тенденции свидетельствуют о назревшей необходимости руководству МАУ «Молодёжный центр «Заман» обратить внимание на оценку финансового состояния учреждения.
Нужно сказать, что необоснованно высокий уровень производственных запасов, значительно влияющий на общую оборачиваемость активов предприятия; негибкая политика расчетов с заказчиком и клиентом на условиях взаимной выгоды, предполагающей в частности систему скидок - все это говорит о неумелом управлении капиталом. Проведенный анализ также показал, что доходность собственного капитала снизилась в отчетном году. Налицо тенденция к снижению финансовой устойчивости. Поэтому для стабилизации финансового состояния учреждения хотя бы до уровня прошлых лет предлагается провести следующие мероприятия, позволяющие оптимизировать финансово-экономическую деятельность рассматриваемого учреждения:
В целях увеличения поступлений от платной образовательной деятельности предлагается провести ряд мероприятий:
- разработать рекламную кампанию по продвижению образовательных услуг МАУ«Молодёжный центр «Заман»;
- провести просветительскую работу среди выпускников школ и лиц, состоящих на учете в центрах занятости и на биржах труда;
- организовать день открытых дверей, в рамках которого провести презентационные занятия по коммерческим курсам.
В целях увеличения добровольных пожертвований и взносов рекомендуется разработать и внедрить ПР - кампанию для привлечения благотворительных организаций на территории г. Набережные Челны и Республики Таарстан. Новые условия хозяйствования требуют внедрение современных средств вычислительной техники и обработки учетно-финансовой информации.
Перечисленные мероприятия позволят усовершенствовать финансовую деятельность МАУ «Молодёжный центр «Заман», получить дополнительные внебюджетные источники финансирования.
1. Конституция Российской Федерации. - М.: Новый юрист, 2005.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1, 2,3. - М.: Проспект, 2003.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации. - М.: 2008.
4. ФЗ РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» № 83-ФЗ от 01.01.2010.
5. ФЗ РФ "О некоммерческих организациях" № 7-ФЗ от 12.01.2006.
6. ФЗ РФ "Об образовании» от 04. 05.2009.
7. ФЗ "О внесении изменений в бюджетный кодекс РФ в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством РФ отдельных законодательных актов РФ" № 63-ФЗ от 26.04.2007 .
8. Приказ Министерства Финансов РФ "Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ» от 24.08.2007 № 74н.
9. Устав МСКОУ СКОШИ от 30.10.1980.
10. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы : Учебно-методическое пособие. - М.: «Финансы и статистика». 2005.
11. Алехин Б.И. Планирование деятельности предприятия. // Экономист. - 2009. - № 6.
12. Артеменко В.Г., Беллендир М.В. Финансовый анализ: Учебное пособие. - М.: “ДИС”, НГАЭ и У, - 2006 г.
13. Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. - М.: Финансы и статистика, 2008.
14. Бабич А.М., Павлова Л.Н., Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2006.
15. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. М.: Финансы и статистика, 2008 г.
16. Балабанов И.Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта. - М.: Финансы и статистика, 2007.
17. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2010.
18. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной
деятельности предприятия. - М.: ИНФРА-М, 2009.
19. Беседин В.И. Планирование в условиях перехода к рынку. - М.: Финансы и статистика, 2005.
20. Бородина А.Н. Финансы предприятия. - М.: ЮНИТИ, 2010.
21. Быкадаров В.Л., Алексеев П.Д. Финансово- экономическое состояние предприятия М.: ПРИОР, 2006.
22. Горемыкин В.А., Богомолов А.Ю. Планирование предпринимательской деятельности предприятия. Методическое пособие. -М.: ИНФРА-М., 2005.
23. Горемыкин В.А., Бугулов Э.Р., Богомолов А.Ю. Планирование на предприятии. - М.: Рилант. 2008.
24. Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д., Финансовое право: Учебное пособие. - М.: Юристъ, 2001.
25. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Комплексный анализ бухгалтерской отчетности. 3-е изд. - М.: Дело и Сервис, 2009.
26. Ефимова О.В. Анализ финансовой устойчивости предприятия // Бухгалтерский учёт. - 2009. - № 9.
27. Захарченко В.И. Планирование на предприятии. - Одесса.: Экономис, 2008.
28. Ивашковская И.В. Деловые финансы. Практическое пособие. - М.: Финансы и статистика, 2007.
29. Игнатов В.Г., Батурин Л.А. Экономика социальной сферы: Учебное пособие - Ростов на Дону: Март, 2007.
30. Ильин А.И. Планирование на предприятии.- М.: Мисанта, 2009.
31. Ильин А.И., Синица Л.М. Планирование на предприятии . - М.: Новое знание, 2010.
32. Карасева М.В. Финансовое право. Общая часть: Учебник. - М.: Юристъ,
2009.
33. Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия.
Издание 2-е, переработанное и дополненное. - М.: Центр экономики и
маркетинга, 2010.
34. Колас Б. Управление финансовой деятельностью предприятия. - М.:
Финансы и статистика, 2005.
35. Комаров И.Л. Менеджмент социальной работы. - М.: ВЛАДОС, 2006.
36. Кузнецова Е.В. Бюджетирование ресурсов и управление финансами // Финансы и кредит. - 2009. - № 1.
37. Магомедов Ш. О. Практические рекомендации по внутрифирменному планированию // Бизнес. - 2009. - № 4.
38. Маркарьян Э.А., Герасименко Г.П. Финансовый анализ - М.: «ПРИОР»,
2010.
39. Павлов В. В. Производственно-финансовая деятельность предприятия // Риск. - 2008. - № 4.
40. Павлова Л.Н. Финансы предприятий. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2009.
41. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий. - М.: ИП. «Экоперспектива» 2010.
42. Садков В.Н. Расписание на завтра. Методические основы стратегического планирования развития муниципальных образований и его финансового обеспечения. - 2008. - № 6.
43. Салун В. А. Стратегическое планирование - цель или средство. - Спб.: 2009.
44. Сафронов В. Л. Эффективное управление денежными средствами предприятия. - 2009. - № 23.
45. Сергеев И.В. Экономика предприятия. - М.: Финансы и статистика, 2010.
46. Скамай Л.А. Расчёт ликвидности баланса // Риск. - 2006. - № 1.
47. Смирнов С.Н. Региональные аспекты социальной политики - М.: ИНФРА - М, 2008.
48. Справочник финансиста предприятия. - М.: Инфра-М, 2007.
49. Хонко Д.В. Планирование и контроль капиталовложений. - М.: Экономика, 2008.
50. Черныш Е.А. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. - М.: ПРИОР, 2008.
51. Шевченко Г.В. Приоритетные задачи отечественного здравоохранения // Человек и труд - 2006 г.- №6.
52. Шеремет А. Д., Сайфулин Р. С. Финансы предприятий. - М.: ИНФРА - М, 2008.
53. Шеремет А.Д. Финансы предприятия. - М.: Росса, 2010.
54. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В.. Методика финансового анализа. - М.: Крафт, 2010.
55. Юдина А. Р. Экономика предприятия - М.: Инфра, 2008.
56. Юрьева Т.В. Социальная рыночная экономика.- М.: Русская Деловая Литература, 2007.