ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕЗЕРВНОГО ФОНДА И ФОНДА НАЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6
1.1. Понятие, сущность и назначение Резервного фонда и Фонда
национального благосостояния как элементов экономической стабильности государства 6
1.2. Правовые основы формирования и использования средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния 13
1.3. Управление средствами суверенных фондов в целях достижения финансовой устойчивости страны 27
2. Анализ деятельности Резервного фонда и Фонда национального благосостояния Российской Федерации 46
2.1. Оценка деятельности суверенных фондов Российской Федерации 46
2.2. Основные проблемы и возможные пути их решения 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ
В настоящее время в Российской Федерации для финансирования отдельных направлений деятельности государства существует целая система целевых денежных фондов, которые призваны обеспечивать ряд задач не только
экономического, но и социального характера. Особое место среди бюджетных фондов занимают суверенные фонды, к числу которых относят Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Их роль для экономики
страны является очень значимой. Ведь зачастую использование средств суверенных фондов остается единственным возможным антикризисным инструментом, позволяющим восполнить недополученные доходы бюджета.
Кроме этого, сырьевая зависимость экономики и ее усиление в долгосрочном периоде не оказывает должного влияния на уровень жизни населения.
Свойство невозобновляемости и исчерпаемости природных ресурсов накладывает существенное ограничение и на экономическое развитие страны. При
этом зависимость российской экономики от нефтегазовых доходов постоянно
возрастает. В связи с этим, эффективное управление средствами Резервного
фонда и Фонда национального благосостояния является важным инструментом для достижения экономической и финансовой стабильности государства.
Несмотря на внушительные накопления, есть основания предполагать, что
управление Резервным фондом и Фондом национального благосостояния характеризуется низкой эффективностью. Главным недостатком при организации управления суверенными фондами в России является использование
консервативной инвестиционной стратегии, которая на долгосрочном временном интервале не является оптимальной и нуждается в корректировке.
Все вышесказанное определяет актуальность выбранной темы дипломной
работы.
Роль и значение Резервного фонда и Фонда национального благосостояния для финансовой и экономической политики государства было предметом
исследования таких ученых как: М.Г. Барановской, Е.А. Васиным, А.С. Гро4
мовой, И.Ю. Жилиной, Р.Х. Ибраевым, П.А. Казакевич, Е.В. Лебединской,
А.М. Савчук, А.Н. Сухаревым и другими.
Однако в их публикациях делается акцент на исследовании вопросов повышения доходности управления портфелем инвестиций суверенных фондов,
выборе определенного направления расходования средств суверенных фондов. При этом практически не рассматриваются проблемы управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния как финансовыми резервами, их результативность как инструмента государственного
регулирования, не оценивается эффективность управления суверенными
фондами.
Необходимость комплексного исследования формирования и использования средств суверенных фондов определяю цели и задачи выпускной квалификационной работы.
Цель данной работы заключается в исследовании деятельности Резервного
фонда и Фонда национального благосостояния, которое имеет существенное
значение для финансовой устойчивости государства.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
– рассмотреть понятие, сущность и назначение Резервного фонда и Фонда
национального благосостояния как элементов экономической стабильности
государства;
– провести анализ правового регулирования формирования и использования средств суверенных фондов;
– выявить особенности управления средствами Резервного фонда и Фонда
национального благосостояния как одного из важного инструмента в достижении финансовой устойчивости страны;
– дать оценку деятельности суверенных фондов;
– предложить возможные пути решения существующих проблем функционирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.
Для эффективного проведения исследования необходимо четко обозначить объект и предмет. Объектом в данном случае выступают суверенные5
фонды Российской Федерации как институты управления финансовыми активами государства. Предметом же исследования являются финансовые отношения, возникающие в процессе формирования и использования средств
Резервного фонда и Фонда национального благосостония.
В выпускной квалификационной работе были применены классические
методы и приемы научного исследования, основанные на использовании системного подхода, сравнительного анализа, а также использованы возможности инструменты индукции и дедукции.
Работа состоит из введения, двух глав, каждая их которых подразделена
на параграфы, а также заключения и списка использованных источников.
В начале 2002 году за счет остатков средств федерального бюджета был
образован финансовый резерв. Основной финансовой задачей резерва было
сглаживание пиков платежей по внешнему долгу Российской Федерации. В66
декабре 2003 года БК РФ был дополнен главой, регламентирующей порядок
управления средствами Стабилизационного фонда, а в январе 2004 года в
Стабилизационный фонд были перечислены остатки средств финансового
резерва. Фонд должен был обеспечивать сбалансированность федерального
бюджета при падении цен на нефть и способствовать стабилизации российской экономики.
Перед началом экономического кризиса 2008-2009 годов необходимо было усовершенствовать механизм сглаживания колебаний доходов федерального бюджета, с учетом изменения макроэкономической ситуации и необходимости дальнейшего сбережения средств. Так, в феврале 2008 года было
принято решение разделить Стабилизационный фонд на две части: одна
часть (Резервный фонд), используется для сглаживания колебаний нефтегазовых доходов бюджета в краткосрочный период, а другая часть (Фонд национального благосостояния) сберегается и за счет нее решаются экономические задачи в долгосрочном периоде.
В настоящее время понятие и сущность Фонда национального благосостояния не вызывает столь обширной дискуссии нежили Резервный фонд.
Существующая дефиниция Резервного фонда приводит к неоднозначному
пониманию его экономической сущности. Анализ ряда нормативно-правовых
актов позволяет утверждать, что указанный фонд воспринимается как:
– общественно-государственная некоммерческая организация по решению
неотложных социально-экономических проблем Республики Татарстан;
– резерв финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
– фонд для государственной поддержки общественных организаций и
объединений;
– фонд для проведения встреч, симпозиумов, выставок, семинаров по проблемам общегосударственного значения;
– средства для внесения в уставные капиталы хозяйственных обществ как
способ приватизации;67
– используется для обозначения различных целевых бюджетных фондов.
В рамках дипломной работы был сделан вывод, что только Резервный
фонд подчеркивает сущность суверенного фонда, основная цель которого заключается в планировании бюджетных расходов и проведение политики,
рассчитанной на долгосрочную перспективу.
Реализация целей суверенных фондов невозможна без правовой оболочки.
Все источники правового регулирования деятельности Резервного фонда и
Фонда национального благосостояния можно разделить на три уровня в зависимости их от юридической силы.
1) Бюджетный кодекс РФ закрепляет основные положения деятельности
суверенных фондов, а именно порядок их формирования, а также описывается общая структура управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.
2) Постановления Правительства РФ позволяют конкретизировать отдельные нормы бюджетного законодательства.
3) Приказы Минфина РФ являются необходимым правовым инструментом
для исполнения требований высших органов исполнительной власти.
Расположение указанных источников права в логической последовательности, позволило нам определить порядок формирования средств Резервного
фонда и Фонда национального благосостояния, нормативную валютную
структуру суверенных фондов и пределы их допустимых отклонений, выделить виды финансовых активов, в которые могут размещаться средства фондов, а также проанализировать движение средств на счетах указанных фондов. Полученные результаты позволяют утверждать, что критерий соответствия степени использования средств Резервного фонда выбранной экономической политике выполняется.
В свою очередь, анализ формирования и использования средств Фонда
национального благосостояния показал, что средства фонда практически не
использовались, за исключением незначительной части, которая направлялась на софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан.68
Данное мероприятие послужило фактором роста пенсионных накоплений в
негосударственных пенсионных фондах только на первоначальном этапе, в
основном за счет влияния административного ресурса на принятие решения
гражданами. Таким образом, существенных сдвигов в решении проблем пенсионной системы не произошло. Дефицит Пенсионного фонда РФ попрежнему в больших объемах покрывается за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
Несмотря на достаточно весомый перечень нормативно-правовых актов,
многие практические аспекты деятельности суверенных фондов не позволяют достичь финансовой устойчивости государства. В частности речь идет об
отсутствие эффективной системы управления средствами Резервного фонда и
Фонда национального благосостояния, которая, в свою очередь, не способствует выполнению ряду показателей.
Так, за счет пассивного управления средствами суверенных фондов достигается основная цель – обеспечение их сохранности и ликвидности. Но цель,
заложенная в управлении средствами Фонда национального благосостояния,
с помощью данного метода управления и при текущем состоянии организационной структуры управления средствами суверенных фондов недостижима. Кроме того, консервативная стратегия размещения средств Резервного
фонда и Фонда национального благосостояния не позволяют эффективно наращивать стоимость национального благосостояния.
К причинам низкой доходности инвестирования средств, как способа достижения экономической и финансовой стабильности государства, можно отнести следующие факторы:
Во-первых, ограниченность инвестиционной декларации Банка России, т.е.
отсутствие возможности инвестировать средства суверенных фондов в более
рискованные активы.
Во-вторых, присущая Минфину РФ две взаимоисключающие функции:
выполнение нормотворческой деятельности и осуществление части функций
по оперативному управлению.69
В рамках дипломной работы для повышения доходности средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния было предложено пересмотреть текущую инвестиционную стратегию суверенных фондов в пользу
увеличения более рискованных инструментов в структуре их портфелей.
Кроме этого, часть функций Минфина РФ по оперативному управлению передать специализированной финансовой организации, сохранив за указанным
органом исполнительной власти правоустанавливающие полномочия. Следовательно, необходимо принять законодательный акт о создании Российского
финансового агентства.
Важнейшим, на наш взгляд, критерием оценки управления суверенными
фондами является критерий обеспечения максимальной прозрачности деятельности Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. Для
повышения прозрачности функционирования российских суверенных фондов
целесообразно внести изменения в действующее законодательство и дополнить его нормой о проведении независимой аудиторской проверки годового
отчета о формировании использовании средств суверенных фондов.
В выпускной квалификационной работе особое внимание было уделено
соблюдению пороговых значений при оценке деятельности суверенных фондов. При этом было отмечено, что интегральным показателем является цена
на нефть, а все значения федерального бюджета достигаются в зависимости
от его волатильности. Однако, как показывают полученные данные, происходит несоблюдение бюджетных ограничений, что свидетельствует об уязвимости федерального бюджета и о существенной зависимости бюджета от цен
на энергоресурсы.
В связи с этим, с 2013 года действие статей БК РФ о нефтегазовом трансферте, о ненефтегазовом дефиците было отменено, то есть методология официально была изменена. Вместо использования сочетания правил «средней
цены» и «постоянного потребления» было решено вернуться к правилу
«средней цены» как к наиболее удобному правилу в рамках бюджетного процесса. Предполагалось, что новое бюджетное правило обеспечить бездефи70
цитность федерального бюджета, сократить ненефтегазовыфй дефицит, а
также увеличить объем суверенных фондов. Проведенный анализ показал,
что расчет базовой цены на нефть не способствует снижению расходов бюджета, а напротив, показывает явную зависимость экономики страны от сырьевого сектора.
Сама задача снижения зависимости экономики от цен на энергоносители
является сложной и не решается по принципу «здесь и сейчас». Должна быть
проделана сложная и продуманная работа. Ведь функционирование Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, как составной части механизма снижения зависимости экономики России от колебаний цен на
нефть, состоит из формирования и использования (в том числе размещения)
средств указанных фондов. Воздействие на отдельную часть, без учета остальных, неизбежно приведет к перекосам и дальнейшей неработоспособности механизма.
На наш взгляд, в перспективе для совершенствования механизма снижения влияния колебаний доходов федерального бюджета к конъюнктурным
доходам наряду с нефтегазовыми, необходимо относить определенную часть
налога на прибыль нефтегазовых компаний и часть налога на доходы физических лиц.
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998г. №145-ФЗ (ред. от 15.02.2016г., с изм. от 30.03.2016г.) // Собрание законодательства РФ. - 1998. - №31. - Ст. 3823.
2. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природно¬го и техногенного характера: федеральный закон от 21.12.1994г. №68-ФЗ: [в ред. от 15.02.2016г.] // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 35. - Ст. 3648.
3. О негосударственных пенсионных фондах: федеральный закон от
07.05.1998г. №75-ФЗ: [в ред. от 30.12.2015] // Собрание законодательства
РФ. - №19. - 1998. - Ст. 2071.
4. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): феде-ральный закон от 10.07.2002г. №86-ФЗ: [в ред. от 30.12.2015г.] // Собрание законодательства РФ. - 2002. - №28. - Ст. 2790.
5. О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законода¬тельных актов Российской Федерации: федеральный закон от 26.04.2007г. №63-ФЗ: [в ред. от 29.11.2014г.] // Собрание законодательства РФ. - 2007. - №18. - Ст. 2117.
6. О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части использо-вания нефтегазовых доходов федерального бюджета: федеральный закон от 25.12.2012г. №268-ФЗ: [в ред. от 07.05.2013г.] // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 53 (ч. 1). - Ст. 7593.
7. О Счетной палате Российской Федерации: федеральный закон от 05.04.2013г. №41-ФЗ: [в ред. от 27.10.2015г.] // Собрание законодательства РФ. - 2013. - №14. - Ст. 1649.
8. О внесении изменений в статьи 4 и 5 Федерального закона «О дополни¬тельных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации: федеральный закон от 21.07.2014г. №275-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2014. - №30 (Часть I). - Ст. 4276.
9. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на
2016 год»: федеральный закон от 03.11.2015г. №301-ФЗ: [в ред. от
29.12.2015г.] // Собрание законодательства РФ. - 2015. - №45. - Ст. 6202.
10. О федеральном бюджете на 2016 год: федеральный закон от 14.12.2015г. №359-ФЗ // Российская газета. - №285. - 2015 (опубликован без приложений).
11. О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях): указ Президента РФ от 29.04.1996г. №608 // Собрание законодательства РФ. - 1996. - №18. - Ст. 2117.
12. О бюджетной политике в 2008-2010 годах [Электронный ресурс]: бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию от 09.03.2007г. // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Последнее обновление 20.05.2016.
13. О бюджетной политике в 2014-2016 годах: бюджетное послание Пре-зидента РФ Федеральному собранию от 13.06.2013г. // Солидарность. - №23, 19 - 2013.
14. О порядке управления средствами Резервного фонда: постановление Правительства РФ от 29.12.2007г. №955: [в ред. от 06.11.2008г., с изм. от 21.04.2010г.] // Собрание законодательства РФ. - 2008. - №1. - Ст. 13.
15. О порядке управления средствами Фонда национального благосостоя¬ния (вместе с «Требованиями к финансовым активам, в которые могут раз¬мещаться средства Фонда национального благосостояния»): постановление Правительства РФ от 19.01.2008г. №18: [в ред. от 30.12.2015г.] // Собрание законодательства РФ. - 2008. - №4. - Ст. 270.
16. О проведении расчетов и перечислении средств в связи с формирова-нием и использованием дополнительных нефтегазовых доходов федерально¬го бюджета, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостоя¬ния, а также о признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации (вместе с «Правилами проведения расчетов и пере¬числения средств в связи с формированием и использованием дополнитель¬ных нефтегазовых доходов федерального бюджета, средств Резервного фонда
Т3
и Фонда национального благосостояния»: постановление Правительства РФ от 14.08.2013г. №699: [в ред. от 19.08.2015г.] // Собрание законодательства РФ. - 2013. - №34. - Ст. 4434.
1Т. О порядке размещения средств Фонда национального благосостояния в ценные бумаги российских эмитентов, связанные с реализацией самооку¬паемых инфраструктурных проектов (вместе с «Правилами размещения средств Фонда национального благосостояния в ценные бумаги российских эмитентов, связанные с реализацией самоокупаемых инфраструктурных про¬ектов»): постановление Правительства РФ от 05.11.2013г. №990: [в ред. от 31.10.2014г.] // Собрание законодательства РФ. - 2013. - №45. - Ст. 5824
18. О порядке проведения оценки целесообразности финансирования ин-вестиционных проектов за счет средств Фонда национального благосостоя-ния и (или) пенсионных накоплений, находящихся в доверительном управле¬нии государственной управляющей компании, на возвратной основе (вместе с «Правилами проведения оценки целесообразности финансирования инве¬стиционных проектов за счет средств Фонда национального благосостояния и (или) пенсионных накоплений, находящихся в доверительном управлении государственной управляющей компании, на возвратной основе»): поста¬новление Правительства РФ от 05.11.2013г. №991: [в ред. от 31.10.2014г.] // Собрание законодательства РФ. - 2013. - №45. - Ст. 5825.
19. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков»: постановление Правительства РФ от 15.04.2014г. №320 // Собрание законодательства РФ. - 2014г. - №18 (часть III). - Ст. 2166.
20. О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 2008 г. №18: постановление Правительства РФ от 0Т.06.2014г. №522 // Собрание законодательства РФ. - 2014. - №24. - Ст. 309Т.
21. Основные направления деятельности Правительства Российской Феде¬рации на период до 2018 года (новая редакция) (утв. Правительством РФ 14.05.2015г.) [Электронный ресурс] // http://govemment.ru
22. О мониторинге реализации крупных проектов с государственным уча-стием, в том числе инфраструктурных проектов, финансируемых в рамках федеральных целевых программ и за счет средств Фонда национального бла-госостояния: постановление Правительства РФ от 06.11.2015г. №1199 // Со-брание законодательства РФ. - 2015. - №46. - Ст. 6386.
23. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Рос¬
сийской Федерации на период до 2020 года (вместе с «Концепцией долго¬срочного социально-экономического развития Российской Федерации на пе¬риод до 2020 года»): распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008г.
№1662-р: [в ред. от 08.08.2009г.] // Собрание законодательства РФ. - 2008. - №47. - Ст. 5489.
24. Об утверждении перечня самоокупаемых инфраструктурных проектов, реализуемых юридическими лицами, в финансовые активы которых разме¬щаются средства Фонда национального благосостояния и (или) пенсионных накоплений, находящихся в доверительном управлении государственной управляющей компании, на возвратной основе: распоряжение Правительства РФ от 05.11.2013г. №2044-р: [в ред. от 17.10.2015г] // Собрание законода¬тельства РФ. - 2013. - №45. - Ст. 5880.
25. О внесении изменений в распоряжение Правительства Российской Фе-дерации от 5 ноября 2013 г. №2044-р и утверждении паспорта инвестицион¬ного проекта: распоряжение Правительства РФ от 17.10.2015г. №2081-р // Собрание законодательства РФ. - 2015. - №44. - Ст. 6146.
26. Об утверждении нормативной валютной структуры средств Резервного фонда, Порядка приведения фактической валютной структуры средств Ре-зервного фонда в соответствие с нормативной валютной структурой [Элек-тронный ресурс]: приказ Минфина РФ от 16.01.2008г. №4 // Информ.-правов. система «Эксперт-Гарант». - Версия от 25.05.2016.
27. Об утверждении перечня иностранных государственных агентств, в долговые обязательства которых могут размещаться средства Резервного фонда [Электронный ресурс]: приказ Минфина РФ от 16.01.2008г. №5 // Ин¬форм.-правов. система «Эксперт-Гарант». - Версия от 25.05.2016.
28. Об утверждении нормативов минимального и максимального сроков до погашения долговых обязательств иностранных государств, иностранных государственных агентств и центральных банков, международных финансо¬вых организаций, в которые могут размещаться средства Резервного фонда [Электронный ресурс]: приказ Минфина РФ от 17.01.2008г. №12 // Информ.- правов. система «Эксперт-Гарант». - Версия от 25.05.2016.
29. Об утверждении перечня иностранных государственных агентств, в долговые обязательства которых могут размещаться средства Фонда нацио-нального благосостояния [Электронный ресурс]: приказ Минфина РФ от 24.01.2008г. №22 // Информ.-правов. система «Эксперт-Гарант». - Версия от 25.05.2016.
30. О номинальном объеме приобретенных за счет средств Фонда нацио-нального благосостояния долговых обязательств одного выпуска [Электрон¬ный ресурс]: приказ Минфина РФ от 24.01.2008г. №23 // Информ.-правов. система «Эксперт-Гарант». - Версия от 25.05.2016.
31. Об утверждении нормативной валютной структуры средств Фонда на-ционального благосостояния, Порядка приведения фактической валютной структуры средств Фонда национального благосостояния в соответствие с нормативной валютной структурой [Электронный ресурс]: приказ Минфина России от 24.01.2008г. №24: [в ред. от 29.12.2009г.] // Информ.-правов. сис¬тема «Эксперт-Гарант». - Версия от 25.05.2016.
32. Об утверждении нормативов минимального и максимального сроков до погашения долговых обязательств иностранных государств, иностранных государственных агентств и центральных банков, международных финансо¬вых организаций, в которые могут размещаться средства Фонда националь¬ного благосостояния [Электронный ресурс]: приказ Минфина РФ от 24.01.2008г. №25// Информ.-правов. система «Эксперт-Гарант». - Версия от 25.05.2016.
33. О номинальном объеме приобретенных за счет средств Резервного фонда долговых обязательств одного выпуска [Электронный ресурс]: Приказ Минфина РФ от 17.04.2013г. №111 // Информ.-правов. система «Эксперт- Гарант». - Версия от 25.05.2016.
34. О порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюдже¬
та, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и по¬рядке осуществления территориальными органами Федерального казначей¬ства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Феде¬рации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов: приказ Казначейства России от 10.10.2008г. №8н: [в ред. от
04.12.2015г.] // Бюллетень нормативных актов федеральных органов испол-нительной власти. - №51. - 2008 (прил. к Порядку не приводятся).
35. Об особенностях расчетного и кассового обслуживания территориаль¬ных органов Федерального казначейства, финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) и органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации: поло¬жение Банка России и Минфина РФ от 18.02.2014г. №414-П/№8: [в ред. от 22.01.2015г.] // Вестник Банка России. - №43. - 2014.
36. Об утверждении временного положения «О Резервном фонде Прези¬дента Республики Татарстан» [Электронный ресурс]: указ Президента РТ от 13.09.1996г. №УП-5937 // http: //tatarstan.re gnews .org/
37. О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Граж-данского кодекса РФ: постановление Пленума Верховного суда РФ №6, Пле¬нума ВАС РФ №8 от 01.07.1996г.: [в ред. от 24.03.2016г.] // Бюллетень Вер¬ховного Суда РФ. - №9. - 1996; №5 - 1997.
38. Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 08.07.2002г. №А35-4205/01 «а» [Электронный ресурс] // Информ.-правов. система «Эксперт-Гарант». - Версия от 25.05.2016.
39. Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 28.09.2005г. №15пв05 [Электронный ресурс] // Информ.-правов. система «Эксперт- Гарант». - Версия от 25.05.2016.
40. Определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного
Суда РФ от 06.06.2002г. №25-Г02-7 [Электронный ресурс] // Информ.-
правов. система «КонсультантПлюс». - Версия от 25.05.2016.
41. Авдийский В.И., Данилина М.В., Ерошкин С.Ю. Место и роль суве¬ренных фондов в обеспечении экономической безопасности страны // Компе¬тентность. - 2012. - №9-10. - С. 27-35.
42. Алекторская, М.М. Суверенный фонд в экономике знаний / М.М. Алекторская, А.В. Пахомов, Е.А. Пахомова // Сборник научных трудов Sworld. - 2013. - № 2. - С. 63-65.
43. Барановская М.Г. Инвестирование средств фондов национального бла-госостояния в ценные бумаги: Автореф. Дис. ...канд.экон.наук. Москва. 2011.
44. Бегма Ю.С., Чедишвили Т.И. Суверенные фонды как фактор развития глобальной финансовой системы // Экономический журнал. - 2014. - №3(35). - С. 113-122.
45. Васин Е.А. Повышение эффективности Резервного фонда и Фонда на-ционального благосостояния: методологический аспект /Е.А. Васин, Г.Н. Ку- цури // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К.Л. Хетагурова. - 2012. - №1. - С. 392-400
46. Васин Е.А. Повышение эффективности управления суверенными фон¬дами в Российской Федерации: Автореф. Дис. .канд.экон.наук. Москва. 2015. - 26 с.
47. Васин Е.А. Повышение эффективности управления суверенными фон¬дами в Российской Федерации: Дисс. .канд.экон.наук. - М., 2015. - 191 с.
48. Гоноцкая Ж. А. Имущественное неравенство и ресурсное проклятие: точки зрения и эмпирические свидетельства. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2013. - 32 с.
49. Громова А.С. Финансовая устойчивость и безопасность бюджетной системы как ключевые факторы развития национальной экономики // Эконо¬мика. - №1(17). - 2012. - С. 154-160.
50. Гуриев С., Сонин К. Экономика ресурсного проклятия // Вопросы эко-номики. - 2008. - №4. - С. 61-73.
51. Дуплинская Е.Б. Суверенные фонды России: анализ ситуации // Вест¬ник Омского университета. Серия «Экономика». - 2015. - № 1. - С. 13-18.
52. Ермакова Е.А. Перспективы управления нефтегазовыми фондами Рос¬сии // Финансы и кредит. - 2013. - № 23. - С. 2-10.
53. Жилина И.Ю. «Сырьевая экономика» и экономический рост // Эконо-мические и социальные проблемы России. - №1. - 2009. - С. 81-108.
54. Ибраев Р.Х. Инвестиционные стратегии суверенных фондов: анализ структуры управления // Ученые записки СКАГС. - 2014. - №1. - С.184-194.
55. Ибраев Р.Х. Роль суверенных фондов на современном глобальном рынке капитала // Российский внешнеэкономический вестник. - 2013. - №9. - С.91-105.
56. Илларионов А. Экономическая политика в условиях открытой эконо¬мики со значительным сырьевым сектором // Вопросы экономики. - 2001. - №4. - С. 4-31.
57. Казакевич П.А. Суверенные фонда благосостояния на рынке ценных бумаг: Автореф. .. дисс. канд.экон.наук. - М., 2009. - 29 с.
58. Казакова М.В. Анализ структурной и конъюнктурной составляющих налоговой нагрузки в российской экономике / М.В. Казакова, С.Г. Синельни- ков-Мурылев, П.А. Кадочников. - М.: Институт экономики переходного пе¬риода, 2009. - 208с.
59. Кимельман С.А. Сырьевой сектор экономики России: состояние и возможности развития // Экономика региона. - 2010. - №4. - С. 173-182.
60. Кудрин А.Р. Правила игры. // КомерсантЪ. — 2014. - №128.
61. Лебединская Е. Роль нефтегазовых фондов в России // Вопросы эконо¬мики. - 2012. - №3. - С. 98-119
62. Левченко, А.В. Суверенные инвестиционные фонды: организация и роль на финансовом рынке: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. - М., 2012. - 26 с.
63. Мусабирова Д.А. К вопросу об использовании дефиниции «Резервный фонд» в российском законодательстве // Пробелы в российском законода¬тельстве. Юридический журнал. - 2011. - №2. - С. 171-173.
64. Навой А. В., Шалунова Л. И. Резервный фонд и Фонд национального благосостояния России в международной системе суверенных фондов // Деньги и кредит. - 2014. - №2. - С. 26-33.
65. Панов, М.М. Оценка деятельности и система управления компанией на основе KPI / М.М. Панов. - М.: Инфра-М, 2013. - 255 с.
66. Пашук Е.И. Новое «бюджетное правило» и формирование резервов в федеральном бюджете // Вестник Томского государственного университета. Право. - 2013. - №1 (7). - С. 75-80.
67. Поветкина Н.А. Концепция правового обеспечения финансовой устой-чивости Российской Федерации // Журнал российского права. - 2015. - №8. - С.77-89.
68. Поветкина Н.А. Российская Федерация как субъект бюджетного права: Монография. - М., 2004.
69. Подъяблонская, JI.M. Проблемы повышения эффективности государ-ственных расходов в России: монография / Л. М. Подъяблонская. - М.: Юни- ти-Дана, 2010. - 306 с.
70. Савчук А.М. Организационные аспекты деятельности суверенных фондов благосостояния // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. - 2012. - №28. - С. 514-521.
71. Сухарев А. Н. Финансовые механизмы формирования и использования суверенных фондов // Финансы и кредит. - 2011. - №45. - С. 67-73.
72. Сухарев А.Н. Резервный фонд и Фонд национального благосостояния: финансовая конструкция и итоги функционирования // Финансы и кредит. - 2009. - № 40. - С. 50-59.
73. Сухарев А.Н. Суверенные фонды благосостояния: международный и российский опыт // Финансы и кредит. - 2011. - №17.
74. Сухарев А.Н. Фонд национального благосостояния Российской Феде¬рации: итоги функционирования и перспектива // Финансы и кредит. - 2014. - №7 (523). - С. 2-8.
75. Толстоброва Н.А., Кожемякин Л.В. «Ресурсное проклятие» нацио¬нальной модели экономического развития // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - №6.
76. Фаткуллин Ф.Н. Проблемы теории права и государства. Учебное посо¬бие. - Казань: Спектр, 2000.
77. Халилова Т.В., Леонтьева Л. С., Гайнуллина Л. Ф. Коррумпирован¬ность отношений в сфере природопользования, или «Проклятие природных ресурсов» // Актуальные проблемы экономики и права. - 2016. - №1. - С. 26¬34.
78. Ханунов А.И., Сапожникова О.А. Зарубежный опыт использования су-веренных фондов как основной формы распределения рентных доходов // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. - 2015. - №24. - С.7-16.
79. Чулков А.С. Экономический рост при резервировании части нефтега¬зовых доходов Российской Федерации // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. - 2014. - №11. - С.38¬43.
80. Элякова И. Д., Аммосов С. П., Эляков А. Л. Совершенствование на-правлений и механизмов использования суверенных фондов Российской Фе-дерации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 13. - С. 4656-4660.
81. Газета «Ведомости» [Электронный ресурс]: Минфин ужесточает кон¬троль за инвестированием ФНБ. - Официальный сайт газеты «Ведомости». - Режим доступа: www.vedomosti.ru.
82. Годовой график цен на нефть Urals. - Режим доступа:
http://www.nefturals.ru.
83. Государственная программа Российской Федерации «Управления об-щественными финансами». Режим доступа:
http://www1 .minfin.ru/common/img/uploaded/library/2013/03/Upravlenie gocuda rstvennymi finansami.pdf.
84. Деловая газета «Взгляд» [Электронный ресурс]: Минфин выступил против использования Резервного фонда на погашение госдолга. - Офици¬альный сайт деловой газеты «Взгляд». - Режим доступа: http://www.vz.ru.
85. Докучаев Д. Нефтегазовые доходы России сократились на треть
[Электронный ресурс] // Новые известия. - 2016. - Режим доступа:
http://www.newizv.ru.
86. Заключение Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара на проект федерального бюджета 2013 года и плановый периоды 2014 и 2015 годов // http://www.iep.ru.
87. Заключение Счетной Палаты №3СП-26/06-01 от 10.10.2012г. на проект федерального закона №137443-6 «О внесении изменений в Бюджетный ко¬декс Российской Федерации и установлении требований к работникам спе-циализированной финансовой организации, учреждаемой Правительством Российской Федерации» // Официальный сайт Счетной палаты РФ. - Режим доступа: http://www.ach.gov.ru.
88. Ивантер В. Кто сказал, что нефть - это проклятье? // Российская газета. -2016. - №6910(42). - Режим доступа: http://rg.ru.
89. Информационно-аналитический портал «Нефть России» [Электронный ресурс]: Улюкаев сомневается в необходимости бюджетного правила при низких ценах нефти. - Официальный сайт информационно-аналитического портала «Нефть России». - Режим доступа: http://www.oilru.com/news/508060.
90. История цены на нефть марки Brend по годам за период 1998-2015 гг. - Режим доступа: http://kurs2015.ru/tsena-nefti-onlajn.html.
91. Коммунистическая партия Российской Федерации [Электронный ре¬сурс]: Валерий Рашкин предлагает ввести законодательный запрет на ком¬мерческое использование средств, выделенных из Фонда национального бла¬госостояния. - Официальный сайт коммунистической партии РФ. - Режим доступа: https://kprf.ru.
92. Крупные инфраструктурные проекты Хабаровского края будут финан-сироваться из Фонда национального благосостояния. - Официальный сайт Министерства РФ по развитию Дальнего Востока. - Режим доступа: http://minvostokrazvitia.ru.
93. Медведев усомнился в необходимости госкорпораций [Электронный ресурс] / официальный сайт NEWS.RU. - Режим доступа: http: //www.newsru.com/finance/07 aug2009/nomoregoscorp.html.
94. Министерство финансов Российской Федерации [Электронный ре¬сурс]: Сведения о размещении средств фонда в привилегированные акции российских кредитных организаций по состоянию на 1 апреля 2016 г. - Офи¬циальный сайт Минфина РФ. - Режим доступа: http://minfin.ru.
95. Министерство РФ по развитию Дальнего Востока [Электронный ре¬сурс]: Крупные инфраструктурные проекты Хабаровского края будут финан¬сироваться из Фонда национального благосостояния. - Официальный сайт Министерства РФ по развитию Дальнего Востока. - Режим доступа: http://minvostokrazvitia.ru.
96. Михайлов А. Проблемная заначка // Режим доступа. - http://www.gazeta.ru.
97. Новое бюджетное правило не станет панацеей для РФ [Электронный ресурс] // Официальный сайт Quote РБК. - Режим доступа: http: //quote.rbc.ru/topnews/2012/07/10/33708580.html.
98. Отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка движения средств, поступивших в рамках реализации Федерального закона от 30 апре¬ля 2008 года №56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопитель¬ную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» в Пенсионный фонд Российской Федерации в 2009 году и за 9 месяцев 2010 года, и оценка эффективности мер, принятых для стимулирования добровольных пенсионных накоплений» // Бюллетень Счет¬ной палаты. - Режим доступа: http://audit.goy.ru/actiyities/bulleten/610/16398.
99. Официальный сайт Федерального казначейства [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://roskazna.ru/finansoyve-operacii/syedeniva-o-dyizhenii- sredsty-po-schetam/rezerynyj-fond.
100. Полонский Я. Клепач отвергает возможность России слезть с нефтя¬ной иглы // Московский комсомолец. - 2016. - №32589. - Режим доступа: http://www.mk.ru.
101. Пояснительная записка к проекту Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законо-дательные акты Российской Федерации в части использования нефтегазовых доходов федерального бюджета» [Электронный ресурс] // Государственная Дума: официальный сайт. - Режим доступа: http://www.duma.goy.ru.
102. Проект Постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Правила проведения оценки целесообразности финан-сирования инвестиционных проектов за счет средств Фонда национального благосостояния и (или) пенсионных накоплений, находящихся в доверитель¬ном управлении государственной управляющей компании, на возвратной ос¬нове» (подготовлен Минфином России 23.11.2015г.) // Информ.-правов. сис¬тема «Эксперт-Гарант». - Версия от 25.05.2016.
103. РБК Татарстан [Электронный ресурс]: Доля нефтегазовых доходов в бюджете упала до семилетнего уровня. - Официальный сайт РБК Татарстан.
- Режим доступа: http://www.rbc.ru.
104. Риа Новости [Электронный ресурс]: Интервью Путина В.В немецкой газете «Bild». - Официальный сайт Риа Новости. - Режим доступа: http://ria.ru/economy/20160111/1357808841.html#ixzz48tid8tEb.
105. Риа Новости [Электронный ресурс]: Минфин: бюджетные правила должны учитывать сокращение экспорта сырья. - Официальный сайт Риа Новости. - Режим доступа: http://ria.ru/economy.
106. Риа Новости [Электронный ресурс]: Нефтегазовые доходы к 2011 го¬ду сократиться до 5,8% ВВП. - Официальный сайт Риа Новости. - Режим доступа: http://ria.ru/economy/20120413/625197979.html.
107. Российская газета [Электронный ресурс]: Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год. - Официальный сайт Российской газеты. - Режим доступа: http://rg.ru.
108. Смирнов К., Макеев Н. Кому нужна «нефтяная игла?» // Московский комсомолец. - 2015. - №26740. - Режим доступа: http: //www. mk.ru.
109. Смирнов К., Макеев Н. Последняя копилка России. Как истратят фонд национального благосостояния // Московский комсомолец. - 2014. - №26657. - Режим доступа: http: //www.mk.ru.
110. Счетная палата Российской Федерации [Электронный ресурс]: Опе-ративный доклад о ходе исполнения федерального бюджета РФ за январь - февраль 2016г. - Официальный сайт Счетной палаты РФ. - Режим доступа: http://audit.gov.ru.
111. Счетная палата Российской Федерации [Электронный ресурс]: Сред-ства ФНБ, выделенные на модернизацию Байкало-Амурской и Транссибир-ской магистралей, остались на депозите «РЖД». - Официальный сайт Счет¬ной палаты РФ. - Режим доступа: http://www.ach.gov.ru.
112. Forbes [Электронный ресурс]: Улюкаев пообещал помочь попавшим под санкции компаниям средствами ФНБ. - Официальный сайт Forbes. - Ре¬жим доступа: http://www.forbes.ru/news/267619-ulyukaev-poobeshchal-pomoch- popavshim-pod-sanktsii-kompaniyam-sredstvami-fnb.