Резервный фонд и Фонд национального благосостояния - инструменты достижения экономической и финансовой стабильности
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕЗЕРВНОГО ФОНДА И ФОНДА НАЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6
1.1. Понятие, сущность и назначение Резервного фонда и Фонда
национального благосостояния как элементов экономической стабильности государства 6
1.2. Правовые основы формирования и использования средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния 13
1.3. Управление средствами суверенных фондов в целях достижения финансовой устойчивости страны 27
2. Анализ деятельности Резервного фонда и Фонда национального благосостояния Российской Федерации 46
2.1. Оценка деятельности суверенных фондов Российской Федерации 46
2.2. Основные проблемы и возможные пути их решения 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕЗЕРВНОГО ФОНДА И ФОНДА НАЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6
1.1. Понятие, сущность и назначение Резервного фонда и Фонда
национального благосостояния как элементов экономической стабильности государства 6
1.2. Правовые основы формирования и использования средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния 13
1.3. Управление средствами суверенных фондов в целях достижения финансовой устойчивости страны 27
2. Анализ деятельности Резервного фонда и Фонда национального благосостояния Российской Федерации 46
2.1. Оценка деятельности суверенных фондов Российской Федерации 46
2.2. Основные проблемы и возможные пути их решения 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ
В настоящее время в Российской Федерации для финансирования отдельных направлений деятельности государства существует целая система целевых денежных фондов, которые призваны обеспечивать ряд задач не только
экономического, но и социального характера. Особое место среди бюджетных фондов занимают суверенные фонды, к числу которых относят Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Их роль для экономики
страны является очень значимой. Ведь зачастую использование средств суверенных фондов остается единственным возможным антикризисным инструментом, позволяющим восполнить недополученные доходы бюджета.
Кроме этого, сырьевая зависимость экономики и ее усиление в долгосрочном периоде не оказывает должного влияния на уровень жизни населения.
Свойство невозобновляемости и исчерпаемости природных ресурсов накладывает существенное ограничение и на экономическое развитие страны. При
этом зависимость российской экономики от нефтегазовых доходов постоянно
возрастает. В связи с этим, эффективное управление средствами Резервного
фонда и Фонда национального благосостояния является важным инструментом для достижения экономической и финансовой стабильности государства.
Несмотря на внушительные накопления, есть основания предполагать, что
управление Резервным фондом и Фондом национального благосостояния характеризуется низкой эффективностью. Главным недостатком при организации управления суверенными фондами в России является использование
консервативной инвестиционной стратегии, которая на долгосрочном временном интервале не является оптимальной и нуждается в корректировке.
Все вышесказанное определяет актуальность выбранной темы дипломной
работы.
Роль и значение Резервного фонда и Фонда национального благосостояния для финансовой и экономической политики государства было предметом
исследования таких ученых как: М.Г. Барановской, Е.А. Васиным, А.С. Гро4
мовой, И.Ю. Жилиной, Р.Х. Ибраевым, П.А. Казакевич, Е.В. Лебединской,
А.М. Савчук, А.Н. Сухаревым и другими.
Однако в их публикациях делается акцент на исследовании вопросов повышения доходности управления портфелем инвестиций суверенных фондов,
выборе определенного направления расходования средств суверенных фондов. При этом практически не рассматриваются проблемы управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния как финансовыми резервами, их результативность как инструмента государственного
регулирования, не оценивается эффективность управления суверенными
фондами.
Необходимость комплексного исследования формирования и использования средств суверенных фондов определяю цели и задачи выпускной квалификационной работы.
Цель данной работы заключается в исследовании деятельности Резервного
фонда и Фонда национального благосостояния, которое имеет существенное
значение для финансовой устойчивости государства.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
– рассмотреть понятие, сущность и назначение Резервного фонда и Фонда
национального благосостояния как элементов экономической стабильности
государства;
– провести анализ правового регулирования формирования и использования средств суверенных фондов;
– выявить особенности управления средствами Резервного фонда и Фонда
национального благосостояния как одного из важного инструмента в достижении финансовой устойчивости страны;
– дать оценку деятельности суверенных фондов;
– предложить возможные пути решения существующих проблем функционирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.
Для эффективного проведения исследования необходимо четко обозначить объект и предмет. Объектом в данном случае выступают суверенные5
фонды Российской Федерации как институты управления финансовыми активами государства. Предметом же исследования являются финансовые отношения, возникающие в процессе формирования и использования средств
Резервного фонда и Фонда национального благосостония.
В выпускной квалификационной работе были применены классические
методы и приемы научного исследования, основанные на использовании системного подхода, сравнительного анализа, а также использованы возможности инструменты индукции и дедукции.
Работа состоит из введения, двух глав, каждая их которых подразделена
на параграфы, а также заключения и списка использованных источников.
экономического, но и социального характера. Особое место среди бюджетных фондов занимают суверенные фонды, к числу которых относят Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Их роль для экономики
страны является очень значимой. Ведь зачастую использование средств суверенных фондов остается единственным возможным антикризисным инструментом, позволяющим восполнить недополученные доходы бюджета.
Кроме этого, сырьевая зависимость экономики и ее усиление в долгосрочном периоде не оказывает должного влияния на уровень жизни населения.
Свойство невозобновляемости и исчерпаемости природных ресурсов накладывает существенное ограничение и на экономическое развитие страны. При
этом зависимость российской экономики от нефтегазовых доходов постоянно
возрастает. В связи с этим, эффективное управление средствами Резервного
фонда и Фонда национального благосостояния является важным инструментом для достижения экономической и финансовой стабильности государства.
Несмотря на внушительные накопления, есть основания предполагать, что
управление Резервным фондом и Фондом национального благосостояния характеризуется низкой эффективностью. Главным недостатком при организации управления суверенными фондами в России является использование
консервативной инвестиционной стратегии, которая на долгосрочном временном интервале не является оптимальной и нуждается в корректировке.
Все вышесказанное определяет актуальность выбранной темы дипломной
работы.
Роль и значение Резервного фонда и Фонда национального благосостояния для финансовой и экономической политики государства было предметом
исследования таких ученых как: М.Г. Барановской, Е.А. Васиным, А.С. Гро4
мовой, И.Ю. Жилиной, Р.Х. Ибраевым, П.А. Казакевич, Е.В. Лебединской,
А.М. Савчук, А.Н. Сухаревым и другими.
Однако в их публикациях делается акцент на исследовании вопросов повышения доходности управления портфелем инвестиций суверенных фондов,
выборе определенного направления расходования средств суверенных фондов. При этом практически не рассматриваются проблемы управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния как финансовыми резервами, их результативность как инструмента государственного
регулирования, не оценивается эффективность управления суверенными
фондами.
Необходимость комплексного исследования формирования и использования средств суверенных фондов определяю цели и задачи выпускной квалификационной работы.
Цель данной работы заключается в исследовании деятельности Резервного
фонда и Фонда национального благосостояния, которое имеет существенное
значение для финансовой устойчивости государства.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
– рассмотреть понятие, сущность и назначение Резервного фонда и Фонда
национального благосостояния как элементов экономической стабильности
государства;
– провести анализ правового регулирования формирования и использования средств суверенных фондов;
– выявить особенности управления средствами Резервного фонда и Фонда
национального благосостояния как одного из важного инструмента в достижении финансовой устойчивости страны;
– дать оценку деятельности суверенных фондов;
– предложить возможные пути решения существующих проблем функционирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.
Для эффективного проведения исследования необходимо четко обозначить объект и предмет. Объектом в данном случае выступают суверенные5
фонды Российской Федерации как институты управления финансовыми активами государства. Предметом же исследования являются финансовые отношения, возникающие в процессе формирования и использования средств
Резервного фонда и Фонда национального благосостония.
В выпускной квалификационной работе были применены классические
методы и приемы научного исследования, основанные на использовании системного подхода, сравнительного анализа, а также использованы возможности инструменты индукции и дедукции.
Работа состоит из введения, двух глав, каждая их которых подразделена
на параграфы, а также заключения и списка использованных источников.
В начале 2002 году за счет остатков средств федерального бюджета был
образован финансовый резерв. Основной финансовой задачей резерва было
сглаживание пиков платежей по внешнему долгу Российской Федерации. В66
декабре 2003 года БК РФ был дополнен главой, регламентирующей порядок
управления средствами Стабилизационного фонда, а в январе 2004 года в
Стабилизационный фонд были перечислены остатки средств финансового
резерва. Фонд должен был обеспечивать сбалансированность федерального
бюджета при падении цен на нефть и способствовать стабилизации российской экономики.
Перед началом экономического кризиса 2008-2009 годов необходимо было усовершенствовать механизм сглаживания колебаний доходов федерального бюджета, с учетом изменения макроэкономической ситуации и необходимости дальнейшего сбережения средств. Так, в феврале 2008 года было
принято решение разделить Стабилизационный фонд на две части: одна
часть (Резервный фонд), используется для сглаживания колебаний нефтегазовых доходов бюджета в краткосрочный период, а другая часть (Фонд национального благосостояния) сберегается и за счет нее решаются экономические задачи в долгосрочном периоде.
В настоящее время понятие и сущность Фонда национального благосостояния не вызывает столь обширной дискуссии нежили Резервный фонд.
Существующая дефиниция Резервного фонда приводит к неоднозначному
пониманию его экономической сущности. Анализ ряда нормативно-правовых
актов позволяет утверждать, что указанный фонд воспринимается как:
– общественно-государственная некоммерческая организация по решению
неотложных социально-экономических проблем Республики Татарстан;
– резерв финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
– фонд для государственной поддержки общественных организаций и
объединений;
– фонд для проведения встреч, симпозиумов, выставок, семинаров по проблемам общегосударственного значения;
– средства для внесения в уставные капиталы хозяйственных обществ как
способ приватизации;67
– используется для обозначения различных целевых бюджетных фондов.
В рамках дипломной работы был сделан вывод, что только Резервный
фонд подчеркивает сущность суверенного фонда, основная цель которого заключается в планировании бюджетных расходов и проведение политики,
рассчитанной на долгосрочную перспективу.
Реализация целей суверенных фондов невозможна без правовой оболочки.
Все источники правового регулирования деятельности Резервного фонда и
Фонда национального благосостояния можно разделить на три уровня в зависимости их от юридической силы.
1) Бюджетный кодекс РФ закрепляет основные положения деятельности
суверенных фондов, а именно порядок их формирования, а также описывается общая структура управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.
2) Постановления Правительства РФ позволяют конкретизировать отдельные нормы бюджетного законодательства.
3) Приказы Минфина РФ являются необходимым правовым инструментом
для исполнения требований высших органов исполнительной власти.
Расположение указанных источников права в логической последовательности, позволило нам определить порядок формирования средств Резервного
фонда и Фонда национального благосостояния, нормативную валютную
структуру суверенных фондов и пределы их допустимых отклонений, выделить виды финансовых активов, в которые могут размещаться средства фондов, а также проанализировать движение средств на счетах указанных фондов. Полученные результаты позволяют утверждать, что критерий соответствия степени использования средств Резервного фонда выбранной экономической политике выполняется.
В свою очередь, анализ формирования и использования средств Фонда
национального благосостояния показал, что средства фонда практически не
использовались, за исключением незначительной части, которая направлялась на софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан.68
Данное мероприятие послужило фактором роста пенсионных накоплений в
негосударственных пенсионных фондах только на первоначальном этапе, в
основном за счет влияния административного ресурса на принятие решения
гражданами. Таким образом, существенных сдвигов в решении проблем пенсионной системы не произошло. Дефицит Пенсионного фонда РФ попрежнему в больших объемах покрывается за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
Несмотря на достаточно весомый перечень нормативно-правовых актов,
многие практические аспекты деятельности суверенных фондов не позволяют достичь финансовой устойчивости государства. В частности речь идет об
отсутствие эффективной системы управления средствами Резервного фонда и
Фонда национального благосостояния, которая, в свою очередь, не способствует выполнению ряду показателей.
Так, за счет пассивного управления средствами суверенных фондов достигается основная цель – обеспечение их сохранности и ликвидности. Но цель,
заложенная в управлении средствами Фонда национального благосостояния,
с помощью данного метода управления и при текущем состоянии организационной структуры управления средствами суверенных фондов недостижима. Кроме того, консервативная стратегия размещения средств Резервного
фонда и Фонда национального благосостояния не позволяют эффективно наращивать стоимость национального благосостояния.
К причинам низкой доходности инвестирования средств, как способа достижения экономической и финансовой стабильности государства, можно отнести следующие факторы:
Во-первых, ограниченность инвестиционной декларации Банка России, т.е.
отсутствие возможности инвестировать средства суверенных фондов в более
рискованные активы.
Во-вторых, присущая Минфину РФ две взаимоисключающие функции:
выполнение нормотворческой деятельности и осуществление части функций
по оперативному управлению.69
В рамках дипломной работы для повышения доходности средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния было предложено пересмотреть текущую инвестиционную стратегию суверенных фондов в пользу
увеличения более рискованных инструментов в структуре их портфелей.
Кроме этого, часть функций Минфина РФ по оперативному управлению передать специализированной финансовой организации, сохранив за указанным
органом исполнительной власти правоустанавливающие полномочия. Следовательно, необходимо принять законодательный акт о создании Российского
финансового агентства.
Важнейшим, на наш взгляд, критерием оценки управления суверенными
фондами является критерий обеспечения максимальной прозрачности деятельности Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. Для
повышения прозрачности функционирования российских суверенных фондов
целесообразно внести изменения в действующее законодательство и дополнить его нормой о проведении независимой аудиторской проверки годового
отчета о формировании использовании средств суверенных фондов.
В выпускной квалификационной работе особое внимание было уделено
соблюдению пороговых значений при оценке деятельности суверенных фондов. При этом было отмечено, что интегральным показателем является цена
на нефть, а все значения федерального бюджета достигаются в зависимости
от его волатильности. Однако, как показывают полученные данные, происходит несоблюдение бюджетных ограничений, что свидетельствует об уязвимости федерального бюджета и о существенной зависимости бюджета от цен
на энергоресурсы.
В связи с этим, с 2013 года действие статей БК РФ о нефтегазовом трансферте, о ненефтегазовом дефиците было отменено, то есть методология официально была изменена. Вместо использования сочетания правил «средней
цены» и «постоянного потребления» было решено вернуться к правилу
«средней цены» как к наиболее удобному правилу в рамках бюджетного процесса. Предполагалось, что новое бюджетное правило обеспечить бездефи70
цитность федерального бюджета, сократить ненефтегазовыфй дефицит, а
также увеличить объем суверенных фондов. Проведенный анализ показал,
что расчет базовой цены на нефть не способствует снижению расходов бюджета, а напротив, показывает явную зависимость экономики страны от сырьевого сектора.
Сама задача снижения зависимости экономики от цен на энергоносители
является сложной и не решается по принципу «здесь и сейчас». Должна быть
проделана сложная и продуманная работа. Ведь функционирование Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, как составной части механизма снижения зависимости экономики России от колебаний цен на
нефть, состоит из формирования и использования (в том числе размещения)
средств указанных фондов. Воздействие на отдельную часть, без учета остальных, неизбежно приведет к перекосам и дальнейшей неработоспособности механизма.
На наш взгляд, в перспективе для совершенствования механизма снижения влияния колебаний доходов федерального бюджета к конъюнктурным
доходам наряду с нефтегазовыми, необходимо относить определенную часть
налога на прибыль нефтегазовых компаний и часть налога на доходы физических лиц.
образован финансовый резерв. Основной финансовой задачей резерва было
сглаживание пиков платежей по внешнему долгу Российской Федерации. В66
декабре 2003 года БК РФ был дополнен главой, регламентирующей порядок
управления средствами Стабилизационного фонда, а в январе 2004 года в
Стабилизационный фонд были перечислены остатки средств финансового
резерва. Фонд должен был обеспечивать сбалансированность федерального
бюджета при падении цен на нефть и способствовать стабилизации российской экономики.
Перед началом экономического кризиса 2008-2009 годов необходимо было усовершенствовать механизм сглаживания колебаний доходов федерального бюджета, с учетом изменения макроэкономической ситуации и необходимости дальнейшего сбережения средств. Так, в феврале 2008 года было
принято решение разделить Стабилизационный фонд на две части: одна
часть (Резервный фонд), используется для сглаживания колебаний нефтегазовых доходов бюджета в краткосрочный период, а другая часть (Фонд национального благосостояния) сберегается и за счет нее решаются экономические задачи в долгосрочном периоде.
В настоящее время понятие и сущность Фонда национального благосостояния не вызывает столь обширной дискуссии нежили Резервный фонд.
Существующая дефиниция Резервного фонда приводит к неоднозначному
пониманию его экономической сущности. Анализ ряда нормативно-правовых
актов позволяет утверждать, что указанный фонд воспринимается как:
– общественно-государственная некоммерческая организация по решению
неотложных социально-экономических проблем Республики Татарстан;
– резерв финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
– фонд для государственной поддержки общественных организаций и
объединений;
– фонд для проведения встреч, симпозиумов, выставок, семинаров по проблемам общегосударственного значения;
– средства для внесения в уставные капиталы хозяйственных обществ как
способ приватизации;67
– используется для обозначения различных целевых бюджетных фондов.
В рамках дипломной работы был сделан вывод, что только Резервный
фонд подчеркивает сущность суверенного фонда, основная цель которого заключается в планировании бюджетных расходов и проведение политики,
рассчитанной на долгосрочную перспективу.
Реализация целей суверенных фондов невозможна без правовой оболочки.
Все источники правового регулирования деятельности Резервного фонда и
Фонда национального благосостояния можно разделить на три уровня в зависимости их от юридической силы.
1) Бюджетный кодекс РФ закрепляет основные положения деятельности
суверенных фондов, а именно порядок их формирования, а также описывается общая структура управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.
2) Постановления Правительства РФ позволяют конкретизировать отдельные нормы бюджетного законодательства.
3) Приказы Минфина РФ являются необходимым правовым инструментом
для исполнения требований высших органов исполнительной власти.
Расположение указанных источников права в логической последовательности, позволило нам определить порядок формирования средств Резервного
фонда и Фонда национального благосостояния, нормативную валютную
структуру суверенных фондов и пределы их допустимых отклонений, выделить виды финансовых активов, в которые могут размещаться средства фондов, а также проанализировать движение средств на счетах указанных фондов. Полученные результаты позволяют утверждать, что критерий соответствия степени использования средств Резервного фонда выбранной экономической политике выполняется.
В свою очередь, анализ формирования и использования средств Фонда
национального благосостояния показал, что средства фонда практически не
использовались, за исключением незначительной части, которая направлялась на софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан.68
Данное мероприятие послужило фактором роста пенсионных накоплений в
негосударственных пенсионных фондах только на первоначальном этапе, в
основном за счет влияния административного ресурса на принятие решения
гражданами. Таким образом, существенных сдвигов в решении проблем пенсионной системы не произошло. Дефицит Пенсионного фонда РФ попрежнему в больших объемах покрывается за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
Несмотря на достаточно весомый перечень нормативно-правовых актов,
многие практические аспекты деятельности суверенных фондов не позволяют достичь финансовой устойчивости государства. В частности речь идет об
отсутствие эффективной системы управления средствами Резервного фонда и
Фонда национального благосостояния, которая, в свою очередь, не способствует выполнению ряду показателей.
Так, за счет пассивного управления средствами суверенных фондов достигается основная цель – обеспечение их сохранности и ликвидности. Но цель,
заложенная в управлении средствами Фонда национального благосостояния,
с помощью данного метода управления и при текущем состоянии организационной структуры управления средствами суверенных фондов недостижима. Кроме того, консервативная стратегия размещения средств Резервного
фонда и Фонда национального благосостояния не позволяют эффективно наращивать стоимость национального благосостояния.
К причинам низкой доходности инвестирования средств, как способа достижения экономической и финансовой стабильности государства, можно отнести следующие факторы:
Во-первых, ограниченность инвестиционной декларации Банка России, т.е.
отсутствие возможности инвестировать средства суверенных фондов в более
рискованные активы.
Во-вторых, присущая Минфину РФ две взаимоисключающие функции:
выполнение нормотворческой деятельности и осуществление части функций
по оперативному управлению.69
В рамках дипломной работы для повышения доходности средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния было предложено пересмотреть текущую инвестиционную стратегию суверенных фондов в пользу
увеличения более рискованных инструментов в структуре их портфелей.
Кроме этого, часть функций Минфина РФ по оперативному управлению передать специализированной финансовой организации, сохранив за указанным
органом исполнительной власти правоустанавливающие полномочия. Следовательно, необходимо принять законодательный акт о создании Российского
финансового агентства.
Важнейшим, на наш взгляд, критерием оценки управления суверенными
фондами является критерий обеспечения максимальной прозрачности деятельности Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. Для
повышения прозрачности функционирования российских суверенных фондов
целесообразно внести изменения в действующее законодательство и дополнить его нормой о проведении независимой аудиторской проверки годового
отчета о формировании использовании средств суверенных фондов.
В выпускной квалификационной работе особое внимание было уделено
соблюдению пороговых значений при оценке деятельности суверенных фондов. При этом было отмечено, что интегральным показателем является цена
на нефть, а все значения федерального бюджета достигаются в зависимости
от его волатильности. Однако, как показывают полученные данные, происходит несоблюдение бюджетных ограничений, что свидетельствует об уязвимости федерального бюджета и о существенной зависимости бюджета от цен
на энергоресурсы.
В связи с этим, с 2013 года действие статей БК РФ о нефтегазовом трансферте, о ненефтегазовом дефиците было отменено, то есть методология официально была изменена. Вместо использования сочетания правил «средней
цены» и «постоянного потребления» было решено вернуться к правилу
«средней цены» как к наиболее удобному правилу в рамках бюджетного процесса. Предполагалось, что новое бюджетное правило обеспечить бездефи70
цитность федерального бюджета, сократить ненефтегазовыфй дефицит, а
также увеличить объем суверенных фондов. Проведенный анализ показал,
что расчет базовой цены на нефть не способствует снижению расходов бюджета, а напротив, показывает явную зависимость экономики страны от сырьевого сектора.
Сама задача снижения зависимости экономики от цен на энергоносители
является сложной и не решается по принципу «здесь и сейчас». Должна быть
проделана сложная и продуманная работа. Ведь функционирование Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, как составной части механизма снижения зависимости экономики России от колебаний цен на
нефть, состоит из формирования и использования (в том числе размещения)
средств указанных фондов. Воздействие на отдельную часть, без учета остальных, неизбежно приведет к перекосам и дальнейшей неработоспособности механизма.
На наш взгляд, в перспективе для совершенствования механизма снижения влияния колебаний доходов федерального бюджета к конъюнктурным
доходам наряду с нефтегазовыми, необходимо относить определенную часть
налога на прибыль нефтегазовых компаний и часть налога на доходы физических лиц.
Подобные работы
- ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2017 - Анализ финансовой устойчивости предприятия по данным бухгалтерской отчетности
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5200 р. Год сдачи: 2016 - ФИНАНСОВАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА
ДОВЕРИТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ АКТИВАМИ
ПАЕВЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ФОНДОВ РОССИИ
Диссертация , анализ хозяйственной деятельности. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2005 - ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА ТУРЦИИ: ИНСТРУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, банковское дело и кредитование. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Совершенствование управления прибылью предприятия
Дипломные работы, ВКР, финансовый менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2025 - ЭВОЛЮЦИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ СИНГАПУРА (1991-2021 гг.)
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2023 - Учет и анализ собственного капитала
Дипломные работы, ВКР, бухгалтерский учет, анализ и аудит. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Межбюджетные трансферты в доходах местных бюджетов
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТЬЮ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, финансовый менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2017



