Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНЫХ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №81966

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы51
Год сдачи2016
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
330
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава I. Психолого-педагогические аспекты проблемы формирования позитивных лидерских качеств у младших школьников средствами проектной деятельности 6
1.1. Понятие и сущность лидерства в психолого-педагогической
литературе 6
1.2. Специфика формирования позитивных лидерских качеств младшего
школьника 13
1.3. Проектная деятельность как средство развития лидерского
потенциала 18
Выводы по I главе 22
Глава II. Практические аспекты исследования 24
2.1. Задачи и содержание исследования 24
2.2. Анализ результатов диагностики уровня сформированности позитивных
лидерских качеств у младших школьников 27
2.3. Проекты, направленные на развитие позитивных лидерских качеств у младших школьников во внеурочной деятельности 31
Выводы по II главе 35
Заключение 37
Список литературы 40
Приложение 1 46
Приложение 2 48
Приложение 3

Лидерство — это способность поднять человеческое видение на уровень более широкого кругозора, вывести эффективность деятельности человека на уровень более высоких стандартов, а также способность формировать личность, выходя за обычные, ограничивающие её рамки [4].
Каждый человек в современном мире хочет быть успешным во всех сферах жизни. Дети школьного возраста хотят иметь авторитет среди одноклассников и друзей, взрослые люди хотят иметь успех на работе и занимать руководящие должности, пожилые люди мечтают, чтобы к их мнению прислушивались. Все эти желание могут объединить лишь наличие лидерских качеств. Но что такое лидерские качества? Наиболее широкое распространение теория лидерства приобрела благодаря развитию рыночной экономике и социальной обстановки сложившийся в нашей стране на сегодняшний день. Лидерство — это не только умения управлять другими людьми, но и умение управлять собой.
Понятие лидерства широко распространено в социологии, политологии, психологии и педагогике. Этому феномену посвящены множество исследований знаменитых западных ученых, таких как З.Фрейд, А.Адлер, К.Г.Юнг. На западе существует более тридцати двух исследовательских центров занимающихся изучением лидерства. Большое количество данных центров свидетельствует об актуальности данного феномена.
Интерес к лидерству у российских ученых появился в 20-е годы, но в их исследованиях мы не обнаруживаем термина «лидерство». Вместо него исследователи Е.А. Аркин и Д.Б. Эльконин предпочитали оперировать термином «вожачество», ограничивая его применение исключительно сферой детских коллективов.
В отечественной литературе анализ понятие лидерства начался совсем недавно. Эти вопросом интересовались такие ученые как Г.К. Ашин, И.Р. Колтунова, Л.И. Кравченко, Л.Р. Кричевский, Е.С. Кузьмин, Б.Д. Парыгин, А.В. Петровский, Л. И. Уманский. В начале 80-х годов в российских исследованиях особое место отводилось политическому лидерству. Однако большинство исследований относятся к изучению лидерства в зрелом возрасте. Существует недостаточно исследований, посвященных выявлению особенностей формирования позитивных лидерских качеств у младших школьников. Между тем, развитие социальной активности следует формировать именно в младшем возрасте, т.к. именно в это время ребенок становится личностью. Начало обучения в школе ведёт к коренному изменению социальной ситуации развития ребёнка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, за выполнение которых он получает общественную оценку. Вся система жизненных отношений ребёнка перестраивается и во многом определяется тем, насколько успешно он справляется с новыми требованиями [25]. Поэтому механизм проявления социальной активности и развитие позитивных лидерских качеств ребенка должен быть изучен более подробно.
Одним из средством развития лидерских качеств младших школьников может стать проектная деятельность. Теоретические основы данного вида деятельности рассмотрены в исследованиях таких ученых как Дж. Дьюи, Е.Г. Карпов, А.С. Сиденко, И.С. Сергеев.
Актуальность проблемы развития лидерских качеств у младших школьников средствами проектной деятельности повлекла за собой выявление противоречия между потребностью в методическом обеспечении процесса формирования позитивных лидерских качеств младшего школьника и недостаточной методической разработанностью способов их формирования средствами проектной деятельности в начальной школе.
Анализ актуальности и противоречий определили проблему исследования: какими должно быть проекты, направленные на развитие позитивных лидерских качеств у младших школьников во внеурочной деятельности.
Актуальность, значимость и недостаточная разработанность рассматриваемой проблемы определили выбор темы исследования: «Формирование позитивных лидерских качеств у младших школьников средствами проектной деятельности».
Цель данного исследование: теоретически обосновать и разработать алгоритмы проектной деятельности, направленной на формирование позитивных лидерских качеств у младших школьников.
Задачи квалификационной работы:
• Изучить понятие и сущность лидерства.
• Выявить специфику формирования позитивных лидерских качеств младших школьников.
• Проанализировать роль проектной деятельности в развитии лидерского потенциала.
• Выявить уровень сформированности позитивных лидерских качеств у младших школьников
• Разработать проекты, направленные на развитие позитивных лидерских качеств у младших школьников во внеурочной деятельности.
Объектом исследования является процесс формирования позитивных лидерских качеств детей младшего школьного возраста
Предмет исследования — процесс формирования позитивных лидерских качеств детей младшего школьного возраста средствами проектной деятельности.
Для решения исследовательских задач были использованы следующие методы:
-теоретические методы: а) анализ нормативно-правовых документов применялся для обоснования актуальности сформулированной нами проблемы; б) теоретический и понятийно-терминологический анализ использовался для составления понятийного аппарата сформулированной проблемы.
-эмпирические методы (методы опроса): а) анкетирование (опросник «Диагностика функционального лидерства в малых группах», Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов); б) тестирование (тест «Я-лидер», Е.С. Фёдорова, О.В. Ерёмина, в модификации Т.А. Мироновой).
Экспериментальная база исследования: в эксперименте принимали участие учащиеся 3-го класса МБОУ СОШ № 75 г. Челябинска в количестве 22-х человек. Возраст детей 9 -10 лет. В исследовании принимали участие 10 мальчиков и 12 девочек. В классе 2 ученика учащихся на отлично, 5 учеников имеют оценки удовлетворительно, 15 учеников учатся хорошо.
Практическая значимость исследования: проекты, направленные на становление позитивных лидерских качеств младших школьников, могут быть использованы при организации внеурочной деятельности в начальной школе.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проанализировав психолого-педагогическую литературу разных авторов по проблеме формирования позитивных лидерских качеств младших школьников можно сделать вывод, что понятие лидерства в целом формируется уже достаточно долгое время. Еще Сократ и Платон размышляли о лидерстве. На сегодняшний день существует более 400 определений лидерства. Определения понятия лидерства отечественных и западных ученных имеют различия. Частично это связано с тем, что в нашей стране этот феномен стали изучать совсем недавно.
Отечественная ученная Г.М. Андреева выделяет 3 наиболее популярных теорий лидерства: «Теория черт», «Ситуационная теория лидерства», «Системная теория лидерства». Изучив их особенности, мы поняли, что каждая из них имеет специфические черты, они кардинально отличаются друг от друга. «Теория черт» основывается на том, что лидер должен обладать рядом качеств или совокупностью определенных черт характера, который помогут допиться ему признания. «Ситуационная теория» гласит, что лидер может меняться в определенных обстоятельствах, что не исключает наличие нескольких лидеров в группе. На стыке предыдущих двух теорий появилась третья - «Системная теория лидерства». Согласно этой теории лидерство рассматривается, как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер - как субъект управления этим процессом.
Изучив специфику формирования позитивных лидерских качеств младшего школьника мы пришли к выводу, что формирование лидерских качеств начинается с самого детства и происходит в течение всей жизни. Большой вклад в изучении данного вопроса внесли отечественные ученые Уманский Л.И. и его ученик Рожков М.И. Они дали четкую классификацию детей лидеров.
Проектная деятельность является средством развития лидерского потенциала младшего школьника. Во время проектной деятельности с помощью различных методов и форм работы можно выявить лидера и, впоследствии, развить его лидерский потенциал. Каждый ученик может найти проект, который подходит именно ему т.к. проектная деятельность имеет различные направления.
С вхождением понятия лидерства в повседневную жизнь встал вопрос о диагностики лидерских качеств. На сегодняшний день существует несколько групп методик применяющиеся в психологии для диагностики лидерства и лидерских структур.
В качестве диагностического инструментария нами была выбрана 2 методики: а) анкетирование (опросник «Диагностика функционального лидерства в малых группах», Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М.);
б) тестирование (тест «Я-лидер», Е.С. Фёдорова, О.В. Ерёмина, в модификации Т.А. Мироновой).
В ходе тестирования (методика «Я - лидер») в 3 классе МБОУ СОШ № 75 мы было выявлено, что больше половины младших школьников (55%) продемонстрировало средний уровень развития лидерских качеств, а треть детей (36%) - низкий уровень социальной активности.
Опросник «Диагностика функционального лидерства в малых группах» позволил выявить, что более половины класса (59%) имеют статус «предпочитаемых», а лидеры и аутсайдеры разделились приблизительно поровну (5 и 4 человека соответственно). Данные результаты говорят, о недостаточном высоком развитие уровне позитивных лидерских качеств у младших школьников.
Множеством авторов в отечественной литературе представлено рекомендации, тренинги и целые системы по развитию, выявлению и сохранению позитивных лидерских качеств у младших школьников. В ходе квалификационной работы мы разработали алгоритмы проектной деятельности, которые помогут им развить свой лидерский потенциал. Разработанные нами проекты имеют разную направленность. Это позволит младшему школьнику и педагогу выбрать наиболее подходящую тему. Проект «Юный дизайнер» - творческий проект, который поможет развить позитивные лидерские качества у младшего школьника. Проект «Наш город» является межпредметным проектом, имеет практико-ориентированную направленность. Третий проект «Музей родного края» имеет краеведческую направленность. Данный проект тесно связан с предметом «Окружающий мир». Проекты могут быть использованы как в групповой работе со всем классом, так и индивидуально.



1. Алиева, М.А. Я сам строю свою жизнь [Текст] / М.А. Алиева, Т.В. Гришанович, Л.В. Лобанова , Н.Г. Травникова, Е.Г. Трошихина Под ред. Е.Г. Трошихиной. - СПб: Речь, 2003.- 283с.
2. Андрееев, Г.П. К столетию метода проектов [Текст] /Г.П. Андреев, Н.И. Бугаев, О.И. Михалёва, Н.Н. Романов // Школьные технологии. - 2005. - №4. - С. 29-30.
3. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева
- М.: Аспект-Пресс, 2008. - 373 с.
4. Андриенко, Е.В. Социальная психология [Текст]: Учебник для высших учебных заведений / Е.В. Андриенко. - М.: Академия, 2001. - 368 с.
5. Аркадьева, А.В. Исследовательская деятельность младших школьников [Текст] / А. В. Аркадьева // Начальная школа: плюс до и после.
- 2005. - № 2. - С. 8 - 11.
6. Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком [Текст] / А. А. Бодалев. - М., 1982. - С. 120 - 133
7. Бондаревская, Е.В. Смыслы и стратегии личностно-ориентированного воспитания [Текст]/ Е.В.Бондаревская // Педагогика. - 2001.- №1.- С.17-24
8. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И.Божович. Гончаров М.: Просвещение, 2002. - 446 с.
9. Бабанский, Ю.К. Педагогика [Текст] / Ю.К. Бабанский. - М.: Просвещение, 1988. - 479 с.
10. Гончаров, В. Лидерство как фактор групповой деятельности: опыт социально-психологического исследования спортивных команд [Текст] / В. Гончаров: автореф.дис.канд.философ.наук. - М.: 1971
11. Горшкова, В.В. Интерпретации педагогической концепции Джона Дьюи в российской педагогике 20-30 гг. XX в. [Текст] / В. В. Горшков // Педагогика. - 2009. - № 1.-С. 60-72.
12. Денисевич, Н.Н. Проявление самостоятельности в процессе совместной деятельности младших школьников / Н.Н.Денисевич //Начальная школа.-1996.-№7.-С.29
13. Ершов, А.А. Лидер и авторитет группы Текст. / А.А. Ершов // Экспериментальная и прикладная психология. 1971. - № 4. - С. 11-16.
14. Зайцева, Е.М. Некоторые особенности лидерства в контактных группах школьников [Текст] /Е.М.Зайцева //Психология возрастных коллективов. - Кострома,1978. - С.57-59.
15. Киричук, А.В. Структура и динамика взаимоотношений в
коллективе / А.В.Киричук //Коллектив, личность ребенка,
внутриколлективные отношения. - М.: Изд-во МГУ, 1970. - С. 137-149.
16. Коджаспирова, Г.М Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Г.М Коджаспирова. - М.: Академия, 2001. - 76 с.
17. Кретов, Б.И. Типология лидерства [Текст] // Соц- гуманистические знания. - 2000. - №3. - С. 73-78.
18. Кричевский, Р.Л. Динамика группового лидерства [Текст] /Р.Л.Кричевский //Вопросы психологии. - 1980.- № 2.- С.42-52 .
19. Кричевский, Р.Л. О личностных детерминантах ролевой структуры лидерства [Текст] /Р.Л.Кричевский //Психология возрастных коллективов.- Кострома, 1978.- С.92-94.
20. Кричевский, Р.Л., Лидерство как структурный феномен. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе [Текст] / Р.Л. Кричевский, М.М. Рыжак. - М.: МГУ, 1985. - С. 30—37.
21. Кричевский, Р.Л. Мотивация групповой принадлежности и механизм выдвижения в позицию лидера /Р.Л.Кричевский //Новые исследования в психологии. - М.: Педагогика, 1979.- № 1(20).-С.95-101.
22. Лутошкин, А.Н. Как вести за собой [Текст] /А.Н.Лутошкин.-М.: Просвещение, 1981. - 208с.
23. Макиавелли, Н. Государь [Текст] / Н. Макиавелли - М., 1990. - 69 с.
24. Маленкова, Л.И. Воспитание в современной школе [Текст] / Л.И.Маленкова.-М.: Пед. общество России, Издательский Дом «Ноосфера»,
1999. -300 с.
25. Менегетти, А. Психология лидера [Текст] /А. Менегетти.-М., 2001.- 202 с.
26. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого. - М., 2013.
27. Организация внеурочной деятельности [Электронный ресурс] Режим доступа: http://uslide.ru/pedagogika/29649-organizaciya-vneurochnoy- deyatelnosti.htmlДата обращения 18.11.2015.
28. Парыгин, Б.Д. О некоторых аспектах социальной обусловленности ценностной ориентации личности [Текст] / Б.Д.Парыгин //Проблемы личности: материалы симпозиума.- М.: 1969,- С.371-381.
29. Парыгин, Б.Д. Социально-психологический климат коллектива: Пути и методы изучения [Текст] /Б.Д.Парыгин /В.А.Ядов.- Л.: Наука, 1982. 192 с.
30. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов [Текст] /Н.Ю.Пахомова//Учебное пособие для студ. учреждений проф. образования - М.: АРКТИ,2008.-112с
31. Пескова, И.В. Организаторские умения педагога условие воспитания лидерских качеств детей [Текст] /И.В.Пескова // Тез. докл. Междунар. науч.-метод. конф., Н.Новгород, 30-31 января 2002 г.- Н.Новгород: ВГИПА, 2002.- С.77-78.
32. Пескова, И.В. К вопросу о значении внеурочной деятельности для формирования и реализации лидерских качеств у детей [Текст]/И.В.Пескова //Тр. междунар. науч.-метод. конф., Н.Новгород, 4-5 февраля 2003 г. Н.Новгород: ВГИПА, 2003.- С.30.
33. Пескова, И.В. Работа с детьми-лидерами (рекомендации педагогам-практикам) /И.В.Пескова //Проблемы теории и практики подготовки современного специалиста /М.А.Викулина.-Н.Новгород: НГЛУ.- 2003.-С.95-98.
34. Подопригора, М.Г. Учебно-методическое пособие по курсу для студентов старших курсов и магистрантов [Текст]/ М.Г.Подопригора. - Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2008. - 261 с.
35. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологи
ив системе образования: учебное пос. [Текст] / Е.С. Полат - М.:
Издательский центр "Академия", 2005 - 272 с.
36. Поливанова, К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя [Текст] / К.Н. Поливанова. -2-е изд. -М.: Просвещение, 2011. - 192с.
37. Робер, М.А. Групповая динамика. Руководство и лидерство в малой группе [Текст] /М.А.Робер, Ф.Тильман //Хрестоматия по социальной психологии.- М.: МПА, 1994.- С. 142-155.
38. Рожков, М.И., Доценко, И. Использование игровых ситуаций для выявления лидеров в коллективе [Текст] /М.И. Рожков, И. Доценко //Воспитание школьников. -1990. -№ 1.- 52.
39. Рукавицын, М.М. Общие вопросы эстетического воспитания в школе [Текст] /М.М Рукавицын.- М.: Просвещение, 2002 —159 с.
40. Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений [Текст] /И.С.Мергеев. - М.:АРКТИ, 2006.-80с.
41. Сластенин, В.А. Высшее педагогическое образование в России: традиции, проблемы, перспективы [Текст] /В.А.Сластенин// Наука и школа. - 1998. - №2.
42. Сластенин, В.А. Педагогические задачи и ситуации по теории и методике воспитания[Текст] / В.А. Сластенин. - М., 1991. - 453 с.
43. Тарасова, К.В. / Онтогенез музыкальных способностей [Текст]/ М.: «Педагогика»,1988 - 237 с.
44. Тихомирова, Е.И. Самореализация школьников в коллективе [Текст] / Учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений. - М: Издательский центр «Академия», 2005.
45. Трактовка лидерства и руководства в отечественной литературе
[Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://studopedia.net/14 32374 traktovka-liderstva-i-rukovodstva-v-otechestvennoy-literature.htmlДата обращения: 22.09.2015
46. Уманский, Л.И. Психология организаторской деятельности школьников [Текст] /Л.И.Уманский.- М.: Просвещение, 1980. - 160 с.
47. Уманский Л.И. Педагогическое сопровождение детского
лидерства [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд.пед.наук 19.00.01. — М., 1968
48. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2010. - 35 с.
49. Фельдштейн, Д.И. Психология становления личности [Текст] /Д.И. Фельдштейн.- М.: МПА, 2004. - 156 с.
50. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп [Текст]/ Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - С. 243-256.
51. Филонович, С.Р. Теории лидерства в менеджменте: история и перспективы [Текст] // Российский журнал менеджмента. - 2003. - № 2. - С.4.
52. Шорохова, Е.В. Коллектив и личность [Текст] / Е.В. Шорохова К.К. Платонов, О.И. Зотова.- М.: Наука, 2005. - 262 с.
53. Щуркова, Г.М. Новые технологии воспитательного процесса [Текст]/ Г.М.Щуркова - М.: Новая школа, 1993. - 112с.
54. Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте [Текст] /Д.Б.Эльконин //Вопросы психологии.-1971.- №
4. - С.6-20.
55. Ясвин, В.А. Психолого-педагогическое проектирование образовательной среды [Текст] /В.А. Ясвин //Дополнительное образование.-
2000.-№ 2. - С. 16-22.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ