ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МИРООЩУЩЕНИЕ Л.Н. ТОЛСТОГО В КОНТЕКСТЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ 10
1.1. «Философия жизни» у экзистенциалистов и в позднем творчестве
Л.Н. Толстого: диалог сквозь время 10
1.2. Анализ доминантных экзистенциальных мотивов в произведениях
Л.Н. Толстого 21
ВЫВОДЫ по 1 главе 26
ГЛАВА 2. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ФУКЦИОНИРОВАНИЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫХ МОТИВОВ В ПОЗДНЕМ ТВОРЧЕСТВЕ Л.Н. ТОЛСТОГО 27
2.1. Мотив любви и возрождения (воскрешения): роман
«Воскресение» 27
2.2. Мотив смерти: «Смерть Ивана Ильича» 41
2.3. Мотив духовной тошноты и ухода: «После бала» 44
ВЫВОДЫ по 2 главе 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Экзистенциальные мотивы нашли свое непосредственное ценностное выражение в литературе. По словам В. Заманской, «экзистенциальное сознание, открывшее человеку трагедию его существования в мире, - необходимый атрибут художественного творчества»1. Действительно, драматичность, внимание к человеку и его внутренней жизни глубоко близки русской литературе любого периода, поскольку созвучны менталитету русского художника.
Осмысление мировоззренческих позиций такого великого мыслителя как Лев Николаевич Толстой, которые собрали весь опыт писателя и философа, жизненно необходимо для раскрытия экзистенциальных оснований человека в современном мире, понимания его духовного мира и предназначения. Очевидно, поэтому до сих пор в толстоведении нет более дискуссионной темы, чем поздний период творчества писателя. Разобраться в аспектах выражения яркой творческой индивидуальности - одно из приоритетных направлений данного исследования.
В этой связи актуальность исследования обусловлена тем фактом, что экзистенциальные идеи в современном художественном сознании сегодня не утратили своей значимости. Поэтому актуально на фоне постмодернистской волны современного литературного процесса изучить экзистенциальную мотивику классической литературной традиции. Позднее творчество Л.Н. Толстого представляет в этом плане богатый материал, И на современном этапе в филологических науках прослеживается интерес к феномену человека, литературному наследию и «духовному опыту» Л.Н. Толстого. Также актуальность усматривается в том, что филология до сих пор находится в стадии поиска соответствий литературоведческих понятий экзистенциальным переживаниям, поскольку поиск затрагивает смежные гуманитарные области - философию, лингвистику, психологию и др. Например, понятие «экзистенциальное сознание» введено В.В. Заманской, которая определила основной объем содержания термина и наметила его 1Заманская В.В. Экзистенциальная традиция в русской литературе XX века. Диалоги на границах столетий: учебное пособие. - М.: Наука; Флинта, 2002. - С.12.
отдельные стилевые признаки. На нынешнем этапе термин «экзистенциальное сознание» разрабатывает ряд ученых: А.П. Власкин, С.А. Кибальник, С.Г. Семенова, Р.В. Спивак
Степень научной разработки проблемы характеризуется появлением в начале XX века философского течения - экзистенциализма. Первая мировая война, гражданские войны, революционные события не могли не сказаться на рождении у человека ощущения одиночества, отчаяния, пустоты, потери смысла. На волне подобных настроений в Европе, в России многие художники, писатели и мыслители (во Франции - Ж.-П. Сартр, А. Камю; в Германии - М. Хайдеггер; в России - Н. Бердяев, Л. Шестов), остро чувствовавшие изменения в духе времени, испытывали в своем творчестве влияние философии существования, прежде всего, предпринимая попытки найти что-то новое, возникающее за пределами обыденного восприятия.
Категориальный аппарат и концептуальный спектр экзистенциализма был воспринят на вооружение литературоведением для анализа художественных произведений, что отразилось и на изучении творчества Л.Н. Толстого, которому посвящено достаточно много монографий и научных статей.
Изучению эзистенциальных мотивов в отечественной науке посвящены темы диссертационных работ, отразивших данный аспект в поэтике того или иного писателя, поэта, обладающего своей неповторимой творческой ориентацией и жизненным опытом (Н.В. Гоголя, М. Цветаевой, Б. Пастернака, А. Солженицына и т.д., а также в обобщенном виде исследовались мотивы в различных направлениях). Это говорит о повышенном интересе к проблемам изучения экзистенциальных мотивов в литературе.
Научно-методологическую базу данного исследования составляют труды по теории и истории литературы, а также философии. Литературоведческой базой данного курсового исследования стали работы в области теории литературы: В.М. Жирмунского, В.В. Виноградова, Б.М. Эйхенбаума, Т.В. Цивьян, Р.Д. Тименчика, В.Е. Хализева и др.; работы по теории образных средств: Н.Д. Арутюновой, JI.B. Балашовой, В.Н. Телия, Н.А. Тураниной, В.К. Харченко и др.
Основой для теоретического обоснования теории мотива стали научные работы А.Н. Веселовского, И.В. Силантьева, Ю.И. Левина, Б.В. Томашевского, Л.Н. Целковой и др.
Проблема экзистенциализма представлена в работах философов- экзистенциалистов - Н. Бердяева, Ж.П. Сартра, А. Камю, М. Хайдеггера, Л. Шестова и др.
Исследованию экзистенциальных аспектов изучения творчества Л.Н. Толстого посвящены работы отечественных исследователей - Н.В. Мотрошиловой, Е.В. Фаленковой, А.А. Горелова, А.А. Филипповой и др.
Большое значение для данной работы имела книга «Лев Николаевич Толстой», изданная в серии «Философия России первой половины XX века» в 2014 году, в которой собраны статьи, актуализирующие интеллектуальное наследие писателя в связи с экзистенциальной ситуацией современной эпохи, где Л.Н. Толстой становится равноправным участником современной философской и гуманитарной полемики.
Объект исследования - позднее творчество Л.Н. Толстого (1980-1910).
Предмет исследования - воплощение экзистенциальных мотивов в позднем творчестве Л.Н. Толстого.
Цель работы состоит в рассмотрении экзистенциальных мотивов и выявлении своеобразия их художественного воплощения в позднем творчестве Л.Н. Толстого.
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
1. Проанализировать мироощущение Л.Н. Толстого в сопоставлении с установками представителей экзистенциальной философии.
2. Раскрыть теоретические аспекты понятий «мотив», «экзистенциальный мотив», «художественный образ», типологию мотива и способы его воплощения в художественном произведении в целом и на примерах произведений русской литературы;
3. Провести обзор позднего периода творчества Л.Н. Толстого и выявить и проанализировать экзистенциальные лейтмотивы и способы их художественного воплощения в произведениях позднего творчества Л.Н. Толстого, а также выявить системную взаимосвязь экзистенциальных мотивов как художественный ресурс для отображения духовного пути литературного героя;
4. Раскрыть и проанализировать идейно-композиционные установки автора в художественном воплощении «пограничных ситуаций».
5. Разработать технологическую карту внеклассного урока по изучению экзистенциальных мотивов в творчестве Л.Н. Толстого, с определением целей (обучающей, воспитательной, развивающей), материально-технического обеспечения, наглядного материала, проблемных вопросов, методов и приемов работы в соответствии с возрастными возможностями учащихся.
Материалом для исследования послужили тексты художественных и публицистических произведений Л.Н. Толстого, написанных в поздний период творчества: «Воскресение» (1889-1899), «Исповедь» (1882), «Записки сумасшедшего» (1883), «В чем моя вера» (1883), «Холстомер» (1886), «Смерть Ивана Ильича» (1888), «Отец Сергий» (1898), «Крейцерова соната» (1899), «Живой труп» (1900), «И свет во тьме светит» (1900), «После бала» (1903), «Посмертные записки покойного старца Федора Кузьмича» (1905), «О жизни» (1908), «Путь жизни» (1910), а также письма и дневники С.А. Толстой, Л.Н. Толстого, воспоминания современников.
Научная новизна работы состоит в том, что воплощение экзистенциальных мотивов в творчестве Л.Н. Толстого рассматривается при помощи мотивного анализа и самостоятельного литературоведческого анализа; также новизну автор усматривает в сопоставительном обзоре экзистенциальных установок Л.Н. Толстого и представителей экзистенциальной философии; и в разработке технологической карты внеклассного урока в рамках темы настоящего исследования.
В исследовании используются методы: биографический (анализ произведений, соотнесенный с фактами биографии Л.Н. Толстого на основе его эпистолярного наследия), описательный, литературоведческий анализ, типологический подход к изучению мотива, сравнительно-сопоставительный, мотивный.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Творчество «позднего» Л.Н. Толстого, несмотря на духовную близость к экзистенциалистам и на влияние, которое оказали его произведения на становление экзистенциальных проблем, значительно шире рамок системы философского течения.
2. Экзистенциализм предполагает анализ поведения человека в кризисных («пограничных») ситуациях, что представляет огромный интерес для художественной литературы. Поэтому размышления о бытие, конечности человеческого существования и относительности счастья, об одиночестве и страхе, смерти и любви, духовной тошноты и ухода, о свободе и ценностях жизни стали важнейшими мотивами в системе художественно-философских рефлексий русских писателей и, в частности, стали доминантными в позднем творчестве Л.Н. Толстого.
3. Изучение мотива Л.Н. Толстого сквозь призму его экзистенциальных установок - важнейший показатель объективности прочтения, а также ориентир в различных критических интерпретациях, которые пополняются каждый раз в процессе своего формирования и актуальности художественного материала.
Теоретическая значимость заключается в том, что полученные результаты позволяют дополнить и уточнить знания о творческих установках «позднего» Л.Н. Толстого, возможности глубокой интерпретации заданных мотивов, образов.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты и выводы можно использовать в качестве дополнительного материала в спецкурсах и семинарских занятиях по теме экзистенциальных тем и мотивов в творчестве русских писателей; также результаты исследования могут послужить основой для работ реферативного характера и стать полезными студентам-филологам в изучении поэтики Л.Н. Толстого.
Структура работы включает введение, две главы, заключение, список источников и литературы, приложение.
Во Введении обосновывается актуальность темы, материал, объект и предмет исследования, определяются цель и задачи работы, анализируется степень изученности проблемы и указывается научно-методологическая основа исследования, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, формулируются положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Мироощущение Л.Н. Толстого в контексте экзистенциальной философии» рассматриваются основные понятия и мотивы, связанные с философией экзистенциализма и выявляются лейтмотивы экзистенциальных установок Л.Н. Толстого; раскрывается соотнесенность представлений писателя о мире и человеке, его религиозно-философского учения (толстовство) с мировоззренческими установками философов-экзистенциалистов.
Во второй главе «Художественное функционирование экзистенциальных мотивов в позднем творчестве Л.Н. Толстого» анализируются экзистенциальные ведущие мотивы позднего творчества писателя на примере конкретных художественных произведений.
В Заключении подводятся итоги исследования. В Приложении представлена технологическая карта проведения внеклассного урока в 11 классе по анализируемой в данной работе теме.
В этой связи цель данного исследования, которая заключалась в том, чтобы рассмотреть экзистенциальные мотивы и выявить своеобразие их художественного воплощения в позднем творчестве Л.Н. Толстого, определила ряд задач, которые были решены и сделаны выводы.
Как показал обзор научных работ современных исследователей, экзистенциальное сознание является важнейшим атрибутом художественного творчества, поскольку открывает человеку трагедию его существования в мире. В этой связи анализ поведения человека в кризисных («пограничных») ситуация в произведениях Л.Н. Толстого представляет огромный интерес. Мы выяснили, что экзистенциальные установки Л.Н. Толстого оказали большое влияние на представителей европейского экзистенциализма, однако, индивидуализм и самобытность Л.Н. Толстого определяет собственную систему познания Бога, души, смысла жизни.
Раскрыв понятие «мотив» современном литературоведении, мы выяснили, что данное понятие включает широкую сеть различных подходов и концепций, из которых можно выделить несколько общепринятых показателей: повторяемость, традиционность, инвариантность. Важнейшим понятием в изучении данной проблемы является понятие «лейтмотив». Важность изучения мотива в поэтике писателя сквозь призму его художественных установок неоспорима, поскольку их понимание является важнейшим показателем объективности прочтения, а также ориентиром в различных критических интерпретациях, которые пополняются каждый раз в процессе своего формирования и актуальности художественного материала.
В этой связи нами были изучены мотивы в философии экзистенциализма, которые отвечают основным категориям бытия- покинутость, отчужденность, страх, выбор, забота, ответственность, смерть. Спектр экзистенциальных мотивов используется в художественной литературе и характеризуются в рефлексии автора со значащим переживанием смысла, с формой понимания и оценки.
Обзор позднего периода творчества Л.Н. Толстого позволил выявить экзистенциальные лейтмотивы - мотивы одиночества и отчуждения, мотив борьбы противоречий. Утрата смысла жизни у Толстого характеризуется мотивами смерти и самоубийства.
Мы определили, что писатель уделяет особое внимание чрезвычайным обстоятельствам, «пограничным ситуациям» в жизни героев («Смерть Ивана Ильича», «Посмертные записки покойного старца Федора Кузьмича», «После бала») и своеобразно представляет в произведениях основную проблематику экзистенциальной философии - существование человека в мире и смысл этого существования перед лицом смерти.
Нами были проанализированы три произведения Л.Н. Толстого, написанные в позднем периоде его творчества, - «Воскресение», «Смерть Ивана Ильича» и «После бала». Мотивный анализ данных художественных текстов показал наличие системной взаимосвязи экзистенциальных мотивов как художественного ресурса для отображения духовного пути главного героя.
В романе «Воскресение», название которого имеет глубокое символическое значение, мы рассмотрели и подробно охарактеризовали этапы воскресения Нехлюдова и этапы возрождения Катюши Масловой, где основной развивающей силой был мотив любви. Был выявлен спектр мотивов на пути нравственных поисков Нехлюдов - стыд, раздражение, уныние, радость, страх, сострадание, грусть, жалость. Оказалось, что мотив стыда и «отвращения к самому себе» стали первоочередным в цепочке мотивной структуры воскрешения любви и духовности героя. Возрождение главной героини «Воскресения» начинается во время встречи с Нехлюдовым после суда, с возникших воспоминаний. Таким образом, прием ретроспекции позволил автору обратиться к картинам детства, юности, как чему-то лучшему, доброму из прошлого. Мы проследили реакцию Масловой на действия и предложение Нехлюдова. Это - удивление, месть, боль, жалость к себе, стыд, любовь.
Основная цель в концепции романа «Воскресение» - показать, как люди могут измениться к лучшему, найти смысл в жизни. Большое значение в концепции Толстого и в создании романа имеют религиозно-философские трактаты писателя. Его мысли тесно связаны с духовными поисками и вопросами литературных героев. Катюша Маслова проходит трудный путь, теряет веру в людей, в правду, добро и справедливость, оказывается на грани духовной смерти. Нехлюдов тоже идет к нравственному падению - ведет роскошную и развратную жизнь, забывает о правде и добре. Таким образом, встреча этих людей спасает их обоих от гибели, способствует воскрешению подлинно человеческого начала в их душах.
Лейтмотив смерти в повести «Смерть Ивана Ильича» заставляет главного героя рефлексировать в направлении осмысления экзистенциальных категорий жизни и смерти и выразить целый комплекс чувств - отчаяние, ужас, тоска, одиночество, чувство жалости к себе, страдание, надежда, ненависть, сомнение, жалость.
Анализ произведений, в общем, показал, что Толстой создает в своих произведениях такие чрезвычайные обстоятельства и проблемно-кризисные ситуации, которые способны повлиять на мысли и чувства героев в совершенно неожиданную сторону и потребовать оценки и личностного выбора.
У автора настоящего исследования нет никаких сомнений в основании тех выводов, что были сделаны в ходе исследования. Изучение экзистенциальных мотивов и раскрытие художественных интенций Льва Николаевича Толстого, является богатым источником для актуализации различных аспектов изучения человеческого бытия, его модусов - любви, смерти, одиночества, страха и др., познания трагедии существования человека в мире сквозь призму художественного творчества. В этой связи позднее творчество Толстого, в его полемической связи с философскими идеями экзистенциалистов, содержит плодотворный потенциал для углубленного понимания авторского замысла и осмысления его в современном видении его ценностного смысла.
1. Толстой Л.Н. Воскресение. - М.: Советская Россия, 1981. - 464 с.
2. Переписка Л.Н. Толстого с сестрой и братьями / Редкол.: В. Вацуро. Н. Гей, Г. Елизаветина и др., вступ. статья Л, Опульской; Сост., подг. текста и коммент. Н. Калининой, В. Лобзяковой/, Т. Никифоровой. - М.: Художественная литература. 1990. - 543 с.
3. Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений в 90 томах, академическое
юбилейное издании. - Т 23. М.: Художественная Литература, 1958. - [Электронный ресурс]. - URL:
http://az.lib.rU/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_1210.shtml
Научная и учебно-методическая литература
4. Андреева Е.П. Толстой - художник в последний период деятельности. - Воронеж: Изд-во Воронеж.ун-та, 1980.- 270 с.
5. Бахтин М.М. Собрание сочинений: В 7 т. - М., 1997. - Т. 5. - 504 с.
6. Баканова А.А. Танатопсихология - перспективное направление научных исследований // Современные научные исследования. - Т. 20. - Концепт. - 2014. - С. 4531-4535.
7. Бердяев Н.А. Опыт парадоксальной этики. - М.: АСТ, 2003. - 704 с.
8. Бердяев Н.А. Самопознание. - Л.: Лениздат, 1991. - 398 с.
9. Борев Ю.Б. Экзистенциализм // Теория литературы. - Т 4. - Литературный процесс. - М.: ИМЛИ РАН, «Наследие», 2001.- С. 309-318.
10. Введение в литературоведение Учебное пособие // Под ред. Л.В. Чернец. - М.: Высшая школа, 2000.- с. 556.
11. Гаспаров, Б. М. Литературные лейтмотивы: очерки русской литературы XX века.- М.: Просвещение, 1994.
12. Гуревич П.С. Основы философии: учебное пособие. - М.: Гардарики, 2005. - 439 с.
13.Зенковский В.В. История русской философии: в 2-х т. : Т. 1. - М.: Иностранная литература, 1956. - 428 с.
14. Киссель М.А. Философская эволюция Ж.-П. Сартра. - Л: Лениздат, 1976. - 152 с.
15. Кузина Л., Тюнькин К. «Воскресение» Л.Н. Толстого. - М.: Художественная литература, 1978. - 118 с.
16. Кулешов В.Н. История русской литературы XIX века: учебное пособие для вузов. - М.: Академический проект, Трикста, 2004. - 800 с.
17. Кьеркегор С. Понятие страха // Страх и трепет: пер. с дат. Н. Исаевой, С. Исаева. - М.: ТЕРРА-Книжный клуб; Ремпублика, 1998. - С. 115-251.
18. Лев Николаевич Толстой - Философия России первой половины XX века / Под ред. А.А. Гусейнова, Т.Г. Щедриной. - М.: Политическая энциклопедия, 2014. - 574 с.
19. Мескин В.А. Кризис сознания и русская проза конца XIX- начала XX века. - М.: Прометей, 1997. - 137 с.
20. Михайлов А.В. Мартин Хайдеггер: Человек в мире. - М.: Московский рабочий, 1990. - 48 с.
21. Николина Н.А. Филологический анализ текста. Учебное пособие.-М.: Академия, 2008. - 272 с.
22. Поварницын С.А. Концептуализации смерти в сознании общества (социально-философский анализ): автореф. дисс. ... канд. ф. наук: 09.00.11. - М., 2010. - 21 с.
23. Поспелов Г.Н. Художественная речь. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1974.
24. Словарь философских терминов / Под ред. Проф. В.Г. Кузнецова. - М.: ИНФРА-М, 2009. 731 с.
25. Теория литературы: учебное пособие: В 2 т. / Под ред. Н. Д. Тамарченко. - Т. 1: Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. - М.: Изд. центр «Академия», 2004. - 512 с.
26. Томашевский, Б. В. Теория литературы. Поэтика / Б. В. Томашевский. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 390 с.
27. Тюпа В.И. Анализ художественного текста. - М.: Академия, 2006. - 336 с.
28. Фесенко Э.Я. Теория литературы: учебное пособие. - М.: Академический проект, 2008. - 780 с.
29. Философия: учебник для бакалавров / под ред. В.Н. Лавриненко. - М.: Изд-во Юрайт, 2013. - 575 с.
30. Хализев В.Е. Теория литературы: учебник. - М.: Высшая школа, 2000. - 398 с.
31. Храпченко М.Б. Лев Толстой как художник. - М.: Художественная литература, 1978. - 527 с.
Интернет-источники
32. Гладышев А.К. Интерпретация мотива смерти в повести Л.Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича» // Уральский филологический вестник. Серия: Драфт: молодая наука. 2013. № 5. С. 53-63. [Электронный ресурс]. - URL:https://elibrary.ru/ download/elibrary 21141026 16213815.pdf
33. Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд. - [Электронный ресурс]. - URL: http://az.lib.rU/d/djurkgejm_e/text_1897_le_suicide.shtml
34.Заманская В.В. Экзистенциальная традиция в русской литературе XX века. Диалоги на границах столетий: учебное пособие. - М.: Наука; Флинта, 2002. - 302 с. [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.universalinternetlibrary.ru/book/65579/chitat_knigu.shtml
35.Зверев А., Туниманов В. Лев Толстой. - М.: Молодая гвардия, 2006. - 816 с. [Электронный ресурс]. - URL:http://www.litmir.co/br/?b=156758
36. Камю. А. Миф о Сизифе. [Электронный ресурс]. - URL: http://e- libra.su/read/319757-mif-o-sizife.html
37. Красильников Р.Л. Образ смерти в литературном произведении: модели и уровни анализа. - Вологда: ГУК ИАЦК, 2007. - [Электронный ресурс]. URL:http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/499/66499/38718
38. Сартр Ж.-П. Тошнота. [Электронный ресурс]. - URL:
http://modernlib.ru/books/sartr_zhanpol/toshnota/read
39. Фаленкова Е.В. Л.Н. Толстой как предшественник экзистенциализма // Вестник Челябинского гос. ун-та. - 2012. - №4 (258). - Философия. Социология. Культурология. Вып 23. С. 126-131. [Электронный ресурс].
- URL:https://cyberleninka.ru/article/n/l-n-tolstoy-kak-predshestvennik- ekzistentsializma
40. Хайдеггер М. Бытие и время / Пер. с нем. В.В. Бибихина. - Харьков:
Фолио, 2003. - 509 с. [Электронный ресурс]. - URL:
http://yanko.lib.ru/books/philosoph/haydegger-butie_i_vremya-8l.pdf