Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты применения опорных конспектов в процессе преподавания правовых дисциплин в профессиональной образовательной организации
1.1. Сущность опорного конспекта. Его основные характеристики и
назначение 8
1.2. Требования к составлению и использованию опорных конспектов по
правовым дисциплинам в условиях профессиональной образовательной организации
Выводы по Главе 1 34
Глава 2. Практические аспекты использования опорных конспектов по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» в условиях ЧИПС УрГУПС
2.1. Использование опорных конспектов в процессе преподавания дисциплины «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» в ЧИПС УрГУПС 39
2.2. Разработка опорных конспектов по дисциплине «Правовое
обеспечение профессиональной деятельности» в ЧИПС УрГУПС 56
Выводы по Главе 2 80
Заключение 82
Список используемой литературы
Актуальность исследования обусловлена фундаментальными преображениями, совершающимися в настоящее время во всех областях общества. Это в полной мере относится и к профессиональной школе: повышаются требования социума к качеству правового образования, существенно обновляются технологии обучения, усиливается конкурентная борьба на рынке образовательных и научных услуг. В взаимосвязи с отмеченными факторами особое значение приобретает проблема качества образования, целенаправленное управление которым обеспечивает достижение необходимых показателей. Параллельно с этим идет интенсивный поиск и новых форм учебно-методического обеспечения учебного процесса
Подготовка студентов к занятиям, эффективность работы и достижение поставленных целей существенно определяется совместной согласованной деятельностью педагога и обучающихся.
Перед педагогами, как показывает практика, особенно начинающими свою профессиональную деятельность, остро стоит проблема подбора эффективных форм и методов работы, которые приводили бы к достижению положительного результата (соотношение трудовых затрат преподавателя с глубиной усвоения учебного предмета обучаемым).
Среди различных приемов повышения качества учебно - методической деятельности педагога выделяется разработка и использование опорного конспекта, помогающего систематизировать учебный материал, выделить существенные связи, обеспечить представление учащимся целостной картины изучаемого предмета. Все это создает основу для дальнейшей организации процесса усвоения учебного предмета до необходимой глубины, обеспечить качество его усвоения.
Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются с расчетом использования их в будущей деятельности, жизненной ситуации. В контексте современного образования необходимыми становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять.
В современном образовании происходит смещение акцента с усвоения фактов (результат - знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат - умения), что приводит к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности обучающихся. Решением данных проблем стало введение ФГОС третьего поколения, что и ознаменовало собой решительный поворот к построению отечественного образования на деятельностной основе.
Основная идея деятельностного подхода в образовании связана не с самой деятельностью как таковой, а с организацией и управлением деятельностью обучающегося как средствами становления и развития субъектности студента. При данном подходе к обучению основным элементом работы обучающихся становится решение задач, т. е. освоение деятельности, особенно ее новых видов: учебно-исследовательской, поисково-конструкторской, творческой и др. Из пассивного потребителя знаний учащийся становится активным субъектом образования. Для достижения задач современного образования используются активные методики и технологии обучения, одной из которых является обучение с помощью опорных конспектов.
Начиная с эпохи Я.А. Коменского, принцип наглядности занял прочное место в теории и практике обучения и является одним из ведущих дидактических принципов до настоящего времени. В современных условиях жизни все более заметную роль играет опора на визуальное мышление. Принцип наглядности оправдывает себя там, где содержанием обучения являются внешние свойства, признаки вещей, так как появляется необходимость активизации мыслительных действий, позволяющих осмыслить связи и отношения между предметами и явлениями.
Использование средств визуализации на лекциях имеет огромное значение для повышения качества усвоения информации, развития психики учащегося и расширения педагогических возможностей педагога. Наглядность способствует приобретению осознанных прочных знаний. Она реализует связь теории и практики, содействует развитию абстрактного мышления на основе связи конкретного и абстрактного, формирует познавательный интерес и активность учащихся.
Средства наглядности используются при изложении учебного материала преподавателем, в ходе самостоятельной деятельности учащихся по приобретению знаний и формированию умений и навыков, при контроле за усвоением материала и при других видах деятельности и преподавателя, и обучающихся. Однако, необоснованное, произвольное и избыточное применение наглядности на лекциях может дать и отрицательный эффект. Именно это обстоятельство определяет необходимость разработки научных основ отбора средств наглядности на лекции и оптимизации их сочетания с другими средствами обучения.
Степень разработанности в теоретико-методической литературе. Понятие опорного конспекта введено В.Ф. Шаталовым, которым была разработана система крупноблочного введения теоретических знаний, которая обеспечивала ускоренное обучение всех учащихся, формирование прочных знаний, успешное обучение. Основу его методики составляет использование опорных конспектов в процессе обучения. Данная идея получила широкое распространение среди преподавателей разных дисциплин в учебных заведениях.
Педагогическая система В.Ф. Шаталова составляет основу технологии интенсификации обучения при помощи схемных и знаковых моделей учебного процесса. Идеи данной педагогической системы были реализованы в предметных технологиях В.М. Шейманом, Ю.С. Меженко, С.Д. Шевченко, Б.В. Фурманом, Г.Д. Лупповым, А.И. Пастуховым и др. Каждый из них брал на вооружение основные идеи из опыта В.Ф. Шаталова, вносил что-то свое и совершенствовал методику использования учебных опор в обучении.
Опорный конспект позволяет формировать общеучебные умения, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией (конспектирование, аннотирование, участие в дискуссиях, подготовка докладов, написание рефератов, статей, аналитических обзоров, проведение контент-анализа и т.д.); улучшать все виды памяти (кратковременную, долговременную, семантическую, образную и т. д.); ускорять процесс обучения; формировать организационно-деятельностные умения;
формировать умения, связанные с метакогнитивным контролем собственной интеллектуальной деятельности. В создании опорных конспектов задействованы воображение, творческое и критическое мышление, и все виды памяти: зрительная, слуховая, механическая.
Несмотря на то, что проблема использования опорных конспектов в современной образовательной организации широко рассматривается в педагогической науке и практике, вопросы применения опорных конспектов на занятиях по правовым дисциплинам разработаны недостаточно. Этот факт обусловил выбор темы исследования: «Разработка опорных конспектов по правовой дисциплине, реализуемой в профессиональной образовательной организации».
Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка опорных конспектов по правовой дисциплине, реализуемой в профессиональной образовательной организации.
Объект исследования: методика разработки опорных конспектов по учебной дисциплине.
Предмет исследования: разработка опорных конспектов по правовой дисциплине, реализуемой в профессиональной образовательной организации.
Для достижения поставленной цели нами были определены следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность понятий «опорный конспект» в педагогической и методической литературе.
2. Проанализировать особенности разработки и применения опорных конспектов в профессиональном образовании.
3. Изучить опыт использования опорных конспектов в процессе преподавания дисциплины «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» в ЧИПС УрГУПС.
4. Разработать опорные конспекты по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» в ЧИПС УрГУПС.
Методы исследования: анализ зарубежных и отечественных литературных источников и синтез полученной информации, исходя из цели и задач исследования; обобщение, систематизация, наблюдение, беседа.
Практическая значимость исследования: заключается в возможности педагогов профессиональных образовательных организаций использовать разработанные в результате проделанной работы опорные конспекты в процессе преподавания дисциплины «Правовое обеспечение профессиональной деятельности».
База исследования: Челябинский институт путей сообщения - филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Уральский государственный университет путей сообщения».
Адрес: 454091, Челябинская область, г.Челябинск, улица Цвиллинга д.56.
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, выводов по главам, заключения, списка используемой литературы, приложения. Текст работы изложен на 57 страницах, список литературы включает 63 источника.
Опорный конспект - это особая форма изложения мыслей авторского текста посредством зрительных образов, схем, рисунков и слов- дескрипторов, то есть основных опорных понятий. Опорный конспект основан на ассоциациях и служит для облегчения запоминания и вспоминания материала. Опорный конспект содержит только основное в изучаемом материале и подает его в целостном виде (в виде рисунков, ключевых слов, букв-символов, схем, шифровой информации с указанием логической взаимосвязи между ними).
Основными требованиями к составлению опорного конспекта являются лаконичность, структурность, унификация, автономность блоков, использование привычных ассоциаций и стереотипов, непохожесть, простота . Разработка опорных конспектов состоит из трех этапов: сбор фактического материала, выделение ядра основных понятий, составление опорного конспекта, выраженный в графической и символической форме, во всех взаимосвязях.
По объему и характеру освещаемых знаний, их фактологической детализации и широте аналитического обобщения учебного материала опорные конспекты подразделяются на поурочно-тематические, проблемно-тематические и обобщающие. Одни предназначены для усвоения текущих учебных знаний, другие - для самоконтроля и повторения. По видам обучающего воздействия выделяются опорные конспекты типа «Компакт», «Репродукт», «Консультант», «Репетитор», «Контролер».
Анализ практики применения опорных конспектов в процессе преподавания дисциплины «правовое обеспечение профессиональной деятельности» осуществлялся на базе ЧИПС УрГУПС, группа студентов, обучающихся по программе «Организация перевозок и управление на транспорте (железнодорожный транспорт)», дисциплина «Правовое
обеспечение профессиональной деятельности». Опорные конспекты используются на уроке объяснения нового материала, в процессе самостоятельной работы студентов по составлению собственных опорных конспектов. Видами заданий для самостоятельной работы являются: составление плана, тезисов текста, графическое изображение структуры, конспектирование текста, составление опорно-структурированных конспектов; работа со словарями и справочниками; выборки из нормативной документации; составление таблиц по нормативным материалам; вычерчивание схем железнодорожных станций и др.
В ходе изучения дисциплины «правовое обеспечение профессиональной деятельности» в ЧИПС УрГУПС были составлены и использованы в образовательном процессе опорные конспекты по следующим темам (раздел «Трудовое право»).
Использование опорных конспектов предполагало следующие виды работ: представление учебного материала в виде готового опорного конспекта (урок изучения нового материала), опорный конспект как средство проверки и контроля знаний студентов (схема с пропущенными данными), составление опорного конспекта как один из видов самостоятельной работы студента после изучения темы.
Студенты получают знания и навыки в области организации движения, перевозок грузов и пассажиров, технической эксплуатации на железных дорогах, изучают особенности и основы менеджмента, транспортной логистики, коммерческой эксплуатации железных дорог и и др.
Результаты наблюдения и беседы показали, что в процессе обучения педагогами используются различные средства и методы, в том числе составление опорных конспектов.
В процессе преподавания дисциплины «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» используются следующие виды работ, направленные на умение конспектировать, анализировать и обрабатывать информацию, представлять ее в графической форме.
Опорные конспекты используются на уроке объяснения нового материала, в процессе самостоятельной работы студентов по составлению собственных опорных конспектов. Видами заданий для самостоятельной работы являются: составление плана, тезисов текста, графическое изображение структуры, конспектирование текста, составление опорно-структурированных конспектов; работа со словарями и справочниками; выборки из нормативной документации; составление таблиц по нормативным материалам; вычерчивание схем железнодорожных станций; выполнение расчетно-графических работ; решение производственных (профессиональных) задач и др.
В ходе изучения дисциплины «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» в ЧИПС УрГУПС были составлены и использованы в образовательном процессе опорные конспекты по следующим темам: «Правонарушения», «Юридическая ответственность» (раздел «Уголовное право», «Административное право»
Использование опорных конспектов предполагало следующие виды работ: представление учебного материала в виде готового опорного
конспекта (урок изучения нового материала), опорный конспект как средство проверки и контроля знаний студентов (схема с пропущенными данными), составление опорного конспекта как один из видов самостоятельной работы студента после изучения темы.
В ходе данного исследования был проведен анализ влияния использования опорных конспектов на уровень знаний о юридической ответственности у студентов первого и второго курса, обучающихся по специальности «Организация перевозок и управление на транспорте (железнодорожный транспорт)»,количество студентов, принявших участие, составило 56 человек. При проведении анализа были определены показатели формирования знаний о юридической ответственности у студентов ЧИПС УрГУПС.
Из проведенного опроса видно, что студенты указывают на то, что опорные конспекты предоставляют студентам редко (18%) либо никогда (47%). Это говорит о недостаточном использовании опорных конспектов при проведении дисциплин в общем. Так же 70% указали, что опорный конспект не используется при проведении дисциплины «Правовое обеспечение профессиональной деятельности». 92% опрошенных столкнулись с проблемой низкой информативности опорных конспектов, а 89% говорят о применении опорных конспектов при практических занятиях.
В результате проведенного нами исследования, мы выяснили, что уровень знаний о юридической ответственности и правовых знаний средний. Для создания более высокого уровня системы знаний о юридической ответственности у студентов предлагается разработать план-конспект лекционного и практического занятий на тему: «Юридическая ответственность» по учебной дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности».
Практическая работа заключалась в разработке и применении указанного плана-конспекта. Полученный студентами в ходе занятий теоретический материал был закреплен с помощью правовой игра «Мое мнение»
Предполагаю, что разработанный в рамках данного исследования план - конспект лекционного и практического занятий на тему: «Юридическая ответственность» по учебной дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» может использоваться преподавателями СПО.
В ходе исследования цель достигнута, задачи реализованы.
1. Аронова, Т.А. Структурирование учебного материала по физике методом интеллект-карт / Т.А. Аронова // Психодидактика высшего и среднего образования: матер. Девятой Междунар. научно-практ. конференции. - Барнаул: АГПУ, 2012. - С. 231-233.
2. Артемьев, А.Ю. Кластер «обучение» и его соотношение с критериями и принципами педагогического процесса / А.Ю. Артемьев // Модель сетевого обучения межкультурной коммуникации и русскому языку в условиях глобализации. - М., 2010. - С. 18-22.
3. Байденко, В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) / В.И. Байденко // Высшее образование в России. - 2004. - № 11. - С. 17-22.
4. Белозерцев, Е.П. Педагогика профессионального образования: учеб.
пособие / Е.П.Белозерцев; под ред. В.А. Сластенина. - М.:
Издательский центр «Академия», 2004. - 368с.
5. Бершадский, М.Е. Когнитивная визуализация процессов присвоения
информации / М.Е. Бершадский // Инструментальная дидактика и дидактический дизайн: теория, технология и практика
многофункциональной визуализации знаний. - М.; Уфа: Изд-во БГПУ имени М. Акмулы, 2013. - 290 с.
6. Бершадский, М.Е. Когнитивная технология обучения: теория и практика применения / М.Е. Бершадский. - М.: Сентябрь, 2011. - 256 с.
7. Биндас, О.Б Применение приема «кластер» для развития речемыслительной деятельности на уроках английского языка / О.Б. Биндас // Использование современных технологий обучения иностранному языку в учебно-воспитательном процессе при реализации ФГОС нового поколения в школе и вузе. - Йошкар-Ола,
2013. - С33.
8. Боброва, А.А. Использование кластеров как метода развития
критического мышления на уроках географии [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.intemat2.ucoz.net/docs/obraz.. ./bobrova_a.a.ispolzovanie_klaste rov.pdf (дата обращения: 9.07.2014).
9. Бьюзен, Т. Суперинтеллект / Т. Бьюзен; пер. с англ. Ю. Е. Андреева. - 3-е изд. - Мн.: Попурри, 2007. -400с.
10. Бьюзен, Т. Супермышление / Т. Бьюзен. - Минск: Попурри, 2003. - 300 с.
11. Гавриличева, Г.П. Кластер как эффективный метод в обучении иностранным языкам / Г.П. Гавриличева // Инновации в рамках современного образовательного контекста в сфере языкового образования. - М., 2014. - С. 19-22.
12. Гиляровская, Л.Т. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности / Л.Т. Гиляровская. - М.: Проспект, 2013. - 278 с.
13. Грин, Н.В. Кластер в обучении иностранному языку / Н.В. Грин // Современные технологии и научно-технический прогресс. - 2016. - № 1. - С. 170.
14. Гудкова, Л.В. Кластер как когнитивная учебная стратегия в обучении немецкому языку в высшей школе / Л.В. Гудкова // Научный поиск. - 2016. - № 1.1. - С. 16-18.
15. Давыдов, В.В. Виды обобщения в обучении / В.В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1972. - С. 168-376 с.
16. Дядичкина, Т.А. Кластеры как основа практико-ориентированного обучения в профессиональных образовательных организациях / Т.А. Дядичкина // Инновационное развитие профессионального образования. - 2016. - № 3 (11). - С. 13-18.
17. Ермолаева, Ж.Е. Использование метода интеллект-карты (mind map) на занятиях по дисциплинам естественно-научного и гуманитарного
цикла / Ж.Е. Ермолаева, И.Н. Герасимова // Школьные технологии. -
2014. - № 5. - С. 108-122.
18. Жуков, Г.Н. Основы общей и профессиональной педагогики: учебное пособие / Г.Н. Жуков, П.Г. Матросов, С.Л. Каплан. - М.: Гардарики, 2005. - 382 с.
19. Ильязова, Л.М. Методика использования технологии составления интеллект-карт в школьном курсе химии / Л.М. Ильязова, Г.И. Якушева // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-1. - С. 109-112.
20. Интеллект-карты: тренинги эффективного мышления [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mind-map.ru.
21. Казаков, А.Г. Организация самостоятельной работы студентов: учеб. пособие / под ред. А.Г.Казакова - М.: Издательский центр «Академия»,
2002. - 368 с.
22. Катаева, Е.Г. Использование метода «кластер» в обучении
иностранному языку / Е.Г. Катаева // Современные проблемы науки и образования. - М., 2015. - С. 46-49.
23. Коджаспирова, Г.М. Педагогика: Практикум и методические
материалы: учебное пособие / Г.М. Коджаспирова. - М.: ВЛАДОС,
2003. - 416 с.
24. Коменский, Я.А. Великая дидактика / Я.А. Коменский // Избранные сочинения. - М.: Учпедгиз, 1955. - С. 168-182.
25. Костяева, Н.А. Кластер как ассоциативный метод обучения детей / Н.А. Костяева, А.П. Добробабиной, Е.В. Кузнецова // Технология. Всё для учителя! - 2015. - 9 (23). - С. 14-23.
26. Криволапова, Н.А. Компетентностный подход в реализации
федерального компонента государственного образовательного стандарта / Н.А. Криволапова. - Курган, 2005. - С.10-11.
27. Криволапова, Н.А. Опорные конспекты по физике в системе
развивающего обучения: автореферат дис... канд. пед. наук / Н.А. Криволапова. - Курган, 1999. - 29 с.
28. Курдюмова, Н.А. О методических подходах к записи учебного материала / Н.А. Курдюмова // Математика в школе. - 1983. - № 3. - С. 26-28.
29. Лихачев, Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Б.Т. Лихачев. - М.: Юрайт-М, 2001.- 607 с.
30. Лопуга, В.Ф. Применение интеллект-карт в образовательном процессе /
B. Ф. Лопуга // Педагогическое образование на Алтае. - 2012. - № 1. -
C. 121-126.
31. Лысенкова, С.Н. Методом опережающего обучения: книга для учителя: из опыта работы / С. Н. Лысенкова. - М.: Просвещение, 1988. - С. 114¬192 с.
32. Маршанова, Г.Л. Использование кластеров в процессе обучения / Г.Л. Маршанова, Г.В. Пичугина // Химия в школе. - 2014. - № 1. - С. 15-21.
33. Меженко, Ю.С. Опорные конспекты на уроках русского языка / Ю.С. Меженко // Русский язык и литература в школе. - 1987. - № 4. - С. 68.
34. Митрофанова, В.И. Эффективность применения интеллект-карт как инновационных технологий в изучении дисциплин естественно¬научного цикла / В.И. Митрофанова, М.А. Мельникова // Образовательная среда вуза: ресурсы, технологии: конференция. - Благовещенск: АГУ, 2015. - С. 40-43.
35. Найссер, У. Познание и реальность. Смысл и принципы когнитивной психологии / У. Найссер. - Благовещенск: БГК им. И.А. Бодуэна де Куртенэ, 1998. - 238с.
36. Основы обучения. Дидактика и методика: учебн. пособие / В.В. Краевский, А.В. Хуторский. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 352 с.
37. Педагогика: учебник / Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин, Н.А. Сорокин; под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1988. - 479 с.
38. Педагогика: учебное пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - 3-е изд. - М.: Школа-Пресс, 2000. - 512 с.
39. Педагогика: учебное пособие / под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 640 с.
40. Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Большая
Российская энциклопедия, 2018. - 528 с.
41. Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс: учебник: В 2 кн. - Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения / И.П. Подласый. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - 576 с.
42. Ромадина, О.Г. Применение кластеров при обучении будущих учителей математики и информатики / О.Г. Ромадина, М.С. Соловьева // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. - 2017. - № 3. - С. 101-104.
43. Самородский, П.С. Методика профессионального обучения: учебно-методическое пособие / П.С. Самородский; под ред. В.Д.Симоненко. - Брянск: Издательство БГУ, 2002. - 90 с.
44. Свалова, Т.А. Интеллект-карта как средство формируюшего оценивания знаний / Т.А. Свалова, М.Ю. Мамонтова // Актуальные вопросы преподавания математики, информатики и информационных технологий: Межвузовский сборник научных работ. - Екатеринбург, 2016. - С. 86-96.
45. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
46. Сидоренко, Ф.А. Использование принципов построения интеллект-карт при создании электронных конспектов для студентов по курсу физики / Ф.А. Сидоренко, А.Е. Бунтов // Открытое и дистанционное образование. 2009. - № 4. - С. 34-37.
47. Сластенин, В.А. Педагогика: учебное пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
48. Слива, М.В. Обучение параллельному программированию с
использованием кластера / М.В. Слива // Информационные технологии моделирования и управления. - 2006. - № 8 (33). - С. 1056-1059.
49. Совертков, П.И. Понятийные и операционные кластеры в процессе обучения математике / П.И. Совертков, Н.В. Суханова // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2013. - № 3 (24). - С. 172-181.
50. Солсо, Р.Л. Когнитивная психология / Р.Л. Солсо. - М.: Тривола, 1996. - 231с.
51. Талалаева, Е.В. Новые подходы и методы обучения в современной школе. Кластер и кластерный подход / Е.В. Талалаева // European Social Science Journal. - 2011. - № 6 (9). - С. 202-209.
52. Тарас, О.С. Внедрение интеллект-карт в образовательный процесс / О.С. Тарас // Теория и практика развития экономики на международном, национальном, региональном уровнях / под ред. Т.Э. Пироговой. - СПб.: Эйдос, 2014. - С. 364-368.
53. Фещенко, Т.С. Ментальная карта как метаязык ума: обеспечение метапредметного образовательного результата / Т.С. Фещенко, Л.А. Шестакова // Физика в школе. - 2013. - №5. - С. 41-47.
54. Фурман, Б.В. Опора в обучении как средство активизации познавательной деятельности учащихся. Дисс...канд. пед. наук. - Харьков, 1991. - 218 с.
55. Холодная, М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования / М.А. Холодная. - Томск: Том. ун-та, 1997. - 294 с.
56. Цыброва, И.О. Интеллект-карта как средство реализации современного урока / И.О. Цыброва // Информатика в школе. - 2015. - № 3 (106). - С. 31-36.
57. Шаталов, В.Ф. Опорные конспекты по кинематике и динамике: книга для учителя: из опыта работы/ В.Ф. Шаталов, В.М. Шейман, А.М. Хаит. - М.: Просвещение, 1989. - 143 с.
58. Шаталов, В.Ф. Педагогическая проза: Из опыта работы школ г. Донецка. - М.: Педагогика, 1980. - 95 с.
59. Шаталов, В.Ф. Эксперимент продолжается / В.Ф. Шаталов. - М.: Педагогика, 1989. - 336 с.
60. Шестакова, Л.А. Применение ментальных карт на уроках физики для достижения новых образовательных результатов / Л.А. Шестакова // Физика. Первое сентября», 2013. - №11. - C. 27-29.
61. Щербаков, А.Н. Развитие творческой активности учащихся на уроках производственного обучения профессии «Сварщик» через применение видеопособий и опорных конспектов: из опыта работы / А.Н. Щербаков. - Биробиджан: ОблИУУ, 2009. - 36 с.
62. Эрганова, Н.Е. Методика профессионального обучения: учеб. пособие / Эрганова Н. Е. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф. пед. ун-та, 2004. - 150 с.
63. Эрдниев, П.Н. Укрупнение дидактических единиц в обучении математике / П.Н. Эрдниев, Б.П. Эрдниев. - М.: Просвещение, 1986. - C. 254 с.