Введение 3
Глава 1. Исследование состояния проблемы в педагогической и специальной литературе 7
1.1. Определение понятия «ритмика» 7
1.2. Разновидности ритмической гимнастики 13
1.3. Музыка на уроках ритмики 16
1.4. Урок как основная форма занятий по ритмике, виды уроков 19
Выводы по главе 1 33
Глава 2. Построение и проведение уроков ритмики и танца на примере организации системы занятий в студии УНИВЕРСАЛ 33
2.1. Задачи, методы и организация исследования 34
2.2. Полученные результаты. Описание результатов исследования 37
Выводы по главе 2 41
Список литературы 43
Приложение
ФГОС начального общего образования определил, в том числе, требования и к внеурочной деятельности, которая отныне является обязательной и организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Внеурочная деятельность должна, по сути, быть нацеленной на реализацию развивающих и воспитательных задач, а также предоставить определенные возможности для саморазвития обучающихся: реализации и развития их творческих, интеллектуальных и иных способностей, что является одним из важнейших инноваций ФГОС второго поколения. Безусловно, перед школой поставлена сложнейшая задача организации воспитывающей и развивающей среды для обучающихся. Ведь предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, а в достижении метапредметных, и, особенно, личностных результатов (формирование ценностей, нравственных ориентиров, потребностей в саморазвитии, познавательных интересов человека и др.), удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше. Каждый обучающийся выбирает тот или иной вид внеурочной деятельности, исходя из своих интересов, мотивов своих и своих родителей - как равноправных участников образовательного процесса.
Важно отметить, что цель внеурочной деятельности - это личностное развитие, реализация индивидуального маршрута воспитания ребенка, однако до сих пор ей придается второстепенное, вспомогательное значение. Основное внимание педагогического коллектива, как правило, направлено на освоение перспективных систем образования, передовых методик обучения, новых предметных курсов, ориентацию на успешное прохождение различных аттестаций. Всё это в условиях неблагоприятного психологического климата, определенной нервозности, искусственной соревновательности и опосредованного педагогического воздействия влечет серьезные проблемы в развитии личности младших школьников. Повышение зрительной нагрузки, увеличение объемов домашних заданий, прямой запрет на физическую активность в течение рабочего дня, привели к тому, что за последние десять лет в среднем более 60% младших школьников уже имеют функциональные отклонения в состоянии организма, из них 30-40% детей - со стороны опорно-двигательного аппарата (плоскостопие, нарушение осанки, сколиоз).
Часто проявляются нарушения их психофизического и функционального состояния (хроническая усталость, гиподинамия; физиологические и психологические зависимости: курение и раннее потребление алкоголя, а также игромания, зависимости от социальных сетей и т.п.), происходит обеднение их эмоциональной и духовной сферы. Таким образом, проблема сохранения и укрепления физического и психического здоровья ребёнка как необходимой основы для его полноценного развития, является актуальной.
Гипотеза исследования: реализация программы ритмики и танца во внеурочной деятельности предоставляет широкие возможности для гармонического развития личности и личностных качеств ребенка. Одним из наиболее эффективных средств для решения этой проблемы является, на наш взгляд, проведение уроков ритмики и танца (хореографии с элементами спортивного бального танца).
Объект исследования - внеурочная деятельность, дополнительное образование младших школьников.
Предмет исследования - проектирование и проведение уроков ритмики и танца.
Цель работы: совершенствование методики проведения современного урока ритмики и танца с точки зрения повышения эффективности и достижения личностных и метапредметных результатов.
Задачи:
1) Определить возможности ритмики и танца для решения проблемы физического и личностного развития младших школьников;
2) Определить роль педагога в использовании средств комплексного воспитательного воздействия на младших школьников в процессе проведения уроков ритмики и танца;
3) В ходе опытно-экспериментального исследования определить оптимальную с точки зрения эффективности структуру урока ритмики и танца;
4) В ходе опытно-экспериментального исследования выявить степень влияния уроков ритмики и танца на формирование комплекса различных качеств младших школьников.
В работе использовались следующие методы:
- анализ научно-методической, учебно-методической, психолого-педагогической литературы по теме исследования;
- метод моделирования и проектирования;
- анализ данных, полученных методом педагогического наблюдения, экспертных оценок и самооценки, анкетирования, интервьюирования,
- обобщение педагогического опыта, опытно-экспериментальная работа.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили: теория развития личности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Маслоу и др), теории эстетического воспитания (Э. Жак-Далькроз, Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский, К. Орф, Платон, Р. Штайнер, Абдульханова К. А., Буянова И. Б., Васина Н. В., Вегерчук И. Э., Богданова Т. Г., Братанова О. A., Гаврилушкина О. П., Гаубих Ю. Г., Головчиц Л. А. и др.), основные положения гуманистической педагогики (Ш. А. Амонашвили, B. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский и др.), теории организации и проведения научно-педагогического исследования (Ю. К. Бабанский, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, и др.
Работа включает в себя две главы: теоретическую и практическую. В теоретической части проведено исследование состояния проблемы в педагогической и специальной литературе; в практической части исследование проводилось на базе студии танца «Универсал» г. Озерска Челябинской области в течение учебного года (сентябрь-май).
Занятия ритмикой и танцами являются значимой частью жизни учащихся начальных классов, так как благотворно влияют на физические данные, психическое состояние, творческое развитие и воображение.