Введение 3
Глава 1. Исследование состояния проблемы в педагогической и специальной литературе 7
1.1. Определение понятия «ритмика» 7
1.2. Разновидности ритмической гимнастики 13
1.3. Музыка на уроках ритмики 16
1.4. Урок как основная форма занятий по ритмике, виды уроков 19
Выводы по главе 1 33
Глава 2. Построение и проведение уроков ритмики и танца на примере организации системы занятий в студии УНИВЕРСАЛ 33
2.1. Задачи, методы и организация исследования 34
2.2. Полученные результаты. Описание результатов исследования 37
Выводы по главе 2 41
Список литературы 43
Приложение
ФГОС начального общего образования определил, в том числе, требования и к внеурочной деятельности, которая отныне является обязательной и организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Внеурочная деятельность должна, по сути, быть нацеленной на реализацию развивающих и воспитательных задач, а также предоставить определенные возможности для саморазвития обучающихся: реализации и развития их творческих, интеллектуальных и иных способностей, что является одним из важнейших инноваций ФГОС второго поколения. Безусловно, перед школой поставлена сложнейшая задача организации воспитывающей и развивающей среды для обучающихся. Ведь предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, а в достижении метапредметных, и, особенно, личностных результатов (формирование ценностей, нравственных ориентиров, потребностей в саморазвитии, познавательных интересов человека и др.), удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше. Каждый обучающийся выбирает тот или иной вид внеурочной деятельности, исходя из своих интересов, мотивов своих и своих родителей - как равноправных участников образовательного процесса.
Важно отметить, что цель внеурочной деятельности - это личностное развитие, реализация индивидуального маршрута воспитания ребенка, однако до сих пор ей придается второстепенное, вспомогательное значение. Основное внимание педагогического коллектива, как правило, направлено на освоение перспективных систем образования, передовых методик обучения, новых предметных курсов, ориентацию на успешное прохождение различных аттестаций. Всё это в условиях неблагоприятного психологического климата, определенной нервозности, искусственной соревновательности и опосредованного педагогического воздействия влечет серьезные проблемы в развитии личности младших школьников. Повышение зрительной нагрузки, увеличение объемов домашних заданий, прямой запрет на физическую активность в течение рабочего дня, привели к тому, что за последние десять лет в среднем более 60% младших школьников уже имеют функциональные отклонения в состоянии организма, из них 30-40% детей - со стороны опорно-двигательного аппарата (плоскостопие, нарушение осанки, сколиоз).
Часто проявляются нарушения их психофизического и функционального состояния (хроническая усталость, гиподинамия; физиологические и психологические зависимости: курение и раннее потребление алкоголя, а также игромания, зависимости от социальных сетей и т.п.), происходит обеднение их эмоциональной и духовной сферы. Таким образом, проблема сохранения и укрепления физического и психического здоровья ребёнка как необходимой основы для его полноценного развития, является актуальной.
Гипотеза исследования: реализация программы ритмики и танца во внеурочной деятельности предоставляет широкие возможности для гармонического развития личности и личностных качеств ребенка. Одним из наиболее эффективных средств для решения этой проблемы является, на наш взгляд, проведение уроков ритмики и танца (хореографии с элементами спортивного бального танца).
Объект исследования - внеурочная деятельность, дополнительное образование младших школьников.
Предмет исследования - проектирование и проведение уроков ритмики и танца.
Цель работы: совершенствование методики проведения современного урока ритмики и танца с точки зрения повышения эффективности и достижения личностных и метапредметных результатов.
Задачи:
1) Определить возможности ритмики и танца для решения проблемы физического и личностного развития младших школьников;
2) Определить роль педагога в использовании средств комплексного воспитательного воздействия на младших школьников в процессе проведения уроков ритмики и танца;
3) В ходе опытно-экспериментального исследования определить оптимальную с точки зрения эффективности структуру урока ритмики и танца;
4) В ходе опытно-экспериментального исследования выявить степень влияния уроков ритмики и танца на формирование комплекса различных качеств младших школьников.
В работе использовались следующие методы:
- анализ научно-методической, учебно-методической, психолого-педагогической литературы по теме исследования;
- метод моделирования и проектирования;
- анализ данных, полученных методом педагогического наблюдения, экспертных оценок и самооценки, анкетирования, интервьюирования,
- обобщение педагогического опыта, опытно-экспериментальная работа.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили: теория развития личности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Маслоу и др), теории эстетического воспитания (Э. Жак-Далькроз, Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский, К. Орф, Платон, Р. Штайнер, Абдульханова К. А., Буянова И. Б., Васина Н. В., Вегерчук И. Э., Богданова Т. Г., Братанова О. A., Гаврилушкина О. П., Гаубих Ю. Г., Головчиц Л. А. и др.), основные положения гуманистической педагогики (Ш. А. Амонашвили, B. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский и др.), теории организации и проведения научно-педагогического исследования (Ю. К. Бабанский, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, и др.
Работа включает в себя две главы: теоретическую и практическую. В теоретической части проведено исследование состояния проблемы в педагогической и специальной литературе; в практической части исследование проводилось на базе студии танца «Универсал» г. Озерска Челябинской области в течение учебного года (сентябрь-май).
Занятия ритмикой и танцами являются значимой частью жизни учащихся начальных классов, так как благотворно влияют на физические данные, психическое состояние, творческое развитие и воображение.
1. Аверенцев, С.С. Идеи эстетического воспитания. М., 2012. Т. 1. - С.132-133.
2. Азаров, Ю.П. 100 тайн детского развития. М.: ИВА, 2012.-480 с.
3. Базарова, Н.П., Мей В.П. Азбука классического танца. Л.: Искусство, 2013.-207 с.
4. Бакланова, Т.И. Организация и научно-методологическое обеспечение художественной самодеятельности. М.: Изд-во МГИК, 2015.¬102 с.
5. Балейтместер и коллектив. М.: Искусство, 2014.-80 с.
6. Барышникова, Т.К. Азбука хореографии: Учебное пособие -СПб.: "Респекс", 2012.-256 с.
7. Бахрах, И.И., Дорохов Р.Н. Физическое развитие школьников 817 лет в связи с индивидуальными темпами роста и формирования организма // Медицина, подросток и спорт. Смоленск, 2013.
8. Бекина, С.И., Ломова Т.Н., Соковнина Е.Н. Музыка и движение. - М.: Просвещение, 2015.-208 с.
9. Березовский, Б.Л. К методике выявления музыкальных способностей у детей. М., 2014.
10. Богаткова, Л. Танцы для детей. М.: Детгиз, 2012.-168 с.
11. Богомолова, Л.В. Основы танцевальной культуры. М.: Новая школа, 2012.-81 с.
12. Бондаренко, Л. Метод хореографической работы в школе. Киев, 2015.
13. Бочаров, А., Лопухов, А., Ширяев, А. Основы характерного танца. -Л. -М.: Искусство, 2013.
14. Бочарова, В.Г. Социальная микросреда как фактор формирования личности школьника: Дис.канд.пед.наук М., 2012.
15. Брылова, Л.Г. Психолого-педагогические условия
самореализации личности в клубном художественном коллективе. Дис.канд.пед.наук1. М., 2014.
16. Ведан, И. Теория личности. М.: Молодая гвардия, 2012.
17. Верб, Э.А. Эстетическая культура школьников: Курс лекций для студентов педагогических вузов и учителей. СПб., 2014.-110 с.
18. Ветлугина, Н. А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. -М., 2013.-183 с.
19. Взаимосвязь различных видов искусства в эстетическом развитии учащихся. /Проблема теории и методики эстетического воспитания школьников/. Тбилиси, 2012. - С. 260-269.
20. Воспитание эстетической культуры у детей и подростков в условиях гуманизации и демократизации общества и школы. / Из опыта работы педагогов детских садов и школ Омск, 2012.
21. Выготский, Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика, 2014. - 344 с.
22. Гальперин, С.Н. Анатомия и физиология человека (возрастные особенности с основами школьной гигиены). М., 2014. - 135 с.
23. Генералова, И. А. Развитие художественно-творческих способностей младших школьников средствами театрального искусства: Дис.канд.пед.наук М., 2013.-187 с.
24. Геращенко, В.В. Педагогические аспекты совершенствования самодеятельного хореографического творчества в клубных учреждениях: Дис.канд.пед.наук М., 2015.174
25. Гиппенрейтер, Ю.Б. Азбука общения. М.: Педагогика, 2012.
26. Годовский, В.М. Взаимосвязь художественного и
педагогического воздействия в детском хореографическом коллективе: Дис.канд.пед.наук,1. Л., 2013.
27. Гусев, Г.П. Танец для детей. Йошкар-Ола: Марийское книжное изд-во, 2013.
28. Дмитриева, Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе: Учебное пособие. М., 2012.-239 с.
29. Захаров, Р.В. Беседы о танце. М.: Профиздат, 2014.-72 с.
30. Ивлева, Л.Д. Руководство воспитательных процессов в
самодеятельном хореографическом коллективе: Учебное пособие.
Челябинск, 2015. -75 с.
31. Конорова, Е.В. Методическое пособие по ритмике. Выпуск 2. - М.: Музгиз, 2012.-С.14-16, 65-71.
32. Конорова, Е.В. Танец и ритмика в начальной школе. М.: Муз-гиз, 2012.-235 с.
33. Конорова, Е.В. Хореографическая работа со школьниками. М., 2015.-143с.
34. Кротова, Н.В. Воспитательная работа в клубном самодеятельном коллективе. М.: Изд-во МГИК, 2013. - 47 с.
35. Курысь, В.Н. Ритмическая гимнастика в школе : учеб. / В.Н. Курысь, Н.Н. Грудницкая. - С. : СГУ, 2014. - 204с.
36. Науменко, С.И. Формирование музыкальности у младших школьников в процессе индивидуального общения. М., 2012.
37. Нилов, В.Н. БАЛЬНЫЙ ТАНЕЦ. Программа для специализированных хореографических классов общеобразовательных школ. Рига, 2014.24 с.
38. Нилов, В.Н. Организационные и методические советы начинающему руководителю танцевального коллектива / Для сельских клубов и Домов культуры /. Тула, 2015.-81 с.
39. Нилов, В.Н. РИТМИКА. Программа для специализированных хореографических классов общеобразовательных школ. Рига, 2016.-21 с.179
40. Нилов, В.Н. Современные танцы. / Библиотечка "В помощь художественной самодеятельности". Тула, 2014.-91 с.
41. Нилов, В.Н. Хореография как средство самореализации младших школьников / "Духовная культура накануне нового столетия": Тезисы научно-практической конференции 25-26 февраля 1998 г., 4.2. -М.: Изд-во МГУК, 2012.-С. 133-135.
42. Современные бальные танцы: Учебное пособие / Под ред. Стриганова В.М. и Уральской В.И. М.: Просвещение, 2014.-430 с.
43. Ткаченко, А.Ф. Детский танец / Танцы записаны Наспоковым Г.А. М.: Изд-во ВЦСПС Профиздат, 2015.-328 с.
44. Ткаченко, Т.С. Работа с танцевальным коллективом. М.: Искусство, 2012.-234 с.
45. Фомин, А.С. Детский танец в системе воспитания и образования / Методические рекомендации для студентов ФБВ и ФНК. Новосибирск, 2015.-54 с.