Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Роль межличностных отношений в управлении коллективом образовательной организации

Работа №81947

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы99
Год сдачи2019
Стоимость4955 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
355
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ
1.1. Характеристика межличностных отношений в педагогическом коллективе
1.2. Виды и особенности конфликтов в педагогическом коллективе:
1.3. Педагогический аспект решения проблем межличностных отношений в коллективе: специфика управления конфликтами 42
1.4 Выводы по первой главе 55
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ КОЛЛЕДЖА
2.1. Методы изучения межличностных отношений в педагогическом коллективе: исследование состояния конфликтов
2.2. Результаты исследования и их интерпретация 61
2.3. Выводы по второй главе 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 82

В развитии отечественной педагогики в настоящее время наблюдается качественно новый этап. Проблема обновления современной системы образования связана со сменой педагогической парадигмы, направленной на гуманизацию педагогической науки и образовательной практики. Огромную роль в решении данной проблемы играет социально-психологический климат в педагогическом коллективе.
Социально-психологический климат во многом зависит от модели руководства образовательным учреждением. Основная тональность задается администрацией. Состояние межличностных отношений, особенности социально-психологической атмосферы - факторы, напрямую определяющие степень эффективности управления педагогическим коллективом.
Структура социально-психологического климата определяется системой сложившихся в коллективе отношений между его членами и может быть охарактеризована элементами, представляющими собой синтез общественных и межличностных отношений. Через общественные отношения раскрывается социальное содержание личных отношений людей в коллективе. Это производственные, политические, правовые, этические, эстетические отношения.
Межличностные отношения - это организационные взаимодействия, статусно-ролевая взаимосвязь, административно-психологическое взаимовлияние, эмоционально-логическое взаимопознание. Они возникают на основе предметно-практической деятельности коллектива, задаются материально-техническими, организационно-управленческими и другими условиями его жизнедеятельности. Единство содержания общественных и межличностных отношений, как считает В.В. Бойко, предстает в виде непосредственного взаимодействия людей (сотрудничества, соревнования, сплоченности, совместимости, дружбы, согласия, или, напротив, несовместимости, разногласий, соперничества, разобщенности), а также в виде качеств личности, от которых зависят психологические особенности общения людей в коллективе [6, с. 25]. В этом контексте важны качества каждой личности, но, прежде всего, личности руководителя.
Удовлетворенность взаимоотношениями по горизонтали (с коллегами) и по вертикали (с руководителями) рассматривается как важный показатель социально - психологического климата в коллективе. Показатели удовлетворенности взаимоотношениями по горизонтали тесно связаны с частотой обсуждения в коллективе вопросов, непосредственно связанных с работой, а также с частотой контактов членов коллектива в свободное от работы время. В самой официальной обстановке между людьми так или иначе складываются личные отношения и они не могут не влиять на общую атмосферу в коллективе, на общий характер, стиль, тон взаимоотношений в группе [13, с 77].
Показателями удовлетворенности взаимоотношениями по вертикали являются стиль руководства образовательным учреждением (авторитарный или коллегиальный, демократический), модель восприятия руководителя и способ реализации власти. Если руководитель в основном опирается на власть своего должностного положения и использует принуждение в качестве основного аргумента, то его восприятие будет негативным, коллектив будет оказывать скрытое сопротивление, и обе стороны будут испытывать неудовлетворенность.
Выявление личной потребности каждого члена педагогического коллектива, создание возможности для удовлетворения индивидуальных потребностей через достижение нужных организации результатов труда является основой для формирования взаимной удовлетворенности межличностными отношениями по вертикали, и способствуют эффективному управлению коллективом.
Проблеме межличностных взаимодействий посвятили труды многие отечественные и зарубежные исследователи, специалисты в области социальной и педагогической психологии, управления людьми, среди которых:
А.А. Бодалев, И.П. Волков, О.П. Елисеев, Е.С. Кузьмин и О.И. Зотова, К.К. Платонов, Б.Д. Парыгин, А.В. Петровский, А.А. Радугин, Л.И. Уманский, Ж.Годфруа, Д. Майерс, Р. Нисбетт и Л. Росс, Р. Чалдини.
Особую роль в структуре межличностных отношений играют конфликты, которые свойственны всем областям жизнедеятельности человека. Они являются неотъемлемой частью человеческих отношений и поэтому существуют столько, сколько существует человек. Современная наука рассматривает конфликты как неизбежное явление общественной жизни, вытекающее из свойств человеческой природы.
Умение управлять конфликтами, направлять их в конструктивное русло - необходимое условие эффективного управления педагогическими коллективом и образовательным учреждением в целом.
Гуманистическое направление в педагогике, прежде всего, заключается в том, чтобы изжить авторитарные формы общения и искать путь к отношениям на основе сотрудничества. В процессе педагогического взаимодействия часто наблюдается отсутствие взаимопонимания и возникновение конфликтов между всеми участниками педагогического
процесса: учениками, учителями, родителями и др. Руководитель
образовательного учреждения должен уметь разрешать разноуровневые конфликтные ситуации. Это конфликты во взаимоотношениях по вертикали (руководители - подчиненные), по горизонтали (между членами коллектива равного статусно-ролевого уровня) и конфликты между педагогами и учениками, педагогами и родителями.
Наиболее опасными для социально-психологического климата являются конфликтные ситуации между руководителями образовательного учреждения и рядовыми членами педагогического коллектива (т.е. по вертикали). Наличие конфликта по вертикали лишает руководителя возможности конструктивного разрешения всех других типов конфликтов, а значит и возможности эффективного управления в целом.
Для педагогики изучение конфликта имеет особенно важное значение. Педагогу необходимо создать благоприятную, благожелательную атмосферу в группе, так как неблагоприятный климат затрудняет, а порой делает невозможной нормальную, приносящую чувство удовлетворения жизнь в учебном заведении. Атмосферу межличностных отношений создают сами люди. Своими поступками они могут нарушить оптимальную пропорцию составляющих ее элементов. Но в силах руководителя изменить ее так, чтобы установился климат, благоприятствующий личностному развитию и равноправному существованию всего педагогического коллектива. К настоящему времени в науке накоплен значительный объем знаний, позволяющий исследовать проблему конфликта в различных аспектах.
Для эффективного решения возникающих проблем в педагогическом коллективе руководителю необходимо усвоить необходимый уровень теоретических знаний и практических навыков поведения в конфликтных ситуациях. Руководитель должен ориентироваться в причинах возникновения конфликтов и владеть способами их разрешения.
Межличностный конфликт является существенной и повсеместной составляющей организационной жизни. Он присутствует как в явных, так и в латентных формах, пронизывая ткань межличностных отношений в педагогическом коллективе. Конфликт присутствует и там, где есть сотрудничество и согласие. Конфликты стимулируют творчество, новации и личное совершенствование.
Главный вопрос состоит, следовательно, не в том, что существование педагогического коллектива должно быть бесконфликтным, а в том, чтобы научиться жить с конфликтом, отдавая себе отчет в его стимулирующем воздействии в тех случаях, когда он развивается в определенных рамках, и, осознавая его разрушительный характер, когда он перерастает эти рамки.
Представители ранних школ управления, в том числе сторонники школы человеческих отношений, считали, что конфликт - это признак неэффективной деятельности организации и плохого управления коллективом. В наше время теоретики и практики управления отмечают высокую степень двойственности в отношении к ценности конфликта. Конфликты способствуют прогрессивному и динамичному развитию организации, но могут привести к пагубным психолого-эмоциональным последствиям. Задача эффективного руководителя сводится к поддержанию конфликта на оптимальном уровне и направлению его в продуктивное русло.
Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью изучения значения межличностных отношений для эффективного управления образовательным учреждением. Педагогический коллектив характеризуется высокой степенью сложности, столкновением интересов, интеллектуальных амбиций. В то же время, межличностные отношения в коллективе, психологический климат влияют на весь учебный процесс, усиливая его положительные или отрицательные коннотации. В связи с этим, формирование благоприятной психологической атмосферы и умение управлять конфликтными ситуациями становится одной из важнейших предпосылок успеха управленческой деятельности в области образования.
Цель проведенного исследования заключается в том, чтобы определить роль и значение межличностных отношений для обеспечения эффективного управления коллективом образовательного учреждения и выявить основные условия совершенствования процесса формирования психологического климата и управления конфликтами в педагогическом коллективе.
Для достижения поставленной цели были поставлены и последовательно решались следующие задачи:
1. Выявить состояние исследуемой проблемы, уточнить понятийный аппарат исследования.
2. Уточнить представление об особенностях межличностных отношений и специфике конфликтов в педагогическом коллективе.
3. Определить педагогический аспект решения проблем межличностных отношений и специфика управления конфликтами в образовательном учреждении.
4. Экспериментально исследовать состояние конфликтов в педагогическом коллективе.
5. Обобщить и систематизировать итоги экспериментального исследования.
Объект исследования - межличностные отношения в педагогическом коллективе.
Предмет исследования - социально-педагогические основы совершенствования процесса формирования благоприятного психологического климата и управления конфликтами.
Гипотеза исследования: межличностные отношения в педагогическом коллективе можно оптимизировать, а количество конфликтов сократить, если добиться повышения индивидуального уровня подготовленности административного и педагогического персонала к деятельности по минимализации конфликтогенных условий и разрешению предконфликтных ситуаций межличностного общения неконфликтными способами.
Новизна работы определяется тем, что его выводы базируются на результатах самостоятельно проведенного экспериментального исследования, выявляющего специфику межличностных отношений в конкретном педагогическом коллективе и степень конфликтогенности.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ литературы по теме исследования, систематизация и обобщения полученных в ходе изучения данных;
2. Методы изучения педагогического опыта: наблюдение, беседа, анкетирование; эксперимент (констатирующий).
База исследования: КГКП «Сарыкольский колледж агробизнеса и права» Управления образования акимата Костанайской области.
В эксперименте принимали участие:
1. 17 педагогов мужчин, возраст от 25 до 68 лет, образование - 100% высшее, педагогический стаж от 2 до 40 лет.
2. 11 педагогов женщин, возраст от 29 лет до 60 лет, образование: 9 человек - 81 % - высшее, 2 человека - 19 % - среднее специальное, педагогический стаж от 8 до 36 лет.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что оно расширяет наши представления о специфике межличностных отношений в педагогическом коллективе и особенностях конфликтогенности в образовательных учреждениях.
Практическая значимость состоит в том, материалы данного исследования могут оказать практическую помощь руководителям образовательных учреждений в процессе формирования социального психологического климата и управления конфликтами.
Материалы исследования могут быть использованы при чтении общих и специальных курсов по управлению образованием, по разрешению конфликтов.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В последние годы в научной литературе по проблемам межличностных отношений в целом выходит много публикаций, посвященных управлению конфликтами. Прочно закрепляются термины инициированный, управляемый, контролируемый, планируемый, организованный, проектируемый и другие конфликты. Педагогам такая форма практической работы с группами известна еще с тридцатых годов XX столетия, с так называемого метода «взрыва» группы, успешно применявшегося А. С. Макаренко для смены негативных неформальных лидеров в молодежных группах.
Поскольку в основе конфликта часто лежит противоречие, подчиненное определенным закономерностям, руководители образовательных учреждений, их заместители, курирующие социально-психологический блок работы не должны «бояться» конфликтов, а, понимая природу их возникновения, использовать конкретные механизмы воздействия для успешного их разрешения в разнообразных педагогических ситуациях.
Понимание причин возникновения конфликтов и успешное использование механизмов управления ими возможны только при наличии у педагогов и их руководителей соответствующих личностных качеств, знаний и умений. Стиль поведения в конкретном конфликте определяется той мерой, в которой педагог хочет удовлетворить собственные интересы и интересы другой стороны, действуя при этом пассивно или активно, совместно или индивидуально.
Главный способ бесконфликтного педагогического общения - формирование высокого уровня педагогического профессионализма, уважение к окружающим, владение искусством выхода из конфликтных ситуаций без потери собственного достоинства, стремление к сотрудничеству.
Результаты специальных исследований социально-психологических последствий конфликтов в группах убеждают, что они могут быть не только негативными, но и конструктивными. Это касается, прежде всего, эффективности творческих видов совместной деятельности, например: научной, художественной, в том числе и педагогической. Поэтому в последние десятилетия в социально-психологической литературе появилось много квалификаций конфликта, как: рационального, позитивного, конструктивного, развивающего и т. п. Это определило новые перспективные направления исследований.
Однако практические задачи есть задачи всегда комплексные, поэтому они требуют интеграции знаний различных наук. Психолог строит работу так, что главными действующими лицами в разрешении конфликтов становятся сами участники конфликта. Через осознание противоречий как предмета конфликта, через внутреннюю работу личности, отражение в своем сознании собственного поведения и других участников конфликта, через восприятие другого как самого себя и т. п.
При этом существуют два серьезных ограничения: во-первых, такие способы разрешения конфликтов наиболее эффективно срабатывают на рефлексирующих личностях, а далеко не все оказываются таковыми; во-вторых, психологические методы разрешения конфликтов в подавляющем большинстве конфликтных ситуаций могут выступать лишь дополняющими другие методы.
Целесообразно использовать и те методы, которые разработаны в науке об управлении, в том числе и управлении образовательными учреждениями. Психологический фактор должен лежать в основе механизма управления конфликтами. Руководитель должен развивать в педагогах чувство сопричастности общему делу, приветствовать инициативу и творчество в учебно-воспитательном процессе, соревновательность (а не соперничество) и стремление к сотрудничеству. Все это поможет сформировать благоприятный социально-психологический климат в педагогическом коллективе, снизить степень конфликтогенности, а возникающие конфликты превратить в элемент конструктивного творческого развития.



1. Александрова Е. В. Социально-трудовые конфликты: пути разрешения. — М.: Луч, 2003. - 346 с.
2. Александрова Л.М. Развитие эмоциональной экспрессивности у учителей // Сб. мат. 2-й ежегодн. всероссийск. конф. "Практическая психология в школе (цели и средства)". Сентябрь 1996. - СПб.: ГП "ИМАТОН", 1997. - С.
3-7.
3. Андриади И.П. Основы педагогического мастерства. Учебное пособие для студентов пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 160 с.
4. Анцупов А.Я. , Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. - М.:ЮНИТИ, 2010. - 551 с.
5. Баныкина С. В. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития // Современная конфликтология в контексте культуры мира. - М.: Альфа, 2001. С. 373-394.
6. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н., Социально-психологический климат коллектива и личность. - М., 1983. - 220 с.
7. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. — СПб.: Социальная литература. 1996. - 400 с.
8. Бородкин Ф.М, Коряк Н.М. Внимание: конфликт! — Новосибирск: Наука. 1984. — С. 15.
9. Виноградов П.Н. Личностные особенности учителей и организация психологической поддержки в ситуации профессиональных затруднений // Сб. 2-й ежегодн. всероссийск. конф. "Практическая психология в школе (цели и средства)". Сентябрь 2006. - СПб.: ГП "ИМАТОН", 2007. - С. 12-15.
10. Волков Б.С., Волкова Н.В. Конфликтология: Учебное пособие для
студентов высших учебных заведений, изд. 2-е испр. и доп. - М.:
Академический Проект; Альма Матер, 2006 - 384 с.
11. Выготский Л.С. Собрание сочинений. - М.:Наука, 1982. - 650 с.
12. Гражданское самочувствие учителей //
Информационно¬
аналитический материал по результатам мониторингового социологического исследования. -М.: ИПК и ПРНО МО, 1994.- С. 11-14.
13. Гришина Н.В. Психология конфликта - СПб.: ЭСМА, 2000. - 464 с.
14. Громова О.Н. Конфликтология. Курс лекций. - М.: ЭКМОС, 2001. - 320 с.
15. Данакин Н.С., Дятченко Л.Я., Сперанский В.И. Конфликты и технология их предупреждения. - Белгород, 1995. - 309 с.
16. Дискуссии. Проблемы конфликтологии // Социологические
исследования. 2003. - № 9.- С. 52-57.
17. Дмитриев А.В. Конфликтология: Учеб.пособие. - М.: Гардарики, 2002. - 320 с.
18. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения.
- М.: Сентябрь, 1997. - 235 с.
19. Донченко Е.А., Титаренко Т.М. Личность: конфликт, гармония. - Киев: Политиздат Укpаины, 1989. - 156 с.
20. Дорохова Л. Били ли мальчика? // Учительская газета. 1991. N4. С.
11.
21. Дэна Д. Преодоление разногласий. - СПб.: ЛЕНАТО, 1994. - 57с.
22. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. - М.:
Российское педагогическое агентство, 1995. - 184 с.
23. Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи. - М., 1998. - 300 с.
24. Запрудский Ю. Социальный конфликт. Политологический анализ. Ростов-на-Дону. Изд-во Ростовского университета, 2002. - 84 с.
25. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии.: Курс лекций. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998. - 480 с.
26. Золотнякова А.С. Проблемы психологии общения: Социальный и личностный типы общения, их профессиональные, познавательные и генетические аспекты. - Ростов н/Д.: Изд-во Рост. ун-та, 2016. - 146 с.
27. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. - Ростов н/Д.: Феникс, 2016. - 480 с.
28. Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты. М.: Стрингер, 1992. - 216 с.
29. Костюк Г. С. О взаимоотношении воспитания и развития ребенка // Советская педагогика, 1956. - № 12. - С. 60-74.
30. Куницына В.Н. Межличностное общение: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2010. - 544 с.
31. Любимова Г.Ю. Психология конфликта. Учебно-методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2016. - 160 с.
32. Митина Л.М. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция. - М.: Флинта, 2011. - 192 с.
33. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.
34. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 2: Психология образования. - 608 с.
35. Носс И.Н. Психодиагностика. Тест, психометрия, эксперимент (информационно-методический конспект материалов к практическим занятиям по психодиагностике и экспериментальной психологии). — М.: Издательство «КСП+», 1999. - 320 с.
36. Обший практикум по психологии: Метод наблюдения. Ч. 2. Методические указания / Под ред. М.Б.Михалевской. М., 1985.- 57 с.
37. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. — М: ТЦ «Сфера», 2010. — 448 с.
38. Павлова М.П. Педагогические воззрения А.С. Макаренко. - М.: Трудрезервиздат, 1956. - 245 с.
39. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. — М.:
Прогресс, 1982. - 345 с.
40. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие / под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь. - 2006 - 688 с.
41. Психологическая диагностика: Проблемы и исследования / Под ред. К.М.Гуревича. М., 1981. - 232 с.
42. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2001. - 656 с.
43. Психология конфликта / Сост. и общая редакция Н. В. Гришиной. СПб.: Питер, 2011. — 448 с.
44. Ратников В.П. Коллектив как социальная общность. — М.: МГУ, 1978. — 191 с.
45. Римская Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других. - М.: ACT-ПРЕСС КНИГА, 2001. - 400 с.
46. Робер М. А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. — М.: Прогресс, 1988. - 142 с.
47. Родионов В. А., Ступницкая М. А. Взаимодействие психолога и педагога в учебном процессе. — Ярославль: Академия развития, 2010.— 160 с.
48. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействия в педагогическом процессе. М., 1991. - 245 с.
49. Рыданова И.И. Основы педагогики общения. Минск, 1998. - 341 с.
50. Сперанский В.И. Управление и самоменеджмент в конфликтных ситуациях. - М.: 2012. - 239 с.
51. Тёмина С.Ю. Конфликты школы или «школа конфликтов»? (Введение в конфликтологию образования). М., 2002. - 190 с.
52. Управление персоналом организации: Учебник /
Под. ред. А.Я.Кибанова. М., 1997. - 179 с.
53. Уткин Э.А. Конфликтология. Теория и практика. - М.: ЭКМОС, 2000. - 272 с.
54. Учитель, школа, общество / Социологический очерк 90-х годов.
СПб.: СПГУПМ, 1995. - С. 167
55. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или переговоры без поражения.
— М.: Наука. 1992. - С. 22 - 25.
56. Хорни К. Ваши внутренние конфликты. - СПб., 1997. - 276 с.
57. Чернышев А.С. Практикум по решению конфликтных ситуаций. - М.: Педагогическое общество России, 205. - 186 с.
58. Черняк Т.В. Конфликтология: Хрестоматия. - Новосибирск, 2000. - 379 с.
59. Шаленко В. Н. Социально-трудовые конфликты в России: анализ динамики и методы разрешения // Социальный конфликт. 1999. - №3. — С. 11.
60. Шапарь В. Б., Тимченко А. В., Швыдченко В. Н. Практическая психология. Инструментарий. — Ростов н/Д: «Феникс», 2002. — 688 с.
61. Шацкий С.Т. Педагогические сочинения: В 4 т. /Под ред. П.А.Капрова. - М.: Просвещение, 1964. - 267 с.
62. Шевченко Л.Л. Практическая педагогическая этика
(экспериментально-дидактический комплекс). - М., 1997. - 506 с.
63. Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. - Минск, 1997. - 421с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ