Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование лексико-грамматических навыков обучающихся в процессе применения дидактических игр

Работа №81938

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы69
Год сдачи2020
Стоимость4305 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
308
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ
ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИКО -
ГРАММАТИЧЕСКИХ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА 7
1.1 Специфика иностранного языка как учебного предмета 7
1.2 Особенности формирование лексико-грамматических навыков в
процессе обучения иностранному языку 12
1.3 Роль дидактических игр в процессе формирования лексико-грамматических навыков 23
Выводы по 1 главе 34
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРИМЕНЕНИЮ КОМПЛЕКСА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА 36
2.1 Цель и задачи опытно-экспериментальной работы 36
2.2 Опытно-экспериментальная апробация комплекса дидактических игр для формирования лексико-грамматических навыков на уроках
иностранного языка 44
Выводы по 2 главе 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 5


Современный мир характеризуется высокой изменчивостью. На данный момент происходят стремительные изменения во всех сферах жизни человека, в том числе и в сфере образования. С каждым годом в методике преподавания иностранных языков появляются новые методы и приемы, соответствующие современным требованиям. На данный момент происходит отказ от традиционных методик в пользу передовых методов и приемов обучения иностранному языку, которые позволяют организовывать учебную деятельность гораздо эффективнее.
Основываясь на Федеральном государственном образовательном стандарте (далее ФГОС) основного общего образования предмет «иностранный язык» должен формировать у обучающихся языковую компетенцию, необходимую для успешной самореализации и социализации, как средство межкультурного общения в современном мультикультурном мире [49].
В требованиях к кадрам по ФГОСу поясняется, что учитель иностранного языка должен уметь и быть готов применять современные методы и технологии для формирования и реализации образовательного процесса, а также использовать личностные, творческие способности для организации и проведения учебной деятельности [50].
Эффективность обучения иностранному языку в современном мире обуславливается овладением лексико-грамматическими навыками, поскольку данная группа навыков составляют основу успешной языковой коммуникации. Наша научно - исследовательская работа посвящена развитию лексико-грамматических навыков посредством применения дидактических игр на уроках иностранного языка, так как именно лексико-грамматические навыки являются основой успешного формирования языковой компетенции. Каждый учитель непременно сталкивается с вопросом, какие методы и приемы являются наиболее эффективными. Наряду с управлением процессом обучения и воспитания, одной из главных задач учителя является развитие обучающихся. Для решения этой проблемы сегодня учителю предоставляется свобода выбора форм, методов, приемов и средств обучения, способствующих стимуляции познавательной деятельности обучающихся.
Анализ проведенных в последние годы исследований по выявлению эффективных путей развития лексико-грамматических навыков у обучающихся показывает, что дидактическая игра является одним из наиболее продуктивных методов, который способствует повышению мотивации к изучению иностранного языка и более эффективному формированию лексико-грамматических навыков.
Таким образом, актуальность нашего исследования заключается в возрастающей популярности дидактической игры при формировании лексико-грамматических навыков на уроках иностранного языка.
Мы полагаем, что обучение лексико-грамматическим навыкам в общеобразовательной школе нуждается в использовании на уроках дидактической игры, как фактора повышающего мотивацию и интерес к иностранному языку и культуре изучаемого предмета, что, вследствие, приводит к более успешному формированию лексико-грамматических навыков на уроках иностранного языка.
Исходя из вышесказанного, данная научно-исследовательская работа посвящена рассмотрению дидактической игры, как эффективного метода формирования лексико-грамматических навыков на уроках иностранного языка.
Объект исследования — процесс обучения иностранному языку
Предмет исследования — формирование лексико-грамматических навыков в процессе применения дидактических игр на уроках иностранного языка.
Цель нашего исследования — разработка и апробация комплекса дидактических игр для формирования лексико-грамматических навыков.
Нами была выдвинута следующая гипотеза: Если при формировании лексико-грамматических навыков обучающихся применяются дидактические игры, то уровень сформированности данных навыков повышается.
Для достижения цели, были выдвинуты следующие задачи:
1) изучение специфики иностранного языка как учебного предмета;
2) изучение механизма формирования лексико-грамматических навыков иностранного языка;
3) рассмотрение особенностей и преимуществ дидактической игры;
4) разработка и апробация комплекса дидактических игр для формирования лексико-грамматических навыков на уроках иностранного языка.
В данной работе использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ литературы, обобщение синтез и сравнение) и практические (наблюдение за учебным процессом, беседа, анализ школьной документации и учебных пособий, обобщение педагогического опыта).
Теоретико — методологическую базу нашего исследования составляют работы таких педагогов, методистов, психологов, как Бим И.Л., Зимняя И.А., Шатилов С.Ф., Миньяр-Белоручев Р.К.,Гальскова Н.Д., Пассов Е. И., Щерба Л.В., которые освещают вопрос формирования лексико-грамматических навыков, а также работы К.Д. Ушинского и Роговой Г. В, которые занимались проблемой интеграции дидактических игр в учебный процесс.
Практическая значимость научно-исследовательской работы
заключается в разработке комплекса дидактических игр при формировании
лексико-грамматических навыков на уроках иностранного языка, который может использоваться педагогами при организации и проведении учебной деятельности в средней школе. Разработанная нами система упражнений прошла апробацию в шестых классах в МАОУ «Гимназия №96» г. Челябинск в 2019 году.
В структурном плане работа состоит из введения, двух глав с выводами в конце каждой, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Иностранный язык, на сегодняшний день, один из важнейших учебных предметов в школьном образовании. В современном мире, все большую актуальность приобретают иностранные языки, поскольку возможностей для языковой коммуникации стало значительно больше. Иностранный язык развивает не только когнитивные способности обучающегося, но побуждает интерес к изучению другой культуры. В процессе поиска эффективного метода преподавания, современные педагоги все чаще используют дидактические игры для успешной организации учебного процесса.
В методике преподавания иностранным языкам дидактические игры занимают важную роль и используются на различных этапах формирования того или иного навыка. Мы апробировали комплекс дидактических игр для более эффективного формирования лексико-грамматических навыков на уроке иностранного языка, и сделали вывод, что дидактические игры являются важным методом обучения в процессе формирования лексико-грамматических навыков, поскольку они не только способствует быстрому и эффективному усвоению материала, но также повышают мотивацию к изучению иностранного языка, что является важным фактором при изучении иностранных языков.
По нашему мнению при формировании лексико-грамматических навыков на уроках иностранного языка, использование дидактической игры, можно охарактеризовать, как метод обучения, во время которого создается ситуация для многократного повторения речевого материала. Эта особенность существенно влияет на эффективность формирования лексико-грамматических навыков.
Также мы описали опытно-экспериментальное исследование, в ходе которого мы провели апробацию комплекса дидактических игр на разных
этапах формирования лексико-грамматических навыков. Исследование состояло из трех этапов: констатирующего, формирующего и
контрольного.
В начале нашего эксперимента мы выявили уровень сформированности лексико-грамматических навыков в экспериментальной и контрольной группах, посредством проведения предэкспериментального среза. По результатам среза, мы выявили, что уровень сформированности лексико-грамматических навыков у обучающихся - средний. В конце эксперимента нами был проведен сравнительный анализ результатов постэкспериментального среза в экспериментальной и контрольной группе. Данные показали, что экспериментальная группа справилась с заданием лучше, чем контрольная, то есть уровень сформированности лексико-грамматических навыков повысился, стоит отметить, что результаты предэкспериментального среза в обеих группах были одинаковы.
Мы изучили и опытно-экспериментальным путем доказали эффективность применения дидактических игр в процессе формирования лексико-грамматических навыков на уроках иностранного языка. Таким образом цель нашего исследования достигнута, все поставленные задачи выполнены, гипотеза подтвердилась.



1. Ариян М. А. Социально развивающее обучение иностранным
языкам в средней школе: современные аспекты : монография / М. А. Ариян; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. профессионального образования Нижегородский гос. лингвистический ун-т им. Н. А. Добролюбова. - Н. Новгород : Нижегородский гос. лингвистический ун-т, 2008. - 188 с.;
ISBN 978-5-85839-182-1
2. Бабинская П.К. Практический курс методики преподавания иностранного языка / П.К. Бабинская. - Минск : «Тетра систем», 2015. - 280 с. - ISBN: 978-985-470-820-1.
3. Букатов В.М. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения: книга для учителя / В.М. Букатов, А.П. Ершова. - М.: «Первое сентября», 2002. - 224 с. -ISBN: 5-8246-0020-1.
4. Бухбиндер В.А. Развитие лексических навыков устной речи// Очерки методики обучения устной речи на иностранных языках. - Киев : 1990. - С. 14-31.
5. Выготский А.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т.3 / А.С. Выготский: [Сост. Г.И. Козырев]. - М.: Педагогика, 1991 - 532 с.
6. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке: учебное пособие / И.А. Зимняя. - М.: Просвещение, 2011. - 160 с.
7. Гальскова Н. Д.. Основы методики обучения иностранным языкам : учебное пособие / Н.Д. Гальскова , А.П. Василевич. - М.: КНОРУС, 2017. - 390 с. - ISBN: 978-5-406-05677-6.
8. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранному языку: пособие / Н.Д. Гальскова. - М : АРКТИ-Глосса, 2016. - 336 с.
9. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам:
лингводикдактика и методика: учебник для студентов вузов /
Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. - Москва : Изд. центр «Академия», 2017. - 336 с.- ISBN: 5-7695-2969-5.
10. Гуслова М.Н. Инновационные педагогические технологии: учебник / М.Н. Гуслова. - Москва : Академия, 2017. - 288 с.- ISBN: 978-5¬7695-9853-1.
11. Журавлева Е. В. Немецкий язык в группе продленного дня : Из опыта работы. Кн. для учителя / Е. В. Журавлева, Н. П. Каменецкая. - М. : Просвещение, 1985. - 80 с.
12. Ильина И. Методика преподавания английского языка: учебное пособие / И. Ильина, Р. Нургалиева. - Астана : Фолиант, 2017. - 201 с.
13. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии (Анализ зарубежного опыта): учебное пособие / М. В. Кларин. - Рига : «Эксперимент», 2015. - 176 с.
14. Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку: учебное пособие / А.В. Конышева. - СПб : КАРО; Четыре четверти, 2006. - 192 с.- ISBN: 978-5-9925-0059-2.
15. Костомаров В.Г. Методическое руководство для преподавателей русского языка иностранцам: учебно-методическое пособие / В.Г. Костомаров, О.Д. Митрофанова. - Москва : Русский язык, 1998. - 104 с.
16. Костомаров В.Г. Методика как наука. Ст. 2: Методическая проблематика двуязычия / В.Г. Костомаров, О.Д. Митрофанова // Русский язык за рубежом. -1976. - №6. - С. 67-73.
17. Королева Е.В. Формирование лексических навыков на основе дидактических игр на уроках английского языка. // Лингвистика и методика преподавания: опыт, традиции и современное состояние: сборник научных трудов по материалам I Международной научно¬практической конференции 31 мая 2017. - г. Санкт-Петербург: Научно¬издательский центр «Открытое знание», 2017. - С.15
18. Кручинина Г.А. Игра в развитии языковых способностей младших школьников на уроках английского языка / Г.А. Кручинина, А.Д. Плеухина // Международный студенческий научный вестник. - Москва : - 2015. - №5-4. - С. 570-571.
19. Кручинина Г.А. Роль иноязычно-речевых способностей в развитии лексической компетенции / Г.А. Кручинина // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Ялта, РИО ГПА 2016. - Вып. 53. - Ч. 10. С. 60-66.
20. Литвинов В.П. Иностранный язык как объект теории и как учебный предмет // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. - 2009. - № 2. - С. 401-404.
21. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций / Б.Т. Лихачев. - Москва : Владос, 2016. - 647 с. - ISBN: 978-5-691-01654-7.
22. Миньяр-Белоручев Р.К. Методика обучения французскому языку: учебное пособие / Р.К. Миньяр-Белоручев. - Москва : Просвещение, 1990. - 224 с.- ISBN: 5-09-001010-2.
23. Миролюбов А.А. История отечественной методики обучения иностранным языкам: учебное пособие / А.А. Миролюбов. - Москва : Ступени, Инфра-М, 2015. - 448 с.- ISBN: 978-5-86866-524-0.
24. Мусаелян И. Ф. Формирование и контроль лексико-грамматического компонента языковой компетенции у студентов неязыкового ВУЗа : дис. - Москва : Мусаелян Инесса Феликсовна, 2016. - С. 15.
25. Никитенко З. Н. Концептуальные основы развивающего иноязычного образования в начальной школе / З. Н. Никитенко ; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Московский пед. гос. ун-т». - М.: Издательство Прометей, 2011. - 191 с. - ISBN: 978-5-4263-0022-4.
26. Пассов Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам: учебник / Е.И. Пасов. - М. : Русский язык, 2008. - 228 с. - ISBN: 5-09¬001602-5.
27. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе: учебник / Е.И. Пассов. - М.: Просвещение, 1989. - 222 с.- ISBN: 5-09-001602-5.
28. Педагогика школы: учебное пособие. - М.: Просвещение, 2018. - 183 с.
29. Пидкасистый, П.И. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / П.И. Пидкасистый. - Москва : Педагогическое общество России, 1998. - 242 с. - ISBN: 978-5-9916-0886-2.
30. Подласый, И.П. Педагогика: учебник / И.П. Подласый. - Москва : ВЛАДОС, 2001. - 542 с.- ISBN: 978-5-691-01553-3.
31. Подласый И.П. Педагогика: учебник для прикладного
бакалавривата / И.П. Подласый - Москва : Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2015. - 541 с. - ISBN: 978-5-534-03772-2.
32. Прокофьева О. О. Педагогика. Практикум с использованием методов и приемов технологии развития критического мышления / О.О. Прокофьева, Е. И. Снопкова. - М.: МГУ им. А. А. Кулешова, 2018. - 240 с.
33. Рогова Г.В. Книга для учителя к учебнику «Английский язык за два года» / Г. В . Рогова . - 4-е изд. - М. : Просвещение, 1989. - 173 с. - ISBN: 5-09-001026-9.
34. Рогова Г. В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях : пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Г В . Рогова , И. Н. Верещагина. - 3-е изд. - Москва : Просвещение, 2000. - 231 с. - ISBN: 5¬09-009796-8.
35. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2 т. Т. 1 / Г. К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - 327 с. - ISBN: 978-5-91447-198-6.
36. Скаткин, М.Н. Методология и методика педагогических исследований : (В помощь начинающему исследователю) / М. Н. Скаткин. - Москва : Педагогика, 1986. - 150 с.- ISBN: 978-5-9765-1212-2.
37. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс / Е.Н. Соловова. - М.: АСТ: Астрель, 2017. - 138 с.- ISBN: 5-09-01 3891-5.
38. Солонцова Л.П. Методика обучения иностранным языкам: в 3 частях: учеб. для вузов (бакалавриат) /Л.П. Солонцова. - М. : Издательство ВЛАДОС, 2018. - 159 с. - ISBN: 978-5-907101-19-7.
39. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. В трех томах. Том 1/ В.А. Сухомлинский. - М.: Педагогика, 2009. - 224 с.- ISBN: 5-89147-010-1.
40. Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении: пособие / К.Д. Ушинский. - Санкт-Петербург : тип. М. Меркушева, 1905. - 23 с.
41. Ушинский К. Д. Избранные труды. В 4 книгах. Книга 2. Русская школа / К.Д. Ушинский. - М. : Дрофа, 2005. - 363 с. - ISBN: 978-5-7107-9559-0.
42. Шадриков В.Д. Познавательные процессы и способности в обучении: учебное пособие / В.Д. Шадриков. - М.: Просвещение, 2002. - 304 с. -ISBN: 5-09-003061-8.
43. Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе: учебное пособие / С.Ф. Шатилов. - М.: Просвещение, 1996. - 200 с.
44. Шамов А. Н. Когнитивная парадигма в обучении лексической стороне иноязычной речи: учебник / А.Н. Шамов. - М.: ФЛИНТА, 2016. - 241 с. - ISBN: 978-5-9765-2879-6.
45. Шамов А.Н. Методика обучения иностранными языками: практикум / А.Н. Шамов. - Ростов н/Д: Феникс, 2017. - 296 с.- ISBN: 978¬5-9765-4145-0.
46. Щерба Л.В. К вопросу о двуязычии // Языковая система и речевая деятельность. - Л.: Наука, 1974. - С. 313-318.
47. Яковлев, Е.В. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов: учебное пособие для студентов вузов / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева. - Челябинск.: Изд-во РБИУ, 2010. - 317 с.- ISBN: 978-5-91394-039-1.
48. Яковлев Е. В. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения: пособие / Е. В. Яковлев, Н. О. Яковлева. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 239 с. - ISBN: 5-691-01523-0.
49. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 ) [Электронный ресурс] URL: ййр://минобрнауки.рф/документы/2365 .
50. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Росийской Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. - (Стандарты второго поколения).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ