Формирование лексико-грамматических навыков обучающихся в процессе применения дидактических игр
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ
ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИКО -
ГРАММАТИЧЕСКИХ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА 7
1.1 Специфика иностранного языка как учебного предмета 7
1.2 Особенности формирование лексико-грамматических навыков в
процессе обучения иностранному языку 12
1.3 Роль дидактических игр в процессе формирования лексико-грамматических навыков 23
Выводы по 1 главе 34
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРИМЕНЕНИЮ КОМПЛЕКСА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА 36
2.1 Цель и задачи опытно-экспериментальной работы 36
2.2 Опытно-экспериментальная апробация комплекса дидактических игр для формирования лексико-грамматических навыков на уроках
иностранного языка 44
Выводы по 2 главе 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ
ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИКО -
ГРАММАТИЧЕСКИХ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА 7
1.1 Специфика иностранного языка как учебного предмета 7
1.2 Особенности формирование лексико-грамматических навыков в
процессе обучения иностранному языку 12
1.3 Роль дидактических игр в процессе формирования лексико-грамматических навыков 23
Выводы по 1 главе 34
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРИМЕНЕНИЮ КОМПЛЕКСА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА 36
2.1 Цель и задачи опытно-экспериментальной работы 36
2.2 Опытно-экспериментальная апробация комплекса дидактических игр для формирования лексико-грамматических навыков на уроках
иностранного языка 44
Выводы по 2 главе 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Современный мир характеризуется высокой изменчивостью. На данный момент происходят стремительные изменения во всех сферах жизни человека, в том числе и в сфере образования. С каждым годом в методике преподавания иностранных языков появляются новые методы и приемы, соответствующие современным требованиям. На данный момент происходит отказ от традиционных методик в пользу передовых методов и приемов обучения иностранному языку, которые позволяют организовывать учебную деятельность гораздо эффективнее.
Основываясь на Федеральном государственном образовательном стандарте (далее ФГОС) основного общего образования предмет «иностранный язык» должен формировать у обучающихся языковую компетенцию, необходимую для успешной самореализации и социализации, как средство межкультурного общения в современном мультикультурном мире [49].
В требованиях к кадрам по ФГОСу поясняется, что учитель иностранного языка должен уметь и быть готов применять современные методы и технологии для формирования и реализации образовательного процесса, а также использовать личностные, творческие способности для организации и проведения учебной деятельности [50].
Эффективность обучения иностранному языку в современном мире обуславливается овладением лексико-грамматическими навыками, поскольку данная группа навыков составляют основу успешной языковой коммуникации. Наша научно - исследовательская работа посвящена развитию лексико-грамматических навыков посредством применения дидактических игр на уроках иностранного языка, так как именно лексико-грамматические навыки являются основой успешного формирования языковой компетенции. Каждый учитель непременно сталкивается с вопросом, какие методы и приемы являются наиболее эффективными. Наряду с управлением процессом обучения и воспитания, одной из главных задач учителя является развитие обучающихся. Для решения этой проблемы сегодня учителю предоставляется свобода выбора форм, методов, приемов и средств обучения, способствующих стимуляции познавательной деятельности обучающихся.
Анализ проведенных в последние годы исследований по выявлению эффективных путей развития лексико-грамматических навыков у обучающихся показывает, что дидактическая игра является одним из наиболее продуктивных методов, который способствует повышению мотивации к изучению иностранного языка и более эффективному формированию лексико-грамматических навыков.
Таким образом, актуальность нашего исследования заключается в возрастающей популярности дидактической игры при формировании лексико-грамматических навыков на уроках иностранного языка.
Мы полагаем, что обучение лексико-грамматическим навыкам в общеобразовательной школе нуждается в использовании на уроках дидактической игры, как фактора повышающего мотивацию и интерес к иностранному языку и культуре изучаемого предмета, что, вследствие, приводит к более успешному формированию лексико-грамматических навыков на уроках иностранного языка.
Исходя из вышесказанного, данная научно-исследовательская работа посвящена рассмотрению дидактической игры, как эффективного метода формирования лексико-грамматических навыков на уроках иностранного языка.
Объект исследования — процесс обучения иностранному языку
Предмет исследования — формирование лексико-грамматических навыков в процессе применения дидактических игр на уроках иностранного языка.
Цель нашего исследования — разработка и апробация комплекса дидактических игр для формирования лексико-грамматических навыков.
Нами была выдвинута следующая гипотеза: Если при формировании лексико-грамматических навыков обучающихся применяются дидактические игры, то уровень сформированности данных навыков повышается.
Для достижения цели, были выдвинуты следующие задачи:
1) изучение специфики иностранного языка как учебного предмета;
2) изучение механизма формирования лексико-грамматических навыков иностранного языка;
3) рассмотрение особенностей и преимуществ дидактической игры;
4) разработка и апробация комплекса дидактических игр для формирования лексико-грамматических навыков на уроках иностранного языка.
В данной работе использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ литературы, обобщение синтез и сравнение) и практические (наблюдение за учебным процессом, беседа, анализ школьной документации и учебных пособий, обобщение педагогического опыта).
Теоретико — методологическую базу нашего исследования составляют работы таких педагогов, методистов, психологов, как Бим И.Л., Зимняя И.А., Шатилов С.Ф., Миньяр-Белоручев Р.К.,Гальскова Н.Д., Пассов Е. И., Щерба Л.В., которые освещают вопрос формирования лексико-грамматических навыков, а также работы К.Д. Ушинского и Роговой Г. В, которые занимались проблемой интеграции дидактических игр в учебный процесс.
Практическая значимость научно-исследовательской работы
заключается в разработке комплекса дидактических игр при формировании
лексико-грамматических навыков на уроках иностранного языка, который может использоваться педагогами при организации и проведении учебной деятельности в средней школе. Разработанная нами система упражнений прошла апробацию в шестых классах в МАОУ «Гимназия №96» г. Челябинск в 2019 году.
В структурном плане работа состоит из введения, двух глав с выводами в конце каждой, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Основываясь на Федеральном государственном образовательном стандарте (далее ФГОС) основного общего образования предмет «иностранный язык» должен формировать у обучающихся языковую компетенцию, необходимую для успешной самореализации и социализации, как средство межкультурного общения в современном мультикультурном мире [49].
В требованиях к кадрам по ФГОСу поясняется, что учитель иностранного языка должен уметь и быть готов применять современные методы и технологии для формирования и реализации образовательного процесса, а также использовать личностные, творческие способности для организации и проведения учебной деятельности [50].
Эффективность обучения иностранному языку в современном мире обуславливается овладением лексико-грамматическими навыками, поскольку данная группа навыков составляют основу успешной языковой коммуникации. Наша научно - исследовательская работа посвящена развитию лексико-грамматических навыков посредством применения дидактических игр на уроках иностранного языка, так как именно лексико-грамматические навыки являются основой успешного формирования языковой компетенции. Каждый учитель непременно сталкивается с вопросом, какие методы и приемы являются наиболее эффективными. Наряду с управлением процессом обучения и воспитания, одной из главных задач учителя является развитие обучающихся. Для решения этой проблемы сегодня учителю предоставляется свобода выбора форм, методов, приемов и средств обучения, способствующих стимуляции познавательной деятельности обучающихся.
Анализ проведенных в последние годы исследований по выявлению эффективных путей развития лексико-грамматических навыков у обучающихся показывает, что дидактическая игра является одним из наиболее продуктивных методов, который способствует повышению мотивации к изучению иностранного языка и более эффективному формированию лексико-грамматических навыков.
Таким образом, актуальность нашего исследования заключается в возрастающей популярности дидактической игры при формировании лексико-грамматических навыков на уроках иностранного языка.
Мы полагаем, что обучение лексико-грамматическим навыкам в общеобразовательной школе нуждается в использовании на уроках дидактической игры, как фактора повышающего мотивацию и интерес к иностранному языку и культуре изучаемого предмета, что, вследствие, приводит к более успешному формированию лексико-грамматических навыков на уроках иностранного языка.
Исходя из вышесказанного, данная научно-исследовательская работа посвящена рассмотрению дидактической игры, как эффективного метода формирования лексико-грамматических навыков на уроках иностранного языка.
Объект исследования — процесс обучения иностранному языку
Предмет исследования — формирование лексико-грамматических навыков в процессе применения дидактических игр на уроках иностранного языка.
Цель нашего исследования — разработка и апробация комплекса дидактических игр для формирования лексико-грамматических навыков.
Нами была выдвинута следующая гипотеза: Если при формировании лексико-грамматических навыков обучающихся применяются дидактические игры, то уровень сформированности данных навыков повышается.
Для достижения цели, были выдвинуты следующие задачи:
1) изучение специфики иностранного языка как учебного предмета;
2) изучение механизма формирования лексико-грамматических навыков иностранного языка;
3) рассмотрение особенностей и преимуществ дидактической игры;
4) разработка и апробация комплекса дидактических игр для формирования лексико-грамматических навыков на уроках иностранного языка.
В данной работе использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ литературы, обобщение синтез и сравнение) и практические (наблюдение за учебным процессом, беседа, анализ школьной документации и учебных пособий, обобщение педагогического опыта).
Теоретико — методологическую базу нашего исследования составляют работы таких педагогов, методистов, психологов, как Бим И.Л., Зимняя И.А., Шатилов С.Ф., Миньяр-Белоручев Р.К.,Гальскова Н.Д., Пассов Е. И., Щерба Л.В., которые освещают вопрос формирования лексико-грамматических навыков, а также работы К.Д. Ушинского и Роговой Г. В, которые занимались проблемой интеграции дидактических игр в учебный процесс.
Практическая значимость научно-исследовательской работы
заключается в разработке комплекса дидактических игр при формировании
лексико-грамматических навыков на уроках иностранного языка, который может использоваться педагогами при организации и проведении учебной деятельности в средней школе. Разработанная нами система упражнений прошла апробацию в шестых классах в МАОУ «Гимназия №96» г. Челябинск в 2019 году.
В структурном плане работа состоит из введения, двух глав с выводами в конце каждой, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Иностранный язык, на сегодняшний день, один из важнейших учебных предметов в школьном образовании. В современном мире, все большую актуальность приобретают иностранные языки, поскольку возможностей для языковой коммуникации стало значительно больше. Иностранный язык развивает не только когнитивные способности обучающегося, но побуждает интерес к изучению другой культуры. В процессе поиска эффективного метода преподавания, современные педагоги все чаще используют дидактические игры для успешной организации учебного процесса.
В методике преподавания иностранным языкам дидактические игры занимают важную роль и используются на различных этапах формирования того или иного навыка. Мы апробировали комплекс дидактических игр для более эффективного формирования лексико-грамматических навыков на уроке иностранного языка, и сделали вывод, что дидактические игры являются важным методом обучения в процессе формирования лексико-грамматических навыков, поскольку они не только способствует быстрому и эффективному усвоению материала, но также повышают мотивацию к изучению иностранного языка, что является важным фактором при изучении иностранных языков.
По нашему мнению при формировании лексико-грамматических навыков на уроках иностранного языка, использование дидактической игры, можно охарактеризовать, как метод обучения, во время которого создается ситуация для многократного повторения речевого материала. Эта особенность существенно влияет на эффективность формирования лексико-грамматических навыков.
Также мы описали опытно-экспериментальное исследование, в ходе которого мы провели апробацию комплекса дидактических игр на разных
этапах формирования лексико-грамматических навыков. Исследование состояло из трех этапов: констатирующего, формирующего и
контрольного.
В начале нашего эксперимента мы выявили уровень сформированности лексико-грамматических навыков в экспериментальной и контрольной группах, посредством проведения предэкспериментального среза. По результатам среза, мы выявили, что уровень сформированности лексико-грамматических навыков у обучающихся - средний. В конце эксперимента нами был проведен сравнительный анализ результатов постэкспериментального среза в экспериментальной и контрольной группе. Данные показали, что экспериментальная группа справилась с заданием лучше, чем контрольная, то есть уровень сформированности лексико-грамматических навыков повысился, стоит отметить, что результаты предэкспериментального среза в обеих группах были одинаковы.
Мы изучили и опытно-экспериментальным путем доказали эффективность применения дидактических игр в процессе формирования лексико-грамматических навыков на уроках иностранного языка. Таким образом цель нашего исследования достигнута, все поставленные задачи выполнены, гипотеза подтвердилась.
В методике преподавания иностранным языкам дидактические игры занимают важную роль и используются на различных этапах формирования того или иного навыка. Мы апробировали комплекс дидактических игр для более эффективного формирования лексико-грамматических навыков на уроке иностранного языка, и сделали вывод, что дидактические игры являются важным методом обучения в процессе формирования лексико-грамматических навыков, поскольку они не только способствует быстрому и эффективному усвоению материала, но также повышают мотивацию к изучению иностранного языка, что является важным фактором при изучении иностранных языков.
По нашему мнению при формировании лексико-грамматических навыков на уроках иностранного языка, использование дидактической игры, можно охарактеризовать, как метод обучения, во время которого создается ситуация для многократного повторения речевого материала. Эта особенность существенно влияет на эффективность формирования лексико-грамматических навыков.
Также мы описали опытно-экспериментальное исследование, в ходе которого мы провели апробацию комплекса дидактических игр на разных
этапах формирования лексико-грамматических навыков. Исследование состояло из трех этапов: констатирующего, формирующего и
контрольного.
В начале нашего эксперимента мы выявили уровень сформированности лексико-грамматических навыков в экспериментальной и контрольной группах, посредством проведения предэкспериментального среза. По результатам среза, мы выявили, что уровень сформированности лексико-грамматических навыков у обучающихся - средний. В конце эксперимента нами был проведен сравнительный анализ результатов постэкспериментального среза в экспериментальной и контрольной группе. Данные показали, что экспериментальная группа справилась с заданием лучше, чем контрольная, то есть уровень сформированности лексико-грамматических навыков повысился, стоит отметить, что результаты предэкспериментального среза в обеих группах были одинаковы.
Мы изучили и опытно-экспериментальным путем доказали эффективность применения дидактических игр в процессе формирования лексико-грамматических навыков на уроках иностранного языка. Таким образом цель нашего исследования достигнута, все поставленные задачи выполнены, гипотеза подтвердилась.
Подобные работы
- ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ПОЛНОГО ФИЗИЧЕСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКЕ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2023 - Формирование лексико-грамматических навыков обучающихся на
основе онлайн-игр и интерактивных заданий на уроке английского
языка в 5 классе
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - Формирование лексико-грамматических навыков у обучающихся начальной школы на уроках английского языка средствами образовательных интернет-платформ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2024 - Формирование лексико-грамматических навыков в процессе игровой деятельности на уроках английского языка в начальной школе
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - ИНТЕГРИРОВАНИЕ АУТЕНТИЧНОГО ПЕСЕННОГО
МАТЕРИАЛА В ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ ЛЕКСИКО-
ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ В 9 КЛАССЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021 - ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2020 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 6 КЛАССА НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПРИ ОБУЧЕНИИ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ РЕЧИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2024



