ВВЕДЕНИЕ 3
1. Психолого-педагогические особенности формирования наблюдательности у учащихся младших классов в процессе реализации внеурочной деятельности 8
1.1 Организация наблюдений с учащимися младших классов в процессе
внеурочной деятельности 8
1.2 Формирование наблюдательности у учащихся младших классов в
процессе проведения внеурочной деятельности 20
Выводы по 1 главе 25
2. Организация экспериментальной работы по формированию
наблюдательности у учащихся начальной школы на основе применения фенологических наблюдений во внеурочной деятельности 26
2.1 Анализ уровня сформированности наблюдательности у младших школьников Констатирующий эксперимент 27
2.2 Реализация программы кружка «Росток» 33
2.3 Анализ эффективности программы по формированию уровня
наблюдательности 47
Выводы по 2 главе 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность проблемы и темы исследования обусловлена тем, что современные школьные стандарты нового поколения ориентируют не только на получение предметных образовательных программ, а также на формирование и формирование личности, которая сможет успешно адаптироваться к социуму и окружающей его действительности. Одним из первостепенных качеств развитой личности, является наблюдательность.
Наблюдение - это не только "зарисовка" явления или объекта, но комплексный процесс анализа, сравнения и обобщения. Другими словами, это сложный мыслительный процесс, который включает восприятие. Можно сказать, что наблюдение тесно связано с человеческой умственной деятельностью и зависит от особенностей сознания человека. Также для наблюдательности человеку нужна способность наблюдать и видеть настоящее. Результатом этого наблюдения напрямую связана, с деятельностью и зависит от особенностей разума человека.
В Федеральном компоненте Государственного образовательного стандарта начального общего образования озвучена идея реализации личностно- ориентированной, развивающаяся модель начальной школы, содержание образования, в котором будет сосредоточена на обеспечение саморазвитие и самоопределение личности, приобретение детьми опыта различных видов деятельности. Включение младших школьников в активную учебную и внеурочную деятельность, так же деятельность наблюдения, требует определенных педагогических условий, как от образовательного учреждения, так и от педагога.
Длительные занятия, связанные с деятельностью наблюдения, приводят к формированию наблюдательности, которая необходима ему как база для формирования логического мышления, умения ориентироваться в разнообразных ситуативных моментах, иметь достаточный обширный кругозор и непосредственно влияет на будущую профессиональную ориентацию.
Основы развития наблюдательности у младших школьников рассматривалась в исследованиях А.П. Аристовой, Ю.К. Бабанского, А.К. 5 Марковой, Н.П. Морозовой, М.М. Поташник, И.Ф. Харламова, Т.Н. Шамовой, Г.И. Щукиной и др.
Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования позволяет формулировать новые теоретико-методические позиции в решении проблемы развития наблюдательности у младших школьников. Установлено, что основное внимание педагогов уделяется компонентам системы формирования учебных компетенций, вне поля зрения остаются психологические элементы процесса развития личности. Многолетняя массовая практика школ и педагогические исследования позволили установить, что значительным потенциалом, эффективным средством комплексного воздействия в развитии наблюдательности у младших школьников обладает внеурочная деятельность, которую можно организовать в виде экскурсии, прогулки, путешествия, знакомства с природными явлениями и объектами окружающего мира и т.п.
Возможности внеурочной деятельности в формировании наблюдательности изучены А.Д. Даринским, И.Б. Дуденко, П.В. Ивановым, З.А. Клепининой, А.А. Плешаковым, Н.Л. Панченко, В.М. Пакуловой, И.Т. Суравегиной и др.
Внеурочная деятельность развивает эмоциональную отзывчивость, закладывает основы нравственного облика подрастающего человека. Это трудоемкая и сложная форма обучения. Внеурочные мероприятия способствуют развитию познавательного интереса у детей к окружающему миру, формирование эстетического отношения к различным явлениям и объектам.
Степень разработанности темы исследования. Теоретико-методологические основы формирования наблюдательности у младших школьников заложены в работах И.Я. Лернера, Т.С. Назаровой, В.П. Симонова, Т.И. Шамовой, A.C. Шарова и др.). При характеристике детей младшего школьного возраста мы опирались на труды классиков психологической науки: Л.И. Божович, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Ю.А. Самарина и т.д. Процесс формирования наблюдательности характеризуется необходимостью развития когнитивного, мотивационно-ценностного и практически-деятельностного компонентов с учетом современных тенденций модернизации образования (Л.В. Моисеева, Ю.Г. Никитина, О.Н. Пономарева и др.).
Однако следует отметить, что во внеурочных мероприятиях в начальной школе исследовательская проблема плохо изучена. Есть противоречия:
- среди объективно растущих требований обществом, развивать все умственные качества личности, в том числе и к наблюдательности у младших школьников и их недостаточный уровень сформированности в процессе внеурочных мероприятий;
- декларированием возможностей внеурочной деятельности в формировании наблюдательности и недостаточной разработанностью ее потенциала в современной образовательной практике в связи с введением федерального государственного образовательного стандарта.
Необходимость решения этих противоречий определяет проблема исследования, связанная с недостаточным методологическим обоснование и практическое обеспечение процесса создания наблюдение у младших школьников в процессе внеурочной деятельности.
Тема работы: «Формирование наблюдательности у младших школьников в процессе внеурочной деятельности».
Цель исследования - на основе теоретического анализа и экспериментального исследования раскрыть особенности методики формирования наблюдательности у младших школьников в процессе внеурочной деятельности в контексте нового стандарта образования.
Объект исследования - процесс формирования наблюдательности у младших школьников.
Предмет исследования - формирование наблюдательности у младших школьников в процессе внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: формирование наблюдательности у младших школьников в процессе внеурочной деятельности будет осуществляться более продуктивно, если:
- опыт внедрения современных технологий организации были изучены во внеурочных мероприятиях;
- в процессе формирования наблюдательности у младших школьников помните возрастные и психологические особенности ;
- во время внеурочных занятий продуктивно использовать методы с проблемами обучения, непосредственного наблюдения, семантическое запоминание, логическое упражнение;
Для реализации намеченной цели и проверки гипотез определяются задачи исследования;
1. Изучить организацию наблюдений с учащимися младших классов в процессе внеурочной деятельности
2. Рассмотреть особенности формирование наблюдательности у учащихся младших классов в процессе проведения внеурочной деятельности
3. Разработать программу кружка «Росток» с целью формирования наблюдательности у младших школьников
4. Проанализировать результаты педагогического эксперимента
Методы исследования: анализ теоретических источников в области методики преподавания начального естествознания; сравнительно-исторический анализ состояния проблемы. Методы исследования реального педагогического процесса: изучение и обобщение педагогического опыта по исследуемой проблеме, наблюдения за деятельностью учителей и учащихся, социологические методы (опрос, анкетирование, наблюдение, беседы, тестирование), педагогический эксперимент.
Теоретико-методологическую основу работы составили: современные теории личности и деятельности (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, А.Н. Леонтьев, O.K. Тихомиров и др.); концепция антропологического подхода к ребенку (К.А. Абульханова-Славская, Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков и др.); положения системного подхода и его применение к изучению педагогических явлений и технологий в аспекте развития наблюдательности школьников (В.П. Беспалько, И.Я. Лернер, Т.С. Назарова, Т.И. Шамова, A.C. Шаров и др.); концепции развивающего начального образования и теории учебной деятельности (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, И.С. Якиманская и др.).
Практическое значение этого исследования заключается в направленности ее результатов по улучшению внеурочной деятельности младших учащихся и варианты использования материалов и результатов работы учителя-практикующие в организации учебного процесса.
Опытно-экспериментальная база исследования МАОУ «Образовательный центр № 4 г. Челябинска».
Результаты и общие положения работы обсуждались на заседании методического объединения учителей начальных классов школы.
Структура и объем исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Самые наблюдательные люди - это дети, говорил Василий Макарович Шукшин, нельзя не согласиться с этим утверждением, ведь маленькие дети познают мир с открытым сердцем, а младший школьник уже в роли ученика, каждый день открывает что-то новое, учится видеть закономерности, ведь наблюдательность, как качество личности, необходимо каждому человеку на протяжении всей жизни, как помощник, чтобы преуспеть абсолютно в любой сфере деятельности.
Задача педагога найти, проанализировать и подобрать такие педагогические условия, чтобы ребенок успешно развивал наблюдательность. Безусловно, наблюдательность можно развивать на любом уроке, но внеурочная деятельность, имеет огромный потенциал и дает возможность для проявления творческого потенциала, как педагога, так и обучающегося.
Актуальность проблемы нашего исследования обусловлена тем, что современные школьные стандарты нового поколения ориентируют не только на получение предметных образовательных программ, а так же на развитие и формирование личности, которая сможет успешно адаптироваться к социуму и окружающей его действительности. Одним из первостепенных качеств развитой личности, является наблюдательность.
Наблюдательность-это свойство личности, способность наблюдать характерные, но ненавязчивые черты объектов, явлений, людей
Наблюдения являются наиболее важным источником знаний об окружающем мире.
Наблюдения дают основу, материал, базу на которых в следствии строится мыслительная операция. Именно поэтому наблюдения выступают важнейшим средством в развитии мышления школьника.
Целью настоящего исследования является - раскрыть особенности методики формирования наблюдательности у младших школьников в процессе внеурочной деятельности в контексте нового стандарта образования.
Для достижения данной цели были определены следующие задачи:
Для реализации намеченной цели и проверки гипотезы определены задачи исследования:
1. Изучить организацию наблюдений с учащимися младших классов в процессе внеурочной деятельности
2. Рассмотреть особенности формирование наблюдательности у учащихся младших классов в процессе проведения внеурочной деятельности
3. Разработать программу кружка «Росток» с целью формирования наблюдательности у младших школьников
4. Проанализировать результаты педагогического эксперимента
При решении задачи, осуществления поиска и теоретического анализа психолого-педагогической литературы по проблеме развития наблюдательности младших школьников, нами были сделаны следующие выводы о том, что на учителя начальной школы возлагается огромная ответственность в развитии не только личностных ориентаций младшего школьника, но и развитие его когнитивной деятельности. Если у ребенка хорошо развиты когнитивные процессы, то развивать такое качество, как наблюдательность, а дальше его универсальные учебные действия, не будет представлять большого труда.
Имея представления и элементарные знания основных свойств восприятия, ощущения, памяти, а также механизмы их работы, учитель может предвосхитить результат учебной деятельности младшего школьника.
При решении задачи конкретизации понятия «наблюдательность», выявления критериев, показателей и уровня характеристики наблюдательности младших школьников, изученная нами научная литература позволила конкретизировать сущность понятия «наблюдательность». Наблюдательность рассматривалась нами, как способность личности ребенка подмечать характерные, но едва заметные особенности предметов и явлений, конкретизировано содержание работы по ее формированию у детей младшего школьного возраста, выделены показатели и уровни ее развития, был проведен анализ внеурочной деятельности, как средства развития наблюдательности, а так же поиск и анализ авторских методик, которые легли в основу диагностического материала.
Задача, направленная на анализ и опытно-поисковую работу проверки эффективность комплекса методических рекомендаций по развитию наблюдательности младшего школьника в процессе непосредственного взаимодействия с природой, была в полной мере реализована в нашей практической деятельности на протяжении полугода, в момент прохождения стажерской и преддипломной практики.
Положительный результат проведенного нами исследования являются прямым основанием для заключения о том, что точное следование и выполнении полного объема методических предписаний и рекомендаций дают возможность педагогу достичь поставленной цели по развитию наблюдательности, а результаты, повторной диагностики, дают нам право говорить о том, что уровень наблюдательности младших школьников значительно повысился.
Таким образом, результаты проведенного нами исследования позволяют сделать вывод о том, что, разработанная программа внеурочной деятельности являются эффективными, а полученные результаты и выводы практического исследования, могут быть использованы в практике образовательного учреждения. Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в более подробной разработке программы внеурочной деятельности в начальной школе по развитию наблюдательности младшего школьника в непосредственном взаимодействии с природой, а именно через проведение занятий внеурочной деятельности посредствам организации фенологических наблюдений.
1. Алексеев, С. В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников [Текст]/ С. В. Алексеев // Начальная школа. - 2010. - №1 - С.85-87.
2. Бабенко, Л. С. Конспект урока природоведения во II классе [Текст] /Л. С. Бабенко // Начальная школа. - 2011. - № 4. - С.105-109.
3. Бакулин, В. М. Экскурсии как способ активизации учебно-познавательной деятельности детей [Текст] /В. М. Бакулин // Начальная школа Плюс Минус. - 2011. - № 5. - С.12-17.
4. Берулава, М. Н. Основные направления гуманизации образования [Текст] / М. Н. Берулова // Гуманизация образования. - 2001. - № 1. - С. 15¬34.
5. Богданец, Т. Л. Концепция вида в начальном естествознании [Текст]: / Т. Л. Богданец // Начальная школа. - 2010. - № 10. - С.58-62.
6. Бурова, Л. И. Формирование у младших школьников первоначальной системы знаний о природе [Текст] - / Л. И. Бурова. - М.: ГИТИС, 2009. - 25 с.
7. Волкова, С. В. Дидактические условия реализации учащимися личностных смыслов в процессе обучения [Текст] - / С. В. Волкова - Петрозаводск, 2002 . - 32 с.
8. Воробье, А. Н. Наблюдение как средство формирования у младших школьников представлений о сезонных изменениях в природе [Электронный ресурс] //Начальное образование. - 2011. - №3. - С. 50-79. - URL https://studfiles.net/preview/6175473/(дата обращения: 14.03.2018).
9. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский - М.: - Просвещение, 2004. - 156 с.
10. Гаврина, С. Е., Сто кроссвордов о растениях и животных [Текст] методическая разработка в помощь классному руководителю / С. Е. Гаврина, Д. В. Васильева. - Ярославль: Академия развития, 2007. - 29 с.
11. Глебова, М. В. Система дидактических условий развития продуктивного мышления обучающихся [Текст] / М. В. Глебова // Молодой ученый. - 2011. - №11. Т.2. - С. 158-160.
12. Дерим-Оглу Е. Н. Пробуждение природы. Материал для проведения экскурсий с целью наблюдения за ранневесенними явлениями [Текст] / Е. Н. Дерим-Оглу, Н. А. Фролова // Начальная школа. - 2012. - № 1. - С.42-44.
13. Егорина, В. С. Формирование логического мышления младших
школьников в процессе обучения [Текст]: автореф. дис. ...-д-ра
психолог.наук: 10.00.01 / В. С. Егорина; Ак. п. н. - Брянск, 2011 - 17 с.
14. Захлебный, А. М. Экологическое образование школьников во внеурочной работе [Текст]: учеб. пособие для студентов педвузов / А. М. Захлебный, И. Т. Суравегина. - М., 1994. -78 с.
15. Зверев, И. Д. Организация экологического образования в школе [Текст] / И. Д. Зверев. - М.: Педагогика, 2000. - 342 с.
16. Зубков, Т. И. Формирование познавательной активности обучающихся начальных классов [Текст] / Т. И. Зубков. - Екатеринбург, 2003. - 190 с.
17. Исаева, Е. В. Роль наблюдений за животными и растениями при изучении родной природы младшими школьниками [Текст] : / Е. В. Исаева // Начальная школа. - 2011. - №1. - С. 38-41.
18. Исаева, Н. Н. Научить понимать и любить природу [Текст]: / Н. Н. Исаева // Начальная школа плюс и минус. - 2000. - №8. - С. 27-54.
19. Каплунович, И. Я. Изучение личности обучающихся и ученических коллективов [Текст] / И. Я. Каплунович. - М.:Просвещение, 2005. - 432 с.
20. Квасцова, Л. С. О некоторых аспектах экологического образования школьников [Текст]: / Л. С. Квасцова, Н. А. Фролова // Биология в школе - 1998. - №3. - С. 14-21.
21. Клепинина, З.А., Природоведение. Учебник для трехлет. нач. шк. [Текст]/ З. А. Клепинина, Л. Ф. Мельчаков - М. :- Просвещение, 1999. -121 с.
22. Климцова, Т. А. Экология в начальной школе [Текст] : / Т. А. Климцова // Начальная школа. - 2000 - №6 - С 57-80.
23. Колесникова, Г. И. Экологические экскурсии с младшими школьниками [Текст] / Г. И. Колесникова // Начальная школа. - 2010. - №6. - С. 50-51.
24. Колесникова, Г. И. Экологические экскурсии с младшими школьниками [Текст] / Г. И. Колесникова // Начальная школа. - 1998. - №6. - С. 49-72.
25. Кузнецов, В. Н. Программы: Экология [Текст] : / В. Н. Кузнецов. - М.: Просвещение, 2006. - 176 с.
26. Левитман, М. Х. Экология - предмет: интересно или нет? [Текст] : / М. Х. Левитман - СПб.: СОЮЗ, 2006. - 282 с.
27. Ложакова, Е. А. Педагогические условия и принципы обеспечения эффективности наблюдения в природе [Текст] : / Е. А. Ложакова // Вестник РУДН. - 2011. - № 3. - С. 3-6.
28. Мойснер, Г. П. Все начиналось с экологической тропы [Текст] : // Начальная школа. - 2005. - №3. - С.33-39.
29. Немов, Р. С. Психология [Текст] : / Р. С. Немов. - М.: ВЛАДОС, 2013. - 23-56 с.
30. Окружающий мир.2 класс.: Поурочные плены по учебнику [Текст]: / А. А. Вахрушева Авт.-сост. Н. В. Кийко, Н. А. Порунова. - Волгоград: Учитель, 2011. - 215 с.
31. Павленко, Е. С. Экологическое образование и воспитание младших школьников [Текст]: / Е.С. Павленко // Начальная школа. - 2005. - №5. - С.17-29.
32. Пакулова, В. М. Методика преподавания природоведения [Текст]: / В. М. Пакулова - М.: Просвещение, 2005. - 338 с.
33. Пахомов, А. П. Методические рекомендации по формированию у детей мотивации к овладению экологическими знаниями [Текст] : / А. П. Пахомов // Начальная школа. - 2005. - №6. - С. 66-87.
34. Пидкасистый, П. И. Технология игр в обучении и развитии [Текст]: / П. И. Пидкастый. - М.: Педагогика, 2004. - 387 с.
35. Плешаков, А. А. Природоведение в третьем классе [Текст] : Методические рекомендации к учебнику / А. А. Плешаков.- М.: Просвещение, 2006 - 277 с.
36. Плешаков, А. А. Природоведение: учебник для 2-го(3) класса [Текст]: / А. А. Плешаков - М.: Просвещение, 2005 - 289 с.
37. Плешаков, А. А. Экология для младших школьников [Текст] : / А. А. Плешаков - М.: Просвещение, 2005 - 227 с.
38. Поляк, Н. Ф. Осенняя экскурсия [Текст] : / Н. Ф. Поляк // Начальная школа. - 2013. - № 2. - С.103-104.
39. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). - М., 2010.
40. Сапогова, Е. Е. Психология развития человека / Е. Е. Сапогова. - М.: Аспект пресс, 2001. - 460 с.
41. Саяпина, Н. Г. Ознакомление младших школьников с родным краем [Текст] : / Н. Г. Саяпина // Начальная школа. - 2011. - № 2. - С.74-77.
42. Селиванова, Н.Л. Школьный класс / Н.Л. Селиванова. - М., 1988. - 244 с.
43. Сидорова, У. Н. Наблюдательность, как фактор развития важных
психических функций обучающихся [Электронный ресурс] // Педагогика. 2016. URL: https://dlyapedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=3132(дата
обращения: 05.01.2019).
44. Симонова, Л. П. О перспективах развития экологического образования в начальной школе [Текст] : /Л. П. Симонова // Начальная школа -2006. - №6. - С. 10-33.
45. Сорокоумова, Е. А. Работа с учебным текстом экологического содержания [Текст] : / Е. А. Сорокоумова // Начальная школа - 2006. - №6. - С.15-29.
46. Суравегина, И. Т. Школьная экология: задачи и функции [Текст] : /И. Т. Суравегина // Биология в школе. - 2007. - №3. - С.23-32.
47. Суравегина, И. Т., Как учить экологии [Текст] : / И. Т.
Суравегина., В. М. Сенкевич - М.: Просвещение, 2008. - 123 с.
48. Сухамлинский, В. А. 100 советов учителю [Текст] : / В. А. Сухамлинский. - Киев,2004 - 202 с.
49. Титова, В. В. Пути развития наблюдательности обучающихся при изучении окружающего мира [Текст] : / В. В. Титова // Начальная школа. - 2009. - №1. - С.65-68.
50. Флегентова, Л. А. Природа и мы [Текст] : / Л. А. Флагентова // Начальная школа. - 2011. - № 7. - С.62.
51. Харина, В. А. Урок-экскурсия в III классе [Текст] : /В. А. Харина // Начальная школа Плюс Минус. - 2004. - № 12. - С.62-63.
52. Хушбахтов, А. Х. Терминология «педагогические условия» [Электронный ресурс] // Молодой ученый. - 2015. - №23. - С. 102-153. - URL https://moluch.ru/archive/103/23955/(дата обращения: 04.04.2018).
53. Якобсон, П. М. Эмоциональная жизнь школьника // Якобсон П. М. Психология мотивации [Текст] : / П. М. Якобсон. - М. - Воронеж, 1998. - С. 92-115, С. 117-118, С. 99-100.