Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование управления процессом формирования адекватной самооценки у студентов 7
1.1 Изучение самооценки в психолого-педагогической литературе 7
1.2 Особенности формирования самооценки в период студенчества 16
1.3 Модель управления процессом формирования адекватной самооценки у
студентов средствами танцевально-двигательной терапии 25
Глава 2. Организация и проведение исследования уровня самооценки у студентов 36
2.1 Этапы, методы и методики исследования 36
2.2 Характеристика выборки и результатов констатирующего
эксперимента 45
Глава 3. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования управления процессом формирования адекватной самооценки у студентов средствами танцевально-двигательной терапии 51
3.1 Программа управления процессом формирования адекватной самооценки у студентов средствами танцевально-двигательной терапии.. 51
3.2 Анализ результатов формирующего эксперимента 72
3.3 Технологическая карта внедрения результатов исследования в
практику 81
Заключение 91
Библиографический список 96
Приложения
Самооценка - одна из важных составляющих личности. Самооценка, т.е. оценка личностью себя, своих качеств, умений, способностей, является одним из важнейших факторов для гармоничного развития личности, успешности обучения и дальнейшего профессионального развития, что очень важно для студентов. Также самооценка влияет на то, как мы общаемся с другими людьми, на наше поведение и уровень притязаний. Поэтому важно иметь адекватную самооценку. Особенно это значимо для людей творческих профессий, поскольку они наиболее подвержены оценкам окружающих, критике других людей. Для того чтобы добиться успеха в творчестве, самореализации в профессии и социуме лучше, чтобы самооценка была стабильной и адекватной. Как правило, люди с заниженной самооценкой часто склонны недооценивать себя, свои способности и возможности, что может сказаться на их личностном и профессиональном становлении.
Исследованием феномена самооценки занимались как отечественные, так и зарубежные учёные: Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, П. Р. Чамата, Р. Бёрнс, У. Джеймс, Ф. Зимбардо, В. Квинн, Р. Мейли, Т. Шибутани, и др.
Несмотря на то что этот феномен исследуется давно, ни в отечественной, ни в зарубежной научной литературе нет единого определения понятия самооценки. Нет и единого мнения по проблеме общей и частной самооценки.
Кроме этого, по-нашему мнению, тема формирования адекватной самооценки у студентов средствами танцевально-двигательной терапии недостаточно освещена учёными в психолого-педагогической литературе.
Проблема исследования заключается в том, что самооценка может быть не постоянной и зависеть от многих факторов и обстоятельств в жизни человека. Нельзя один раз и на всю жизнь сформировать адекватную самооценку. Надо постоянно работать над собой, чтобы самооценка была стабильной и адекватной.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить формирование адекватной самооценки у студентов средствами танцевально-двигательной терапии.
Объект исследования - самооценка у студентов.
Предмет исследования - формирование адекватной самооценки у студентов средствами танцевально-двигательной терапии.
Гипотеза исследования - мы предполагаем, что уровень самооценки у студентов, возможно, изменится, если разработать и реализовать модель управления процессом формирования адекватной самооценки у студентов средствами танцевально-двигательной терапии, включающую теоретический, диагностический, коррекционно-развивающий, аналитический компоненты.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Определить особенности формирования самооценки в период студенчества.
3. Определить этапы, методы и методики исследования.
4. Составить модель формирования адекватной самооценки у студентов средствами танцевально-двигательной терапии.
5. Дать характеристику выборки и провести анализ констатирующего исследования.
6. Разработать и реализовать программу по формированию адекватной самооценки у студентов средствами танцевально-двигательной терапии.
7. Провести анализ результатов формирующего эксперимента.
8. Разработать технологическую карту результатов исследования в практику и дать психолого-педагогические рекомендации по управлению процессом формирования адекватной самооценки у студентов средствами танцевально-двигательной терапии.
В ходе исследования были применены следующие методы и методики:
1. Теоретические - анализ психолого-педагогической литературы, моделирование, целеполагание.
2. Эмпирические - эксперимент и тестирование по методикам:
1) «Экспресс-диагностика уровня самооценки» (Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М);
2) «Шкала самоуважения Розенберга»;
3) «Вербальная диагностика самооценки личности» (Фетискин Н.
П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М).
3. Математические методы: Т-критерий Вилкоксона.
Теоретическая значимость работы заключается в систематизации сведений о проблеме формирования самооценки у студентов, разработке и реализации модели управления процессом формирования адекватной самооценки у студентов средствами танцевально-двигательной терапии.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная программа может быть использована в дальнейшем студентами, педагогами, психологами. Полученные в исследовании результаты могут лечь в основу других научных работ.
Материалы исследования прошли апробацию в выступлениях на конгрессе МАНВО «Психофизиологические, психологические и педагогические проблемы развития личности студента» (gisap.eu; 01.11.2016 - 15.12.2016), «Психофизиологические, психологические и педагогические проблемы медиации» (gisap.eu; 15.11.2017 - 29.12.2017), на форуме инновационных психологических технологий «Неделя Люшера» (г. Пермь, 27.03.2017 - 30.03.2017), на Всероссийской научно-практической конференции «Профессиональное самоопределение молодёжи инновационного региона: проблемы и перспективы» (г. Челябинск, 14.11.2017 - 30.11.2017), публикация научной статьи.
Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе студии театра «Манекен». Всего в исследовании приняли участие двадцать студентов студии театра «Манекен», первого-четвёртого курсов, обучающихся в Южно-Уральском государственном университете, в возрасте от 18 до 21 года.
Несмотря на то что феномен самооценки исследуется давно, ни в отечественной, ни в зарубежной научной литературе нет единого определения понятия самооценки.
Кроме этого, до сих пор среди учёных нет единого мнения по поводу соотношения общей и частных самооценок.
Так же, по-нашему мнению, тема формирования адекватной самооценки у студентов средствами танцевально-двигательной терапии недостаточно освещена учёными в психолого-педагогической литературе.
Проблема исследования заключается в том, что самооценка может быть не постоянной и зависеть от многих факторов и обстоятельств в жизни человека. Нельзя один раз и на всю жизнь сформировать адекватную самооценку. Надо постоянно работать над собой, чтобы самооценка была стабильной и адекватной.
Так в студенческие годы самооценка, как правило, нестабильна. Процесс формирования самооценки во многом способствует восприятию себя как активного субъекта деятельности, начиная с первых дней обучения в вузе. От уровня сформированности самооценки напрямую зависит степень продуктивности и самоэффективности.
По мнению различных учёных, студенческому возрасту свойственны состояние эмоциональной нестабильности и тревожности , а также неуравновешенность и беспокойство.
Центральным новообразованием юношеского возраста становится устойчивое самосознание и стабильный образ «Я».
В этот период формируется система представлений о самом себе, влияющая на поведение и взаимодействие с другими людьми.
Кроме этого, в юношеском возрасте становится важной оценка своей внешности, принятие или непринятие своего тела. Здесь может быть расхождение между реальным «Я» и идеальным. В данном случае важно проявлять самоуважение к себе, принимать себя и своё тело.
Ролевая самооценка студента является частным видом общей самооценки человека, которая образуется в деятельности, направленной на освоение соответствующей социальной роли. В период студенчества в структуре личности обучающегося в вузе возникает и функционирует ролевая самооценка, влияя на успешность его самореализации в образовательном пространстве. Она имеет возрастную и социально-психологическую обусловленность.
В ходе работы нами были разработаны дерево целей и модель управления процессом формирования адекватной самооценки у студентов средствами танцевально-двигательной терапии, включающая в себя теоретический, диагностический, коррекционно-развивающий и аналитический компоненты.
Моделирование способствует системному анализу проблемы; позволяет определить приоритетность; обеспечивает увеличение инновационного процесса от идеи решения проблемы к конкретному средству её решения; позволяет определить приоритетные зоны развития процесса; позволяет разработать адекватную систему управления.
Разработанная модель управления процессом формирования адекватной самооценки у студентов средствами танцевально-двигательной терапии содержит теоретический, диагностический, коррекционно-развивающий и аналитический компоненты.
Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе студии театра «Манекен», в котором приняли участие 20 студентов, первого-четвёртого курсов, обучающихся в Южно-Уральском государственном университете, в возрасте от 18 до 21 года.
Экспериментальная работа состояла из нескольких этапов: поисково-подготовительный, диагностико-аналитический, формирующий и контрольно-обобщающий.
В ходе исследования использовались следующие методы и методики:
1. Теоретические - анализ психолого-педагогической литературы, моделирование, целеполагание.
2. Эмпирические - эксперимент и тестирование по методикам:
1) «Экспресс-диагностика уровня самооценки» (Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М);
2) «Шкала самоуважения Розенберга»;
3) «Вербальная диагностика самооценки личности» (Фетискин Н.
П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М).
3. Математические методы (Т-критерий Вилкоксона).
По методике «Экспресс-диагностика уровня самооценки» (Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М.) средний уровень самооценки был выявлен у 80% студентов, низкий уровень - у 20% опрошенных. Высокий уровень не был выявлен ни у одного из участников тестирования.
По методике «Шкала самоуважения Розенберга» у 60% респондентов был выявлен средний уровень самоуважения, у 40% студентов оказался высокий уровень самоуважения. Низкий уровень и ниже среднего не были выявлены ни у одного из участников исследования.
По методике «Вербальная диагностика самооценки личности» (Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М) у 50% студентов был выявлен средний и низкий уровень самооценки. Высокий уровень не был выявлен ни у одного из участников тестирования.
Теоретическое и эмпирическое изучение самооценки у студентов привело к необходимости разработать и апробировать программу управления процессом формирования адекватной самооценки у студентов средствами танцевально-двигательной терапии.
Цель программы - формирование адекватной самооценки у студентов студии театра «Манекен» с помощью реализации программы.
Коррекционно-развивающее занятия программы включают в себя следующие элементы: ритуал приветствия, разминка, основные упражнения, релаксационные упражнения, обсуждение в группе (рефлексия), ритуал прощания.
Анализ результатов формирующего эксперимента показал, что, после реализации программы психолого-педагогической коррекции самооценки у студентов, произошли следующие изменения.
По методике «Экспресс-диагностика уровня самооценки» (Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М.) средний уровень самооценки у студентов повысился на 80%, низкий уровень снизился на 80%. Высокий уровень самооценки не был выявлен ни у одного из студентов.
По методике «Шкала самоуважения Розенберга» средний уровень самоуважения сохранился у 40% студентов, высокий уровень вырос на 60%, низкий уровень самоуважения не был выявлен ни у одного из участников.
По методике «Вербальная диагностика самооценки личности» (Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М.) средний уровень самооценки повысился на 80%, низкий уровень снизился на 80%. Высокий уровень самооценки не был выявлен ни у одного из участников.
Обобщённые результаты диагностики (Приложение 4, таблица 2) показывают, что на 80% повысился адекватный уровень самооценки, низкий уровень изменился со 100% до 20%. Высокий уровень не был выявлен ни у одного из участников. Отсюда следует, что уровень самооценки у студентов, после реализации программы, стал адекватнее, чем был до её проведения.
Для проверки гипотезы исследования о том, что уровень самооценки студентов, возможно, изменится, если разработать и реализовать модель управления процессом формирования адекватной самооценки у студентов средствами танцевально-двигательной терапии, включающую теоретический, диагностический, коррекционно-развивающий, аналитический компоненты, была проведена математическая обработка данных по Т-критерию Вилкоксона, которая подтвердила положительную динамику показателей и данную гипотезу.
Также были разработаны технологическая карта внедрения и психолого-педагогические рекомендации по формированию адекватной самооценки у студентов, которые представляют практическую значимость и могут быть использованы студентами, родителями, педагогами и психологами для формирования адекватной самооценки у студентов.
Таким образом, цель работы была достигнута, поставленные задачи решены.
1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М.: «Фонд за экономическую грамотность», 1995. - 96 с.
2. Ананьев Б. Г. К постановке проблем детского самосознания // Известия АПН РСФСР. 1948. Вып.18. С.111-115.
3. Балашова Ю. В. Развитие личностной и когнитивной сферы студентов. // Ярославский педагогический вестник. 2009. №2. С. 132-135
4. Белого Н. В., Гавришева Н. А. Формирование профессиональной самооценки у студентов педагогических вузов. // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2011. №3. С. 10-14.
5. Бёрнс Р. Развитие Я - концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986. - 422 с.
6. Бёрнс Р. Я - концепция и Я - образы / Самосознание и защитные механизмы личности. - Самара: Изд. Дом “Бахрах”, 2003. - 656 с.
7. Большой психологический словарь / Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - М.: Прайм-еврознак, 2003. - 633 с.
8. Буланова-Топоркова М. В. Педагогика и психология высшей школы. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 544 с.
9. Возрастная и педагогическая психология. Под ред. М. В. Гамезо и др. - М.: Просвещение, 2001. - 256 с.
10. Выготский Л. С. Психология. - М. ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008с.
11. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. - М.: Изд-во «АСТ», «Харвест», 2009. - 976 с.
12. Грёнлюд Э., Оганесян Н. Ю. Танцевальная терапия. Теория, методика, практика. - СПб.: Речь, 2011. - 288 с.
13. Гюру Эйестад. Самооценка у детей и подростков. Книга для родителей / пер. Наргис Шинкаренко. - М.: Альпина Паблишер, 2014. - 294 с.
14. Дарвиш О. Б. Возрастная психология. - М.: Изд-во ВЛАДОС- ПРЕСС, 2005. - 264 с.
15. Долгова В. И., Шаяхметова В. К. Инвариантность профессионально важных качеств: Монография. - Челябинск: ООО «Издательство РЕКПОЛ», 2009. - 307 с.
16. Долгова В. И. Коррекционно-развивающая работа с подростками, оставшимися без попечения родителей: монография. - Челябинск: АТОКСО, 2010. - 134 с.
17. Долгова В. И., Москвичев А. Г. К проблеме моделирования
психолого-педагогической коррекции самочувствия, активности, настроения человека средствами историко-культурного контента памятника «АРКАИМ» // Человек в условиях интенсификации межличностных взаимодействий: сб. тр. Междунар. виртуальной
Интернет-конференции. - Лондон (Великобритания), 2013. - С. 28 - 30. URL: http://gisap.eu/ru/node/22472(дата обращения 15.10.2017).
18. Долгова В. И. Готовность к инновационной деятельности в образовании: монография. - Москва: КДУ, 2009. - 228 с.
19. Долгова В. И., Гольева Г. Ю. Эмоциональная устойчивость как ключевая компетенция. - Челябинск: АТОКСО, 2010. - 183с.
20. Долгова В. И., Барышникова Е. В., Попова Е. В. Инновационные психолого-педагогические технологии в работе со старшеклассниками: монография. - М.: Издательство Перо, 2015. - 208с.
21. Долгова В. И., Аркаева Н. И. Смысложизненные ориентации: формирование и развитие. - Челябинск: Искра, 2012. - 229 с.
22. Долгова В. И., Долгов П. Т., Крыжановская Н. В. Формирование
психологической безопасности общения в подростковом и юношеском возрастах // материалы Всероссийской студенческой олимпиады по направлению "Педагогика и психология", (28-29 марта 2008 г.).
Федеральное агентство по образованию РФ, ГОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», - Челябинск, 2008. - 91 с.
23. Емельянова И. А. Педагогическая технология формирования коммуникативных умений и навыков у младших школьников с нарушением интеллекта: автореферат дис. канд. пед. наук: 13.00.03 / Емельянова Ирина Алексеевна; Ур. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2009. - 22 с.
24. Жокина П. А. О некоторых научных подходах к изучению самооценки и уверенности в себе в зарубежной психологии. // Психолого - педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья. Сборник научных статей: в 2-х частях. 2016. С. 46-59.
25. Казданян С. Ш. О развитии личности студента в вузе. // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации. Монография. Пенза. 2016. С. 84-98.
26. Кипнис М. Актёрский тренинг. Более 100 игр, упражнений и этюдов, которые помогут вам стать первоклассным актёром. — М.: ACT: ACT МОСКВА, СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. - 249 с.
27. Кириллова О. А. Педагогические проблемы внедрения
технологической карты в учебный процесс // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» 2014, № 6. URL:
http://naukovedenie.ru/PDF/64PVN614.pdf(дата обращения 22.11.2017).
28. Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь. - М.: Издательский центр Академия, 2003. - 176 с.
29. В. В. Козлов, А. Е. Гиршон, Н. И. Веремеенко. Интегративная танцевально-двигательная терапия. - Издание 2-е, расширенное и дополненное. - СПб.: Речь, 2006. - 286 с.
30. Комиссарова М. «Обретение себя» [Электронный ресурс]. URL: https://evolutio.livejournal.com/624413.html(дата обращения 17.02.2018).
31. Комиссарова М. «Встреча с реальностью» [Электронный ресурс].
URL: https://evolutio.livejournal.com/644260.html(дата обращения
21.03.2018).
32. Комиссарова М. «Получение силы». [Электронный ресурс]. URL: https://evo-lutio.livejournal.com/649533.html(дата обращения 29.03.2018).
33. Комиссарова М. «Спонтанное подключение». [https://evo-
lutio.livejournal.com/674289.html](дата обращения 7.05.2018).
34. Кон И. С. В поисках себя: Личность и её самосознание. - М.: Политиздат, 2001. - 335 с.
35. Копытин А.И. Тренинг коммуникации: Арт-терапия. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2006. - 96 с.
36. Ксенева И.Д., Щербакова М.В. Самооценка студента как фактор успешности будущей профессиональной деятельности. // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2010. № 4 (48). С. 119-123.
37. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. - М.: Изд-во: «Сфера», 2001. - 257 с.
38. Кули Ч. Человеческая природа и социальный порядок. Пер. с англ. - М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. - 320 с.
39. Куперсмит С. Предпосылки к самооценке. - М., 1959. - 152с.
40. Левашова С. А. Психолог и подросток: коммуникативно-двигательный тренинг. - Ярославль: Академия развития, 2006. - 160с.
41. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - Москва: Смысл, Академия, 2005. - 352 с.
42. Липкина А. И. Самооценка школьника. - М.: Знание, 2003. - 64 с.
43. Лобашов В. Д. Формирование познавательного интереса в процессе обучения // Школьная технология. - 2010. - № 2. - С.118-129.
44. Маслоу А. Мотивация и личность. - Спб.: Питер, 2006. - 352с.
45. Мелешкова Н. О. Секреты самооценки. - 2009. - №9. - С. 100¬101.
46. Молчанова О. Н. Самооценка: теоретические проблемы и эмпирические исследования. - М.: Флинта, 2010. - 392 с.
47. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 456 с.
48. Некрасова Т. Ю. Особенности реагирования в ситуации «угрозы Я» в зависимости от типа самооценки: Дис. канд. психол. наук. - М., 2016. - 178 с.
49 Новик И. Б. Моделирование как метод научного исследования. - М.: Гардарики, 2005. - 149 с.
50. Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина, В. С. Аванесова. - СПб.: Речь, 2000. - 440 с.
51. Педагогическая психология: практикум: / под ред. Л. А. Регуш, В. И. Долговой, А. В. Орловой. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2012. - 304 с.
52. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. - М.: Академия, 2010. - 528 с.
53. Петровский А. В. Введение в психологию. - М., 1995. - 410 с.
54. Петухова Л. П., Елисеева Е. В., Митюченко Л. С., Морозова С. И.,Осипова Л. А. Эмпирическое исследование взаимосвязи самооценки и поведение студентов вуза в конфликтных ситуациях // Проблемы современного педагогического образования. Сер. Педагогика и психология. Сб. статей. - Ялта: РИО ГПА, 2016. 51.Ч. 5. С. 576-583.
55. Психология личности. Т. 1. Хрестоматия. - Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2008. - 512 с.
56. Психология человека от рождения до смерти. // Под ред. А. А. Реана. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с.
57. Психология. В 3 кн. - 4-е изд./ Под ред. Р. С. Немова - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. - 688 с.
58. Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б. Д. Карвасарского. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2002. - 672 с.
59. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб: Питер., 2000. - 278 с.
60. Реан А. А. Психология и психодиагностика личности. - Спб.: Прайм-Еврознак, 2008. - 255 с.
61. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 220 с.
62. Романова Т. И. Самооценка и самоопределение личности с точки зрения карьеры: методические указания и тесты к практическим занятиям. - Томск: Изд-во Том. гос. архит.-строит. ун-та, 2008. - 55 с.
63. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2007. - 713 с.
64. Русина С. А. Социальный и психологический аспекты генезиса ролевой самооценки студента. // Мир науки, культуры, образования. 2015. №4. С. 187-189.
65. Сапогова Е. Е. Психология развития человека. - М.: Аспект Пресс, 2005 - 460 с.
66. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. - Изд-во: Православный Свято-Тихоновский гуманитрный университет, 2014. - 400 с.
67. Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. - СПб.: Питер, 2006. - 303 с.
68. Справочник практического психолога. Психодиагностика / под ред. С. Т. Посоховой. - М.: АСТ; - Спб: Сова, 2005. - 671 с.
69. Столин В. В. Самосознание личности. - М.: Академия, 2009. - 284 с.
70. Стукань А. Е. Исследование проблемы формирования самооценки в зарубежной психологии. // Наука, образование и инновации. Сборник статей международной научно-практической конференции. - Уфа. 2016. C. 84-87.
71. Суверова Э. И. Самооценка в дошкольном возрасте. [Электронный ресурс]. URL:http://psi.lib.ru/detsad/sbor/saodshv.htm(дата обращения 10.01.2017).
72. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 408 с.
73. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность в 2 т. / (пер. с. немец.) под ред. Величковского Б. М. / - М.: Педагогика, т. 1 , 1986. - 408 с.
74. Чеснокова И. И. Самосознание личности. Теоретические проблемы психологии личности. - М.: Педагогика, 2010. - 225 с.
75. Шибутани Т. Я - концепция и чувство собственного достоинства. Самосознание и защитные механизмы личности. - Самара: Изд. Дом “Бахрах”, 2003. - 296 с.
76. Штейнмец А. Э. Общая психология. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 228 с.
77. Яковлев Е. В, Н. О. Яковлева. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов. [Электронный ресурс]. URL: http://elib.cspu.ru/xmlui/handle/123456789/278(дата обращения 10.11.2017).