Управление процессом формирования адекватной самооценки у студентов средствами танцевально-двигательной терапии
|
Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование управления процессом формирования адекватной самооценки у студентов 7
1.1 Изучение самооценки в психолого-педагогической литературе 7
1.2 Особенности формирования самооценки в период студенчества 16
1.3 Модель управления процессом формирования адекватной самооценки у
студентов средствами танцевально-двигательной терапии 25
Глава 2. Организация и проведение исследования уровня самооценки у студентов 36
2.1 Этапы, методы и методики исследования 36
2.2 Характеристика выборки и результатов констатирующего
эксперимента 45
Глава 3. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования управления процессом формирования адекватной самооценки у студентов средствами танцевально-двигательной терапии 51
3.1 Программа управления процессом формирования адекватной самооценки у студентов средствами танцевально-двигательной терапии.. 51
3.2 Анализ результатов формирующего эксперимента 72
3.3 Технологическая карта внедрения результатов исследования в
практику 81
Заключение 91
Библиографический список 96
Приложения
Глава 1. Теоретическое обоснование управления процессом формирования адекватной самооценки у студентов 7
1.1 Изучение самооценки в психолого-педагогической литературе 7
1.2 Особенности формирования самооценки в период студенчества 16
1.3 Модель управления процессом формирования адекватной самооценки у
студентов средствами танцевально-двигательной терапии 25
Глава 2. Организация и проведение исследования уровня самооценки у студентов 36
2.1 Этапы, методы и методики исследования 36
2.2 Характеристика выборки и результатов констатирующего
эксперимента 45
Глава 3. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования управления процессом формирования адекватной самооценки у студентов средствами танцевально-двигательной терапии 51
3.1 Программа управления процессом формирования адекватной самооценки у студентов средствами танцевально-двигательной терапии.. 51
3.2 Анализ результатов формирующего эксперимента 72
3.3 Технологическая карта внедрения результатов исследования в
практику 81
Заключение 91
Библиографический список 96
Приложения
Самооценка - одна из важных составляющих личности. Самооценка, т.е. оценка личностью себя, своих качеств, умений, способностей, является одним из важнейших факторов для гармоничного развития личности, успешности обучения и дальнейшего профессионального развития, что очень важно для студентов. Также самооценка влияет на то, как мы общаемся с другими людьми, на наше поведение и уровень притязаний. Поэтому важно иметь адекватную самооценку. Особенно это значимо для людей творческих профессий, поскольку они наиболее подвержены оценкам окружающих, критике других людей. Для того чтобы добиться успеха в творчестве, самореализации в профессии и социуме лучше, чтобы самооценка была стабильной и адекватной. Как правило, люди с заниженной самооценкой часто склонны недооценивать себя, свои способности и возможности, что может сказаться на их личностном и профессиональном становлении.
Исследованием феномена самооценки занимались как отечественные, так и зарубежные учёные: Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, П. Р. Чамата, Р. Бёрнс, У. Джеймс, Ф. Зимбардо, В. Квинн, Р. Мейли, Т. Шибутани, и др.
Несмотря на то что этот феномен исследуется давно, ни в отечественной, ни в зарубежной научной литературе нет единого определения понятия самооценки. Нет и единого мнения по проблеме общей и частной самооценки.
Кроме этого, по-нашему мнению, тема формирования адекватной самооценки у студентов средствами танцевально-двигательной терапии недостаточно освещена учёными в психолого-педагогической литературе.
Проблема исследования заключается в том, что самооценка может быть не постоянной и зависеть от многих факторов и обстоятельств в жизни человека. Нельзя один раз и на всю жизнь сформировать адекватную самооценку. Надо постоянно работать над собой, чтобы самооценка была стабильной и адекватной.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить формирование адекватной самооценки у студентов средствами танцевально-двигательной терапии.
Объект исследования - самооценка у студентов.
Предмет исследования - формирование адекватной самооценки у студентов средствами танцевально-двигательной терапии.
Гипотеза исследования - мы предполагаем, что уровень самооценки у студентов, возможно, изменится, если разработать и реализовать модель управления процессом формирования адекватной самооценки у студентов средствами танцевально-двигательной терапии, включающую теоретический, диагностический, коррекционно-развивающий, аналитический компоненты.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Определить особенности формирования самооценки в период студенчества.
3. Определить этапы, методы и методики исследования.
4. Составить модель формирования адекватной самооценки у студентов средствами танцевально-двигательной терапии.
5. Дать характеристику выборки и провести анализ констатирующего исследования.
6. Разработать и реализовать программу по формированию адекватной самооценки у студентов средствами танцевально-двигательной терапии.
7. Провести анализ результатов формирующего эксперимента.
8. Разработать технологическую карту результатов исследования в практику и дать психолого-педагогические рекомендации по управлению процессом формирования адекватной самооценки у студентов средствами танцевально-двигательной терапии.
В ходе исследования были применены следующие методы и методики:
1. Теоретические - анализ психолого-педагогической литературы, моделирование, целеполагание.
2. Эмпирические - эксперимент и тестирование по методикам:
1) «Экспресс-диагностика уровня самооценки» (Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М);
2) «Шкала самоуважения Розенберга»;
3) «Вербальная диагностика самооценки личности» (Фетискин Н.
П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М).
3. Математические методы: Т-критерий Вилкоксона.
Теоретическая значимость работы заключается в систематизации сведений о проблеме формирования самооценки у студентов, разработке и реализации модели управления процессом формирования адекватной самооценки у студентов средствами танцевально-двигательной терапии.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная программа может быть использована в дальнейшем студентами, педагогами, психологами. Полученные в исследовании результаты могут лечь в основу других научных работ.
Материалы исследования прошли апробацию в выступлениях на конгрессе МАНВО «Психофизиологические, психологические и педагогические проблемы развития личности студента» (gisap.eu; 01.11.2016 - 15.12.2016), «Психофизиологические, психологические и педагогические проблемы медиации» (gisap.eu; 15.11.2017 - 29.12.2017), на форуме инновационных психологических технологий «Неделя Люшера» (г. Пермь, 27.03.2017 - 30.03.2017), на Всероссийской научно-практической конференции «Профессиональное самоопределение молодёжи инновационного региона: проблемы и перспективы» (г. Челябинск, 14.11.2017 - 30.11.2017), публикация научной статьи.
Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе студии театра «Манекен». Всего в исследовании приняли участие двадцать студентов студии театра «Манекен», первого-четвёртого курсов, обучающихся в Южно-Уральском государственном университете, в возрасте от 18 до 21 года.
Исследованием феномена самооценки занимались как отечественные, так и зарубежные учёные: Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, П. Р. Чамата, Р. Бёрнс, У. Джеймс, Ф. Зимбардо, В. Квинн, Р. Мейли, Т. Шибутани, и др.
Несмотря на то что этот феномен исследуется давно, ни в отечественной, ни в зарубежной научной литературе нет единого определения понятия самооценки. Нет и единого мнения по проблеме общей и частной самооценки.
Кроме этого, по-нашему мнению, тема формирования адекватной самооценки у студентов средствами танцевально-двигательной терапии недостаточно освещена учёными в психолого-педагогической литературе.
Проблема исследования заключается в том, что самооценка может быть не постоянной и зависеть от многих факторов и обстоятельств в жизни человека. Нельзя один раз и на всю жизнь сформировать адекватную самооценку. Надо постоянно работать над собой, чтобы самооценка была стабильной и адекватной.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить формирование адекватной самооценки у студентов средствами танцевально-двигательной терапии.
Объект исследования - самооценка у студентов.
Предмет исследования - формирование адекватной самооценки у студентов средствами танцевально-двигательной терапии.
Гипотеза исследования - мы предполагаем, что уровень самооценки у студентов, возможно, изменится, если разработать и реализовать модель управления процессом формирования адекватной самооценки у студентов средствами танцевально-двигательной терапии, включающую теоретический, диагностический, коррекционно-развивающий, аналитический компоненты.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Определить особенности формирования самооценки в период студенчества.
3. Определить этапы, методы и методики исследования.
4. Составить модель формирования адекватной самооценки у студентов средствами танцевально-двигательной терапии.
5. Дать характеристику выборки и провести анализ констатирующего исследования.
6. Разработать и реализовать программу по формированию адекватной самооценки у студентов средствами танцевально-двигательной терапии.
7. Провести анализ результатов формирующего эксперимента.
8. Разработать технологическую карту результатов исследования в практику и дать психолого-педагогические рекомендации по управлению процессом формирования адекватной самооценки у студентов средствами танцевально-двигательной терапии.
В ходе исследования были применены следующие методы и методики:
1. Теоретические - анализ психолого-педагогической литературы, моделирование, целеполагание.
2. Эмпирические - эксперимент и тестирование по методикам:
1) «Экспресс-диагностика уровня самооценки» (Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М);
2) «Шкала самоуважения Розенберга»;
3) «Вербальная диагностика самооценки личности» (Фетискин Н.
П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М).
3. Математические методы: Т-критерий Вилкоксона.
Теоретическая значимость работы заключается в систематизации сведений о проблеме формирования самооценки у студентов, разработке и реализации модели управления процессом формирования адекватной самооценки у студентов средствами танцевально-двигательной терапии.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная программа может быть использована в дальнейшем студентами, педагогами, психологами. Полученные в исследовании результаты могут лечь в основу других научных работ.
Материалы исследования прошли апробацию в выступлениях на конгрессе МАНВО «Психофизиологические, психологические и педагогические проблемы развития личности студента» (gisap.eu; 01.11.2016 - 15.12.2016), «Психофизиологические, психологические и педагогические проблемы медиации» (gisap.eu; 15.11.2017 - 29.12.2017), на форуме инновационных психологических технологий «Неделя Люшера» (г. Пермь, 27.03.2017 - 30.03.2017), на Всероссийской научно-практической конференции «Профессиональное самоопределение молодёжи инновационного региона: проблемы и перспективы» (г. Челябинск, 14.11.2017 - 30.11.2017), публикация научной статьи.
Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе студии театра «Манекен». Всего в исследовании приняли участие двадцать студентов студии театра «Манекен», первого-четвёртого курсов, обучающихся в Южно-Уральском государственном университете, в возрасте от 18 до 21 года.
Несмотря на то что феномен самооценки исследуется давно, ни в отечественной, ни в зарубежной научной литературе нет единого определения понятия самооценки.
Кроме этого, до сих пор среди учёных нет единого мнения по поводу соотношения общей и частных самооценок.
Так же, по-нашему мнению, тема формирования адекватной самооценки у студентов средствами танцевально-двигательной терапии недостаточно освещена учёными в психолого-педагогической литературе.
Проблема исследования заключается в том, что самооценка может быть не постоянной и зависеть от многих факторов и обстоятельств в жизни человека. Нельзя один раз и на всю жизнь сформировать адекватную самооценку. Надо постоянно работать над собой, чтобы самооценка была стабильной и адекватной.
Так в студенческие годы самооценка, как правило, нестабильна. Процесс формирования самооценки во многом способствует восприятию себя как активного субъекта деятельности, начиная с первых дней обучения в вузе. От уровня сформированности самооценки напрямую зависит степень продуктивности и самоэффективности.
По мнению различных учёных, студенческому возрасту свойственны состояние эмоциональной нестабильности и тревожности , а также неуравновешенность и беспокойство.
Центральным новообразованием юношеского возраста становится устойчивое самосознание и стабильный образ «Я».
В этот период формируется система представлений о самом себе, влияющая на поведение и взаимодействие с другими людьми.
Кроме этого, в юношеском возрасте становится важной оценка своей внешности, принятие или непринятие своего тела. Здесь может быть расхождение между реальным «Я» и идеальным. В данном случае важно проявлять самоуважение к себе, принимать себя и своё тело.
Ролевая самооценка студента является частным видом общей самооценки человека, которая образуется в деятельности, направленной на освоение соответствующей социальной роли. В период студенчества в структуре личности обучающегося в вузе возникает и функционирует ролевая самооценка, влияя на успешность его самореализации в образовательном пространстве. Она имеет возрастную и социально-психологическую обусловленность.
В ходе работы нами были разработаны дерево целей и модель управления процессом формирования адекватной самооценки у студентов средствами танцевально-двигательной терапии, включающая в себя теоретический, диагностический, коррекционно-развивающий и аналитический компоненты.
Моделирование способствует системному анализу проблемы; позволяет определить приоритетность; обеспечивает увеличение инновационного процесса от идеи решения проблемы к конкретному средству её решения; позволяет определить приоритетные зоны развития процесса; позволяет разработать адекватную систему управления.
Разработанная модель управления процессом формирования адекватной самооценки у студентов средствами танцевально-двигательной терапии содержит теоретический, диагностический, коррекционно-развивающий и аналитический компоненты.
Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе студии театра «Манекен», в котором приняли участие 20 студентов, первого-четвёртого курсов, обучающихся в Южно-Уральском государственном университете, в возрасте от 18 до 21 года.
Экспериментальная работа состояла из нескольких этапов: поисково-подготовительный, диагностико-аналитический, формирующий и контрольно-обобщающий.
В ходе исследования использовались следующие методы и методики:
1. Теоретические - анализ психолого-педагогической литературы, моделирование, целеполагание.
2. Эмпирические - эксперимент и тестирование по методикам:
1) «Экспресс-диагностика уровня самооценки» (Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М);
2) «Шкала самоуважения Розенберга»;
3) «Вербальная диагностика самооценки личности» (Фетискин Н.
П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М).
3. Математические методы (Т-критерий Вилкоксона).
По методике «Экспресс-диагностика уровня самооценки» (Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М.) средний уровень самооценки был выявлен у 80% студентов, низкий уровень - у 20% опрошенных. Высокий уровень не был выявлен ни у одного из участников тестирования.
По методике «Шкала самоуважения Розенберга» у 60% респондентов был выявлен средний уровень самоуважения, у 40% студентов оказался высокий уровень самоуважения. Низкий уровень и ниже среднего не были выявлены ни у одного из участников исследования.
По методике «Вербальная диагностика самооценки личности» (Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М) у 50% студентов был выявлен средний и низкий уровень самооценки. Высокий уровень не был выявлен ни у одного из участников тестирования.
Теоретическое и эмпирическое изучение самооценки у студентов привело к необходимости разработать и апробировать программу управления процессом формирования адекватной самооценки у студентов средствами танцевально-двигательной терапии.
Цель программы - формирование адекватной самооценки у студентов студии театра «Манекен» с помощью реализации программы.
Коррекционно-развивающее занятия программы включают в себя следующие элементы: ритуал приветствия, разминка, основные упражнения, релаксационные упражнения, обсуждение в группе (рефлексия), ритуал прощания.
Анализ результатов формирующего эксперимента показал, что, после реализации программы психолого-педагогической коррекции самооценки у студентов, произошли следующие изменения.
По методике «Экспресс-диагностика уровня самооценки» (Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М.) средний уровень самооценки у студентов повысился на 80%, низкий уровень снизился на 80%. Высокий уровень самооценки не был выявлен ни у одного из студентов.
По методике «Шкала самоуважения Розенберга» средний уровень самоуважения сохранился у 40% студентов, высокий уровень вырос на 60%, низкий уровень самоуважения не был выявлен ни у одного из участников.
По методике «Вербальная диагностика самооценки личности» (Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М.) средний уровень самооценки повысился на 80%, низкий уровень снизился на 80%. Высокий уровень самооценки не был выявлен ни у одного из участников.
Обобщённые результаты диагностики (Приложение 4, таблица 2) показывают, что на 80% повысился адекватный уровень самооценки, низкий уровень изменился со 100% до 20%. Высокий уровень не был выявлен ни у одного из участников. Отсюда следует, что уровень самооценки у студентов, после реализации программы, стал адекватнее, чем был до её проведения.
Для проверки гипотезы исследования о том, что уровень самооценки студентов, возможно, изменится, если разработать и реализовать модель управления процессом формирования адекватной самооценки у студентов средствами танцевально-двигательной терапии, включающую теоретический, диагностический, коррекционно-развивающий, аналитический компоненты, была проведена математическая обработка данных по Т-критерию Вилкоксона, которая подтвердила положительную динамику показателей и данную гипотезу.
Также были разработаны технологическая карта внедрения и психолого-педагогические рекомендации по формированию адекватной самооценки у студентов, которые представляют практическую значимость и могут быть использованы студентами, родителями, педагогами и психологами для формирования адекватной самооценки у студентов.
Таким образом, цель работы была достигнута, поставленные задачи решены.
Кроме этого, до сих пор среди учёных нет единого мнения по поводу соотношения общей и частных самооценок.
Так же, по-нашему мнению, тема формирования адекватной самооценки у студентов средствами танцевально-двигательной терапии недостаточно освещена учёными в психолого-педагогической литературе.
Проблема исследования заключается в том, что самооценка может быть не постоянной и зависеть от многих факторов и обстоятельств в жизни человека. Нельзя один раз и на всю жизнь сформировать адекватную самооценку. Надо постоянно работать над собой, чтобы самооценка была стабильной и адекватной.
Так в студенческие годы самооценка, как правило, нестабильна. Процесс формирования самооценки во многом способствует восприятию себя как активного субъекта деятельности, начиная с первых дней обучения в вузе. От уровня сформированности самооценки напрямую зависит степень продуктивности и самоэффективности.
По мнению различных учёных, студенческому возрасту свойственны состояние эмоциональной нестабильности и тревожности , а также неуравновешенность и беспокойство.
Центральным новообразованием юношеского возраста становится устойчивое самосознание и стабильный образ «Я».
В этот период формируется система представлений о самом себе, влияющая на поведение и взаимодействие с другими людьми.
Кроме этого, в юношеском возрасте становится важной оценка своей внешности, принятие или непринятие своего тела. Здесь может быть расхождение между реальным «Я» и идеальным. В данном случае важно проявлять самоуважение к себе, принимать себя и своё тело.
Ролевая самооценка студента является частным видом общей самооценки человека, которая образуется в деятельности, направленной на освоение соответствующей социальной роли. В период студенчества в структуре личности обучающегося в вузе возникает и функционирует ролевая самооценка, влияя на успешность его самореализации в образовательном пространстве. Она имеет возрастную и социально-психологическую обусловленность.
В ходе работы нами были разработаны дерево целей и модель управления процессом формирования адекватной самооценки у студентов средствами танцевально-двигательной терапии, включающая в себя теоретический, диагностический, коррекционно-развивающий и аналитический компоненты.
Моделирование способствует системному анализу проблемы; позволяет определить приоритетность; обеспечивает увеличение инновационного процесса от идеи решения проблемы к конкретному средству её решения; позволяет определить приоритетные зоны развития процесса; позволяет разработать адекватную систему управления.
Разработанная модель управления процессом формирования адекватной самооценки у студентов средствами танцевально-двигательной терапии содержит теоретический, диагностический, коррекционно-развивающий и аналитический компоненты.
Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе студии театра «Манекен», в котором приняли участие 20 студентов, первого-четвёртого курсов, обучающихся в Южно-Уральском государственном университете, в возрасте от 18 до 21 года.
Экспериментальная работа состояла из нескольких этапов: поисково-подготовительный, диагностико-аналитический, формирующий и контрольно-обобщающий.
В ходе исследования использовались следующие методы и методики:
1. Теоретические - анализ психолого-педагогической литературы, моделирование, целеполагание.
2. Эмпирические - эксперимент и тестирование по методикам:
1) «Экспресс-диагностика уровня самооценки» (Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М);
2) «Шкала самоуважения Розенберга»;
3) «Вербальная диагностика самооценки личности» (Фетискин Н.
П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М).
3. Математические методы (Т-критерий Вилкоксона).
По методике «Экспресс-диагностика уровня самооценки» (Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М.) средний уровень самооценки был выявлен у 80% студентов, низкий уровень - у 20% опрошенных. Высокий уровень не был выявлен ни у одного из участников тестирования.
По методике «Шкала самоуважения Розенберга» у 60% респондентов был выявлен средний уровень самоуважения, у 40% студентов оказался высокий уровень самоуважения. Низкий уровень и ниже среднего не были выявлены ни у одного из участников исследования.
По методике «Вербальная диагностика самооценки личности» (Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М) у 50% студентов был выявлен средний и низкий уровень самооценки. Высокий уровень не был выявлен ни у одного из участников тестирования.
Теоретическое и эмпирическое изучение самооценки у студентов привело к необходимости разработать и апробировать программу управления процессом формирования адекватной самооценки у студентов средствами танцевально-двигательной терапии.
Цель программы - формирование адекватной самооценки у студентов студии театра «Манекен» с помощью реализации программы.
Коррекционно-развивающее занятия программы включают в себя следующие элементы: ритуал приветствия, разминка, основные упражнения, релаксационные упражнения, обсуждение в группе (рефлексия), ритуал прощания.
Анализ результатов формирующего эксперимента показал, что, после реализации программы психолого-педагогической коррекции самооценки у студентов, произошли следующие изменения.
По методике «Экспресс-диагностика уровня самооценки» (Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М.) средний уровень самооценки у студентов повысился на 80%, низкий уровень снизился на 80%. Высокий уровень самооценки не был выявлен ни у одного из студентов.
По методике «Шкала самоуважения Розенберга» средний уровень самоуважения сохранился у 40% студентов, высокий уровень вырос на 60%, низкий уровень самоуважения не был выявлен ни у одного из участников.
По методике «Вербальная диагностика самооценки личности» (Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М.) средний уровень самооценки повысился на 80%, низкий уровень снизился на 80%. Высокий уровень самооценки не был выявлен ни у одного из участников.
Обобщённые результаты диагностики (Приложение 4, таблица 2) показывают, что на 80% повысился адекватный уровень самооценки, низкий уровень изменился со 100% до 20%. Высокий уровень не был выявлен ни у одного из участников. Отсюда следует, что уровень самооценки у студентов, после реализации программы, стал адекватнее, чем был до её проведения.
Для проверки гипотезы исследования о том, что уровень самооценки студентов, возможно, изменится, если разработать и реализовать модель управления процессом формирования адекватной самооценки у студентов средствами танцевально-двигательной терапии, включающую теоретический, диагностический, коррекционно-развивающий, аналитический компоненты, была проведена математическая обработка данных по Т-критерию Вилкоксона, которая подтвердила положительную динамику показателей и данную гипотезу.
Также были разработаны технологическая карта внедрения и психолого-педагогические рекомендации по формированию адекватной самооценки у студентов, которые представляют практическую значимость и могут быть использованы студентами, родителями, педагогами и психологами для формирования адекватной самооценки у студентов.
Таким образом, цель работы была достигнута, поставленные задачи решены.
Подобные работы
- ПОВЫШЕНИЕ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СОВРЕМЕННОЙ ХОРЕОГРАФИЕЙ, В ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2023



